ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ

На правах рукописи

Лопаева Валентина Александровна

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ

Специальность: 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством

(экономика народонаселения и демография)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Екатеринбург - 2010

Диссертационная работа выполнена в Институте экономики

Уральского отделения Российской академии наук

Научный руководитель:

доктор экономических наук, доцент

Козлова Ольга Анатольевна, (Россия)

зав.сектором социального развития региона Института экономики Уральского отделения Российской академии наук,

г. Екатеринбург

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор

Власова Наталья Юрьевна, (Россия) профессор кафедры «Региональной и муниципальной экономики» ГОУ ВПО «Уральского государственного экономического университета»,

г. Екатеринбург

кандидат экономических наук, доцент

Оруджиева Адела Гамидовна, (Россия) доцент кафедры «Экономики и управления» ГОУ ВПО «Уральская академия государственной службы», г.Екатеринбург

Ведущая организация:

Институт социально-экономических и региональных проблем Челябинского государственного университета

г.Челябинск

Защита состоится 30 марта 2010 года в 12 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д.004.022.03 в Институте экономики Уральского отделения Российской академии наук по адресу: 620014, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института экономики УрО РАН.

Автореферат разослан 26 февраля 2010 года

Ученый секретарь

Диссертационного совета,

кандидат экономических наук, доцент Котлярова С.Н.

  1. Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Прогнозирование демографических процессов в своем классическом виде основано на научно обоснованном предвидении изменения основных параметров движения населения. Задачами социально-демографического прогнозирования в первую очередь являются изучение численности и половозрастной структуры населения, факторов их трансформации и эволюции под влиянием процессов рождаемости, смертности и миграции.

Проблемы депопуляции в условиях новой экономической реальности в нашей стране негативно отражаются на социально-экономическом развитии территорий. В тоже время параметры социально-демографической ситуации формируются как результат взаимодействия разнообразных общественных явлений и процессов, протекающих на территориях. В данной ситуации органам регионального и местного управления необходимо решать задачу оптимизации социально-экономических процессов на территории с учетом динамики демографических процессов. Непременным условием повышения эффективности разрабатываемых программ социально-экономического развития становится прогнозирование основных параметров движения населения. Актуальность прогнозирования повышается в условиях отсутствия сколько-нибудь устоявшейся практики проведения комплексного мониторинга демографического развития на уровне местного самоуправления. Поэтому необходимость совершенствования методологии и методики прогнозирования демографических процессов приобретает значительный научный и практический интерес, как с позиций перспективного развития конкретных территорий, так и страны в целом. Все вышесказанное определяет актуальность темы данного диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Теоретические и методические основы цикличности социально-экономических систем были заложены Ф.Броделем, В.Вернадским, Н. Кондратьевым, В. Леонтьевым, Н.Моисеевым, П.Сорокиным, Й. Шумпетером. Вопросами исследования будущего развития городов занимались такие ученые, как Д.Белл, М. Вебер, М. Кастельс, А.Лефевр, М.Маликовский, Д.Медоуз, О. Тоффлер, Дж.Форрестер.

Среди исследований отечественных прогнозистов в сфере урбаносоциологии и экономики следует отметить работы В. Глазычева, А.Гутнова, И.Бестужева-Лады, В. Колесова, Г.Лаппо, О. Яницкова.

Публикации Ю. Абдурахимова., Е. Анимицы, А. Баранова, Н. Власовой, Е. Дворядкиной, Е. Заборовой, Е. Козакова, Н. Новиковой, П.Полян, В.Софронова, В. Тихонова, И. Тургель, Б. Хорева освещают проблемы экономического и социального развития промышленных моноспециализированных городов.

Особенности территориального развития, обусловленные влиянием социально-экономических и демографических факторов, исследуются в работах В. Белкина, Н. Белкиной, В. Китаевой, О. Козловой, В. Попова, Е. Попова, А. Татаркина, Н. Чевтаевой. В ряде работ, опубликованных в последние годы (Л. Коваль, Н. Красников, М. Логинов, К. Макиенко, В. Пименов, Р. Пухов, А. Романихин, И. Рыжкова и др.) находят отражение социальные аспекты взаимоотношений жителей городов и экономические условия трансформации межпроизводственных отношений.

Из работ российских демографов известны прогностические исследования в сфере регионалистики В.Архангельского, А.Вишневского, В.Медкова, Л.Рыбаковского, Б.Хорева.

Тем не менее, проблемами демографического прогнозирования на уровне городских округов занимается весьма ограниченное число отечественных исследователей. Так, известны работы И.Акчурина, Е.Бычкова, А.Гладышева, А. Кузьмина, А.Оруджиевой, А. Шведова и некоторых других. Приведенный выше обзор свидетельствует о недостаточной разработанности проблемы и необходимости проведения дополнительных исследовательских работ по формированию теоретической и практической базы знаний о демографической динамике населения в условиях формирования общностей на базе городов единого производственного цикла.

Цель исследования разработка теоретико-методических подходов к прогнозированию демографических процессов в условиях формирования межтерриториальных социально-экономических общностей.

В ходе реализации поставленной цели решаются следующие приоритетные исследовательские задачи:

  1. Исследовать факторы формирования и уточнить понятие межтерриториальной общности, сложившейся на основе длительного совместного социально-экономического развития территорий с единым производственным циклом.
  2. Разработать и обосновать методические подходы к определению основных параметров, формирующих вид прогнозной модели демографического развития территорий.

3. Предложить направления формирования программ социально-экономического развития территорий с использованием авторской методики прогнозирования демографических процессов в условиях формирования межтерриториальных общностей.

Реализация цели и задач диссертационного исследования способствует дальнейшему формированию направления научной и практической деятельности – прогнозирования демографических процессов на сопредельных, взаимозависимых и взаимосвязанных территориях.

Развитие этого направления позволит сформировать в городских округах программы по восстановлению и развитию демографического потенциала, на основании которых можно будет определить приоритетные направления социально-экономического развития территорий.

Объект исследования – народонаселение городских округов (на примере городов Северного управленческого округа Свердловской области).

Предмет исследования – социально-экономические отношения, обусловливающие демографические процессы на уровне межтерриториальных социально-экономических общностей.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют научные труды и исследования прикладного характера отечественных и зарубежных авторов по теории управления социально-экономическими системами, теории управления человеческими ресурсами, кластерной теории, теории циклов, теории социального прогнозирования, материалы по результатам исследований международных и отечественных экономических организаций в области демографического прогнозирования.

В процессе исследования были использованы следующие методы:

сбор, обобщение и систематизация статистической информации; формирование и ведение информационно-аналитической базы данных о социально-экономическом состоянии муниципальных образований рассматриваемых территорий; методы социально-экономического анализа: статистический, сравнительный, нормативный, демографический; методы экстраполяционного моделирования (математические и статистические проекции, историческая аналогия); экспертное моделирование (индивидуальное предсказание эксперта, интуитивный метод, мозговая атака); социологические опросы.

Аналитическую базу исследования составили законодательные и нормативные документы; результаты исследований академических и отраслевых институтов, вузов и специализированных организаций, характеризующие тенденции изменения демографической структуры населения; авторские разработки; аналитические данные органов местного самоуправления городских округов Северного управленческого округа Свердловской области; результаты исследований международных неправительственных организаций.

Информационную базу исследования составили публикации российских и зарубежных авторов, размещенные в научной и периодической печати, на веб-сайтах; данные Федеральной службы государственной статистики (в том числе результаты единовременных статистических обследования и переписей), сводные данные исполнительных органов государственной власти Свердловской области, архивные данные краеведческих фондов Свердловской области, результаты социологических опросов, проведенных лично автором на северных уральских территориях в 2007, 2008 гг.

Научная новизна исследования заключается в разработке и обосновании теоретико-методических подходов к прогнозированию демографических процессов в условиях формирования на территориях единого производственного цикла межтерриториальных социально-экономических общностей. В процессе исследования были достигнуты следующие теоретические и методические результаты, определяющие научную новизну и являющиеся предметом защиты:

  1. Определены и систематизированы факторы формирования на территориях единого производственного цикла социально-экономических межтерриториальных общностей, рассматриваемых с позиции усиления взаимосвязи и взаимообусловленности социально-экономического и демографического развития территорий, находящихся в условиях длительного экономического взаимодействия. Уточнено и конкретизировано в соответствии с целями и задачами исследования понятие межтерриториальной социально-экономической общности (пункт 7.2. паспорта специальностей ВАК).
  2. Разработан методический подход к прогнозированию демографических процессов, учитывающий цикличность социально-экономического и демографического развития территории, особенности формирования социально-демографических установок населения, проживающего в межтерриториальной социально-экономической общности. На базе данного подхода модифицирована методика расчета демографических показателей, позволяющая, в отличие от имеющихся методических разработок, формулировать прогнозные компоненты демографических процессов с учетом динамики исторических, социокультурных, экономических и территориальных особенностей воспроизводства населения (пункт 7.17 паспорта специальностей ВАК РФ).

3. Выделены и обоснованы приоритетные направления территориального развития на основе разработанного автором прогноза численности социально-демографических групп населения, позволяющие оптимизировать разработку и реализацию средне- и долгосрочных программ социально-экономического развития конкретных территорий с учетом факторов формирования межтерриториальных социально-экономических общностей (пункт 7.17. паспорта специальностей ВАК РФ).

Практическая значимость работы заключается в применении основных теоретических и научно-практических принципов прогнозирования к таким сложным социально-экономическим объектам как группа городов Северного Урала (Северного управленческого округа Свердловской области). Предложенная модель может применяться как методологическая и методическая основа прогнозного социального проектирования в управлении территориальными социумами. В основу прогноза были заложены: оценка численности половозрастных групп населения, произведенная Территориальным органом федеральной службы государственной статистики по Свердловской области в январе 2008 г.; результаты социологического исследования по трем городам Свердловской области (2007-2008 гг.); сводные показатели текущей статистической отчетности; тенденции социально-экономической цикличности; оценка эффективности программ социально-демографического и экономического развития Свердловской области. Результаты диссертации могут быть использованы в разработке концепций комплексных стратегических планов развития малых и средних городов, в программах подготовки и переподготовки муниципальных специалистов и служащих по социальному прогнозированию.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на международных, всероссийских и межрегиональных конференциях: Всероссийская научно-практическая конференция «Социальное самочувствие жителей» (Краснотурьинск, 2003 г); Всероссийская научно-практическая конференция «Народонаселение Уральского региона» (Екатеринбург, 2004 г); Всероссийская научно-практическая конференция «Управление социальными, экономическими и политическими процессами в российских регионах» (Екатеринбург, 2004 г.).

Результаты исследований автора были использованы при реализации проектов Российского гуманитарного научного фонда: «Региональные социально-экономические системы: диагностика, прогнозирование и государственное регулирование» (проект № 02-02-00239а); «Региональная кластерная политика занятости населения: механизмы формирования и оценка эффективности» (проект № 08-02-00369а).

Прикладные результаты исследования использованы местными органами власти при составлении прогнозов и программ социально-экономического развития городских округов (Краснотурьинск, Североуральск, Карпинск), при составлении программ учебных курсов «Статистика», «Экономика и управление предприятием» в филиале УГТУ-УПИ (г. Краснотурьинск).

Публикации. Основные положения диссертации отражены в 10 публикациях объемом 4,2 авторского печатного листа, в т.ч. 2 статьи

в рецензируемых научных журналах и изданиях, определяемых Высшей аттестационной комиссией (Экономика региона, Вестник Челябинского государственного университета.).

Структура и объем диссертации.

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

Содержание работы изложено на 198 страницах машинописного текста, включает в себя 31 таблицу, 36 рисунков, схем и графиков, 10 приложений. Библиографический перечень содержит 199 источников.

Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, отражена степень ее научной разработанности, сформулированы цели и задачи, объект и предмет исследования, теоретическая и эмпирическая база, сформулирована научная новизна и положения, выносимые на защиту, значимость и апробация результатов работы.

В первой главе «Теоретико-методические основы разработки демографических прогнозов» автором исследованы и обобщены теоретико-методические подходы к исследованию состояния и динамики численности населения, рассмотрены различные направления и модели демографических прогнозов. Определены особенности прогнозирования в условиях цикличности социально-демографического развития.

Во второй главе «Демографические процессы на уровне межтерриториальной социально-экономической общности» проведен анализ объективных процессов формирования межтерриториальной социально-экономической общности, представлена классификация факторов, способствующих объединению городов в единое социально-экономическое и социокультурное пространство. Автором рассмотрены методы учета социально-экономических факторов, социальных установок и ожиданий населения, характера цикличности динамических процессов в демографическом прогнозе.

В третьей главе «Прогнозирование демографических процессов в контексте программ социально-экономического развития городских округов» апробирована авторская методика прогнозирования демографических процессов при формировании программ социально-экономического развития территорий на примере городов Северного управленческого округа Свердловской области. На основе оценки социально-экономических параметров развития территорий предложена модель демографического прогноза и направления развития населения на период до 2053 года.

В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы и рекомендации по совершенствованию программирования социально-экономического развития территорий на основе прогнозирования демографических процессов.

  1. ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

  1. Определены и систематизированы факторы формирования на территориях единого производственного цикла социально-экономических межтерриториальных общностей, рассматриваемых с позиции усиления взаимосвязи и взаимообусловленности социально-экономического и демографического развития территорий, находящихся в условиях длительного экономического взаимодействия. Уточнено и конкретизировано в соответствии с целями и задачами исследования понятие межтерриториальной социально-экономической общности (пункт 7.2. паспорта специальностей ВАК).

В ходе анализа социально-экономического и демографического состояния и развития поселений, связанных единым производственным циклом, автором определены и систематизированы факторы, определяющие характер их взаимодействия. Автором обосновано, что длительное развитие экономико-производственных связей между такими территориями усиливает социальное взаимодействие и определяет условия формирования межтерриториальных социально-экономических общностей.

Таблица 1 – Классификация факторов, предопределяющих формирование межтерриториальной социально-экономической общности

Экономические

Социально-демографические

Территориальные

1. Единая производственно-технологическая цепь

1. Однородность в структуре половозрастных групп населения, похожесть состава и размера семьи, состояния в браке

1. Одинаковая удаленность от областного центра

2. Формирование общих организационных и управленческих систем

2. Формирование единых образовательных и культурных центров, учреждений здравоохранения, управления

2. Равная транспортная доступность территорий

3. Преобладание одинаковых видов экономической деятельности

3. Близость национального и этнического состава

3. Сходство природных и климатических условий

4. Определение общей стратегии экономического развития

4. Общность уровня образования и профессиональной занятости среди населения

4. Общность условий проживания

5. Совместное историческое развитие – периоды и особенности образования, формирования поселений

Так, факторами обусловливающими объединение территорий связанных единым производственного циклом в определенную межтерриториальную общность являются: продолжительное совместное экономическое и культурное развитие (историческая общность); объединение экономических и политических интересов, условий и образа жизни (социальная общность); наличие единого производственного цикла и отнесение к единому холдингу (экономическая общность); территориальное соседство, принадлежность к одной природно-климатической зоне (табл. 1).

При этом факторами препятствующими объединению являются административно-территориальное разделение, раздельное бюджетное финансирование, различный уровень дохода и занятости населения обеспеченность социальной инфраструктурой.

Характер влияния обусловливающих и препятствующих объединению стимулирующих и препятствующих факторов определяет реальное экономическое, социальное и административное положение и тенденции развития, изучаемых территорий. Основные характеристики и направления взаимодействия в северных городских округах Свердловской области приведены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Процесс формирования межтерриториальных социально-экономических общностей на примере северных городских округов Свердловской области

Автором установлено, что отнесение территорий к единому производственному циклу формирует актуальность разработки комплексной системы прогнозирования демографических процессов, направленной в большей степени на определение эндогенных факторов развития. Таким образом, автором уточнено и конкретизировано понятие межтерриториальной социально-экономической общности как системы самоорганизации населения территорий, имеющих общее историческое развитие, экономико-географическое и культурное пространство, способствующей реализации его социально-экономических функций.

Данные образования способны к длительному совместному экономическому развитию. В них формируется особый социально- демографический потенциал, который может быть реализован на межтерриториальном уровне внутри общности и стать основным фактором дальнейшего демографического воспроизводства, что является новизной исследования.

  1. Разработан методический подход к прогнозированию демографических процессов, учитывающий цикличность социально-экономического и демографического развития территории, особенности формирования социально-демографических установок населения, проживающего в межтерриториальной социально-экономической общности. На базе данного подхода модифицирована методика расчета демографических показателей, позволяющая, в отличие от имеющихся методических разработок, формулировать прогнозные оценки демографических процессов с учетом динамики исторических, социокультурных, экономических и территориальных особенностей воспроизводства населения (пункт 7.17 паспорта специальностей ВАК РФ).

Автором была представлена схема влияния факторов на основной показатель развития территорий – численность (рисунок 2).

Исследование параллельной динамики отдельных социальных и экономических показателей (параметров) развития территории за длительный период времени позволило выявить наличие объективной зависимости между явлениями и определить их роль в демографической динамике на изучаемых территориях.

Автором обоснованы необходимые элементы демографического развития территорий на базе основополагающих направлений для изучения: динамика экономических параметров, динамика социальных параметров, в т.ч. демографическая динамика, диагностика социального самочувствия, социальных ожиданий и социальных установок, в т.ч. миграционного и репродуктивного характера (табл. 2).

При сопоставлении сложных социально-экономических показателей во времени, в пространстве использовался коэффициентный метод оценки потенциалов.

Авторский подход к демографическому прогнозированию заключается в определении тенденций изменяемости параметров демографических процессов в городах МтСЭО на основе комплексной оценке факторов их цикличности, установок и ожиданий населения. В научно-практическом аспекте автором применялись компьютерные технологии расчета, экстраполяции, графические и табличные формы.

Прямое влияние Косвенное влияние

Рисунок 2 – Влияние факторов на изменение численности населения

Таблица 2 - Параметры, характеризующие влияние факторов на демографическое развитие северных территорий Свердловской области

Факторы экономического развития

Факторы социально-демографического развития

Социально-психологические факторы

Уровень промышленного производства

Уровни рождаемости и смертности населения

Уровень пассионарной активности населения

Уровень инвестиционной активности

Демографическая структура и нагрузка населения

Преобладающий тип характера

Количество действующих предприятий и организаций

Уровень брачности и разводимости среди населения

Ощущение счастья (удовлетворенности) среди населения

Уровень предпринимательской активности

Обеспеченность благоустроенным жильем

Самосохранительные установки населения

Уровень трудовой занятости населения

Уровень медицинского

обслуживания

Миграционная мотивация

Уровень средней заработной платы

Образовательный уровень населения

Отношение к институту брака, семьи

Уровень строительной активности

Средний размер и доход семьи

Потенциал репродуктивного поведения у населения

Поведение показателей в динамических рядах продемонстрировало характерную эпизодичность и сменяемость социальных и экономических явлений. Особое внимание было уделено тем периодам развития данных территорий, когда изменения являлись принципиальными и значительно изменяли исходный показатель.

Так, переломные моменты в развитии северных округов наступали в среднем каждые 28-35 лет и были связаны либо с кризисом, либо с подъемом в экономике территорий. В социальных показателях они находили отражение в механической убыли населения, дифференциации в структуре социальных групп, скрытой социальной мобильности.

Результаты исследования позволили автору выявить следующие социально-экономические циклы развития данных территорий (табл.3).

Таблица 3 – Социально-экономические циклические периоды, определяющие развитие северных территорий Свердловской области (по данным архивного фонда)

Цикл

Годы

Тенденции,

определяющие социально-экономический рост

Годы

Тенденции,

определяющие социально-экономический спад

I

1757-1781

Годы максималь-ного

роста

1767-1776

Открытие природных месторождений, формирование металлургического производства

1781-1827

Истощение месторождений,

отсутствие гос. заказов, снижение объемов производства

Возникновение поселений, крепостная семейная миграция – активный рост населения (основные мигр.потоки из Пермской губернии)

Смерть главного владельца, окончание сроков приписных работ, тяжелый низкооплачиваемый труд, нищета - отток населения

II

1827-1861

Открытие и разработка месторождений золота, железной руды

1861-1887

Отработка месторождений, сложности с доставкой и переработкой металла – снижение производства

Приток населения на «заработки» – старатели, наемные работники (осн.мигр. потоки из Приуралья)

Обеднение населения - высокая смертность, миграционный отток на соседние территории

III

1887-1918

Откуп месторождений АО «Богословский округ»- возобновление металлургических работ, медь, золото, жел.руда, уголь

1918-1930

Смена политического режима, революционный период – спад производства

Привлечение трудовой миграции из средней полосы России (Вологда, Коми, Вятка, Башкирия)- рост демографических показателей

Усиление миграционных процессов

IV

1931- 1960

Годы

максималь-ного

роста

1945 – 1960

Строительство и пуск БАЗа, СУБРа, Вахрушевугля, машиностроительных заводов – алюминий, боксит, уголь, железная руда, медь

1988-1997

Системный кризис, смена экономической политики обусловила нестабильность производства и занятости населения

Активная миграционная и семейная политика – значительный рост численности местного населения (труд. миграция - репрессированные, военнопленные, спец.наборы - Поволжские немцы, Украина, др.России)

Эмиграция этнических немцев, как результат - ухудшение основных демографических компонент

V

про-ект

1997-2008

Рост производств, улучшение финансовых показателей территорий, развитие холдинговых формирований - золото

2008

Рост экономических показателей прерван общемировыми кризисными явлениями (рост цен на металлы, отсутствие сбыта, снижение объемов добычи и производства)

Активная социальная политика, снижение объемов миграционного оттока, формирование миграционной привлекательности территорий

Усиливаются явления миграционного оттока с территорий

Автор исходит из того, что построение реалистических моделей социальных процессов требует, как правило, мультиказуального подхода и учета целого спектра взаимосвязанных причин. И социальная, и экономическая динамика есть не что иное, как количественные и качественные изменения этих параметров во времени - прошлом, настоящем и будущем. На основании данного подхода базы статистических данных были сопоставлены во времени и по территориям, выявлены сложившиеся тенденции и рассчитаны универсальные коэффициенты - индексы. В основу расчетов легли три направления изучения: ретродинамика, эндогенность факторов, демографические установки и ожидания местного населения.

Для этого в первую очередь определялось наличие либо отсутствие зависимости между социально-экономическими и демографическими процессами по определенной схеме:

На первом этапе – производится отбор показателей для факторного анализа исследуемых компонентов.

На втором этапе – изучаются факторы и определяется их влияние на демографические показатели.

На третьем этапе – производится сопоставление изучаемых факторов в динамике, составляется исторический горизонт.

На четвертом этапе – формируется комплексная характеристика изучаемых компонентов в проекции.

На пятом этапе - вырабатываются направления социальной, экономической и демографической политики, для оптимального и эффективного развития общественных процессов в созидательных целях.

Таким образом, обозначим основные этапы формирования компонент для прогноза численности населения на межтерриториальном уровне. Данная методика носит универсальный характер, разработана специально для прогнозирования демографических процессов на уровне межтерриториальной социально-экономической общности, она способна быть самостоятельной программой подготовки прогнозного горизонта для любого целостного территориального объекта (города, округа и т.д.).

Разделим составляющие рождаемости, смертности и миграционной активности территорий на: социально – экономические, социально-инфраструктурные, социально-психологические факторы. В качестве параметров для первой группы факторов определим показатели интенсивности формирующие потенциал экономического развития территории (объем промышленного производства, инвестирования, строительства и предпринимательской активности на душу населения).

Вторая группа факторов – уровни социально-инфраструктурного развития, будет определяться из показателей интенсивности характеризующих социальную и инфраструктурную обеспеченность населения (занятость населения, обеспеченность благоустроенным жильем, уровень образованности и т.д.). В основе параметров третьей группы факторов будут лежать как социальные ценностные и мотивационные характеристики, так и индивидуальные, личностные особенности жителей, репродуктивные и самосохранительные установки. Компоненты демографического развития будут определяться в показателях рождаемости, смертности и миграционного сальдо. Нахождение потенциалов происходит путем составления мультипликативной модели оценки влияния факторной интенсивности для каждого городского округа.

Результаты сопоставлений потенциалов представлены в таблице 4, где анализируется рост показателя по определенной группе потенциалов к минимальному уровню по группе, взятым за 1.

Таблица 4 – Соотношение потенциалов в северных городах Свердловской области

Северные города Свердловской области

Потенциал экономич. развития

Потенциал социально-инфрастр.

развития

Социально-психолог. потенциал

Рождаемость

Смертность

Миграц.

убыль

Краснотурьинск

139,8

6,1

1,0

1,3

1,0

1,0

Карпинск

1,0

1,0

1,1

1,0

1,2

10,6

Североуральск

6,7

2,8

2,1

1,1

1,1

6,6

В результате сопоставления значений по городским округам определим основные направления развития данных территорий.

Соотношение потенциалов и тенденции цикличности исторических процессов позволили автору сделать предположение о влиянии их на будущую социальную и экономическую динамику, спроектировав в первую очередь динамику демографического развития.

3. Выделены и обоснованы приоритетные направления территориального развития на основе разработанного автором прогноза численности социально-демографических групп населения, позволяющие оптимизировать разработку и реализацию средне- и долгосрочных программ социально-экономического развития конкретных территорий с учетом факторов формирования межтерриториальных социально-экономических общностей (пункт 7.17. паспорта специальностей ВАК РФ).

Основу демографического развития межтерриториальной социально-экономической общности, составляют направления и меры поддержки численности населения в рамках возрастных групп. Главное отличие от имеющихся программ демографического развития муниципальных образований заключается в том, что в ней:

1) представленные направления развития социальной и экономической возрастной дифференциации позволяют более экономно и адресно использовать бюджетные средства;

2) разработанные направления дают возможность учитывать количественный состав групп населения, а, следовательно, и производить необходимые финансовые расчеты;

3) программы можно использовать в процессе оптимизации межмуниципального сотрудничества;

4) программа носит не единовременный, а системный характер комплексного учета, построения, контроля и корректировки социально-экономических показателей.

Таблица 5 - Направления поддержки численности возрастных групп населения городских округов, входящих в межтерриториальную общность

Возрастные группы, лет

Программные направления

0-1

Программа «Рождаемость и здоровье детей до года»: поддержка роддомов, оснащение молочных кухонь, обеспечение детским питанием, закрепление квалифицированного медперсонала, формирование младенческой инфраструктуры

1-2

Программа «Первые шаги»: формирование ясельной инфраструктуры, квалифицированного педагогического, медицинского состава работников, институт няни, обеспечение безопасности спец.учреждений

3-6

Программа «Дошколята»: подготовка развивающих образовательных программ, формирование сети государственных и частных детских садов

7-10

Программа «Младшая школа»: подготовка педагогического персонала, комплектация школ программами основного и формирование дополнительного обучения и воспитания, развитие сети детской инфраструктуры – благоустроенные дворы, дворовые клубы

11-16

Программа «Средняя и старшая школа»: формирование подростковой культуры, активная воспитательная работа, разнообразный и доступный досуг (кинотеатры, клубы, секции), подростковая занятость

17-18

Программа «Старшеклассник»:формирование школьной и специальной профориентации, патриотическое воспитание, образовательные программы, подготовит.курсы, развивающий интерактивный досуг(клубы, кафе и т.д.)

18-29

Программы «Профильное обучение и трудоустройство», «Молодая семья», разработать систему молодежных кредитов – образовательных, потребительских, жилищных

30-39

Программа «Рабочее ядро»: трудоустройство основной молодой рабочей силы, система многоступенчатого ипотечного кредитования, поддержка семьи, потребительское кредитование, занятость, формирование позитивного репродуктивного и самосохранительного поведения

40-49

Программа «Активный возраст»: профилактика здоровья, трудоустройство, организация учреждений досуга и отдыха, потребительское и жилищное кредитование, отдельное направление - здоровье мужчины

50-59

Программа «Зрелый возраст» - занятость, программы здоровья и долголетия, лечебный отдых, разноплановый досуг (клубы по интересам, базы отдыха, спортивные сооружения)

60 и старше

Программы «Пенсионер»: развитие направлений здоровья и долголетия, лечебный отдых, общение и досуг, пенсионное и социальное обеспечение

Конечной целью прогнозной деятельности становятся конкретные управленческие решения в соответствии с разработанным научным проектом по дальнейшему развитию и благополучию в отношении социальных групп, социальных процессов. Для этого в первую очередь определяется нормативная база развития, в основу которой ложится оптимальный постоянный и стабильный проект, без учета изменений и колебаний. И второй уровень – расчет, закладка в базу данных экстраполируемого варианта на основе наиболее зависимых изменений прошлых и частично предпосылок будущих лет. Такой вариант имеет ряд преимуществ. Благодаря возможности использовать заранее выявленные особенности и учитывать заданные критерии, возможно будет найти оптимальные варианты решения будущих проблем.

Сценарий прогноза предусматривал формирование суммарных демографических компонент по всем городским округам в трех вариантах прогноза – инновационном, инерционном и нейтральном.

Инновационный вариант прогноза предусматривает активное влияние демографической и социальной политики, ориентацию на показатели демографической эффективности (Концепция - 2020, Программа демографического развития «Уральская семья»). Средний вариант рассматривает сложившиеся условия демографического воспроизводства и самосохранительного поведения населения МтСЭО без учета миграции.

Третий вариант предполагает развитие по инерционному пути, т.е. сохранение существующих позиций. В соответствии с этим подбирались типовые повозрастные таблицы частоты живорождений на основе компьютерной прогнозной модели «Demproj», разработанной экспертами ООН. Таким же образом предполагалась средняя продолжительность жизни населения, скорректированная на тренд фактического числа умерших по данным последних 5 лет. Гипотеза предполагала, что средняя продолжительность жизни мужчин не будет превышать 67,4 года, а женщин - 79 лет, что является оптимальной тенденцией для промышленного северного города. В качестве типовых таблиц смертности использовались таблицы Коула-Демени «Восток».

В сценариях учитывалась периодичность экономико-социального подъема и спада на территории городских округов.

Тенденция оптимального роста социальных показателей предполагается до 2017, а экономических до 2023 года. В настоящее время с 2008 года происходит экономический спад, связанный с общемировыми кризисными явлениями, с этим связываем передвижку экономического цикла, но социальный цикл обладает значительно большей периодичностью и инерционностью, поэтому считаем границы цикла неизменными и учитываем их при проектировании.

В ближайшие 5-10 лет проектируем оживление демографических тенденций. Так, коэффициент возрастной рождаемости планируется на уровне от 1,46 до 1,67 ребенка на одну женщину, а индекс замещения увеличится в ближайшее время на 5-6 пунктов.

В таблицах миграции использовано повозрастное распределение показателя положительного сальдо миграции у мужчин и женщин, пересчитанного от уровня существующий миграции на средний областной коэффициент роста по отдельности в пределах от 70 до 113 чел. в год, в зависимости от города (вариант № 1), а также при нулевой миграции (вариант № 2). Вариант № 3 учитывает существующую в последние годы в городах отрицательную динамику в пределах от -45 до -315 человек.

Разработка вариантов демографического прогноза (с учетом и без учета фактической миграции в 2008 году и с учетом средней миграции за последние 5 лет в границах городского округа) выявила неблагоприятную тенденцию убывания населения в долговременной стратегической перспективе.

При этом инерционный и нейтральный варианты предполагают снижение численности населения северных городских округов к 2053 году от 33 % до 75 %. При инновационном варианте прогноза также предполагается снижение, но темпы его значительно ниже: так, ожидается, что они не превысят 11 % за весь период прогноза. Кроме того, к 2018 году ожидается небольшой компенсаторный рост численности населения, что позволит затормозить спад населения в среднесрочной перспективе и сохранить статус северных территорий.

Увеличение как естественной, так и механической убыли может стать опасным для инфраструктуры города и всего Северного района. Поэтому так важно усилить меры по поддержанию человеческого потенциала в нашем регионе. Наряду с программой поддержки семьи, принятой на федеральном уровне, в городах необходимо принять еще комплекс мер по поддержке семей с детьми и увеличения продолжительности жизни на местном уровне. При этом не обойтись без вовлечения в программу крупных и средних предприятий города, иначе в период циклического спада и демографического провала можем усугубить опасную тенденцию убыли населения по естественным причинам.

Анализ данных, полученных в результате прогноза, позволил автору обосновать вывод о том, что процесс депопуляции северных территорий будет продолжаться, в худшем варианте к 2053 году отдельные города ожидает потеря статуса городской территорий, а уровень бюджетных ассигнований из-за демографической убыли будет значительно снижен. Для поддержания численности ежегодно не будет хватать от 300 - 700 человек.

Увеличение как естественной, так и механической убыли может стать опасным для инфраструктуры городских округов и всего Северного региона. Поэтому важно усилить меры по поддержанию численности населения в регионе. Исходя из принятых к расчету прогнозируемых данных, наиболее вероятные варианты численности населения в ГО представлены в таблице 6.

Таблица 6 - Прогнозируемая численность населения городов межтерриториальной социально-экономической общности на период до 2053 года (человек).

ГОД

Краснотурьинcк

Североуральск

Карпинск

Иннов. вариант

Нейтр.

вариант

Инерц. вариант

Иннов. вариант

Нейтр.

вариант

Инерц.

вариант

Иннов. вариант

Нейтр.

вариант

Инерц. вариант

2008

67403

67403

67403

50802

50802

50802

41669

41669

41669

2013

66783

65537

65286

49730

49247

48013

40549

40598

39300

2018

67194

63669

63097

50039

47757

45075

40743

29421

36366

2023

67083

61250

60291

49951

45902

41546

40904

38010

33034

2028

66639

58493

57122

49626

43768

37588

40877

36373

29354

2033

65772

55556

53794

49133

41544

33490

40746

34662

25533

2038

64558

52423

50292

48397

39218

29282

40481

32907

21624

2043

63143

49232

46735

47563

36921

25080

40205

31204

17716

2048

61599

46030

43161

46737

34701

20293

39967

29554

13877

2053

59981

42853

39618

45962

32556

16827

39747

27916

10538

Экологические изменения условий жизни горожан, эффективная политика в области здравоохранения, культуры, образования, разработка актуальных направлений поддержки семейной политики, в сочетании с оптимальной миграционной политикой и политикой занятости, способны внести альтернативу в наблюдаемый пока процесс депопуляции рассматриваемых городских округов.

В условиях формирования межтерриториальной социально-экономической общности благосостояние населения зависит от умения органов управления наладить межмуниципальное сотрудничество.

Так, образование межмуниципальных объединений для решения вопросов местного значения и объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов, а также создание межтерриториальных хозяйственных обществ и иных нехозяйственных организаций, в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами смогут активизировать процессы социально-экономического развития и воспроизводства на территориях (Ст.8 ФЗ № 131). В этом направлении наряду с программами развития отдельных МО необходимо разработывать интеграционные программы межтерриториального развития с учетом прогнозной динамики численности социально-демографических групп в целом по общности.

Для будущего городских округов большое значение имеет динамика крупных социально-демографических групп, объективно являющихся заказчиками для городского бюджета. В соответствии с разработанными демографическими прогнозами в диссертации предложено расширить имеющиеся программы демографического развития применительно ко всем возрастным группам населения. Направления поддержки численности возрастных групп населения городских округов представлены в таблице 5.

В бюджете 2010-2020 года следует предусмотреть средства на дополнительное обеспечение детских образовательных и оздоровительных программ, детской инфраструктуры, поскольку ожидается прирост численности этой категории населения.

В свою очередь, молодежь в возрасте от 18 до 29 лет будет утрачивать свои позиции, что повлечет сокращение бюджета, приходящегося на профильные учреждения образования, снизит давление данной категории населения на рынки труда, выплаты и пособия по занятости. Исходя из разработанного автором демографического прогноза, не следует ожидать в ближайшей и среднесрочной перспективе напора на рынок жилья и бытовых услуг, ипотечное кредитование, так как потенциальные потребители - категория «молодые семьи» (22-29 лет) и их потенциальные инвесторы 42-49 лет также утратят свои позиции.

Основное ядро рабочей силы (35-39 лет) в ближайшие 10 лет будет увеличиваться. Это усложнит ситуацию возросшей, в последнее время, безработицы и дефицита рабочих мест, особенно тревожную в период экономического спада, создаст опасную конкуренцию, вызовет социальную напряженность в обществе.

Доля пожилых людей после 2012 года начнет увеличиваться по графику роста численности и оказывать устойчивое возрастающее давление на городской бюджет.

Таким образом, автор считает, что у городских администраций остается не так уж много времени, чтобы подготовить и запустить специальные программы, по оптимальному использованию бюджетного финансирования и привлечению инвестиционных средств в рамках программ работы с социальными группами населения.


СПИСОК ОСНОВНЫХ ТРУДОВ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК

1. Кузьмин А.И., Лопаева В.А. Методологические и практические аспекты формирования параметров для прогнозирования динамики населения северных территорий Свердловской области // Экономика региона. 2008. № 5. С. 113-116. – 0,3 п.л. (в т.ч. авторских – 0,2 п.л.).

2. Лопаева В.А. Социально-демографическое прогнозирование динамики населения как фактор оптимизации эффективного управления городским социумом // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 28. С. 119-124. – 0,4 п.л.

Публикации в журналах, сборниках научных трудов

3. Лопаева В.А. Информационно-статистические потребности развития муниципальных образований // Региональная статистика. Опыт, проблемы и перспективы развития. Основные тезисы пленарного и секционных заседаний Всероссийской научно-практической конференции.- Челябинск, 2003. С. 24-26. - 0,2 п.л.

4. Лопаева В.А. Демографический прогноз МО г.Краснотурьинск до 2052 года // Социальное самочувствие жителей среднего индустриального города. Материалы социологического исследования. – Краснотурьинск, 2003. С. 174-185. - 0,7 п.л.

5. Лопаева В.А. Особенности проведения переписи в городах Северного Урала // Возрождение России: общество-управление-образование-культура-молодежь. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ», 2003. Выпуск 2. С.45-47. – 0,2 п.л.

6. Вишневский Ю.Р., Михель В.Е., Шапко В.Т., Лопаева В.А. // Город и горожане: социокультурная среда и личность. Социальное самочувствие жителей среднего индустриального города. Материалы социологического исследования. – Краснотурьинск: УГТУ-УПИ, 2003. С. 192. - 27,4 п.л. (в т.ч. авторских – 1,7 п.л.).

7. Лопаева В.А. Использование итогов переписи в прогнозировании динамики населения (на примере города Краснотурьинска) // Народонаселение Уральского региона: тенденции, проблемы, вызовы. Материалы II Всероссийской (III Межрегиональной научно-практической конференции). – Екатеринбург, 2004. С. 45-47. - 0,2 п.л.

8. Лопаева В.А. Прогнозирование процессов динамики населения малых и средних северных городов // Российское общество и вызовы глобализации. Тезисы докладов на Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения». М. 2004. С. 214-215. - 0,2 п.л.

9. Лопаева В.А. Тенденции развития северных территорий Свердловской области (опыт исследования городов Краснотурьинск, Карпинск, Североуральск) // Управление социальными, экономическими и политическими процессами в российских регионах. Материалы Международной конференции. Екатеринбург: УрАГС, 2004. С.147-149. - 0,2 п.л.

10. Лопаева В.А. Теория предвидения в управлении социумов городов // Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых и студентов "Управление и общество». - Тамбов: ГОУ ВПО «ОрАГС», 2006.-С.30-31.- 0,2 п.л.

Подписано в печать

Усл.печ.л. 1,5 Уч.-изд. л.1,5

Печать офсетная

Формат 60х84/16

Тираж Заказ

Институт экономики УрО РАН

620014 г.Екатеринбург, ул.Московская, 29,

Типография Института экономики УрО РАН

Численность

населения

территории

Производственное

взаимодействие,

трудовая и

образовательная

миграция

Трудовая миграция

ГО Североуральск

Удаленность от областного центра 512 км

Северная зона, надбавка р/к 20 %

Разброс средних изотерм, град -19+16

Половозрастная структура, в % 17/62/21

Индекс старения населения 13,0 %

Спец, коэфф. рождаемости 0,04

Доля градообразующего производства 88,5 %

Принадлежность к структуре управления- СУО

Основное производство – добыча боксита

Отнесение себя к общности 23 %

Образование поселения 1757 год

Основной производственный холдинг – СУАЛ»

Социально -психологические факторы

ГО Карпинск

Удаленность от областного центра 436 км

Северная зона, надбавка р/к 20 %

Разброс средних изотерм, град -18+17

Половозрастная структура, в % 18/60/22

Индекс старения населения 13,5%

Спец, коэфф. рождаемости 0,04

Доля градообразующего производства 15,3 %

Принадлежность к структуре управления -СУО

Основное производство - машиностроение

Отнесение себя к общности 28 %

Образование поселения 1759 год

Основной производственный холдинг – «ЭДС»

Цикличность социально-экономических процессов в историческом масштабе

Трудовая и образовательная маятниковая миграция

Факторы экономического развития

Факторы

социально-демографического развития

Миграция

Смертность

Рождаемость

ГО Краснотурьинск

Удаленность от областного центра 426 км

Северная зона, надбавка р/к 20 %

Разброс средних изотерм, град -18+17

Половозрастная структура, в % 17/64/20

Индекс старения населения 13,5 %

Спец, коэфф. рождаемости 0,05

Доля градообразующего производства 81,7 %

Принадлежность к структуре управления СУО

Основное производство– цветная еталлургия

Отнесение себя к общности 28 %

Образование поселения 1758 год

Основной производственный холдинг – «СУАЛ»

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ