Роман «Братья Карамазовы» как педагогическая поэма


На первый взгляд, в названии как минимум два противоречия: само словосочетание Педагогическая поэма, если рассматривать современное значение слова Педагогика (наука о воспитании и обучении), оксюморонно, однако если обратиться к первичному значению слова (буквально с греческого — вождение детей), то противоречие снимается, так как, на наш взгляд, именно о таком отношении к детям и идёт речь в последнем романе Ф. М. Достоевского. Второе противоречие — соединение по отношению к одному произведению двух жанровых названий — тоже поверхностно, так как слово “поэма” употреблено в переносном смысле (о чём-то возвышенном, прекрасном).

Эта тема возникла неслучайно и вполне вписывается в общую тематику наших чтений, так как чтение Достоевского — это прежде всего процесс самопознания, а по роду деятельности, по социальному статусу и по мироощущению все мы здесь обучаемые и обучающие, отцы и дети, воспитывающие и воспитываемые, поэтому “подойти” с этих позиций к прочтению романа «Братья Карамазовы» давно возникла необходимость.

Особенно интересно прочесть роман с точки зрения отношения автора к воспитанию. На одном из форумов в Интернете можно прочесть следующее безапелляционное заявление: “Дети — это такие же люди, как и взрослые, но только ещё лучше, чище, настолько чище, насколько не испорчены так называемым воспитанием. Лучшее воспитание — отсутствие любого активного, целенаправленного воспитания. Даже великий Достоевский не признавал слова «воспитание». В письмах писал не «воспитывай», а «веди»”.

Тут следует возразить обращением к письмам Достоевского, в одном из которых читаем: “...Смутно на душе и тоска. Думаю о вас, о Фединьке милом, который меня крестил, об ангеле моём Любочке и о тебе очень. Аня, милая, ради Бога, будь внимательна к ним. Что ты их любишь, я знаю. Не кричи только <...> на них <...> и Веди их чисто” (Курсив мой — И. Е.)