Разработка базы данных доска объявлений

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. РАЗРАБОТКА БАЗЫ ДАННЫХ

  1. Логическое моделирование базы данных
    1. Нормализация схемы базы данных
    2. Физическое моделирование базы данных

2. РАЗРАБОТКА ОБЪЕКТОВ БАЗЫ ДАННЫХ

  1. Разработка таблиц базы данных
    1. Разработка форм ввода информации в базу данных
    2. Разработка основных запросов к базе данных
    3. Разработка хранимых процедур и триггеров
    4. Разработка хранимых процедур и триггеров
    5. Разработка форм вывода информации из базы данных
    6. Подготовка данных для вывода на печать

3. АДМИНИСТРИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ

3.1. Анализ необходимости администрирования

3.2. Настройки администрирования базы данных

4. ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ В БАЗЕ ДАННЫХ

4.1. Описание средств защиты информации базы данных

4.2. Реализация защиты информации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

Данный курсовой проект разрабатывался в рамках междисциплинарного курса «Технология разработки и защиты баз данных», входящего в состав профессионального модуля ПМ.02 «Разработка и администрирование баз данных».

Целью курсового проекта является отработка профессиональных навыков, закрепление изученного в рамках междисциплинарного курса «Технология разработки и защиты баз данных» материала, а также подтверждение освоения профессиональных компетенций в области разработки объектов базы данных в конкретной системе управления базами данных, решения вопросов администрирования созданной базы данных и защиты информации в ней.

Темой курсового проекта является «Разработка базы данных доска объявлений.».

Результатом выполнения вашего курсового проекта должны быть получение практического опыта в области:

  • работы с объектами базы данных в конкретной системе управления базами данных;
  • использования средств заполнения базы данных;

а также подтверждение умения:

  • создавать объекты баз данных в современных системах управления базами данных и управлять доступом к этим объектам;
  • формировать и настраивать схему баз данных;
  • разрабатывать прикладные программы с использованием языка SQL;
  • создавать хранимые процедуры и триггеры в базах данных;
  • применять стандартные методы для защиты объектов базы данных.


  1. .РАЗРАБОТКА БАЗЫ ДАННЫХ
    1. Логическое моделирование базы данных

База данных доска объявлений должна хранить сведения, описанные в таблице 1.

Таблица 1 – Используемые поля в базе данных

Название поля

Тип данных

Размер

Содержание

Имя Автора

Текстовый

Фамилия Автора

Текстовый

Отчество Автора

Текстовый

Имя Читателя

Текстовый

Фамилия Читателя

Текстовый

Отчество Читателя

Текстовый

Кол-во страниц в книге

Числовой

Кол-во книг в библиотеке

Числовой

Кол-во книг на руках

Числовой

Дата выдачи книги

Дата/Время

  1. Нормализация схемы базы данных

Нормализация — процесс уменьшения избыточности информации в таблицах реляционной БД и, как следствие, построения оптимальной структуры таблиц и связей.

Можно выделить 4 основных правила, которыми следует руководствоваться при проектировании и последующей нормализации таблиц базы данных:

Каждое поле любой таблицы должно быть уникальным. Каждая таблица должна иметь уникальный первичный ключ, который может состоять из одного или нескольких полей таблицы. Для каждого значения первичного ключа должно быть одно и только одно значение любого из столбцов данных, и это значение должно относиться к объекту таблицы. Должна иметься возможность изменять значения любого поля (не входящего в первичный ключ), и это не должно повлечь за собой изменение другого поля.

На рисунке 1 изображена схема нормализации текущей базы данных

Рисунок 1 – Нормализация схемы базы данных

Для того чтобы привести данные к первой нормальной форме нужно, чтобы все его атрибуты были атомарными, то есть если ни один из его атрибутов нельзя разделить на более простые атрибуты, которые соответствуют каким-то другим свойствам описывающей сущности. К таким полям относятся: ISBN, Год выпуска, Название книги, № стеллажа, № полки, Имя Автора, Фамилия Автора, Отчество Автора, Имя Читателя, Фамилия Читателя, Отчество Читателя, Кол-во страниц в книге, Кол-во книг в библиотеке, Кол-во книг на руках.

Для того чтобы привести данные ко второй нормальной форме нужно, чтобы отношение находилось в первой нормальной форме и каждый его не ключевой атрибут был зависим полнофункционально от первичного ключа. Таким образом для рассматриваемой базы данных для второй нормальной формы войдут следующие поля: ISBN, Год Выпуска, № стеллажа, № полки, Имя Автора, Фамилия Автора, Отчество Автора, Название книги.

Для того чтобы привести данные к третьей нормальной форме нужно, чтобы отношение находилось во второй нормальной форме и каждый не ключевой атрибут не транзитивно зависел от первичного ключа. Таким образом для рассматриваемой базы данных в третью нормальную форму войдут следующие поля: ISBN, Имя Автора, Фамилия Автора, Отчество Автора, Имя Читателя, Фамилия Читателя, Отчество Читателя, Кол-во страниц в книге, Кол-во книг в библиотеке, Кол-во книг на руках, Дата выдачи книги.

Для оптимизации работы базы данных нужно объединить поля, которые далее не потребуются по отдельности. Таким образом для де нормализации нужно объединить такие поля как Имя Автора Фамилия Автора Отчество Автора в поле Автор; Имя Читателя, Фамилия Читателя, Отчество Читателя в поле Читатель.

Для того, чтобы исключить дублирование текстовых данных в связи с тем, что ключ составной и состоит в основном из текстовых полей требуется ввести дополнительное поле ID_Lib. При этом таблица, полученная при формировании второй нормальной формы будет разделена на две таблицы, где будет в первой таблице указаны поля ISBN, Год выпуска, а во второй таблице будут такие поля как ID_Lib, Название книги, Кол-во страниц в книге, Кол-во книг на руках, Кол-во книг в библиотеке. В третьей таблице будут указаны поля как ID_Lib, Имя Читателя, Фамилия Читателя, Отчество Читателя. А в четвертой таблице будут указаны поля ID_Lib, № Стеллажа, № Полки, Имя Автора, Фамилия Автора, Отчество Автора.

Рисунок 2 – Схема данных изображена схема данных.

  1. Физическое моделирование базы данных

Исходя из нормализации, текущая база данных должна содержать 4 таблицы: Логины пользователей, Объявления, Пользователи, Фотографии.

Таблица Логины пользователей: предназначена для хранения данных о пользователях. А именно, ID_Логин, name_user, pass. Данная таблица будет содержать следующие поля:

  • ID_Логин – ID_Логин.
  • name_user – name_user.
  • pass – pass.

Таблица Объявления: предназначена для хранения данных о объявлениях.

  • Код пользователя – Код пользователя.
  • Пользователь – Пользователь.
  • Заголовок – Заголовок
  • Фото – Фото
  • Текст объявления – Текст объявления
  • Стоимость – Стоимость

Таблица Пользователи предназначена для хранения личных данных пользователя.

  • Фамилия – Фамилия.
  • Имя – Имя
  • Город – Город
  • Отчество – Отчество
  • Страна – Страна
  • Адрес – Адрес

Таблица Фотографии: предназначена для хранения фотографий.

  • ФОТО – ФОТО


2 .РАЗРАБОТКА ОБЪЕКТОВ БАЗЫ ДАННЫХ

  1. Разработка таблиц базы данных

Таблицы – это основной объект базы данных, в котором хранятся все данные, имеющиеся в базе, а также структура базы (поля, их типы, свойства).

Создание таблиц рассмотрим на примере таблицы объявления. Все таблицы в базе данных созданы с помощью Конструктора таблиц. Для того, чтобы создать таблицу через конструктора, нужно:

Открыть вкладку «Создание» и выбрать Конструктор таблиц. Открывается окно конструктора таблиц, где нужно ввести имя поля, тип данных этого поля и описание. Сохранить таблицу.

Таким образом, в базе данных были созданы 4 таблицы:

На рисунке 3 изображен конструктор таблицы объявления. В Таблица 3 представлен конструктор таблицы объявления.

Рисунок 3 – Конструктор таблицы Объявления

Таблица 3 - Конструктор таблицы Объявления

Имя поля

Свойства поля

Код пользователя

Поле является ключевым

Пользователь

Тип данных: Числовой

Заголовок

Текстовое поле. Размер: 255 символов

Фото

Тип данных: Поле объекта OLE

Текст объявления

Тип данных: Длинный текст

Стоимость

Тип данных: Денежный

  1. Разработка форм ввода информации в базу данных

Формы служат для ввода и просмотра данных в удобном для пользователя виде, который соответствует привычному для него документу. При выводе данных с помощью форм можно применять специальные средства оформления.

Access предоставляет возможность вводить данные либо непосредственно в таблицу, как было рассмотрено ранее, либо с помощью форм. Формы рекомендуется использовать, если данные часто меняются или база постоянно пополняется новыми записями. Если данные вводятся непосредственно с бланков, то графическими средствами форму можно представить так, чтобы она повторяла оформление бланка, что заметно облегчает работу пользователя.

В текущей базе данных будет создано 4 формы на ввод информации:

  • Логин в форме вводятся данные логин и пароль
  • Все объявления эта форма для просмотра всех объявлений.
  • Объявления в данной форме повторно вводятся данные логин. Форма для добавления нового объявления пользователям.
  • Пользователи эта форма для добавления нового пользователя.

Создание форм рассмотрим на примере формы Пользователи. На рисунке 4 изображена форма пользователи.

Для того чтобы создать форму нужно открыть Конструктор форм: добавить поле фамилия пользователя, добавить поле имя пользователя, добавить Поле Отчество пользователя, добавить поле страна пользователя, добавить поле город пользователя, добавить поле адрес пользователя, добавить кнопку сохранения данных. В странице свойств выбрать Форму и в графе Источник записей указать таблицу Пользователи. Следом нужно нажать на кнопку и в события добавить новую процедуру Нажатие кнопки. Откроется программная среда VBA, где нужно прописать код на сохранение данных и закрытие формы. Сохранить форму.

Рисунок 4 – Форма Пользователи

Формы Объявления, Все объявления, login делаются по аналогии с формой Пользователи.

2.3 Разработка основных запросов к базе данных

Запросы позволяют выбирать данные из одной или нескольких связанных таблиц. Результатом выполнения запроса является результирующая таблица, которая наряду с другими таблицами может быть использована при обработке данных. С помощью запросов можно также обновлять, удалять или добавлять данные таблиц.

Существует 4 видов запросов:

  • запрос на обновление
  • запрос на удаление
  • запрос на создание
  • запрос на выборку

Пример создание запросов рассмотрим на примере объекта Запрос1, который выводит все Объявления без повторений из таблицы Объявления. Для того чтобы создать запрос нужно:

  1. Нажать вкладку Создание -> Конструктор запросов;
  2. Выбрать режим SQL;
  3. SELECT DISTINCT Объявления. Пользователи FROM Объявления;
  4. Сохранить запрос.

2.4 Разработка хранимых процедур и триггеров

Программный модуль — это любой фрагмент описания процесса, оформляемый как самостоятельный программный продукт, пригодный для использования в других описаниях процесса.

Модули создаются пользователем путём применения интегрированной среды объектно-ориентированного программирования Visual Basic for Applications (VBA). Основной идеей объектно-ориентированного программирования является объединение данных и оперирующих ими функций в один объект. Данные в VBA рассматриваются как совокупность объектов (таблиц, форм, отчётов и т. д.), имеющих свойства и методы, реализующие заранее определённые действия над объектами.

Для того, чтобы открыть среду VBA, надо открыть вкладку Работа с базами данных, затем в пункте меню Макрос выбрать Visual Basic или нажать комбинацию клавиш Alt+F11. На рисунке 5 изображена среда работы на языке VBA.

Рисунок 5 – Среда для работы на языке VBA

Среда для работы на языке VBA содержит:

  • Поле Меню
  • Поле Быстрого меню
  • Окно проектов базы данных
  • Окно свойств
  • Рабочую среду

Разрабатываемая база данных имеет 6 объектов:

  • Form_ login
  • Form_ Все объявления
  • Form_Объявления
  • Form_Пользователи

/*Данная программа выполняет авторизацию пользователя. */

Private Sub Кнопка4_Click()

If Поле2.Value = ПолеСоСписком0.Column(1) Then

MsgBox "Добро пожаловать", vbInformation

DoCmd.OpenForm "Объявления"

DoCmd.Requery

Else

MsgBox "Давай досвидания", vbCritical

End If

End Sub

/*Данная программа выполняет показ объявлений. */

Private Sub Button31_Click()

DoCmd.OpenForm "Объявления"

DoCmd.Close

End Sub

/*Данная программа выполняет повторный вход пользователя и сохранения изменения в объявление после изменений, сделанных пользователем. */

Option Compare Database

Private Sub Кнопка18_DblClick(Cancel As Integer)

DoCmd.OpenForm "Объявления"

MsgBox "Запись сохранена"

DoCmd.Close

End Sub

Private Sub Кнопка4_Click()

If Поле2.Value = ПолеСоСписком0.Column(1) Then

MsgBox "Добро пожаловать", vbInformation

DoCmd.OpenForm "Объявления"

DoCmd.Requery

Else

MsgBox "Давай досвидания", vbCritical

End If

End Sub

/*Данная программа выполняет процесс сохранение нового пользователя*/

Private Sub Button31_Click()

DoCmd.OpenForm "Пользователи"

MsgBox "Запись сохранена"

DoCmd.Close

End Sub

2.5 Разработка форм вывода информации из базы данных

Формы для вывода информации из базы данных значительно упрощают жизнь пользователя. Благодаря этой форме не требуется искать нужную информацию во всей базе данных. При помощи форм база данных дает точный и лаконичный ответ на вопрос, не обременяя статистическим мусором. Метод создания форм приведен в пункте 2.2.

В текущей базе данных создана одна форма вывода – Вывод объявления, которая производит вывод данных о пользователе и товаре, который он продаёт. На рисунке 6 изображена форма вывода данных о пользователе и товаре.

Рисунок 6 – Вывод объявлений

2.6 Подготовка данных для вывода на печать

Отчёты предназначены для формирования выходных документов и вывода их на печать. По своим свойствам и структуре отчёты во многом подобны формам. Основное их отличие заключается в том, что в отчёте отображаются все данные и в них предусмотрена возможность группировать данные по различным критериям. Отчёты в отличие от форм могут содержать специальные элементы оформления, характерные для печати документов: колонтитулы, номера страниц и т.д.

Создание отчетов представлены на примере отчета Все Объявления. Для того чтобы создать отчёт нужно: нажать на вкладку Создание -> Мастер отчетов, добавить поля из запроса, выбрать макет «блок» и альбомную ориентацию.

В текущей базе данных существует только один отчет: Все Объявления. В этом отчете выводятся, готовые и оформленные объявления. На рисунке 7 изображен вывод отчёта все объявления.

Рисунок 7 – Все Объявления.


3 АДМИНИСТРИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ

  1. Анализ необходимости администрирования

Функционирование базы данных (БД) невозможно без участия специалистов, обеспечивающих создание, функционирование и развитие базы данных. Такая группа специалистов называется администратором базы данных (АБД). Эта группа специалистов считается составной частью базы данных.

В моей базе данных администрирование необходимо потому что этой базой данных могут пользоваться разные пользователи. Что бы их контролировать в моей базе данных нужны администраторы.

  1. Настройки администрирования базы данных

Для того, чтобы настроить администрирование БД, нужно: сохранить БД в формате *.mdb(2002-2003 года), открыть БД созданную в пункте 1, нажать Файл -> Сведения -> Пользователи и разрешения -> Мастер защиты на уровне пользователей, откроется мастер защиты. Создаем рабочую группу, задаем имя файла и создаем ярлык защищенной БД, выбираем файлы, которые следует защитить. В текущей БД следует снять защиту с таблицы Объявления, т.к. на основе этой таблицы формируется Отчет, затем выбираем разрешение Новые данные для того, чтобы макеты всех объектов и данных в БД невозможно было изменить. Работать будет только формирование отчета, далее запрещаем группе User любые разрешения, после нужно создать Пользователя, в текущей БД — это будет Студент, у которого не будет никаких привилегий и для Администратора, в текущей БД это Дмитрий нужно создать пароль, чтобы исключить вход в базу данных посторонних пользователей, затем для администратора выбираем группу Admin, а для простого пользователя Новые данные, потом задаем имя резервной копии БД и нажимаем Готово.

  1. ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ В БАЗЕ ДАННЫХ

4.1 Описание средств защиты информации базы данных

Защита информации – комплекс мероприятий, направленных на обеспечение важнейших аспектов информационной безопасности (целостности, доступности и, если нужно, конфиденциальности информации и ресурсов, используемых для ввода, хранения, обработки и передачи данных).

Система безопасности БД должна обеспечивать физическую целостность БД и защиту от несанкционированного вторжения с целью чтения содержимого и изменения данных. Защита БД производится на двух уровнях:

  • на уровне пароля;
  • на уровне пользователя (защита учетных записей пользователей и идентифицированных объектов).

4.2 Реализация защиты информации

Уровни концепции обеспечения безопасности баз данных исключительно просты. Необходимо поддерживать два фундаментальных принципа: проверку полномочий и проверку подлинности (аутентификацию).

Проверка полномочий основана на том, что каждому пользователю или процессу информационной системы соответствует набор действий, которые он может выполнять по отношению к определенным объектам. Проверка подлинности означает достоверное подтверждение того, что пользователь или процесс, пытающийся выполнить санкционированное действие, действительно тот, за кого он себя выдает.

Система назначения полномочий имеет в некотором роде иерархический характер. Самыми высокими правами и полномочиями обладает системный администратор или администратор сервера БД. Традиционно только этот тип пользователей может создавать других пользователей и наделять их определенными полномочиями.

СУБД в своих системных каталогах хранит как описание самих пользователей, так и описание их привилегий по отношению ко всем объектам.

Далее схема предоставления полномочий строится по следующему принципу. Каждый объект в БД имеет владельца — пользователя, который создал данный объект. Владелец объекта обладает всеми правами-полномочиями на данный объект, в том числе он имеет право предоставлять другим пользователям полномочия по работе с данным объектом или забирать у пользователей ранее предоставленные полномочия.

Реализация защиты информации в текущей базе данных организована путем того что пользователь не имеет прямого доступа к коду VBA и запросам SQL в формах ввода и вывода информации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате выполнения курсовой работы была разработана база данных доска объявлений. В базе данных были созданы:

Таблицы:

  • Логины пользователей
  • Объявления
  • Пользователи
  • Фотографии

Формы:

  • login
  • Все объявления
  • Объявления
  • Пользователи

Запросы:

  • Запрос1

Отчет:

  • Все объявления

Я получил практический опыт работы с объектами базы данных, а так же научился: создавать объекты базы данных, формировать и настраивать схему данных, разрабатывать прикладные программы с использованием языка SQL, создавать хранимые процедуры и триггеры и применят стандартные методы защиты базы данных.

Текущую базу данных можно использовать в компьютерных залах.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Агальцов В.П. Базы данных. В 2-х т. Т. 2. Распределенные и удаленные базы данных: Учебник – М: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2011,-352с.
  2. Агальцов В.П. Базы данных. В 2-х т.Т. 1. Локальные базы данных: Учебник – М: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2011,-384с.
  3. Бураков П.В., Петров В.Ю. Введение в системы баз данных: Учебное пособие. - СПб: СПбГУ ИТМО, 2010, - 128 с.
  4. Гурвиц Г.А. Microsoft Access 2010. Разработка приложений на реальном примере, БХВ-Петербург, 2010,-496с.
  5. Кузин А.В. , Левонисова С.В. Базы данных – М:Академия, 2010,-320с
  6. Одиночкина С.В. Разработка баз данных в Microsoft Access 2010 - СПб: НИУ ИТМО, 2012. – 83 с.
  7. Ржеуцкая С.Ю. Базы данных. Язык SQL, Вологда: ВоГТУ, 2010,- 159с.

PAGE \* MERGEFORMAT 3

Разработка базы данных доска объявлений