Психоэмоциональное состояние детей, жертв домашнего насилия
41
PAGE 4
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ПОПАВШИМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ И КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ 1.1 Домашнее насилие над детьми, его причины и последствия для ребенка 1.2 Основные направления социально-педагогической помощи детям жертвам домашнего насилия Выводы по главе 2 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ ЖЕРТВАМ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ И ОЦЕНКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ 2.1 Результаты изучения психоэмоционального состояния детей, подвергшихся домашнему насилию 2.2 Организация социально-педагогической помощи детям жертвам домашнего насилия 2.3 Оценка эффективности социально-педагогической помощи детям жертвам домашнего насилия Выводы по главе ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЯ |
3 5 5 10 15 16 16 18 27 29 30 32 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В последнее десятилетие в детской и молодежной среде возросли такие кризисные показатели, как жестокость, агрессивность, цинизм, ухудшение здоровья, наркотизация, алкоголизм, сексуальная гиперактивность. Затяжной, хронический кризис несёт в себе угрозу социальной дезадаптации, нервно психического или психосоматического страдания.
Одной из острых проблем кризисной психологии является поиск эффективных методов помощи детям в ситуации насилия. Данные социологических опросов свидетельствуют о широком применении родителями, учителями, воспитателями физического наказания детей. У ребенка, подвергающемуся физическому насилию может сформироваться низкая самооценка, высокая тревожность и агрессивность, низкий социальный статус, пристрастие к алкоголю и наркомании.
Жестокое обращение не только наносит вред физическому и психическому здоровью детей, но и имеет тяжелые социальные последствия, главное из которых воспроизводство самой жестокости. Насилие и небрежное отношение к детям признаны одной из основных международных проблем в области соблюдения прав человека и здравоохранения.
Испытанная в детстве жестокость оставляет след на всю жизнь и приводит к тому, что в дальнейшем дети стремятся разрешать любые жизненные проблемы с помощью насильственных или противоправных действий.
Один из путей разрешения данной проблемы - это активное использование социально-педагогической помощи детям и подросткам - жертвам насилия.
В нашей работе речь пойдет о детях подросткового возраста - жертвах домашнего насилия и разработке групповых занятий по стабилизации их психоэмоционального состояния.
Цель исследования: изучить психоэмоциональное состояние детей, жертв домашнего насилия, и разработать на этой основе систему социально-педагогической помощи детям.
Задачи:
1. Охарактеризовать особенности домашнего насилия над детьми, его факторы.
2. Выделить основные направления социально-педагогической помощи детям жертвам домашнего насилия.
3. Изучить психоэмоциональное состояние детей, подвергшихся жестокому обращению в семье.
4. Разработать систему групповых занятий для детей жертв домашнего насилия.
5. Показать эффективность социально-педагогической помощи детям жертвам насилия.
Объект исследования: психоэмоциональное состояние детей, жертв домашнего насилия.
Предмет исследования: эффективность социально-педагогической помощи детям жертвам насилия.
Гипотеза исследования: групповые занятия с детьми являются эффективными для стабилизации психоэмоционального состояния детей, жертв домашнего насилия.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ и обобщение психологической литературы по проблеме исследования.
2. Психодиагностический метод.
3. Качественный и количественный анализ результатов исследования.
4. Интерпретационный метод.
5. Практическая разработка системы социально-педагогической помощи детям жертвам домашнего насилия.
Методика исследования: шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) К. Изарда. Приложение 1.
Характеристика выборки исследования: В исследовании приняли участие 15 детей младшего и среднего подросткового возраста (12, 13, 14 лет). Информация о жестоком обращении с детьми предоставлена социальным педагогом школы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ПОПАВШИМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ И КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ
1.1 Домашнее насилие над детьми, его причины и последствия для ребенка
Проблема домашнего насилия включает различные аспекты: насилие над женщиной, насилие над мужчиной (так называемое насилие в супружеских отношениях), насилие над детьми.
Особую группу представляют семьи, где ребенок находится социально опасном положении, где имеется риск или реально присутствует насилие над детьми, в виде жестокого обращения.
Несмотря на освещение данной проблемы в газетах и на телевидении, многие родители считают своим «правом» шлепать или бить собственных детей. Исследования среди родителей обнаружили, что телесные наказания широко применяются на практике. В опросе общественного мнения, проведенном в 1994 году газетой USA Today, 67% взрослых согласились с тем, что «хорошая, крепкая трепка» иногда необходима для того, чтобы дисциплинировать ребенка. Для большинства родителей «иногда» происходит довольно часто: родители сообщают, что устраивают трепку своим детям в среднем 2,5 раза в неделю [10].
А.Б. Орлов выделяет следующие виды насилия над детьми [14, c.184]:
Физическое насилие преднамеренное манипулирование взрослыми телом ребенка как объектом, приводящее к нанесению ребенку физических повреждений различной степени тяжести; к физическому насилию относятся не только побои, но и ограничения детей в еде и сне, вовлечение детей в употребление алкоголя и наркотиков и т.п. [14, c. 182].
Сексуальное насилие преднамеренное манипулирование взрослыми телом ребенка как сексуальным объектом, приводящее к вовлечению ребенка в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или какой-либо иной выгоды; к сексуальному насилию относится не только сексуальное совращение детей, но и вовлечение детей в проституцию, порнобизнес и т.п.;
Психологическое (поведенческое, интеллектуальное, эмоциональное и проч.) насилие преднамеренное манипулирование взрослыми ребенком как объектом, игнорирование его субъектных характеристик (свободы, достоинства, прав и т.п.), либо разрушающее отношения привязанности между взрослыми и ребенком, либо, напротив, фиксирующее эти отношения и приводящее к различным деформациям и нарушениям психического (поведенческого, интеллектуального, эмоционального, волевого, коммуникативного, личностного) развития.
Неадекватное (или патогенное) родительство это специфические интерперсональные формы коммуникации родителей и детей, проявляющиеся на полюсе родителей в насилии и «перпитрейтеризации» (от англ. perpetrator преступник) родителей, а на полюсе детей в невротизации и «виктимизации» (от англ. victim жертва) детей [14, c. 183].
И.А Фурманов оказывает, что наиболее часто используется физическое наказание ребенка. Физические (телесные) наказания это использование физической силы с намерением воздействовать на ребенка, чтобы он почувствовал боль, но без нанесения серьезного ущерба (ран, увечий, ожогов и пр.), с целью исправления или контроля его поведения[24 , c. 33].
Физическое и другие виды насилия над ребенком приводят к научению агрессивному поведению и его воспроизведению поведения взрослых.
Поведение родителей представляя собой модель агрессии приводит к тому, что у агрессивных родителей обычно вырастают агрессивные дети.
Для научения агрессивной модели поведения используются три способа:
Копирование воспроизведение специфических действий взрослого или движений, входящих в состав действий с определенными предметами.
Подражание активное воспроизведение ребенком способов действия, когда взрослый выступает как объект наблюдения, пример как в предметной, так и в межличностной сфере (отношения, оценки, эмоциональные состояния и пр.). Это в большей мере не только осознанное следование агрессивному образцу, но и воспроизведение отдельных сторон, черт, манеры поведения образца.
Идентификация с агрессором. Это механизм защиты, который срабатывает, когда ребенок сталкивается с опасностью: критикой, вербальная или физическая агрессия со стороны родителей. Ребенок идентифицируется с агрессором посредством приписывания себе самого акта агрессии, подражания физическому и моральному облику агрессора, заимствования некоторых символов его власти. Здесь наблюдается эффект оборачивания ролей: жертва представляет себя агрессором и часто становится таковым, чтобы защититься, избежать страданий, болезненных ощущений и сознавания себя в роли жертвы.
Как показано в многочисленных исследованиях чаще всего в родительскодетских отношениях в качестве агрессора выступают отец или мать, а дети в качестве жертвы. Риск насилия в отношении ребенка возрастает, если агрессор и жертва обладают определенными физическими, психологическими или поведенческими особенностями и способностями налаживать коммуникацию с ребенком.
Личность агрессора (родителя) обладает следующими характеристиками [24, c. 34]:
агрессивность, доминирование, импульсивность, ригидность, быстрая раздражительность (особенно на провоцирующее поведение ребенка), низкая стрессоустойчивость, эмоциональная лабильность, тревожность, депрессивность, низкая самооценка, зависимость, низкий уровень эмпатии и открытости, замкнутость, подозрительность и нарушенные процессы самоидентификации;
недовольство и негативное самоощущение, ощущение себя несчастным, недовольным своей семейной жизнью, негативное отношение родителя к окружающим и неадекватные социальные ожидания в отношении ребенка, когда как сильную «помеху»;
отсутствие умений вести переговоры, решать конфликты и проблемы, совладать со стрессом, просить помощи у других;
определенные психопатологические отклонения (невротичность, депрессивность, склонность к суицидам);
алкоголизм и наркомания;
проблемы со здоровьем (патологически протекающая беременность, прерванная беременность, тяжелые роды);
эмоциональная невосприимчивость и умственная отсталость;
неразвитость родительских навыков и чувств.
Личность жертвы (ребенка) отличают следующие характеристики [24, c. 35]:
апатичность, замкнутость, равнодушие, чрезмерная зависимость, лживость;
раздражительность, агрессивность, непокорность, непослушание, импульсивность, гиперактивность, непредсказуемость поведения, нарушения сна, энурез;
грызение ногтей, ковыряние в носу, кривляние, манипулирование гениталиями;
несамостоятельность, некоммуникабельность, отсутствие друзей;
приобретенные увечья, низкий интеллект, нарушения здоровья (наследственные или хронические заболевания, в том числе и психические);
особенности внешности, отличающие этих детей от других или тяжело переживаемые родителями, с которыми они никак не могут примириться («ушастые», «сутулые», «кривоногие», «толстые»).
Кроме того, это могут быть нежеланные дети, а также те, которые были рождены после потери родителями предыдущего ребенка, недоношенные дети, имеющие при рождении низкий вес, дети, живущие в многодетной семье, где промежуток между рождениями детей был небольшим, дети, чье вынашивание и рождение было тяжелым для матерей, которые часто болели и были разлучены с матерью в течение первого года жизни [24, c. 35]..
Каждая из перечисленных выше особенностей или их комбинация увеличивают в семье дистресс и вероятность проявления насилия к ребенку.
Таким образом, когда родители демонстрируют личный пример агрессивного поведения, они тем самым «преподают урок» научения насилию:
эффект адаптации ребенок, ставший свидетелем насилия со стороны родителей, приобретает для себя совершенно новый опыт поведения, то есть через наблюдение он обучается вербальным и/или физическим реакциям, которые ранее отсутствовали в его поведенческом репертуаре и с помощью которых можно причинять вред окружающим либо защитить свои интересы;
эффект снятия запретов ребенок, наблюдающий агрессивные действия родителей, может изменить свои взгляды и поставленные им самим ограничения насильственного поведения. Его позиция может стать таковой, что если другие безнаказанно проявляют агрессию, то и мне позволено то же самое;
эффект утраты эмоциональной восприимчивости ребенок настолько привыкает к насилию, его последствиям и признакам собственной или чужой боли, что перестает рассматривать агрессию как особую, крайнюю форму поведения (повышение порога восприятия агрессии).;
эффект изменения образа реальности часто дети, наблюдающие бесконечное насилие, становятся склонными ожидать его в любую минуту, а, следовательно, начинают воспринимать окружающий мир как враждебно настроенный по отношению к ним. Такое искажение может привести к формированию модели «оборонительного поведения»: постоянному обостренному ощущению угрозы и к склонности реагировать агрессивно на любые стимулы. Это происходит в результате снижения порога восприятия агрессии.
Чаще всего, как было указано ранее, насилие над детьми связано с низким экономическим статусом семьи, семейным неблагополучием. Эти хронические стрессовые ситуации часто вызывают у родителей фрустрацию и чувство беспомощности и оказывают существенное влияние на психологический климат семьи. В результате ребенок может стать, а часто и становится «козлом отпущения».
И.А. Фурманов отмечает, что межпоколенная эстафета насилия в семье определяется не какимто одним или несколькими факторами, а системой факторов в их взаимосвязи и взаимовлиянии (рисунок 1.1) [24, c. 37].
Рисунок 1.1 Система факторов насилия (по И.А. Фурманову)
Насилие в семье над личностью ребенка имеет негативные последствия социально-психологического и поведенческого характера [3; 4; 14]..
Для профилактики и борьбы с насилием над детьми остро стоит вопрос о разработке психологического инструментария для выявления распространенности насилия над детьми. Наиболее адекватными с точки исследователя данной проблемы Е.Н. Волковой, являются диагностические комплексы, включающие в себя группы проективных и полупроективных методов, а также карты наблюдений реального поведения и отношений ребенка, разработанные в соответствии с известными индикаторами поведения ребенка, испытавшего те или иные виды насилия [4, c. 47].
1.2 Основные направления социально-педагогической помощи детям жертвам домашнего насилия
В широком смысле цель социально-педагогической деятельности ожидаемые позитивные изменения в человеке (или группе людей), которые произошли в результате осуществления специально подготовленной и планомерно проведенной системы действий специалистов. В узком смысле цель профессиональной деятельности социального педагога это оказание подопечному социально-психолого-педагогической помощи, создание благоприятных условий для личностного роста, защита прав подопечного в его жизненном пространстве [13]. Основными компонентами социально-педагогической помощи детям жертвам домашнего насилия являются:
1)· определение цели и задач деятельности;
2)· определение субъекта и объекта деятельности;
3)· определение содержания деятельности;
4)· выбор методов и технологий работы;
5)· выбор форм деятельности;
6) реализация намеченного плана деятельности;
7) корректировка деятельности;
8)· анализ результатов.
В общих чертах принципы работы социального педагога с детьми, подвергшимися насилию можно сформулировать следующим образом:
1) Создание атмосферы доверительности отношений «социальный педагог ребенок»;
2) Подключение к процессу реабилитации ребенка всех субъектов государственной системы социальной поддержки и защиты детства (органы социальной защиты населения, образования, охраны общественного порядка, здравоохранения);
3) Тесное взаимодействие с семьей ребенка, постоянная связь с супервизором консультантом.
Создание доверительных отношений с ребенком требует наличия у социального педагога наряду с психологической техникой, информации о личностных характеристиках ребенка. Сбор такой информации можно производить по определенной схеме, которая одновременно является инструментом для вычисления обобщенного показателя уровня социального благополучия ребенка.
Основные направления социально-педагогической помощи детям жертвам домашнего насилия включают следующие направления, методы и формы работы:
Психодиагностическая работа. Проводя психодиагностику, педагог-психолог выбирает методы исследования в зависимости от конкретной ситуации, особенностей ребенка, вида насилия и т.д. Наиболее информативными являются следующие методики:
1) психодиагностический опросник А. Е. Личко для определения типа акцентуаций характера и наличия психопатических проявлений;
2) цветовой тест М. Люшера для определения актуального психоэмоционального состояния жертвы, ее потребностей, страхов, уровня стресса и других индивидуальных характеристик;
3) шкала уровня субъективного контроля Д. Роттера для исследования типа поведения и характера локализации ответственности;
4) рисуночные тесты «Дом дерево человек», «Кинетический рисунок семьи», «Несуществующее животное», методика неоконченных предложений для определения зон психологического конфликта, сфер наибольшей тревоги, враждебности и эго-состояний жертвы насилия.
Социально-педагогическая профилактика физических наказаний детей в семье - это деятельность специалистов по предупреждению применения родителями физических наказаний детей, включающая формирование у родителей убеждений и навыков гуманного воспитания; предупреждение о последствии физических наказаний, обучение детей умению противостоять физическому насилию и изменение общественного мнения о физических наказаниях детей как методе семейного воспитания [2].
Участниками социальной профилактики являются социальные работники и педагоги, социальные педагоги, воспитатели совместно с участковыми и инспекторами детской комнаты милиции. Ж.И. Мицкевич указывает, что социальная профилактика насилия в семье может быть первичной, вторичной и третичной. Рассмотрим содержание, формы и методы каждой из видов профилактики.
Самая массовая первичная профилактика насилия в семье. Она проводится со всеми благополучными семьями, со всей « нормальной» молодежью и детьми. Ее цель формирование активного, адаптивного, высоко функционального жизненного стиля, который обеспечивает реализацию прав, удовлетворение потребностей и интересов и формирование психологической установки на гармоничные семейные отношения. Социальная работа должна, по мнению Ж.И. Мицкевич, должна носить здесь информационный характер, поскольку она целенаправлена на формирование в каждом человеке непринятие и категоричный отказ от манипуляций над собой. Содержанием первичной социальной профилактики насилия в семье должно быть [12, c.115]:
1. Широкое информирование населения о насилии в семье работа в учебно-образовательных учреждениях, предприятиях, фирмах и др. учреждениях.
2. Изучение правовых норм относительно поведения в реальных жизненных ситуациях, которые могут привести к насилию.
3. Демонстрация образцов жизненных умений и навыков общения, знакомства, отдыха, выбора жизненного пути, трудоустройства, разделения обязанностей в семье с помощью СМИ, радио, телевидения.
4. Поддержка творческой, интеллектуальной, общественной, спортивной деятельности молодежи, организация семейного досуга и отдыха.
Методами первичной социальной профилактики являются: информирование, пример, убеждение, работа в обществе, микросреде, семье.
Вторичная социальная профилактика насилия в семье, является в основном, групповой и направлена она на семьи, детей и молодежь « группы риска». Целью ее является изменение малоадаптивного, дисфункционального, рискованного поведения, характерного для детей и молодежи из неблагополучных семей, детей сирот, воспитанников интернатов. Вторичная социальная профилактика предполагает выявление таких детей, оказание им поддержки и помощи по следующим направлениям:
формирование знаний о жизненных умениях и навыках, необходимых для самозащиты от насилия;
информирование об учреждениях и организациях, которые помогают потерпевшим от насилия, передача знаний о способах обращения к ним в ситуации насилия;
коррекция отношения молодежи и детей к себе, к своей роли в микросреде, осознание ценности своей жизни и своей роли в ней;
коррекция родительского отношения, осознание ими нового отношения к ребенку, которое базируется на постулате ребенок - субъект собственной жизни.
Основными методами вторичной социальной профилактики являются: информирование, объяснение, рассказ, анализ ситуаций, убеждение, разъяснение и др. Данные методы эффективнее всего реализуются в таких формах социальной профилактики, как тренинги, коррекционные циклы занятий, родительские лектории, детские и молодежные клубы, семейные гостиные. На этапе вторичной социальной профилактики особенно важна межведомственная связь специалистов: врачей и психологов, юристов и работников правоохранительных органов [17]. Здесь очень важна система раннего выявления семейного неблагополучия и совместное сотрудничество разноплановых специалистов как единой команды в различных вышеназванных формах вторичной социальной профилактики [20].
Третичная социальная профилактика насилия в семье направлена непосредственно на семью, отдельных ее членов, потерпевших от домашнего насилия. Она предполагает систему индивидуальной работы с потерпевшими и основательный комплекс социальных услуг. Самое главное в данной ситуации возможность экстренного вмешательства команды специалистов, и изоляция жертв домашнего насилия. Для этой цели необходимы кризисные и реабилитационные центры, социальные общежития для матерей с детьми, не только единожды потерпевшие от насилия, а подвергающиеся ему систематически [12, c. 115].
Основной целью третичной социальной профилактики насилия является социально - психологическая реабилитация и социально психологическое сопровождение жертв домашнего насилия. На этом этапе также важна совместная работа специалистов различных сфер деятельности врачей, психологов, социальных работников, юристов, работников правоохранительной сферы. Основными методами являются: работа с конкретным случаем, анализ ситуации, переключение и коррекция, научение новым способам жизнедеятельности, создание воспитывающих ситуаций, демонстрация перспективы, реконструкция характера с помощью стимулирующих методов, информирование, переубеждение, включение в разнообразные виды деятельности и позитивно социализирующую микросреду.
Особо необходимо обозначить работу работников правоохранительных органов на этом этапе: они работают с насильником, предупреждают его об ответственности о совершенном насилии по отношению к конкретной жертве насилия и определяют статус жертвы.
Социально-психологическая работа с детьми, включая консультирование и групповую психологическую работу.
Основная цель работы психолога с жертвами насилия заключается в уменьшении и ликвидации последствий травматических переживаний.
В процессе консультирования таких детей чрезвычайно важно для психолога установить контакт с ребенком, причем акцент следует сделать на постоянной демонстрации заботы о ребенке. Скорее всего ребенок будет постоянно проверять, адекватными и неадекватными способами, насколько психолог действительно о нем заботится.
Задачи, стоящие перед психологом [11]:
• способствовать уменьшению у ребенка чувств стыда, вины, бессилия;
• помочь в укреплении чувства собственной значимости;
• сформировать новые поведенческие паттерны;
• способствовать дифференцированному взаимодействию с окружающими людьми;
• способствовать развитию самоопределения ребенка, восприятия собственного Я, в том числе и физического образа Я.
Интервенции в форме кризисного вмешательства и краткосрочное психологическое консультирование эффективны в случае единичного инцидента, при длительном насилии необходима, соответственно, длительная работа, причем не только с ребенком, но и со всей семьей.
В целом специалисты придерживаются эклектичного подхода в работе с такими детьми. Наиболее эффективными считаются: визуализация, когнитивно-поведенческая терапия, гештальт-терапия, психодрама, арт-терапия, музыкотерапия, танцевальная терапия. Наиболее подходящим вариантом работы с детьми, пережившими насилие, является эклектичная, мультимодальная модель консультирования, в которой сочетаются три основных психотерапевтических направления: работа с мыслями, работа с эмоциями, работа с поведением. Выбор конкретного метода в практической работе зависит от [11]: возраста ребенка; стадии консультирования, то есть над чем в данный момент идет работа: над мыслями, эмоциями или поведением; уровня когнитивного развития ребенка.
В процессе консультирования специалисту важно выяснить не столько то, что именно, например, сказал ребенок, сколько что он при этом чувствовал. Вся история произошедшего может стать совершенно ясной, если, вместо задавания вопросов, применять технику активного слушания и давать ребенку обратную связь в виде предположительных утверждений (гипотез) о том, какие важные мысли и проблемы его занимают.
Групповые дискуссии и упражнения помогают детям решить для себя, кому в этом мире они могут доверять, а с кем следует быть осторожными. Хотя следует с большой предусмотрительностью использовать групповое психологическое консультирование для детей, переживших сексуальное насилие, поскольку их раны могут быть слишком свежими, чтобы высказывать свои чувства на группе [11].
Задачей терапии является не только помощь ребенку в преодолении психологической травмы, нанесенной сексуальным злоупотреблением, но и формирование у него жизненных навыков, соответствующих возрасту. Групповая терапия является оптимальной формой работы с детьми, пережившими сексуальное злоупотребление, поскольку в процессе такой работы у них снижается чувство изолированности, развиваются навыки общения, появляется возможность проанализировать внутренние конфликты и переживания.
Коррекционно-реабилитационная деятельность, которая включает коррекцию отклонений в личностном развитии и поведении ребенка.
Многие авторы подчеркивают большую ценность использования арт-терапии в работе с детьми и подростками, пострадавшими от насилия. Это связано с невербальным характером экспрессии во время сеансов арт-терапии, что позволяет отреагировать весьма сложные чувства, в том числе деструктивные и самодеструктивные тенденции. При этом, благодаря использованию различных материалов и образов, ребенок может выражать подобные переживания, не причиняя себе и окружающим вреда.
Изобразительная деятельность сама по себе может являться мощным терапевтическим фактором. Она допускает самые разные способы обращения с художественными материалами. Одни из них позволяют достигать седативного эффекта и снимать эмоциональное напряжение. Другие отреагировать травматичный опыт и достичь над ним контроля. Очень ценным при работе с детьми-жертвами насилия является то, что в своих отношениях со специалистом ребенок может установить оптимальную для себя дистанцию, поскольку художественные материалы и образы являются своеобразными посредниками в его транзакциях со специалистом. Все это помогает ребенку благодаря арт-терапии восстановить чувство собственного достоинства и реализовать более широкий репертуар защитно-приспособительных реакций. Некоторые авторы также отмечают большую ценность физического контакта жертв насилия с различными материалами, что позволяет не только актуализировать и отреагировать травматичный опыт, но и оживить сферу физических ощущений, заблокированных в результате травмы.
Эффективность социально-педагогической помощи детям жертвам домашнего насилия определяется адекватными методами диагностики актуального психоэмоционального состояния ребенка, в соответствии с которыми подбираются методы и технологии работы, критерии оценки результативности оказанной помощи.
Выводы по главе
Насилие в отношении ребенка это специфические интерперсональные формы поведения родителей, которые включают физическое, сексуальное, Психологическое (поведенческое, интеллектуальное, эмоциональное и проч.) насилие.
Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др. Как говорилось выше, любой вид насилия формирует у детей и у подростков такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества.
Социально-педагогическая помощь детям жертвам насилия может включать профилактику, социально-психологическое консультирование, терапию и коррекционно-реабилитационную деятельность.
2 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ - ЖЕРТВАМ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ И ОЦЕНКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
2.1 Результаты изучения психоэмоционального состояния детей, жертв домашнего насилия
Целью диагностического этапа исследования явилось изучение психоэмоционального состояния детей, подвергшихся жестокому обращению в семье.
Методы эмпирического исследования: шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) К. Изарда. Приложение 1.
Характеристика выборки исследования: В исследовании приняли участие 15 детей младшего и среднего подросткового возраста (12,13,14 лет). Информации о жестоком обращении с детьми предоставлена социальным педагогом Средней школы 92 г.Минска.
Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) К. Изарда.
Назначение теста: диагностика самочувствия испытуемого.
Шкалы: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина
Обработка результатов теста
Подсчитываются суммы баллов по каждой строке, и эти значения проставляются в графу «сумма». Таким образом обнаруживаются доминирующие эмоции, позволяющие качественно описать самочувствие обследуемого человека в отношении к определяемому типу его характера. В этой связи полезно дополнительно сравнить результаты сложения сумм отдельных эмоций.
Результаты изучения психоэмоционального состояния детей, жертв домашнего насилия
Представим результаты изучения доминирующего эмоционального состояния с помощью шкалы значимости эмоций К. Изарда. Эмоции психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.
Эмоции выполняют защитную, мобилизующую, санкционирующую (переключающую), компенсаторную, сигнальную, подкрепляющую (стабилизирующую) функции, которые часто совмещаются с другом.
По каждой шкале эмоций были высчитаны сырые баллы. Средние значения показателей эмоций, полученных с помощью описательной статистики (Приложение2), позволяют составить представление о выраженности тех или иных эмоций в целом по выборке подростков (таблица 2.1).
Таблица 2.1 Средние значения показателей эмоций у детей, подвергшихся жестокому обращению в семье (среднее)
Показатели |
Среднее значение |
Интерес |
5,00 |
Радость |
3,20 |
Удивление |
2,60 |
Горе |
3,73 |
Гнев |
3,06 |
Отвращение |
3,46 |
Презрение |
2,46 |
Страх |
4,53 |
Стыд |
3,86 |
Вина |
3,93 |
Рисунок 2.1 показывает выраженность эмоций у детей подросткового возраста.
Рисунок 2.1 Выраженность эмоций у детей подросткового возраста, подвергшихся жестокому обращению в семье (среднее)
Из представленных данных видно, у детей данной группы доминирует познавательная эмоция интереса. В тоже время такие негативные эмоции как страх, стыд и вина имеют яркую выраженность по сравнению с другими эмоциями у детей. Дети, подвергающиеся домашнему насилию, испытывают страх и боль, в то же время, они скрывают свои чувств и даже чувствуют себя виноватыми.
У детей, подвергшихся насилию, страх может нарушать поведение, вызывая пассивно-оборонительную реакцию (даже ступор при сильном страхе).
Насилие над собой дети могут объяснять своим плохим поведением, склонны часто оправдывать жестокость взрослых. С одной стороны они испытывают страх, с другой стороны стыд из-за возможного сексуального насилия. Чувство вины у детей жертв жестокого обращения в семье может быть обусловлено их молчанием, пониманием того, что данную ситуацию нельзя терпеть.
Иными словами, изучение эмоциональных проявлений у детей данной группы, показало выраженность негативных эмоций - страха, стыда, вины, отвращения, что обусловлено жестоким обращением с ними в семье, домашним насилием.
Таким образом, результаты изучения психоэмоционального состояния детей, подвергшихся жестокому обращению в семье, показали выраженность таких негативных эмоций как страх, стыд, вина, отвращение.
2.2 Организация социально-педагогической помощи детям жертвам домашнего насилия.
Программа организации социально-педагогической помощи детям жертвам домашнего насилия предполагает осуществление социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих подверженности несовершеннолетних жестокому обращению, всех видов насилия.
Одной из задач социально-педагогической помощи детям жертвам домашнего насилия является социальная реабилитация детей, находящихся в социально опасном положении, направленная на оказание им комплексной социально-педагогической поддержки и психологической помощи.
Жестокое обращение с детьми со стороны семейного окружения наносит серьезный вред физическому и психическому здоровью детей, имеет тяжелые социальные последствия. Ребенку часто в данной ситуации не с кем посоветоваться, получить поддержку, одобрение, возможность рассказать о себе, своих чувствах, переживаниях. Это может привести к тому, что подросток «выключает» свои чувства или отрицает их. Ребенок создает вокруг себя броню безразличия и цинизма, пряча под ней свое детское беззащитное «Я».
Физическое насилие, в том числе сексуальное насилие, может длиться годами. Оно хорошо скрывается. Сначала ребенок не понимает, что с ним происходит, так как не умеет определять личное пространство, а затем ему стыдно говорить об «этом». В неблагополучной семье, где родители пренебрегают своей ролью, ребенку сложно узнать свое тело, свое «эго». Чтобы попробовать различные способы существования в своей психической и физической среде, ребенку необходим личное безопасное пространство. Если он не получает такой возможности возникает множество психологических проблем.
У детей подвергшихся жестокому обращению в семье закрепляются такие негативные эмоциональные состояния как страх, вина, стыд, они могут испытывать чувство отвращения, в том числе и к себе. В такой ситуации им необходимо психологическая помощь и поддержка, через развитие функций внутреннего «Я», осознания своих эмоций и чувств, снятие напряжения.
Для стабилизации психоэмоционального состояния детей - жертв домашнего насилия была разработана система групповых занятий.
Цель групповых занятий: обеспечить социально-психологическую поддержку детей, подвергшихся жестокому обращению в семье, коррекция их психоэмоционального состояния.
Задачи:
1. Формирование способности ребенка свободно выражать свои мысли и чувства.
2. Выработать реакции, адекватные внешним воздействиям.
3. Научиться сохранять в безопасности свое личное пространство.
4. Нейтрализовать негативные эмоциональные состояния.
В групповой работе используются следующие методы и формы работы: 1) беседа, 2) тренинговые упражнения, 3) техника арт-терапии; 3) групповая дискуссия и т. д.
Контингент детей подростки из неблагополучных детей, возраст от 11 до 14 лет, всего 15 человек.
Программа включает 6 занятий (всего 12 часов). Каждая встреча имеет определенную тему и соответственно направлена на решение конкретных задач. Таблица 2.2 представляет программу групповых занятий с подростками.
Таблица 2.2 Программа занятий
№№ п-п |
Тема занятия |
Часы |
1 |
Знакомство, создание благоприятной атмосферы в группе. |
2 |
2 |
Принятие себя |
2 |
3 |
Я и мое тело |
2 |
4 |
Личные границы |
2 |
5 |
Работа с накипевшими проблемами |
2 |
6 |
Заключительное |
2 |
Итого |
14 |
Приложение к настоящей работе включает развернутое содержание каждого занятия разработанной программы.
Ожидаемые результаты программы:
снижение эмоциональной тревожности детей;
повышение уверенности в себе;
обучение навыков самозащиты от агрессивного поведения взрослых, насилия в семье;
формирование навыков уверенного поведения.
Система предложенных занятий, на наш взгляд, будет способствовать улучшению психологического благополучия детей, повышению уровня их социально-психологической адаптации.
Содержание групповых занятий
ЗАНЯТИЕ 1 «Знакомство»
Цель занятия: знакомство участников тренинга, создание благоприятной атмосферы в группе.
Руководитель (психолог) практических занятий знакомит участников с основными принципами работы группы, формируются цели и задачи, сроки, время и место проведения занятий, обсуждаются ритуалы приветствия и прощания в группе, вхождение в работу при опаздывании, а также знакомство с каждым участником занятий.
В рамках первого занятия в плане программы предполагается проведение следующих основных этапов и психологических упражнений:
Игра в имена.
Каждый участник называет свое имя. Дети рассказывают, что их привело на эти занятия. Подростки говорят о своих ожиданиях, предлагают название для группы. Подросток, называет свое имя. Сосед слева повторяет имя первого участника и добавляет свое. Следующий повторяет все названные имена и добавляет свое.
Упражнение «интервью».
Цель: знакомство друг с другом.
Содержание. Участники разбиваются на пары и в течение 10 минут (по 5 минут на каждого) берут друг у друга интервью. Задача интервьюеров представить собеседника как уникальную личность. Вопросы участниками формулируются произвольно. Затем представляющий становится за спиной у интервьюируемого и говорит от его имени в течение 1 минуты, положив руки на его плечи (например: «Меня зовут Катерина, я учусь …»). После того, как лимит времени исчерпан, участники группы могут задавать вопросы, ориентированные в большей степени на жизненные, профессиональные взгляды. В ситуации, когда члены группы знакомы друг с другом и группа достаточна сплочена, можно предложить участникам по кругу еще раз напомнить свое тренинговое имя и проговорить свое личностное качество, которое им помогает при разрешении конфликтов.
Упражнение «визитка-предмет».
Цель: разминка.
Содержание. Все выбирают какой-либо предмет и кладут его перед собой на пол, а затем по очереди, начиная с тренера, идентифицируются с этим предметом, говоря вслух: «Я-часы» - и рассказывают о себе как о предмете.
Тренер: «Если вы внимательно слушали, то как вы думаете, какому предмету сейчас тяжело, кому нужна помощь?». Группа определяет, того, кто нуждается в помощи.
Обсуждение
Как вы думаете, что он испытывал в эту минуту? (отвечают все по очереди)
А как ты сам себя почувствовал?
Почувствовал ли ты посылаемые к тебе помощь, доброту, любовь?
Если, да, то от кого больше?
От кого не почувствовал (а)?
4. Упражнение «Броуновское движение».
Цель: физическая активность, смена эмоций.
Содержание. Группе предлагается просто ходить внутри круга, не сталкиваясь друг с другом, в своей обычной манере ходьбы. Постараться встречаться с взглядами с теми, с кем бы хотелось это сделать, постараться понять, заметить эти чувства. Затем даются команды ходить быстрее, не сталкиваться, увеличить темп ходьбы, затем замедлить, ходить как слоны, остановиться. А теперь встать в группы по 3 человека (по желанию). Участники могут сесть и поговорить о тех чувствах, которые они испытывали в ходе этого упражнения.
Упражнение «вздохи».
Цель: тренировка эмпатии.
Содержание: «Сейчас мы будем вздыхать. Каждый по очереди вздыхает, называя причину своего вздоха. Остальные повторяют его вздохи, его слова, стараясь повторить это чувство, разделить его.
Упражнение «Как нам создать хорошую группу».
Для нормальной работы нужны правила. Руководитель говорит с подростками об их опыте хороших и плохих правил, о разнице правил в школе и дома. Какие правила нужны в группе? Предложения участников записываются на доске. Обсуждение продолжается, пока группа не придет к соглашению об определенном своде правил. Далее выносятся предложения по поводу названия группы. В заключении участники делают вместе табличку с названием группы.
Ритуал прощания.
Тренер: «Каждый раз, расставаясь, мы будем прощаться друг с другом. Как это сделать решим сами. Сегодня я предлагаю следующее: представьте себе, что в центре нашего круга стоит большая красивая корзина. И вот в эту корзину пусть каждый положит подарок для всех остальных то чувство, которое он хотел бы им передать. Каждый по очереди подходит к корзине, «кладет» чувство и называет его. Например: веру, надежду, искренность».
Достижение цели: создана благоприятная эмоциональная атмосфера в группе.
ЗАНЯТИЕ 2 «Принятие себя»
Цель занятия: помочь ребенку осознать свою значимость, научить принимать себя таким, какой он есть.
На данном занятии конкретно решаются следующие задачи:
- углубление самоанализа участников;
- ориентация их на процесс дальнейшего развития и осмысления происходящих в жизни событий;
- психологическая поддержка участников.
В рамках этого занятия рекомендуется проводить следующие упражнения:
Ритуал приветствия.
Релаксационный комплекс «Самоидентификация».
Инструкции: Начните осознавать свое тело. Некоторое время отмечайте исключительно нейтрально, без какой-либо попытки изменить их, все телесные ощущения, которые вы можете осознавать…
Когда вы убедитесь, что достаточно долго исследовали свои телесные ощущения, оставьте их и переходите к следующему этапу, например, контакт тела со стулом, на котором вы сидите, ног с полом, одежды с кожей…
Осознайте свое дыхание. Когда вы убедитесь, что достаточно долго исследовали свои телесные ощущения, оставьте их и переходите далее…
Начните осознавать свои чувства. Что вы чувствуете прямо сейчас? Какое важнейшее чувство вы постоянно испытываете в своей жизни? Рассмотрите отдельно позитивные и негативные чувства: любовь и раздражение, ревность и нежность, депрессию и приподнятость. Смотрите на свои чувства исключительно с объективных позиций, как ученый, описывающий какие то явления. Когда вы будете удовлетворены, переключите свое внимание на следующий этап.
Переведите внимание на свои желания. Сохраняя ту же беспристрастную позицию, рассмотрите основные желания, образующие мотивацию вашей жизни… Часто вы можете легко идентифицировать себя с ними, но сейчас просто рассмотрите их. Затем оставьте свои желания и переходите к следующему этапу.
Понаблюдайте за миром своих мыслей. Как только мысль появится, следите за ней до тех пор, пока ее место не займет другая, третья и т.д. Если вы считаете, что у вас нет никаких мыслей, осознайте, что это тоже мысль… Следите за течением своего сознания: воспоминания, суждения, образы…
Скажите про себя: «Я есть Я, центр чистого сознательного». Делайте это в течение двух минут.
Упражнение «Добрая улыбка».
Цель: создание положительной эмоциональной атмосферы.
Содержание: «Научитесь встречать окружающих добротой и приветливой улыбкой, тем более когда к вам обратятся, также улыбнувшись. Если сразу не получается, попробуйте улыбаться внутренней улыбкой, она должна быть всегда, тем более что по природе своей вы действительно добрый и отзывчивый человек. Успехов вам!»
Упражнение «Прорыв круга».
Цель: включение наблюдателей в работу группы.
Содержание: Обратимся к нашим проблемам. Давайте попробуем решить одну из них, для этого предложим нашу помощь с целью вхождения в группу, включения в активную работу. Но прежде хотелось бы спросить у наблюдателей, как они себя чувствуют в этой роли? Хотелось бы им быть вместе с нами? Как себя чувствует группа без них? Готовы ли они приложить определенные усилия для того, чтобы войти в группу?».
При получении согласия от наблюдателей, группа образует круг, взявшись за руки, лицом в центр круга. Наблюдатели должны прорвать это живое заграждение и войти в круг, тем самым символизируя вхождение в группу.
Обсуждение: «Как чувствует себя наблюдатели в центре круга? Что они испытывали, прорываясь в круг? Изменились ли их чувства вне круга? Может, быть кто-то помогал им войти в круг? А кто противодействовал?».
Рисунок «Автопортрет»
Подростку предлагается нарисовать автопортрет, используя определенные ориентиры (например, цвет глаз, цвет волос, дату рождения, место жительства и т.д.). Затем рисунки обсуждаются, каждый выделяет свои отличительные особенности.
Упражнение «Это я».
Подростки получают задание подумать о себе и ответить на следующие вопросы: «Что у меня получается хорошо?», «Что я люблю делать?» и т.д. Ребятам раздаются рабочие листки, и дается время для обдумывания вопросов. Спустя определенное время группа снова собирается, и каждый из участников рассказывает о себе.
Ритуал прощания.
Каждый по очереди прощается с группой без слов, при помощи мимики и жестов, выражая определенные чувства. Все остальные повторяют его движения.
Достижение цели: участники научись самопринятию и принятию других.
ЗАНЯТИЕ 3 «Я и мое тело»
Цель занятия: формировать умение принимать себя таким, какой есть, способствовать стремлению к познанию самого себя.
Ритуал приветствия.
Рисунок «Мое тело».
Дети делятся на пары и получают задание нарисовать тело партнера на листе бумаги. Потом, - наоборот. В получившемся контуре ребята рисуют сердце, желудок, легкие, мозг и т.д. Предлагается отметить, где по мнению ребят, в организме располагаются чувства (злость, радость, страх, и печаль). Расположить рисунки на стене и обсудить следующие вопросы:
На кого ты похож?
Хотел бы ты что-нибудь изменить в своей внешности?
Что тебе больше всего нравится в твоей внешности?
Упражнение «Шарада».
Проиллюстрировать слово «дом».
Упражнение на расслабление «Пляж».
Сядьте уютно. Закройте глаза. Расслабьтесь. Делаем глубокий вдох и выдох. Сосредоточимся на своих ощущениях. А теперь попытаемся воссоздать в своем воображении целостную картину, целостный образ.
Представьте себе пляж у моря. Жаркий день. Палит солнце. Вы в купальном костюме. С наслаждением вытягиваемся на песке... Смотрим в море. Видны головы купающихся... Рассмотрим получше линию горизонта. Что там появилось? Всматриваемся внимательно... А что происходит вокруг, на берегу?..
Солнце палит сильно, приходится поворачиваться с боку на бок. Хочется искупаться... Входим в воду... Чувствуем ее прикосновение... Какая она? Образы уходят. Сосредоточили свое внимание на своем теле. Сжали руки. Открыли глаза.
Ритуал прощания.
Достижение цели: сформировано умение принимать себя таким, какой есть, стремление к познанию самого себя.
ЗАНЯТИЕ 4 «Личные границы»
Цель занятия: формировать умение держать линую дистанцию, умение сказать «нет» в необходимой ситуации.
Ритуал приветствия.
Беседа «Мое личное пространство».
Близкие отношения, как правило, приносят положительные эмоции. Однако у людей есть внутренний мир, и иногда хочется побыть наедине с самим собой. Если кто-то нарушает границы внутреннего пространства, мы реагируем по-разному, но, как правило, преобладают негативные эмоции.
Нужно помочь подростку найти сове личное пространство.
Упражнение «Круг».
Подростки делятся на пары. Каждый из них рисует на полу круг, встает в центр круга и вытягивает руки вперед. Один из участников подходит к кругу до тех пор, пока ему не скажут «стоп». Когда все дети провели этот эксперимент, они приступают к обсуждению того, какие чувства испытывали, говоря «нет» или «стоп». Испытывали ли они чувство, что к ним подходили слишком близко?
Обсуждение «Быть марионеткой».
Ребенок никогда не должен делать со своим телом то, что заставляет его взрослый. Взрослые же не имеют право обращаться с ребенком так, чтобы ему был нанесен вред.
Раздать детям рабочий листок (Приложение 3), ответить на вопросы:
Кто-нибудь чувствовал себя марионеткой, т.е. поступал и дела то, что говорят другие.
Расскажи, что произошло, когда ты стал игрушкой в руках взрослого, что ты при этом чувствовал?
Игра «Кошки-мышки».
Дети сидят на стульях по кругу. Водящему завязывают глаза и ставят в середину круга. Его надо раскрутить, а потом отпустить. Задача вошедшего найти и сесть кому-нибудь на колени, а потом на ощупь или по голосу догадаться, кто это. Тот, кого узнали, становится водящим.
В конце поговорить об эмоциях, испытываемых детьми во время игры.
Ритуал прощания.
Достижение цели: сформировано умение держать линую дистанцию, умение сказать «нет» в необходимой ситуации.
ЗАНЯТИЕ 5 «Работа с «накипевшими проблемами»
Цель: проработка негативных реакций на возникающие жизненные трудности и проблемы, снятие психологических зажимов, освобождение от излишнего напряжения.
Ритуал приветствия.
Задание «Лепим свою проблему»
Лепим свою проблему в произвольной форме, «говорим» с ней, высказав ей абсолютно все, что считаем нужным и что накипело. Трансформируем ее в то, во что захотим.
Создание скульптурного изображения с закрытыми глазами.
Можно создать групповую композицию.
Упражнение «Позволяю себе играть как ребенок»
Для работы лучше использовать лист бумаги большого формата и «мягкие» изобразительные материалы: акварель, гуашь, мелки.
«Нерабочей» рукой рисуем свою самую любимую детскую игру или занятие, придумываем к рисунку название. При рисовании «не той рукой» раскрываются новые чувства, раздвигаются границы умений, человек становится более спонтанным, высока вероятность проявления скрытых детских страхов и переживаний или, наоборот, появления светлых и беззаботных образов. Почему в воображении возникла именно эта детская игра? Какие чувства возникали во время работы над образами? Какие ощущения и эмоции вызывает рисунок? Почему выбраны те или иные цвета?
Упражнение «Театр прикосновений».
Одним из участников ложится на пол в свободной позе («позе звезды»). Остальные участники вместе с ведущим располагаются вокруг нее, и начинают касаться разных участков поверхности тела лежащей максимально возможным количеством способов, варьируя касания по силе, характеру длительности. Касания могут производиться ладонью, кончиками или фалангами пальцев, ребром, тыльной стороной ладони. Касания должны быть ощутимы, но не травматичны.
Упражнение «Ритмический рисунок»
Участники группы вместе с ведущим садятся в круг. Ведущий начинает выстукивать простой ритм хлопками ладони по полу. Участники выстукивают предложенный ритм вместе с ведущим. Ведущий периодически меняет темп и ритмический рисунок, предлагая участникам самостоятельно подстроиться под изменения воспроизводимой ритмической структуры. Далее ведущий предлагает каждому участнику по очереди некоторое время самостоятельно вести групповой процесс, выстукивая собственный ритм, к которому должны подстроиться остальные.
При выполнении этого упражнения следует соблюдать следующие правила. Участникам группы не следует выстукивать ритм слишком громко, «глушить остальных», не следует также «засыпать» во время выполнения упражнения, то есть выстукивать свой ритм слишком тихо и пытаться задать группе ритмическую структуру, исполнение которой затруднительно самому «исполняющему», а также остальным участникам. После выполнения этой части упражнения участникам группы предлагается встать и воспроизвести предложенный ритмический рисунок при помощи ударов ног по полу.
Ритуал прощания
ЗАНЯТИЕ 6 «Подведение итогов»
Цель занятия: закрепить положительные эмоции, возникшие в результате совместной работы группы.
Ритуал приветствия.
Рефлексия «Как прошли занятия в группе».
Общее свободное обсуждение впечатлений от первого занятия: «Какие впечатления? Что вам понравилось? Какие упражнения запомнились и почему? Какие у вас впечатления о группе? Не было ли у вас проблем? Не напоминали ли вам эти чувства о каких-то событиях в вашей жизни, о чем-то для вас близком и дорогом?»
Упражнение «Скульптура группы».
Цель: анализ взаимоотношений в группе.
Содержание: Кому-нибудь из группы предлагается построить «групповую скульптуру», символизирующую отношение к нему. Затем он закрывает глаза, а остальные меняются местами в зависимости от того, как они себе представляют свое отношение к данному человеку.
Обсуждение: Сравнивается картина, созданная данным человеком и группой, обсуждается причина и характер различий.
Дискуссия «Что будет дальше?».
Что, по мнению детей, будет с ними в будущем? Попросите их рассказать, что им хочется, чтобы с ними произошло, а также его им не хочется. Поговорите с ними как можно конкретнее о том, что по мнению, будет с их семьями через год или два.
Обсудите следующие вопросы:
Что ты хочешь, чтобы с тобой произошло?
Что не должно случиться ни в коем случае?
Что, по твоему, будет с твоей семьей через год или два?
Что будет с тем, членом твоей семьи, кто пьет?
Что, по твоему, сейчас плохо и что тебе хотелось бы изменить?
5. Беседа «Нужна ли помощь».
В ходе беседы с детьми необходимо поговорить о том, нужна ли кому-нибудь дополнительная помощь.
6. Прощание.
Наполните большой цветочный горшок песком. Раздайте каждому по свечке, дети должны по очереди зажечь свою свечку и воткнуть ее в песок. Выберите отрывок из любимой книги и прочитайте его.
2.3 Оценка эффективности социально-педагогической помощи детям жертвам домашнего насилия
После проведения групповой работы с подростками, направленной на стабилизацию их психоэмоционального состояния была проведена повторная диагностики их доминирующего эмоционального состояния с помощью шкалы значимости эмоций К. Изарда. Результаты диагностики (в баллах) отражены в Приложении 2. Рисунок 2.2 наглядно показывает, как изменилось психоэмоциональное состояние подростков.
Рисунок 2.2 Сравнительный анализ доминирующих эмоциональных состояний подростков до и после групповой работы (среднее значение)
Анализ результатов исследования показал, что у подростков проведенной работы стали доминировать эмоции интереса и радости, при этом значительно уменьшились проявления вины, стыда, страха и отвращения.
Разработанная система групповых занятий как направления социально-психологической помощи подростков из неблагополучных семей учитывала возрастные особенности подростков, их активность, направленную на самопознание, эмоциональные потребности подростка в поддержке и одобрении, которые не могут быть удовлетворены в собственной семье.
Подростки в ходе групповых занятий приобрели навыки позитивного самовосприятия, были созданы условия для навыков уверенного поведения в ситуации домашнего насилия или в ситуации риска быть вовлеченными в антисоциальную деятельность, подростки осознали свои эмоции и чувства по отношению к другим. Групповые занятия позволили детям осознать свою значимость, повысить самоценность, установить границы личного пространства с другими людьми, в том числе со взрослыми, способствовала формированию навыков свободного выражения эмоций и чувств. Результаты повторной диагностики психоэмоционального состояния детей, показали снижение выраженности негативных эмоций страха, стыда, вины, повышение радостного настроения.
В процессе групповых упражнений дети осознали, кому в этом мире они могут доверять, а с кем следует быть осторожными, были созданы условия для формирования у него жизненных навыков, соответствующих возрасту. Групповая терапия является оптимальной формой работы с детьми, пережившими домашнее насилие, поскольку в процессе такой работы у них снижается чувство изолированности, развиваются навыки общения, появляется возможность проанализировать внутренние конфликты и переживания.
Выводы по главе
Результаты изучения психоэмоционального состояния детей, подвергшихся жестокому обращению в семье, показали выраженность таких негативных эмоций как страх, стыд, вина, отвращения, половина детей имеет признаки астении, у одного ребенка астения имеет выраженный характер.
Для стабилизации психоэмоционального состояния детей, жертв домашнего насилия, была разработана система групповых занятий. Ее задачи включали в себя формирование способности ребенка свободно выражать свои мысли и чувства, выработку реакций, адекватныех внешним воздействиям, обучение навыкам сохранения в безопасности своего личного пространства, навыкам нейтрализации негативных эмоциональные состояния.
Анализ эффективности занятий показал, что у подростков увеличилась выраженность эмоции радости, снизились проявления эмоций страха, стыда, вины, уменьшились показатели астении.
Таким образом, доказана гипотеза исследования, выдвинутая в ходе нашего исследования: групповые занятия с детьми являются эффективными для стабилизации психоэмоционального состояния детей, жертв домашнего насилия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Особую группу представляют семьи, где ребенок находится социально опасном положении, где имеется риск или реально присутствует насилие над детьми, в виде жестокого обращения.
Насилие в отношении ребенка это специфические интерперсональные формы поведения родителей, которые включают физическое, сексуальное, психологическое (поведенческое, интеллектуальное, эмоциональное и проч.) насилие.
Физическое насилие преднамеренное манипулирование взрослыми телом ребенка как объектом, приводящее к нанесению ребенку физических повреждений различной степени тяжести.
Сексуальное насилие преднамеренное манипулирование взрослыми телом ребенка как сексуальным объектом, приводящее к вовлечению ребенка в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или какой-либо иной выгоды; к сексуальному насилию относится не только сексуальное совращение детей, но и вовлечение детей в проституцию, порнобизнес и т.п.;
Психологическое (поведенческое, интеллектуальное, эмоциональное и проч.) насилие преднамеренное манипулирование взрослыми ребенком как объектом, игнорирование его свободы, достоинства, прав, либо разрушающее отношения привязанности между взрослыми и ребенком, либо, напротив, фиксирующее эти отношения и приводящее к различным деформациям и нарушениям психического развития.
Жестокое обращение с детьми не только наносит вред физическому и психическому здоровью ребенка или подростка, но и имеет тяжелые социальные последствия, главное из которых - воспроизводство самой жестокости и насилия.
Для изучения психоэмоционального состояния детей, подвергшихся жестокому обращению в семье, была использована шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) К. Изарда. Результаты изучения психоэмоционального состояния детей, подвергшихся жестокому обращению в семье, показали выраженность таких негативных эмоций как страх, стыд, вина, отвращения.
Социально-педагогическая помощь детям жертвам насилия включает в себя следующие направления работы: социально-психологическую диагностику, профилактику, социально-психологическое консультирование, терапию и коррекционно-реабилитационную деятельность.
Для психоэмоционального состояния детей, подвергшихся жестокому обращению в семье, была разработаны система групповых занятий. Ее задачи включали в себя формирование способности ребенка свободно выражать свои мысли и чувства, выработку реакций, адекватных внешним воздействиям, обучение навыкам сохранения в безопасности своего личного пространства, навыкам нейтрализации негативных эмоциональных состояний.
Анализ результатов повторной диагностики показал, что у подростков после групповой работы стали доминировать эмоции интереса и радости, при этом значительно уменьшились проявления вины, стыда, страха и отвращения.
Таим образом, результаты нашего исследования показали, что психоэмоциональное состояние детей, подвергшихся жестокому обращению в семье, отличается наличием ярко выраженных эмоций страха, стыда, вины, отвращения, наличием астении. У детей данной группы часто подавленное настроение, противоречивость эмоций, попытка их скрыть свои эмоции. В такой ситуации им необходима психологическая помощь и поддержка. В ходе исследования показано, что групповая работа может рассматриваться как эффективный метод коррекции психоэмоционального состояния детей, подвергшихся жестокому обращению в семье. Такая работа может рассматриваться как одно из эффективных направлений социально-педагогической помощи подросткам, оказавших в кризисной ситуации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Антонов, А.И. Судьба семьи в России XXI века: размышления о семейной политике, о возможности противодействия упадку семьи и депопуляции /А.И. Антонов, С.А. Сорокин. М.: Изд. дом "Грааль", 2000.
2. Бессонова Н.Н. Социально-педагогические технологии работы с неблагополучной семьей // Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. М.: Изд. центр «Академия», 2002. С. 116-128.
3. Бурмистрова, Е.В. Проблемы жестокого обращения в контексте психологии безопасности /Е.В. Бурмистрова // Материалы 4 Всероссийского съезда психологов образования России «Психология и современное Российское образование». М., «Федерация психологов образования России», 2008. 554 с. С. 33-34.
4. Волкова, В.Н. Проблемы изучения распространенности и выявления случаев насилия над детьми /В.Н. Волкова // Национальный психологический журнал. № 1(2). 2007 С. 44-47.
5. Григорьев, С.И. Социальная работа: шведский вариант в первом приближении / С.И. Григорьев. Барнаул, 1991. 214 c.
6. Долецкий, С.Я. Критические ситуации в здоровье и воспитании детей: Лекция / С.Я. Долецкий. М.: ЦОЛИУВ, 1986. 138 c.
7. Достижения и находки: кризисные центры России / Отв. ред. и сост. Т.Ю. Забелина, Е.В. Исраелян. М.: Пресс-Соло, 1999. 244 c.
8. Дифференциальные шкалы эмоций (по К. Изарду) /О.П. Елисеев // Практикум по психологии личности СПб., 2003. С.226-227.
9. К сердцу ребенка через мир понимания: социально-психологическое сопровождение детей, родители которых злоупотребляют алкоголем /Авт.-сост. С.Г. Кажарская. Мозырь: Содействие, 2007. 68 с.
10. Кун. Д. Основы психологии: все тайны поведения человека / Д. кун. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. 720 с.
11. Малкина-Пых, И. Г.Психологическая помощь в кризисных ситуациях / И.Г. МалкинаПых. М.: Изд-во Эксмо, 2005. 960 с.
12. Мицкевич, Ж.И. Система социальной профилактики насилия в семье / Ж.И. Мицкевич // Системный подход в оказании социально-психологической помощи семье: материалы Междунар. Науч.-практ.конф., г. Минск, 28-29 нояб. 2007 г.; редкол. А.А. Туровец, Ж.И.Мицкевич (отв. ред.), Н.И. Муфель (и др.).- Минск: БГПУ, 2008. 167 с. С.114-116.
13. Никитина, Н.И. Методика и технология работы социального педагога / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова. М.: ВЛАДОС, 2005. С. 10-15.
14. Орлов, А.Б. Психологическое насилие в семье определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи /А.Б. Орлов // Психолог в детском саду. 2000. №2-3. С. 182-187.
15. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок. М.: Инфра-М, 1997. 368 с.
16. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.И. Артамонова, Е.В. Ектанова, Е.В. Зырянова [и др.]; отв. ред. Е. Г. Силяева. М.: Центр, 2004. 192 с.
17. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие / Е. И. Рогов, М.: Владос, 1996. 529 с.
18. Россия: насилие в семье насилие в обществе / Отв. ред. и составитель Забелина Т.Ю. М., 2002. 112 с.
19. Россия: cлишком мало и слишком поздно // Опыт и стандарты, используемые в международной практике, по вопросам защиты женщин от насилия. М.: Central and East European law initiative, 2000.
20. Руководство по предупреждению насилия над детьми: Учебное издание для психологов, детских психологов, психотерапевтов, студентов педагогических ВУЗов / Под ред. Н.К. Асяновой. М.:ВЛАДОС, 1997.
21. Словарь социального педагога и социального работника / Под ред. И.И. Калачевой, Я.Л. Коломинского, А.И. Левко. Мн.: БелЭН, 2003.
22. Социальная работа с ребенком и семьей: Пособие для учит., соц. педагогов и спец.-тов органов охраны детства / С. Хесопе, В.В. Чечет, К. Юссефссон и др.; Сост. С.С. Бубен. М.: Нар. Асвета, 2000. 175 c/
23. Социология: Учебное пособие / Под ред. П.С. Емшина, Д.З. Мутагирова, Н.Г. Скворцова. СПб.: Питер, 2004. 400 с.
24. Фурманов И.А. Эндогенные и экзогенные факторы эстафеты агрессии и насилия в семье / И.А. Фурманов // Системный подход в оказании социально-психологической помощи семье: материалы Междунар. Науч.-практ.конф., г. Минск, 28-29 нояб. 2007 г.; редкол. А.А. Туровец, Ж.И.Мицкевич (отв. ред.), Н.И. Муфель (и др.). Минск: БГПУ, 2008. 167 с. С.31-37.
25. Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований№ / Под ред. О.А. Ворониной, Н.С. Григорьевой, Л.Г. Луняковой. М.: МЦГИ, МВШСЭН, 2000.
26. Целуйко, В.М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье / В.М. Целуйко. Мозырь: Содействие, 2006 224 с.
27. Шеметовец, В. Государственная поддержка семьи и детей в Республике Беларусь / В. Шеметовец // Системный подход в оказании социально-психологической помощи семье: материалы Междунар. Науч.-практ.конф., г. Минск, 28-29 нояб. 2007 г.; редкол. А.А. Туровец, Ж.И.Мицкевич (отв. ред.), Н.И. Муфель (и др.).- Минск: БГПУ, 2008.- 167 с. С. 28-31.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) К. Изарда.
Инструкция.
Оцените по 4-балльной шкале, в какой степени каждое понятие описывает ваше самочувствие в данный момент:
1 совсем не подходит;
2 пожалуй, верно;
3 верно;
4 совершенно верно.
Стимульный материал (Дифференциальная шкала эмоций).
Обработка результатов, ключ к тесту, интерпретация результатов Шкалы дифференциальных эмоций (ШДЭ) К. Изарда. (Диагностика доминирующего эмоционального состояния. / Методика изучения эмоций. / Тест на настроение).
Подсчитываются суммы баллов по каждой строке (1-10) и эти значения проставляются в графу "Сумма". Так обнаруживаются доминирующие эмоции ("настроение"), позволяющие качественно описать самочувствие тестируемого.
Пример тестирования.
Тестовые показатели:
- Интерес - Ин = 6
- Радость - Рд = 3
- Удивление - Уд = 2
- Горе - Гр = 5
- Гнев - Гн = 2
- Отвращение - От = 2
- Презрение - Пр = 3
- Страх - Сх = 3
- Стыд - Сд = 3
- Вина - Вн = 3
Интерпретация:
Никогда не возникающие эмоции:
- Пораженный.
- Безумный.
- Чувствующий омерзение.
Низкая частота эмоций:
- Наслаждающийся.
- Счастливый.
- Радостный.
- Удивленный.
- Изумленный.
- Сломленный.
- Взбешенный.
- Гневный.
- Чувствующий неприязнь.
- Чувствующий отвращение.
- Презрительный.
- Пренебрегающий.
- Надменный.
- Пугающий.
- Страшный.
- Сеющий панику.
- Застенчивый.
- Робкий.
- Стыдливый.
- Сожалеющий.
- Виноватый.
- Раскаивающийся.
Средняя частота эмоций:
- Внимательный.
- Концентрированный.
- Собранный.
- Унылый.
- Печальный.
Источник: Дифференциальные шкалы эмоций (по К.Изарду) / Елисеев О.П. Практикум
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица П.2.1 Показатели эмоциональных состояний детей до коррекции
№№ п-п |
интерес |
радость |
удивление |
горе |
гнев |
отвращение |
презрение |
страх |
стыд |
вина |
1 |
5 |
3 |
3 |
1 |
3 |
1 |
4 |
3 |
5 |
3 |
2 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
2 |
2 |
5 |
6 |
7 |
3 |
5 |
2 |
3 |
3 |
3 |
6 |
3 |
3 |
2 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
2 |
2 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
3 |
2 |
5 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
6 |
5 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
2 |
3 |
7 |
5 |
4 |
2 |
3 |
2 |
5 |
2 |
7 |
5 |
5 |
8 |
5 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
6 |
6 |
4 |
9 |
6 |
2 |
3 |
4 |
4 |
4 |
2 |
6 |
5 |
7 |
10 |
7 |
3 |
1 |
5 |
3 |
2 |
2 |
3 |
4 |
3 |
11 |
5 |
2 |
3 |
3 |
3 |
6 |
3 |
3 |
2 |
3 |
12 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
2 |
2 |
5 |
4 |
4 |
13 |
5 |
3 |
2 |
5 |
2 |
3 |
2 |
4 |
3 |
3 |
14 |
5 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
2 |
3 |
15 |
5 |
4 |
2 |
3 |
2 |
5 |
2 |
7 |
5 |
5 |
Таблица П.2.2 Эмпирические показатели эмоциональных состояний детей после коррекции
№№ п-п |
интерес |
радость |
удивление |
горе |
гнев |
отвращение |
презрение |
страх |
стыд |
вина |
1 |
5 |
4 |
4 |
1 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
6 |
4 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
5 |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
2 |
2 |
1 |
4 |
4 |
5 |
6 |
5 |
4 |
2 |
2 |
3 |
1 |
3 |
3 |
2 |
6 |
5 |
3 |
3 |
4 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
7 |
7 |
5 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
8 |
5 |
4 |
3 |
2 |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
9 |
6 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
2 |
10 |
7 |
5 |
1 |
5 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
11 |
5 |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
12 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
2 |
2 |
1 |
4 |
4 |
13 |
6 |
5 |
4 |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
3 |
2 |
14 |
5 |
4 |
3 |
4 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
15 |
7 |
5 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
Психоэмоциональное состояние детей, жертв домашнего насилия