Сочинение на тему Городничий - герой комедии Гоголя «Ревизор»


Городничий - характеристика персонажа ГОРОДНИЧИЙ — центральный персонаж комедии Н. В. Гоголя "Ревизор» (1835, вторая редакция — 1841). В перечне действующих лиц: Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Согласно "Замечаниям для господ актеров», "уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек, ведет себя очень солидно; довольно сурьезен». В комедии Гоголя "персонажная» структура провинциального, города построена по принципу пирамидальной иерархии и имеет вершиной Городничего. С его реплики, первой в пьесе, завязывается узел интриги, причем слова в этой реплике, как подметил В. Н. Турбин, тарахтят звуком "р», как колеса брички: "Я пРигласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет Ревизор». Тарахтенье нарастает: "Ревизор" Ревизор" Ревизор из Петербурга"» "Ревизор» — комедия ошибок. Ошибка, зацепившись за ошибку, наматывает целый снежный ком: Добчинский с Бобчинским заглянули в трактир и увидели того, кто показался им ревизором; Г. приказывает десятским "взять в руки по улице» и вымести город; затем одевает бумажный футляр вместо шляпы; потом пишет записку жене на трактирном счете: "Спешу тебя уведомить, душечка, что состояние мое было весьма печальное, но, уповая на милосердие божие, за два соленых огурца особенно и полпорции икры рубль двадцать пять копеек».

Далее Г. сквозь пальцы смотрит на амурные похождения жены, отдает случайному человеку в жены единственную дочь и впридачу коляску для Хлестакова. В начале длинной цепи этих ошибок лежит сон Г.— непонятный и потому страшный: две "необыкновенные крысы" пришли, понюхали — и пошли прочь». Именно Г. первым пускает волну страха, который охватывает город. Вначале он бодрится: "Страху-то нет, а так, немножко».

Потом восклицает в "страхе»: "Что вы, господь с вами! это не он». Во втором действии Хлестаков и появившийся на пороге Г. "в испуге смотрят один на другого, выпучив глаза». Затем Г. слушает Хлестакова, "вытянувшись и дрожа всем телом». Комизм усугубляется еще одним обстоятельством: по давнему наблюдению, восходящему к Гете, театр создает аналог вселенной со своими небесами, раем, землей и т. д. Именно аналог вселенной предложил Гоголь сыграть актерам в "Ревизоре» — комедии с пирамидальным построением состава участников. В этом свете Г. являет собою пародию на Всевышнего (а Хлестаков, естественно, пародию на Дьявола: "Ты так шмыгнешь, что тебя никакой дьявол не сыщет»,— проговаривается его слуга Осип). Все это укладывается в прокрустово ложе "чертовской концепсии» Гоголя. Уездный Бог правит бал почти как настоящий: он рассуждает о грехах ("Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов»); дает оценку человеческим деяниям ("Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?»); следит за соблюдением иерархии своих "ангелов» (Квартальному: "Он тебе на мундир дал два аршина сукна, а ты стянул всю штуку.

Смотри! не по чину берешь!»); воспитывает свое воинство ("Узлом бы вас всех завязал! В муку бы стер вас всех, да к черту в подкладку! в шапку туды ему!»). Добавим реплику Г.: "Фу ты, канальство, с каким дьяволом породнились!» Между делом Бог комедии — Г. произносит самые известные реплики, разлетевшиеся по свету и ставшие пословицами и поговорками: "Она сама себя высекла» (об унтер-офицерше); "Не нашли другого места упасть!» (растянувшемуся Бобчинскому); "Над собою смеетесь!» Возможно, по причине этой пародийности актеры Александрийского театра, где в 1836 г. впервые была поставлена комедия, "как-то потерялись» (по свидетельству А. Панаевой, дочери актера этого театра Я. Брянского): "Они чувствовали, что типы, выведенные Гоголем в пьесе, новы для них и что пьесу нельзя так играть, как они привыкли».

Комедию "развязывает» (как и "завязывает») именно вопрос и ответ Г.: "Чему смеетесь? — Над собою смеетесь!..» Выяснение степени виновности Добчинского и Бобчинского, а также сообщение жандарма о приезде настоящего ревизора — потрафление исконному чувству справедливости, живущему в каждом русском зрителе "Ревизора». Первыми исполнителями роли Г. были И. И. Сосницкий (Александрийский театр) и М. С. Щепкин (Малый театр). По словам П. Ковалевского, М. С. Щепкин, играя Г., "умел найти одну, две ноты почти трагические в своей роли. Так, слова: "Не погубите, жена, дети"», — произносились им "со слезами и самым несчастным выражением в лице" И этот плут на минуту делается жалок»».

В X