Педагогический процесс
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«_____________________________________________________»
(Город)
КАФЕДРА _____________________
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: __________________
На тему: «_______________________________________________»
Выполнил: студент(ка) _ курса
специальности «___________»
группы _________
(Ф. И. О.)
Подпись____________
Научный руководитель:
Должность, звание
(Ф. И. О.)
Подпись___________
Оценка___________
Дата__________
г. _____________2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Педагогический процесс и его особенности………………………….3
2. Сущность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении………………………………………………………………………13
3. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении………………………………………………….14
4. Особенности педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении………………………………………………….21
5. Планирование воспитательно образовательной работы…………26
Библиографический список……………………………………………...31
1. Педагогический процесс и его особенности
Педагогический процесс это понятие включает в себя метод и способ организации воспитательных отношений, которые заключаются в систематическом и целенаправленном выборе и применении внешних факторов развития субъектов обучения. Под педагогическим процессом понимается процесс обучения и воспитания личности как особая общественная функция, для реализации которой необходима среда определенной педагогической системы1.
Понятие «процесс» произошло от латинского слова processus и означает «движение вперед», «изменение». Педагогическим процессом определяется постоянное взаимодействие субъектов и объектов образовательной деятельности: воспитателей и воспитываемых. Педагогический процесс нацелен на решение данной задачи и приводит к изменениям, заранее намеченным, к преобразованию свойств и качеств учащихся. Иначе говоря, педагогический процесс это процесс, где опыт превращается в качество личности. Основная особенность педагогического процесса представляет собой наличие единства обучения, воспитания и развития на основе сохранения цельности и общности системы. Понятия «педагогический процесс» и «учебно-воспитательный процесс» однозначны2.
Педагогический процесс это система. Система состоит из различных процессов, в том числе формирования, развития, воспитания и обучения, неразрывно связанных со всеми условиями, формами и методами.
________________________
1. http://studopedia.net/7_1279_pedagogicheskiy-protsess-osobennosti-pedagogicheskogo-protsessa-printsipi-ego-organizatsii.html
2. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. М.-Академия.- 2000, С.89
Как система, педагогический процесс состоит из элементов (компонентов), в свою очередь расположение элементов в системе это структура.
Структура педагогического процесса включает в себя:
1. Цель выявление итогового результата.
2. Принципы это основные направления в достижении цели.
3. Содержание получение практического дидактического методического материала, необходимого для решения педагогических задач.
4. Методы это необходимая работа учителя и ученика с целью передачи, переработки и восприятия содержания обучения.
5. Средства способы «работы» с содержанием.
6. Формы это последовательное получение результата педагогического процесса.
Целью педагогического процесса является эффективное прогнозирование итога и результата работы. Педагогический процесс состоит из различных целей: целей непосредственно преподавания и целей обучения на каждом уроке, каждой дисциплине и т. д.
Нормативные документы России представляют следующее понимание целей.
1. Система целей в типовых положениях об образовательных учреждениях (формирование общей культуры личности, адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональной образовательной программы, воспитание ответственности и любви к Родине).
2. Система диагностических целей в определенных программах, где все цели разделены на этапы и уровни обучения и представляют собой отображение содержания определенных учебных курсов. В системе образования такой диагностической целью может выступать обучение профессиональным навыкам, тем самым ученик готовится к будущему профессиональному образованию. Определение таких профессиональных целей образования в России это итог важных процессов в системе образования, где обращается внимание, в первую очередь, на интересы подрастающего поколения в педагогическом процессе.
Метод (от греч. шеШоскж) педагогического процесса это способы взаимоотношений учителя и ученика, это практические действия обучающего и обучающихся, способствующие усвоению знаний и использованию содержания обучения в качестве опыта. Методом является определенный обозначенный путь достижения заданной цели, способ решения задач, приводящих в результате к разрешению поставленной проблемы3.
Различные виды классификации методов педагогического процесса могут определяться следующим образом:
по источнику познания:
словесные (рассказ, беседа, инструктаж), практические (упражнения, тренировки, самоуправление), наглядные (показ, иллюстрирование, предъявление материала),
на основе структуры личности: методы формирования сознания (рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование), методы формирования поведения (упражнения, тренировки, игра, поручение, требование, ритуал и т. д.), методы формирования чувств (стимулирования) (одобрение, похвала, порицание, контроль, самоконтроль и т. д.).
_____________________
3. Там же
Компонентами системы являются педагоги, учащиеся и условия обучения. Являясь системой, педагогический процесс состоит из определенных компонентов: целей, задач, содержания, методов, форм и результатов взаимоотношений учителя и ученика. Таким образом, система элементов представляет собой целевой, содержательный, деятельностный, результативный компоненты4.
Целевой компонент процесса представляет собой единство всех разнообразных целей и задач образовательной деятельности.
Содержательный компонент выражает значение каждой общей цели и каждой определенной задачи.
Деятельностный компонент это взаимоотношения учителя и ученика, их взаимодействие, сотрудничество, организация, планирование, контроль, без чего невозможно прийти к итоговому результату.
Результативный компонент процесса показывает, насколько был эффективен процесс, определяет успехи и достижения в зависимости от поставленных целей и задач.
Педагогический процесс это обязательно трудовой процесс, который связан с достижением и решением общественно значимых целей и задач. Особенность педагогического процесса состоит в том, что труд учителя и ученика объединяются вместе, составляя необычные взаимоотношения объектов трудового процесса, что является педагогическим взаимодействием.
Педагогический процесс являет собой не столько механическое объединение процессов воспитания, обучения, развития, сколько совершенно новую качественную систему, которая может подчинить объекты и участников своим законам.
_______________________
4. http://www.maam.ru/maps/news/18197.html
Все составляющие компоненты подчинены единой цели сохранению целостности, общности, единства всех составляющих.
Особенность педагогических процессов проявляется при определении влиятельных функций педагогического действия. Доминирующая функция процесса обучения обучение, воспитания воспитание, развития развитие. Также обучение, воспитание и развитие выполняют в целостном процессе и другие взаимопроникающие задачи: например, воспитание проявляется не только в воспитательной, но и в развивающей и образовательной функции, а обучение неотрывно связано с воспитанием и развитием.
Объективные, необходимые, существенные связи, характеризующие педагогический процесс, отражаются в его закономерностях. Закономерностями педагогического процесса являются следующие.
1. Динамика педагогического процесса. Педагогический процесс предполагает поступательный характер развития общие достижения учащегося растут вместе с его промежуточными результатами, что указывает как раз на развивающий характер отношений между педагогом и детьми.
2. Развитие личности в педагогическом процессе. Уровень развития личности и темпы достижения целей педагогического процесса определяются следующими факторами:
1) генетический фактор наследственность;
2) педагогический фактор уровень воспитательной и образовательной сферы; участие в учебно-воспитательной работе; средства и методы педагогического влияния.
3. Управление учебно-воспитательным процессом. В управлении учебно-воспитательным процессом имеет большое значение уровень эффективности педагогического воздействия на учащегося. Данная категория существенно зависит от:
1) наличия систематической и ценностной обратной связи между учителем и учеником;
2) наличия определенного уровня влияния и корректирующих воздействий на ученика.
4. Стимулирование. Эффективность педагогического процесса в большинстве случаев определяется следующими элементами:
1) степень стимулирования и мотивации педагогического процесса учащимися;
2) соответствующий уровень внешнего стимулирования со стороны учителя, который выражается в интенсивности и своевременности.
5. Единство чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность педагогического процесса зависит от:
1) качества личностного восприятия учащегося;
2) логики усвоения воспринятого учащимся;
3) степени практического использования учебного материала.
6. Единство внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Логическое единение двух взаимодействующих начал это степень педагогического воздействия и учебно-воспитательная работа учащихся определяет эффективность педагогического процесса.
7. Обусловленность педагогического процесса. Развитие и подведение итогов педагогического процесса зависят от:
1) развития самых разносторонних желаний человека и реалий общества;
2) имеющихся материальных, культурных, экономических и других возможностей у человека для реализации своих потребностей в обществе;
3) уровня условий выражения педагогического процесса.
Итак, важные особенности педагогического процесса выражены в основных принципах педагогического процесса, которые составляют его общую организацию, содержание, формы и методы.
Определим главные принципы педагогического процесса.
1. Гуманистический принцип, который означает, что в направленности педагогического процесса должно быть проявлено гуманистическое начало, а это означает стремление к единению целей развития и жизненных установок определенной личности и общества.
2. Принцип взаимосвязи теоретической направленности педагогического процесса с практической деятельностью. В данном случае этот принцип означает взаимосвязь и взаимовлияние между содержанием, формами и методами образования и учебно-воспитательной работы с одной стороны, и изменениями и явлениями, происходящими во всей общественной жизни страны экономике, политике, культуре, с другой стороны.
3. Принцип сочетания теоретического начала процессов обучения и воспитания с практическими действиями. Определение значения воплощения идеи практической деятельности в жизни подрастающего поколения предполагает впоследствии систематическое приобретение опыта общественного поведения и дает возможность сформировать ценные личностно-деловые качества.
4. Принцип научности, который означает необходимость привести в соответствие содержание образования с определенным уровнем научно-технических достижений общества, а также в соответствии с уже накопленным опытом цивилизации.
5. Принцип ориентации педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения. Суть этого принципа состоит в требовании организации деятельности, при которой дети имели бы возможность убедиться в правдивости теоретического изложения, подтвержденного практическими действиями.
6. Принцип коллективизма процессов обучения и воспитания. Этот принцип имеет в своей основе соединение и взаимопроникновение различных коллективных, групповых и индивидуальных методов и средств организации обучающего процесса.
7. Систематичность, преемственность и последовательность. Данный принцип подразумевает закрепление знаний, умений и навыков, личностных качеств, которые были усвоены в процессе обучения, а также систематическое и последовательное их развитие.
8. Принцип наглядности. Это один из важных принципов не только процесса обучения, но и всего педагогического процесса. В данном случае основанием наглядности обучения в педагогическом процессе можно считать те законы и принципы исследования внешнего мира, которые приводят к развитию мышления от образно-конкретного к абстрактному.
9. Принцип эстетизации процессов обучения и воспитания применительно к детям. Выявление и развитие у молодого поколения чувства прекрасного, эстетического отношения к окружающему дает возможность формировать у них художественный вкус и увидеть неповторимость и ценность общественных принципов.
10. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самостоятельности школьников. Очень важно с детских лет приучать человека к выполнению определенных видов работ, поощрять инициативу. Этому и способствует принцип сочетания эффективного педагогического управления.
11. Принцип сознательности детей. Этот принцип призван показать значение активной позиции учащихся в педагогическом процессе.
12. Принцип разумного отношения к ребенку, при котором сочетаются требовательность и поощрения в обоснованном соотношении.
13. Принцип сочетания и единения уважения к собственной личности, с одной стороны, и определенный уровень требовательности к себе же, с другой стороны. Это становится возможным тогда, когда существует фундаментальная опора на сильные стороны личности.
14. Доступность и посильность. Данный принцип в педагогическом процессе предполагает соответствие между построением работы учеников и их реальными возможностями.
15. Принцип влияния индивидуальных характеристик учащихся. Этот принцип означает, что содержание, формы, методы и средства организации педагогического процесса изменяются в соответствии с возрастом учащихся.
16. Принцип эффективности итогов процесса обучения. Проявление этого принципа основывается на работе мыслительной деятельности. Прочными, как правило, становятся те знания, которые добываются самостоятельно.
Таким образом, определяя поэтапно единство воспитания и обучения в педагогическом процессе, цель как системообразующий компонент образовательной системы, общую характеристику системы образования в России, а также особенности, структуру, закономерности, принципы педагогического процесса, мы смогли раскрыть основную идею лекции и выяснить, каким образом процесс образования, являясь основополагающим, системным, целенаправленным и объединяющим процессы воспитания и обучения, оказывает влияние на развитие личности, а, значит, на развитие общества и государства.
2. Сущность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении
Педагогический процесс-это целостный процесс развития личности ребенка в единстве воспитания и обучения (учебно-воспитательный процесс). Он представляет собой систему, компонентами которой являются цель, содержание, средства, методы, формы, результат.
Педагогический процесс употребляется в узком и широком смысле. В широком смысле - это совокупность всех условий, средств, методов, направленных на решение задачи - всестороннее развитие личности ребенка. В узком смысле - сосредоточение содержания, средств, методов и форм организации педагогического процесса на более узкой задаче.
В узком смысле педагогический процесс рассматривается и как сочетание разных видов деятельности: игровой, трудовой, учебной, художественной, направленной на решение конкретных задач5.
________________________
5. Там же
3. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении
Цель педагогического процесса - реализация задач воспитания и задачи дошкольного воспитания принято соответствовать с основными целями всестороннего гармоничного развития ребенка (идеальная цель воспитания). В качестве основных определяют следующие задачи педагогического процесса6:
1) Задачи физического воспитания:
а) охрана и укрепление здоровья ребенка, закаливание, развивающих движений,
б) развитие движений, навыков и умений, представлений о своем организме, о здоровье, о режиме (образование),
в) воспитание нравственно-физических качеств, культурно-гигиенических навыков, потребности в физическом совершенстве.
2) Задачи нравственного воспитания:
а) формирование систем нравственных представлений, понятий и суждений,
б) воспитание нравственных чувств и отношений,
в) формирование способов нравственного поведения
3) Задачи умственного воспитания:
______________________
6. Дубровина, В.П., Милашевич, Е.П. Педагогическая практика в детском саду/ В.П. Дубровина, Е.П. Милашевич. М.- 1998,С.56
а) формирование системы элементарных знаний об окружающем,
б) воспитание любознательности и познавательного интереса,
в) развитие мыслительной деятельности,
г) развитие речи,
д) сенсорное развитие.
4) Задачи эстетического воспитания:
а) формирование системы эстетических представлений (о прекрасном, красивом),
б) воспитание художественного вкуса, потребности в познании прекрасного,
в) формирование способов практической и творческой деятельности, развитие художественно творческих способностей.
5) Задачи трудового воспитания:
а) формирование представлений о труде взрослых,
б) формирование трудовых умений и навыков,
в) в воспитания нравственно - волевых качеств, положительного отношения к труду, воспитание потребности трудиться. Все задачи педагогического процесса находятся в единстве и связи, органически дополняя друг друга.
Решение этих задач в целом должно быть направлено на психологически бережное отношение к личности ребенка, и должно базироваться, на определенных принципах7.
Принципы организации педагогического процесса:
1) Воспитание личности в процессе деятельности. Только в процессе специально организованной деятельности детей овладевают определенными культурными и материальными ценностями общества, приобретают навыки общения со взрослыми и сверстниками.
2) Принцип единства требование к ребенку и уважение его личности.
3) Принцип сочетания педагогического руководства и развитие детской инициативы, самостоятельности ребенка.
4) Принцип соотношения воспитания и обучения с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка. Для этого нужно хорошо знать детей, изучать их на каждом возрастном этапе и знать внутренний мир каждого ребенка.
5) Принцип единства решения воспитательных и образовательных задач.
Условия организации педагогического процесса:
1) «Свобода выбора» (как можно меньше прерывать деятельность детей и не мешать естественному саморазвитию личности ребенка.
_____________________
7. Там же, С.62
Если возникает необходимость организовать совместную деятельность всех детей, то воспитатель заранее обговаривает с ними, чтобы дети могли учесть это, строя свои планы.
2) «Открывающая перспектива» - то есть опора на ребенка.
3) «Открытое планирование работ» - то есть выбор содержания работы, которая должна идти от детей, от их желания и уровня развития. Дети должны быть участниками планирование деятельности.
4) Использование гуманных методов и приемов обучения и воспитания - т.е. ненасильственное направления деятельностью детей.
5) Осуществление психотерапевтического ухода. «Психотерапия» в переводе с греч. «уход за душой» - то есть забота о душевном равновесии, его настроении, чувствах, переживаниях.
6) Привлечение родителей как единомышленников.
В настоящее время наиболее оптимальным является выделение структуры педагогического процесса на основании типов взаимодействия взрослого с детьми.
По отношению к детям взрослый может занимать принципиально разные позиции:
1) позиция «учителя», который ставит определенные задачи, выбирает способы и средства их решения, оценивает правильность взаимодействия ребенка. Какими бы демократическими не были формы общения при такой позиции воспитатель находиться как бы «над» ребенком;
2) позиция «включенного в деятельность равного партнера», который изнутри этой деятельности вносит свои предложения и демонстрирует разные способы взаимодействие, решает возникшие проблемы «вместе» с детьми;
3) позиция «создателя развивающей среды», когда воспитатель предоставляет ребёнку свободу деятельности в созданном окружающем предметном мире;
4) позиция «психотерапевта», которая заключается в создании условий для комфортного душевного самочувствия ребенка.
В соответствии с этим весь педагогический процесс может быть условно разделен на 4 блока (в рекомендациях Н. Михайленко и Н. Коротковой «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования» на три блока):
1) блок специально организованного обучения в форме занятий. Здесь достигаются цели по развитию сенсорных и мыслительных способностей, расширению и систематизации знаний детей об окружающем, а также по формированию у них элементов учебной деятельности. Воспитывающий всегда инициатор: он ставит перед детьми задачи, организует и контролирует их решения.
2) блок совместной деятельности воспитателя и детей. Решаются задачи по развитию социальных навыков, освоению разных видов деятельности приобщению к искусству, нравственных ценностей, расширению представлений о мире, по развитию речи, игровой деятельности и т.д. Воспитатель может сам вызывать активность детей, вовлекая их в ту или иную деятельность, демонстрируя собственную увлеченность. Кроме того, воспитатели могут включиться в уже возникшую деятельность детей, направления ее ход изнутри как равный партнер. В этот блок включаются разные виды деятельности: чтение книг, беседы, слушание музыки, рассматривание иллюстраций, игры, труд (совместный), продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование), экскурсии, физические упражнение и др.
3) Блок свободной самостоятельной деятельности. Обеспечивает возможность саморазвития детей. В рамках этого блока развивается творческая активность в разных видах деятельности, свободного экспериментирования с разными материалами. Ребенок получает возможность самореализации, будучи хозяином вещей и взаимодействия он обретает чувство самоуважения, собственного достоинства, познает себя.
Роль воспитателя - создатель развивающей среды, обеспечивающей ребенку выбор направления активности.
3) Блок наблюдения за детьми и анализа их развития. Цель - увидеть и понять психологические трудности и проблемы каждого ребенка и помочь их преодолеть. Этот блок может осуществляться как особая часть деятельности, занимающая определенное время, а может быть включён в другие блоки. Именно он обеспечивает успех всей деятельности, т.к. развитие и воспитание детей возможны лишь в условиях их душевного благополучия.
В педагогическом процессе эти блоки связаны глубокими отношениями и нельзя толковать их как внешние, следующие друг за другом.
Рисунок 1. Блоки педагогического процесса.
4. Особенности педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении
Основными задачами МБДОУ являются: охрана и укрепление здоровья детей, воспитание потребности в здоровом образе жизни, развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности и состояния здоровья ребёнка.
Для осуществления этой цели необходимо решить следующие задачи8:
-Создать систему воспитательно-образовательной работы по формированию мотивации к ведению здорового образа жизни и укреплению здоровью детей.
-Создать среду, способствующую укреплению здоровья.
-Создать материально-техническую базу для успешной реализации программы.
-Совершенствовать систему профилактической деятельности, направленной на стабилизацию и улучшение здоровья детей.
-Осуществлять социальную адаптацию к окружающей среде.
-Сохранять индивидуальность каждого ребёнка
-Обеспечивать возможность радостного и содержательного проживания в период дошкольного детства каждому ребёнку.
-Устанавливать систематические взаимосвязи в сфере общения с родителями дошкольников.
__________________________
8. Козлова, А.М., Никифорова, Е.В., Скопинова, Н.А. Дошкольное образование: Психолого-педагогическая практика: Учебно-методическое пособие / А.М. Козлова, Е.В. Никифорова, Н.А. Скопионова. М.: ЦГЛ, 2002. - 80 с, С. 34
-Проводить диагностику личности ребёнка.
-Проводить анализ заболеваемости.
-Приобщать детей к общечеловеческим ценностям.
На основе комплексного подхода педагоги рассматривают следующие вопросы:
- роль предметно-развивающей среды как важнейшего дидактического средства и компонента комплексного пространства развития ребенка;
- адаптация ребенка в МБДОУ;
- значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка;
- оздоровление и профилактика.
Систематически сотрудники МБДОУ проводят выставки и вернисажи.
В работе с родителями сложилась система, позволяющая вовлекать их в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения. Здесь применяются различные формы: дни открытых дверей, спортивные праздники, выставки, концерты, экскурсии, беседы о подготовке детей к школе и т.д. Проводятся индивидуальные и групповые консультации по вопросам домашнего воспитания. Систематически выявляются позиции педагогов и родителей по актуальным проблемам.
Образовательные технологии
Современные технологии всё глубже проникают в нашу жизнь и могут быть эффективно использованы для повышения качества обучения детей дошкольного возраста.
В МБДОУ создаются организационно-педагогические условия для внедрения современных технологий в образовательную практику.
Современные педагогические технологии, реализуемые в МБДОУ:
- Проблемное обучение
- Технология использования игровых методов обучения
- Информационно-коммуникационные технологии
Данные технологии реализуют компетентный подход в обучении и воспитании дошкольников, обеспечивают формирование ключевых компетентностей воспитанников. Благодаря использованию современных педагогических технологий есть позитивная динамика качества обучения, уровня обученности, уровня воспитанности детей9.
При организации педагогического процесса обеспечивается оптимальная учебная нагрузка на дошкольников в рамках реализации образовательных программ с учетом:
• - возраста;
• - индивидуальных особенностей и состояния здоровья детей;
• - цикличности физиологических функций организма детей в течение дня, недели, года;
• - уровня сложности, последовательности, продолжительности непосредственно образовательной деятельности;
• - сбалансированности различных видов деятельности.
________________________
9. Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. М.-Академия, 2004, С.45
Расписание непосредственно образовательной деятельности составлено в соответствии с санитарными нормами организации образовательного процесса.
Основой организации воспитательнообразовательной работы является использование педагогической диагностики, позволяющей осуществлять индивидуально дифференцированный подход и создавать условия для развития каждого ребёнка.
Общая направленность учебно-воспитательного процесса нацелена на эффективное достижение результатов посредством реализации общеобразовательной и развития образовательных возможностей каждого ребенка. Это возможно при эффективном построении педагогического процесса. Поэтому коллектив МБДОУ делает упор на построение учебного процесса в трех направлениях:
традиционное обучение, где обновление учебного процесса направлено на такую организацию, при которой дети способны полностью усвоить необходимый учебный материал в системе непосредственно образовательной деятельности;
инновационные технологии, которые направлены на развитие познавательных способностей каждого ребенка, его творчества и индивидуальности;
дополнительное образование, выстраиваемое с учетом интересов ребенка, запросов родителей, базирующееся на современных технологиях взаимодействия взрослого и ребенка, ребенка и сверстников.
В МБДОУ используются разнообразные формы организации образовательного процесса. Воспитательно образовательная работа включает фронтальные, индивидуальные и подгрупповые занятия.
Кроме традиционных форм и методов используются нетрадиционные (занятия соревнования, занятия путешествия , занятия экскурсии и др.), где реализуется принцип индивидуального подхода к каждому ребёнку в соответствии с его физическим, психологическим и интеллектуальным здоровьем.
МБДОУ решает две основные задачи: помогает ребёнку освоить основную программу и создаёт условия для всестороннего его развития.
Дополнительное образование в МБДОУ ведется по направлениям: художественно - эстетическое и социально - личностное . Воспитанники детского сада имеют возможность в соответствии с интересами и склонностями посещать кружки
5. Планирование воспитательно образовательной работы
Планирование - это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом. Планирование позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий. Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей, на осмыслении ими целей и своих задач в совместной деятельности, на желании сделать жизнь в детском саду интересной, полезной, творческой10.
При выборе модели планирования следует учитывать профессиональную подготовку каждого педагога, его опыт, умение видеть результаты своей деятельности, анализировать их, а также условия работы ДОУ. Календарный план является основным документом в работе с детьми, предусматривающий планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы на каждый день. Без этого документа воспитатель не имеет права приступать к работе. Воспитание культуры поведения и нравственных качеств осуществляется в процессе всей образовательной работы с детьми (в быту, играх, труде, на занятиях) и отдельным разделом планироваться не могут. В таких случаях целесообразно составлять перспективное планирование с применением педагогических методов и приёмов, используя последующее их усложнение и изменение требований.
_______________________
10. Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. М.-Академия, 2004, С.55
Составление воспитателем и перспективного, и календарного планов позволяет избежать многих недостатков планирования, но перегружает воспитателей, так как в этом случае им приходится вести два плана. Соответственно, актуальной формой планирования является перспективно-календарная: часть работы планируется на месяц, а конкретное содержание на каждый день.
Перспективно-календарное планирование предусматривает:
1. Взаимосвязь основных видов деятельности детей (игра, труд, обучение и др.)
2. Реализацию принципов последовательности и систематичности в решении воспитательных и образовательных задач на месяц.
3. Преемственность задач по всем разделам программы определенной возрастной группы.
4. Систему индивидуальной работы с конкретными детьми непосредственно после проведенного занятия, игры, труда.
5. Запись наблюдений в план накануне или в тот же день. При использовании такого вида написания плана следует определить дни проведения итоговых занятий, бесед, экскурсий, комплексных занятий. Ну, а в целом, данное планирование экономит силы и время педагога, позволяя выстроить и увидеть целостную картину воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ, что особенно важно при тематическом планировании на год, интеграции образовательных областей, осуществлении проектов, экспериментально исследовательской деятельности детей и модульного принципа работы. Многие виды деятельности повторяются ежедневно в течение определённого отрезка времени, поэтому целесообразно планировать их сразу на месяц, не вписывая их в ежедневный план работы. При таком подходе к написанию плана воспитательно-образовательной работы следует в ежедневном плане отражать утренний отрезок времени, первую и вторую половину дня, прогулку.
Планирование утреннего отрезка времени:
на месяц - труд в уголке природы;
- наблюдения;
- утренняя гимнастика;
- повседневный труд (дежурства);
- привитие КГН;
- занятия по интересам;
- игровая деятельность детей;
ежедневно - исправление и воспитание у детей правильного звукопроизношения;
- развитие устной речи и выработке правильной интонации;
- стимулирование двигательной активности и др. - индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности.
Планирование прогулки:
на месяц подвижные игры;
- труд;
- наблюдение;
- экскурсии;
- закаливающие процедуры;
ежедневно работа с родителями - сюжетно ролевые игры;
- физические упражнения;
- индивидуальная работа.
Первая половина дня:
на месяц художественная литература (тексты для длительного чтения, и непродолжительного чтения) - дежурства (но, если вводится новый вид дежурства, то эта работа отражается в календарном плане).
- труд по самообслуживанию - привитие КГН.
- занятия по интересам.
- игровая деятельность детей;
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- закаливающие процедуры.
- праздники, досуги, развлечения
ежедневно специально организованная деятельность - виды индивидуальной работы (а сама индивидуальная работа с указанием фамилий детей вписывается в план после проведения занятия, игры или труда).
Вторая половина дня:
на месяц повседневный труд (дежурства);
- привитие КГН; - занятия по интересам.
- игровая деятельность детей;
- художественная литература (тексты для длительного чтения, и непродолжительного чтения) - совместная деятельность воспитателя с детьми;
- закаливающие процедуры.
ежедневно - сюжетно ролевые игры;
- физические упражнения;
- индивидуальная работа;
- работа с родителями
Перспективный план работы воспитателя на месяц может оформляться в любой удобной для конкретного педагога форме: схематично блочная, цикличная по формам работы и др. и должен быть утверждён заместителем заведующего по ВМР ДОУ.
Предлагаемое планирование творческой группе - рассмотреть возможности разработки трех вариантов планирования:
1. Рабочая программа + перспективно-календарный план;
2. Перспективный план + новая форма календарного плана;
3. Тематическое перспективно-календарное планирование.
Модель плана и форма его написания будут рассмотрены на педагогическом совете. Планирование это творческий и трудоёмкий процесс, но надо помнить, что эффективность образовательного процесса в ДОУ во многом зависит от качества его планирования.
Библиографический список
- Дубровина, В.П., Милашевич, Е.П. Педагогическая практика в детском саду/ В.П. Дубровина, Е.П. Милашевич. М.- 1998.
- Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. М.-Академия.- 2000.
- Козлова, А.М., Никифорова, Е.В., Скопинова, Н.А. Дошкольное образование: Психолого-педагогическая практика: Учебно-методическое пособие / А.М. Козлова, Е.В. Никифорова, Н.А. Скопионова. М.: ЦГЛ, 2002. - 80 с.
- Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. М.-Академия, 2004.
- Семушина, Л.Г., Ступникова, Л.П. Формирование аналитических и проектировочных умений у студентов средних специальных учебных заведений Л.Г. Семушина, Л.П. Ступникова. М.-1994.
- http://studopedia.net/7_1279_pedagogicheskiy-protsess-osobennosti-pedagogicheskogo-protsessa-printsipi-ego-organizatsii.html
- http://www.maam.ru/maps/news/18197.html
Педагогический процесс