Философия Востока

Филиал Государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Международный университет природы, общества и человека «Дубна» - Дмитровский институт непрерывного образования» (филиал ДИНО университета «Дубна»)

Эссе по дисциплине «Философия» на тему: «Философия Востока»

Выполнил студент Ф.И.О, специальность, группа

Проверил к.и.н., доцент Анисимов В.Д.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………3

Основная часть…………………………………………………………….5

Заключение………………………………………………………………...8

Список источников и литературы……………………………………….10

ВВЕДЕНИЕ

Понятие философия происходит от греческих слов «phileo» - любовь и «sophia» - мудрость и означает любовь к мудрости. В практическом понимании философия- это форма общественного познания, мировоззрения, система идей, взглядов на мир и на место человека в нем. Данная наука исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.

Ученые видели суть философии по-разному. Одни считали, что она в поиске истины (Пифагор), другая категория считает, что истину нужно утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам (софисты). Некоторые мыслители уповают не небо, следующие - на землю. Одна из категорий обращается к богу, другая к человеку; одни утверждают, что самодостаточность философии, очередные говорят, что философия призвана на службу обществу, человеку и пр. Все приведенные доводы доказывают, что философию отличает многообразие подходов к собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.

Философия нацелена на:

1) Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и не бытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытии получило название онтологии (то греческого ontos - сущее и logos - учение);

2) Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или не познаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т.п. Данное философское учение стали именовать гносеологией (от греческого gnosis - знание, познание и logos - учение)

3)Изучение всеобщих вопросов функционирования и прогрессирования общества. Формально эта проблема присутствует в учении о бытие. Но так как, именно общество формирует социальные качества человека, данную проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией.

4) Исследование наиболее общих и существенных проблем человека. Данный раздел также представляется одним из важнейших для философии, так как конкретно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека носит название философской антропологии.

Таким образом, философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Под философией Древнего Востока понимается совокупность религиозно-философских систем, существовавших в VI - I вв. до нашей эры в цивилизациях Египта, Вавилона, Китая и Индии. Приоритетными чертами указанной философии, выделяющей её в чреде прочих философских систем, являются:

  • Размытость границ между философским и религиозным дискурсами.
  • Ярко выраженный иррационализм.
  • Приоритет онтологической проблематики над гносеологической.
  • Интровертность мышления.
  • Отсутствие антропоцентристской перспективы в познании.

Традиционную форму мысль Древнего Востока обрела в Индии и Китае. И по сей день в достаточной мере сохранилось большое количество письменных источников, подтверждающих, что на базе анализа религиозно-философских систем Индии и Китая, возможно составить представление о сущности и содержании древневосточного способа философствования. 

Специфика восточной философии заключена в своеобразии Востока как культурного типа. Причины своеобразия восточной культуры;

  • Климат и география.
  • Традиционализм культуры.
  • Громадная роль религии в общественной и индивидуальной жизни. 
  • Особенности антропологии и психологии людей Востока.

Особенности восточного мышления:

Восточное мышление более интровертно, нежели западное. Данное мышление скорее эмоционально-образное, чем логическое.

Разум имеет здесь более широкие границы, чем на Западе: это не столько человеческая способность, сколько космическая сила.

Для восточного мышления не присущ антропоцентризм.
Религия и философия в Древней Индии

Восток разнообразен по своему составу и, несмотря на наличие общих существенных признаков, представлен цивилизациями и культурами, которые часто не просто различаются, а конфликтуют друг с другом. Свои особенные черты имеет и древнеиндийская цивилизация. Это, прежде всего:

  • Жесткая кастовая социальная структура.
  • Интеллектуальная и религиозная пассивность людей. 
  • Интровертный характер религиозности
  • Приоритет иррационального над рациональны

Древнеиндийская философия представлена ортодоксальными системами мимамси, веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика и неортодоксальными - чарвака, буддизм, джайнизм.

Философия буддизма учит о существовании двух родов бытия: сансара, колесо перевоплощений живых существ,- бытие проявленное и нирвана - бытие непроявленное, идеальное состояние отрешенности, потеря чувства "я".

Санкхья говорит о существовании материальной первопричины мира - пракрити и абсолютной души - пуруши, независимой от материальной основы мира.

Философия йоги делает акцент на исследовании психологических категорий и практическое психологическое обучении.

В древнекитайской школе выделяют шесть школ:

  1. конфуцианство;
  2. моизм;
  3. школа закона;
  4. даосизм;
  5. школа "инь-янь" (натурфилософы);
  6. школа имен.

Одной из особенностей древнекитайской философии является ее нравственно-политическая направленность. Философы обращали внимание на разработку проблемы человека, его нравственного идеала и путей достижения нравственного идеала.

Наиболее влиятельной школой стало конфуцианство. В ней разработана концепция идеального человека, благородного мужа - не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры. Человек идеальный должен обладать гуманностью, человечностью, любовью к людям. Проявлениями этого являются справедливость, верность, искренность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Древние философы впервые задались вопросом; «Что лежит в основе мира?» Ясно, что при формировании мировоззрения вопрос о первом начале и основе единства многообразных явлений окружающей человека реальности вышел на первый план. По сути, философская задача в данный момент и заключалась в том, чтобы совершить попытку охвата целостным взглядом все пестрое и величественное многообразие явлений природы и общества, найти единение и связь там, где на виду выступает хаотическое сплетение вещей и процессов.

Происхождение философии относится к той эпохе глобальной истории, когда на смену первобытнообщинному строю приходит развитый строй - рабовладельческий.

Материальность мира и его целостность воспринималась древними философами как некое само собой разумеющееся, необходимо было показать, какая же конкретно единая материальная основа вещей. Одна категория философов за материальную основу и «первоначало» вещей принимали огонь. Другая - воду, третья - воздух, четвертая - материальную основу всех вещей видели не в одном, а в синтезе ряда радикально различных элементов: в огне, воздухе, воде, земле и пр. Это были, хотя и наивные, но отчаянные попытки объяснить мир из него самого, с помощью естественных причин. Рассуждения мыслителей древности о материальной основе любых вещей стали базисным естественнонаучным подходом к явлениям природы.

В разнообразных философских учениях и школах древнего мира предвосхищены главные тенденции предстоящего развития философской мысли.

Переход к феодальному общественному строю ознаменовался упадком значения философии, как самостоятельной науки. Его сопровождало вытеснение многобожия единобожием. Доминирующей формой религии в Европе стало христианство. По христианскому учению мир создан единым богом. Торжество христианства можно разъяснить тем, что оно наиболее всецело соответствовало социальным, политическим и культурным запросам феодального общества. Философия практически на целое тысячелетие было превращено в служанку богословия. Для мировоззрения античности был характерен космоцентризм, то для средневекового - теоцентризм.

В данный момент наблюдается тенденция к возобновлению интереса в восточной философии. Многие вещи не претерпевают метаморфозы со временем, и философские мысли успешно отвечают на многие вопросы, и, конечно, помогают жить. Многие из людей используют восточную медицину, основанную на философии Востока.

Философия Востока одна из самых сложных. При ее изучении необходимо понимать, вникать и думать.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев, П. В. Философия: учеб. / П. В. Панин, А. В. Панин. - М.: ТК Велби, Проспект, 2008
  2. Антонов Е.А. История философии: Курс лекций. – Белгород, 2000. – Тема 2.
  3. Антонов Е.А., Воронина М.В. Философия: Учебное пособие. – Белгород, 2000. – Тема 2.
  4. Бродов В.В. Древнеиндийская философия. – М., 1972.
  5. Введение в философию: В 2 тт. Т.1. /Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. – Глава 2, §2.
  6. История и философия науки (Философия науки) Крянев Ю.В., Моторина Л.Е. - Москва Альфа-М, ИНФРА-М, 2007. -336c.
  7. Кармин, А. С. Философия : учеб. для вузов / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. - СПб. : Питер,2009.
  8. Краткий очерк истории философии /Под ред. М.Т. Йовчука, Т.И. Ойзермана, И.Я. Щипанова. – М., 1971. – Глава II, IV.1.
  9. Основы философии Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П. - Ростов-на-Дону Феникс, 2007.-320c.
  10. Философия: Учебник для вузов /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2001. – Раздел II, глава 1.
  11. Философия : учеб. пособие для высших учебных заведений / отв. редактор В. П. Кохановский. - Ростов н/Д : Феникс, 2008.
  12. Философия : учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Гардарики, 2007.
  13. http://www.filosofio.ru/filosofiya-drevnego-vostoka/ponyatie-filosofii-drevnego-vostoka.html
  14. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st004.shtml

Философия Востока