Техническое регулирование. Стандартизация

Контрольная работа

Техническое регулирование. Стандартизация


Содержание

1. Общие сведения о Федеральном законе РФ «О техническом регулировании»

2. Общие сведения о стандартизации

3. Цели стандартизации

4. Принципы стандартизации

5. Документы в области стандартизации

6. Национальный орган по стандартизации, технические комитеты по стандартизации

Литература


1. Общие сведения о Федеральном законе Российской Федерации «О техническом регулировании»

Вступивший 1 июля 2003 г. в силу Федеральный закон Российской Федерации «О техническом регулировании» определил новую систему установления и применения требований к продукции, процессам производства, работам и услугам. Закон направлен на создание основ единой политики в областях технического регулирования, стандартизации и сертификации, отвечающей современным международным требованиям. В результате принятия закона появились новые правовые акты, прежде всего технические регламенты, существенно меняющие повседневную экономическую жизнь Российской Федерации. Основными инструментами технического регулирования станут технические регламенты, которые представляют собой обязательные правила, вводимые Федеральными законами, национальные стандарты — представляющие собой правила для добровольного использования, процедуры подтверждения соответствия, аккредитация, государственный контроль и надзор.

Техническое регулирование – правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства и эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления, применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства и эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ и оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Технический регламент – документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленным законодательством Российской Федерации или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерациии устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, процессам производства и эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)

Национальный стандарт – стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации.

Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Подтверждение соответствия – документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Аккредитация – официальное признание органом по аккредитации компетенции физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия.

Переход в начале 90-х гт. XX в экономики Российской Федерации к рыночному типу вызвал необходимость в усовершенствовании национальной системе стандартизации, что было подтверждено в основополагающем в течение последних 10 лет законе «О стандартизации».

Базовым элементом в системе контроля выполнения требований к продукции и услугам, процессам их производства и реализации ранее были отделы технического контроля, задачей которых являлось предотвращение выпуска (поставки) предприятием продукции, не соответствующей требованиям стандартов и технических условий, утвержденным образцам, проектно-конструкторской и технологической документации, условиям поставки, договоров и т. д. В этой деятельности в условиях государственного управления экономикой участвовали две стороны: с одной — государство в лице предприятий, выпускающих продукцию и оказывающих услуги, вместе со своими контролирующими органами, с другой — потребители продукции и услуг.

С началом реализации в Российской Федерации условий рыночной экономики, когда различные виды продукции и услуги предоставляют предприятия и фирмы различных форм собственности, появилась необходимость в третьей стороне, не зависящей ни от производителя, ни от потребителя. В этих условиях наиболее эффективным способом гарантии качества продукции и услуг, соответствия их установленным требованиям является система сертификации. Основным документом законодательства Российской Федерации в области сертификации являлся до недавнего времени закон «О сертификации продукции и услуг». Этот закон устанавливал задачу третьей стороны, представленной утвержденными Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (бывший Госстандарт России) органами по сертификации, которая состоит в оценке соответствия продукции и услуг установленным требованиям.

Законы Российской Федерации «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг» за последние годы позволили значительно изменить и экономику, и методику, и практику работ по регулированию вопросов обеспечения и контроля качества продукции и услуг, но в настоящее время они перестали отвечать требованиям трех отмеченных сторон, правилам их взаимодействия, обязанностям и правам.

Действующая в Российской Федерации до 1 июля 2003 г. государственная система стандартизации опиралась на большое количество норм, содержащихся в законах, стандартах и ведомственных актах. В стране насчитывалось более 25 тыс. национальных (ранее государственных) стандартов, причем лишь 50 % из их числа включали требования стандартов ИСО и МЭК. К ним следует добавить порядка тысячи строительных норм и правил (СНиПов) и почти тысячу санитарных правил и норм (СанПиНов). Вместе с отраслевыми стандартами, техническими условиями, нормами и правилами надзорных органов число нормативных актов составляет более 100 тыс. Во многих случаях ведомственные документы не публикуются. В связи с этим предприниматели, в том числе иностранные, не имеют четкой информации обо всем комплексе обязательных параметров, которые они должны соблюдать в своей деятельности. Существующая система контроля качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг не эффективна — более 80 % действующих стандартов не выполняются производителями.

Главная цель Федерального закона «О техническом регулировании» — создание основы единой политики в области стандартизации и сертификации. В результате принятия закона на отечественном правовом поле появились новые нормы, которые существенно меняют экономическую жизнь страны. Этот закон можно назвать «конституцией для промышленности»: он отменяет действие законов «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг» и ряда других нормативных актов. Закон влечет внесение изменений и дополнений в значительное количество документов действующего законодательства, включая до 50 Федеральных законов и более 60 тыс. нормативных и правовых актов: приказы, распоряжения и постановления Правительства Российской Федерации и министерств и ведомств. Они известны как «ГОСТы», «ОСТы», «СНИПы», «СанПиНы» и т. д. Все они будут действовать до тех пор, пока их не заменит соответствующий технический регламент. Причем такая замена должна проходить плавно.

Не менее важной целью принятия закона «О техническом регулировании» являлось приведение российских процедур стандартизации и сертификации в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации (ВТО), и в первую очередь, с требованиями Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле. Закон противодействует превращению национальных стандартов и различных технических требований к продукции и услугам в инструмент протекционизма по отношению к каким-либо группам товаропроизводителей. Гармонизация национальной системы стандартизации с международной облегчает выход российской высокотехнологичной продукции на мировые рынки, позволяет организовать кооперацию в ее производстве с субподрядчиками из развитых стран.

Примером технического регулирования является решение Международной организации гражданской авиации о вступлении в силу с 1 апреля 2002 г. конвенции, ужесточающей требования к уровню шумов двигателей самолетов, работающих на международных линиях Европейского союза (Евросоюза). Экономические последствия для российских авиакомпаний, использующих на международных рейсах отечественные самолеты, не отвечающие этим нормам, очевидны, и об этом много говорилось.

Концепция закона «О техническом регулировании» предусматривает, что все обязательные требования к продукции и услугам устанавливаются только техническими регламентами, которые определяются Федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации. Технические регламенты должны содержать минимальные требования для обеспечения безопасности продукции (услуг). Причем после вступления в силу технических регламентов обязательные требования стандартов перестают быть обязательными и государственный контроль (надзор) начинает осуществляться за соблюдением требований технических регламентов. В качестве основных нормативных элементов технического регулирования мировая практика определяет технические регламенты, международные, национальные и региональные стандарты, процедуры подтверждения соответствия, аккредитацию органов сертификации и испытательных лабораторий (центров), контроль и надзор.

Однако закон «О техническом регулировании» является идеологическим и рамочным. В нем есть ряд неоднозначных посылок, которые при определенных условиях могут ухудшить нынешнее положение в этой области. Так, некоторые разделы действующих ГОСТов по стандартизации противоречат положениям закона; нет четкого определения об участии Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в системах отечественной и международной сертификации. В законе предусмотрен переходный период длительностью семь лет, в течение которых будут сосуществовать новые и старые элементы технического регулирования (т. е. соответствующие регламенты — документы, содержащие обязательные правовые нормы и принятые соответствующим органом исполнительной власти) и стандарты. В полную же силу закон «О техническом регулировании» заработает после введения технических регламентов и тогда Российская Федерация выйдет на формирование Единого Кодекса законов о техническом регулировании.

2. Общие сведения о стандартизации

Современное «техническое» понятие «стандартизация» включает в себя область человеческой деятельности, охватывающую политические, научные, технические, экономические, юридические, эстетические и другие аспекты. В жизни общества стандартизация выполняет экономическую, социальную и коммуникативную функции.

Экономическая функция стандартизации реализуется:

представлением достоверной информации о продукции;

внедрением прогрессивной техники путем распространения через стандарты сведений о новых свойствах продукции;

содействием здоровой и честной конкуренции, расширением взаимозаменяемости и совместимости различных видов продукции;

организацией управления производством с заданным уровнем качества.

Социальная функция стандартизации обеспечивает достижение высокого уровня показателей продукции (услуг), который соответствует требованиям здравоохранения, санитарии и гигиены, охраны окружающей среды и безопасности людей.

Коммуникативная функция стандартизации создает условия для объективного восприятия различных видов информации о продукции.

В России основы стандартизации были заложены еще в X в. Первые нормы и правила взаимодействия элементов общественного производства в России отмечены в «Уставе князя Владимира Святославовича» (996). Впервые упоминания о стандартах были отмечены во времена правления Ивана Грозного, когда были введены стандартные калибры-кружала для измерения пушечных ядер. Более широко основы установления и применения правил и требований к изделиям записаны в «Соборном уложении царя Алексея Михайловича» (1649).

Начало широкому внедрению стандартизации в производство положил Петр I, с правления которого и начинает отсчет русская промышленная стандартизация. Зарождением же стандартизации считают ряд правил и норм, принятых указами Петра I (1672-1725). Во времена его правления в первом собрании законов Российской Империи был помещен ряд указов, свидетельствующих о том, что в это время в государстве внедрялись элементы стандартизации и взаимозаменяемости. При постройке флота для Азовского похода в качестве образца была использована галера, по которой были изготовлены другие галеры, что позволило построить флот быстро и качественно. Большое внимание Петр I уделял стандартизации оружейного снаряжения, показателен Указ Петра I о качестве продукции от 11 января 1723 г., в котором четко указаны не только требования к качеству ружей для армии, но и к системе контроля качества, государственного надзора за ним и меры наказания производителей за выпуск дефектной продукции.

Пытаясь резко расширить внешнюю торговлю, Петр I не только ввел технические условия, учитывающие высокие требования иностранных рынков к качеству отечественных товаров, но и организовал в Петербурге и Архангельске правительственные бракеражные (фиксирующие) комиссии, которым вменялось в обязанность следить за качеством экспортируемого Россией льна, пеньки, древесины и т. д.

Общепризнанным началом стандартизации в России является образование в 1746 г. Комиссии мер и весов и создание в 1893 г. Главной палаты мер и весов.

3. Цели стандартизации

Федеральный закон Российской Федерации «О техническом регулировании» устанавливает главные цели стандартизации:

1. Цель «повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействие соблюдению требований технических регламентов» достигается за счет разработки и принятия таких документов в области стандартизации, которые помогают обеспечить выполнение требований технических регламентов. Для этого созданы комплекты документов в области стандартизации, обеспечивающие рациональное решение вопросов, возникающих при исследовании и обосновании разработки продукции и услуг, разработке, изготовлении и эксплуатации продукции.

Правовому обеспечению этой цели служат различные нормативные акты Российской Федерации. Примерами таких актов могут служить Федеральные законы Российской Федерации «О защите прав потребителей», «Об основах охраны труда в Российской Федерации», «Об охране окружающей и природной среды» и др.,

2. Цель «повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» достигается за счет стандартизации методов, способов, конструкций, обеспечивающих защиту или снижение возможного ущерба при возникновении таких ситуаций. Причем нормы и требования стандартов могут относиться также к безопасности хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях (например, природные и техногенные катастрофы); к обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

3. Цель «обеспечение научно-технического прогресса» достигается за счет широких научных, технических и экономических связей, развития специализации и кооперирования по важнейшим видам продукции, процессам и услугам с промышленно развитыми странами. Без проведения унификации и стандартизации объектов специализации невозможно обеспечить научно-технический прогресс и высокий эффект международной кооперации промышленности.

4. Цель «повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг», можно достичь путем решения комплекса вопросов по стандартизации. Постоянно разрабатывая и внедряя новые стандарты и систематически пересматривая действующие, можно планомерно улучшать качество продукции, работ, услуг, повышая их конкурентоспособность. Подобная управляющая роль стандартизации предусматривается планами развития народного хозяйства: конкретные задания по повышению качества продукции, работ, услуг учитывают технические регламенты, а затем реализуются в национальных стандартах.

5. Цель «рационального использования ресурсов» направлена на экономию материальных ресурсов средствами стандартизации. Все потери (трудовые, материально-энергетические и т. д.) компенсируются предприятиями и организациями за счет увеличения себестоимости, что приводит к неоправданно высоким ценам на все виды и шаров и услуг при крайне низком качестве и, как следствие, к потере конкурентоспособности продукции, снижению производства. Так, на некоторых предприятиях от 30 до 70 % себестоимости продукции составляют неоправданные внутрипроизводственные потери.

6. Цель «технической и информационной совместимости» служит для организации производства. Для достижения этой цели используется фонд стандартов Российской Федерации и классификаторы, служащие базой для информационного обеспечения работ не только по стандартизации, но и по сертификации, метрологии и управлению качеством продукции.

7. Цель «сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных» реализуется за счет документов в области стандартизации, регламентирующих метрологические требования, правила, положения м нормы, организацию и порядок работ по обеспечению единства измерений. Отношения сторон по вопросам изготовления, выпуска, ремонта, продажи и импорта средств измерений регулирует Закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений».

8. Цель «взаимозаменяемость продукции» означает пригодность одного изделия, процесса, услуги для использования вмести другого изделия, процесса, услуги в целях выполнения одних и тех же требований. Взаимозаменяемость обеспечивают установлением в стандартах, чертежах, нормативных документах и другой технической документации единых номинальных размеров для сопрягаемых деталей, со ответствующих допустимых пределов размеров, геометрических форм и расположения поверхностей и регламентирующих требований к качеств) материалов. Взаимозаменяемые детали должны быть одинаковыми по размерам, массе, форме, твердости, физико-химическим свойствам и другим параметрам, установленным соответствующими стандартами.

4. Принципы стандартизации

Федеральный закон Российской Федерации «О техническом регулировании» устанавливает следующие принципы стандартизации:

  1. Принцип «добровольного применения стандартов» означает, что со стороны государства должны отсутствовать претензии к составу и уровню по показателям качества продукции и услуг. Исключение составляют требования по безопасности, но они устанавливаются техническими регламентами.

2. Принцип «максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц» (сбалансированность интересов сторон) предусматривает необходимость нахождения компромисса между желаниями приобретателя и возможностями разработчика и изготовителя, т. е. необходимость оптимизации уровня качества продукции и услуг при условии их высокой конкурентоспособности. Участники работ по стандартизации, исходя из возможностей изготовителя продукции и исполнителя услуги, с одной стороны, и требований потребителя — с другой, должны найти консенсус. Под консенсусом понимается общее согласие, т. е. отсутствие возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, стремление учесть мнение всех сторон и сблизить несовпадающие точки зрения. Консенсус не предполагает полного единодушия.

3. Принцип «применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным из-за несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения» способствует укреплению тенденции к достижению мирового уровня отечественных продукции и услуг. Однако достижение этого уровня в силу указанных причин не всегда возможно.

Правила применения международных стандартов в Российской Федерации допускают применение следующих международных и региональных стандартов:

• принятие аутентичного текста международного стандарта в качестве национального российского нормативного документа (ГОСТ Р) без каких-либо дополнений и изменений («метод обложки»); при этом обозначение национального стандарта Российской Федерации: из индекса (ГОСТ Р); обозначения соответствующего международного стандарта (без указания года его принятия); отделенных жух последних цифр года утверждения ГОСТ Р. Пример: ГОСТ Р ИСО 9591-93;

• принятие аутентичного текста международного стандарта, но с дополнениями, отражающими особенности российских требований к объекту стандартизации. При обозначении такого нормативного документа к шифру отечественного стандарта добавляется номер соответствующего международного. Пример: ГОСТ Р 50231-92 (ИСО 7173-89).

Важное значение придается в законе и международному сотрудничеству в области стандартизации. Сложившееся современное международное разделение труда и связанная с этим торговля и научно-техническое сотрудничество потребовали достижения международных соглашений и разработки международных нормативных документов, требования которых имели бы однозначное толкование как для изготовителя, так и для продавца и потребителя. Подобные документы должны содержать технические требования, методы и условия. Испытаний, точные определения величин, которые следует измерять, введения о приборах, с помощью которых производятся измерения, питые о точности этих приборов и методах их поверки.

Международное сотрудничество в сфере стандартизации проводится по линии международных и региональных организаций по стандартизации, а также многосторонних и двусторонних связей между государствами на основании соответствующих указов Президента и постановлений правительства Российской Федерации.

В области международной стандартизации (и частично, в области сертификации и подтверждении соответствия) участвует несколько международных организаций, среди которых наиболее известны отмечавшиеся ранее: ИСО (130); МЭК; МОЗМ; МБМВ; Европейская организация по качеству (БОК), Европейская комитет по стандартизации (ЕКС); Европейский комитет по стандартизации в области электротехники и электроники (ЕКСЭЭ); Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН); Европейский институт по стандартизации в области телекоммуникаций (ЕИСТ) и ряд других Международные стандарты и рекомендации этих организаций, формально не являясь обязательными нормативными документами, фактически соблюдаются всеми заинтересованными сторонами в той мс ре, в какой это им необходимо.

Одной из самых авторитетных международных организаций и области стандартизации является ИСО (членами ИСО являются национальные организации по стандартизации более 140 стран мира). Сфера деятельности этой организации касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции МЭК (в некоторых областях ИСО и МЭК часто действуют совместно). Стратегическая цель ИСО — содействие стандартизации в мировом масштабе для улучшения международного товаре обмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности с помощью разработки международных стандартов, отвечающих мировому уровню. Кроме того, ИСО содействует развитию метрологии и сертификации с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами.

Чрезвычайно широко в мире используются международные стандарты ИСО, общее число которых в настоящее время превышает 12 000, причем ежегодно принимаются и пересматриваются около 1000 стандартов. Они не являются обязательными для применения государствами — членами ИСО. Решение об их применении связано со степенью участия конкретной страны в международном разделении труда и состоянием ее внешней торговли. В Российской Федерации сейчас идет активный процесс внедрения стандартов ИСО в национальную систему стандартизации. Международные стандарты ИСО обычно разрабатываются и вводятся в действие следующим образом.

Специалистами ИСО выбирается за основу наиболее прогрессивный, современный и действующий национальный стандарт одной из стран. В качестве первой редакции стандарт ИСО переводится на английский, французский, немецкий и русский языки и рассылается для ознакомления и сбора отзывов всем членам технического комитета по данному направлению. Затем на основании отзывов разрабатывается вторая редакция и процесс повторяется. Далее на заседании технического комитета обсуждаются разногласия и вырабатывается единая редакция документа, которая утверждается на основе консенсуса. Стандарты ИСО носят рекомендательный характер, хотя применяются в международных и межгосударственных кон-IX в качестве обязательных. Руководство 2 ИСО/МЭК (180/1ЕС), обобщая международный опыт стандартизации, представляет следующие возможные виды стандартов: основополагающий стандарт; основополагающий стандарт; стандарт на методы испытания; стандарт на продукцию; стандарт на процесс, стандарт на услугу; стандарт на совместимость; стандарт с открытыми значениями; положения; методические положения; описательное положение. Кроме ИСО, наибольшую известность и влияние в области стандартизации имеет МЭК. Организационная структура и принципы деятельности ее аналогичны ИСО, часто они работают совместно и выпускают единые документы. Обозначения стандартов МЭК аналогичны обозначениям национальных стандартов Российской Федерации-(ГОСТ Р), в случае выпуска совместного стандарта с ИСО он обозначение 180ЛЕС. Заметим, что руководство 2 ИСО/МЭК рассматривает прямое и косвенное применение международного стандарта. Прямое применение — применение международного стандарта независимо от его принятия в любом другом нормативном документе. Косвенное применение — применение международного стандарта независимо от его принятия в любом другом нормативном документе, в котором этот стандарт был принят.

В рамках СНГ стандартизация (в том числе метрология и сертификация) осуществляется в соответствии с межправительственным документом «Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации». На основе данного соглашения создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества Независимых Государств (МТС СНГ), где представлены все национальные организации по стандартизации, метрологии и сертификации этих стран.

В настоящее время МГС СНГ признан ИСО в качестве региональной организации по стандартизации стран СНГ; подписаны соглашения МЭК и СЕН о сотрудничестве. Проект соглашения о сотрудничестве направлен в ИСО. МГС СНГ ведет большую работу по стандартизации и сертификации различных продукций и услуг. Стандарты и иная нормативная документация, разработанная Советом, распространяется в странах СНГ. Этот процесс проводится в соответствии с правилами ПМГ 04-94 «Порядок распространения межгосударственных стандартов и нормативной документации Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации» и правилами ПМГ 05-94 «Порядок взаимодействия национальных органов по стандартизации по осуществлению переводов межгосударственных, международных и зарубежных стандартов».

4. В соответствии с принципом о «недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона» не должны создаваться такие стандарты, которые усложняют решение вопросов взаимоотношения служб и подразделений на производстве, взаимоотношений разработчиков и изготовителей, изготовителей и поставщиков. Не должны завышаться требования, обеспечивающие защиту или снижение возможного ущерба при возникновении чрезвычайных ситуаций, не должна разрабатываться излишне усложненная техническая документация.

  1. Условие принципа «недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам» непосредственно следует из цели стандартизации повышать уровень безопасности.
  2. Принцип «обеспечение условий для единообразного применения стандартов» — принцип, непосредственно вытекающий из определения понятий «стандартизация» и «стандарт».

Можно выделить ряд других важных принципов стандартизации, не упомянутых в ст.12.

Динамичность и опережающее развитие стандартизации. Как известно, стандарты моделируют реально существующие закономерности в хозяйстве страны. Однако научно-технический прогресс вносит изменения в технику, процессы управления. Поэтому стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам. Динамичность обеспечивается периодической проверкой стандартов, внесением в них изменений, отменой нормативных документов. Для того чтобы стандарты не тормозили технический прогресс, они должны устанавливать перспективные показатели качества с указанием сроков их обеспечения промышленным производством. Опережающие стандарты должны стандартизировать перспективные виды продукции, серийное производство которых еще не начато или находится в начальной стадии. Метод опережающей стандартизации заключается в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм и требований к объектам стандартизации, которые юно прогнозам будут оптимальными в последующее время. 'Эффективность стандартизации. Применение нормативных документов в области стандартизации должно давать экономический социальный эффект. Непосредственный экономический эффект стандарты, ведущие к экономии ресурсов, повышению надежности, технической и информационной совместимости. Стандарты, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, обеспечивают социальный эффект. В целом вложение в стандартизацию выгодно государству; 1 руб., направленный в эту сферу, дает, как показывает международная практика, 10 руб. прибыли.

Приоритетность разработки стандартов, способствующих обеспечению безопасности, совместимости и взаимозаменяемости продукции (услуг). Эта цель достигается путем обеспечения соответствующих требованиям стандартов, нормам законодательства и реализуется путем регламентации и соблюдения обязательных требований государственных стандартов.

Принцип гармонизации. Этот принцип предусматривает разработку гармонизированных стандартов. Обеспечение идентичности документов, относящихся к одному и тому же объекту, но принятых как организациями по стандартизации в нашей стране, так и международными (региональными) организациями, позволяет разработать стандарты, которые не создают препятствий в международной торговле.

5. Документы в области стандартизации

К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относится:

национальные стандарты;

правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

стандарты организаций.

1. Основными объектами национальных стандартов могут быть различные виды продукции, услуг и процессов (табл. 1).

Национальными стандартами может устанавливаться терминология в различных областях деятельности, в том числе в таких, которые имеют межотраслевое значение, например, терминология в области качества продукции, надежности, безопасности, экологии.

Совокупности национальных стандартов межотраслевого значения представлены в табл.1.

Указанные стандарты призваны устанавливать наиболее эффективную последовательность организационных или технологических процедур в целях обеспечения поставленных целей.

Для достижения упорядоченности в сфере обращения продукции могут разрабатываться стандарты по требованиям к маркировке продукции и тары, применяемым символам, способам упаковки.

Структура национальных стандартов. Все национальные стандарты Российской Федерации имеют единую структуру, которая включает следующие аспекты:

область распространения;

содержательную (основную) часть стандарта;

информационные данные.

Таблица 1. Совокупности стандартов межотраслевого значения

Наименование системы

Аббревиатура в обозначении

стандарта

Шифр в обозначении

Национальная система стандартизации Российской Федерации

ГСС

1

Единая система конструкторской документации

ЕСКД

2

Единая система технологической документации

ЕСТП

3

Система показателей качества продукции

СПКП

4

Унифицированная система документации

УСД

6

Система информационно-библиографической документации

СИБИД

7

Государственная система обеспечения единства измерений

ГСИ

8

Система стандартов безопасности труда

ССБТ

12

Единая система технологической подготовки производства

ЕСТПП

14

Единая система программных документов

ЕСПД

19

Примечание. Пропуски между цифрами шифров в обозначении связаны с двумя причинами: утратой практической значимости некоторых комплексов и наличием комплексов стандартов в области военной техники.

Структура стандартов может отличаться лишь некоторыми показателями, основная же часть остается неизменной.

Область применения (распространения) присутствует во всех нормативных документах.

Содержательная часть национальных стандартов в основном включает в себя классификацию изделий и определения. Стандарты, как правило, содержат технические требования к изделию, правила его приемки и методы испытаний. Национальный стандарт может содержать такие разделы, как требования к конструкции, маркировке, требования к хранению и т. п. Часто в стандартах имеются приложения.

Информационные данные располагаются в конце описания стандартов.

Область распространения стандарта — объекты стандартизации, объединенные единством требований данного стандарта. Для правильного применения стандарта важны четкость изложения и однозначность понимания области его распространения.

Содержательная (основная) часть стандарта содержит требования к объекту стандартизации и зависит от его назначения и вида.

Информационные данные — информация о разработчике и используемой литературе.

Виды стандартов. Вид стандарта — классификационная группа стандартов, выделенная по объектам и тематикам стандартизации. В соответствии с единой государственной системой стандартизации и (еще действующим, но уже находящимся в стадии изменения с целью согласования с Федеральным законом «О техническом регулировании») национальным стандартом ГОСТ Р 1. 5-92 установлены следующие основные виды национальных стандартов:

основополагающие;

на продукцию и услуги;

на работы (процессы);

• на методы контроля (испытаний, измерений, анализа). Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-технические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования, нормы и правила, обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции, охрану окружающей среды, безопасность продукции, процессов и услуг для жизни, здоровья, имущества и другие общетехнические требования.

Стандарты на продукцию и услуги устанавливают требования к группам однородной продукции и услуг или к конкретной продукции и услуге.

Стандарты на работы (процессы) устанавливают основные требования к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации различных видов продукции.

Стандарты на методы контроля устанавливают методы (способы, приемы, методики и др.) проведения испытаний, измерений, анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании.

Применяемые в области стандартизации правила стандартизации, нормы, рекомендации, методические и описательные положения предназначены для установки правил, принципов, норм, относящихся к деятельности по стандартизации, организации работ по стандартизации, разработке, пересмотру и отмене стандартов, их структуре, этапности разработки, правилам изложения и оформления.

Правила по стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации являются нормативными документами, устанавливающими обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ в соответствующих областях.

Методическое положение — методика и способ осуществления процесса, той или иной операции, с помощью чего можно достигнуть соответствия требованиям нормативного документа. Нормативный документ, содержащий подобное положение, можно назвать методическим стандартом.

Описательное положение содержит описание конструкции, деталей конструкции, состава исходных материалов, размеров деталей и частей изделия (конструкции). Кроме того, нормативный документ может содержать и эксплуатационные положения, которые описывают «поведение» объекта стандартизации при его применении (эксплуатации). В большинстве стран организация работ по стандартизации построена по похожим схемам. Отличие обычно заключается в степени централизации разработки стандартов и уровне участия в ней коммерческих и общественных организаций. Во многих странах требования стандартов регламентируются не для производимой, а для потребляемой продукции на территории данного государства.

2. Правила стандартизации.

Основные результаты действия стандартизации оценивают по тем изменениям, которые она внесла в развитие научно-технического прогресса и хозяйственную деятельность. В этих условиях в методологии стандартизации как процесса управления особое значение приобретают определенные подходы:

системный анализ в стандартизации;

научный подход в стандартизации;

принцип предпочтительности;

• унификация, агрегатирование и симплификация.

Системный анализ в стандартизации — направление практической деятельности, в основе которого лежит рассмотрение объектов стандартизации как систем. Наиболее простое представление об объектах стандартизации дает вид и тип системы одинаковых или аналогичных предметов и изделий. Начиная с производства, объекты стандартизации усложняются за счет структуры и развития связей.

В общем случае системный анализ рассматривают как некоторый процесс, в результате которого путем последовательного приближения решаются задачи управления, и он применяется для исследования систем, представляющих собой взаимоувязанное множество объектов стандартизации и требующих предварительного определения целей, задач и направлений действия.

Системный анализ в стандартизации включает следующие основные принцип:

• направленность на выявление целей системы;

• изучение динамического характера процессов, протекающих в системах, их функционирования и развития;

определение и исследование всех существенных взаимосвязей как внутри системы, так и между системой и внешней средой, а также выбор частных решений с учетом их влияния на систему в целом;

поиск вариантов решения и выбор наилучшего из них;

нахождение оптимальных решений на основе сравнения эффекта затрат;

• учет случайно действующих факторов.

Системный анализ имеет следующий перечень типовых стандартных элементов: цели, пути достижения поставленных целей, определение требуемых ресурсов и их распределение, модель и критерий.

Проводят системный анализ в несколько этапов:

постановка задачи, включающая определение конечных целей и круга вопросов, требующих решения;

анализ условий, в которых функционирует система, а также определение ограничений, накладываемых на условия функционирования системы;

определение, анализ и обобщение данных, необходимых для решения проблемы, изучения структуры анализируемой системы, установление связей, разработка различных программ, обеспечивающих решение задачи;

построение модели, идентификация системы, выбор критериев для предсказания последствий выбора решений, сравнение различных вариантов решений с точки зрения этих последствий;

разработка рекомендаций по созданию проекта стандарта;

подтверждение (экспериментальная проверка) принятых решений;

окончательный выбор оптимального решения задачи. На основе экспериментальной проверки принятого решения;

• реализация принятого решения (утверждение стандарта).

Научный подход в стандартизации основан на том, что основные показатели, нормы, характеристики и требования, включаемые в стандарт, должны соответствовать передовому уровню науки и техники и основываться на результатах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Поэтому разработка всех видов и категорий стандартов должна вестись с учетом и использованием научных достижений в соответствующих областях, а в необходимых случаях разработке стандартов должно предшествовать проведение научно-исследовательских работ.

Принцип предпочтительности используют при разработке стандартов на изделия широкого применения, решении задач рационального выбора и установления градаций количественных значений параметров изделий, проведении унификации, типизации и должен основываться на использовании рядов предпочтительных чисел. Установление на основе рядов предпочтительных чисел рядов параметров, с одной стороны, препятствует неоправданному расширению номенклатуры и типоразмеров разрабатываемых изделий, а с другой — позволяет установить технико-экономические характеристики, соответствующие современным требованиям, а также учесть перспективу соответствующих видов продукции.

Требования научно-технического прогресса и разработка конкурентоспособной продукции вынуждают производителей, в том числе и российских, создавать и выпускать все более совершенные изделия одного и того же назначения. Исключить неоправданно большую номенклатуру этих изделий и обеспечить согласование между собой их параметров и размеров можно лишь на основе стандартов параметров.

Суть параметрического подхода в стандартизации заключена в том, что параметры изделий массового производства устанавливают по определенным правилам на основе рядов предпочтительных чисел.

Отметим, что практически все системы согласования параметров строятся на трех основных правилах:

• пропорциональности - параметры объекта пропорциональны одному главному параметру;

• аддитивности — параметры объекта укладываются в ряды чисел, образуемых путем последовательного сложения;

мультипликативности — параметры объекта укладываются в ряды чисел, образуемых путем умножения на постоянный множитель.

Проанализируем более подробно принцип предпочтительности, заключающий в себе теоретическую основу стандартизации — систему предпочтительных чисел.

Согласно принципу предпочтительности необходимо установить набор установленных значений параметров, удовлетворяющих следующим требованиям:

представлять рациональную систему градаций с учетом потребностей производства и эксплуатации;

иметь бесконечное число возрастающих (или убывающих) значений;

включать все десятичные значения любого числа и единицу;

быть простыми и легко запоминающимися.

Ряды предпочтительных чисел. Стандартизуемые показатели номенклатуры изделий обычно имеют числовое выражение и образуют в определенных диапазонах последовательность чисел. В результате стандартизации всю совокупность показателей представляют в виде математических рядов, что способствует сокращению номенклатуры изделий, экономии ресурсов и т. д.

В Российской Федерации действует система предпочтительных чисел (система рекомендована ИСО), устанавливающая предпочтительные числа и ряды предпочтительных чисел (ряды К).

Специальные исследования показали, что наиболее оптимальными являются ряды, построенные по геометрической прогрессии. Преимущество геометрической прогрессии состоит в том, что в любом интервале процент увеличения величины числа является неизменным; недостаток — все ее члены обязательно округляются.

Пусть имеется геометрический ряд, в котором коэффициенты а1, а2, ..., аi, аn — члены прогрессии. В ряде, построенном на основе геометрической прогрессии, постоянен ее знаменатель w, т. е. отношение последующего члена к предыдущему:

w=an+1/an

Каждый последующий член ряда является произведением предыдущего члена на знаменатель ряда и любой /член геометрической прогрессии:

ai= a1 wi-1.

Например, при значениях a1 = 1, w = 2 имеем геометрический ряд 1,2,4,8, 16,..., а при w = 1,4 — ряд 1; 1,4; 2; 2,8,... .

Ряды, построенные на основе геометрической прогрессии, обладают следующими свойствами:

произведение или частное каждых любых из двух его членов является членом ряда;

любой член ряда, возведенный в целую положительную степень, также является членом этого ряда.

Из этих свойств следует, что зависимости, определяемые из произведений членов ряда или их степеней, всегда подчиняются закономерностям этого ряда. Так, например, при выборе длин сторон прямоугольника из ряда предпочтительных чисел, его площадь будет членом этого ряда.

Менее удобны применяемые иногда ряды, построенные на основе арифметической прогрессии. В арифметической прогрессии разность между ее соседними членами постоянна и любой член

an = a1+b(n - 1)

где а, — первый член профессии; b — разность прогрессии; п — номер члена.

В частности, последовательность чисел 1, 2, 3, 4, 5, ... представляет арифметическую профессию, возрастающую с разностью 1. Последовательность чисел 1; 0,75; 0,5; 0,25 ... — арифметическая профессия, убывающая с разностью 0,25.

Несмотря на простоту, ряды предпочтительных чисел, построенные на основе арифметической прогрессии, имеют недостаток — неравномерность ряда, ограничивающий их применение. Так, в приведенной последовательности с разностью 1 второй член ряда превышает первый на 100 %, десятый больше девятого на 11 %, а сотый больше девяносто девятого всего на 1 %. В результате большие числа следуют друг за другом с очень малыми интервалами, что не всегда экономически оправдано и рационально. Для устранения этого недостатка используют ступенчатые ряды, составленные из отрезков арифметических рядов с различными разностями. По такому принципу построен ряд номиналов монет России — 1, 2, 5 рублей.

Международной организацией по стандартизации рекомендовано для построения рядов предпочтительных чисел на основе геометрической прогрессии использовать такие ряды, в которых происходит десятикратное увеличение каждого следующего n-го члена. Наиболее удобными для практики были признаны ряды, у которых первый член а1 = 1 и знаменатель .

Стандартом установлено четыре основных ряда предпочтительных чисел, обозначаемых R5, R10, R20, R40, и один дополнительный R 80, значения w для которых соответственно равны:

R5: ; R10: ; R20: ;

R40: ; R80: .

Ряды предпочтительных чисел, приведенные в стандарте, включают их значения в диапазоне от 0 до , полученные для величин а1, лежащих в интервале 1 < а 10. Для перехода от чисел этого интервала в любой другой десятичный интервал необходимо умножить соответствующее число на 10к, где к — целое положительное или отрицательное число. Например, при к = 1 все числа ряда перейдут в интервал 10< а 100, а при к = – 1 — в интервал 0,1 < а 1.

Допускается также использовать производные ряды, которые образуются из основных путем отбора каждого второго, третьего или в общем случае каждого i-го члена ряда. В частности, ряд, обозначенный как R 40/5, включает в себя каждый пятый член ряда R 40. В основу построения предпочтительных чисел Российской Федерации положен ряд R 40 с параметрами от 0 до 10. В радиотехнике кроме рядов R для выражения числовых параметров ряда электрических величин используют числа, построенные по рядам, рекомендуемых МЭК. Для данных рядов (ряды Е) и п = 3, 6, 12, 24. Примером применения рядов Е могут служить ряды номинальных значений сопротивлений резисторов и емкостей конденсаторов.

Параметрические ряды. Для рационального сокращения номенклатуры изделий необходима разработка стандартов на их параметрические ряды. Стандарты данного вида направлены на сокращение до целесообразного минимума конкретных типов, видов и моделей изделий. Как правило, данные стандарты являются перспективными и их основные требования направлены на внедрение в производство прогрессивных, технически более совершенных, экономичных и производительных машин, приборов и другой продукции.

Параметрические ряды строятся по основным параметрам. При их выборе следует руководствоваться следующими принципами:

номенклатура основных параметров должна быть минимальной, чтобы не ограничивать процесс совершенствования конструкций и технологии изготовления изделий;

параметры, включаемые в номенклатуру основных, должны быть стабильными, т. е. оставаться неизменными при конструктивных модификациях и техническом усовершенствовании;

основные параметры не должны зависеть от часто изменяемых факторов: технологии изготовления; применяемых материалов; методик расчета и т. п.

При построении и выборе параметрических рядов на конкретный параметр существуют два основных метода обоснования: техническое и экономическое. При использовании метода технического обоснования задача сводится к тому, чтобы построить ряд на параметр изделий, который может быть функционально зависим от другого параметра, параметрический ряд на который задан. Этот же метод должен использоваться в случаях, когда параметр анализируемого изделия связан по функциональному или эксплуатационному назначению с параметрами другого изделия, ряд на который задан.

Типизация объектов стандартизации — деятельность по созданию типовых (образцовых) объектов — конструкций, изделий, технологических правил, форм документации. При этом отобранные объекты подвергаются каким-либо техническим преобразованиям, направленным на повышение их качества, надежности и универсальности. Так, у нас в стране в начале 60-х гг. XX в. в эксплуатации находилось более 50 конструктивных разновидностей отечественных телевизоров. Разработчикам была поставлена задача — устранить неоправданное многообразие схем. Для этого всю совокупность конструкций телевизоров подвергли систематизации, в результате которой были выделены исходя из размера экрана по диагонали три варианта — схемы телевизоров с экраном 35, 47 и 59 см. В каждом варианте были отобраны наиболее удачные схемы телевизоров, затем усовершенствованные с целью повышения безотказности и ремонтопригодности. В результате были созданы типовые (унифицированные) конструкции — УНТ-35, УНТ-47, УНТ-59.

Унификация — деятельность по рациональному сокращению количества типов деталей, агрегатов одинакового функционального назначения называется унификацией продукции. Для рационального сокращения номенклатуры изготавливаемых изделий проводят их унификацию и разрабатывают стандарты на параметрические ряды изделий, что повышает серийность, способствует специализации производства и улучшению качества. По существу унификация заключается в рациональном сокращении числа типов, видов и размеров объектов одинакового функционального назначения и направлена на уменьшение количества разновидностей путем комбинирования двух или более разновидностей. Наиболее часто объектами унификации являются отдельные изделия, их составные части, детали, комплектующие элементы и т. д. Проводится унификация на основе анализа конструктивных вариантов изделий, их применяемости, путем сведения близких по назначению, конструкции и размерам изделий, их составных частей и деталей к единой типовой конструкции. При необходимости в конструкцию унифицируемых изделий и их элементов вносят технические усовершенствования и доработки.

Агрегатирование — метод создания машин, оборудования и приборов из отдельных стандартных унифицированных агрегатов (автономных узлов), многократно используемых при создании разнообразных изделий и устанавливаемых в них в различном количестве и различных комбинациях на основе геометрической и функциональной взаимозаменяемости. Как показывает опыт промышленности, конструкции большинства машин, оборудования, приборов и других изделий могут быть расчленены на несколько автономных агрегатов (узлов). Расчленение машин производят на основе структурного анализа их составных частей, позволяющего выделить автономные функциональные узлы (агрегаты) с учетом применения их в ряде других машин. Затем агрегаты унифицируют, стандартизуют, и они могут составлять конструктивно-унифицированные (типоразмерные) ряды. Агрегаты изготавливают независимо один от другого, и они обладают полной взаимозаменяемостью по всем эксплуатационным показателям и присоединительным размерам.

Необходимо, чтобы унифицированные агрегаты имели оптимальную конструкцию высокого качества и состояли, по возможности, из наименьшего числа наименований деталей. Сборка этих агрегатов должна быть простой и надежной (с помощью разъемных резьбовых, шлицевых и других соединений). После сборки машины оборудование или приборы должны обладать требуемой прочностью, надежностью, долговечностью, жесткостью, виброустойчивостью и иметь оптимальные показатели качества, определяемые их эксплуатационным назначением.

Симплификация — форма стандартизации, заключающаяся в уменьшении количества типов или других разновидностей изделий до числа, достаточного для удовлетворения существующих в данное время потребностей. При симплификации оставляют только те составные части и детали, которые считают необходимыми. В объекты симплификации не вносят каких-либо технических усовершенствований.

Специализация производства — организационно-технические мероприятия, направленные на создание технологий по выпуску однотипной продукции в крупносерийном масштабе при наилучшем качестве и минимальной себестоимости. При рассмотрении объектов стандартизации различают предметную, подельную и технологическую виды специализации. В зависимости от области распространения специализация бывает международной, межотраслевой и отраслевой. В последние годы особым стратегическим направлением развития технических систем стало модульное формирование техники (МФТ), являющееся высшей формой стандартизации. Суть МФТ — комплектование сложных комплексов с большим разнообразием характеристик и типоразмеров из одинаковых первичных (типовых или стандартных) общих элементов-модулей.

Рекомендации (Р), в том числе и межгосударственные (РМГ), по техническому регулированию, стандартизации, метрологии, подтверждению соответствия, сертификации и аккредитации являются нормативными документами, содержащими добровольные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ, а также рекомендуемые правила их выполнения.

Правила (ПР) по стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации — нормативные документы, устанавливающие обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ в соответствующих областях.

Методические инструкции (МИ) и руководящие документы (РД) являются нормативными документами методического содержания,

разрабатываются организациями, подведомственными Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии.

3. Нормативные документы по стандартизации содержат также применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. Общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации — официальный документ, представляющий собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации в области технико-экономической и социальной информации. На базе системы классификации и классификаторов создаются государственные информационные системы, информационные ресурсы, осуществляется межведомственный обмен информацией.

Классификация — разделение заданного множества на подмножества в соответствии с принятыми методами классификации. Целью классификации является расположение предметов, явлений или понятий по классам, подклассам и разрядам в зависимости от их общих признаков, т. е. создание системы соподчиненных объектов. Чаще всего классификацию проводят по десятичной системе.

В классификации установлен принцип последовательной конкретизации классификационных группировок. Вся выпускаемая в стране продукция подразделяется на 100 классов в соответствии с отраслями производства и конкретизируется по свойствам и назначению продукции. Затем каждый класс делится на 10 подклассов, каждый подкласс — на 10 групп, каждая группа — на 10 подгрупп и каждая подгруппа — на 10 видов. Каждый вид может включать до 9999 конкретных наименований продукции. Перечисленные ступени деления продукции используют для кодирования групповой номенклатуры продукции. На ее основе создан общероссийский классификатор продукции. Универсальная десятичная классификация (УДК) принята в качестве международной системы рубрикации индексами технической и гуманитарной литературы. Например, УДК 62 — техника; УДК 621 — общее машиностроение и электротехника; УДК 622 — горное дело; УДК 621.3:622 — электротехника в горном деле и т. п.

В законе не отмечены технические условия (ТУ). Технические условия — нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс требований к конкретным типам, маркам, артикулам продукции. В ТУ содержатся требования к показателям

качества в соответствии с условиями и режимом эксплуатации продукции, в том числе требования, предусматривающие различные удобства для обслуживания и ремонта изделий, повышение их безопасности. ТУ разрабатывает изготовитель, когда национальный стандарт или стандарт организации нецелесообразен, или необходимо дополнить или ужесточить требования, установленные в ГОСТах.

Статус, форма и содержание ТУ устанавливается ГОСТ Р 2.114 и правилами их согласования и утверждения (ПР 50.1.001-93). Требования к их согласованию и утверждению не регламентируются стандартами ГСС, но по ГОСТ Р 1.0-92 ТУ, на которые даются ссылки в контрактах, применяются как нормативные документы.

В ТУ входят вводная часть и такие разделы: основные параметры и (или) размеры; технические требования; требования по безопасности; комплектность; правила приемки; методы контроля (испытаний, анализа, измерений); правила маркировки, транспортирования и хранения; указания по эксплуатации; гарантии изготовителя.

Обозначения ТУ присваивает разработчик продукции и оно содержит: индекс ТУ; четырехразрядный код класса продукции по ОКП и разделенный тире трехразрядный регистрационный номер; как правило, восьмиразрядный код предприятия по ОКПО, являющегося держателем подлинника, и две последние цифры года утверждения документа (например: ТУ 2145-170-34267369-99, где 2145 — группа продукции по ОКП, 150 — трехразрядный регистрационный номер, 34267369 — код предприятия по ОКПО, 99 — год утверждения).

Проекты ТУ перед утверждением согласовываются с потребителями или заказчиками продукции и другими заинтересованными организациями. При этом проверяется, не противоречат ли они действующим в стране стандартам и другим ТУ. Утверждает ТУ изготовитель (разработчик технических условий), как правило, без ограничения срока действия. Ограничение срока действия ТУ устанавливают по согласованию с предприятием-заказчиком (потребителем). После утверждения ТУ подлежат государственной учетной регистрации. Сведения о ТУ публикуются в ежемесячных изданиях Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

4. Объектами стандартов организаций могут быть характеристики продукции, а также принципы, нормы и правила в области организации различных сторон деятельности организации. Широкое применение эти стандарты получили в нашей стране с середины 80-х годов

прошлого века для регламентации деятельности в комплексных системах управления качеством продукции.

6. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации, технические комитеты по стандартизации

Настоящий Федеральный закон устанавливает следующие органы Российской Федерации по стандартизации, технические комитеты по стандартизации.

1. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее — национальный орган по стандартизации):

- Правительство Российской Федерации определяет орган, уполномоченный на исполнение функций национального органа по стандартизации.

- национальным органом по стандартизации выполняется опубликование национального стандарта на русском языке в печатном издании и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

2. Технические комитеты по стандартизации, в состав которых на паритетных началах и добровольной основе могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей.

Порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации утверждается национальным органом по стандартизации. Заседания технических комитетов по стандартизации являются открытыми.

Национальный орган Российской Федерации по стандартизации выполняет научно-техническую, организационную и представительскую функции. В рамках научно-технической функции основной задачей национального органа по стандартизации является обеспечение соответствия национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу.

Организационная функция Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии реализуется созданием и координацией деятельности технических комитетов по стандартизации и последовательным выполнением мер по созданию национальных стандартов и их внедрению в практику:

принятие программы разработки национальных стандартов;

организация экспертизы национальных стандартов;

утверждение национальных стандартов;

организация опубликования и распространения национальных стандартов;

учет документов в области стандартизации и обеспечение их доступности;

утверждение изображения знака соответствия национальным стандартам.

Представительская функция национального органа по стандарти-1ации заключается в разработке международных стандартов и в работе международных организаций, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. № 316 «О мерах по реализации Федерального закона «О техническом регулировании» Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии определено органом, уполномоченным исполнять функции национального органа по стандартизации» Российской Федерации по стандартизации. В своей деятельности он руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также «Положением о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии».

Настоящий закон не регламентирует принадлежность какому-либо ведомству печатного издания, в котором может быть осуществлено опубликование национального стандарта. В совокупности с требованием о публикации стандарта в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме это создает предпосылки для беспрепятственного ознакомления с национальными стандартами всех заинтересованных лиц.

Важнейшими инстанциями на пути прохождения проекта национального стандарта, предусмотренных законом этапов его разработки, являются технические комитеты по стандартизации. В них осуществляется экспертиза проектов национальных стандартов, оказывающая решающее влияние на решение Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии об утверждении или отклонении проекта стандарта. Порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации утверждает Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Заседания технических комитетов по стандартизации являются открытыми.

Литература

Колчков, В.И. Метрология, стандартизация, сертификация: Учебник / В.И. Колчков. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 432 c.

Кошевая, И.П. Метрология, стандартизация, сертификация: Учебник / И.П. Кошевая, А.А. Канке. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 c.

Крылова, Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: учебник / Г.Д. Крылова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 318 c.

Курчаева, Е.Е. Технология хранения, переработки и стандартизация животноводческой продукции: Учебник / В.И. Манжесов, Е.Е. Курчаева, М.Г. Сысоева; Под общ. ред. В.И. Манжесова. - СПб.: Троицкий мост, 2012. - 536 c.

Лифиц, И.М. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия: Учебник для бакалавров / И.М. Лифиц. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2013. - 411 c.

Логанина, В.И. Стандартизация и сертификация в строительстве: Учебное пособие / В.И. Логанина, О.В. Карпова, А.М. Степанов. - М.: БАСТЕТ, 2013. - 256 c.

Любомудров, С.А. Метрология, стандартизация и сертификация: нормирование точности: Учебник / С.А. Любомудров, А.А. Смирнов, С.Б. Тарасов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 206 c.

Ляшко, А.А. Товароведение, экспертиза и стандартизация: Учебник / А.А. Ляшко, А.П. Ходыкин, Н.И. Волошко. - М.: Дашков и К, 2013. - 660 c.

Маргвелашвили, Л.В. Метрология, стандартизация и сертификация на транспорте: Лабораторно-практические работы: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Л.В. Маргвелашвили. - М.: ИЦ Академия, 2011. - 208 c.

Маргвелашвили, Л.В. Метрология, стандартизация и сертификация на транспорте: Лабораторно-практические работы: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Л.В. Маргвелашвили. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 208 c.

Нефедов, В.И. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник / А.С. Сигов, В.И. Нефедов, В.К. Битюков, Е.В. Самохина; Под ред. А.С. Сигов. - М.: Форум, 2012. - 336 c.

Николаева, М.А. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия : Учебник / М.А. Николаева, Л.В. Карташова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 c.

Прорвич, В.А. Стандартизация оценки недвижимого имущества / В.А. Прорвич. - М.: Экономика, 2006. - 602 c.

Радкевич, Я.М. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник для бакалавров / Я.М. Радкевич, А.Г. Схиртладзе. - М.: Юрайт, 2013. - 813 c.

Романычев, Н.Н. Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг: Учебник для бакалавров / Н.Н. Романычев, Н.Н. Стрельникова, Л.В. Топчий. - М.: Дашков и К, 2013. - 184 c.

Сергеев, А.Г. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник для бакалавров / А.Г. Сергеев, В.В. Терегеря. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2013. - 838 c.

Суворова, С.П. Основы внутрифирменной стандартизации аудиторской деятельности : учеб. пособ. / С.П. Суворова, Н.В. Парушина, Е.В. Галкина, А.М. Ковалева. - М.: ИД ФОРУМ, ИНФРА-М, 2011. - 336 c.

Схиртладзе, А.Г. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник / А.Г. Схиртладзе, Я.М. Радкевич. - Ст. Оскол: ТНТ, 2013. - 540 c.

Сыцко, В.Е. Стандартизация и оценка соответствия: Учебное пособие / В.Е. Сыцко, Л.В. Целикова, К.И. Локтева. - Мн.: Вышэйшая шк., 2012. - 237 c.

Тартаковский, Д.Ф. Метрология, стандартизация и технические средства измерений / Д.Ф. Тартаковский, А.С. Ястребов. - М.: Высшая школа, 2001. - 346 c.

Техническое регулирование. Стандартизация