ДИАГНОСТИКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

На правах рукописи

Черепанова Александра Владимировна

ДИАГНОСТИКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством

(экономика народонаселения и демография; экономическая безопасность)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Екатеринбург – 2010


Диссертационная работа выполнена в Учреждении Российской академии наук Институте экономики Уральского отделения РАН

Научный руководитель:

доктор экономических наук, профессор

Куклин Александр Анатольевич

(Россия), главный научный сотрудник, руководитель центра экономической безопасности Учреждения Российской академии

наук Института экономики УрО РАН,

г. Екатеринбург

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, доцент

Козлова Ольга Анатольевна

(Россия), заведующая сектором социального

развития региона Учреждения Российской

академии наук Института экономики УрО РАН,

г. Екатеринбург

доктор экономических наук, профессор

Мингалева Жанна Аркадьевна

(Россия), заведующая кафедрой национальной экономики и экономической безопасности

ГОУ ВПО «Пермский государственный университет» – Национальный исследовательский университет, г. Пермь

Ведущая организация:

Учреждение Российской академии наук Институт социально-экономических проблем

народонаселения РАН, г. Москва

Защита состоится 23 июня 2010 г. в 13.00 на заседании диссертационного совета Д 004.022.03 при Учреждении Российской академии наук Институте экономики Уральского отделения РАН по адресу: 620014, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке, с авторефератом – в библиотеке и на сайте Учреждения Российской академии наук Института экономики Уральского отделения РАН (http://www.uiec.ru).

Автореферат разослан 19 мая 2010 г.

Отзывы на автореферат в двух экземплярах, заверенные гербовой печатью, просим направлять по адресу: 620014, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, ученому секретарю диссертационного совета Д 004.022.03.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат экономических наук, доцент С.Н. Котлярова


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Начиная с 1992 г. в России отмечается депопуляция (так называемый «русский крест»): низкая рождаемость на фоне высоких показателей смертности. Данные тенденции – отчасти следствие произошедшего в Европе второго демографического перехода, принципиальная количественная черта которого – снижение рождаемости до уровня ниже простого воспроизводства населения. Но проблемы демографического развития России обусловлены не только трансформационными процессами. Острота и болезненность демографической ситуации в стране в значительной мере спровоцированы проблемами, происходящими в экономической и социальной структуре общества.

В сложившихся условиях очевидна необходимость принятия мер по противодействию кризисным явлениям в наиболее проблемных сферах. Выработка правильных и своевременных решений для обеспечения эффективного социально-демографического развития, в т. ч. на региональном уровне, требует совершенствования теоретико-методических подходов к диагностике и прогнозированию социально-демографической безопасности.

Степень разработанности проблемы. Одной из самых обсуждаемых концепций в XX – начале XXI века является модель демографического перехода, наибольший вклад в разработку которой внесли Ф. Ноутстейн, А. Ландри, Л. Омран, К. Дэвис, Дж. Блейк, Дж. Колдуэлл, Ж.-К. Шене. Идеи демографического перехода получили развитие в исследованиях российских ученых (Э. Араб-Оглы, В. Борисов, А. Боярский, А. Вишневский, А. Волков, Я. Гузеватый, Л. Дарский, А. Кваша, В. Козлов и З. Павлик). Изучению проблем второго демографического перехода посвящены работы Р. Лестэга и Д. ван де Каа. Одной из последних разработок в теории мировой демографической динамики стала теория третьего демографического перехода Д. Коулмена, суть которого заключается в изменении структуры наций.

В начале XXI века Б. Величковский, Е. Чазов, А. Шафиркин приходят к созвучному выводу, что первопричиной демографического кризиса в России является длительно действующий социальный стресс. Существенный вклад в развитие и становление теоретических и методологических подходов к изучению проблем социально-экономической трансформации российского общества и измерению экономического неравенства и бедности внесли Е. Авраамова, А. Кирута, Н. Римашевская, А. Шевяков. Проблемам семьи посвящены работы А. Антонова, С. Голода, Б. Павлова. Вопросы регулирования социально-демографических процессов и повышения эффективности социально-демографической политики подробно освещены А. Ивановой, О. Козловой, С. Рязанцевым, Б. Урланисом.

Ряд исследователей для оценки демографической ситуации применяют интегральные показатели, к которым относятся индекс жизненности (Покровского-Пирла индекс), коэффициент демографического неблагополучия (Л. Рыбаковский), коэффициент витальности (С. Сулакшин). Разработкой методик диагностики демографической ситуации занимались С. Соболева, О. Чудаева, Е. Шершакова. Исследования в области социально-экономической безопасности проводились Л. Абалкиным, И. Богдановым, С. Глазьевым, А. Илларионовым, Ж. Мингалевой, В. Сенчаговым, В. Степашиным, А. Татаркиным, Л. Богатыревым, А. Куклиным, А. Мызиным и другими.

Разработку демографических прогнозов на базе электронных таблиц ведут Е. Андреев, В. Архангельский, А. Кузьмин, Р. Нифантова. Многовариантные демографические прогнозы для мира в целом и практически для всех стран проводятся Отделом народонаселения Департамента по экономическим и социальным вопросам Секретариата ООН.

Одним из последних направлений прогнозирования демографических процессов является построение имитационных моделей. Разработка и применение метода имитационного моделирования нашли свое отражение как в исследованиях зарубежных ученых – В. Лутца, У. Сандерсона и С. Щербова (стохастический (вероятностный) прогноз численности населения), Х. Хюрениуса, И. Холмберга, М. Карлссона (модели рождаемости DM-3 и DM-4), Н. Крафтса и Н. Айрленда (имитационное моделирование формирования семьи), С. Иноуэ (изучение политики воздействия на рождаемость), так и отечественных ученых – Н. Баркалова (микроимитационная модель рождаемости), В. Елизарова, А. Волкова, Е. Сороко (применение имитационного моделирования для изучения развития семьи), А. Антонова, В. Медкова, В. Карповой (имитационная модель рождаемости).

В то же время в соответствии с теорией демографического перехода смену причин развития народонаселения следует рассматривать как проявление самоорганизации, исследования которой ведутся в рамках синергетики или нелинейной динамики. Пионерные идеи в области моделирования развития сложных нелинейных социальных и демографических систем принадлежат В. Карповой (динамическая модель рождаемости), С. Капице (теория роста населения Земли), Г. Быстраю (методика моделирования фактического числа наркозависимых).

Таким образом, при наличии достаточно большого числа исследований, близких к тематике диссертационной работы, на сегодняшний день нет единого комплексного подхода, который позволял бы получать диагностическую и прогнозную картину социально-демографического состояния региона с учетом взаимообусловленности социально-экономических и демографических процессов и саморазвития демографической системы. Недостаточно проработаны методические аспекты оценки эффективности социально-демографического развития.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является развитие теоретико-методических подходов к диагностике и прогнозированию социально-демографической безопасности региона как основы обеспечения его эффективного социально-демографического развития.

Поставленная цель определила необходимость постановки и решения следующих задач:

1. Систематизировать теоретические подходы к исследованию закономерностей социально-экономических и демографических процессов, показать взаимообусловленность их развития. Уточнить понятийный аппарат исследования социально-демографической безопасности территорий регионального уровня.

2. Разработать методический аппарат диагностики социально-демографической безопасности региона с учетом латентных (скрытых) характеристик.

3. Разработать методику прогнозирования социально-демографического развития с учетом социально-экономических процессов, имеющих место в регионе.

4. Разработать концепцию социально-демографического развития УрФО.

Логическая схема диссертационного исследования представлена на рисунке 1.

Объектом исследования является социально-демографическая система субъектов РФ, входящих в состав Уральского федерального округа.

Предмет исследования – социально-экономические отношения по поводу обеспечения социально-демографической безопасности региона.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили теория второго демографического перехода, научные публикации отечественных и зарубежных авторов, посвященные изучению взаимосвязи экономики и населения, аспектам безопасности и защищенности социально-демографических процессов, вопросам эффективного развития в контексте обеспечения эффективности демографических процессов.

Основными методами исследования являются индикативный анализ, синергетика, имитационное моделирование. Использованы методы системного, программно-целевого подходов, экспертных оценок, теории вероятностей и математической статистики.

Информационную базу исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства внутренних дел РФ, эмпирический материал, содержащийся в монографиях и периодической печати, на интернет-страницах, собственные исследования автора.

Основные защищаемые положения и их научная новизна:

1. Обоснованы теоретические принципы исследования социально-демографической безопасности региона с учетом характеристик второго демографического перехода и влияния социального стресса. Предложена авторская трактовка понятия социально-демографической безопасности региона (способность социально-демографической системы поддерживать значения характеризующих ее показателей на уровне не ниже минимально допустимых норм) с развернутой характеристикой условий, необходимых для ее обеспечения. Дано определение понятия эффективного социально-демографического развития региона вследствие проявления синергетического эффекта взаимодействия социально-экономической и демографической систем (пункт 11.17 паспорта специальностей ВАК РФ).

2. Разработана и апробирована комплексная методика диагностики, позволяющая с учетом латентных характеристик заболеваемости и преступности оценить абсолютный и относительный уровень состояния, а также динамику изменения социально-демографической безопасности региона. Предложены индикаторы, алгоритмы и пороговые уровни для диагностики ситуации по блоку воспроизводства населения для территорий регионального уровня (пункт 11.4 паспорта специальностей ВАК РФ).

3. Разработана и апробирована методика прогнозирования социально-демографического развития региона. В ее основе лежит авторский подход совместного использования синергетики и имитационного моделирования, позволяющий получать вероятностные демографические прогнозы с учетом взаимообусловленности социально-экономических и демографических процессов и саморазвития демографической системы (пункт 7.17 паспорта специальностей ВАК РФ).

4. Предложена концепция повышения эффективности социально-демографического развития субъектов УрФО на период до 2025 г. Критерием эффективности реализации концепции является разработанный и апробированный авторский методический подход к оценке результативности социально-демографического развития региона. В качестве инструментов повышения эффективности социально-демографического развития УрФО предлагается создание Центра мониторинга социально-демографической безопасности и разработка типового «Паспорта социально-демографической безопасности региона» (пункт 7.15 паспорта специальностей ВАК РФ; пункт 11.6 паспорта специальностей ВАК РФ).

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется возможностью использования развитых в диссертации теоретико-методических подходов к диагностике и прогнозированию социально-демографической безопасности региона в деятельности органов власти федерального и регионального уровней для анализа текущего и прогнозного состояния социально-демографической безопасности регионов. Полученные результаты диагностики социально-демографической безопасности субъектов Уральского федерального округа могут использоваться при формировании программно-целевых мероприятий по нейтрализации отрицательных тенденций в социально-демографической сфере, результаты прогнозирования – при разработке стратегии социально-демографического развития на период до 2025 г., результаты оценки результативности – при разработке практических рекомендаций по повышению эффективности развития УрФО.

Теоретические положения исследования могут быть использованы в высших учебных заведениях для преподавания дисциплин «Региональная экономика и управление», «Математико-статистические методы в демографии», «Экономическая безопасность», «Экономическая демография».

Апробация работы. Отдельные положения исследования доложены на двух международных (Екатеринбург, 2007 г.; Москва, 2007 г.), восьми всероссийских научно-практических конференциях (Екатеринбург, 2007 – 2009 гг.; Санкт-Петербург, 2008 г.) и двух международных круглых столах (Валенсия (Испания), 2009 г.; Урумчи (Китай), 2009 г.).

Методологические подходы и результаты оценки угроз экономическому росту Свердловской области, вызванные неблагоприятной демографической ситуацией, а также комплекс программно-целевых мероприятий, направленных на нейтрализацию данных угроз, внедрены в стратегических разработках Министерства экономики и труда Свердловской области (2006 г.).

Методический аппарат оценки наркоситуации, влияющей на развитие демографической системы региона, и полученные на основе его реализации данные о фактическом количестве наркозависимых использованы в деятельности Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Свердловской области (2006 г.).

Методический инструментарий и результаты диагностики социально-демографической безопасности территорий Уральского федерального округа в период 20002006 гг., а также прогноз основных показателей демографической сферы Свердловской области на период до 2015 г. использованы Правительством Свердловской области в качестве дополнительных информационно-аналитических подходов к оценке ситуации в социально-демографической сфере (2008 г.).

Методический подход к учету влияния предприятий крупных интегрированных структур в рамках оценки социально-демографической безопасности территорий муниципального уровня, а также результаты такой оценки для отдельных муниципальных образований Свердловской области использованы в деятельности ООО «УГМК Холдинг» при планировании стратегического развития компании (2008 г.).

Полученные научные и практические результаты реализованы при выполнении четырех грантов Российского гуманитарного научного фонда и Российского фонда фундаментальных исследований, а также в рамках плановых научно-исследовательских работ Института экономики УрО РАН в 2007–2010 гг.

Диссертант принимала участие в подготовке доклада Института экономики УрО РАН «Социально-демографическая безопасность регионов России» в Совет Безопасности Российской Федерации (2008 г.).

Публикации. Результаты исследований отражены в 30 публикациях общим объемом 41,9 авторского п.л., в т.ч. 5 работ в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определяемых Высшей аттестационной комиссией («Экономика региона», «Народонаселение»).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из двух томов: первый том состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 207 наименований; изложена на 196 страницах машинописного текста, включающего 24 таблицы и 43 рисунка; второй том включает 23 приложения.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулированы цель и задачи, определены объект и предмет исследования, обозначена научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе «Теоретические основы исследования социально-демографической безопасности региона» рассмотрены закономерности социально-экономического и демографического развития региона. Сформированы теоретические подходы к исследованию социально-демографической безопасности региона. Проведен анализ современного состояния и тенденций изменения социально-экономической и демографической ситуации в УрФО.

Во второй главе «Методический аппарат диагностики и прогнозирования социально-демографической безопасности региона» проанализированы существующие методики оценки и прогнозирования социально-демографической безопасности. Приведена методика диагностики социально-демографической безопасности региона. Разработан методический подход к моделированию социально-демографического развития региона.

В третьей главе «Формирование концепции социально-демографического развития УрФО» приводятся результаты апробации предложенного методического аппарата диагностики и прогнозирования социально-демографической безопасности региона на примере субъектов Уральского федерального округа. Предложена концепция повышения эффективности социально-демографического развития субъектов УрФО на период до 2025 г.

В заключении сформулированы основные выводы и результаты исследования.

2. ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ,

ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. Обоснованы теоретические принципы исследования социально-демографической безопасности региона с учетом характеристик второго демографического перехода и влияния социального стресса. Предложена авторская трактовка понятия социально-демографической безопасности региона (способность социально-демографической системы поддерживать значения характеризующих ее показателей на уровне не ниже минимально допустимых норм) с развернутой характеристикой условий, необходимых для ее обеспечения. Дано определение понятия эффективного социально-демографического развития региона вследствие проявления синергетического эффекта взаимодействия социально-экономической и демографической систем.

Сочетание низкой рождаемости и высокой смертности, наблюдающееся в России, является уникальным. При этом существующие различия в экономических, социальных, природно-климатических, географических и экологических условиях регионов России определяют необходимость поиска оптимальных путей противодействия демографическому кризису в каждом субъекте РФ, в том числе входящих в состав УрФО.

Отрицательные тенденции в воспроизводственных процессах в регионах России зародились в первой половине 1990-х гг. В период 19901999 гг. суммарный коэффициент рождаемости в среднем по УрФО снизился с 1,88 до 1,19. Как положительную тенденцию можно отметить некоторое оживление процесса воспроизводства населения в округе, начиная с 2000 гг., в результате которой в 2008 г. значение суммарного коэффициента рождаемости составило 1,57. Однако последствия снижения рождаемости населения, начавшегося после 1985 г., начнут сказываться уже в ближайшие годы. В первую очередь, это выразится в возникновении в недалеком будущем «дефицита» населения в детородном возрасте. Другим, не менее пагубным последствием, станет старение населения и нарастающий дефицит кадров в экономике (выбывающим из производственного процесса замена будет неадекватной). О нарастающей угрозе свидетельствуют данные о значительном снижении численности населения моложе трудоспособного возраста, которое в недалеком будущем должно прийти на замену работающим в экономике. За период с 19902008 гг. доля населения моложе трудоспособного возраста в общей численности населения сократилась в целом по УрФО с 25,9 до 16,7%.

Но, в первую очередь, обострение демографической ситуации в России и ее регионах связано с высоким уровнем смертности населения. В УрФО смертность с 9,7 чел. на 1000 населения в 1990 г. увеличилась до 15,2 в 2003 г. и далее начала постепенно снижаться, составив в 2009 году 12,9 чел. на 1000 населения. Основными причинами смертности населения в Уральском федеральном округе в 2009 г. остаются неизменными с 1992 г. болезни системы кровообращения (51,8%), новообразования (15,4%), внешние причины (13,6%) (см. рисунок 2). Данная структура смертности аналогична общероссийской.

Рисунок 2 – Динамика общего коэффициента смертности населения в Уральском федеральном округе в 1990–2009 гг.

Как показывают наши исследования, сложившаяся в регионах России ситуация обусловлена совпадением социально-экономических преобразований, спровоцировавших социальный стресс, с периодом прохождения страной второго демографического перехода. Взаимообусловленность влияния данных процессов изображена на рисунке 3.

В условиях наблюдаемого демографического кризиса необходимо особое внимание уделить таким аспектам социально-демографических процессов, как безопасность и защищенность. На основании анализа существующих подходов к пониманию социальной безопасности и демографической безопасности, компромиссов между ними автором предложено определение понятия социально-демографической безопасности региона, учитывающее влияние второго демографического перехода и социального стресса. В авторской трактовке под социально-демографической безопасностью территории регионального уровня (субъекта РФ, федерального округа) понимается способность социально-демографической системы поддерживать значения характеризующих ее показателей на уровне не ниже минимально допустимых норм, необходимыми условиями обеспечения которой являются:

  • возможность в условиях второго демографического перехода поддерживать показатели воспроизводства населения на уровне не ниже минимально допустимых норм, противостоять миграционному оттоку населения, поддерживать в допустимых пределах миграционный приток населения и обеспечить последующую интеграцию мигрантов в местный социум;
  • способность минимизировать социальный стресс за счет обеспечения достойного уровня и качества жизни населения, а также повышения психоэмоционального иммунитета населения, укрепления защитных сил против дестабилизирующих социально-экономических воздействий.

Рисунок 3 – Теоретическое обоснование демографической ситуации в России

Анализ социально-демографического развития России показал, что изменения, происходящие в России с 1990 г., характеризуются неустойчивостью и обратимостью процессов. Для определения верных способов управления таким развитием в сложившихся условиях предложено введение понятия эффективного социально-демографического развития территории регионального уровня (субъекта РФ, федерального округа), под которым понимается такое развитие социально-демографической системы, при котором в регионе обеспечивается оптимальность процессов воспроизводства населения за счет эффективного использования ограниченных социально-экономических ресурсов, что достигается эффективным управлением синергетическим взаимодействием социально-экономической и демографической систем.

Для обеспечения социально-демографической безопасности регионов России необходимо принятие радикальных мер. Основой для принятия правильных и своевременных решений на региональном уровне может служить предложенный подход к исследованию социально-демографической безопасности региона (рисунок 4). В соответствии с разрабатываемым подходом исследование социально-демографической безопасности региона состоит из трех крупных взаимосвязанных процессов:

1. Диагностирование социально-демографической безопасности.

2. Прогнозирование социально-демографического развития.

3. Оценка результативности социально-демографического развития.

Такая триада позволяет, с одной стороны, из множества мер государственного регулирования выбрать оптимальные, а с другой стороны – отследить, как проводимые мероприятия влияют на складывающуюся в регионе ситуацию.

Особенностью предлагаемого диагностирования социально-демографической безопасности региона является комплексность анализа показателей воспроизводства и здоровья населения, уровня и качества жизни, миграционных потоков, половозрастной и брачносемейной структуры.

Основой подхода к прогнозированию социально-демографического развития региона является интегральный учет влияния социально-экономических факторов на основные демографические показатели. Данные факторы в зависимости от конкретных стратегических задач, стоящих перед органами управления, могут выступать в качестве критериев управления.

Другой принцип построения моделей прогнозирования социально-демографического развития региона – рассмотрение воспроизводственных и миграционных процессов как процессов с насыщением. Так, даже при существенном улучшении уровня и качества жизни населения рождаемость в России будет иметь объективные ограничения, связанные с качественными характеристиками второго демографического перехода. В свою очередь снижение уровня смертности ограничено потенциалом биологической жизнеспособности человека. Миграционный прирост населения ограничен спросом на трудовых мигрантов, наличием рабочих мест, а миграционная убыль – численностью высокомобильной части населения региона.

Критериальным параметром оценки результативности социально-демографического развития региона предлагается рассматривать системную направленность.

В конечном итоге, полученная диагностическая картина социально-демографической безопасности субъектов УрФО, прогноз их социально-демографического развития и оценка его результативности являются основой для разработки стратегий и мероприятий по обеспечению социально-демографической безопасности субъектов УрФО в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

2. Разработана и апробирована комплексная методика диагностики, позволяющая с учетом латентных характеристик заболеваемости и преступности оценить абсолютный и относительный уровень состояния, а также динамику изменения социально-демографической безопасности региона. Предложены индикаторы, алгоритмы и пороговые уровни для диагностики ситуации по блоку воспроизводства населения для территорий регионального уровня.

Как показала выполненная в диссертационном исследовании оценка социально-демографической ситуации в субъектах Уральского федерального округа, классический анализ не дает однозначного ответа на вопрос о состоянии регионов по отдельным характеристикам и в целом по социально-демографической безопасности. Это свидетельствует о необходимости комплексного анализа с использованием единого методического аппарата, позволяющего с учетом латентных процессов оценить абсолютный и относительный уровень состояния, а также динамику изменения социально-демографической безопасности регионов. Таким аппаратом, по нашему мнению, является разработанная комплексная методика диагностики состояния социально-демографической безопасности региона. Авторская схема проведения такой оценки приведена на рисунке 5.

Для решения задачи диагностики социально-демографической безопасности региона предложено использовать индикативный метод анализа, целесообразность применения которого обоснована при решении задач экономической и энергетической безопасности уральской научной школой, представителем которой диссертант является. В соответствии с данным подходом диагностика социально-демографической безопасности проводится по совокупности критериальных показателей – индикаторов, позволяющих количественно оценить наличие, характер и уровень проявления угроз социально-демографической системе и его динамику. Уровень и характер проявления угроз социально-демографической безопасности оценивается при сравнении фактических (текущих или прогнозных) значений индикаторов социально-демографической безопасности с их пороговыми (критериальными) значениями.

Для цели диагностики введены следующие оценки ситуаций по каждому из индикаторов социально-демографической безопасности:

1. Относительно нормальное состояние. Данный класс состояний характеризуется значениями индикативных показателей, которые соответствует общепринятым нормативам (российским или зарубежным) по тем или иным демографическим процессам и социально-экономическим явлениям.

2. Предкризисное состояние. Такое состояние, при котором действие угроз безопасности ощутимо сказывается на процессах воспроизводства населения и социально-экономическом развитии региона, хотя существенных нарушений, таких как обезлюживание или вымирание региона, не наблюдается. Предкризисная зона разбивается на три подзоны: предкризис 1, предкризис 2, предкризис 3.

3. Кризисное состояние. Попадание ситуации по индикатору в данное состояние означает существенное действие угроз, в результате чего требуется проводить срочные, в большинстве случаев высокозатратные, действия (зачастую в течение нескольких лет) по их нейтрализации и устранению. Кризисное состояние грозит потерей стабильности и устойчивости процессов воспроизводства населения, в тяжелых случаях наблюдаются обезлюживание или вымирание региона. Кризисная зона также разбивается на три подзоны: кризис 1, кризис 2, кризис 3.

Рисунок 5 – Блок-схема диагностики социально-демографической безопасности региона

Формирование индикативных показателей (индикаторов) социально-демографической безопасности осуществляется по шести индикативным блокам, отражающим ту или иную сторону ее обеспечения (рисунок 5). Алгоритмы расчета отдельных индикаторов, а также их взаимодействия и получения сводных (комплексных) оценок социально-демографической безопасности по индикативным блокам и безопасности в целом подробно рассмотрены в публикациях диссертанта.

Автором предложены индикаторы для диагностики социально-демографической безопасности региона по блоку воспроизводства населения. В работе обосновано, что диагностика ситуации по данному блоку должна сопровождаться оценкой государственной поддержки материнства и младенчества. Диссертант предлагает ее эффективность выявлять проведением сравнения приведенного потока всех пособий на ребенка с приведенным потоком заработной платы среднестатистического занятого в экономике за полтора года, что соответствует периоду отпуска по уходу за ребенком. Разработанные автором индикаторы, в основе которых лежит такое сравнение, приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Индикаторы оценки эффективности государственной поддержки материнства и младенчества, предложенные автором

где размер единовременного пособия при рождении ребенка, руб.;

размер минимального ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, руб.;

размер материнского капитала, руб.;

ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, %;

размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы, руб.

С использованием разработанного методического аппарата проведена диагностика состояния, а также оценена динамика уровня социально-демографической безопасности (рисунок 6) и ее отдельных составляющих для субъектов Уральского федерального округа в период 2000–2008 гг.

Рисунок 6 – Динамика уровня социально-демографической безопасности по субъектам УрФО в 2000-2008 гг.

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что начиная с 2005 г. во всех субъектах наблюдалось улучшение ситуации. В 2008 г. в условиях наступившего финансово-экономического кризиса положительная динамика по социально-демографической безопасности снизилась, в результате чего ни в одном субъекте УрФО ситуацию нельзя назвать приемлемой.

3. Разработана и апробирована методика прогнозирования социально-демографического развития региона. В ее основе лежит авторский подход совместного использования синергетики и имитационного моделирования, позволяющий получать вероятностные демографические прогнозы с учетом взаимообусловленности социально-экономических и демографических процессов и саморазвития демографической системы.

Как показал выполненный в диссертационном исследовании анализ, на сегодняшний день нет методического аппарата, который позволял бы получать вероятностный прогноз социально-демографического развития региона с учетом взаимообусловленности социально-экономических и демографических процессов и саморазвития демографической системы. Таким аппаратом, по нашему мнению, является разработанный методический подход к моделированию социально-демографического развития региона, основанный на совместном использовании синергетического подхода и метода имитационного моделирования (см. рисунок 7).

Рисунок 7 – Блок-схема прогнозирования социально-демографического развития региона

Прогнозирование основных демографических показателей (общего коэффициента рождаемости, общего коэффициента смертности и общего коэффициента миграционного прироста) базируется на использовании основанных на синергетическом подходе моделей. Применение предложенных моделей позволяет строить прогноз с учетом взаимообусловленности социально-экономических и демографических процессов и саморазвития демографической системы. Область применения данных моделей ограничена временными рамками второго демографического перехода.

Факторы, характеризующиеся высокой корреляционной зависимостью с основными демографическими показателями, с указанием направления их влияния на демографические характеристики региона схематично представлены на рисунке 8.

Рисунок 8 – Факторы влияния на основные демографические характеристики региона

Модель прогнозирования общего коэффициента рождаемости представлена в виде системы двух дифференциальных уравнений:

(1)

где M(K) – интегральный фактор влияния;

A, В – параметры, определяющие динамику интегрального фактора M(K);

В1 – коэффициент, характеризующий влияние интегрального фактора на уровень рождаемости региона;

– величина насыщения специального коэффициента рождаемости, чел./ 1000 чел. ферт. возр.

Первое уравнение системы задает саморазвитие социально-экономической системы. В силу представленного уравнения показатель M(K) – ограниченная функция во времени

Второе уравнение обладает двумя основными свойствами. Во-первых, определяет саморазвитие демографической системы, задает изменение рождаемости с величиной насыщения . Эта величина представляет собой системный фактор, определяющий ограниченность роста уровня рождаемости в условиях второго демографического перехода. Во-вторых, множитель определяет влияние социально-экономических характеристик региона как ускорение данного изменения.

Решение системы дифференциальных уравнений проводится в программе MathCAD по методике Г. Быстрая1 с использованием разработанного им программного продукта. Решается обратная задача – по статистическим данным методом последовательных приближений подбираются такие коэффициенты, чтобы кривые наилучшим образом описывали статистические данные в рассматриваемом интервале лет.

Результатом моделирования являются система двух дифференциальных уравнений и прогноз специального коэффициента рождаемости на перспективный период. На основании прогноза путем умножения значений специального коэффициента рождаемости на прогнозные значения доли населения фертильного возраста в общей численности населения, полученные по статистическим данным методом передвижки возрастов, определяем прогнозные значения общего коэффициента рождаемости.

Аналогичные модели были построены для прогнозирования общего коэффициента смертности и коэффициента миграционного прироста населения.

Модельный аппарат прогнозирования численности населения, в основу которого положен метод имитационного моделирования, позволяет проанализировать возможные траектории изменений численности населения региона при различных сценариях демографического развития. При этом параметры распределений, используемых в рассматриваемой модели, находятся на основе полученных прогнозных значений общего коэффициента рождаемости, общего коэффициента смертности и общего коэффициента миграционного прироста. В связи с тем, что данные показатели были определены с учетом социально-экономических процессов, имеющих место в регионе, при прогнозе численности населения они также учитываются.

Прогнозной моделью является уравнение демографического баланса, которое в программе MathCAD имеет вид:

, (2)

где CHISL8 – численность населения в 2008 г.;

rj – общий коэффициент рождаемости, чел./1000 чел. насел.;

sj – общий коэффициент смертности, чел./1000 чел. насел.;

mgj – общий коэффициент миграционного прироста населения, чел./10000 чел. насел.;

(rj, sj, mgj в рамках модели являются нормально распределенными случайными попарно слабо коррелируемыми величинами);

i – номер итерации модели;

j – номер года прогнозирования.

С использованием разработанного методического аппарата получен прогноз социально-демографического развития субъектов УрФО на период до 2025 г. (см. рисунок 9) по заданным диссертантом сценариям демографического развития России. С наибольшей вероятностью численность населения УрФО по инерционному сценарию будет снижаться в течение всего периода прогнозирования. По поддерживающему сценарию перелом тенденции падения численности населения произойдет к 2015 г. По эффективному сценарию положительная динамика будет иметь место в течение всего прогнозного периода. В результате с вероятностью 99,73% численность населения УрФО в 2025 г. составит от 12 080 до 12 180 тысяч человек согласно инерционному сценарию, от 12 460 до 12 650 – по поддерживающему сценарию и от 12 620 до 13 010 тысяч человек – при реализации эффективного сценария. Различная динамика численности населения субъектов УрФО приведет к изменению распределения населения по территории округа (см. рисунок 10), которое незначительно варьируется по сценариям. По всем сценариям прогнозируется увеличение доли населения Тюменской области при снижении долей остальных субъектов УрФО.

4. Предложена концепция повышения эффективности социально-демографического развития субъектов УрФО на период до 2025 г. Критерием эффективности реализации концепции является разработанный и апробированный авторский методический подход к оценке результативности социально-демографического развития региона. В качестве инструментов повышения эффективности социально-демографического развития УрФО предлагается создание Центра мониторинга социально-демографической безопасности и разработка типового «Паспорта социально-демографической безопасности региона».

Стратегической целью концепции повышения эффективности социально-демографического развития субъектов УрФО на период до 2025 г. в долгосрочной перспективе является обеспечение эффективного социально-демографического развития Уральского федерального округа. К основным принципам реализации концепции относятся:

  • согласованность концепции с существующими концепциями и доктринами;
  • комплексность решения социально-демографических задач;
  • научная обоснованность решения социально-демографических задач;
  • своевременное реагирование на демографические тенденции;
  • дифференцированный подход к разработке и реализации социальных и демографических программ для каждого субъекта УрФО;
  • обеспечение эффективности взаимодействия законодательных и исполнительных органов государственной власти.

Основными задачами предлагаемой концепции являются: повышение уровня рождаемости, улучшение состояния здоровья и сокращение уровня смертности, обеспечение необходимых миграционных потоков, улучшение уровня и качества жизни населения, повышение уровня управленческих решений по реализации проектов и мероприятий в сфере социально-демографической безопасности.

Реализацию концепции предлагается осуществлять путем введения системы мониторинга социально-демографической безопасности субъектов УрФО как основы разработки и последующей корректировки региональных программно-целевых мероприятий в сфере социально-демографической безопасности. Критерием эффективности реализации концепции является разработанный методический подход к оценке результативности социально-демографического развития региона, схема которого представлена на рисунке 11.

Рисунок 11 – Блок-схема оценки результативности социально-демографического развития региона

Предложенный критерий основан на использовании метода индикативного анализа, в соответствии с которым результативность социально-демографического развития региона оценивается при сравнении фактического значения коэффициента естественного прироста в определенных условиях социально-экономического развития региона с его пороговым значением. Данный критерий оценки можно представить в трехмерной системе координат в виде поверхности порогового уровня, при этом задающая ее функция имеет вид:

, (3)

где – интегральный фактор влияния на общий коэффициент рождаемости;

– интегральный фактор влияния на общий коэффициент смертности;

– коэффициент естественного прироста населения;

A – величина насыщения коэффициента естественного прироста населения;

В – коэффициент, характеризующий влияние интегральных факторов на естественный прирост.

Оценка результативности социально-демографического развития региона может быть представлена графически в трехмерной системе координат в виде множества точек значений коэффициента естественного прироста при соответствующих им значениях интегральных факторов влияния и поверхности порогового уровня. По расположению точек относительно поверхности можно дать оценку результативности социально-демографического развития региона. Если точки лежат выше поверхности, то социально-демографическое развитие региона в рассматриваемый период можно признать результативным. Если ниже – нерезультативным.

С использованием предложенного критерия получена оценка результативности социально-демографического развития субъектов Уральского федерального округа в период 2000-2008 гг. (см. рисунок 12). Анализ полученных графиков позволяет сделать вывод, что социально-демографическое развитие Тюменской области в рассматриваемый период было результативным. В Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах – близко к результативному. Социально-демографическое развитие остальных субъектов УрФО в 2000-2008 гг. можно признать нерезультативным.

Реализацию концепции повышения эффективности социально-демографического развития субъектов УрФО на период до 2025 г. предлагается осуществлять в три этапа. В соответствии с полученными по эффективному сценарию прогнозными значениями основных демографических показателей определены целевые значения демографического развития Уральского федерального округа по трем пятилетним этапам (см. таблицу 2).

Таблица 2 – Этапы и целевые значения демографического развития Уральского федерального округа на период до 2025 г.

Показатели

2015 г.

2020 г.

2025 г.

Общий коэффициент рождаемости,

чел./1000 человек населения

13,5

13,5

13,4

Общий коэффициент смертности,

чел./1000 человек населения

11,8

10,6

9,6

Коэффициент миграционного прироста населения, чел./10000 человек населения

7,4

5,8

4,0

На первом этапе (2010–2015 годы) предлагается реализовать меры, направленные на нейтрализацию отрицательных тенденций и повышение результативности социально-демографического развития субъектов УрФО. Выбор приоритетных направлений для каждого субъекта УрФО основан на оценках социально-демографической безопасности и результативности социально-демографического развития субъектов УрФО (см. таблицу 3).

Таблица 3 – Направления нейтрализации отрицательных тенденций и повышения результативности социально-демографического развития субъектов УрФО 2

Территория

Направления

Повышение уровня рождаемости

Улучшение состояния здоровья

Сокращение уровня смертности

Обеспечение необходимых миграционных потоков

Повышение уровня денежных доходов и снижение социального расслоения

Повышение доступности жилья

Стабилизация ситуации на рынке труда

Курганская область

+

+

+

+

+

+

+

Свердловская область

+

+

+

+

+

Тюменская область

+

+

+

Ханты-Мансийский АО

+

+

+

Ямало-Ненецкий АО

+

+

+

+

Челябинская область

+

+

+

+

По итогам реализации первого этапа предполагается к 2016 г. стабилизировать численность населения УрФО на уровне 12320–12430 тыс. человек.

На втором этапе (2016–2020 годы) предлагается продолжить осуществление мер, направленных на нейтрализацию отрицательных тенденций и повышение результативности социально-демографического развития субъектов УрФО. Также для повышения эффективности социально-демографического развития УрФО на данном этапе предлагается создание Центра мониторинга социально-демографической безопасности, организованного на уровне УрФО, общая схема работы которого представлена на рисунке 13.

На основе полученных Центром результатов исследований социально-демографической безопасности субъектов УрФО формируется «Паспорт социально-демографической безопасности региона» для каждого субъекта УрФО. Паспорт представляет собой документ, позволяющий действенно использовать результаты исследований при разработке региональных программно-целевых мероприятий в сфере социально-демографической безопасности, со следующей структурой:

Раздел 1. Резюме исследования социально-демографической безопасности региона

1. Диагностическая картина состояния социально-демографической безопасности региона

2. Прогноз социально-демографического развития региона

3. Оценка результативности социально-демографического развития региона

Раздел 2. Предложения по повышению эффективности социально-демографического развития

Рисунок 13 – Схема функционирования Центра мониторинга социально-демографической безопасности

Сформированный Паспорт представляется в правительства субъектов УрФО и аппарат Полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе. Каждые пять лет готовится новый Паспорт. По итогам реализации второго этапа предполагается к 2021 г. обеспечить постепенное увеличение численности населения УрФО до 12440–12700 тыс. человек.

На третьем этапе (2021–2025 годы) предлагается продолжить осуществление мер, направленных на нейтрализацию отрицательных тенденций и повышение эффективности социально-демографического развития УрФО, в том числе формирование нового «Паспорта социально-демографической безопасности региона». На основе проведенного мониторинга социально-демографической безопасности субъектов УрФО возможна корректировка региональных программно-целевых мероприятий. По итогам реализации третьего этапа предполагается к 2026 г. обеспечить увеличение численности населения УрФО до 12620–13010 тыс. человек.

3. ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Статьи в журналах, рекомендуемых ВАК

  1. Черепанова, А. В. Прогнозирование показателей демографической сферы Свердловской области [Текст] / А. В. Черепанова, Е. В. Черепанова // Экономика региона. 2007. №4 (12). Том 2. С. 231-235. – 0,3/0,2 п.л.
  2. Черепанова, А. В. Социально-демографическая безопасность регионов России: текущее состояние и проблемы диагностики [Текст] / А. И. Татаркин, А. А. Куклин, А. В. Черепанова // Экономика региона. 2008. №3 (15). С. 153-161. – 0,6/0,2 п.л.
  3. Черепанова, А. В. Оценка влияния предприятий крупных интегрированных структур на показатели социально-демографической безопасности территорий муниципального уровня [Текст] / А. В. Черепанова, Е. В. Черепанова, А. Ю. Фефелова // Экономика региона. 2008. №4 (16). Том 2. С. 83-91. – 0,6/0,3 п.л.
  4. Черепанова, А. В. Социально-демографическая безопасность регионов России: проблемы диагностики и прогнозирования [Текст] / А. А. Куклин, А. В. Черепанова, Е. В. Некрасова // Народонаселение. 2009. №2 (44). С. 121-133. – 0,8/0,3 п.л.
  5. Черепанова, А. В. Оценка демографической политики в рамках механизма обеспечения эффективного развития региона [Текст] / А. В. Черепанова // Экономика региона. 2009. №4 (20). С. 219-223. – 0,3 п.л.

Депонированная монография

  1. Черепанова, А. В. Социально-демографическое развитие региона: диагностика, прогнозирование, обеспечение эффективности [Текст] / А. В. Черепанова; РАН. Урал. отд-ние. Ин-т экономики. Екатеринбург, 2010. 350 с. Деп. в ИНИОН РАН 31.03.2010 г., № 60878. – 21,9 п.л.

Разделы в монографиях

  1. Черепанова, А. В. Комплексная методика диагностики социально-демографической безопасности региона [Текст] / А. И. Татаркин, А. А. Куклин, А. В. Черепанова и др. / под ред. акад. РАН А. И. Татаркина, д.э.н., проф. А. А. Куклина. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2007. 156 с. – 8/1,5 п.л.
  2. Черепанова, А. В. Экономическая безопасность России в аспекте взаимовлияния на социально-демографическое развитие [Текст] / А. И. Татаркин, А. А. Куклин, А. В. Черепанова и др. // Социально-демографическая безопасность России / под ред. В. А. Черешнева, А. И. Татаркина. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008. С. 190-294. – 6,6/0,8 п.л.
  3. Черепанова, А. В. Социально-демографическая безопасность территорий муниципального уровня [Текст] / А. А. Куклин, А. В. Черепанова, Н. Л. Никулина и др. / под ред. А. А. Козицына, А. А. Куклина. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008. 194 с. – 12,1/2,5 п.л.
  4. Черепанова, А. В. Социально-демографическая безопасность и ее роль в социально-демографическом развитии регионов [Текст] / А. И. Татаркин, А. А. Куклин, А. В. Черепанова, Е. В. Некрасова, Л. А. Коршунов // Качество жизни и экономическая безопасность России / под ред. В. А. Черешнева, А. И. Татаркина. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2009. С. 202-242. – 2,6/1,0 п.л.
  5. Черепанова, А. В. Прогноз социально-демографического развития территорий УрФО на период до 2025 года [Текст] / А. А. Куклин, Г. П. Быстрай, А. В. Черепанова, Е. В. Некрасова // Качество жизни и экономическая безопасность России / под ред. В. А. Черешнева, А. И. Татаркина. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2009. С. 932-956. – 1,6/0,6 п.л.
  6. Черепанова, А. В. Социально-демографическое развитие Уральского федерального округа: обеспечение безопасности и эффективности [Текст] / А. И. Татаркин, А. А. Куклин, А. В. Черепанова и др. / под ред. акад. РАН А. И. Татаркина, д.э.н., проф. А. А. Куклина. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2010. 154 с. – 9,8/3,5 п.л.

Препринт

  1. Черепанова, А. В. Социально-демографическая безопасность регионов России: результаты диагностики в 2000 – 2006 гг. [Текст] / А. И. Татаркин, А. А. Куклин, А. В. Черепанова и др. / под ред. акад. РАН А.И. Татаркина, д.э.н., проф. А.А. Куклина: препринт. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008. 78 с. – 4,9/0,9 п.л.

Статьи в сборниках научных статей и материалах конференций

  1. Cherepanova, A. V. Estimating the forecast values of the demographic security by the method of imitation models [Текст] / Aleksandra V. Cherepanova y Elena V. Vasilieva // Papers Transici X Jornadas de Transicin Econmica “Economa rusa y europea: Problemas y perspectivas de colaboracin” (Valencia, 23-24 de abril de 2009). – Valencia, 2009. P. 13-14. – 0,1/0,1 п.л.
  2. Cherepanova, A. V. Assessment of Efficiency in Terms of Social and Demographic Development of a Region [Текст] / Aleksandra V. Cherepanova // Issues of Economic and Social Security: Abstracts of Round Table participants Presentations / Science and Technology Department of Xinjiang Government, PRC; Edited by Nikolay M. Nikonov and Zhang Zhong. – Urumqi, 2009. P. 114-116. – 0,2 п.л.
  3. Черепанова, А. В. Механизм обеспечения эффективного социально-демографического развития региона [Текст] / А. В. Черепанова // Труды VII Всероссийской конференции молодых ученых по институциональной экономике. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2009. С. 252-256. – 0,3 п.л.

Подписано к печати 12.05.2010

Формат 60х80 1/16

Усл. печ. л. 1,8

Тираж 120 экз.

Бумага офсетная. Ризография

Уч. изд. л. 1,3

Заказ № 75

Типография Института экономики УрО РАН

620014, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29

1 Экономическая синергетика: Вопросы устойчивости / О.М. Белоцерковский, Г.П. Быстрай, В.Р. Цибульский. – Новосибирск: Наука, 2006. – 116 с.; Проблемы исследования наркотизации регионов России / Куклин А.А., Быстрай Г.П., Ойхер Д.Я. и др.: препринт. – Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2005. – 53 с.

2 Серым цветом выделены направления для субъектов, в которых необходимо повысить результативность социально-демографического развития.

Получение оценок результативности социально-демографического развития субъектов УрФО

Формы реализации

Создание Центра мониторинга социально-демографической безопасности

Механизм реализации

Сценарии демографического развития России

Сценарная проработка

Методика диагностики социально-демографической безопасности региона

Методика прогнозирования социально-демографического развития региона

Методика оценки результативности социально-демографического развития региона

Методический инструментарий

Типология исследования

Половозрастной состав населения региона

Прогнозные значения ключевого показателя и факторов социально-экономического развития региона по сценарию эффективного развития

ыбор ключевого показателя и факторов социально-экономического развития региона

Проведение корреляционного анализа ключевого показателя

Разработка критерия оценки результативности социально-демографического развития региона

EMBED Equation.3

Метод индикативного анализа

Методический отдел

Правительства субъектов Федерации, входящих в состав УрФО

Аппарат Полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе

Х а р а к т е р и с т и к и

С л е д с т в и я

Неуверенность в завтрашнем дне

Стремление женщин к экономической и социальной независимости

Высокий уровень смертности

Теоретическое обоснование демографической ситуации в России с учетом характеристик второго демографического перехода и влияния социального стресса

Варианты социально-демографического развития субъектов УрФО

Причины

1. Эффективность государственной поддержки материнства и младенчества при рождении второго или последующих детей

10. Доля ВРП территории в ВВП России

9. Уровень преступности среди иностранных граждан и лиц без гражданств

Миграционный прирост / убыль

Смертность

Рождаемость

Основные демографические характеристики региона

8. Оборот розничной торговли на человека

2. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся на одного жителя

5. Отношение среднемесячной заработной платы в здравоохранении к прожиточному минимуму

7. Количество введенных в действие квадратных метров на тысячу человек населения

6. Уровень общей безработицы

3. Число браков на 1000 человек населения в возрасте 18-34 лет

4. Отношение среднедушевого дохода к прожиточному минимуму

Факторы влияния

Установление величин насыщения для основных демографических показателей

Метод имитационного моделирования

Метод индикативного анализа

Учет специфичных факторов для конкретных территорий (историко-демографические традиции, климатические и географические условия, демографические волны и др.)

1. Блок воспроизводства населения.

2. Блок состояния здоровья населения.

3. Блок материального благосостояния населения.

4. Блок качества социальной среды.

5. Блок миграционных потоков.

6. Блок показателей половозрастной и брачносемейной структуры.

Получение оценок по индикативным блокам и комплексной оценки социально-демографической безопасности

Определение пороговых уровней индикаторов демографической безопасности

Территориальное районирование роговых уровней индикаторов

Результаты расчетов

Откорректированный методологический подход

Формирование сценариев демографического развития России

1. Среднее значение численности населения

2. Среднее квадратическое отклонение численности населения

3. Доверительный интервал для среднего значения численности населения

4. Вероятностный прогноз численности населения, полученный с помощью

правила "двух" и "трех" сигм

Проведение статистического анализа результатов имитаций

Заполненные формы

Получение имитационных прогнозов численности населения региона

Уравнение демографического баланса

Определение вероятностного закона распределения основных демографических показателей, установления параметров их распределения и установление корреляции между ними

Учет влияния экономического кризиса

1. Общий коэффициент рождаемости

2. Общий коэффициент смертности

3. Коэффициент миграционного прироста

4. Интегральные показатели социально-экономического развития

Получение прогнозных значений

Синергетический подход

Построение моделей, описывающих совместную динамику основных демографических показателей и социально-экономических факторов влияния

Проведение корреляционного анализа основных демографических показателей

Формирование совокупности социально-экономических факторов

Латентный характер преступлений

Разработка Паспорта социально-демографической безопасности региона

Развитие теоретического подхода к исследованию социально-демографической безопасности региона с учетом взаимообусловленности социально-экономических и демографических процессов и саморазвития демографической системы

Повышение эффективности социально-демографического развития субъектов УрФО

Результат реализации

Уровень промышленного и финансового потенциала региона

Социальный стресс –

проявление взаимообусловленности развития социально-экономической и демографической систем

Второй демографический переход –

проявление саморазвития демографической системы

Истощение приспособительных и компенсаторных механизмов, поддерживающих здоровье

Низкий уровень рождаемости

Демографический кризис

Рисунок 10 – Распределение населения по территории Уральского федерального округа в 2025 г., %

Рисунок 9 – Вероятностный прогноз численности населения Уральского федерального округа до 2025 г.

Формирование стратегий и мероприятий по нейтрализации отрицательных тенденций и повышению эффективности социально-демографического развития субъектов УрФО с использованием методического аппарата диагностики и прогнозирования

Паспорт

Формирование состава индикативных блоков и индикаторов социально-демографической безопасности

Географическое положение и климатические условия региона

Латентный характер заболеваний

Специфика объекта исследования

Социально-демографическая система в субъектах РФ, входящих в состав Уральского федерального округа

Объект исследования

Развитие теоретико-методических подходов к диагностике и прогнозированию социально-демографической безопасности региона как основы обеспечения его эффективного социально-демографического развития

Цель исследования

Рисунок 1 – Логическая схема исследования

Создание базы данных по выбранной совокупности факторов

Формы

Откорректированная методика

Сценарии

Центр мониторинга социально-демографической безопасности

Основополагающие министерства и службы по проблемам социально-демографического развития

Аналитический отдел

Паспорт

управление

Расчетный отдел

Отдел теории, методологии и разработки сценариев

Рисунок 12 – Оценка результативности социально-демографического развития субъектов Уральского федерального округа за 2000-2008 гг.

Получение оценки результативности социально-демографического развития региона

Рисунок 4 – Блок-схема исследования социально-демографической безопасности региона

ДИАГНОСТИКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА