Влияние уроков обществознания на формирование духовно- нравственных ценностей

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

Теоретическая часть

Глава 1. Понятие нравственного воспитания и особенности старшего подросткового возраста.....................................................................................................................6

1.1 Понятие нравственного воспитания……… ..…………………………6

1.2 Понятие старшего подросткового возраста и его характерные особенности……………………………………………………………………7

  1. Психологические особенности обучения в старшем подростковом возрасте…………………………………………………………………….13

Глава 2. Влияние уроков обществознания на формирование духовно- нравственных ценностей………………………………………………………………………....16

  1. Формирование личности на уроках обществознания…………….........16
    1. Анализ учебника………………………………………………………….18

Практическая часть

Конспект урока по теме « Нравственная оценка деятельности».………….20

Заключение…………………………………………………………………….28

Список литературы……………………………………………………………29

Введение.

Ещё В. Г. Белинский утверждал, что среди множества родов образования и развития, каждое из которых важно само по себе, самое важное — образование нравственное

Данная курсовая работа посвящена изучению проблемы личностной ориентирования школьников старшего подросткового возраста, формированию человеческих ценностей и моралей непосредственно на уроках обществознания.

Актуальность данной темы связана с тем, что процессы, происходящие в современном мире, быстрый темп экономического и общественного развития меняют весь уклад жизни. Актуальность данной работы несомненна. В конце XX века, как с наследием прошлого, наша страна столкнулась с угрожающим здоровью нации падением нравственности, аморализмом, бездуховностью, криминализацией общества. Масштаб и значительность этих изменений таковы, что, безусловно, не могли не повлиять и на потребности людей, ни на их приоритеты. Однако изменения современного социального пространства, идущие в настоящее время, не дают четких ориентиров для способов и новой системы поиска смыслов и ценностей, что, несомненно, затрудняет не только социально-психологическую адаптацию людей, но и формированию личности.

Проблема изучения личностных особенностей, способствующих успешной адаптации и самореализации личности, приобретает особое звучание и актуальность для подростков. Формирование собственной активной и ответственной позиции является для подростка одной из важнейших задач возраста, также как и осознания того, что остается закрепленный социальный статус «ребенка», ограничивающий проявление самостоятельности, что в свою очередь временно стопорит процесс самореализации.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в настоящем все более сложным становится процесс присвоения подростками своего индивидуального опыта. В связи с этим можно с уверенностью сказать, что изучение духовно- нравственных процессов подростков, является одной из наиболее важных и актуальных проблем становления индивида как личности.

В подростковом возрасте личная идентичность проходит фазу становления. В конечном счёте, идентичность является осознанием себя как личности и четким пониманием своего места общества. Но также существуют и негативные результаты, когда идентификация проходит неправильно. Из негативных идентификаций складывается негативный вариант идентичности, расплывчатое, нечёткое «Я», ролевая и личностная неопределённость, ведущая к ассоциальности, а в крайних случаях к психической патологии. Нарушение процесса идентификации ведёт к отрицанию подростком самого себя, то есть нарушению идентичности.

Помимо непосредственного воздействия семьи и социума, внушительной степени на формирование личной идентичности подростка влияет школа и в частности уроки обществознания.

Тема влияния уроков обществознания на личностную идентификацию подростков достаточно новая и до конца неизученная, тем самым она представляется еще более привлекательной к рассмотрению.

Предмет: процесс формирования духовно- нравственных ценностей у школьников на уроках обществознания

Объект: школьники старшего подросткового возраста в процессе социализации

Цель: Изучение процесса морального становления школьников непосредственно на уроках обществознания и разработка методов и рекомендаций для учителей для достижения положительного результата в становлении личности учеников.

Задачи:

  1. Изучение нормативных документов:

1)ФЯСОО (Федеральное Ядро Содержания Общего Образования)

2)ФГОС (Федеральные Государственные Образовательные Стандарты)

  1. Изучение научной литературы по теме исследования

1)По обществознанию

2)По психологии

3)По социологии

  1. Анализ существующих разработок по данной теме:

1)Исследования в данной области

2)Анкетирование учителей/школьников

3)Уроки/классные часы

4)Наблюдения

5)Эксперименты

  1. Разработка методов и рекомендаций для учителей

Гипотезы:

  1. Моральные установки школьников изменяется в процессе обучения.
  2. Обществознание имеет прямое воздействие на становление личности подростков.
  3. Разработка новых методов преподавания обществознанию сделает процесс усвоения понятий о плохом и хорошем, добре и зле школьниками более эффективным.

Методы исследования:

  • Библиографический
    • Анкетирование
    • Наблюдение
    • Эксперимент

Значимость: Данное исследование имеет особую значимость как научную, так и практическую. Оно способствует пониманию процессов развития личности подростков на уроках обществознания, а так же даст возможность применить полученные знания на практике с целью достижения положительных результатов в процессе присвоения духовно-нравственных ценностей у школьников.

Теоретическая часть

Глава 1. Понятие нравственного воспитания и особенности старшего подросткового возраста

В этой главе ставится задача изучить научную литературу по психологии и социологии, дабы понять процесс нравственного воспитания, а также выявить характерные психологические особенности старшего подросткового возраста.

1.1 Понятие нравственного воспитания

Нравственное воспитание — это систематическое воздействие на личность с целью передачи ей существующих в обществе нравственных ценностей, с целью развития ее способности к нравственному совершенствованию. Сущностью нравственного воспитания является совокупность нравственных отношений к живой и неживой природе, к людям вокруг и к самому себе. Причем эти отношения устанавливаются согласно общепринятым в обществе нормам, оцениваемым с позиций добра и зла. Достижения науки, культуры, труда, проявление лучших человеческих качеств, таких как героизм, патриотизм, чувство долга и совести оцениваются в нашем обществе как добро — они имеют общественно - ценный результат. Проявление безнравственности, проступки, правонарушения, негативные качества личности такие как лживость, лицемерие, мещанство, оцениваются с позиций зла, так как несут с собой результат, отрицательный для людей.

Цель нравственного воспитания — формирование у учащихся системы отношений , соответствующих моральным нормам. Центральным является отношение к Человеку как к наивысшей ценности. Нравственное воспитание могло бы быть определено, как целенаправленное формирование у учащихся способности видеть человека в окружающем мире, знать высшую ценность человеческой жизни, сопереживать человеку, содействовать благу человека и человечества через производство материальных и духовных ценностей.

Содержанием нравственного воспитания выступают такие качества личности, как гуманизм, коллективизм, патриотизм. Специфика нравственных отношений придает нравственному воспитанию исключительный характер. Нравственные отношения в самом широком плане отражают отношение к Человеку, как таковому, постольку они пронизывают все социальные отношения личности: политические, правовые, эстетические, научно-познавательные, экологические и др.— все социальные сферы общественной жизни.

Развитие социальной культуры предполагает не просто обогащение знаний во всех сферах жизни и отношений людей, утонченности мыслей и чувств, но главное — развитие в человеке общественных свойств, правильного восприятия высшего смысла человеческой деятельности — активного служения обществу, гуманистическим идеалам, умение строить свое поведение на основе социальных ценностей, высоких устремлений.

Средствами нравственного воспитания являются: обучение: личный пример учителя, убеждение, умелое обращение с учащимися (педагогический такт), меры предупреждения и поощрения и взыскания.

1.2 Понятие старшего подросткового возраста и его характерные особенности

Т.к. мы говорим о старшем подростковом возрасте, то стоит отметить, что подростковый период — период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10—11 до 14—16 лет и является одним из самых нестабильных, но важных периодов в жизни человека. В старшем подростковом возрасте — 14-16 лет — человеку доставляет особое удовольствие погружаться в себя, исследовать свои мысли, чувства, поступки. В таком уединении происходит внутреннее переживание того, с чем подросток сталкивается в реальной действительности, что способствует развитию его эмоциональной сферы, которая во многом предопределяет взросление школьника. Кроме этого, в этом возрасте в связи с половым созреванием у подростка активизируется интерес к противоположному полу, ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. В связи с этим подросток "переориентируется" с общения с близкими взрослыми на общение со значимыми сверстниками, что часто вызывает недовольство и недопонимание со стороны первых. Немало важно, что в этом возрасте окончательно формируется самооценка молодого человека — то, что он думает о себе самом и своем месте среди людей. До этого момента ребенок находился во власти тех суждений, которые высказывали о нем другие люди, прежде всего значимые взрослые. В связи с этим у подростка обостряется потребность чем-то выделиться среди окружающих людей. Самосознание подростка как новообразование возраста способствует более глубокому пониманию других людей. Социальное развитие, которое приводит к образованию личности, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего развития.

Формирование самосознания тесно связано с развитием представлений о времени. У подростка формируется представление о прошлом и будущем, что приводит к открытию конечности существования, вызывая тревогу и страх. Однако в последствии ощущение личностной идентичности предполагает среди прочего чувство стабильности и неизменности во времени, снижает тревогу перед различного рода неопределенностью. Идентичность, таким образом, основывается на осознании временной протяженности: «Я» охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее, осуществляя значимые выборы среди возможных путей развития личности.

Переходность психики подростка состоит в сосуществовании, одновременном присутствии в ней черт детскости и взрослости. В подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для более младшего возраста. К ним относят следующие:

1. Реакция отказа. Она выражается в отказе от обычных форм поведения: контактов, домашних обязанностей, учебы и т. д. Причиной чаще всего бывает резкая перемена привычных условий жизни (отрыв от семьи, перемена школы), а почвой, облегчающей возникновение таких реакций, — психическая незрелость, черты невротичности, тормозимости.

2. Реакция оппозиции, протеста. Она проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому: в демонстративной браваде, в прогулах, побегах, кражах и даже нелепых на первый взгляд поступках, совершаемых как протестные.

3. Реакция имитации. Она обычно свойственна детскому возрасту и проявляется в подражании родным и близким. У подростков объектом для подражания чаще всего становится взрослый, теми или иными качествами импонирующий его идеалам (например, подросток, мечтающий о театре, подражает в манерах любимому актеру). Реакция имитации характерна для личностно незрелых подростков в асоциальной среде.

4. Реакция компенсации. Она выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой. Если в качестве компенсаторной реакции избраны асоциальные проявления, то возникают нарушения поведения. Так, неуспевающий подросток может пытаться добиться авторитета у одноклассников грубыми, вызывающими выходками.

5. Реакция гиперкомпенсации. Обусловлена стремлением добиться успеха именно в той области, в которой ребенок или подросток обнаруживает наибольшую несостоятельность (при физической слабости — настойчивое стремление к спортивным достижениям,

Собственно подростковые психологические реакции возникают при взаимодействии с окружающей средой и нередко формируют характерное поведение в этот период:

1. Реакция эмансипации. Она отражает стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых. При неблагоприятных средовых условиях эта реакция может лежать в основе побегов из дома или школы, аффективных вспышек, направленных на родителей, учителей, а также в основе отдельных асоциальных поступков.

2. Реакция «отрицательной имитации». Она проявляется в поведении, контрастном по отношению к неблагоприятному поведению членов семьи, и отражает становление реакции эмансипации, борьбу за независимость.

3. Реакция группирования. Ею объясняется стремление к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения и системой внутригрупповых взаимоотношений, со своим лидером. В неблагоприятных средовых условиях, при различного рода неполноценности нервной системы подростка склонность к этой реакции может в значительной мере определять его поведение и быть причиной асоциальных поступков.

4. Реакция увлечения (хобби-реакция). Она отражает особенности внутренней структуры личности подростка. Увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, страсть к коллекционированию более характерны для подростков-мальчиков. Занятия, мотивом которых является стремление привлечь к себе внимание (участие в самодеятельности, увлечение экстравагантной одеждой и т.п.), более типичны для девочек. Интеллектуально – эстетические увлечения, отражающие глубокий интерес к какому-либо определенному предмету, явлению (литературе, музыке, изобразительному искусству, технике, природе и т.п.), могут наблюдаться у подростков обоих полов.

5. Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением (повышенный интерес к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь, онанизм и т.д.). Описанные реакции могут быть представлены как в вариантах поведения, нормальных для данного возрастного периода, так и в патологических, не только приводящих к школьной и социальной дезадаптации, но и требующих нередко лечебной коррекции. Критериями патологичности поведенческих реакций считают распространенность этих реакций за пределы той ситуации и микрогруппы, где они возникли, присоединение невротических расстройств, нарушения социальной адаптации в целом. Очень важно вовремя дифференцировать патологические и непатологические формы нарушений поведения, поскольку они нуждаются в разных формах педагогической и социальной помощи, а в некоторых случаях требуется и медикаментозная терапия. Важное направление психического развития в подростковом возрасте связано с формированием стратегий или способов преодоления проблем и трудностей. Часть из них складываются еще в детстве для разрешения несложных ситуаций (неудачи, ссоры) и становятся привычными. В подростковом же возрасте они трансформируются, наполняются новым «взрослым смыслом», приобретают черты самостоятельных, собственно личностных решений при столкновении с новыми требованиями. Среди всего многообразия способов поведения человека в трудной для него ситуации можно выделить конструктивные и неконструктивные стратегии. Конструктивные способы решения проблем направлены на активное преобразование ситуации, на преодоление травмирующих обстоятельств, в результате чего возникает чувство роста собственных возможностей, усиление себя как субъекта собственной жизни. Это вовсе не означает отсутствия тревог и сомнений в будущем.

Конструктивные способы:

- достижение цели собственными силами (не отступать, приложить усилия, чтобы добиться намеченного);

-обращение за помощью к другим людям, включенным в данную ситуацию или обладающим опытом разрешения подобных проблем («обращаюсь к родителям», «посоветовалась с подругой»,

«решаем вместе с теми, кого это касается», «мне помогли одноклассники», «я бы обратился к специалисту»);

-тщательное обдумывание проблемы и различных путей ее решения (поразмышлять, поговорить с собой; вести себя обдуманно;

«не делать глупостей»);

-изменение своего отношения к проблемной ситуации (отнестись к происшедшему с юмором);

-изменения в себе самом, в системе собственных установок и привычных стереотипов («нужно искать причины в себе», «пытаюсь измениться сама»).

Неконструктивные стратегии поведения направлены не на причину проблемы, которая «задвигается» на дальний план, а представляют собой различные формы самоуспокоения и выхода негативной энергии, создающие иллюзию относительного благополучия.

Неконструктивные способы:

-формы психологической защиты — вплоть до вытеснения проблемы из сознания («не обращать внимания», «смотреть на все поверхностно», «уйти в себя и никого туда не пускать», «стараюсь избегать проблем», «я и не пытался ничего предпринимать»);

-импульсивное поведение, эмоциональные срывы, экстравагантные поступки, необъяснимые объективными причинами («на всех обижалась», «могу закатить истерику», «хлопаю дверьми», «целый день слоняюсь по улицам»);

-агрессивные реакции.

Сравнительное кросс - культурное исследование российских и немецких подростков показало, что в выборе стратегий поведения между подростками Петербурга и Потсдама существует определенное сходство. И те и другие предпочитают при возникновении проблем обращаться за помощью к родителям или другим взрослым, пытаются самостоятельно обдумать ситуацию и различные варианты ее разрешения, прибегают к советам друзей. Однако обнаружены и существенные различия. Юные петербуржцы значительно чаще, чем их потсдамские сверстники, демонстрируют так называемое избегающее поведение. Они стремятся не думать о возникших проблемах, вытеснить их из своих мыслей, вести себя так, как если бы все было в порядке, в надежде, что проблемы решатся сами собой. Они менее склонны к компромиссам и изменениям в самих себе, к проявлению конструктивной активности в разрешении конфликтов и преодолении проблем. Да и частота использования активных стратегий разрешения проблем у них значительно меньше. Автор исследования Е.В. Алексеева связывает выявленные кросс - культурные различия с воздействием таких внешних факторов, как особенности культурной традиции, последствия тоталитарной идеологии, родительские установки на социальную нормативность и опеку. По мнению известного немецкого психиатра X. Ремшмидта, часто психопатологические симптомы представляют собой неадекватное приспособление, неполноценные стратегии преодоления трудностей, возникающих в жизни подростков.

Поиск личной идентичности – центральная задача периода взросления. Конфликтным фактором в данном случае является трудность согласования собственных переживаний, переживаний окружающих и приспособления к общественным нормам.

Исходя из вышесказанного, можно с уверенностью заявить, что изучаемый нами возраст крайне сложен и деликатен, в работе с подобными детьми педагогу просто необходимо терпение, аккуратность и знание характерных особенностей школьников старшего подросткового возраста.

1.3 Психологические особенности обучения в старшем подростковом

возрасте

Выделение старшего подросткового возраста как особого периода развития имеет под собой серьезную научную основу. Процесс развития и обучения в старшем подростковом возрасте непосредственно связан с опытом ребенка. Казалось бы, это можно сказать о любом возрастном периоде. Однако, говоря о разном опыте применительно к старшим подросткам, имеется в виду, что в нем дети черпают средства для осмысления своей жизнедеятельности. И если к этому возрасту у них скапливается некоторый «литературный» опыт из прочитанных книг, просмотренных фильмов и спектаклей, тех или иных сюжетов, то именно он придаст поведению подростков некоторое культурное воплощение.

Старшие подростки ориентированы прежде всего на себя самих. Можно без особого преувеличения сказать, что у старших подростков возникает своеобразная предметно-манипулятивная деятельность, в которой главным предметом манипуляций является собственная внешность (внешние характеристики). Крайне любопытна мотивация такой деятельности — старший подросток, в отличие, например, от более взрослых людей, не хочет себя улучшать или изменять, он просто над собой экспериментирует. Главная психологическая технология обучения подростков связана с формулой: как можно меньше внимания обращать на их выходки. Чем больше таких подростков будут стыдить, выгонять, тем дольше они будут поражать воображение учителей. Более того, их предметно-манипулятивная деятельность, их экспериментирование над собой перерастет в некоторую агрессию, и если первое является не только закономерностью психического развития, но и вносит определенный вклад в обучение, то второе является искажением развития молодого человека. Первое само прекратит свое существование, когда старший подросток станет представителем юношеского возраста, второе требует довольно длительной коррекционной работы. Если исходить из предпосылки, что в школе надо прежде всего обучать, а не заниматься воспитанием, ожиданием изменения психологического возраста, то появляется риск остаться без правильно развитых последующих поколений.

И наконец вопрос, который хотелось бы рассмотреть, касается выявления того, как влияет предметное экспериментирование подростка над собой процессу обучения в старшем подростковом возрасте.

Уже упоминалось о том, что в исследуемом нами возрасте подросток открывает себя для себя. Этот процесс имеет два периода. В первом главным открытием для подростка является собственный внутренний мир в том смысле, что внутри самого себя могут вполне уживаться и даже помогать друг другу разные «Я» субъекта. Поэтому основной целью данного периода становится общение с самим собой, в котором субъект может реализовать себя разными «Я». Во втором периоде, когда собственный образ подростка обогащается осознанием в своем внутреннем мире разных «Я», он снова, как и в предшествующих периодах развития, возвращается к своему внешнему «Я» и начинает с ним манипулировать. Это и есть старший подростковый возраст. Соответственно, именно он и создает дополнительные по отношению к младшему подростковому возрасту, но необходимые в контексте целостного онтогенеза условия для возникновения (осознания) целостного образа «Я».

В подростковом периоде развития у человека складывается первый устойчивый (не зависящий от ситуации) образ себя, основывающийся на особенностях внешности и специфике внутреннего мира.

Наличие такого образа очень важно в плане построения обучения. Здесь же очень важно ответить на вопрос: каково должно быть обучение, чтобы выделенные особенности старшего подросткового периода развития были полностью реализованы.

Ответ на первый вопрос достаточно прост. Это разного рода содержательное общение, как между самими учениками, так и между учениками и учителями. Для многих школьников коллектив учителей представляется однородным, явно противостоящим как учениками в целом, так и каждому в отдельности. Организация разного рода общения поможет школьникам в структурировании педагогического коллектива, в установлении содержательных и личностных отношений с отдельными педагогами и в конечном счете приведет к прекращению противостояния как с организаторами педагогического процесса, так и с самим обучением.

Областью, создающей благоприятные условия для развития в старшем подростковом возрасте, является литература, с которой можно знакомиться в самых разных формах. В этом возрасте чтение предполагает разного рода обсуждения и дискуссии, благодаря которым подросток начинает понимать соответствие внешнего облика человека его внутреннему миру. Этот период развития должен реализоваться в средней школе, в 8-9 классах.

Глава 2. Влияние уроков обществознания на формирование духовно- нравственных ценностей

  1. Формирование личности на уроках обществознания.

В разной степени формирование личности у школьника происходит на каждом уроке, но в большей степени эта задача отводится непосредственно урокам обществознания. В документе, предназначенном для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий, фундаментальном ядре содержания общего образования говорится о том, что обществоведческое образование – необходимое условие оптимальной социализации личности, содействующее ее вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению уникального и неповторимого собственного «Я».

Для современного обществоведческого курса, освещающего проблемы человека и общества, базовыми являются философия, экономическая наука, социология, политология, социальная психология, правоведение.

Овладение основами философии помогает школьнику правильно ориентироваться в мире познания и человеческих ценностей, а также найти свое место в жизни. Значение и необходимость изучения философии в школе объясняются главным образом тем, что она отвечает на вопросы, как правильно мыслить, как достойно жить. Понимание сущности социальных процессов дает социальная философия.

Основы экономических знаний необходимы для формирования у подростка адекватного восприятия экономической ситуации в стране, в мире. Они также являются инструментом, который выпускник общеобразовательной школы сможет использовать для правильного выстраивания своих отношений с будущим работодателем, коллегами по профессиональной деятельности, государственными и коммерческими экономическими структурами.

Социологические знания призваны способствовать формированию всестороннего взгляда на общественные процессы, представляя собой каркас социального мышления как системного понимания объективных и субъективных элементов социальных тенденций. Целостное системное социологическое мышление поможет молодежи занять в обществе активную социальную позицию.

Возрастание значения политологии – науки о политике, устройстве, распределении и осуществлении власти – определяется тем, что от суммы индивидуальных политических позиций, от сознательного политического выбора граждан зависит судьба России, а следовательно, и собственная судьба каждого человека. Укрепление демократии в России невозможно без утверждения в сознании большинства населения демократических ценностей, раскрываемых политологией.

Социальная психология играет важную роль в определении выпускником своего места в обществе и формировании его позиции по отношению к обществу, при этом ее вес увеличивается в связи с усложнением в наше время межличностных отношений, значением организации взаимодействия людей в больших и малых группах.

Овладение базовыми знаниями по праву – обязательный элемент развития социально активной личности, обладающей необходимым для современного общества уровнем правосознания и правовой культуры. В свою очередь, это воспитывает внутреннюю убежденность в необходимости соблюдения норм права, ответственное и уважительное отношение к правам и свободам других лиц, гражданскую позицию.

Обществоведческое образование занимает особое место в системе общего образования, выполняя своими средствами те задачи, которые не в состоянии выполнить никакой другой учебный предмет.

В числе общих требований к содержанию образования, выдвинутых Законом «Об образовании», – ориентация на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.

Выдвинутая в законе задача формирования у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира не может быть решена без комплекса знаний об обществе и человеке, целостность которых обеспечивается интеграцией в курсе обществознания сведений из наук, изучающих различные аспекты развития общества.

Без обществоведческого образования невозможно в полной мере выполнить требование закона о воспитании гражданина, интегрированного в современное общество. Решение этой задачи предполагает усвоение учащимися гражданской культуры, которая включает в себя и политическую, и правовую, и экономическую, и нравственно-патриотическую составляющие. Она охватывает не только взаимоотношения гражданина и государства, но и различные аспекты отношений в гражданском обществе.

  1. Анализ учебника

Проведен анализ учебника «Обществознание. 10 класс» составленный Соболевой О. Б., Кошкиной С.Г., Малявиным С. Н. и других, под редакцией Бордовского Г.А. В учебнике раскрывается содержание тем «Человек», «Социальная сфера», «Духовная сфера» и «Проблемы современного общества».

Учебник предоставляет учащимся возможность познакомиться с различными точками зрения по актуальным для подростков вопросам. В учебнике представлены разные точки зрения по многим вопросам, а учащимся предлагается не только проанализировать их, но и «провести мысленный эксперимент», «осуществить самоанализ», «предложить учителю варианты решения некой проблемы» и т. п. Все это ставит ученика в позицию не обучаемого, а обучающегося, то есть делает его активным участником образовательного процесса, что способствует формированию самодисциплины, наличия собственной точки зрения и способности к самообразованию. Логика изложения материала и предлагаемые задания способствуют формированию у обучающихся универсальных учебных действий, расширению кругозора.

Содержание учебника построено с учетом разумного баланса между теорией и практикой, что особенно актуально в настоящее время, когда цель образования — научить подростков адаптироваться к сложной системе современного общества. Такие параграфы как « мораль» ( 30), « мировоззрение и менталитет» ( 31), « социальные нормы» (13), « этнические общности и национальные отношения» ( 19), « семья и брак», ( 12) и другие помогают сложить представление о заданной теме. В учебнике реализуется личностно ориентированный подход. Многие вопросы и задания обращены к опыту и личности самих учащихся:

1) Чем вы руководствуетесь при выборе вариантов правильного поведения? [30, с.165];

2) Как по вашему должны складываться отношения между представителями разных культур? [19, с.112];

3) С какими социальными институтами вы связаны? Какую роль они играют в вашей жизни? [8, с.82].
Материал ряда параграфов учебника представлен в виде практических занятий (практикумов и семинаров), что способствует формированию полноценной самостоятельной личности.. Интересны уроки-практикумы например, § 5 «Феномен человека»., §15 «Адаптационные стратегии личности», §22 «Молодежные субкультуры», §17 «Социометрия». Творческие задания, исследовательские задачи позволяют учащимся раскрыть свой потенциал, вооружают приемами и навыками самостоятельной исследовательской деятельности. Методический аппарат учебника построен на максимальном использовании проблемного подхода в обучении. Даются вопросы для размышлений, обсуждений, дискуссий, проверки знаний, что позволяет ученикам составлять собственную точку зрения и уметь отстаивать ее. Проблемность изложения является важной отличительной чертой третьей главы учебника «Духовная сфера жизни общества». Учащимся с опорой на полученный ранее опыт и знания предлагается перейти к осмыслению и формулированию проблем на основе понимания сложности современного мира и противоречивости происходящих в нем процессов.

Исходя из выше перечисленных фактов следует сделать вывод, что современные учебники обществознания созданы с целью помочь школьникам реализовать свой потенциал, приобрести навыки и умения способствующие самообразованию, сформировать целостную личность.

Практическая часть

Урок обществознания в 10 классе

Тема: «Нравственная оценка деятельности»

Цели:

1)Образовательная: формирование понятий: нравственность, нравственная оценка деятельности, нравственная самооценка, общечеловеческие ценности; раскрыть значение нравственности в жизни общества, показать основные факторы, влияющие на формирование нравственных норм.

2)Воспитательная: продолжить формирование нравственных основ личности учащихся; развитие коммуникативных навыков учащихся.

3)Развивающая: совершенствование умения анализировать; продолжить формирование умения работать с текстом документа, словарем; развивать умение вести дискуссию, отстаивать точку зрения; формировать умения, необходимые для исследовательско-поисковой деятельности.

I этап: Целеполагание

Учитель: Древнегреческий философ Диоген Синопский, пытаясь отыскать истину, зажег днем фонарь и расхаживал с ним по улице.

Я тоже зажигаю фонарь и днем с огнем с той же искренностью и внутренним трепетом повторяю его знаменитую фразу: «Ищу человека!». При свете этого фонаря приглашаю вас к философскому разговору.

О чем же будет этот разговор? Попробуйте сами определить его тему, прослушав отрывок из поэмы другого философа Гесиода и познакомившись с изречениями на доске:

«Создали, прежде всего, поколенье людей золотое

Вечно живущие боги, владельцы жилищ олимпийских,

Был ещё Крон-повелитель в то время владыкою неба.

Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,

Горя, не зная, не зная трудов. И печальная старость

К ним приближаться, не смела. Всегда одинаково сильны

Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили.

А умирали, как будто объятые сном. Недостаток

Им был ни в чем неизвестен. Большой урожай и обильный

Сами давали собой хлебородные земли. Они же,

Сколько хотелось, трудились, спокойно сбирая богатства, -

Стад обладатели многих, любезные сердцу блаженных…

Если бы мог я не жить с поколением пятого века!

Раньше его умереть я хотел бы иль позже родиться.

Землю теперь населяют железные люди. Не будет

Им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя,

И от несчастий. Заботы тяжелые боги дадут им …

Дети – с отцами, с детьми – их отцы сговориться не смогут.

Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю – хозяин.

Больше не будет меж братьев любви, как бывало когда-то.

Старых родителей скоро совсем почитать перестанут…

Правду заменит кулак. Города подпадут разграбленью.

И не возбудит ни в ком уваженья ни клятвохранитель,

Ни справедливый, ни добрый. Скорей наглецу и злодею

Станет почет воздаваться. Где сила, там будет и право.

Стыд пропадет»

Фронтальная беседа: Определение темы урока «Нравственная оценка деятельности»

- О чем идет речь в этом отрывке?

- Что, по мнению Гесиода, лежит в основе благополучия или неблагополучия общества?

- Почему можно судить о тех или иных качествах личности? В чем они проявляются? (тема записывается на доске)

II этап: Изучение нового материала

1. Работа с определениями

Учитель: (познавательная задача)

Что такое деятельность вам известно. А что же такое нравственность? В разных словарях дается разное определение нравственности. Попробуйте выявить то общее, что объединяет все эти определения. Определите круг вопросов, которые мы могли бы обсудить на уроке, (раздаточный материал)

Нравственность - Правила, определяющие поведение; духовные и

душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М.,

«Русский язык», 1988 г.

Нравственность - Одна из форм общественного сознания, социальный

институт, выполняющий функцию регулирования

поведения людей во всех без исключения областях

общественной жизни.

Философский словарь. Под ред.И.Т.Фролова. М.,

«Издательство политической литературы», 1986 г.

Мораль(фр.) - Нравственность, совокупность норм и принципов

поведения людей по отношению к обществу и другим людям; одна из основных форм общественного сознания.

Словарь иностранных слов. М., «Русский язык», 1988г.

Мораль - нравоучение, нравственное учение, правила для воли, совести человека.

В.Даль. Толковый словарь. М., «Терра», 1995г.

Нравственный – Противоположно телесному, плотскому; духовный,

душевный. Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но составляющий общее с ним духовное начало: к умственному относится истина и ложь; к нравственному – добро и зло.

Добронравный, добродетельный, благонравный;

согласный с совестью, с законами правды, с

достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина.

Фронтальная беседа по вопросам познавательного задания.

Вывод: Нравственность, моральные правила поведения в обществе. Нравственная оценка – это одобрение или осуждение деятельности человека с позиции тех требований, которые содержаться в моральном сознании общества. К ответу, на какой единственный вопрос сводится эта оценка? Суть этого вопроса очень удачно сформулирована в древнекитайском изречении: «Я не знаю, не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства .Я не знаю что такое зло. То, что люди не любят во мне, вот это и есть мои пороки.».

(Под темой на доске записывается вопрос: «Что есть добро и что есть зло? »).

2.Проблемное задание

Фронтальная беседа:

- Всегда ли ответ на это вопрос одинаков?

Вывод: Томас Гоббс: «Добро и зло суть имена, обозначающие наши расположения и отвращения, которые различны в зависимости от различий характера, привычек и образа мысли людей».

- От чего зависят эти различия? Попытайтесь ответить на этот вопрос, проанализировав несколько конкретных ситуаций.

По ходу работы над данным заданием, начинается работа над составлением в тетрадях учащихся и на доске, опорной схемы учебного материала урока. В законченном виде схема выглядит следующим образом:

Нравственная оценка деятельности:

(Что есть добро и что есть зло?)

- Прежде, чем продолжить работу, откройте тетради, запишите тему урока и по ходу работы составьте конспект.

а) У восточных народов принято многоженство, а европейцы считают этот обычай варварским

(этническая группа)

б) Дворяне с презрением относились к купцам, и даже большое состояние не могло дать последним положение в обществе, так как, по мнению дворян негоже человеку зарабатывать своим собственным трудом

(социальный слой)

в) В воровском мире существует свой кодекс чести, за нарушение которого вор лишается репутации.

На этот кодекс совершенно не приемлем для честных людей

(социальная группа)

г) Княгиня Ольга сожгла дотла поселение древлян, проявив с нашей точки зрения крайнюю жестокость. Но могла ли она сохранить свое лицо, проигнорировав обычай кровной мести и не отомстив за смерть мужа?

(исторические условия)

3.Проблемное задание

Учитель: Население земного шара более:6 млрд. человек, говорящих примерно на 5660 языках, живущих более чем в 200 государствах, обладающих более чем 40 тыс. профессий, принадлежащих к разным социальным системам, классам, возрастным группам, религиям и т.д.

Возникает вопрос: есть ли что-то, что неизбежно остается добром, и что-то, что неизменно остается злом, во всем этом многообразии? Некий неизменный моральный принцип?

Прежде чем ответить, поразмышлять вслух на этим вопросом, познакомьтесь с предложенными вам цитатами ( раздаточный материал)

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Библия)

«Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе» (И.Кант)

«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла» (В.О.Ключевский)

«Если не хочешь знать страха, не чини зла» (Кабус)

Фронтальная беседа по вопросам задания

Вывод: Я это делаю в большей степени для себя или в большей степени во имя других людей? «Мораль начинается там, где один человек позаботился о другом человеке» (народная мудрость).

4. Проблемное задание.

Учитель: Если существует единый моральный принцип, по всей вероятности существуют и общечеловеческие нравственные ценности. Каковы они? Что при любых условиях будет добром, а что злом? На доске предложена таблица:

Один столбец - добро, другой- зло

Каждый из вас сейчас попробует заполнить её самостоятельно у себя в тетрадях. По ходу работы вы можете выйти к доске и внести в нашу коллективную таблицу ценности или антиценности наиболее значимые на ваш взгляд. Во время работы прозвучат две песни. Возможно, мысли авторов натолкнут вас на определенные идеи. (Звучат фонограммы песен В.Высоцкого «Я не люблю» и И.Иванченко «Песня маленькой волшебницы»).

(Во время самостоятельной работы учащихся учитель контролирует работу учащихся и помогает заполнить коллективную таблицу).

Фронтальная беседа: Обсуждаются ценности и антиценности, внесенные в коллективную таблицу, с целью выяснить являются ли они общечеловеческими.

Учитель: Был проведен социологический вопрос, в результате которого была составлена таблица подобная той, которую составляли мы.

Честность, Честь, Добросовестность, Добропорядочность, Великодушие, Доброта, Трудолюбие, Верность, Надежность, Милосердие

Ненависть, Агрессивность, Обман, Жадность, Трусость, Зависть, Эгоизм, Жестокость, Предательство

Сравните две таблицы. Проанализируйте ценности, приведенные во второй таблице.

(В ходе голосования выявляются ценность и антиценность, определенные учащимися, как наиболее значимые большинством голосов)

- Почему именно эти ценности?

(В опорную схему вносится запись: общечеловеческие ценности)

1. Проблемное задание

Учитель: В одном древнем мифе говорится: создавая род человеческий, боги позаботились о нем со щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству. Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, музыканты, пекари и т.д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить обществом боги не сумели. И тогда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела – строить город, канал, дорогу, вспыхивали между ними ожесточенные распри, а дело нередко кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой…

И над родом людским нависла угроза самоистребления.

Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.

Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: «Как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому – музыканта, третьему – лекаря и т.д. А как поступить со стыдом и правдой?»

Зевс ответил: «И стыду и правде должны быть причастны все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей…».

Фронтальная беседа:

- Почему Стыд и Правда должны быть причастны каждому?

Вывод: Общество лишь оценивает результаты поступка, а моральный выбор есть личное дело каждого, только сам человек может его сделать. Существует поверье, что у каждого человека на правом плече сидит ангел, а на левом черт. И тот и другой шепчут ему на ухо. И только сам человек может решить к кому из них прислушиваться.

(В опорную схему вносится запись: самооценка).

Учитель: В начале урока я зажгла свет в надежде, что он поможет мне найти Человека. Имею ли я право оспаривать мнение если и не великого, то уж точно известного философа? Но всё же я задаю себе и вам вопрос: а может Гесиод был не прав? Может быть, он искал не там? (фронтальная беседа).

Вывод: Освещать надо не мир вокруг себя, а мир в себе. Человека надо искать не в толпе, а в себе самом.

III этап. Домашнее задание

(раздаточный материал, комментируется учителем)

Задание №1

Какая из четырех триад вам ближе всего по духу:

1. «Истина. Доброта. Красота» (классическая философия)

2. «Вера. Надежда. Любовь» (христианская этика)

3. «Свобода. Равенство. Братство» (основной демократический лозунг)

4. «Совесть, Благородство и Достоинство

вот оно, святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрешь как человек.

(Б.Окуджава)

- Почему?

Составьте свою триаду.

Заключение

В заключение следует сказать, что главной целью образования становится воспитание цивилизованного человека – человека и гражданина. В практическом плане – это подготовка учащихся к осмысленной жизни, в условиях существующих моральных и этических ценностей и деятельности в демократическом правовом государстве. Для того, чтобы воспитать духовно- нравственного человека учителю необходимо многие. Материал предмета обществознание благополучно способствует этому процессу. Темы, которые освещает предмет дают ученику представление о понятие совесть, мораль, добро и зло. А методы преподавания каждого учителя помогают расширить знания и получить дополнительную информацию. Таким образом, курс «Обществознания» в школе своей структурой и содержанием отражает баланс интересов и компетенции государства, региона, школы, которые в свою очередь, исходят из приоритета личности учащегося, его склонностей, способностей, интересов, что формирует правовое сознание личности учащихся.

Литература

  1. Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. — Москва «Русский язык», 1975. — С. 846.
  2. Большая советская энциклопедия. — (http://www.i–u.ru/biblio/forsp.aspx?dictid=1&word=%cf%d0%ce%d6%c5%d1%d1)
  3. http://mirslovarei.com/content_oje/Mexanizm–22517.html
  4. http://www.insai.ru/slovar/identifikatsiya-lichnostnaya
  5. Возрастная психология (психология развития). Кагермазова Л.Ц.
  6. Молодыеучителя.РФ - http://xn--d1acalmebqb7bj2c9b9c.xn--p1ai/index.php/blogs/item/7-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F
  7. ФЯСОО (Фундаментальное ядро содержания общего образования)
  8. Учебник «Обществознание. 10 класс»/ О.Б. Соболева, С.Г. Кошкина, С.Н. Малявин и др. Под ред. Г.А. Бордовского — М.: Вентана Граф, 2013. — 224 с
  9. Румянцева, 2006; Социализация детей и подростков, 2009,

Влияние уроков обществознания на формирование духовно- нравственных ценностей