Конспект урока «Ученье путь к умению»


Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Тема «Ученье путь к умению»

Составила и провела воспитатель Гусева Н. Р.

Форма проведения: профориентационная беседа.

Цель: Ориентация школьников на рабочие профессии с последующим поступлением в средние ПТУ.

Задачи:

Формирование представлений мира профессий, помощь в выборе профессии.

Развитие умения планировать своё будущее.

Изучение своих психологических особенностей, соотнесение их с требованиями к выбранной профессии.

Заповедь «Всё, чего добивается в жизни человек, - это дело его рук, его выбор»

Ход занятия.

I. Организационный момент. Разминка. «Чет и нечет». (4 мин.)

Цель: это упражнение будет способствовать развитию инициативы, коммуникативных навыков, снятию внутреннего напряжения. В результате данной техники произойдёт дальнейшее сближение участников между собой, потепление психологического климата.

Материалы: по 15 горошин на каждого участника.

Техника проведения: каждый участник получает по 15 горошин. Затем, зажав произвольное количество их в кулаке, он ходит по классу и контактирует с другими участниками, протягивая им свой кулак и одновременно спрашивая при этом: «Чет и нечет?». Если партнёр по общению угадывает, то он получает эти горошины себе; если же не угадывает, то отдаёт ровно столько горошин, сколько у того их было в кулаке. Победит тот, у кого окажется больше всего горошин.

2. Педагог. Проходя обучение в общеобразовательной школе, на уроках и воспитательских часах, во время экскурсий и развлечений, вы все получаете определённый объём знаний и умений. Именно на уроках трудового обучения вы получаете возможность не только получить представление о тех или иных видах труда, но и развить и проверить свои способности, склонности и интересы. Поэтому, уроки трудового обучения, можно назвать своеобразной ступенькой к будущей профессии. Скоро вам придётся воспользоваться этими знаниями для того, чтобы найти своё место в жизни. Дополнительную и специальную профессиональную информацию вы получаете в беседах с социальным педагогом, который знакомит с рабочими профессиями, с особенностями и условиями труда. Очень скоро вам предстоит ответить на вопрос «Кем быть?» и пополнить ряды трудового класса. Современный труд требует от человека не только умений, но и знаний. И поэтому, вам сначала предстоит стать студентами. Тема нашей беседы «Ученье путь к умению». Объясните смысл данной поговорки.

Объясните пословицы из этого списка:

    Живи своим умом.

    Гулять – гуляй, а дела не забывай.

    Ремесло не коромысло, плеч не оттянет, а само прокормит.

    Без столбов забор не стоит.

    Словами и туда и сюда, а делами никуда.

    Откладывай безделье, да не откладывай дела.

    И собака не лает на того, чей хлеб ест.

    Поклониться, голова не отвалится.

Педагог. Что означает слово «профессия»? Профессия (от латинского слова профессио – объявляю своим делом) - род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования. В современном обществе существует более 40 тысяч видов труда – профессий. Их число со временем меняется, появляются новые виды, исчезают старые. Есть распространённые (часто встречающиеся) профессии, а есть и редкие. Для овладения одними профессиями необходимо длительное обучение, а для овладения другими – сравнительно короткий учебный курс. Мир профессий велик и разнообразен, и разобраться в неё не так-то просто.

Из определения слова «профессия» следует, что не всякая трудовая деятельность является профессиональной, например, уход за своими родственниками или уборка своей квартиры не относятся к профессиональной деятельности. Трудовая деятельность человека может считаться профессиональной, если он имеет специальное профессиональное образование и его труд является источником дохода.

Упражнение “Самая, самая профессия”.

Инструкция: “Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий. А вы должны назвать те профессии, которые соответствуют данной характеристике. Например, самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми – «самыми денежными?». Участники дают свои варианты ответов.

    Самая зеленая профессия

    Самая денежная профессия

    Самая сладкая профессия

    Самая смешная профессия

    Самая серьезная профессия

    Самая музыкальная профессия

Педагог. О будущем стоит задуматься уже сейчас, ещё обучаясь в школе. Излишне говорить, насколько важным в жизни человека является выбор профессии. Разрабатывая планы своего профессионального будущего, вам следует учесть индивидуальные профессиональные интересы и предпочтения, способности к тому или иному виду деятельности, а также насколько востребована эта профессии на рынке труда. И конечно узнать возможности получения образования.

Выпускники, окончившие успешно общеобразовательную школу, решившие стать высококвалифицированными рабочими, могут воспользоваться правом поступления в профессионально-технические учебные заведения. Во всех училищах созданы все условия для обучения и проживания студентов: общежитие, бесплатное питание, просторные аудитории, оснащённые оборудованием мастерские, а также для всестороннего развития спортивные секции, танцевальные кружки, театральные студии. Также, наряду с профессией можно получить и полное среднее образование.

Любая профессия предъявляет определённые требования к человеку. Какими качествами должен обладать человек? Ответы детей:

    Способность понимать людей.

    Устойчивость внимания.

    Уметь контролировать свои эмоции.

    Терпение.

    Работоспособность.

    Аккуратность и ответственность.

    Умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми.

Педагог. Вокруг разнообразный и сложный мир, живя в котором необходимо постоянно искать ответы на возникающие вопросы. Ответы на одни вопросы можно найти без всяких раздумий, а для ответов на другие нужны длительные размышления. Нужно только хорошенько подумать, задать себе вопрос: «Есть ли у меня для этого необходимые знания и психологический настрой? Достаточно ли у меня выдержки, упорства и желания добиться поставленной цели?». А для этого, просто необходимо, построение личного жизненного плана.

    Успешное окончание школы;

    поступление в ПТУ;

    успешное окончание ПТУ и трудоустройство;

    постоянная работа и устойчивый заработок;

    оказание материальной помощи своей семье (родителям, младшим братьям и сёстрам);

    создание своей семьи (женитьба или замужество и рождение детей);

    забота о престарелых родителях.

Итог занятия. Педагог.

Какая информация сегодня была для вас полезна?

Что вы узнали нового?

Достаточно ли информации вы получили сегодня в беседе?

Много вокруг вас советчиков, помощников, а принимать решение, действовать, отвечать, жить – вам. Очень важно, чтобы каждый из вас уже сейчас, с первых шагов в жизни понял простую и самую главную заповедь: Всё, чего добивается в жизни человек, - это дело его рук, его выбор. Спасибо за активную работу!

Литература.

Е. Н. Прощицкая. Выбирайте профессию. М. «Просвещение». 1991.

М. Бендюков, И. Соломин, Д. Чернейко. Дорога в будущее. Самоучитель для начинающих профессиональный путь. С – П. 2000.