Сущность и методы применения инноваций в системе образования Омской области
Введение
Научно-технический прогресс способствует развитию массового производства многих видов продукции при одновременном уменьшении общественно необходимых затрат на их изготовление. Внутренняя логика развития науки приводит к созданию принципиально новых и усовершенствованию существующих видов продукции и технологий, ускорению темпов их обновления, что вносит специфические изменения в систему общественных потребностей.
При этом возникают новые потребности, выявляются разнообразные способы удовлетворять различные потребности одним продуктом, меняются соотношения между различными потребностями, раскрываются возможности удовлетворения одних и тех же потребностей разными видами продукции и т.д.
Необходимость развития образовательных учреждений, их вхождение в единую систему непрерывного российского образования определяет потребность в инновационной деятельности. То, что сегодня хорошо, завтра - удовлетворительно, а послезавтра - плохо. Необходимо работать на опережение, а не отставать от времени.
Изменения - необходимая составляющая жизни человечества и мы достаточно легко к ним приспосабливаемся. Почему же изменения в профессиональном образовательном окружении вызывают психологический дискомфорт? Рассмотрим природу инновационных изменений.
Инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Причины инновационных изменений в образовании:
• неоднородность ОУ: экономическая, информационная, социальная;
• нестабильность социально-экономической ситуации;
• ограниченность ресурсов с точки зрения их количества и качества (финансовых, нормативно-правовых, информационных, кадровых).
Решение той или иной проблемы требует от образовательных учреждений поиска и внедрения тех инновационных технологий, которые помогут им стать более успешными на рынке образовательных услуг.
Вышесказанным определяется актуальность темы исследования.
Цель работы рассмотреть сущность и методы применения инноваций в системе образования Омской области.
Для достижения цели работы необходимо решить ряд задач:
1) рассмотреть сущность инноваций;
2) определить основные виды инноваций;
3) описать значение инноваций;
4) охарактеризовать систему образования Омской области;
5) рассмотреть сферу применения инноваций в системе образования Омской области.
1. Теоретические основы инноваций
1.1.Сущность инноваций, сфера их применения
Массовый характер производства, ускорение создания принципиальных новшеств и модифицированных видов продукции, изменения условий труда не только расширили потребности, но и трансформировали структуру общественных потребностей. Общественные потребности (производственные и личные) удовлетворяются за счет двух источников:
1) экстенсивного расширения освоенных видов продукции и технологий. Экстенсивное расширение освоенных видов продукции, превращая единичную потребность в массовую и вызывая новые потребности, создает необходимые условия для полного удовлетворения многих ранее не удовлетворенных потребностей. Кроме того, такое расширение производства будет способствовать также удовлетворению части вновь возникающих потребностей;
2) быстрого и эффективного создания и реализации новшеств, их ассортиментной широты и масштабности нововведений (инноваций).
Второй источник нововведения (инновации) представляют собой основу удовлетворения общественных потребностей. Объясняется это эластичностью потребностей, разнообразием и динамичностью их структуры, возможностью удовлетворения за счет новшеств существующих потребностей (из-за экономической нецелесообразности выпуска «старой» продукции, несоответствия её параметров условиям потребления), а также способностью удовлетворять различные потребности в результате внедрения одного нововведения. В общем плане нововведения (инновации) это реальные возможности удовлетворения общественных потребностей, выраженные в вещной форме и представляющие конкретные способы, пути и средства достижения основной цели производства [3, с. 6]. Нововведения, являясь результатом инновационной деятельности, в конечном счете, способствуют повышению конкурентоспособности производства и эффективному развитию экономики.
Инновации действительно играют большую роль в развитии любого государства. Постепенно отмирают устаревшие энергоемкие производства и возникают новые ресурсосберегающие. При этом изменяется экономическая организация общества. Появляются новые элементы в спектре хозяйственных структур (инновационные фирмы), изменяются связи между ними. Происходят изменения в структуре и реализации различных форм собственности. Развиваются новые технологии управления. Изменяется также государственное регулирование экономикой. Развивается политическая культура. Динамически изменяются правовые, этические, эстетические и нравственные нормы. Повышается уровень образования и здравоохранения. Распространение инноваций связывает различные социальные и экономические субъекты в единое целое, обеспечивает единство нации, а в отдельных случаях смягчает также социальные противоречия и конфликты.
Стремительно интернационализируется хозяйственная деятельность. Инновационные процессы приобретают международный характер. Кооперация различных стран нацелена на получение новых научно-технических результатов, распространение трансфера технологий как в овеществленной, так и в не овеществлённой формах, создание мировой научно-инновационной инфраструктуры, осуществление инноваций, имеющих глобальный характер [4, с. 13].
Способность к быстрому восприятию инноваций важнейший фактор национальной безопасности государства. Это положение имеет внешнюю и внутреннюю составляющие. Речь идет об обеспечении, прежде всего научно-технологической безопасности. Для этого необходим мощный научно-технологический потенциал, позволяющий противостоять любому диктату извне, который ограничивает доступ к передовым технологиям и приводит к разрыву сложившихся технологических цепочек. Особенно велико значение инновационного потенциала для укрепления обороноспособности страны. Внутренняя составляющая процесса быстрого восприятия инноваций связана с распространением нововведений, позволяющих предотвратить антропогенные и природные катастрофы, террористические акты и противоправные действия [4, с.17].
Термин «инновация» (от англ. innovation) первоначально, еще в XIX в., связывался с изменениями в культуре. И до сих пор это его значение сохраняется в этнографии. В толковом словаре В. Даля слово «новшество» также имеет культурный смысл: «введенье новизны, новых обычаев, порядков»; при этом добавлено бытовавшее выражение: «не всякое нововведенье полезно» [1, с. 13].
В начале XX в. термин «инновация» был воспринят экономической наукой. В 1909 г. В. Зомбарт в большой статье «Капиталистический предприниматель» обосновал концепцию предпринимателя как инноватора. Нарисовав образы ряда пионеров раннего капитализма (например, В.Сименса), Зомбарт заключил: основная функция предпринимателя, состоящая в том, чтобы ради извлечения прибыли выпускать на рынок технические новинки, побуждает его не довольствоваться получением нового, а стремиться распространить это новое как можно шире.
В 1911 г. Й. Шумпетер предложил более общую концепцию инновационного предпринимательства. Он привлек внимание к тому, что динамичный предприниматель изобретает новые комбинации факторов производства, которые и являются источником предпринимательской прибыли [1, с. 140].
Шумпетер выделил пять таких комбинаций:
1. Выпуск нового продукта или известного продукта иного качества.
2. Внедрение нового, ранее неизвестного в данной области метода производства.
3. Проникновение на новый рынок сбыта, будь то известный или ранее неизвестный.
4. Получение новых источников сырья или полуфабрикатов.
5. Организационная перестройка, включая создание монополии или ее ликвидацию.
В конце 1930-х годов в работе «Конъюнктурные циклы» (1939) Шумпетер ввел различение базовых инноваций и инноваций-следствий. Это стало важным шагом в становлении теории инноваций.
После Великой депрессии начала 1930-х годов среди менеджеров США, а затем и других развитых капиталистических стран становится популярным словосочетание «инновационная политика фир мы» - как символ квалификации предпринимателя или менеджера, его способности вывести фирму из депрессии.
В ответ на запросы практики в 30-х годах прошлого столетия начались, а в 6070-х годах получили на Западе широкий размах эмпирические исследования инноваций, осуществляемых фирмами и другими деловыми организациями. При этом внимание сосредоточилось на трех основных областях исследований, в каждой из которых доминировала своя теоретико-методологическая парадигма [1, с. 145].
1. Фирма как инициатор и создатель инновации, ее чувствительность к инновациям и зависимость этой чувствительности от организационных структур и методов управления. В качестве исследовательской парадигмы выступает концепция процесса принятия решений, где анализ и выбор альтернатив сменяются последовательными этапами реализации принятого решения.
2. Маркетинг, или поведение фирмы на рынке, факторы риска, методы прогнозирования успеха инноваций, экономические показатели эффективности отдельных стадий и нововведения в целом. Преобладающей исследовательской парадигмой служит теория открытых систем в сочетании с игровым подходом, где фирма взаимодействует с рынком как со своей средой и где завершающие стадии инновационного процесса оказываются результатом действий множества субъектов, каждый из которых поступает в соответствии со своими интересами, с учетом вероятных ответных действий партнеров.
3. Государственная политика в отношении инновационной деятельности фирм, помогающая их конкурентоспособности на международном рынке. Ведущей является парадигма теории управления.
Совокупность этих областей исследований получила название «инноватика» [2, с. 8].
Сегодня исследователи дают следующее определение понятия «инновация».
Инновации (нововведения) конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности или новом подходе к социальным услугам [2, с. 4].
Инновационный процесс - получение и коммерциализация изобретения новых технологий, видов продукций и услуг, решений организационно-технического, экономического, социального или иного характера и других результатов интеллектуального деятельности [1, с.43]. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.
В современной ситуации перехода отечественной системы образования на новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) все образовательные учреждения автоматически включаются в инновационную деятельность.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО) - совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Главными целевыми установками в реализации ФГОС ВПО третьего поколения являются компетенции, полученные учащимся в ходе обучения, при этом под термином компетенция понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.
Кроме этого, в понятие «компетенция» в качестве составных частей входят и знания, умения и навыки, и личностные и социальная адаптация (умение работать как самостоятельно, так и в коллективе) и профессиональный опыт. В совокупности все эти компоненты формируют поведенческие модели когда выпускник способен самостоятельно сориентироваться в ситуации и квалифицированно решать стоящие перед ним задачи (а в идеале и ставить новые).
Вообще, компетентностный подход предусматривает иную роль студента в учебном процессе. В его основе - работа с информацией, моделирование, рефлексия. Студент должен уметь не просто воспроизводить информацию, а самостоятельно мыслить и быть готовым к реальным жизненным ситуациям.
В этой связи встает необходимость корректировки учебных программ, приведение их в соответствие требованиям нового ФГОС: образовательные программы дисциплины должны быть ориентированы на повышение качества подготовки специалистов на основе создания механизмов эффективного освоения студентами компетенций, необходимых в профессиональной деятельности.
Несмотря на необходимость инновационных изменений в образовательной деятельности, любые новшества всегда столкнутся с сопротивлением тех, кому необходимо их реализовывать - руководителей и педагогов ОУ. Сопротивление инновациям - это любые поступки работников, направленные на дискредитацию, задержку или противодействие осуществлению перемен в процессе труда.
Психология управления указывает, что причинами сопротивления инновациям являются [3, с.99]:
1. Угроза потребности безопасности.
2. Угроза социальному взаимодействию.
3. Угроза статусу профессионала, боязнь потерять компетентность в глазах коллег и
в своих собственных.
4. Большие психологические издержки в процессе освоения новой деятельности
(большое количество времени, повышенное внимание и т.д.).
5. Неуверенность в правильном понимании инновации, неопределенность результата.
6. Методы проведения инновации (насилие над личностью сотрудников, принижение
их заслуг, отсутствие мотивации и т.д.).
7. Антипатии к руководителю.
Сопротивление персонала инновационным изменениям может быть выражено в следующих формах:
- «Эффект пиджака» -абсентизм (отсутствие на рабочем месте без уважительной причины или присутствие, но неучастие в деятельности).
- Способ «кусочного внедрения». Заключается в освоении только некоторых элементов инновации.
- Способ «вечного эксперимента». Используется с целью снижения контроля над результатами.
- Способ «отчетного внедрения». Изменения осуществляются только на бумаге, в реальности все остается по-прежнему.
- Способ «параллельного внедрения». Новое сосуществует наряду со старым.
- Открытое противостояние.
Без профессионального управления внедрением новшеств, как правило, инновационные изменения редко бывают эффективными. Данное направление в менеджменте получило название инновационный менеджмент.
Инновационный менеджмент - это менеджмент, преимущественно направленный на повышение эффективности функционирования и развития предприятия, на стремление стать лидером в определенной сфере, видах деятельности на рынках конкретных товаров и услуг [1, с. 54].
1.2.Виды и классификация инноваций
Анализ сущности инноваций и различных подходов к их классификации позволил специалистам выделить следующие основные группы инноваций, различающихся по:
• сфере приложения научно-технические, организационно-экономические и социально-культурные;
• характеру удовлетворяемых потребностей создающие новые потребности и развивающие существующие;
• предмету приложения инновация-продукт, инновация-процесс, инновация-сервис, инновации-рынки;
• степени радикальности базисные, системные, прирастающие, псевдо инновации;
• глубине изменений регенерирование первоначальных свойств, количественные изменения, адаптивные изменения, новый вариант, новое поколение, новый вид, новый род;
• причинам возникновения стратегические и реактивные(адаптивные);
• характеру воздействия на рыночно-технологические возможности фирмы архитектурные, революционные, нише создающие, регулярные;
• масштабам распространения применяемые в одной отрасли и применяемые во всех или многих отраслях;
• роли в процессе производства основные и дополняющие;
• характеру связи с научным знанием восходящие и нисходящие [5, с. 19].
Инновация-продукт это новшество, имеющее физическую форму готового, принципиально нового или усовершенствованного изделия, которое выходит в этой форме (прежде всего в форме товара) за пределы предприятия. Этот тип инноваций требует значительных инвестиций, так как разработка новых продуктов предполагает проведение НИОКР, разработку инноваций-процессов.
Инновация-процесс это техническое, производственное и управленческое усовершенствование, снижающее стоимость производства существующего продукта. Данные инновации менее рискованны, чем продуктовые, а в ряде случаев являются и менее капиталоемкими.
Инновация-сервис инновация, связанная с обслуживанием процессов использования продукта за пределами предприятия (например, программное обеспечение компьютеров).
Рассмотрим другой срез классификации инноваций с делением их на базисные (радикальные), системные, улучшающие (прирастающие) псевдо нововведения.
Базисные инновации это инновации, возникшие на базе крупных изобретений, кладущие начало новым, ранее неизвестным продуктам или процессам, основанным на новых научных принципах.
В качестве примера можно привести паровую машину, электричество, атомную энергетику, ксерографию, вакуумную трубку, транзисторы и т.д. Базисные инновации требуют наибольших инвестиций, процесс их разработки является длительным, а их коммерциализация приводит к появлению новых технологических укладов.
Системные инновации представляют собой новые функции посредством объединения составных частей радикальных инноваций новыми способами. К системным инновациям можно отнести использование вакуумной трубки в радио и телекоммуникационных системах, использование транзисторов в цифровых электронных технологиях. Первоначально они были предусмотрены для других целей: вакуумная трубка для телефонных систем, а транзистор для замены вакуумной трубки.
Улучшающие инновации это малые, но важные улучшения продуктов, процессов, сервиса. Прирастающие инновации продолжают техническое улучшение и распространяются на приложения радикальных и системных инноваций. Например, изобретение вакуумной трубки потребовало улучшений по созданию вакуума, прежде чем она стала компонентом телефона. Тысячи инноваций были произведены по улучшению транзистора, на основе которых были созданы интегральные схемы, большие и сверхбольшие интегральные схемы.
Псевдо инновации это внешние изменения продуктов или процессов, не приводящие к изменению их потребительских характеристик [5, с. 22].
Классификация инноваций по глубине вносимых изменений во многом дополняет рассмотренную выше и позволяет более детально проследить переходы от инноваций низкого уровня к инновациям более высокого уровня. Данная классификация предложена чехословацким экономистом Ф. Валентой.
Инновации нулевого порядка регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций.
Инновации первого порядка изменение количественных свойств системы.
Инновации второго порядка перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования.
Инновации третьего порядка адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу.
Инновации четвертого порядка новый вариант, простейшее качественное изменение, выходящее за рамки адаптивных изменений; первоначальные признаки системы не меняются происходит некоторое улучшение их полезных свойств (например, оснащение существующего электровоза более мощным двигателем).
Инновации пятого порядка новое поколение; меняются все или большинство свойств системы, но базовая структурная концепция сохраняется (например, переход от электродвигателей серии А к серии АИ).
Инновации шестого порядка новый вид, качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа (например, возникновение бесчелночного ткацкого станка).
Инновации седьмого порядка новый род, высшее изменение в функциональных свойствах системы или ее части, которое меняет ее функциональный принцип {например, переход к полупроводникам и транзисторам, замена классического железнодорожного транспорта транспортом на "воздушной подушке") [5, с.23].
Инновация характеризуется такими родственными терминами, как инновационный процесс, инновационная деятельность, инновационный потенциал и потенциал инновации. Инновационный процесс рассматривается как процесс прохождения новшеством цикла «исследование - производство - потребление». Инновационная деятельность - это различные виды работ по созданию новшеств, в состав которых входят исследования поисково-прикладного характера, проектно-конструкторские и технологические разработки, опытно-экспериментальные и производственно-эксплуатационные работы.
Инновационный потенциал - это готовность и восприимчивость общества, народного хозяйства, отрасли, региона (республики), научно-производственного комплекса, предприятия к нововведениям (инновациям) с учетом научно-технических, производственных, трудовых, материально-ресурсных и иных возможностей. Понятие потенциал инновации обычно используется при оценке научно-технической и социально-экономической значимости инновации, ее масштабности. Здесь было бы более обоснованным учитывать и экологическую значимость.
Исходя из этого потенциал инновации можно трактовать как ожидаемый уровень научно-технической, социально-экономической и экологической эффективности ее реализации, а также возможности ее совершенствования (модификации, модернизации) и широкого распространения. Инновационный потенциал и потенциал инновации могут быть оценены лишь на основе анализа конкретных объектов (например, региона, предприятия) и отдельных новшеств (изделий, технологических процессов, методов производства и управления).
1.3 Значение инноваций в образовании
Под инновациями в обучении предлагается понимать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования (интеграционные (межпредметные) программы), методы оценивания образовательного результата. К наиболее известным инновациям в этой области относятся:
Новые Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования ориентированы на подготовку специалистов в соответствии с компетентностным подходом. Компетентностный подход исходит из целесообразности и необходимости подготовки компетентных специалистов, способных успешно решать профессиональные задачи. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам освоения основных образовательных программ, выпускник должен обладать двумя группами компетенций: общекультурными и профессиональными. Анализ перечня этих компетенций свидетельствует о том, что они, в своей основе, не ориентируют студентов, как будущих специалистов, соответственно и профессорско-преподавательский состав, осуществляющий их подготовку, на формирование и выработку у них в образовательном процессе инновационно-технологического потенциала, необходимого для реализации стратегического курса развития России. Данное обстоятельство свидетельствует о противоречии, имеющем место между стратегическим курсом нашей страны, ориентированным на инновационно-технологическое развитие, и стратегией развития высшего образования в соответствии с компетентностным подходом, не уделяющим должного внимания инновационной подготовке специалистов с высшим образованием.
Следует также констатировать, что большинство инноваций, которые сегодня широко реализуются Министерством образования, относились в большей степени не к содержанию образовательному процесса, а принципам его управления. К таким инновациям можно отнести:
- нормативно-подушевое финансирование;
- перевод образовательный учреждений в статус АНО;
- реформирование системы оплаты труда.
Специфика инновационного потенциала научно-образовательной сферы как важнейшего фактора-ресурса экономики (национальной и региональной) формирует вторую плоскость проявления его системо- и структурообразующей роли, связанной с распространением новшеств на внутри-, межрегиональных и мировых рынках инноваций, что позволяет повышать конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность национальной (и региональных) экономики, развивать межрегиональные и межстрановые связи и отношения. Не менее важной системной функцией научно-образовательной сферы, реализующей и продуцирующей инновации, в региональной экономике является самоорганизация, характеризующаяся проявлением функциональной устойчивости в неравновесных состояниях. Именно в ситуации, когда экономическая система теряет функциональную устойчивость, возникают самоорганизационные процессы формирования новых эффективных структур, требующие инвестиционных вложений. Приобретая в новых условиях функционирования стабилизирующее положение, экономическая система, таким образом, проходит свои равновесные состояния как промежуточные этапы на траекториях неравновесной самоорганизации.
Иными словами, научно-образовательная сфера как социально-экономическая система, осуществляющая свои специфические функции в экономике (которые можно дифференцировать в две большие группы: образовательные и научно-инновационные), является особым «обеспечивающим» экономическое развитие в целом сектором, продуцентом которого являются новые знания, аккумулирующиеся в человеческом потенциале, и новшества, ориентированные на коммерциализацию или создание фундаментального научного потенциала страны. В таком контексте, как показывают исследования, система образования нашей страны не в полной мере отвечает потребностям модернизационного развития общества. Примером, в частности, может служить сфера гуманитарной подготовки специалистов: разрыв системных связей гуманитарной, естественно-научной, технико-технологической составляющих высшего образования во многом обусловливают не адекватный требованиям современного экономического развития уровень квалификации кадрового потенциала [3, c.84].
Проблемы высшей школы, обостренные и ярко высвеченные в России в силу необходимости и одновременно трудностей перехода экономики на инновационную траекторию развития, не являются уникальными национальными проблемами и в силу этого должны рассматриваться в общемировом контексте трансформирования институциональных основ инновационного развития научно-образовательной сферы (в частности, активного распространения идей Болонского процесса) в условиях информационного общества и глобализации политики и экономики.
С другой точки зрения, носящие глобальный характер изменения в обществе и экономике, связанные с необходимостью переориентации на инновационный путь развития, обусловливают необходимость разработки более эффективных методов организации и управления научно-образовательной сферы как важнейшей составной части макро- и мезоэкономики, функционирующей в рыночных условиях хозяйствования.
Основные макроэкономические детерминанты формирования новых механизмов и инструментов управления инновациями в научно-образовательной деятельности в основном определяются тем, что в условиях глобализации возникли принципиально новые сущности (такие как новая экономика, постиндустриальная экономика, сетевая экономика, глобальный рынок, глобальные инвестиционные операторы) и явления (глобальная конкуренция, глобальные сети и т.п.), определяющие позиции национальных государств, стратегию развития инновационных и инвестиционных институтов, акторов и макроэкономических агентов.
В контексте авторской гипотезы категориальный смысл понятия «новая экономика» в концентрированном виде аккумулирует в себе постиндустриальные отрасли экономики. К «новой экономике» относятся отрасли, которые, во-первых, обеспечивают инновативность экономики, производят, внедряют в индустриальный сектор новые технологии, во-вторых, модернизируют технологии формирования рынка, продвижение товара к покупателю, в-третьих, осваивают инвестиции в «человеческий фактор», прежде всего, в образование [4, c.11].
Можно привести большое количество аргументов в подтверждение тезиса о творческом, интеллектуальном потенциале как основной конкурентоспособной доминанте развития российского общества. Искажение фундаментальных закономерностей развития рано или поздно должно приводить и приводит к кризису. Это верно как для мира в целом, так и для России. Посткризисная ситуация в России осложняется фактором, затрудняющим формирование «новой экономики»: отсутствие в стране сложившейся корпорации элитных групп, менеджмента, видящего для себя резон в общественной самоорганизации и синергии - совместном обустройстве страны и государства исходя из долгосрочных целей социокультурного развития.
2. Инновации в системе образования Омской области
2.1. Роль инноваций в образовательной сфере
Всестороннее внедрение современных информационных технологий в повседневную жизнь общества послужило катализатором для развития инновационных процессов в образовании, связанных с введением форм дистанционного обучением. Интернет как источник информации давно уже стал реальностью, а развитие телекоммуникаций, без которых эта форма обучения немыслима, идет быстрыми темпами. Таким образом, одно из условий реализации задачи покачественной подготовки студентов различных специальностей учебными заведениями является внедрение и широкое использование в учебном процессе современных форм дистанционного обучения.
Внедрение информационных технологий в преподавании в школах и колледжах обеспечивает следующие результаты:
• умение работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;
• повышение степени наглядности;
• усиление мотивации учения и, как следствие - повышение интереса к предмету, в том числе и за счет привлекательности компьютерной техники;
• это неизбежно приведет к развитию творческих способностей школьников, формирование теоретического, творческого и модульно - рефлексивного мышления учащихся.
Необходимо также отметить, что информационно - коммуникационные технологии открывают учителю новые возможности при проведении уроков, позволяя сделать их разнообразными по формам, избежать шаблонности, повысить интерес учащихся к обучению.
Для эффективного внедрения информационных технологий в образовании управленцам учебных заведений на местах необходимо:
- Изучать нормативную базу внедрения информационных технологий и перспективный опыт развитых стран.
- Быть активными участниками международных образовательных проектов, направленных на повышение информационной культуры учителей - предметников (Intel).
- Пополнять материальную базу компьютерных классов, за счет участия в международных проектах, а также привлечение средств спонсоров и общества.
- Организовывать на базе собственных школ образовательные проекты, обеспечивающие распространение информационной культуры между учителями, учениками, студентам, обществом.
- Инициировать создание собственных учебных и контролирующих программ.
Итак, среднее образование РФ вступила в мировое информационное пространство и возвращение этой дороги невозможно. Целью внедрения и использования информационных технологий в образовании является подготовка членов будущего информационного общества, для которых способность к человеческим коммуникаций, активное овладение научной картиной мира, гибкое изменение своих функций в труде, ответственная гражданская позиция и развитая планетарное сознание станут начальной жизненной потребностью
2.2 Структура системы образования Омской области
1. Система образования включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различного вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность без образования юридического лица, педагогических работников, обучающихся и их родителей (законных представителей);
3) органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, создаваемые ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование на протяжении всей жизни (непрерывное образование).
3. Общее и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Структура образования в Омской области показана на рисунке 1.
Рис. 1. Структура системы образования Омского муниципального района Омской области
Рис. 2. Структура Комитета по образованию
Подведомственными комитету образования являются образовательные учреждения Омского муниципального района, созданные администрацией Омского муниципального района, в отношении которых ему переданы полномочия Учредителя.
Функции по отношению к другим образовательным учреждениям Омского муниципального района комитет образования может исполнять по соглашению с их учредителями (собственниками) и (или) ведомствами.
2.3. Новейшие технологии, применяемые в сфере образования
Внедрение в учебный процесс инновационных технологий обучение - это требование современного образования.
Важным фактором для внедрения компьютерных технологий в учебный процесс является достижение учащимися определенного уровня информационной грамотности.
Информационная грамотность акцентирует внимание не только на поиске, но и на оценке, обсуждении, использовании информации. К понятию Информационной грамотности входят те умения, которые являются основой самообразования, которые не только помогают ученику осваивать конкретное содержание, но и развивают умение учиться на протяжении всей жизни, планировать свое обучение, контролировать его результаты.
Содержание информационной грамотности:
1 . Определение потребности в информации.
2 . Эффективный поиск информации.
3 . Критическая оценка информации.
4. Включение информации в индивидуальной базы знаний.
5 . Понимание экономических, правовых, социальных проблем доступа к информации и ее использования.
Классификация ИТ применяемых на уроках в колледжах (рис. 3).
Рис. 3. Классификация информационных технологий
Новые информационные технологии, кардинально повлиявшие на всю систему образования, задев ее содержание, формы и методы обучения, что привело к изменению требований модели выпускника вуза.
С момента использования в сфере образования сетевых (сетевых) технологий, онлайновых баз данных, компьютерного моделирования стало возможным обучать студентов не только работать в Интернете с целью усвоения учебного материала, но и использовать его ресурсы; будущей профессиональной деятельности [4,с.15] .
Покажем роль ИТ в учебном процессе на рисунке 4.
Рис. 4. Роль ИТ в учебном процессе
Среди всего разнообразия методических приемов использования компьютерных технологий, преподаватель может считать полезными в своей работе, мы остановимся на основных пяти приемах, которые мы расцениваем как полезные.
• Управление учебным процессом. Используя e-mail (электронную почту), преподаватель может реализовать дифференцированный и индивидуальный подход в обучении, рассылая по электронной почте каждому студенту его персональное домашнее задание.
• Компьютерные технологии как источник информации. Неоспоримым преимуществом Интернета является постоянный доступ к новейшей свежей информации.
Использование разработки презентации позволяет превратить задачу написания проектных работ учащихся в творческий процесс, предусматривающий большую аудиторию слушателей, после презентационное обсуждения и определения лучших работ.
Одной из таких программ является компьютерная программа Мiсrosoft PowerPoint, которая позволяет использование текстового формата, звуковых и видео файлов, анимационного оформления, различных схем, таблиц, динамических графиков и т.п. Все это способствует лучшему пониманию представленной информации слушателями.
Такие занятия способствуют повышению интереса к обучению, помогают усовершенствовать их аналитические, языковые навыки, развивают творческую фантазию [9, с 16] .
• Учитель, в свою очередь, может воспользоваться программой разработки презентации при чтении лекции .
Кроме того, в любой момент учитель может изменить ее содержание, то усовершенствовать или дополнить. К методам работы относятся: проблемное обучение, интегрированные уроки, уроки-беседы, семинары, уроки пресс - конференции, использование дифференцированного обучения, индивидуальный подход к каждому ученику при обучении.
Эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии при преподавании помогают знания, полученные во время прохождения курсов Intel ® «Обучение для будущего".
Кроме того, учащиеся используют ИКТ, различные компьютерные программы, изучают на уроках информатики и информационных технологий.
Рассмотрим как ИТ используются в учебном процессе в на рисунке 5.
Рис. 5. ИТ в учебном процессе в колледже
С рисунка 5 мы выяснили, что больше всего компьютерные информационные технологии предъявления учебной информации используются для лабораторных занятий и курсов и для распространения учебных материалов электронными средствами.
Приведем наглядный пример ИТ, которые наиболее целесообразно использовать в учебном процессе преподавания в колледже на рисунке 6.
Рис. 6. ИТ наиболее целесообразно использовать в преподавании.
ИТ широко используются в преподавании, обеспечивая высокий степень индивидуализации обучения с использованием мультимедийных учебных курсов, дидактических материалов.
ИТ в преподавании позволяет реализовать дифференцированный подход к обучению.
Сравним особенности традиционного и компьютерного обучения в таблице 1.
Таблица 1.
Особенности традиционного и компьютерного обучения.
Традиционное обучение 1. Линейный текст (только текст без других дополнительных источников). 2. Возможно отсутствие мотивации и заинтересованности в обучении. 3. Ограниченное количество информации, ограниченный выбор, часто устаревшие данные. 4. Контроль преподавателя. 5. Общение с преподавателем. |
Компьютерное обучение 1. Мультимедийный текст (видео, аудио возможности, связь с большим количеством различных источников). 2. Высокая мотивация и заинтересованность в обучении. 3. Неограниченное количество свежей аутентичной информации, широкий выбор. 4. Самоконтроль и координация учебного процесса преподавателем. 5. Возможности общения (синхронного / асинхронного) с носителями языка, знакомство с культурой их стран. |
Результаты сравнения, приведенного в таблице, свидетельствуют о значительных преимуществах использования информационных технологий в обучении маркетинга.
Безусловно, использование новых информационных технологий обучения не возражает традиционных технологий, но проблема информационной адаптации человека в новой информационной среде заставляет пересматривать содержание традиционных технологий с частым наклоном к выбору эффективных методов и средств оказания образовательных услуг.
2.4. Статистические данные по системе образования Омской области
Статистические данные по системе образования Омской области приведены в Приложении 1.
Экономическое образование ориентированы на новый социальный заказ относительно задач, содержания, качества и сроков образования, где лейтмотивом становятся:
• приоритеты социально - мотивационных факторов и общечеловеческих ценностей;
• переориентация содержания образования на личность, на обеспечение активной познавательной позиции субъекта обучения;
• организация обучения на основе максимального учета опыта взаимодействия ученика с окружающим миром;
• направленность образования на полную реализацию способностей, интеллектуального, духовного и творческого потенциала молодого человека, на жизнедеятельность ученик, что обусловлено его умом и активностью ;
• выработка устойчивых механизмов самообучения, самовоспитания и саморазвития.
Государственная программа предусматривает необходимость создания и внедрения новых учебных технологий, к которым относится и информационная технология обучения. Новые технологии обучения вызывают особый интерес педагогов по объективным причинам, среди которых можно выделить две основные. Во-первых, предусматриваются коренные изменения существующих стереотипов организации учебного процесса, его содержания, потребность в развитии творческой инициативы педагогов, в поисках новых форм и методов педагогической деятельности при переходе от традиционных пассивных форм занятий к нестандартным методам индивидуального обучения. Во-вторых, увеличивается возможность выявить одаренных детей для последующего их обучения.
Поэтому насущной потребностью современной системы образования при преподавании является внедрение новых форм и методов обучения и воспитания, обеспечивающих развитие личности каждого школьника. Решению этой проблемы способствует внедрение инновационных технологий обучения на уроках. Именно они способствуют интеллектуальному, социальному и духовному развитию школьника, готовность жить и работать в гуманном, демократическом обществе.
Учебно - воспитательный процесс должен быть ориентирован не на репродуктивное мышление, приобретение суммы знаний, а на развитие индивидуального видения того или иного явления, умение самому добывать знания и использовать их для самореализации. Речь идет о формировании личности.
И поэтому сегодня, в условиях реализации реформы образования актуальной становится проблема научить учащихся логически мыслить, выработать интерес к знаниям, самостоятельно осваивать их, сознательно применять полученные знания.
3. Рекомендации по совершенствованию системы образования омской области
3.1. Проблемы в сфере рынка образовательных услуг Омской области
Значительное внимание к проблемам образования связана с присоединением России к Болонскому процессу в 2003 году. Важным условием Болонское содружество педагогов является повышение мобильности преподавателей и студентов (учеников), самостоятельности будущих специалистов, уровня их самоорганизации.
Российское государство находится на этапе активных социально-экономических преобразований, которые стимулируют развитие всех сфер жизни общества. Правительством Российской Федерации развитие образования определено в качестве одного из национальных проектов. В этих условиях особую роль играет модернизация системы образования, главной задачей которой является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства»
Достижение современного качества общего образования, прежде всего, зависит от эффективности профессиональной деятельности учителя и в целом педагогических коллективов образовательных учреждений.
Вопрос создания позитивного имиджа учебного заведения, выступает одной из составляющих модернизации образования, является сегодня очень важным и необходимым. С одной стороны - это конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, с другой - реформирование старых методов управления, которые в большей степени себя уже исчерпали и не отвечают требованиям, а тем более будущего.
Механизм мотивации в системе управления персоналом в школе недостаточно хорошо развит. Анализ уровня мотивации управленческого состава и простых работников показал, что рядовые сотрудники замотивированы намного хуже, чем управленческий персонал.
Традиционная педагогическая деятельность учителя, ориентированная на субъект-объектные отношения и передачу знаний, умений и навыков учащимся, нуждается в обновлении, так как не обеспечивает формирования у школьников ценностного отношения к своему развитию, мотивированного отношения к образованию в целом, препятствует развитию способностей выпускников, позволяющих осмысленно самоопределяться в мире, принимать обоснованные решения относительно своего будущего.
Современный руководитель, осуществляющий перевод образовательного учреждения в инновационный режим деятельности, нуждается в специальных знаниях о содержании процесса управления формированием мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности, а также об условиях и факторах, влияющих на его эффективность.
Повышение профессионального мастерства педагогических кадров осуществляется через более совершенные формы методической работы, что является весьма значимой и актуальной проблемой.
В структуре организации процесса управления общеобразовательной школой методическое звено занимает одно из важных мест, ибо именно гибкая методическая система даёт возможность членам педколектива право выбора индивидуальной траектории профессионального роста и развития, даёт возможность обеспечить личностно-ориентированную методическую поддержку и помощь в реализации инновационных моделей организации работы в школе.
А решение проблемы активизации учебной деятельности в школах, средних и высших учебных заведениях лежит в основе всех современных педагогических теорий и технологий. Большинство из них направлено на преодоление таких, давно ставших привычными и трудноразрешимыми, проблем высшей школы, как: необходимость развития мышления, познавательной активности, познавательного интереса. В Германии, например, начиная с 90-х годов XX века, приоритетными методами обучения в системе повышения квалификации руководящих кадров являются интерактивные методы, где главное внимание уделяется практической отработке передаваемых знаний, умений и навыков.
Для того чтобы не отставать от требований времени, происходит интенсификация образовательного процесса на основе внедрения в него интерактивных технологий обучения, создания психологически комфортной среды, обеспечивающей свободу слушателей в выборе образовательных форм и методов [15, с.25].
Все возрастающий поток информации в настоящее время требует внедрения таких методов обучения, которые позволяют за достаточно короткий срок передавать довольно большой объем знаний, обеспечить высокий уровень овладения слушателями изучаемого материала и закрепления его на практике .
Сегодняшние требования к качеству образования привели к появлению новых форм обучения, позволяющих учитывать индивидуальные особенности учащихся, их интересы, способности, склонности к профессиональному ориентированию и возможности самореализоваться в быстро меняющейся социальной среде, адаптироваться к меняющимся условиям жизни.
Современный личностный подход к обучению позволяет максимально раскрыть многогранность индивидуальных особенностей учащегося, что в дальнейшем поможет ему быстрее ориентироваться в окружающем мире и самореализоваться. Так как личностный подход к обучению предполагает самоутверждение каждой отдельной личности, утверждение гуманистических отношений (когда каждый ученик осознает себя личностью и учится видеть личность в окружающих) и обогащает других учеников своей культурой, формируется интенсивность общения, основанная на интересах и особенностях детей.
В практике педагогов-новаторов в центре находится процесс познания, организованный как совместная деятельность всех его субъектов, а не процесс преподнесения готовых знаний, так как такие знания не порождают заинтересованности в их расширении, реализации, что, в свою очередь, приводит к пассивности учеников [16, с.43].
Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:
1. Пассивные методы.
2. Активные методы.
3. Интерактивные методы.
Каждый из них имеет свои особенности. Рассмотрим их подробнее.
Пассивный метод (рис. 7) это форма взаимодействия учащихся и учителя, где учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися на пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т.д. Лекция самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в ВУЗах.
Активный метод (рис.8) это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и ученики здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.
Интерактивный метод (рис. 9). Интерактивный («Inter» это взаимный, «act» действовать) означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения [1,с.16].
Рис. 7. Пассивный метод Рис. 8. Активный метод
Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый [14,с.26].
Рис. 9 Интерактивный метод
На сегодняшний день в обучении основам безопасности жизнедеятельности наиболее эффективно использовать технологии интерактивного обучения. Наиболее распространенными являются следующие интерактивные методы обучения: тренинги, программированное, компьютерное обучение, учебные групповые дискуссии, проблемно-модульная технология, проектный метод, анализ конкретных, практических ситуаций, деловые и ролевые игры [6,с.13].
Многие методисты и психологи считают очень эффективным методом обучения игру.
Игра стимулирует лучшее запоминание и понимание изучаемого материала, а также игра способствует повышению мотивации и позволяет обучаемому комплексно использовать органы чувств при восприятии информации, а также самостоятельно и неоднократно воспроизводить ее в новых ситуациях.
3.2. Методы решения проблем системы образования Омской области с помощью инноваций
Образовательные услуги выступают компонентом качества жизни каждого человека (личности), качества его труда, и, как следствие, качества процесса и результатов производства (продуктов труда), что в результате приводит к повышению уровня жизни в стране.
Реформирование сферы образования и образовательных услуг - ведущее направление большинства национальных стратегий развития, которое в последнее время вызывает интерес среди экономистов и разработчиков государственной экономической политики.
Так бурное развитие средств информатизации (компьютеров, планшетов, ноутбуков, компьютерных коммуникаций и всяких других электронных устройств), а значит, появление новых технологий обработки, передачи, получения и хранения информации открывает новые возможности для применения компьютеров в учебном процессе.
Информатизация образования это процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных новых информационно - коммуникационных технологий, ориентированных на реализацию психолого - педагогической цели обучения и воспитания.
Изменение содержания обучения происходит по нескольким направлениям, значимость которых меняется с развитием процесса информатизации общества. Первое направление связано со становлением учебных дисциплин, обеспечивающих подготовку учащихся в области информатики. Второе направление связано с активным использованием компьютеров коммуникаций, применение которых становится нормой во всех областях человеческой деятельности. Этот процесс приносит с собой изменение предметного содержания всех учебных дисциплин на всех уровнях образования. Третье направление связано с влиянием информатизации на цели обучения.
Новые информационно - коммуникационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления всяких профессиональных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.
Информационно - коммуникационные технологии обучения, имеют применение в преподавании в старших классах и на 1-2 курсе коледжа, предоставляют возможность преподавателю для достижения дидактической цели применять как отдельные виды учебной работы, так и любой их набор, т.е. спроектировать обучающую среду.
Ориентированные на преподавателя инструментальные средства (программы - конструкторы уроков) позволяют ему оперативно обновлять содержание учебных и контролирующих программ в соответствии с появлением новых знаний и технологий.
Преподаватель получает дополнительные возможности для поддержки и развития личности студента, творческого поиска и организации их совместной работы.
Как показывает современная педагогическая практика, использование компьютера и ИТ в учебном процессе направлено преимущественно на решение следующих типов дидактических задач:
1) компьютер используется как вспомогательное средство для эффективного решения уже существующей системы дидактических задач. Содержанием объекта усвоения в компьютерной учебной программе этого типа является справочная информация, инструкции, вычислительные операции, демонстрации и т.п.
2) компьютер может быть средством, на который возложено решение отдельных дидактических задач при сохранении общей структуры, целей и задач безмашинного обучения. При этом сам учебный содержание не закладывается в компьютер (ЭВМ выполняет функции контроллера, тренажера и т.д.). Эту функцию широко представлены в диалоговых обучающих системах, моделирующих деятельность учителя.
3) используя компьютер (ноутбук, планшет, нетбук, лэптоп), можно ставить и решать новые дидактические задание, решаемые традиционным путем. Характерны имитационно - моделирующие программы, например компьютерные программы по имитации эксперимента.
В этих программах объектом усвоения выступают:
а) внешние параметры того или иного процесса;
б) закономерности, которые не доступны для наблюдения в естественных условиях;
в)связи имитируемых явлений с теми параметрами, которые автоматически заданные программой;
г) поиск параметров, которые оптимизируют прохождение имитируемого процесса и т.д. .
4) компьютер может использоваться как средство, помогает усваивать сложные абстрактные теоретические понятия.
Такое усвоение достигается путем моделирования основных понятий по теме. Вместе с тем реализуются принципиально новые стратегии обучения. Характерным примером этого направления разработок являются так называемые « компьютерные учебные среды», или « микромиры », представляющие модели осваиваемых областей знаний.
Функции ИТ в обучении следующие: технико-педагогические (обучающие программы и такие, которые направлены на управление, диагностику, моделирование, экспертиза, диалог, консультации) дидактические (компьютер как тренажер, репетитор, ассистент, как устройство, которое моделирующее определенные ситуации, компьютер как средство интенсификации учебной деятельности, оптимизации деятельности преподавателя; компьютер как средство, которое выполняет функции: оперативного обновления учебной информации, получения оперативной информации об индивидуальных особенностях учащихся, компьютер как средство коррекции, контроля и оценки их деятельности, ее активизации и стимулирования).
Основные преимущества информационно - коммуникационной технологии включают: экономический эффект, возможность в ходе обучения быстро решать на ЭВМ задачи, требующие значительных затрат при неавтоматизированном обучении, преимущества индивидуальной работы с учеником перед обучением группы учащихся, большой объем информационного и справочного материала, к которому студент может очень просто обратиться при эффективной организации доступа возможность легко моделировать различные проблемные ситуации в процессе обучения; беспристрастность контроля знаний ученика, возможность выставления объективной точной оценки при контроле знаний; во времени: возможность выиграть во времени при контроле учащихся и их диагностике, выигрыш в тиражировании и представлении контрольных и самостоятельных работ, обработка результатов и их оперативное доведение до сведения учащихся; в охвате учащихся в учебном процессе: возможность массового обучения на этапе актуализации опорных знаний и способов действий, на этапе обработки репродуктивных умений и навыков, реализация индивидуальный подход к ученикам : интенсификация работы учащихся при подготовке лабораторных и практических работ.
Однако следует обратить внимание на недостатки информационно - коммуникационной технологии, среди которых главным является то, что технологии программированного обучения существенно уменьшают и даже совсем разрушают такие компоненты деятельности учащихся, как интеллектуальную, мотивационную, эмоциональную: не осуществляется развитие ученика как субъекта деятельности.
Эффективность урока, на котором используется информационно -коммуникационная технология, главным образом зависит от: содержания учебного материала (проблемные ситуации, наличие противоречий и т.д.), формы проведения (лекция, практическое занятие, консультация и т.д.) уровня развития интеллектуальной, мотивационной , эмоциональной , волевой сфер учащихся; уровня методического мастерства учителя , его умений отбирать и использовать программируемые средства .
На этапе использования знаний, формирования умений с помощью компьютера выводится: информация о том, где реально могут быть использованы знания, которые получают ученики сегодня на уроке информация, подчеркивает те вопросы, которые демонстрируют определенные приемы учебной деятельности, информация, объясняющая куда обратиться в случае возникновения трудностей с помощью, какой вид помощи выбрать, информация, которая подчеркивает, что решение этих проблем способствует формированию определенных умений и т.п.
В случае возникновения трудностей в обучении ученикам представляется программа, которая предлагает, выбрать помощь:
1 ) подсказку
2) правильный ответ без объяснения
3) правильный ответ с объяснением « нужна помощь»
- попробуйте ответить еще раз
- исправьте ошибку
- правильный ответ с объяснением; указание на причину трудностей, дополнительные вопросы, которые помогут определить принципы выполнения задания мотивационные указания.
Таким образом, структура урока является многовариантной, однако такой урок должен быть полифункциональным: формировать не только знания, но и развивать учащихся, вводить их в сферу психической деятельности.
Главной особенностью компьютерных сетей является возможность пополнения информационных потоков информации любого содержания и формы, в том числе передачу текста, изображений, звука, компьютерных программ, документов и т.п.
Безусловно, такая информационная универсальность стала возможной благодаря реализации на современных средствах вычислительной техники различных мультимедийных технологий.
Использование компьютерных сетей имеет целый ряд неоспоримых преимуществ перед уже существующими технологиями обучения, важнейшими из которых являются:
1) расширение информационных ресурсов субъектов компьютерной сети. Подключение к глобальной компьютерной сети, например, такой, как INTERNET дает возможность пользователям получить бесплатный доступ к огромным массивам информации.
2) возможность повышения квалификации преподавателя как главного действующего лица учебно-воспитательного процесса. Глобальные компьютерные сети дают возможность не только применять в преподавательской деятельности более широкий спектр учебных материалов, но и использовать для своего профессионального роста широкие информационные ресурсы компьютерных сетей, поддерживать тесные творческие связи с коллегами, а в перспективе - повышать свою квалификацию путем дистанционного обучения по специальным программам.
3) дополнительные учебные возможности для учащихся.
Кроме того, пользователь получает возможность использовать разнообразные онлайновые учебные программы, включиться в заочные курсы , проводимые национальными и зарубежными учебными заведениями , получить отличную языковую практику в общении на онлайновых конференциях и в конце концов, включиться в глобальный диалог с учащимися , студентами и преподавателями всего мира.
Одним из главных преимуществ компьютерных сетей является использование современных средств вычислительной техники универсального инструмента обработки различной информации.
При проектировании урока с целью формирования познавательного интереса учащихся может использовать различные программные продукты:
1) языки программирования - с их помощью учитель может составить различные программные продукты, которые можно использовать на разных этапах урока, но их применение для преподавателя - предметника трудно. Составление проекта на языке программирования требует специальных знаний и навыков и больших трудозатрат;
2) готовых программных продуктов (энциклопедий, учебных программ).
Кроме тог, при повторении пройденного материала ученик самостоятельно воспроизводит все демонстрационные эксперименты , которые учитель показывал на уроке. При этом он может прервать эксперимент, остановить его или повторить ту часть, которая плохо усвоил . Такой подход развивает инициативу и способствует повышению интереса учащихся к изучаемому предмету .
3) пакет Microsoft Office , который включает в себя помимо известного всем текстового процессора Word еще и систему баз данных Access и электронные презентации PowerPoint;
4) cистему баз данных, предполагает большую подготовительную работу при составлении урока, но в итоге можно получить эффективную и универсальную систему обучения и проверки знаний.
5) текстовый редактор Microsoft Word, что позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал;
6) электронные презентации.
Уроки, составленные с помощью Microsoft PowerPoint зрелищны и эффективны в работе над информацией.
Можно сделать вывод, что использование современных информационных технологий, в частности персонального компьютера, позволяет интенсифицировать процесс текущего оценивания знаний учащихся, сделать его более систематическим, оперативным. Кроме того, именно использование ПК уже вызывает интерес учащихся к предлагаемой работе, снимает часть нервного напряжения, позволяет полностью исключить субъективность в оценке знаний со стороны того, кто контролирует. Одно из главных направлений работы учителя это подготовка ребенка к новым условиям жизни, требует уметь мыслить, т.е. вычленять и анализировать явления, замечать в них существенное, самому делать определенные выводы, давать оценки и принимать своевременные обоснованные решения. Поэтому учебно- воспитательный процесс должен быть ориентирован не на репродуктивное мышление, приобретение суммы знаний, а на развитие индивидуального видения того или иного явления, умение самому добывать знания и использовать их для самореализации. Речь идет о формировании личности.
И поэтому сегодня, в условиях реализации реформы образования актуальной становится проблема научить учащихся логически мыслить, выработать интерес к знаниям, самостоятельно осваивать их, сознательно применять полученные знания.
Заключение
В данной работе рассматривается роль инновации в системе образования и науки, их использование в различных сферах деятельности человека. Показано, что информационные технологии становятся неотъемлемым компонентом содержания обучения, средством оптимизации и повышения эффективности учебного процесса, а также способствуют реализации многих принципов развивающего обучения. Выделенные преимущества и недостатки использования ИТ в системе образования.
Важным фактором развития информатизации страны является обеспечение студентов новейшей информацией, приобретение ими необходимых умений и навыков профессиональной компетенции.
Одной из самых актуальных форм работы со студентами сегодня является дистанционное обучение.
Основу этого обучения составляет самостоятельная интерактивная работа студента со специально разработанными учебными материалами. Все компоненты и методические приемы ориентированы на то, чтобы сделать обучение максимально удобным и эффективным.
Итак, современный электронный учебник помогает студентам в профессиональной подготовке средствами мультимедиа, совершенствует языковые возможности, развивает творческие способности, способствует постоянному обновлению форм и методов использования электронного учебника в учебном процессе путем визуализации и обработки результатов. Компьютерные сети представляют собой новый этап в развитии внешних средств интеллектуальной деятельности, познания и общения. Применение компьютерных сетей ведет к значительным структурным и функциональным изменениям в деятельности студента.
Современные информационные технологии, применяемые в ДН, позволяют ему быть перспективной технологией получения образования в XXI веке.
Применение современных информационно - коммуникационных технологий в обучение - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития образовательного процесса.
Внедрение информационных и телекоммуникационных технологий стимулирует широкое использование активных методов обучения, таких новых форм работы, как дистанционные олимпиады и конкурсы, виртуальные семинары, которые объединяют различные регионы и страны, использование электронной почты для участия в обсуждениях глобальных проблем в рабочих группах.
Таким образом, ИТ следует понимать как приложение информационных технологий для создания новых возможностей передачи знаний (деятельности педагога), восприятия знаний (деятельности ученика и студента), оценки качества обучения и, безусловно, всестороннего развития личности ученика в учебно-воспитательном процессе.
А главная цель информатизации образования заключается в подготовке студентов к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества.
Приложение 1.
Сведения о государственных и муниципальных образовательных учреждениях Омской области, подведомственных Министерству образования Омской области.
№ п/п |
Наименование показателей |
на начало 2010/2011 учебного года |
на начало 2011/2012 учебного года |
на начало 2012/2013 учебного года |
Кроме того структурных подразделений, входящих в состав юр. лица |
Дневные общеобразовательные учреждения |
|
|
|||
1. |
Всего дневных общеобразовательных учреждений, единиц |
835 |
802 |
797 |
192 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
1.1. |
начальных школ |
36 |
23 |
20 |
135 |
1.2. |
основных школ |
186 |
167 |
165 |
56 |
1.3. |
средних (полных) общеобразовательных учреждений |
581 |
581 |
581 |
1 |
|
из них: |
|
|
|
|
1.3.1. |
общеобразовательных учреждений с углубленным изучением различных предметов |
19 |
17 |
18 |
0 |
1.3.2. |
гимназий |
32 |
32 |
32 |
0 |
1.3.3. |
лицеев |
22 |
22 |
23 |
0 |
1.3.4. |
кадетских учреждений |
1 |
2 |
2 |
0 |
1.4. |
специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья |
28 |
27 |
27 |
0 |
1.5. |
учебно-воспитательных учреждений для детей с девиантным поведением |
2 |
2 |
2 |
0 |
1.6. |
оздоровительно-образовательных учреждений санаторного типа |
2 |
2 |
2 |
0 |
2. |
Всего обучающихся в дневных общеобразовательных учреждениях, человек |
192 573 |
193 177 |
192 917 |
2 553 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
2.1. |
в начальных школах |
832 |
652 |
611 |
1217 |
2.2. |
в основных школах |
8 431 |
7597 |
7075 |
1216 |
2.3. |
в средних (полных) общеобразовательных учреждениях |
179 724 |
181520 |
181890 |
120 |
|
из них: |
|
|
|
|
2.3.1. |
в общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением различных предметов |
11 140 |
10281 |
10601 |
0 |
2.3.2. |
в гимназиях |
23 476 |
23966 |
24283 |
0 |
2.3.3. |
в лицеях |
14 664 |
14989 |
15427 |
0 |
2.3.4. |
в кадетских учреждениях |
349 |
834 |
815 |
0 |
2.4. |
в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья |
3 001 |
2894 |
2824 |
0 |
2.5. |
в учебно-воспитательных учреждениях для детей с девиантным поведением |
253 |
207 |
205 |
0 |
2.6. |
в оздоровительно-образовательных учреждениях санаторного типа |
332 |
307 |
312 |
0 |
3. |
Число учителей (без учета руководителей и заместителей руководителей) |
14 377 |
14065 |
14202 |
473 |
Вечерние (сменные) общеобразовательные школы |
|
|
|||
4. |
Число вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений, единиц |
16 |
16 |
16 |
0 |
5. |
Число дневных общеобразовательных учреждений, при которых созданы классы очно-заочного обучения, единиц. |
116 |
111 |
107 |
0 |
6. |
Численность учащихся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, человек |
5 251 |
4690 |
4366 |
0 |
Учреждения дошкольного образования |
|
|
|||
7. |
Число дошкольных образовательных учреждений (включая НШДС), единиц |
591 |
595 |
604 |
0 |
8. |
Численность дошкольников, обеспеченных услугами дошкольного образования, человек |
68158 |
73503 |
76710 |
0 |
|
из них: |
|
|
|
|
8.1 |
детей до 3-х лет |
11940 |
12865 |
13417 |
0 |
8.2 |
детей от 3-х лет до 7 лет |
56218 |
60638 |
63293 |
0 |
Учреждения дополнительного образования детей |
|
|
|||
9. |
Число учреждений дополнительного образования детей, единиц |
119 |
117 |
109 |
0 |
|
из них: |
|
|
|
|
9.1 |
учреждения спортивной направленности |
51 |
47 |
39 |
|
10. |
Численность занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей, человек |
126989 |
127035 |
127362 |
0 |
|
из них: |
|
|
|
|
10.1 |
занимающихся в учреждениях спортивной направленности |
45869 |
45263 |
43004 |
|
Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|
|
|||
11. |
Число учреждений, единиц |
29 |
29 |
23 |
0 |
12. |
Численность воспитанников, человек |
1505 |
1278 |
1109 |
0 |
Начальное профессиональное образование |
|
|
|||
13. |
Число учреждений начального профессионального образования, единиц |
39 |
35 |
34 |
0 |
14. |
Численность учащихся в них, человек |
11415 |
9010 |
8603 |
0 |
Средне профессиональное образование |
|
|
|||
15. |
Число учреждений среднего профессионального образования, единиц |
12 |
14 |
29 |
0 |
16. |
Численность студентов в них, человек |
7573 |
9550 |
24233 |
0 |
Библиографический список
Андреев В.И., Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. // В.И. Андреев. Казань, 2008 С. 440.
Башмаков А.И.,Разработка компьютерных учебников и обучающих систем.//Башмаков А.И. М.: Информационноиздательский дом «Филинъ», 2009. 616 с.
Белаш О.Ю. О маркетинговой деятельности в государственном вузе // Белаш О. Ю. Маркетинг в России и за рубежом. - 2009. - №1. - С. 97-107.
Бычков, А. В. Инновационная культура. // А. В. Бычков. Профильная школа. - 2010. - № 6. - с. 83.
Голубков Е.П. Использование Интернета в маркетинге // Голубков Е.П. Маркетинг в России и за рубежом №3 (29), 2009 г.
Дебердеева.Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества// Т. Х. Дебердеева. Инновации в образовании. - 2008. - № 3. с. 79.
Ерофеева Н.И.: Управление проектами в образовании//Н.И. Ерофеева. Народное образование.-2008.-№ 5
Каменский А. К.: Нормативно-правовая база общественно-государственного управления школой. // А. К. Каменский. - 2009. - № 3
Князев Е. А. Об университетах и их стратегиях //Князев Е. А. Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 4 (37). С. 9-18.
Князев Е. А. Стратегический менеджмент в университетах //Князев Е. А. Институциональный менеджмент в вузах. С. 90.
Концепция развития Государственного университета Высшей школы экономики на период до 2010 года // Университетское управление: практика ианализ. 2010. № 5-6 (33). С. 62-92.
Королев В. А., Кулагин В. А. Управление вузом с точки зрения принципов корпоративного управления // Университетское управление: практика и анализ. 2008. № 6 (46). С. 90-98.
Лаптева Н.В. Психолого-педагогическое проектирование в образовании: Учебное пособие. // Лаптева Н. В. - Киров: Изд-во Вят. ГГУ, 2008.
Мельников А.Ю., Кушнир Ю.В. Информационная система для организации работы студентов заочной формы обучения с использованием интернет-технологий // Восточно-Европейский журнал передовых технологий Харьков, 2010. №3/4 (45). С. 25-29.
Мельников А.Ю. Объектно-ориентированный анализ и проектирование информационных систем: Учебное пособие.// Мельников А. Ю. Краматорск: ДГМА,2008.184 с.
Норенков И.П., Зимин А.М. Информационные технологии в образовании.// Норенков И. П. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2011. 352 с.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров // Е.С.Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под редакцией С.Е. Полат.- М.:- Издательский центр «Академия», 2008.
Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство.// Сайков Б. П. Москва.: Бином, 2012.
Симоненко В.Д., Фомин Н.В. Современные педагогические технологии: Учебное пособие.// Симоненко В.Д.- Брянск: Изд-во БГПУ, 2013.
Синяева И.М., Земляк С.В., Синяев В.В. Маркетинг в сфере малого бизнеса. М.: ЮНИТИ, 2009.
Советов Б. Информационные технологии.// Советов.Б. М., «Высшая школа», 2009, с. 29
Стратегическое управление и институциональные исследования в высшем образовании. Материалы I Международной конференции, Москва, 3-4 декабря 2012 года / Под ред. Е. А. Князева. Казань: ФизтехПресс, 2012. 336 с.
PAGE \* MERGEFORMAT4
ПРЕПОДА-ВАТЕЛЬ
Учащийся
Учащийся
Учащийся
ПРЕПОДА-ВАТЕЛЬ
Учащийся
Учащийся
Учащийся
Преподаватель
чащийся
Учащийся
Учащийся
ПК
Сущность и методы применения инноваций в системе образования Омской области