Оценка рентабельности работы строительного предприятия и основные направления его повышения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кубанский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)
Экономический факультет
Кафедра экспертизы и управления недвижимостью
Курсовая работа
по дисциплине: «Экономика строительства»
(наименование дисциплины)
на тему: «Оценка рентабельности работы строительного предприятия и основные направления его повышения» (тема курсовой работы)
Выполнил студент группы 311 Илькевич Александр Александрович
(фамилия, имя, отчество)
Допущен к защите
Руководитель (нормоконтролер)
проекта (работы)
(подпись, дата, расшифровка подписи)
Защищена Оценка
(дата)
Члены комиссии
(подпись, дата, расшифровка подписи)
Краснодар 2013 г.
Содержание
Введение………………………………................................................................. 3
РАЗДЕЛ I.
Глава 1. Рентабельность. Понятие и значение
1. Рентабельность Понятие и значение………………………………….6
1.1 Виды рентабельности………………………………………………….12
1.2 Показатели рентабельности…………...................................................16
Глава 2. Анализ рентабельности предприятия
2. Анализ рентабельности предприятия…………………………………29
Глава 3. Повышение рентабельности
3.Факторы влияющие на повышение рентабельности………………....35
3.1 Направления повышения рентабельности…………………………..37
3.2 Разработка путей повышения рентабельности……………………...41
РАЗДЕЛ II.
1. Рентабельность строительного предприятии на примере строительного предприятия «СУ-155»………………………………....45
2. Заключение..........................................................................................49
3.Список использованной литературы.................................................................................................50
ВВЕДЕНИЕ
Тема моей курсовой работы «Оценка рентабельности работы строительного предприятия и основные направления ее повышения ».
Обобщающий показатель экономической эффективности производства - показатель рентабельности.
Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Рассчитывается она путём сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.
Проанализировав средний уровень рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. В современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства, это становится особо важным.
Анализ рентабельности производства позволяет выявить большое число путей развития, он призван указать руководству предприятия тенденции дальнейшего успешного развития, указывает на погрешности в хозяйственной деятельности, а также выявляет резервы роста прибыли, что, в итоге , позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.
Проблема повышения рентабельности производства состоит в увеличении в процессе эксплуатации имеющихся ресурсов экономических результатов на каждую единицу затрат.
Поэтому перед экономической наукой стоит задача: повысить внимание к анализу рентабельности как экономического явления, к формам ее проявления, и разработать методы учета в практической деятельности.
Тема курсовой работы представляет очевидный теоретический и практический интерес. Актуальность темы объясняется тем, что рыночная экономика создает условия для необходимости повышения эффективности производства главным образом на микроуровне, то есть на уровне отдельных предприятий, так как именно предприятия составляют основу рыночной экономики.
Целью курсовой работы является разработка путей повышения рентабельности производства.
В курсовой работе раскрываются такие понятия как:
- Рентабельность строительного производства.
- Направления повышения рентабельности строительного предприятия.
- разработка путей повышения рентабельности производства.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить теоретические нюансы, сущность и понятие рентабельности предприятия;
2. Изучить виды рентабельности
3. Выявить основные показатели рентабельности;
4. Предложить мероприятия, направленные на повышение рентабельности производства.
Постепенный переход России от централизованно-плановой системы хозяйствования к рыночной, меняет представление о методах ведения экономики предприятия. Традиционные структуры и уклады постепенно уходят в прошлое. В этих условиях руководство предприятий, изучая и формируя то, что называется цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными «архитекторами» развития новых методов веления экономики предприятия.
В рыночной экономике особая роль отводится предпринимателю, способному выполнять исключительно важную функцию на предприятии «зарабатывание прибыли».
В рыночных условиях постоянно появляются вопросы, требующие своего решения. Какова роль прибыли в формировании финансовых ресурсах предприятия? Есть ли пути повышения прибыли? Как действует распределения прибыли на общее финансовое состояние предприятия?
Ввиду того, что современная экономическая жизнь предприятий очень сложна на такие существенные показатели, как прибыль и рентабельность, влияет очень большое число различных факторов. Причем если влияние одних факторов буквально «лежит на поверхности» и видно даже не специалистам, то влияние многих других не так очевидно и грамотно оценить их влияние может только тот человек, который в особой степени владеет методикой экономического анализа.
Значимость экономического анализа таких важнейших показателей, как прибыль и рентабельность предприятия трудно переоценить, ведь именно прибыль есть финальный финансовый результат деятельности предприятия, служащий источником пополнения финансовых ресурсов предприятия.
Тема рентабельности особенно остра для российских предприятий, поскольку затяжной экономический кризис, составляющими которого являются высокие налоги и неплатежи, значительно обесценивают получаемые прибыли. К тому же оказавшись с начала реформ в условиях «свободного экономического плавания», предприятия уже не могут полагаться на государственную поддержку, они все больше действуют в условиях самоокупаемости и самофинансирования.
Реальное положение в экономике сегодня таково, что из всех возможных источников инвестирования, реальным для предприятия остается лишь акцентирование и использование части прибыли (так как амортизационные цели, а банковский кредит пока недоступен, из-за высоких процентных ставок).
Вследствие вышеперечисленного, анализ прибыли на предприятии сегодня становится чрезвычайно актуальным. Анализ прибыли позволяет выявить основные факторы ее роста, эффективное использование ресурсов, потенциальные возможности предприятия, а также определить влияние внешних и внутренних факторов на размер прибыли, порядок ее распределения.
Теоретическая часть.
1. Понятие Рентабельности
В экономическом анализе результаты деятельности предприятий могут быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Но этих значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы создать мнение об продуктивности его деятельности. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная трактовка по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в предприятие средства. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности (хозяйственной, финансовой, предпринимательской) в экономическом анализе рассчитывают показатели рентабельности.
Термин рентабельность ведет свое происхождение от «рента», что в буквальном смысле означает доход. Таким образом, рентабельность в общем смысле слова означает прибыльность, доходность.
Рентабельность производства является наиболее обобщающим, качественным показателем экономической продуктивности производства, эффективности функционирования предприятий. Рентабельность производства как раз сопоставляет величину полученной прибыли с размерами тех средств, с помощью которых она получена (основные фонды и оборотные средства). Эти использованные в производстве средства для получения нужной прибыли являются как бы ее ценой. И чем ниже эта цена, то есть чем меньше запрошеных средств при той же величине полученной прибыли, тем эффективнее производство, а предприятие функционирует с большой эффективностью.
Рентабельность производства в конкретно общем виде определяется по формуле .
,
где Р рентабельность, %;
П сумма прибыли, руб.;
ОФ стоимость основных фондов, руб.;
ОС стоимость оборотных средств, руб.
Прибыль принимается в виде общей, балансовой суммы. Кроме того, надо взять в расчет всю использованную стоимость оборотных средств собственных и заемных.
Как видно из общей формулы рентабельности производства факторами роста её будут:
1. величина прибыли;
2. стоимость и эффективность использования основных фондов;
3. стоимость и эффективность использования оборотных средств.
Время работы предприятия может быть разным месяц, квартал, год, поэтому стоимость основных фондов и оборотных средств измеряется в среднем значении. Рентабельность производства можно вообще определить в любом диапазоне времени, в любой период целевого функционирования, чтобы знать эффективность проделанных производственных действий. Как правило, при постоянном функционировании она исчисляется за год и за квартал.
Чeм вышe прибыль, чем с меньшей стоимостью основных фондов и оборотных средств она приведена к осуществлению и более эффективно они используются, тем выше рентабельность производства, а значит выше экономическая эффективность работы предприятия.
Эффективность главной деятельности предприятия по производству и реализации продукции, рабoт, услуг характеризуется показателем рентабельности затрат . Он определяетcя отнoшением прибыли от прoдажи продукции к полной cебестоимости реализованной прoдукции.
Рз = П / З,
где Рз рентабельность затрат;
П прибыль от продажи продукции;
З общая сумма затрат на производствo и реализацию продукции.
Дaнный кoэффициент показывает уровень прибыли на один рубль зaтраченных средств и рассчитывается в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.
В показателе рентабельности, рассчитанном в целом по продукции, усредняется уровень доходности отдельных видов продуктов. Поэтому в ходе анализа нужно изучать рентабельность отдельных видов изделий или групп изделий. Рентабельность единицы продукции имеет огромное значение и определяется отношением разницы между отпускной ценой и себестоимостью к себестоимости одного изделия .
Рп = Цi Сi / Сi,
где Рп рентабельность единицы продукции;
Цi отпускная цена единицы продукции;
Сi себестоимость единицы продукции.
Значимость анализа показателей рентабельности отдельных видов продукции, связана с тем, что предприятие должно контролировать затраты по ее производству и реализации. Если на рынке находиться достаточно высокий спрос на продукцию с низким уровнем рентабельности, предприятие может сделать выпуск такой продукции выгодным только уменьшая затраты по ее производству.
Изучение рентабельности отдельных видов продукции, а также всей ее совокупности , даст возможность определить внутренние резервы уменьшения себестоимости продукции, пути увеличения качества продукции для возможного соответствующего повешения цен, что в любом случае увеличит рентабельность производства, а значит, улучшит финансовое, социально-экономическое положение предприятия.
Таким образом, из факторов рентабельности производства следуют и пути её повышения.
Первостепенные пути роста рентабельности производства это повышение удельного веса специализированного производства, применение современных методов организации производства и труда в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, ускорение внедрения и освоения современной техники, повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции, улучшение ее качества, использовать режим экономии в расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов и повышение материальной мативации работников в результатах своего труда.
В строительном производстве различают уровни рентабельности: сметный, плановый и фактический.
Сметный уровень рентабельности рассчитывается как отношение сметной прибыли (плановых накоплений) к сметной стоимости объекта:
Pсм=ПН/Cog100
где Рсм сметный уровень рентабельности, %; ПН плановые накопления, тыс. руб.; Cog сметная стоимость объекта, тыс. руб.
Плановый уровень рентабельности определяется по формуле Рпл=Ппл/Д100
где Рпл плановый уровень рентабельности, %; Ппл плановая прибыль, тыс. руб.; Д договорная цена, тыс. руб.
По окончании строительства объекта и завершении расчетов с заказчиком определяется фактическая рентабельность:
Рф=Пф/Сф100
где Рф фактическая рентабельность, %; Пф фактическая прибыль от сдачи объекта с учетом экономии и компенсации, тыс. руб.; Сф фактическая стоимость строительства объекта, тыс. руб.
В практической работе строительных организаций используются несколько показателей рентабельности в зависимости от поставленных целей.
Чаще всего используются показатели рентабельности всех активов организации, рентабельности реализации продукции (работ, услуг) и рентабельность внутреннего собственного капитала.
Рентабельность всех активов, рассчитывается путем деления чистой прибыли на среднегодовую стоимость активов организации.
Рентабельность по валовой прибыли рассчитывается путем деления прибыли на объем продукции (работ, услуг). Есть два основных показателя рентабельности: норма валовой прибыли от продаж и из расчета чистой прибыли. Первый показатель отражает изменения в ценовой политике и способности организации контролировать себестоимость реализованной продукции (работ, услуг). Но самым важным показателем является рентабельность продаж продукции (работ, услуг), определяемая как отношение чистой прибыли после уплаты налогов на объем строительной продукции (работ, услуг).
Рентабельность собственного капитала рассчитывается отношением чистой прибыли к средней общего капитала. Она позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками, и сравнить этот показатель с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие ценные бумаги. Рентабельность строительной компании находятся под влиянием многих факторов, таких как экстенсивный и интенсивный. Экстенсивные факторы связаны с увеличением массы прибыли за счет повышения объемов работ и влияние инфляции на уровень цен. Интенсивные факторы определили целом прогресс по сравнению с промышленным сектором здания. Интенсивные факторы определяют общий прогресс по сравнению с промышленным сектором здания.
Рентабельность продукции можно рассчитать по всем продажам и их отдельных видах. В первом случае, это определяется как отношение прибыли от продажи продуктов к затратам на его производство . Рентабельность всей продаж и рассчитывается как отношение прибыли от реализации товарной продукции для реализации продукции, и как отношение балансовой прибыли к реализации продукции, и, как отношение чистой прибыли к выручке от реализации.
Показатели рентабельности всей реализованной продукции дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции. Во втором случае определяется рентабельность отдельных видов продукции. Она зависит от цены, по которой продукция реализуется потребителю, и себестоимости по данному ее виду.
А) Рентабельность производственных фондов можно рассчитать как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств. Этот показатель можно рассчитать и по чистой прибыли.
Б) Рентабельность вложений в предприятие определяется по стоимости имущества, имеющегося в его распоряжении. При расчете используются показатели балансовой и чистой прибыли. Стоимость имущества можно определить по бухгалтерскому балансу. Кроме прибыли при нахождении рентабельности вложений можно использовать выручку от реализации продукции. Этот показатель характеризует уровень продаж на 1 рубль вложений в имущество предприятия.
Рентабельность собственных средств предприятия определяется отношением чистой прибыли к его собственным средствам, определяемым по балансу. Целесообразно рассчитать и отдачу долгосрочных финансовых вложений.
Рентабельность долгосрочных финансовых вложений рассчитывается как отношение суммы доходов от ценных бумаг и долевого участия в других предприятиях к общему объему долгосрочных финансовых вложений. Полученный результат можно сравнить с рентабельностью производственных фондов. В ряде случаев он может быть выше, чем рентабельность производственных фондов. Показатели рентабельности следует рассматривать в динамике, анализируя
- Виды рентабельности
Уровень рентабельности, предприятий и отраслей производства можно определить не законом средней нормы прибыли, а устанавливается государством по плану с учетом уровня цен и себестоимости продукции, потребностей в денежных средствах для развития производства, финансового стимулирования работников предприятий, объединений.
В условиях социализма рентабельность одних предприятий, объединений и отраслей хозяйства повышается не в ущерб другим предприятиям, объединениям и отраслям. Темпы развития отраслей производства в СССР в отличие от капиталистических стран определяются не уровнем их рентабельности, а государственным планом экономического и социального развития.
Рентабельность социалистического производства характеризуется системой показателей. Народнохозяйственная рентабельность определяется как отношение всей суммы денежных накоплений (прибыли и налога с оборота) к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств или к полной себестоимости продукции. В 1984 г, рентабельность промышленности, исчисленная как отношение всей суммы денежных накоплений к производственным фондам, составляла (в ценах соответствующих лет) 20,5%.
Хозрасчетная рентабельность, нужная при планировании, оценке хозяйственной деятельности и экономическом стимулировании объединений, предприятий, определяется как отношение суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. В тысяча девятьсот восемьдесят четвертом году она составляла по промышленности 12,1%, в том числе: в машиностроении и металлообработке12,2%, в черной металлургии 10,7%, в нефтедобывающей 19,2, в легкой23,2, в пищевой промышленности18,5%. Рентабельность промышленности, рассчитанная как отношение прибыли к полной себестоимости продукции, в 1984 г. составляла 16,2%, в том числе: пищевой11,8, легкой промышленности 12,3%.
Уровень рентабельности отраслей промышленности находится в прямой зависимости от рентабельности объединений, предприятий. Чем выше рентабельность объединений, предприятий, тем выше уровень рентабельности промышленности и всего народного хозяйства в целом.
Общая рентабельность объединений, предприятий определяется отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств и рассчитывается по формуле
где Р уровень рентабельности, %;
П прибыль;
среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств.
Фактическая общая рентабельность определяется отношением балансовой прибыли к фактической среднегодовой стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств, не про кредитованных банком. Фактические остатки нормируемых оборотных средств устанавливаются исходя из их остатка по балансу за вычетом задолженности поставщикам по акцептованным платежным требованиям, срок оплаты которых не наступил, и поставщикам по не от фактурованным поставкам, а также износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов из запасных средств на возмещение плановых потерь и предстоящих расходов.
Уровень рентабельности зависит не только от суммы прибыли, но. и от фондоемкости производства. На предприятиях, объединения тяжелой промышленности с высокой фондоемкостью производства уровень рентабельности по отношению к производственным фондам ниже, чем в объединениях, на предприятиях легкой и особенно пищевой промышленности. С увеличением суммы прибыли и понижением стоимости главных производственных фондов и нормируемых оборотных средств рентабельность увеличивается , и наоборот.
Расчетная рентабельность представляет собой отношение балансовой прибыли за вычетом платы за производственные фонды, фиксированных платежей, процентов за банковский кредит, прибыли целевого назначения (прибыль от реализации товаров широкого потребления, новых товаров бытовой химии и т. п.), а также прибыли, полученной по причинам, не зависящим от деятельности объединения, предприятия, к среднегодовой стоимости основных производственных фондов (за вычетом основных фондов, по которым'' предоставлены льготы по плате) и нормируемых оборотных средств.
При анализе работы объединений, предприятий, особенно при планировании к оценке рентабельности г. изделиям, важное значение имеет рентабельности определяемая как отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции. Расчет рентабельности отдельных видов продукции производится по формуле
где Р уровень рентабельности, %;
О оптовая цена предприятия на изделие;
С полная себестоимость изделия.
Показатель рентабельности по изделиям показывает эффективность затрат живого и овеществленного труда на производство продукции.
В машиностроении и других обрабатывающих отраслях промышленности рентабельность определяют как отношение прибыли к себестоимости за вычетом стоимости использованного сырья, топлива, энергии, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. При этом может быть использована формула
где расчетный норматив рентабельности к себестоимости за вычетом материальных затрат;
производственные фонды отрасли (под отрасли) промышленности;
норматив рентабельности к производственным фондам;
С-М - себестоимость товарной продукции за вычетом прямых материальных затрат.
Употребление показателя нормативной расчетной рентабельности в обрабатывающих отраслях промышленности обусловлено высоким удельным весом в себестоимости продукции этих отраслей материальных затрат, значительными их колебаниями в себестоимости отдельных видов изделий и широкими возможностями технологической замены используемого сырья , материалов.
При нахождении норматива расчетной рентабельности к себестоимости продукции за вычетом стоимости использованных материальных затрат исключаются из себестоимости продукции в калькуляционном разрезе только прямые статьи затрат. Так, в машиностроении из себестоимости продукции вычитаются статьи затрат: Сырье и материалы, «Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий», «Топливо и энергия на технологические цели».
Основные пути роста рентабельности производства развитие наиболее прогрессивных отраслей, рациональное размещение объединений, предприятий, повышение удельного веса специализированного производства, применение современные методов организации производства и труда в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, ускорение внедрения и освоения новой, более прогрессивной техники, повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции, улучшение ее качества, усиление режима экономии в расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов и повышение материальной заинтересованности работников в результатах своего труда..
1.2 Показатели рентабельности
Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
1) показатели рентабельности капитала (активов),
2) показатели рентабельности продукции;
3) показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.
Первая группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал. Рассмотрим зависимость.
Несовпадение уровней и рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.
Данные показатели специфичны тем, что отвечают интересам всех участников бизнеса предприятия. Например, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей доходность акции и т.д.
Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факторным зависимостям
Эта формула раскрывает связь между рентабельностью всех активов, рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов. Экономически связь, заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов.
Рассмотрим еще одну факторную модель рентабельности
Как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капитала Изучение подобных зависимостей имеет большое значение для оценки влияния различных факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.
Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней и рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий
Данные показатели характеризуют прибыльность продукции базисного и отчетного периодов. Например, рентабельность продукции по прибыли от реализации рассчитывается по формулам
;
.
Или по формулам
;
;
где, К1, К0 рентабельность продукции отчетного и базисного периодов;
Р1, Р0 прибыль от реализации отчетного и базисного периодов;
N1, N0 реализация продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;
S1, S0 себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;
Изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом определяется по формуле
Влияние фактора изменения объема реализации рассчитывается методом цепных подстановок
Соответственно влияние изменения себестоимости составит
Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом
Третья группа показателей рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств. Рассмотрим зависимость
,
где ЧПДС чистый приток денежных средств.
Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием имеющего места денежного притока. Концепция рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия .
Показатели рентабельности предназначены для оценки общей эффективности вложения средств в предприятие. Они широко используются для оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятиями всех отраслей. По мнению Л.В. Прыкина, это одни из наиболее важных показателей при оценке деятельности предприятия, которые отражают степень прибыльности деятельности предприятия .
Показатели рентабельности формируются следующим образом:
1) Показатель общей рентабельности является самым распространенным при определении рентабельности деятельности предприятия и рассчитывается как отношение прибыли до налогообложения к выручке от реализации товаров, работ и услуг, производимых предприятием.
Показатель показывает какую часть выручки от реализации составляет прибыль до налогообложения, анализируется в динамике и сравнивается со среднеотраслевыми значениями этого показателя. Показатель общей рентабельности определяется формулой.
,
где Пдн прибыль до налогообложения;
Вреал выручка от реализации.
2) Рентабельность оборотных активов определяется как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) к оборотным активам предприятия. Этот показатель отражает возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства. Рентабельность оборотных активов рассчитывается по формуле 1.18.
,
где ЧП чистая прибыль;
ОА среднегодовая стоимость оборотных активов.
3) Рентабельность производственных фондов определяется как отношение балансовой прибыли к среднему значению суммы стоимости основных производственных фондов, нематериальных активов и оборотных средств в товарно-материальных ценностях.
Уровень рентабельности производственных фондов тем выше, чем выше прибыльность продукции (чем выше фондоотдача основных фондов и скорость оборота оборотных средств, чем ниже затраты на 1 рубль продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средств труда, материалов труда)). Рентабельность производственных фондов рассчитывается по формуле
,
где П прибыль до налогообложения;
ПФ среднегодовая стоимость производственных фондов.
4) Рентабельность активов предприятия определяется как отношение чистой прибыли ко всем активам предприятия
,
где ЧП чистая прибыль;
ВБ валюта баланса.
5) Рентабельность финансовых вложений определяется как отношение величины доходов от финансовых вложений к величине финансовых вложений
,
где Пфв прибыль предприятия от финансовых вложений за период;
ФВ величина финансовых вложений
6) Рентабельность производства определяется как отношение величины валовой прибыли к себестоимости продукции
,
где ВП валовая прибыль;
СС себестоимость продукции.
Период окупаемости собственного капитала. Находится путем деления среднегодовой величины собственного капитала на чистую прибыль анализируемого периода. Имеет большое значение для собственников и акционеров, поскольку через оценку его величины и динамики они, как правило, делают выводы об эффективности управления их капиталом.
Период окупаемости собственного капитала рассчитывается по формуле
,
где СК средняя стоимость собственного капитала;
ЧП чистая прибыль.
Одним из способов анализа рентабельности является факторный анализ. Рассмотрим данный вид анализа рентабельности производства более подробно.
В связи с переходом экономики нашей страны на рыночные отношения изменяется и отношение к получаемой от экономических субъектов информации. Информация о финансовом состоянии организации, его финансовых результатах становится очень важна для широкого круга пользователей, как внешних налоговые инспекции, коммерческие банки, акционеры и т.д., так и внутренних администрация, менеджеры, внутренние финансовые службы организации .
Программа реформирования бухгалтерского учета, осуществляемая в Российской Федерации в настоящее время, направлена, с одной стороны, на то, чтобы сделать информацию, получаемую из бухгалтерской отчетности, наиболее емкой, всесторонней и в то же время более понятной, прозрачной и читаемой. В проведении такой реформы, в первую очередь, заинтересованы внешние пользователи. Внутри предприятия администрация может собрать любую информацию и самостоятельно провести анализ хозяйственной деятельности. Внешний пользователь, имея ограниченный доступ к внутренней управленческой информации, должен по максимуму получить сведения о деятельности организации из общедоступных источников бухгалтерской отчетности организации.
Заинтересованность акционеров-собственников организации в проведении такого реформирования очевидна. Во всем цивилизованном мире акционерный капитал имеет превалирующее значение для развития производства. Главное его преимущество заключается в способности аккумулировать на наиболее рентабельных участках экономики большие инвестиционные ресурсы, так как акционеры будут с большей охотой вкладывать свои сбережения в развивающиеся и доходные предприятия.
Имея на руках бухгалтерскую финансовую отчетность за отчетный год или за ряд предыдущих лет, акционеры общества должны оценить эффективность использования вложенных капиталов, рентабельность активов организации, финансовую устойчивость и перспективы развития на будущее. Для точной оценки деятельности организации необходимо использовать методы экономического анализа. Имея на вооружении набор инструментов анализа хозяйственной деятельности, возможно достоверно и всесторонне оценить результаты хозяйственной деятельности организации.
В экономически развитых западных странах ни один инвестиционный проект не обходится без глубокого экономического анализа. Для этого разработаны целые комплексы оценки эффективности деятельности организации. В эту систему входят различные показатели: коэффициенты финансовой устойчивости, рентабельности, платежеспособности. В результате многочисленных исследований деятельности успешных и убыточных компаний разработаны оптимальные значения ряда коэффициентов, дающих возможность оценить динамику развития организации и перспективы ее роста на будущее .
Для того чтобы экономический анализ имел практическое применение, он должен быть, с одной стороны, комплексным, т.е. анализ должен охватывать все стороны экономического процесса и всесторонне выявлять причинные зависимости, влияющие на деятельность организации в той или иной степени.
С другой стороны, анализ должен обеспечить системный подход, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная изменяемая система, состоящая из ряда факторов внешней и внутренней среды.
Любой факторный анализ начинается с моделирования многофакторной модели. Сущность построения модели заключается в создании конкретной математической зависимости между факторами.
При моделировании функциональных факторных систем необходимо соблюдать ряд требований .
1. Факторы, включаемые в модель, должны реально существовать и иметь конкретное физическое значение.
2. Факторы, которые входят в систему факторного анализа, должны иметь причинно-следственную связь с изучаемым показателем.
3. Факторная модель должна обеспечивать измерение влияния конкретного фактора на общий результат.
В факторном анализе используют следующие виды наиболее часто встречающихся моделей .
1. Когда результативный показатель получается как алгебраическая сумма или разность результирующих факторов, применяются аддитивные модели (формула 1.24).
P = N Sps KP YP, (1.24)
где P прибыль от реализации продукции;
N выручка от реализации;
Sps производственная себестоимость реализованной продукции;
KP коммерческие расходы;
YP управленческие расходы.
2. Мультипликативные модели применяются, когда результирующий показатель получается как произведение нескольких результирующих факторов .
,
где Ra рентабельность активов;
Rп = P/N рентабельность продаж;
FO = N/A фондоотдача активов;
A средняя стоимость активов организации за отчетный год.
3. Когда результативный показатель получаем делением одного фактора на другой, применяются кратные модели.
4. Различные комбинации вышеперечисленных моделей дают смешанные или комбинированные модели.
В практике экономического анализа существует несколько способов моделирования многофакторных моделей: удлинение, формальное разложение, расширение, сокращение и расчленение одного или нескольких факторных показателей на составные элементы.
Например, методом расширения можно следующим образом построить трехфакторную модель рентабельности активов организации.
; Y = a и с,
где N/CK оборачиваемость собственного капитала организации;
CK/A коэффициент независимости или доля собственного капитал в общей массе активов организации;
CK средняя стоимость собственного капитала организации за отчетный период.
Таким образом, мы получили трехфакторную мультипликативную модель рентабельности активов организации. Данная модель широко известна в экономической литературе как модель Дюпона. Рассматривая эту модель, можно сказать, что на рентабельность активов организации оказывают влияние рентабельность продаж, оборачиваемость собственного капитала и доля собственного капитала в общей массе активов организации.
А теперь рассмотрим следующую модель рентабельности активов (формула 1.27).
где X = N/S доля выручки, приходящейся на 1 руб. полной себестоимости продукции;
Y = OA/A доля оборотных активов в формировании активов;
Z = Q/OA доля запасов в формировании оборотных активов;
L= S/Q оборачиваемость запасов.
Первый фактор этой модели говорит о ценовой политике организации, он показывает ту базовую наценку, которая заложена непосредственно в цене реализуемой продукции. Второй и третий факторы показывают структуру активов и оборотных активов, оптимальная величина которых дает возможность экономить оборотный капитал. Четвертый фактор обусловлен величиной выпуска и реализации продукции и говорит об эффективности использования производственных запасов, физически он выражает количество оборотов, которое запасы совершают за отчетный год.
Для проведения исследования влияния факторов на конечный результат проведем факторный анализ этой четырехфакторной модели методом цепных подстановок с использованием абсолютных разностей. Математически это выглядит следующим образом :
;
;
;
,
где Ri влияние i-го фактора на общее изменение рентабельности активов, факторы с индексом 1 относятся к отчетному году, факторы с индексом 0 к базовому (предыдущему).
Для проведения факторного анализа по представленной выше четырехфакторной модели необходимо использовать информацию из формы №1 «Бухгалтерский баланс» и формы №2 «Отчет о прибылях и убытках».
Для более глубокого исследования влияния показателей устойчивости возьмем за исследуемый показатель рентабельность чистых активов. Показатель чистых активов определяется как разница суммы активов, принимаемых к расчету, и суммы обязательств, принимаемых к расчету. В данной статье мы не будем останавливаться на методике расчета показателя чистых активов, только заметим, что величина чистых активов организации по существу равняется реальному собственному капиталу, его динамика и абсолютное значение характеризует устойчивость финансового состояния организации, а для акционерных обществ является одним из основных показателей деятельности организации.
Произведем следующее моделирование показателя рентабельности чистых активов.
где a = P/N рентабельность продаж, данный коэффициент характеризует эффективность продаж организации. Этот показатель характеризует влияние ценовой политики и показателя объема продаж.
b = N/OA оборачиваемость оборотных активов в оборотах, данный фактор показывает, сколько оборотов в течение отчетного года совершает оборотный капитал в процессе производственно-сбытовой и заготовительной деятельности.
c = OA/KO данный фактор называется коэффициентом текущей ликвидности. Он характеризует платежеспособность организации при условии реализации всех запасов и возврата дебиторской задолженности.
d = KO/DZ отношение краткосрочных обязательств организации к дебиторской задолженности. Данный коэффициент характеризует степень покрытия краткосрочных обязательств организации дебиторской задолженностью. Он характеризует финансовую устойчивость организации.
K = DZ/KZ коэффициент отношения дебиторской задолженности к кредиторской задолженности. Этот фактор показывает степень покрытия кредиторской задолженности дебиторской. Он характеризует зависимость организации от кредиторов и дебиторов. Этот показатель также может служить оценкой защищенности организации от инфляции: чем меньше данный показатель, тем степень защиты больше.
l = KZ/ZK коэффициент отношения кредиторской задолженности организации к заемному капиталу. Этот фактор характеризует структуру пассивов. Кредиторская задолженность это не весь заемный капитал, хотя, как правило, она является главной его составляющей.
m = ZK/SA коэффициент отношения заемного капитал к чистым активам организации. Этот фактор глобально характеризует финансовую устойчивость деятельности организации. Он показывает соотношение собственных и заемных источников финансирования деятельности организации.
Таким образом, мы получили семифакторную мультипликативную модель рентабельности чистых активов организации, состоящую из достаточно разносторонних и разнообразных факторов, характеризующих как степень использования активов организации, так и степень его финансовой устойчивости.
Полученную факторную модель можно решить как и в предыдущем примере, методом цепных подстановок с использованием абсолютных разностей.
На современном уровне развития производства и экономики не бывает случайных и продолжительных успехов. Если успех был достигнут случайно, на интуитивном уровне, то он не может быть продолжительным, так как найдутся люди, которые подойдут к проблеме с экономически правильным решением, и конкурентную борьбу выиграют они. Успех должен быть обоснован комплексным и всесторонним анализом хозяйственной деятельности организации, рациональным планированием, знанием и максимальным использованием своих преимуществ, скрытием своих недостатков.
Показатель рентабельности имеет математическую зависимость от многих показателей, характеризующих эффективность использования активов, ценовую политику организации, структуру пассивов и активов, финансовую устойчивость, платежеспособность и многие другие.
Комплексный анализ финансового состояния организации на этом не оканчивается и может быть продолжен анализом эффективности использования трудовых ресурсов, материальных ресурсов, основных средств. Детальная проработка по каждому из этих направлений позволит выявить конкретные механизмы влияния на конечный финансовый результат деятельности организации.
Анализ финансового состояния организации и выявление резервов ее дальнейшего устойчивого роста необходимо продолжать также анализом коэффициентов платежеспособности, финансовой устойчивости, оборачиваемости активов, анализом кредиторской и дебиторской задолженности, анализом денежных потоков, анализом эффективности использования чистых активов, собственного капитала и т.д.
Таким образом, показатели рентабельности используют для сравнительной оценки эффективности работы отдельных предприятий и отраслей, выпускающих разные объемы и виды продукции. Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным производственным ресурсам. Наиболее часто используются такие показатели, как рентабельность продукции и рентабельность производства.
2. Анализ рентабельности предприятия
Показатели рентабельности и эффективности использования имущества характеризуют прибыльность деятельности предприятия и рассчитывается как отношение полученной прибыли к различным видам или статьям затрат
Это важнейшая группа показателей, так как результаты их анализа позволят принять решения вложениях собственных средств в тот или иной бизнес, характеризует целесообразность деятельности компании, является результирующей ее ценой.
Рентабельность оборота (продаж), характеризует эффективность операционной (производственно-хозяйственной) деятельности предприятия. Она призвана оценить прибыльность производства в целом, но также может быть использована для сравнения прибыльности отдельных видов продукции. Рассчитывается как отношение операционного дохода к валовой выручке.
Средний уровень рентабельности продаж колеблется в зависимости от отрасли и поэтому не имеет какого-либо норматива. Данный показатель важен при сравнении его с соответствующими показателями однотипных предприятий, в динамике или по сравнению с плановыми показателями. -
Формирование показателя рентабельности продаж показано
на рис 1
Рентабельность собственного капитала - самый значимый показатель в деятельности предприятия, характеризующий эффективность использования имущества, находящегося в его собственности. На основе этого показателя собственник активов может выбрать место их вложения. При расчете принимается во внимание не операционный доход, а конечная, чистая прибыль, которая будет образом распределена между владельцами (акционерами) предприятия. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала.
Следовательно, для повышения эффективности вложении можно действовать в двух основных направлениях:
• Увеличение чистой прибыли - увеличение объемов сбыта и рентабельности продаж.
• Уменьшение собственного капитала - эффективное управление текущими активами и пассивами, снижение потребности в дополнительном финансировании
В общем случае для оценки целесообразности вложения средств в тот или иной бизнес следует сравнить прогнозируемую рентабельность собственного капитала с альтернативными возможностями размещения свободных ресурсов (например, депозит) с учетом фактора риска.
Для того, чтобы понять как и за счет чего формируется итоговый показатель рентабельности собственного капитала следует рассмотреть ряд промежуточных показателей,
Рентабельность чистых активов - показатель эффективности операционной деятельности предприятия. Рассчитывается как отношение операционного дохода к среднегодовой величине чистых активов где:
Чистые активы = Собственный капитал + Кредиты ( долго и краткосрочные)
С другой стороны рентабельность чистых активов формируется за счет их оборачиваемости и рентабельности продаж:
(Операционная прибыль / Объем продаж) * (Объем продаж/Чистые активы) = (Операционная прибыль / Чистые активы)
Рентабельность чистых активов используется при оценке эффективности финансового рычага
Финансовый рычаг- соотношение собственных и заемных средств в структуре чистых активов характеризует влияние кредитования на эффективность деятельности предприятия. Основной критерий оценки эффективности финансового рычага - ставка банковского кредита. Если кредитная ставка ниже показателя рентабельности чистых активов, то увеличение доли кредитов повысит значение рентабельности собственного капитала, и наоборот.
Значение финансового рычага показывает на сколько увеличится / уменьшится значение рентабельности собственного капитала при увеличении / уменьшении рентабельности чистых активов.
Финансовый рычаг рассчитывается по следующей формуле:= Чистые активы / Собственный капитал
Используя приведенные выше показатели мы можем получить следующую формулу:
Рентабельность продаж * Оборачиваемость чистых активов * Финансовый рычаг = (Операционный доход / Объем продаж)* (Объем продаж /Чистые активы) * (Чистые активы / Собственный капитал) = (Операционный доход/ Собственный капитал)
Теперь для получения окончательной формулы рентабельности собственного капитала необходимо ввести поправку, чтобы в числители фигурировала чистая прибыль.
(Операционный доход/ Собственный капитал)*
(((ОД-I)*(I-Т))/ОД)=Рентабельность собственного капитала,
где, ОД - операционный доход;
I - сумма процентов по кредитам;
Т - ставка налога на прибыль
Это значение отличается от полученного ранее, так как здесь не учитывается некоторые, так называемые нерегулярные статьи доходов и затрат из отчета о прибылях и убытках.
Схематично формирование показателя рентабельности собственного капитала показано-
Рисунок . Схема формирования показатели рентабельности собственного капитала.
Основными факторами, формирующими частные показатели и через них влияющими на рентабельность собственного капитала являются:
Факторы операционной деятельности:
• рентабельность продаж;
• оборачиваемость чистых активов.
Факторы финансовой деятельности:
• финансовой рычаг;
• проценты и налоги.
Рентабельность активов показывает прибыль, приносимую всеми без исключения средствами предприятия, независимо от их вида или источника формирования. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к общей величине актинов. Служит для оценки эффективности бизнеса в целом (а не только эффективности собственного капитала).
Коэффициент реинвестирования прибыли - характеризует дивидендную политику фирмы, показывает долю чистой прибыли, остающуюся на предприятии, и, следовательно, служащий дальнейшему его развитию. Рассчитывается как отношение нераспределенной чистой прибыли (реинвестированной прибыли) к чистой прибыли предприятия.
Иногда, для сравнения реинвестированной прибыли с собственным капиталом используют другую формулу этого показателя:
Кг = Реинвестированная прибыль / Собственный капитал на начало периода
Непосредственно для акционеров компании будут предоставлять интерес следующие показатели рентабельности предприятия:
Доходность акционерного капитала - объем распределяемой между акционерами прибыли (дивидендов) приходящийся на 1 тенге акционерного капитала.
Чистая прибыль на акцию- величина чистой прибыли, полученной предприятием, приходящаяся на одну акцию.
Дивиденд на акцию- прибыль распределяемая между акционерами, приходящаяся на одну акцию.
Финансовые показатели предприятия взаимосвязаны и улучшение одних из них может вызвать ухудшение других, например:
• привлечение заемного капитала, увеличивает рентабельность собственного капитала, но понижает финансовую устойчивость компании:
• повышение оборачиваемости влечет за собой сокращение величины оборотных активов, и следовательно, ухудшает ликвидность;
• привлечение долгосрочного кредита позволяет отказаться от краткосрочного кредитования - ликвидность улучшается за счет падения долгосрочной устойчивости.
В целом, как правило, более высокая рентабельность деятельности подразумевает большую степень риска (низкую ликвидность и финансовую устойчивость).
3. Факторы, влияющие на повышение рентабельности работы предприятия
Определяющим в содержании понятия «рентабельность производства» является величина прибыли. В связи с этим установление факторов рентабельности представляет собой, прежде всего установление факторов, влияющих на формирование прибыли. Факторы прибыли можно условно разделить на две группы:
факторы внутреннего порядка, зависящие от производителя продукции и носящие субъективный характер;
факторы внешнего порядка, не зависящие от товаропроизводителей и являющиеся объективными.
К факторам внутреннего порядка относят количество реализуемой продукции, её качество, издержки производства .
Количество реализованной продукции зависит от объёма валовой продукции и уровня её товарности. При росте объёма валовой продукции происходит увеличение продукции подлежащей сбыту, так как темпы роста её внутреннего потребления, как правило, ниже темпов роста валовой продукции, что создаёт условия для повышения уровня товарности и увеличение на этой основе денежной выручки. Качество продукции оказывает влияние на величину прибыли так же через денежную выручку, так как продукция более высокого качества обеспечивает более высокую реализационную цену.
Наконец, величина денежной выручки зависит от сроков сбыта продукции, её структуры и рынков сбыта. Так, например, ранние овощи, картофель реализуют по более высоким ценам, чем поздние. По разным ценам сбывают продукцию и в зависимости от каналов реализации: при продаже её государству, потребительской кооперации, на колхозном рынке.
Важным фактором прибыли является себестоимость продукции. Снижение или повышение издержек производства оказывает существенное влияние на величину прибыли.
К факторам внешнего порядка относятся рыночный спрос на продукцию. Е предложение и конкуренция производителей продукции. Высокий или низкий спрос на ту или иную продукцию, а также наличие или отсутствие конкурентов обуславливают как количество реализованной продукции, так и уровень цен на неё, что, в конечном счете, влияет на величину прибыли.
Факторы рентабельности производства могут носить экстенсивный и интенсивный характер. Экстенсивные факторы оказывают влияние на рентабельность путём изменения количества реализованной продукции, а интенсивные на рост реализационных цен и снижение себестоимости продукции .
Таким образом, теоретический анализ рентабельности производства показал, что проблема рентабельности, методы её количественного измерения постоянно находится в центре внимания при разработке методических и инструктивных материалов. В этом плане заслуживает внимания предложение экономистов о введении классификации показателей рентабельности на абсолютные и относительные, в зависимости от способа их количественного выражения .
Абсолютные показатели рентабельности это валовой и чистый доход. Однако, абсолютные размеры чистого дохода, прибыли и валового дохода не позволяют в полной мере сравнить экономические результаты производственной деятельности предприятий. Хозяйство может получить прибыли на тысячу рублей и на миллион. В обоих случаях производство является рентабельным, а эффективность может быть разной, так как она зависит от размеров производства, структуры продукции, величины издержек производства и так далее. Поэтому для характеристики экономической эффективности производства используют также относительные показатели рентабельности, которые выражаются в виде отношения двух соизмеримых величин: валового, чистого дохода, прибыли, и показателей эффективности использования тех или иных производственных ресурсов или затрат.
Относительные показатели рентабельности могут быть исчислены в денежном измерении или, чаще всего, в процентах. С их помощью рентабельность производства может быть выражена как по валовой, так и по реализованной (товарной) продукции.
В свою очередь, определение резервов повышения рентабельности производства сводится, с одной стороны, к определению резервов увеличения денежной выручки от реализации, а с другой резервов снижения себестоимости продукции.
3.1 Направления повышения рентабельности
Многообразие показателей рентабельности определяют альтернативность поиска путей повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.
При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи. Для монопродукта и моноресурса взаимосвязь этих показателей можно отразить с помощью следующей схемы:
Объем продукции в стоимостном выражение (N) |
= |
Объем продукции в физических единицах(q) |
Цена единицы продукции(Ц) |
|
Затраты на производство в денежном выражение(S) |
= |
Объем использованных ресурсов( в натуральном выражение)(z) |
Цена единицы ресурса(С) |
|
Доходность (N/S) |
= |
Производительность ресурсов (q/z) |
Возмещение затрат в цене продукта (Ц/С) |
|
Прибыль (N-S) |
= |
Объем продукции в стоимостном выражении (qЦ) |
- |
Затраты на производство в денежном выражении(zC) |
Доходность производства продукции рассматривается как произведение коэффициента производительности ресурсов и коэффициента соотношения цен единицы продукта и единицы ресурса. Последнее соотношение обычно называют финансовой производительностью ( дефлятором ) цены, потому что оно характеризует меру возмещения дополнительных затрат в цене реализуемой продукции в результате повышения себестоимости ( затрат ресурсов за счет роста цен на ресурсы).
Если представить взаимосвязь данных показателей в индексной форме, то появиться возможность обычным методами факторного анализа дать количественную оценку влияния промышленной и финансовой производительности на доходность предприятия и прибыль.
Имеем
или в развернутом виде
,
где J- индекс роста соответствующего показателя;
1;0- означают что показатели исчислены за отчетный и базисный периоды соответственно.
Влияние изменения промышленной производительности на доходность определяется методом цепных подстановок
,
Аналогично рассчитывается влияние изменения финансовой производительности
В целом общее изменения доходности за период балансируется с факторными отклонениями
.
Крупные предприятия главное внимание обращают на проблемы контроля за изменениями промышленной производительности и стараются снижать роль внешнего фактора( финансовой производительности). Дело в том , что одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары. Поскольку этот процесс не сопровождается снижением цен на потребляемые ресурсы, то роль дефлятора цены в формирование доходности предприятия понижается. Это естественным образом переключает сферу усилий руководства на контроль за изменением промышленной производительности, т.е. за внутренними факторами: снижение материалоемкости и трудоемкости, повышение отдачи основных средств ( машин, оборудования и т. д.)
Широко используемым методом управления предприятием (а точнее его производственной деятельностью) является .анализ безубыточности. Целью анализа безубыточности могут быть ответы на следующие вопросы:
- Какой объем продаж следует обеспечить чтобы не нести убытков?
- На сколько можно снизить цены при увеличении объема чтобы прибыль осталась на прежне уровне?
- Какова максимальная величина затрат на материалы, при которой выгодно производить продукцию?
- И т.д.
Анализ безубыточности является одним из наиболее важных направлений финансового анализа предприятия. Кроме того его применение необходимо также при формировании рентабельного ассортимента продукции на предприятии, установлении цен и разработке эффективной ценовой политики, что будет рассмотрено нами применительно к практике деятельности российских предприятий во второй главе данной работы.
Итак, постараемся выделить основные задачи финансового анализа применительно к деятельности российских и казахстанских предприятий:
• Оценка текущей платёжеспособности фирмы, возможности своевременно погасить краткосрочные обязательства.
• Оценка финансовой устойчивости, то есть возможности погасить долгосрочные кредиты, нести убытки без риска полной потери собственных вложений.
• Оценка эффективности управления имуществом и заёмным капиталом.
• Оценка прибыльности от производственной и физической деятельности.
• Анализ эффективности использования имущества.
• Оценка рискованности деятельности предприятия.
• Оценка возможностей предприятия при условии и ухудшения определённых условий деятельности.
3.2 Разработка путей повышения рентабельности производства
Катализатором бизнеса, как известно, являются деньги. Одним из самых доступных способов получения необходимых средств является факторинг.
Факторинг комплекс услуг, который банк (или факторинговая компания), выступающий в роли финансового агента, оказывает компаниям, работающим со своими покупателями на условиях отсрочки платежа.
Услуги факторинга включают не только предоставление поставщику и получение от покупателя денежных средств, но и контроль состояния задолженности покупателя по поставкам, осуществление напоминания дебиторам о наступлении сроков оплаты, проведение сверок с дебиторами, предоставление поставщику информации о текущем состоянии дебиторской задолженности, а также ведение аналитики по истории и текущим операциям.
Кроме того, факторинг помогает обеспечить потребность предприятия в текущих оборотных средствах, не образуя при этом излишней денежной массы
Преимущества факторинга:
1) При правильно составленном договоре финансирования под уступку денежного требования происходит расщепление ответственности между фактором и клиентом, в то время как бремя кредита клиент несет практически единолично.
2) Поставщик экономит на расходах по оформлению кредитного договора, не платит проценты за пользование чужими деньгами, от него не требуется при наступлении срока погашения кредита производить мобилизацию денежных средств, изымая их из оборота.
3) Факторинговые компании могут дополнительно предоставлять своим клиентам услуги по страхованию рисков, связанных с неполной оплатой товаров, просрочкой платежа или изменением валютных курсов, информировать о платежной дисциплине покупателей, вести бухгалтерский учет, а также осуществлять управление дебиторской задолженностью
Факторинг это оптимальное решение, так как у предприятия, как было выявлено во второй главе данного исследования, существует дебиторская задолженность.
Дополнительным мотивом к использованию факторинга является тот факт, что на рынке продажи евроокон и дверей ПВХ лучшие цены и лучшие объемы закупаемого товара доступны только на условиях предварительной оплаты, поэтому факторинг необходим для ООО «».
Итак, ООО «» необходимо закупить товар по предварительной оплате. Предварительная оплата составляет 600 тыс. руб. в год, оборачиваемость дебиторской задолженности 2 раза.
В городе услуги факторинга предоставляются банком «Транс» на следующих условиях:
20% резерв дебиторской задолженности;
комиссионные 2,5% на среднюю дебиторскую задолженность, подлежащие оплате при приобретении дебиторской задолженности;
10% от дебиторской задолженности после вычисления комиссионных и резерва.
1. Средняя дебиторская задолженность (находим путем деления продажи по предоплате на оборачиваемость):
600 / 3,56 = 168,5 тыс. руб.
2. Доходы от факторинга.
Средняя дебиторская задолженность равна 168,5 тыс. руб.
Резерв составляет 84,2 тыс. руб. (168,5 тыс. руб. 0,2)
Комиссионные расходы составят 6,7 тыс. руб. (168,5 тыс. руб. 0,025)
Проведем необходимые расчеты.
Доходы от факторинга до выплаты процентов:
168,5 84,2 6,7 = 77,6 тыс. руб.
Далее найдем полученные доходы от факторинга.
Проценты составят 3,88, так как 77,6 тыс. руб. (0,1: 2).
Таким образом, полученные доходы от факторинга составят:
77,6 тыс. руб. 3,88 тыс. руб. = 73,72 тыс. руб.
Найдем стоимость факторинга.
Комиссионные расходы = 168,5 тыс. руб. 0,025 = 4,2 тыс. руб.
Стоимость факторинга найдем по формуле 3.1 [28].
Стоимость факторинга = комиссионные + проценты (3.1)
Стоимость факторинга = 4,2 + 3,88 = стоимость каждые 180 дней (360/3,56) = 10,1
Оборот равен 3,56.
Полная стоимость факторинга 35,9 (10,1 тыс. руб. 3,56).
Результаты расчетов представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1. Расчет условий факторинга
Наименование показателя |
Сумма |
Средняя дебиторская задолженность |
168 500 |
Обороты дебиторской задолженности |
3,56 |
Стоимость факторинга |
35 900 |
Доходы от факторинга |
|
резерв |
84 200 |
-комиссионные расходы |
6 700 |
доходы от факторинга до выплаты процентов |
77 600 |
Расходы от факторинга |
|
комиссионные расходы |
4 200 |
проценты |
3 800 |
Доходы от факторинга после налогообложения |
73 720 |
Экономическая эффективность мероприятия |
2,05 |
Таким образом, данные таблицы 3.1 показывают, что стоимость факторинга составит 35 900 руб., а доходы от данного мероприятия после налогообложения 73 720 руб. Экономическая эффективность 2,05%.
Далее проведём расчёт основных экономических показателей после проведённого исследования (таблица 3.2).
Таблица 3.2. Основные экономические показатели после проведенного мероприятия
Наименование показателя |
До внедрения мероприятия |
После внедрения мероприятия |
Изменения +/- |
Себестоимость, руб. |
10 658 000,00 |
10 693 900,00 |
+35 900,00 |
Прибыль предприятия, руб. |
148 000,00 |
221 720,00 |
+73 720,00 |
Выручка предприятия, руб. |
11 373 000,00 |
11 446 720,00 |
+73 720,00 |
Чистая прибыль, руб. |
76 000,00 |
221 800,00 |
+145 800,00 |
Рентабельность производства, % |
0,013 |
0,019 |
+0,006 |
Фондоемкость, руб./руб. |
0,937 |
0,934 |
-0,003 |
Фондоотдача, руб./руб. |
1,067 |
1,070 |
-0,003 |
Рентабельность себестоимости, % |
|||
Рентабельность продаж, % |
0,006 |
0,01 |
+0,004 |
Таким образом, данные таблицы 3.2 свидетельствуют о том, что за счет внедрения мероприятия по факторингу рентабельность производства увеличится на 0,006%, фондоемкость после внедрения мероприятия составит 0,934 руб./руб., что меньше на 0,003 руб./руб., соответственно, фондоотдача увеличится на те же показатели, достигнув уровня 1,070 руб./руб. В свою очередь, рентабельность продаж увеличится на 0,004%, составив 0,01% против 0,006% до внедрения мероприятия.
РАЗДЕЛ II
Рентабельость строительного предприятия «СУ-155»
«СУ-155» это промышленно-строительная группа компаний и отраслевой лидер с замкнутым производственным циклом.Группа компаний «СУ-155» одна из крупнейших российских строительных компаний, созданная более 55 лет назад. В состав ГК «СУ-155» входит 69 промышленных предприятий и строительных организаций. Сегодня ГК «СУ-155» работает в 50-и городах России, СНГ и Европы. В Группе компаний трудится более 45 тыс. человек.
Оборот ГК «СУ-155» за 2012 г. составил 84,3 млрд руб. Ежегодно строительные организации, входящие в ГК «СУ-155», возводят до 1,5 млн кв. м жилой и коммерческой недвижимости. Портфолио уже реализованных и перспективных проектов более 17,4 млн кв. м. ГК «СУ-155» возводит жилые дома современных серий И-155Мм, И-155Н, И-155Мк, И-155Б, ИП-46, СПТ, разработанных проектировщиками Группы компаний. ГК «СУ-155» является системообразующим элементом в строительной отрасли России и обладает значительным производственным, экспертным и научным потенциалом. Размером и географией бизнеса Группа обуславливает свою важную социальную роль в решении государственных задач по обеспечению населения жильем.
В начале 2013 года предприятие ГК «СУ-155» ОАО «Строммашина» заключило с голландской компанией Voortman контракт на изготовление и установку современного автоматизированного оборудования. Сделка на сумму почти 2 млн евро позволит ГК полностью удовлетворить внутренние потребности в металлозаготовках и повысить рентабельность промышленного блока. Объем производства будет увеличен с нынешних 700 до 3 тыс. т металлозаготовок в месяц, а цена двутавровой балки для машиностроительных заводов ГК «СУ-155» сократится на 4050%. Новая автоматизированная линия будет смонтирована на площадях «Строммашины» в городе Кохма Ивановской области. Голландский партнер поставит и наладит линию по резке и механической обработке профильного проката, а также установку, позволяющую в автоматическом режиме обрабатывать листовой металл. При этом установка наносит при необходимости буквенно-цифровое изображение и рисует контуры примыкающих деталей на обрабатываемых заготовках. Это позволит в дальнейшем безошибочно и гораздо быстрее, чем в настоящий момент, производить сборку любых металлоконструкций. При этом из технологического процесса исключаются дорогостоящие стенды и приспособления, сокращается время на подготовку производства. Таким образом, повысится эффективность предприятия. Третья автоматизированная линия предназначена для изготовления сварочным методом двутавровой балки. Эти балки широко применяются в строительстве и являются основным материалом при возведении металлокаркасных сооружений используются в качестве опорных колонн, перекрытий, ферм. Группой СУ-155 двутавровые балки применяются для строительства зданий общественного назначения торговых, спортивных сооружений, разного рода пристроек.
ЦЕНА (15.05.2013) |
|
Цена срвзв. чистая, % от номинала: |
100,4 (-0,3) |
Цена срвзв. грязная, % от номинала: |
103,232 |
Накопленный Купонный Доход (НКД): |
28,32 RUB |
Дата последней сделки: |
15.05.2013 |
ДОХОДНОСТЬ |
|
Дох-сть к погашению эф., % год. ** : |
13,0291 |
Дох-сть к погаш. простая, % год. ** : |
12,3401 |
Дох-сть к оферте эф-ная, % год.: |
13,0291 |
Дох-сть к оферте простая, % год.: |
12,3401 |
Текущая дох-сть, % год.: |
13,1972 |
Текущая доходность модифицир., % год: |
13,0532 |
ДЮРАЦИЯ |
|
Дней до погашения: |
1014 |
Дюрация, дней ** : |
275 |
Дюрация модифицированная, % ** : |
0,6666 |
ОБЪЕМ ТОРГОВ |
|
Торги, сделок: |
4 |
Торги, объем: |
629 508 RUB |
Торги, сделок за неделю: |
12 |
Торги, объем за неделю: |
2 619 309 RUB |
Изменение простой доходности и объемов торгов за последние 6 мес.
Заключение
Показатель рентабельности производства имеет особенно важное значение в современных, рыночных условиях, когда руководству предприятия требуется постоянно принимать ряд неординарных решений для обеспечения прибыльности, а, следовательно, финансовой устойчивости строительного предприятия .
Факторы, оказывающие влияние на рентабельность строительного производства, многочисленны и многообразны. Одни из них зависят от деятельности конкретных коллективов, другие связаны с технологией и организацией производства, эффективности использования производственных ресурсов, внедрением достижений научно-технического прогресса.
Как показали практические расчёты, показатели рентабельности имеют более или менее значительные колебания по годам, что является следствием изменения цен реализации и себестоимости продукции. На уровень реализационных цен оказывает прежде всего количество и качество товарной продукции. В настоящее время большинство предприятий являются нерентабельными (убыточными) или малорентабельными, что является следствием экономического кризиса в стране.
Список использованной литературы
- Финансы предприятий. А.Д. Шеремят, Р.С. Сайфуллин, - М. : ИНФРА, 1998.
- Финансы предприятий. Под редакцией проф. Колчиной Н.В.- М.: Изд-во ЮНИТИ, 1998г.
- Справочник финансиста предприятия.- М.: ИНФРА- М,1996г.
- Баканов М.И., Шеремят А.Д Теория анализа хозяйственной деятельности. М.: Финансы и статистика,1998г.
- Клецкий В.И, Страх И.В. Прибыль в хозяйственном механизме, - Минск, 1986г.
- Финансы ( учебное пособие) под редакцией Ковалева А.М.- М.: Изд-во Финансы и статистика 1999г.
- Шеремят А., Сайфуллин Р. Методика финансового анализа предпрития. М.: ЮНИ-ГЛОБ, 1992г.
8. И.С Степанов .Экономика строительства 2007 г.
Оценка рентабельности работы строительного предприятия и основные направления его повышения