ФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОВЗ (ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА)

На правах рукописи

(подпись)

Ф. И. О.

ФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОВЗ (ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА)

(шифр, предмет)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

(город) – 2015

Работа выполнена на кафедре

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

Защита состоится

Автореферат разослан «____» ____________2015 года

Ученый секретарь

диссертационного совета

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования.

Малыши с ОВЗ либо, проще говоря, с ограниченными возможностями здоровья - это как бы определенная группа, требующая как бы особенного внимания и подхода к воспитанию.

Психолого-педагогические индивидуальности малышей с ограниченными возможностями Согласно Федеральному закону РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995г. №181 «Инвалид – лицо, которое имеет нарушение со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм либо дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

«Ограничение жизнедеятельности – это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно, стало быть, передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью», - поясняется в этом законе.

В данном исследовании предпринята попытка понять, что все-таки это за категория детского населения. Известно, что определение "дети с ОВЗ" предполагает наличие у детей временного либо неизменного отличия в физическом либо психологическом развитии. Необходимо подчеркнуть то, что при всем этом как раз существует необходимость формирования для него особых аспектов для обучения и воспитания. И действительно, в данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не общепризнанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.

Согласно основной классификации малыши с ОВЗ, в общем, то, разделяются на нижеуказанные категории:

  • с нарушением слуха;
  • с не функциональностью речи;
  • с патологией, как всем известно, опорно-двигательного аппарата;
  • с проблемами психологического развития, отсталостью умственного развития;
  • с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
  • малыши с сочетанными, сложными нарушениями развития.

Черта малышей с ОВЗ зависит от почти всех характеристик, из которых определяющим является сам недостаток. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что ведь конкретно от него зависит предстоящая продуктивная практическая деятельность индивида.

Для каждой категории малышей с ОВЗ существуют особые схемы коррекции обучения. Несомненно, стоит упомянуть то, что в итоге таковых программ ребенок может на сто процентов как раз избавиться от собственного недостатка либо хотя бы сгладить его проявления и развить компенсаторные механизмы адаптации.

На развитие малыша конкретное влияние оказывает вид нарушения, степень выраженности его проявления, время, когда манифестировал дефект, окружающие условия, социальная и педагогическая область жизни. Очень хочется подчеркнуть то, что работа с детьми с ОВЗ предполагает тщательный труд. И даже не надо и говорить о том, что ведь данным детям необходимо уделять существенно больше внимания, чем без нарушения развития. Надо сказать то, что при каждом варианте дефектов в развитии подбирается своя обучающая программа. Мало кто знает то, что но в целом их главные нюансы также совпадают.

Главные принципы обучения малышей с ОВЗ приведены ниже:

1. Это мотивация нужно вызывать энтузиазм малыша к окружающему миру и, как все знают, учебному процессу.

2. Необходимо отметить то, что развитие - принципиально, в конце концов, сделать единый процесс сотрудничества и совместной деятельности.

3. Формирование взаимодействия, оказание помощи в приспособлении к условиям мира людей.

4. Принцип психической сохранности.

На исходном шаге образования принципиально, в общем, то, вызвать энтузиазм, готовность и способность к сотрудничеству с педагогом, умение, в конце концов, делать задания. Ну а целью обучения в младшей школе уже станет создание нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, также - выявить творческие возможности. Все знают то, что в итоге обучения малышей с ОВЗ нарушения одного из анализаторов, в конце концов, замещаются наиболее мощной и проницательной работой остальных.

Стоит отметить значимость домашнего воспитания малышей с ОВЗ, ведь в кругу родственников как бы проходит крупная часть жизни малыша. И даже не надо и говорить о том, что целенаправленные деяния родителей могут значительно воздействовать на его жизнедеятельность. Надо сказать, если они точно, наконец, знают, чего же желают достигнуть, то можно рассчитывать на фурор. Необходимо подчеркнуть то, что в семье происходит процесс становления малыша, как части общества, формирование публичных ценностей, способностей общения. И действительно, нужно держать в голове, что конфликтные ситуации и любые проявления злости приведут к противоположному результату и очень плохо воздействуют на и так неокрепшую психику малыша. Обратите внимание на то, что таковым образом, семья как раз играет основную роль в становлении личности ребенка.

Необходимо особенно отметить воспитательное действие семьи на детей с ОВЗ. Для подобной категории детей семьи подчас оказываются одним центром воспитания. Конкретно на членов семьи ложится большая часть ответственности за прогресс личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Тема детей с ОВЗ практически все время умалчивалась, как таковая. Политика государства в отношении к детям с ОВЗ и семье, в которой он воспитывается, имела такое направление, как отторжение члена общества с проблемами в здоровье как неполноценного, ненужного ни семье, ни обществу, ни государству; изоляция человека с отклонениями от семьи, общества (родителям предлагалось поместить своего ребенка в закрытые специализированные учреждения). Процесс демократизации общества, начавшиеся в РФ в девяностые годы 20 века, сформировали почву для метаморфозы отношения социума к людям, имеющим нарушения в развитии, и к семье, в коих они воспитываются. Правительство РФ приняло ряд законов, дающих почву инвалидам равные с людьми, имеющими нормальное здоровье одинаковые права. Изменение нормативно-правовой базы в смысле лиц с ОВЗ разрешает вести речь о том, что инвалиды в РФ занимают все большее центральное положение. Мало кто знает то, что только льготы и денежная поддержка семей, имеющих больного малыша, еще пока на низком уровне.

Нет колебаний, что семья с ребенком, страдающим ОВЗ, - это семья с, как заведено, особым психическим положением. И действительно, данные семьи имеют специальные, по отношению с семьей здоровых малышей, глубочайшие педагогические, экономические, социальные и психологические, педагогические трудности.

Родители переносят большие внутренние переживания, сопряженные с рождением малыша с особыми потребностями в образовательном процессе. Необходимо подчеркнуть то, что неизменное стрессовое состояние, в коем находятся родители, не дает им выбрать, как всем известно, адекватные приемы и способы воспитания малыша, и приспособиться к метаморфозам, возникающим в семье.

Цель исследования: Исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях, где как бы воспитываются малыши с ОВЗ.

Задачи:

1. Произвести анализ научной психологической и педагогической литературы по дилемме детско-родительских отношений в семьях, где воспитывается ребенок с ОВЗ.

2. Изучение роли семьи в воспитании и развитии малыша.

3. Произвести исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях, где также воспитываются малыши с ОВЗ.

4. Произвести анализ результатов исследования.

Объект исследования: Отношения в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ.

Предмет исследования: Индивидуальности детско-родительских отношений в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ.

Гипотеза исследования: Опираясь на цель исследования, можно представить логически вытекающую гипотезу - предположительно разнообразные стили воспитания в семьях по-разному влияют на процесс формирования главных свойств личности детей с нарушением слуха:

- демократический стиль домашнего воспитания благоприятно влияет на формирование личности малыша с нарушением слуха;

- либеральный и неуравновешенный, в общем, то, стили не могут также оказывать положительного влияния на формирования личности ребенка с нарушением слуха;

- авторитарный стиль может, мягко говоря, оказать негативное влияние на процесс формирования личности ребенка с нарушением слуха.

Теоретико-методологическая основа исследования: Труды и работы

кандидата психологических наук Масловой, Юлии Александровны, Абакумовой И. Б., Ефименко В.Н., Крутелевой Л.Ю., Абрамовой Г.С., Абульхановой-Славской К. А., Агафонова AJO., Алексеева A. J., Юлина Б. А., Ананьева Б. Г., Андреевой Г. М., Асмолова А. Г., Брагуся Б.С., Зейгарника Б.В., Петровскогго В. А, Субботского Е. Б., Хараша А.У., Цвегковой Л. С., Бажина Е.Ф., Эгкинда А.М., Батингера О. Х., Белинской Е. Л., Белинского B. JI., Богдановой Т. Г., Голеневой Е. В., Боровиковой В. И., Боскиса Р.М., Братченко С. JL, Вайзера Г. А., Василкжа Ф. Е., Вийтара Э. А.,

Вилюнаса B. C., Волочкова А. А., Ермолаенко Е. Г., Выготского JI. C., Гальперина П. Л., Гозовой А. П., Григорьевой Т. А., Егоровой М. А., Ермакова П. Н., Азарко Е. М., Замалегдиновой Ю. З., Занкова JI. B., Соловьева И. М., Запорожца A. B., Зыковой Т. С., Иванникова В. А., Кона И. С., Леоновой Е. В., Леонтьева А. Н., Леонтьева Д. А., Малхасьяна Е. А., Малхасьяна О. О., Михайлова М. А., Нудельмана М. М., Петровой В. Г., Пеппака В., Розановой T. B., Слободчикова В. Л., Сталиа В. В., Кальвиньо М., Фельдшгейна Д. И., Чудновского В. Э., Эльконина Д. Б., Ядова В. А., Яшковой Н. В.

А также работы зарубежных теоретиков и практиков в области педагогики и психологии - Adler A., Bugental J.F.T., Kleiner R., Kelly G. A., Phenix P., Rogers C.R., Vernon, M, & Andrews, J. F.

И, конечно Интернет источники.

Методы исследования.

В качестве методов исследования применялись теоретический анализ литературы по проблеме исследования, тестирование, математический подсчёт полученных результатов.

Констатирующий эксперимент был осуществлен при помощи методик: «Тест – опросник родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столин», «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис (АСВ), методики PARI опросник родительских установок и опросника для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР).

База исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе филиала ГБОУС(К)О «Центр реабилитации и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья» г. Калининграда, с сентября 2014 по май 2015 год. в исследовании участвовали дети младшего школьного возраста - ученики 1-х, 2-х и 3-х классов и их родители. Средний возраст детей составил 8 лет, родителей 37,4 года.