Сертификация и подтверждение соответствия
Контрольная работа
Сертификация и подтверждение соответствия
Содержание
1. Общие сведения о сертификации и подтверждении соответствия
2. Цели подтверждения соответствия
3. Принципы подтверждения соответствия
4. Формы подтверждения соответствия
5. Добровольное подтверждение соответствия
6. Обязательное подтверждение соответствия
7. Права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия
8. Условия ввоза на территорию РФ продукции, подлежащей обязательному
подтверждению соответствия и признание результатов
подтверждения соответствия
Литература
1. Общие сведения о сертификации и подтверждении соответствия
В условиях современного рынка продавец, чтобы реализовать продукцию, обращает внимание на те ее товарные свойства, которые больше всего интересуют потребителя, а это далеко не всегда показатели безопасности. Поэтому основные издержки изготовителя при обеспечении качества продукции идут на достижение товарных характеристик, а затраты на поддержание безопасности продукции он готов минимизировать. Приобретатель тоже не очень заинтересован оплачивать расходы на охрану окружающей среды. Вместе с тем эффективность создания либо продукции, либо услуг (в том числе и образовательных) определяется двум параметрами: «качество» и «цена». Цена, безусловно, отражает качество. Спрос на продукцию и услуги определяется соотношением цена/качество. В конкурентной борьбе побеждает тот, у кого при сопоставимой цене выше качество.
Повышению качества продукции способствует конкуренция между производителями, которые, как правило, выходят на рынок для решения прежде всего своих задач, а не для удовлетворения потребностей приобретателя. Вместе с тем для успеха на рынке решающую роль играет качество и конкурентоспособность продукции.
Приобретатель не всегда может безошибочно выбрать качественный товар из-за недостатка полной и достоверной информации, а главное, из-за отсутствия необходимых знаний и технической возможности проверить декларируемые продавцом свойства продукции. Вполне удовлетворительная на вид продукция может оказаться некачественной, поскольку ее потребительские свойства зависят от многих факторов: качества исходного сырья, технологии изготовления и т. д. Приобретатель может рассчитывать лишь иа свой опыт, субъективное суждение и гарантии продавца. К тому же, постоянно расширяющийся рынок, новые технологии изготовления продукции могут опережать накопляемый приобретателем опыт. Не имея возможности доподлинно выяснить все достоинства и недостатки товара, приобретатель вынужден доверять в основном только марке фирмы-изготовителя. Но и это не всегда гарантия правильного выбора, поскольку возможна фальсификация товаров под известную фирму, особенно там, где плохо работает механизм защиты авторских прав и товарных знаков. Ошибка приобретателя в оценке качества продукции может привести к сбою конкуренции.
Защитить приобретателя от недобросовестности производителя и продавца некачественной или фальсифицированной продукции призваны подтверждение соответствия и сертификация. Это предусмотрено в новом законе, где выделены два важных положения:
- введение обобщающего понятия, принятого в международной практике, «Подтверждение соответствия» как документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;
- введение «Знака обращения» на российский рынок товаров и услуг. Основанием для получения знака является зарегистрированная декларация о соответствии или сертификат соответствия.
Термин «сертификация» произошел от слова «сертификат» (фр. certificat, лат. “certum” верно и “facere” делать), что означает «сделано верно». Как таковая, сертификация появилась очень давно. Ремесленники в древних городах каким-либо способом помечали свои изделия, чтобы удостоверить свое авторство. Таким подтверждением являлось, например, клеймо мастера на изделии. Свидетельством качества товара часто выступало просто заявление мастера, если он имел высокую и безупречную репутацию среди покупателей.
Собственно термин «сертификация» в общепринятой международной терминологии определяется как установление соответствия. Впервые он был сформулирован и определен Комитетом по сертификации (СЕРТИКО) ИСО и включен в Руководство № 2 ИСО (ИСО/МЭК 2) версии 1982 г. «Общие термины и определения в области стандартизации, сертификации и аккредитации испытательных лабораторий».
Согласно этому документу, сертификация определялась как действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие или услуга соответствует определенным стандартам, техническим условиям или другим нормативным документам. При этом под сертификатом соответствия (сертификатом) понимался выдаваемый в соответствии с правилами системы сертификации документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров конкретному стандарту или другому нормативному документу.
Применяемая в настоящее время нормативная база включает несколько вариантов систем сертификации, отличающиеся объемом и содержанием сертификационных работ. Во всех вариантах предусмотрено выполнение определенных аттестационных и контрольных проверок, при положительных результатах которых сертифицируемой продукции может быть выдан соответствующий сертификат качества.
Методологической основой построения основных систем сертификации являются Федеральный закон «О техническом регулировании», закон «О защите прав потребителей» и нормативные документы ИСО, МЭК, Системы сертификатов, Международной организации законодательной метрологии и пр. Другими основополагающими законами, регулирующими деятельность по сертификации в России, являются Закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений», Федеральный Закон Российской Федерации «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральный Закон Российской Федерации «Об основах охраны труда в Российской Федерации».
2. Цели подтверждения соответствия
Подтверждение соответствия осуществляется в целях:
- удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентом, стандартам, условиям договоров;
содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.
Как следует из определения понятия подтверждения соответствия (ст. 2 настоящего закона), его главная цель документальное удостоверение соответствия продукции, работ или услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Кроме документального удостоверения, продукция, соответствующая национальному стандарту, маркируется знаком соответствия, а продукция, соответствующая техническому регламенту, знаком обращения на рынке. Эти два знака главным образом и определяют возможность достижения целей производства продукции и оказания услуг содействие приобретателям в выборе продукции, работ, услуг. Подтверждение соответствия является основным документом, способствующим повышению конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках.
Подтверждение соответствия стимулирует создание условий для обеспечения свободного перемещения и реализации товаров внутри страны, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.
3. Принципы подтверждения соответствия
Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов:
доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;
недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;
уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;
недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;
защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при Осуществлении подтверждения соответствия;
недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.
Подтверждение соответствия разрабатывается и применяется равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. Сформулированные в статье принципы направлены на достижение целей подтверждения соответствия. Законом устанавливается обязанность лиц, осуществляющих подтверждение соответствия, обеспечивать доступность информации о действующем порядке подтверждения соответствия для всех заинтересованных лиц, принимать меры по сокращению сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя.
Для тех видов продукции, на которые распространяется конкретный специальный технический регламент, формы и схемы обязательного подтверждения соответствия должны содержаться в этом техническом регламенте.
Настоящим законом не допускается применение обязательного, подтверждения соответствия к тем объектам, на которые не установлены требования технических регламентов, более того, недопустимо принуждение и к осуществлению добровольного подтверждения соответствия. Этот принцип закрепляет свободу действий производителя, который может в тех случаях, когда на производимую им продукцию распространяется действие национального стандарта, не подтверждать соответствие. Однако в условиях конкурентного рынка производитель тем самым может поставить себя в экономически невыгодную ситуацию.
Если на объект установлены требования технических регламентов, они не могут подтверждаться добровольной сертификацией.
Лицу, осуществляющему подтверждение соответствия, могут стать известными конфиденциальные сведения, составляющие коммерческую тайну, например, планируемые объемы выпуска продукции и рынки сбыта, намечаемые усовершенствования продукции. Закон обязывает защищать имущественные интересы заявителя, соблюдать коммерческую тайну.
Подтверждение соответствия продукции и услуг техническим регламентам обязательно, поскольку продукция, подлежащая обязательному подтверждению соответствия, может выпускаться в обращение только после процедуры осуществления подтверждения соответствия. Подтверждение соответствия, как обязательного, так и добровольного, должно осуществляться по правилам, относящимся одинаково ко всем объектам подтверждения соответствия, не зависимо от того, где они изготовлены или осуществлены, кем и на основе каких документов.
4. Формы подтверждения соответствия
Федеральный закон «О техническом регулировании» предусматривает на территории Российской Федерации что подтверждение соответствия может носить добровольный или обязательный характер.
Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.
Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии (далее декларирование соответствия), обязательной сертификации.
Порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия устанавливается настоящим Федеральным законом. Применяемые формы подтверждения соответствия приведены на рис. 1.
Рис. 1 Формы подтверждения соответствия
Добровольное подтверждение соответствия носит форму добровольной сертификации.
Обязательное подтверждение соответствия продукции и услуг является одной из составляющих механизма оценки их безопасности. Для проведения подтверждения соответствия конкретной продукции (услуги) необходимо наличие требований, установленных в нормативном документе, и возможности представить необходимые для уверенности в ее безопасности доказательства.
Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.
Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.
Орган по сертификации:
осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;
выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;
предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;
приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.
5. Добровольное подтверждение соответствия
Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.
Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями. Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации. Системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия.
Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по; техническому регулированию.
Для регистрации системы добровольной сертификации в федеральным орган исполнительной власти по техническому регулированию представляются:
свидетельство о государственной регистрации юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя;
правила функционирования системы добровольной сертификации, которыми предусмотрены положения п. 2 настоящей статьи;
изображение знака соответствия, применяемое в данной системе добровольной сертификации, если применение знака соответствия предусмотрено, и порядок применения знака соответствия;
документ об оплате регистрации системы добровольной сертификации.
Регистрация системы добровольной сертификации осуществляется в течение пяти дней с момента представления документов, предусмотренных настоящим пунктом для регистрации системы добровольной сертификации, в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию. Порядок регистрации системы добровольной сертификации и размер платы за регистрацию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Плата за регистрацию системы добровольной сертификации подлежит зачислению в федеральный бюджет.
Отказ в регистрации системы добровольной сертификации допускается только в случае непредставления документов, предусмотренных п. 3 настоящей статьи, или совпадения наименования системы и (или) изображения знака соответствия с наименованием системы и (или) изображением знака соответствия зарегистрированной ранее системы добровольной сертификации. Уведомление об отказе в регистрации системы добровольной сертификации направляется заявителю в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в регистрации этой системы с указанием оснований для отказа.
Отказ в регистрации системы добровольной сертификации может быть обжалован в судебном порядке.
Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведет единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации, содержащий сведения о юридических лицах и (или) об индивидуальных предпринимателях, создавших системы добровольной сертификации, о правилах функционирования систем добровольной сертификации, которыми предусмотрены положения закона, знаках соответствия и порядке их применения. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию должен обеспечить доступность сведений, содержащихся в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации, заинтересованным лицам. Порядок ведения единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации и порядок предоставления сведений, содержащихся в этом реестре, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
В настоящем законе отмечается широкий спектр объектов добровольного подтверждения соответствия: продукция и связанные с продукцией процессы, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.
Добровольное подтверждение соответствия осуществляется органами по сертификации, которые проводят подтверждение соответствия, т. е. выдают заявителю документальное удостоверение соответствия в виде сертификатов соответствия и права на применение знака соответствия. Орган по сертификации может приостанавливать или прекращать действие выданных им сертификатов соответствия.
Создать систему добровольной сертификации может юридическое лицо и (или) индивидуальный предприниматель или несколько юридических лиц и (или) индивидуальные предприниматели, Закон определяет минимальный состав требований к лицам, создающим систему добровольной сертификации. Эти лица должны:
установить перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик;
установить правила выполнения работ по сертификации и порядок их оплаты;
определить состав участников создаваемой системы добровольной сертификации.
Участниками системы добровольной сертификации могут быть:
орган по сертификации; испытательные лаборатории (центры);
организации, осуществляющие сертификацию систем качества;
заявители.
В последние годы большое внимание уделяется управлению качеством промышленной продукции, в том числе в процессе ее изготовления. Разработанные стандарты предусматривают выполнение комплекса работ на предприятии (организации), которые повышают уверенность потребителя в том, что поставляемая продукция будет соответствовать заявленному качеству.
В настоящее время в Российской Федерации действует и зарегистрирована в Государственном реестре система сертификации систем качества и производств, получившая краткое название «Регистр систем качества». Этот регистра представляет собой систему сертификации, построенную в соответствии с действующим законодательством. Российской Федерации (пока без учета влияния Федерального закона «О техническом регулировании»), правилами по сертификации, национальными стандартами, а также международными и европейскими правилами и процедурами (Международными стандартами ИСО серии 14000, серии 9000 и др.) В рамках данной системы сертификации осуществляются:
- сертификация систем качества;
- сертификация производств;
- инспекционный контроль за, сертифицированными системами качества и производствами;
- международное сотрудничество в области сертификации систем качества в интересах взаимного признания ее результатов.
При такой сертификации должны быть обеспечены:
- добровольность;
- бесдискриминационный доступ к участию в процессах сертификации;
- объективность оценок;
- воспроизводимость результатов оценок;
- конфиденциальность;
- информативность;
- специализация органов по сертификации систем качества (производства);
- проверка выполнения требований, предъявляемых к продукции: (услуге) в законодательно регулируемой сфере;
- достоверность доказательств со стороны заявителя соответствия системы качества нормативным требованиям.
Объекты сертификации, сертифицированные в системе добровольной сертификации, могут маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации. Порядок применения такого знака соответствия устанавливается правилами соответствующей системы добровольной сертификации.
6 Обязательное подтверждение соответствия
Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:
принятия декларации о соответствии (далее декларирование соответствия),
обязательной сертификации.
Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.
Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:
принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;
принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации в (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (далее третья сторона).
Схема декларирования соответствия с участием третьей стороны устанавливается в техническом регламенте в случае, если отсутствие третьей стороны приводит к недостижению целей подтверждения соответствия.
Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом.
Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.
Сертификат соответствия включает в себя:
- наименование и местонахождение заявителя;
- наименование и местонахождение изготовителя продукции прошедшей сертификацию;
наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия;
информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект;
наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация;
информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях;
информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия к продукции требованиям технических регламентов;
срок действия сертификата соответствия.
Срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом. Форма сертификата соответствия утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
Необходимость подтверждения соответствия путем проведения обязательной сертификации устанавливает соответствующий технический регламент, содержащий схемы сертификации, применяемые для объектов, на которые распространяется данный технический регламент.
Обязательную сертификацию могут проводить только государственные органы управления или аккредитуемые ими организации и она проводится по требованиям, установленным Федеральными законами техническими регламентами.
Схемы сертификации, содержащиеся в техническом регламенте, могут различаться как по их доказательности, так и по объему необходимых контрольных и инспекционных действий и стоимости. Заявитель имеет право выбирать схему сертификации, поскольку он заинтересован в том, чтобы быть уверенным в соответствии продукции требованиям технических регламентов, то не обязательно основным критерием выбора должна быть стоимость.
Сертификат соответствия продукции требованиям технических регламентов выдается заявителю органом по сертификации после проведения контрольных действий, предусмотренных схемами сертификации, при условии получения положительных результатов, на основании которых установлено соответствие продукции требованиям технических регламентов. Сертификат содержит сведения о заявителе, изготовителе, органе по сертификации, выдавшем сертификат, объекте сертификации, проведенных испытаниях и представленных доказательствах соответствия, установленных техническим регламентом. Набор подобных сведений достаточен для установления факта сертификации объекта при осуществлении контроля органом по сертификации и при государственном контроле.
Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Орган по сертификации:
привлекает на договорной основе для проведения исследований (испытаний) и измерений испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее аккредитованные испытательные лаборатории (центры));
осуществляет контроль за объектами сертификации, если такой контроль предусмотрен соответствующей схемой обязательной сертификации и договором;
ведет реестр выданных им сертификатов соответствия;
информирует соответствующие органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее;
приостанавливает или прекращает действие выданного им сертификата соответствия;
обеспечивает предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации;
устанавливает стоимость работ по сертификации на основе утвержденной Правительством Российской Федерации методики определения стоимости таких работ.
Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведет единый реестр выданных сертификатов соответствия. Порядок ведения единого реестра выданных сертификатов соответствия, порядок предоставления содержащихся в едином |реестре сведений и порядок оплаты за предоставление содержащихся в указанном реестре сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Исследования (испытания) и измерения продукции при осуществлении обязательной сертификации проводятся аккредитованными испытательными лабораториями (центрами). Аккредитованные испытательные лаборатории (центры) проводят исследования (испытания) и измерения продукции в пределах своей области аккредитации на условиях договоров с органами по сертификации.
Органы по сертификации не вправе предоставлять аккредитованным испытательным лабораториям (центрам) сведения о заявителе.
Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) оформляет результаты исследований (испытаний) и измерений соответствующими протоколами, на основании которых орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия. Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) обязана обеспечить достоверность результатов исследований (испытаний) и измерений.
Структура системы сертификации, определяемая настоящим Федеральным законом, не предусматривает наличия центральных органов по сертификации, которые в соответствии с действовавшим законом «О сертификации продукции и услуг» выполняли организующую и координирующую роль в возглавляемых ими системах сертификации.
Законом им предоставляется самостоятельность при условии выполнения требований, установленных правилами по аккредитации. Порядок аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) устанавливается и регламентируется Правительством Российской Федерации.
Основная задача органов по сертификации выдача сертификатов соответствия. Для решения этой задачи орган по сертификации организует проведение исследований (испытаний) и измерений привлекая для этого аккредитованные испытательные лаборатории (центры) на договорной основе. Для сведения заявителей орган по сертификации предоставляет информацию о порядке проведения сертификации и устанавливает стоимость работ по сертификации.
После выдачи сертификата орган по сертификации осуществляет контроль за объектами сертификации, если он предусмотрен схемой сертификации, приостанавливает или прекращает действие выданного им сертификата, если обнаружатся нарушения требований технического регламента, на соответствие которому осуществлялась сертификация, ведет реестр выданных сертификатов.
Сведения о выданных сертификатах орган по сертификации обязан передавать в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию), который ведет единый реестр выданных сертификатов. Закон вменяет органам по сертификации обязанность информирования органов государственного контроля (надзора) о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее.
Обязанности аккредитованных испытательных лабораторий и центров как организаций, работающих в технической области, существенно не изменились. Их главной задачей является проведение объективных исследований, испытаний и измерений характеристик продукции и выдача достоверных результатов в виде соответствующих протоколов в орган по сертификации.
На основании этих протоколов орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия заявителю. Отношения между органом по сертификации и испытательными лабораториями (центрами) договорные. Закон запрещает органам по сертификации предоставлять испытательным лабораториям и центрам сведения о заявителе, что повышает объективность результатов испытаний.
Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, маркируется знаком обращения на рынке. Изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством Российской Федерации. Данный знак не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях.
Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом.
7. Права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия
Заявитель вправе:
- выбирать форму и схему подтверждения соответствия, предусмотренные для определенных видов продукции соответствующим техническим регламентом;
- обращаться для осуществления обязательной сертификации в любой орган по сертификации, область аккредитации которого распространяется на продукцию, которую заявитель намеревается сертифицировать;
- обращаться в орган по аккредитации, с жалобами на неправомерные действия органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заявитель обязан:
обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов;
выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;
указывать в сопроводительной технической документации и при маркировке продукции сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии;
предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии);
приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек либо действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено либо прекращено;
извещать орган по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции;
приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не соответствует требованиям технических регламентов, на основании решений органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
8. Условия ввоза на территорию РФ продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия и признание результатов подтверждения соответствия
Для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании.
Представление указанных документов не требуется в случае помещения продукции под таможенный режим отказа в пользу государства. Для целей таможенного оформления продукции списки продукции, на которую распространяется действие абзаца первого настоящего пункта, с указанием кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации на основании технических регламентов.
Продукция, подлежащая обязательному подтверждению соответствия, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации и помещаемая под таможенные режимы, которыми не предусмотрена возможность ее отчуждения, выпускается таможенными органами Российской Федерации на территорию Российской Федерации без представления указанных документов о соответствии.
Закон запрещает реализацию импортной продукции, подлежащей обязательной сертификации, без сертификата, выданного и признанного в установленном порядке. Импортная продукция, на которую распространяется действие технических регламентов, должна иметь подтверждение соответствия по тем же правилам, что и продукция российских производителей.
В случае помещения продукции под таможенный режим отказа в пользу государства представление соответствующих документов не требуется. Списки продукции, содержащие коды Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), утверждаются Правительством Российской Федерации. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности принята в качестве основы системы регулирования внешнеэкономической деятельности, в том числе таможенной статистики. Коды ТН ВЭД являются обязательными реквизитами унифицированных форм документации при регистрации участников внешнеэкономической деятельности, лицензировании, квотировании, декларировании товаров, внешнеторговой статистической отчетности, таможенной статистике и в других документах и основан на «Гармонизированной системе описания и кодирования товаров» и «Комбинированной номенклатуре БЭС».
Исключением из правила о необходимости подтверждения соответствия является продукция, которая не поступает в торговлю.
Правительство Российской Федерации определяет порядок ввоза импортируемой продукции, на которую требуется представление декларации о соответствии или сертификата соответствия, включающий срок хранения товаров под таможенным контролем, правила заполнения соответствующих реквизитов таможенной декларации, а также действия должностных лиц таможенных органов.
Полученные за пределами территории Российской Федерации документы о подтверждении соответствия, знаки соответствия, протоколы исследований (испытаний) и измерений продукции могут быть признаны в Российской Федерации.
С целью сокращения времени и материальных затрат, необходимых для подтверждения соответствия, международным договором в Российской Федерации могут предусматриваться меры доверия к результатам, полученным при подтверждении соответствия, осуществленном в стране-импортере. В этом случае документы о подтверждении соответствия, знаки соответствия, протоколы исследований (испытаний) и измерений могут быть признаны в нашей стране.
ЛИТЕРАТУРА
- Метрология и электрорадиоизмерения в телекоммуникационных системах: Учебник для вузов / В.И. Нефедов, В.И. Хахин, Е.В. Федорова и др.; Под ред. В.И. Нефедова. М.: Высш. шк., 2005
- Метрология и электрорадиоизмерения в телекоммуникационных системах: Учебник для вузов / В.И. Нефедов, В.И. Хахин, Е.В. Федорова и др.; Под ред. В.И. Нефедова. М.: Высш. шк., 2011
- Метрологическое обеспечение систем передачи, Учебное пособие для вузов/ Б.П. Хромой, В.С. Серебрин, А.Л. Сенявский и др.; Под ред. проф. Б.П. Хромого М.: Радио и связь, 1991-392с.
- Метрология, стандартизация и измерения в технике связи. Учебное пособие для вузов/ Б.П. Хромой, А.В. Кандинов, А.Л. Сенявский и др.; Под ред. проф. Б.П. Хромого М.: Радио и связь, 1986-424с.
- ГОСТ 8.009-84. Нормирование и использование метрологических характеристик средств измерений. РД50-453-84. Методический материал по применению ГОСТ 8.009-84. Издательство стандартов 1988г.
- Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12. 2002 года № 184 - ФЗ.
- Сергеев А.Г., Крохин В.В. Метрология. Учебное пособие для вузов. - М.: ЛОГОС, 2011-408с.
- Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2010-711с.
- Мирский Г.Я. Электронные измерения. -М.: Радио и связь, 2006- 440с.
- Кушнир В.Д. Электроизмерения.- М.: Радио и связь, 2005-368с.
- Кушнир В.Д. Электроизмерения.-Л.: Энергоатомиздат., 2013-320с.
- Шишкин И.Ф. Метрология, стандартизация и управление качеством.-М.: Издательство стандартов, 2010.
- Кушнир Ф.В., Савенко В.Г., Верник С.М. Измерения в технике связи.-М.: Связь, 2006.
- Дворяшин Б.В. Основы метрологии и радиоизмерения. -М.: Радио и связь, 2002.Методы измерений в системах связи. И.Г. Бакланов. М.:, Радио и связь. ИТЦ «Эко-Тренз», 2009 г.
- Технологии измерений в первичной сети. Части 1 и 2. И.Г. Бакланов. М.:, Радио и связь. ИТЦ «Эко-Тренз», 2010г.
Подтверждение соответствия
обровольное
Обязательное
Добровольная сертификация
Декларирование соответствия
Обязательная сертификация
Сертификация и подтверждение соответствия