Об умении читать книги, рассказывать и писать о них, а также о помощи в этом «Человека-невидимки»
Этот урок был задуман для того, чтобы научить ребят создавать собственное высказывание о литературном произведении, а также пополнить их лексикон новыми словами, обсудить особенности научно-фантастического и приключенческого жанра.
Учитель рассказывает о жанре рецензии, о подготовке к её написанию. Его слово может быть примерно таким.
Рецензия (Лат. “пересмотр”) — это критический отзыв. Рецензии пишут На что-то: литературное произведение, научную работу, спектакль, кинофильм, концерт. Мы будем учиться писать рецензию на литературное произведение.
Латинское слово “рецензия” близко по смыслу русскому “отзыв”. В отзыве мы выражаем своё отношение к прочитанному, передаём свои впечатления о произведении; в рецензии мы не только описываем свои чувства, но и анализируем содержание книги, оцениваем художественное мастерство писателя. Это сложные задачи, требующие от рецензента (автора рецензии) и начитанности, и хорошего литературного вкуса, и знаний по теории литературы. Чем больше анализа в отзыве, тем ближе он к рецензии.
Работая над отзывом и рецензией, нужно определить тему, идею произведения, осветить проблемы, поставленные автором в книге, уметь сжато передать содержание всей книги или содержание отдельных её эпизодов, дать характеристику героям, показать особенности мастерства писателя, выразить своё отношение к прочитанному.
У рецензии есть своя логика построения. Предлагаемый Вопросник поможет при её написании.
— Понравилась ли книга? Можно ли рекомендовать её для чтения?
— О чём эта книга? (Тема.)
— Каков сюжет произведения? В чём его своеобразие?
— В чём необычность композиции?
— Как описан герой? Какие чувства он вызывает?
— О какой проблеме говорится в книге?
— Какова главная мысль книги? (Идея произведения.)
— Когда, в какой обстановке вы её прочитали?
— Как оформлена книга?
А теперь начнём Обсуждение книги Герберта Уэллса «Человек-невидимка» по этим вопросам, записывая ответы в тетрадь. (Важно подобрать для рецензии такое произведение, которое увлечёт всех. Мой выбор пал на роман Уэллса.)
— Какую рецензию будем писать (положительную или отрицательную)? Всем понравилась книга? Или кто-то остался равнодушным?
Но равнодушных нет. Книга, несомненно, увлекательна и трудно представить человека, который отложит её в сторону, прочитав первые страницы. (Здесь можно привести суждение Юрия Олеши из его книги «Прощание с жизнью»; издательское название — «Ни дня без строчки».)
— О чём эта книга, какова её тема?
О необычной судьбе талантливого учёного-физика, сумевшего сделать себя невидимым.
— В рецензии целесообразно передать сюжет произведения. Вспомним, как в захолустном Айпинге появился таинственный незнакомец.
(Следует краткий пересказ сюжета — выступление ученика.)
— Какие определения вы подобрали бы для того, чтобы охарактеризовать этот сюжет? Увлекает ли вас он вас? Чем интересен?
Подберём и запишем эпитеты к слову “сюжет”: Увлекательный, острый (вызывающий острые ощущения), напряжённый, фантастичный, оригинальный, интересный.
В пёстром мире приключенческой литературы царят свои законы. Один из них — стремительно развивающееся действие, сюжет должен быть острым, чтобы держать читателя в напряжении. Уэллс писал об этой особенности научно-фантастического жанра: “Когда человек бежит от тигра, он не будет останавливаться, чтобы нарвать ромашек, растущих у тропинки, по которой он бежит; и вряд ли у него достанет времени любоваться бархатным мхом на стволе дерева, куда он, спасаясь от преследования, погони, взбирается. Вот так же стремительно должен развиваться сюжет в приключениях”.
— Каким приёмом пользуется автор научно-фантастических и приключенческих произведений, чтобы вызвать у нас острое любопытство? Что вы можете сказать о композиции произведения?
Уэллс нарушает порядок в изложении событий, чтобы заинтересовать нас. Всё начинается с тайны, загадки. Вспомним похожие примеры: «Человек-амфибия» А. Р. Беляева, «Гиперболоид инженера Гарина» А. Н. Толстого.
— Загадочен и мрачен уэллсовский герой. Кратко опишите его, используя назывные предложения.
Перекрещенные бинты на лице. Розовый картонный нос. Синие очки-консервы. Фетровая шляпа с широкими полями. Плащ, закутывающий героя с головы до пят. Перед нами фальшивый облик героя, маска, за которой скрывается преступник.
— Какие выразительные детали дополняют портрет героя?
Яростные жесты, стремительная походка, раздражённый голос. С помощью лаконичного (скупого, но выразительного) портрета автор рисует внешний облик героя, окружает его мрачным ореолом.
— Как можно охарактеризовать внешность невидимки?
Жуткая, фальшивая, страшная, поразительная, отвратительная, дьявольская. Портрет у Уэллса — “говорящий”, если мы заглянем в душу Гриффина, нам станет гадко и отвратительно. Описание тонких душевных движений — психологизм (ср. психея — Греч. “душа”) не свойственен писателям-фантастам. Однако Уэллс не только фантаст, но и тонкий психолог. С его помощью мы начинаем понимать, почему талантливый учёный стал преступником.
(Ученик рассказывает краткую историю падения Гриффина.)
Мы понимаем: страсть к исследованиям отгородила Гриффина от людей вместо того, чтобы соединить с ними. Из живого мира он переместился в пустыню. Аппараты заменили ему людей. Постепенно он дичает от одиночества, которое становится нормой его жизни, он перестаёт испытывать обычные человеческие чувства. Человечность ему кажется слабостью.
Если вбить клин между умом и сердцем, то разум очерствеет, а сердце остынет. И недозволенное станет дозволенным.
— Охарактеризуйте с помощью эпитетов
- Гриффина-человека: (чёрствый, эгоистичный, властный, презирающий людей, мнящий себя суперменом, жестокий); Гриффина-учёного: Одарённый, талантливый, волевой, мужественный; энтузиаст (человек, воодушевлённый идеей, горячо преданный делу), фанатик (человек, с исключительной страстью преданный чему-либо: религиозный фанатик, фанатик науки).
— О чём мечтает Гриффин?
О царстве террора, о том времени, когда он будет диктатором и весь мир будет лежать у его ног.
— Можно ли одного Гриффина обвинить в его преступлениях?
Обратите внимание, в каком обществе живёт Гриффин. Здесь царят волчьи законы, сильный поедает слабого. При первой же возможности тебя сомнут, растопчут, ограбят. Гриффин знал, что его никто не поддержит, а если кто и заинтересуется его исследованиями, то только в корыстных целях. Гриффин испуган миром, в котором живёт, и, чтобы избавиться от страха, мечтает о временах, когда сам будет внушать ужас. Он совершает отвратительное преступление ещё до того, как кто-то успел совершить преступление против него.
Гриффин знает, что мир жесток, — и желает противопоставить ему ещё большую жестокость, он знает, что живёт среди волков, — и хочет быть самым крупным волком. Но, приняв волчью мораль, трудно сохранить человеческую душу.
— Как по-вашему, был бы Гриффин счастлив, если бы достиг мирового господства?
Человек только тогда счастлив по-настоящему, когда творит добро для других.
— Почему погиб человек-невидимка?
Он погиб до того, как его забили насмерть на городской окраине. Он погиб, потому что не сумел подняться до высокого служения людям. А только оно определяло — остаться ему человеком или нет.
— Жаль ли вам этого человека?
Обидно за незаурядную личность.
— Какую же проблему ставит Уэллс в своей книге? Важна ли она?
Уэллс не желает скрывать опасности, таящиеся в научно-техническом прогрессе. Наука может приносить человеку не только великие блага (электричество, радио, телевидение, лекарства от смертельных болезней), но и быть обращённой во зло людям (например, помогать создавать оружие).
Основная мысль книги: учёный, и даже просто талантливый человек, должен быть высоконравственной личностью, использовать Божий дар для блага людей и помнить о своей ответственности перед ними. Можно завершить разговор рассказом о судьбе академика Андрея Дмитриевича Сахарова, одного из разработчиков ядерного оружия, подвергшегося репрессиям за антивоенные выступления.
Создание собственно рецензии (с опорой на записи в тетради) мы предлагаем в качестве домашнего задания. В классе можно оформить стенд, на котором вывесить ученические работы.
От редакции
Несколько суждений в дополнение к уроку Е. Ю. Алексеевой.
Обучать школьников составлению личностно окрашенного высказывания о литературном произведении, вне всякого сомнения, надо — и Е. Ю. Алексеева предлагает для такой работы интересный, незаезженный материал.
Однако вряд ли стоит называть это работой над рецензией. Настоящая рецензия пишется на произведение искусства, которое ещё только входит в обиход: о нём не сложилось мнения, и весь интерес рецензии как раз и состоит в остро-субъективной оценке явления. Нам хочется видеть взгляд рецензента — этот взгляд отбирает и группирует факты, окрашивает их эмоционально. Рецензент обязан сообщить свою точку зрения на произведение, чтобы активно влиять на возникновение точки зрения в другом человеке. В работе же над книгой Уэллса, уже давно прочно и спокойно занявшей свое место в подростковом круге чтения, превалирует анализ, а оценка высказывается поскольку-постольку, робко и как бы необязательно. Вряд ли в итоге у учеников получится именно рецензия. Может быть, отказаться в данном случае от этого термина — и всё встанет на свои места?