Интернет-журналистика

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 2

Глава I Характеристика интернет пространства 4

1.1 Особенности интернет-пространства 4

1.2 Средства массовой коммуникации и средства массовой информации и их место в интернете 9

1.3 Развитие интернета в России 11

Глава II Характерные особенности интернет публикаций 14

2.1 Виды и особенности интернет публикаций 14

2.2 Законодательная база и WEB–журналистика 18

2.3 Лексические особенности интернет-пространства 20

2.4 Типичная структуризация сайта 21

Заключение 25

Список использованных источников 28

Приложение 1 29

Приложение 2 30


ВВЕДЕНИЕ

Тема исследования: «Интернет-журналистика».

Актуальность: данная тема получила актуальность в последнее время по ряду весьма объективных причин. Интернет становится неотъемлемой частью нашей жизни. Все больше и больше информации способен получить человек посредством интернета. На современном этапе развития общества человеку предоставляются широкие возможности для выбора, сортировки и получения в режиме реального времени информационной содержащей. Большие газеты и маленькие интернет-издания соревнуются в предоставлении этого вида информации. Пресс-службы соревнуются в предоставлении, на первый взгляд, простых и типовых сообщений в новом виде, привлекая тем самым дополнительных читателей, завоевывая потенциальную аудиторию, которая может приобрести их услуги или товар.

Цель исследования: проанализировать особенности интернет-журналистики.

Задачи исследования:

  • характеризовать интернет пространство;
  • проанализировать особенности интернет-журналистики;
  • проанализировать особенности российского интернета.

Объект исследования: интернет в системе современных средств массовой информации.

Предмет исследования: интернет-журналистика.

Степень разработанности проблемы: на разных этапах становления интернета, исследованию его процессов развития посвятили свои работы такие авторы, как А.А. Калмыков, Л.А.Коханова, А.Носик, А.Серго.

Используемые методы: использован эмпирическо-системный метод, он предполагает системный отбор и анализ наиболее значимых фактов; сравнительно-исторический метод. Кроме того, необходимые данные для работы были получены с помощью метода включенного наблюдения.

Практическая значимость: работа может быть использована в практической деятельности журналистов, для разработки пособия по подготовке материалов, а также для проведения различных круглых столов и конференций по данной тематике.

Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


  1. Характеристика интернет пространства.

Как только в мире начал развиваться интернет и появилась потребность в написании текстов, лингвисты стали выделять особый вид журналистики, а именно интернет-журналистика. В современном мире все больше людей обладают специальностью в области PR и пресс-службы. Работая в интернете, приходится совмещать в себе профессию аналитика, программиста, маркетолога, психолога, писателя. Интернет-журналистика занимает особое место в развитии средств массовой информации, развивая и создавая особые базы для развития маркетинга и PR внутри себя, создавая те каналы, по которым можно взаимодействовать СМИ, интернет-аудитории.

Интернет-журналистика требует интеграции знаний из разных областей современной науки и практики, она должна учитывать аспекты практики внедрения в различные виды общественные группы. В отличие от обычных СМИ, пресс-службы, работающие на Интернет издания должны понимать, что интернет-журналистика это не только красивая и умело поданная текстовая начинка. Носителями информации в данном случае может быть не только текст. Это может быть картинка, звук, видео, сопровождающие этот текст. Если объекты сопровождения подобраны правильно – результат воздействия этого сообщения может возрасти в несколько раз. Посредством глобальных сетей эта информация может быть воспринята человеком не только из страны–производителя данного сообщения. Если на сайте есть перевод сообщения на другой иностранный язык – возможно, сообщение о жизни компании станет новостью в иностранной прессе. А если это сообщение представляет общественный интерес, то оно станет бесплатной рекламой. И все благодаря скоростному распространению сообщения.

  1. Особенности интернет-пространства

Мир не реальный, а виртуальный – особый вид общества, по мнению профессора Токийского университета Ю. Хаями1. Это сообщество обладает такими характеристиками, как:

- переориентацией экономики от товаропроизводства к сервису;

- детерминированием интеллектуальных технологий в технологической

и производственной сферах;

- уменьшением значимости и фундаментальности материальной собственности в системе ценностей;

- повышением значимости знания как основы технологической и соц

ально-политической структур общества;

- реорганизацией культурной сферы, подразумевающей императивную

ориентацию на приоритеты интеллектуализма и трансформацию этики и нравственности личности, самоопределяющейся через осознание себя как производителя знаний;

- возникновением доминанты «университет» (образование, наука), как

системогенерирующего общественного фактора.

Виртуальная сеть – новое явление, работая в котором надо учитывать культурные, философские, социологические, психологические аспекты. Люди в этом сообществе общаются, то есть коммуницируют. Благодаря «Коммуникации» это новое пространство можно рассматривать как систему обмена информацией.

Исследование такого понятия, как массовая коммуникация, подразумевает исследование текста или сообщения, их место и роль в процессе формирования понятия «массовой коммуникация». Постмодерниские исследования массовой коммуникации описывали текст как что-то такое, посредством чего находит отражение создание нового, строительство нового мира. Произведенный интернет-текст для сети это своеобразная компоновка буквенного текста, рекламы, агитации с внедренными в свою структуру с множества подкастов.2 Интернет-тексты решают задачу не только продвижения товаров и услуг, но и помогают читателю осмысливать предоставляемую информации.

Интернет-журналистика – объект, комбинирующий множество задач и обязанностей. Творец этого текста – креативная личность, человек, работающий на определенный заказ общества, анализирующий информацию и удовлетворяющий готовые запросы аудитории в режиме реального времени. Именно тем и сложна работа в Интернет-журналистике – тут важна скорость. Текст «вчерашнего дня» просто ничто…

Если бы писатель или журналист из XVII века попал на работу в пресс-службу XXI века – он был бы просто шокирован скоростью распространения сообщений, способностью человека жить с этой скоростью, анализируя и фильтруя постоянно обновляющиеся информационные потоки. Благодаря развитию интернет технологий в работе пресс-службы приходится сталкиваться с оперативным реагированием на события и сообщения. Огромный и скоростной «сброс» информации в СМИ позволяет усиливать позиции компании, но негативный сброс информации со стороны конкурентов может заставить потерять эти позиции, тем самым покинуть это рынок навсегда. В связи с этим, служащим пресс-службы надо контролировать эти сбросы, или лавировать уже готовыми «сбросами» с позиции положительного и выгодного развития для компании.

В отличие от печатной журналистики, журналистику Всемирной паутины характеризует наличие таких вещей, как:

- интерактивные компоненты;

- ориентированность материала на персонального пользователя;

- инфоцентричность

- мгновенная передача данных на расстояния;

- широкий охват;

- гибкость;

- тесная взаимосвязь с аудиторией;

- экономичная и сравнительно небольшая финансовая затратность;

Каждый из этих элементов можно разобрать подробно.

  1. Интерактивные компоненты журналистики – сочетание традиционного издательского дела и современных способов работы с аудиторией, то есть подача материала через медиа-материалы и сообщения.
  2. Ориентированность материала на персонального пользователя – работа для конкретной аудитории, работа на специальные, узконаправленные сайты; работа для пользователя, как будто идет разработка материала, исходя из запросов только одного его.
  3. Инфоцентричность - интернет-издания если рассматривать это понятие, как составное слово «информационный центр», то можно сказать, что информация в сети говорит только о самом главном, не вдаваясь в подробное изучение деталей.
  4. Мгновенная передача данных на расстоянии – скорость такого сообщения значительно больше, чем скорость передачи печатной версии его аналога.
  5. Широкий охват – как и мгновенность передачи, получателей сообщения по сети Интернет значительно больше, чем получающих такое же сообщение в других СМИ.
  6. Гибкость – на многих сайтах существует так называемая форма обратной связи: форум, отзыв, комментарий. Это позволяет создателям сайта изменять ход беседы и предлагать новые темы – ее ответвления.
  7. Тесная взаимосвязь – так называемый гипертекст связывает текст с картинкой, видеосюжетом, позволяя пользователям мгновенно переходить с текста на медиа-приложение, не затрачивая на это много времени и сил.
  8. Экономичная и сравнительно небольшая финансовая затратность если мы сравниваем финансовые затраты на открытие и содержание издательского проекта и интернет-проекта, то электронная версия лидирует. Окупаемость второго за счет внутренней и внешней рекламы происходит значительно быстрее и проще – скорость подписания документов может занять несколько минут или часов в отличие от печатных СМИ. При создании портала мы тратим первоначальную сумму для оплаты услуг, предоставляемых хостером и провайдером.

Помимо этого, в отличие от печатного СМИ, количество потенциальных посетителей можно подсчитать в режиме реального времени. Этот подсчет возможен при помощи специальных счетчиков и кодов, позволяющих отслеживать пользователей, переходящих с прямых и второстепенных ссылок на интересующий их портал.

На что же похожи интернет-сети? Кто-то сравнивает их с пауком, опоясывающим все наши области жизни, кто-то говорит, что это вспышки света в разных областях и слоях общества. Точного описания феномена Интернета пока нет. Возможно, это связанно с тем, что пока существует мало работ, которые могут точно описать эту вещь. Американский инженер Баррет Лайон, автор проекта Opte, представил своё виденье этого понятия. Такая карта позволяет оптимизировать поисковые программы и их запросы, исходя из того региона, в котором зарегистрирован домен и компьютер, с которого поступает непосредственный запрос на определенного рода информацию.3

На интенсивность этого «облака» влияют такие вещи как время запроса, день недели, страна, информационное поле, сопровождающие появление этих запросов. То есть, исходя из этого, можно смело говорить, что специфика создания запроса и интерес к нему неразрывно связан с информационным полем как в стране, так и во всем мировом сообществе. И никто не может твердо и четко быть уверен, что информация, написанная для российского пользователя, не сможет заинтересовать пользователя из Америки. Интернет позволяет сократить это расстояние, предоставляя четкую и актуальную информацию всем и вся, без ограничения во времени и родного языка.

Особенностью Рунета является низкий уровень информационной требовательности пользователей. Если к радио и телепрограммам наш зритель более требователен и избирателен, то в области Интернета нет. Аналогичное положение и области электронных книг. Но в то же время над ведущими электронными изданиями трудятся большие коллективы разработчиков и журналистов. По такому пути развития пошел интернет-портал известного медиа-холдинга, представляющий массовой аудитории работу телеканала НТВ. Над этим информационным порталом трудится коллектив, численность которого не меньше, чем численность работников самой телекомпании. Интернет-разработчики намеренно отошли от идеи предоставления ленты новостей на портале. Сайт НТВ—это особый мир, который предоставляет новости каналу, а не дублирует их. Что бы привлечь пользователей, первоначальная реклама электронного проекта была бегущей строкой в новостях и самых популярных программах на телевиденье.

И результат не заставил себе ждать - сейчас аудитория данного сообщества измеряется ни одной тысячей читателей со всего мира, владеющими русским языком.

  1. Средства массовой коммуникации и средства массовой информации и их место в интернете

На первый взгляд средства массовой коммуникации и средства массовой информации - это два одинаковых понятия. Но стоит рассмотреть их в системе интернет-журналистики и самого интернета.

СМИ (средства массовой информации) – это донесение информации до широкой аудитории. Средства массовой информации включат в себе:

  1. прессу;
  2. издательства;
  3. телевидение;
  4. радиовещание;
  5. интернет;
  6. PR-службы;
  7. рекламные агентства.

Со времен развития журналистики в нашей стране, газеты были одним из каналов воздействий на массовое сознание людей. Как правило, власть отражала в них свое виденье проблемы и предлагала способы ее решения. Письма в редакцию не всегда доходили до масс, посредством публикации их на страницах изданий. Из этого можно сделать вывод, что система СМИ лишена такой вещи, как обратная связь, или на нее наложены ограничения.

А что такое СМК и их место в Интернете? СМК – это средства массовой коммуникации. Основной упор в этом понятии делаем на слово «коммуникация». Это общение, обмен информацией. В систему интернета интегрирован коммуникативный процесс. СМК тесно связаны с сетями интернет, дополняя и формируя их. В интернет-журналистике особое место уделено процессу обратной связи с читателями. Если мы посмотрим на большинство публикаций, будь то пост в электронном издании, живом журнале или фотография на форуме – практически везде есть место для комментария или публикации по данной тематике. Интернет-изданиям такую форму связи с пользователями не только полезно, но и необходимо иметь. Порой небольшой отзыв по теме может стать основой для будущей публикации или целого расследования. Благодаря этому можно понять, какие проблемы актуальны для наших потребителей информации и в каком русле стоит их раскрывать.

СМК включает в себя все СМИ, а также:

  1. средства связи: почту, телеграф, телефон;
  2. средства художественного воздействия: театр, кинематограф;
  3. справочные службы;

Иногда СМИ называют средствами масс-медиа. Но, американский термин Mass Media охватывает собой область шире, чем область охвата СМИ, но уже области охвата СМК.

Масс-медиа включает в себя:

  1. печать: газеты, журналы, книжная продукция;
  2. звукозапись: виниловые пластинки, кассеты, диски, как формата CD, так и формата DVD;
  3. кинематограф;
  4. радио;
  5. телевидение;
  6. интернет;
  7. мобильную телефонию;

На сегодняшний день интернет существенно расширил возможности не только СМИ, но и СМК, прежде всего за счет эффективного развития обратной связи с читателями, аудиторией, в последнее время даже в режиме on-line, а также благодаря возросшим возможностям контроля за достоверностью предоставляемой информации.

  1. Развитие интернета в России

В 1957 году Советский союз запустил в космос первый искусственный

спутник Земли. Соединенные Штаты Америки посчитали, что это изобретение может составлять угрозу для безопасности страны и стать поводом для начала военных действий с Россией. Что бы иметь преимущество в случае нападении СССР, перед Агентством передовых оборонных исследовательских проектов США (DARPA) ставиться задача: в короткие сроки разработать компьютерную сеть для надежной и быстрой передачи данных между военными. Через несколько лет, а именно 29 октября 1969 года в 21 час между двумя исследовательскими университетами, находящимися на расстоянии 640 километров друг от друга, проходит первый сеанс компьютерной связи. Именно этот день принято считать рождением Интернета в США.

В нашей стране сами разработки аналогичных сетей, да и само понятие «Интернет» пришло намного позже.

В 1988 году на базе института атомной энергии Н. В. Курчатова была создана программа «Демос», предназначенная для передачи электронной почты. Получателем этой почты, а так же заказчиком программы такого типа являлись специальные секретные подразделения СССР. Лишь в августе 1990 года Санкт- Петербургским Институтом точной механики и вычислительной техники совместно с Сибирским филиалом и Центром научно – технического сотрудничества представили проект по разработке сети, которая стала первой ступенью создания гражданского Интернета в России. Так как в те времена регистрация домена была не простым процессом, первый логин и пароль для создания первого сайта удалось получить благодаря дружественным отношениям с Финляндией. Хельсинский университет предоставил нашей стране кодированные машины, которые при зачитывании на их телефонные линии текста, переводили его в код, воспринимаемый электронными компьютерными системами, дальнейшая обработка которого могла преобразовать его под шаблон текста, с последующей публикацией его во Всемирной паутине.

19 сентября 1990 года была зарегистрирована доменная зона .su, от сетевого имени доменной зоны СССР. В 1991 году были представлены первые разработки отечественного Интернета, называемые USENET. В сентябре этого года в России регистрируется первый поставщик интернет-услуг в нашей стране – «Релком».

И лишь в 1994 году, 3 ноября, в сети появилась первая интернет-страничка – веб-издание с названием «Тятя, тятя, наши сети». К сожалению, в современном Интернете не сохранилось данных об этом портале. Но именно эту незамысловатую газету с цитатой А. С. Пушкина в своём названии и началось эра интернет-журналистики в нашей стране.

Интернет-журналистика сегодняшнего дня выглядит так, если рассматривать область медиа-информационных ресурсов, то можно выделить основные направления их внедрения: пресса: газеты и журналы; радио; телевидение; и web-порталы. Совместно с разными видами прессы web успешно работает над созданием информационного поля страны. Если рассматривать область web-публикаций, то к ним можно отнести такие виды сетевых источников информации: порталы, сайты, блоги, личные странички.

Блогосфера, очень популярная область интернет-источников информации, стала активно набирать известность в нашей стране в последние несколько лет. Если вначале блогеры черпали информацию для своих страниц из газет и с экранов телевизоров, то теперь, зачастую наоборот: многие каналы делают свои репортажи по публикациям этих блогеров.

Порой самая абсурдная информация или комментарий становится достоянием всей страны. С приходом в нашу жизнь такого Интернета производство массовой информации стало доступно не только профессиональным журналистам, но и людям, имеющим творческую жилку и желающим попробовать себя на этом поприще. Люди из «сети» смело высказывают свои суждения, их сообщения отражают реальную жизнь, они актуальны «здесь и сейчас».

II. Характерные особенности интернет публикаций

2.1 Виды и особенности интернет публикаций

Как и в области периодической печати, сфера интернет-журналистики включает в себя множество жанров, каждый из которых имеет свои особенности.

  1. Авторский проект – личное мнение на происходящие процессы с точки зрения одного человека. Как критерий успешности такого автора – количество отзывов, ссылок на него в публикациях других участников коммуникации. Авторские проекты – это первая ступень развития интернет-журналистики в нашей стране. Именно такие проекты раскрыли возможности Интернета как средства массовой информации. Посредству наименьших затрат авторские проекты успешно продвигались в сетях, завоевывая массовую аудиторию и набирая популярность.
  2. Веб-обзор – публикации проанализированных статей Интернета по определенной тематике с определением дальнейших перспектив их развития в сети. Благодаря таким обзорам сразу определить: удачная ли тематика выбрана изданием, интересен или нет для аудитории способ раскрытия данной темы. Так как количество сайтов увеличивается, ранее созданным порталам порой сложно удержать своего читателя. Нужно каждый день производить новый, отличный от конкурентного контент. Пользователю интересны яркие и динамичные проекты, в которых информация представлена качественно и привлекает внимание. Чтобы не тратить попросту время, достаточно прочитать обзор на интересующую тематику и выбрать сайты, ознакомиться с которыми имеет смысл более подробно. Но обзоры помогают не только пользователям – подбор информации о том, что интересно человеку сегодня, позволяет изданиям находиться на плаву, и выпуская материалы на «злобу дня», давая на них комментарии ведущих специалистов в данной области знания.
  3. Блог – сетевой журнал – страница с короткими записями, ссылками, полем для комментариев. На сегодняшний день блогосфера, динамично развивающаяся и набирающая популярность с каждой минутой область массовой информации и коммуникации. Существуют разные типы блогов – текстовой, видео, аудио. Этот способ ведения новостных сообщений доступен каждому, достаточно просто зарегистрироваться на специальных сайтах, и можно начинать творить. Как правило, авторы делятся со своими читателями эмоциями, рассказывают о прошедших и будущих мероприятиях, комментируют прочитанное, увиденное как самими, так и другими членами блогосферы. Блог – это своего рода дневник или журнал событий. Например, самый крупный портал, представляющий услуги по созданию блога так и называется Живой Журнал. Люди, ведущие такие записи, гордо носят имя блоггеров. Если раньше было принято вести личные дневники и делиться написанным в них только с самыми близкими людьми, то сейчас это не то что принято, а даже модно, делиться своими наблюдениями со всеми. Сети предоставили человеку возможность свободно обмениваться информацией, высказывать свою точку зрения, не боясь быть наказанным. Посредством блогов можно не только знакомить пользователей с информацией, но и заниматься продвижения, как какого-то продукта, так и самого себя. Если эта реклама успешна, а материал ваш уникален – то блог не только станет приносить вам деньги, но и сделает вас знаменитым, как в блогосфере, так и в реальной жизни. Сегодня уже все точно знают, кто такой Артемий Лебедев, Сергей Лукьяненко. Популярность этим людям в большей степени принесло ведение блогов. В каждой области есть свои известные интернет-журналисты. В этой области выдаются свои премии и ведутся свои рейтинги. Порой печатные издания создают свои рейтинги популярности блогосферы.

Например, известный экономический журнал Forbes опубликовал рейтинг «знаменитостей интернета» The Web Celeb 25, в который вошли известные блоггеры, стартаперы и авторитетные интернет-журналисты. В ходе исследования создатели этого рейтинга собрали сначала данные по 200 интернет-деятелям, а затем проанализировали популярность каждого кандидата, используя пять аналитических инструментов, а именно: индекс цитирования сайта от Google; рейтинг сайта, определенный по его трафику, по данным анализатора Alexa; рейтинг самых авторитетных блогов по Technorati; количество упоминаний в печатных СМИ, на телевидении и радио. В результате издание получило такую картину современной блогосферы:

- Первое место занял наблюдательный и вездесущий блоггер Перец Хилтон, наделавший много шума в прессе. Этот светский хроникер выискивает и следит за всеми звездами, выкладывая в Интернет море слухов, сплетен, фото и видео о каждом шаге народных любимцев. Неудивительно, что блог пользуется огромной популярностью у читателей, а его создатель зарабатывает более $140 тыс. ежемесячно, в том числе благодаря спонсорству и рекламе. Информацию для блога ему присылают публицисты, агенты, менеджеры, няни и сами звезды, поэтому новости обновляются с завидной регулярностью и нередко становятся настоящими сенсациями.

- Вторым среди популярных зарубежных блоггеров стал Майкл Аррингтон, чей блог Techcrunch существует с 2005 года и уже стал самым авторитетным в своей области. Майкл со своей командой пишет обо всем, что происходит в сфере ИТ-технологий и ежемесячный доход по разным оценкам составляет 200 тысяч долларов. Сегодня любое событие в сфере ИТ не обходится без обзора на его блоге, поэтому становится понятно, почему любая ИТ-компания хочет видеть свои новости в издании Майкла Аррингтона, а пиар-агентства, готовы пойти на многое, чтобы клиент получил упоминание или попал в обзор на TechCrunch.

- Десятое место занимает писатель Кори Доктороу, ставший известным именно благодаря блогу. Выложив свои рассказы и романы в свободном доступе, он обеспечил себе безбедное существование, и теперь своим примером яростно борется за либерализацию системы авторских прав. Все его произведения выкладываются в Интернете не только в текстовом формате, но их можно бесплатно скачивать или слушать прямо с его сайта. Получивший множество премий за свои работы (среди них Hugo Award, Премия им. Джона Кэмпбелла, Locus Award, Sunburst award), Кори Доктороу продолжает зарабатывать на книгах «Когда сисадмины правили Землёй», «Я робот», «Прыгуны по измерениям», «Выгуглен» и многих других.4

4. Еще одним жанром можно считать так называемый электронный фанзин (от англ. Fan-поклонник и magazine – журнала)- на западе это специальный журнал для поклонников музыкальных групп, издаваемый в рамках одного сообщества. Главная цель выпуска издания подобного типа – самореклама и пиар посредством интернета. Данное издание считается «любительским» по причине отсутствия в нем рекламных площадей предназначенных для продажи заинтересованным лицам. Издание может рассылаться в компании, на радиостанции с целью привлечения большой аудитории к личности человека или творчеству какого-либо коллектива. На самом деле большая часть российских изданий можно называть фанзинами, по причине их убыточности. Для примера могу привести выпуск издания поклонниками творчества группы «Элизиум» под названием «Космос рок» - одноименное название домена, на котором находиться сайт фандвижения. Такой вид журналов чаще всего можно встретить на порталах, неформальных сообществах. Обновление такого издания производится не регулярно – по мере накопления идей и материала.

Тенденции современного фэнтворчества в последнее время смещаются в область так называемых социальных сетей.

5.Социальная сеть - интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом. К ним относятся и тематические форумы, особенно отраслевые, которые активно развиваются в последнее время.5

Если несколько лет назад музыкальные группы, актеры и фанатские движения активно трудились над своими личными сайтами, пытаясь сделать их отличными и неповторимыми, пополняя каждый день новой информацией, носящей эксклюзивный характер, то в последнее время эти действия смещены на второй план. На первом плане стоит процесс информирования в разных социальных сетях и сообществах. Разработка персональных сайтов является дублированием информации социальной сети. Пресс-атташе, в процессе создания материалов для социальных сетей, решают вопрос о скорости и максимальной краткости предоставления информации. С одной стороны, такие действия существенно экономит бюджет, требует меньше на написание и дальнейшее сопровождение портала, но с другой стороны – написание такого рода текста – это искусство, оценить которое может любой человек в режиме реального присутствия на портале, высказав при этом свое отношение к публикации.

2.2 Законодательная база и WEB–журналистика

В «Законе о СМИ» от 27.12 1991 года в редакции от 25.12.2008 года говориться о периодической печати, теле - , видео-передачах, хроникальных программах, и иных формах периодически распространяемой массовой информации, но при этом нет ни слова об интернет-изданиях. Но это не значит, что область интернет-журналистики не регламентируется законодательно.

Законодательная база для Интернета сейчас находится на ступени формирования, немало дискуссий идет в области вопроса о том, к чему приравнивать Интернет – к СМИ или к средствам связи. Сегодня большинство журналистов, работающих в этой области, чаще всего ссылаются на законы об авторском праве и о защите авторских прав: ст. 1225; 1227; 1228 ФЗ «Об авторском праве и смежных правах». В данном законе говорится об интеллектуальной собственности, имеется перечень объектов, результатов интеллектуальной деятельности, приравненных к средствам индивидуализации, которые подпадают под действие данного закона.

Помимо указанных законов, можно руководствоваться международными актами. А именно:

  • Бернская конференция об охране литературных и художественных

произведений в редакции 1971 года, или так называемый Бернский союз. На сегодняшний день этот документ является самым старым мировым законопроектом в области охраны и защиты авторских прав. Многократные изменения внесли в него не только привычные нам области защиты авторского права, но и программы для ЭВМ, для тех стран, где по законодательству данные понятия попадают под действие закона об авторских правах.

  • Всемирная конвенция по охране авторского права, разработанная по инициативе ЮНЕСКО, подписанная в 1952 году в Париже. Наша страна присоединилась к данной конвенции в 1995 году.
  • Стокгольмская конвенция от 14 июля 1967 года об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС).

Для контроля за соблюдением авторских прав в Интернете, в России созданы специальные союзы: Российское авторское сообщество ( РАО); Ассоциация защиты авторских прав в сети; Союз операторов Интернет; Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности. Как ни странно, хоть и созданы эти союзы официально, существуют они по сути виртуально, нежели реально.

Статья 27 «Закона о СМИ» описывает основные требования, предъявляемые к каждому выпуску периодической печати. Включают они в себя следующие пункты:

  • название издания;
  • учредитель (соучредители);
  • фамилия, инициалы главного редактора;
  • порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, а для газет – также время подписания в печать (установленное по графику и фактическое);
  • индекс для изданий, распространяемых через предприятия связи;
  • тираж;
  • цена либо пометка «Свободная цена», либо пометка «Бесплатно»;
  • адреса редакции, издателя, типографии

Но что делать с интернет-газетами? Возьмем, для примера, пункт, говорящий о «выходных данных издания». В законе не прописано, в какой области станицы должны быть прописаны эти данные для портала, на какой странице или в каком разделе.

Такой же вопрос встает и по ст. 44 «Опровержение информации» и ст. 39 «Запрос информации». Не совсем понятны способы работы не только журналиста интернет-издания, но и работа печатного издания по отношению к интернет-порталу.

В то же время, злоупотребление правами журналиста, даже в области интернет-публикаций не обходит стороной судебных разбирательств и громких уголовных дел. Но пока такого рода судебная практика в нашей стране явление редкое и трудно доказуемое.

2.3 Лексические особенности интернет-пространства

«23 февраля активисты московского отделения СПС пришли к зданию Главного военного комиссариата с плакатами "Иванов, превед!" и "Ф аццтафку, аццкий сотона!", создав, между делом, слово "аццтафка" и отрицательную коннотацию у в целом шуточного и позитивного "преведа". Это стало, пожалуй, первым случаем, когда интернет-сленг столь оперативно покинул пределы виртуального пространства и стал использоваться в реальной жизни, ведь самому слову "превед" и истории его бешеной популярности от силы полтора месяца».6

Человек, далекий от Интернета, прочитав такое сообщение, не сможет понять половины слов в нем, следовательно, не сможет понять полный смысл данного новостного сюжета. Или скажет, что у автора этого сообщения в школе была двойка по русскому языку. Но это совершенно не так.

Все новшества имеют свой словарь и специальные термины. Такой словарь есть и у Интернета. Следовательно, журналистика сети должна не только понимать новые термины, но и умело использовать их в своих публикациях. Как правило, появление таких слов связано с названием компьютерных программам, английское звучание которых умело переведено на аналогичное русское. Например: программа для редактирования цифровых фотография носит названием Photoshop.У активных читателей и писателей сообщества появилось краткое и понятное для них обозначение работ, изготовленных посредством этой программ, а именно: «Фотожаба». Очень часто пользователи, для удобства сокращения длинных слов используют термины или их сокращения, по аналогии. Например: слово «автор» в интернет-средах многие пользователи заменяют на такое понятие, как «аффтор», привет – «прэвед» и так далее. Иногда ударение в некоторых словах специально искажает правильную форму. Делается это по одной простой причине: текстовое сообщение на форуме или чате может отражать одну и ту же эмоцию, а расстановка таких ударений показывает, с какими эмоциями оно исходило от пользователя, в какие эмоциональные краски было окрашено.

Сегодня в книжных магазинах существуют отдельные полки, предлагающие словари слов из серии «жаргоны сети Интернет». Некоторые издания в погоне за покупателями, выпускают словари из лексикона людей разных профессий и возрастов, активно коммуницирующих в сети Интернет.

2.4 Типичная структуризация сайта

Хоть и существует множество видов и типов сайтов, имеются основные правила, опираясь на которые происходит создание массива сайта. А выглядят они примерно так:

  1. Первое, что необходимо любому сайту – титульная страничка. На ней отражаются основные задачи, которые решает этот сайт, дается краткое описание истории компании-владельца сайта. Так же на ней должны быть размещены ссылки на основные страничные разделы сайта, и по возможности краткая карта сайта.
  2. Карта сайта – это простая и понятная навигация его основных разделов.
  3. Регистрационная форма: если на сайте имеются участки информации, доступ к которым ограничен, то должна быть четкая и понятная схема получения такого доступа, возможности получения специального контента пользователю. Но подобная форма необходима в случаях особой направленности портала. Если он платный или ограниченный для просмотра, титульная страница должна быть общедоступная.
  4. Форма связи с пользователями: это может быть и просто чат – зона общения пользователей в режиме реального времени, форум – вид общения, где пользователи оставляют свои сообщения, не ожидая быстрого ответа на него. Порой сообщения на форумах находят свои ответы спустя несколько месяцев. Да и сами пользователи могут комментировать заданные им вопросы. Так же к современным видам общения пользователя и разработчика можно отнести новые виды коммуникации, такие как видеосвязь – конференция. Этот вид общения возможен в том случае, если у обеих сторон имеется специальное оборудование – web-камера и микрофон, да и провайдер – поставщик интернета, обладает весьма быстрой скоростью передачи данных.
  5. Банеры (банерная реклама) – особый вид предоставления пользователям информации, которое носит рекламный характер. Существует система обмена банерной рекламой с разными сайтами и ресурсами, то есть на страницах известных поисковых систем часто появляются различные информационные картинки, предлагающих ознакомиться с информацией, содержащийся в них. Принцип работы этой рекламы очень простой – в коде изображения прописана ссылка, при нажатии на такой баннер пользователь будет автоматически перенаправлен на ресурс, адрес которого спрятан под изображением. По средствам такой информационной рекламы не только увеличивается численность аудитории сайта, просматривающая ваш портал, но и зарабатываются на этом деньги. Небольшие деньги (от 1 цента до 1 доллара в зависимости от посещаемости ресурса), увеличиваются за счет ежеминутного притока новых пользователей и читателей вашего информационного ресурса.
  6. Подсчет количества пользователей тоже необходимое условие создания сайта. Для этого поисковые системы предоставляют специальные счетчики, которые позволяют видеть, как пользователь нашел вас, какая поисковая система направила его на страницу, отследить тенденцию увеличения или уменьшения просмотров и понять эффективность информационной политики сайта.
  7. При обновлении информации не стоит ее удалять навсегда. Создав специальный раздел «Архив», можно не задумываться о том, куда переместить ту информацию, которая уже потеряла свой «свежесть», но остается интересной. Чтобы не запускать сайт, вводя тем самым пользователя в ощущение «запущенности портала», достаточно просто переместить ее в этот раздел, и, при желании, оставить на него ссылку с той страницы, откуда идет перемещение текста.
  8. Чтобы совсем облегчить навигацию пользователя, можно оснастить сайт возможностью поиска интересующего материала. Или по ключевым словам, фразам, предложениям, или по первым буквам и совпадениям смыслов.
  9. И наконец, чтобы позволить пользователю связаться с человеком, а не с компьютером, чтобы решить свою проблему или высказать свои предложения по теме, нужно ставить в структуре отдельную строку «Контакты». В ней прописываются основные координаты тех, кто является ответственным за определенный виды работы и страницу портала (новости, форум, фото и прочее). Это позволит сохранить время и силы как разработчиков сайта и создателей контента, так и людей, заинтересованных в дальнейшем продвижении и развитии сайта.

Заключение

В курсовой работе я попыталась раскрыть основные этапы работы сетевой журналистики. Возможно, в скором времени эта, новая для нас область творчества, станет отдельным жанром, а соответственно, будут составлены учебники и дисциплины, помогающие разобраться в этом явлении более детально.

На сегодняшнем этапе развития Интернета специалисту, работающему в этой сфере, необходимо знать основы подготовки и создания первоначального шаблона своего интернет-проекта, а также требования к функциям, которые этот проект будет выполнять. Если все условия соблюдены, то дальнейшее продвижение на виртуальный рынок упрощается, а доходным проект станет спустя несколько месяцев его активного использования. Если информация на портале интересна, то данный проект сможет продвинуться на верхние позиции рейтингов безо всяких затрат. По такому примеру развивались многие известные странички в блогах и он-лайн дневниках.

Думаю, что моя работа поможет не только мне, но и другим пользователям Интернета погрузиться в этот удивительный мир.

Возможно, кто - то увлечется этим и сможет из простого хобби - «описывать что вижу», - создать работу на всю жизнь, интересную и увлекательную, разностороннюю и непохожую на другие.

В последнее время развитие Интернета в России набирает обороты. Если пять лет тому назад Всемирной сетью активно пользовались несколько десятков тысяч человек, то сегодня их количество возросло до одного миллиона. В основном Интернет выступает помощником при поиске информации для работы или учебы; также наибольшее распространение получили всевозможные чаты и порталы для общения. Средний возраст пользователей – до 45 лет, это люди проживающие в Центральном и Северо–западном регионах России. Для граждан, живущих в отдаленных районах нашей страны, использование Интернета удовольствие довольно-таки дорогое и сложное, по причине отсутствия необходимого оборудования

Решению этих проблем посвящены многочисленные форумы, а вопросы, связанные с ними, широко обсуждаются в обществе. Чтобы ускорить процесс информатизации России, в 2009 году указом Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева был создан Совет по развитию информационного общества. Основные задачи, решение которых возложено на данную организацию, заключаются в повышении удобства работы в сети для граждан; снижение и оптимизация тарифов на оплату интернет-услуг; полная информатизация всех государственных учреждений; повышение информационной открытости Рунета. Перспективы направления развития российского Интернета на сегодняшний день выглядят примерно так:

  • Развитие новых методов для организации массового доступа к сети

Интернет, основанного на использование уже существующих территориально распределённых сетей и служб (почт, библиотек, школ);

  • Создание специализированных порталов на русском и иностранных

языках;

  • Развитие программного обеспечения для доступа в сеть;
  • Предоставление услуг Интернет с гарантируемым качеством обслужи-

вания с оптимальной тарификацией;

Развитие дешевого и качественного доступа в Интернет повлечет за собой развитие новых технологий, а значит и увеличение рынка предоставления информационных услуг. Возможно, столь быстрый рост интереса к электронным информационным источникам сократит количество печатных СМИ до минимума. Но в тоже время такая перспектива предоставит журналистам широкое поле возможностей для работы в Виртуальной сети.

Но пока об это задумываться рано. Эксперты говорят, что процесс полной информатизации будет происходить очень медленно, не затрагивая работу стандартных средств передачи информации. Время покажет, кто был прав, а кто нет.

На мой взгляд, за Интернетом – будущее, поэтому работу по исследованию этой, теперь уже, неотъемлемой части современной жизни надо начинать уже сейчас, не откладывая её на завтра. Завтра это может быть уже не актуально.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Журнал «Forbes». Апрель 2010
  2. Калмыков А.А. Интернет – журналистика А.А. Калмыков, Л.А. Коханова – М . Юнити – Дана., 2005. – 383с . – ("Медиаобразование").
  3. Кемрадж А.С. Правовые аспекты использования интернет-технологий А.С. Кемрадж, Д.В. Головеров – М . Книжный Мир., 2002. – 410 с.
  4. Носик. А. «Net-культура» [Электронный ресурс] /А. Носик. – Электрон. дан. – Москва, cop. 2003 – Режим доступа : http://old.russ.ru/authors/nosik.html.
  5. Серго А. Интернет и Право. / А. Серго. – М. Бестселлер, 2003. – 272с.
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki
  7. http://lenta.ru/
  8. www.LiveJournal.com.

Приложение 1

Выглядит эта карта примерно так:

Приложение 2

Терминологический словарь

«ЖЖ», «живой журнал» (англ. LiveJournal, LJ) – специальный сайт, предназначенный для размещения на своих страницах онлайновых дневников (блогов), Сайт включает в себя базовый набор бесплатных функций - возможность публикации записей, их комментирования читателями. Платные функции устанавливаются пользователем по собственному желанию – фильтр информации, друзей и многие другие. Сайт адаптирован для пользователей из разных стран с разным уровнем знания компьютера, сетей-интерент и работы в них. Основной адрес сайта: www.LiveJournal.com.

IP (англ. internet protocol — межсетевой протокол) – интернет-протокол передачи данных. Каждому компьютеру присваивается индивидуальный номер IP протокола, по нему можно вычислить из какой страны, с какого провайдера был совершен запрос на получение конкретной информации.

WEB – ироничное название, образованное от определения Всемирной Паутины WWW (англ. World Wide Web)

Банер (англ. banner — флаг, транспарант) — графическое изображение рекламного характера. Баннеры размещают для привлечения потенциальных клиентов или для формирования имиджа.

Блог (англ. blog, от web log — интернет-журнал событий, интернет-дневник) — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа.

Блогер – человек, ведущий блог.

Блогосфера (англ. blogosphere) — термин, построенный аналогично термину «ноосфера», обозначающий совокупность всех блогов как сообщество или социальную сеть.

Гипертекст – термин, введённый Тедом Нельсоном в 1965 году для обозначения «текста ветвящегося или выполняющего действия по запросу». Обычно гипертекст представлен набором текстов, содержащих узлы перехода между ними, которые позволяют избирать читаемые сведения или последовательность чтения. Общеизвестным и ярко выраженным примером гипертекста служат веб-страницы

Домен (фр. domaine — область; единица структуры). Все сайты расположены в определенных доменных зонах - совокупность доменных имён определённого уровня, входящих в конкретный домен. Как правило, разделение по этим зонам происходит по стране, в которой сайт зарегистрирован.

Интернет (англ. Internet) - всемирная система объединённых компьютерных сетей, построенная на использовании протокола IP и маршрутизации пакетов данных.

ИТ-технологии (англ. IT - information technology) – набор дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

Контент (англ. content — содержимое) — любое информационное наполнение интернет-ресурса.

Операционная деятельность - осуществление текущих затрат на производство продукции проекта и получение доходов от ее реализации. Основной вид деятельности предприятия, с целью осуществления которой оно создано. Характер операционной деятельности предприятия определяется спецификой сферы или отрасли экономики, к которой оно принадлежит. Основу операционной деятельности большинства предприятий составляет производственно-сбытовая или торговая деятельность.

Подкаст, подкастинг (англ. podcasting, от iPod и англ. Broadcasting) – повсеместное, широкое вещание. Подкастинг – это процесс создания и распространения звуковых или видеопередач (то есть подкастов) во Всемирной сети.

Портал (англ. Portal — ворота, вход) – большой сайт, объединяющий в себе множество разделов и сервисов.

Пост (англ. post – почта, запись) - отдельно взятое сообщение в форуме или блоге.

Провайдер – компания, предоставляющая услуги доступа к Интернету.

Рунет (runet — от «ru» — кода России, русского языка или имени домена и «net» — сеть) — русскоязычная часть Интернета.

Сайт (от англ. website: web — «паутина, сеть» и site — «место», буквально «место, сегмент, часть в сети») — совокупность электронных документов (файлов) частного лица или организации в компьютерной сети, объединённая под одним адресом (доменным именем или IP-адресом), расположенная в сети Интернет.

СМИ (средства массовой информации) - средства, благодаря которым информацию доносят до аудитории (пресса; издательства; телевиденье, PR-службы; рекламные агентства).

СМК (средства массовой коммуникации) - средства, с помощью которых отдельные люди и организации передают информацию с помощью сетевых технологий, таких как сети мобильной связи, Интернет, социальные сети, средства художественного воздействия, справочные службы.

Социальная сеть - интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети.

Стартап - (англ. start-up — запускать) – компания с короткой историей операционной деятельности

Фанзин (англ. fanzine, от fan magazine, иногда просто зин) — любительское малотиражное периодическое или непериодическое издание (журнал, информационный бюллетень, фотоальбом, альманах и так далее). Фэнзины выпускаются субкультурами (например, панками, в особенности приверженцами этики DIY - Do It Yourself — «сделай это сам»), любителями музыки, а также фантастики. Термин «фэнзин» ввёл в обиход среди американских любителей фантастики журналист-любитель Луи Рассел Шовене в 1940-х годах. Сами издания такого типа появились гораздо раньше.

Форум (латин. forum – площадь, общение) – «площадь для массового общения», сайт для интернет-общения.

Хостер - компания, занимающаяся предоставлением услуг размещения оборудования, данных и web-сайтов на своих технических площадках (хостинг).

Чат (англ. Chat – болтать, беседа) - программа, запущенная на каком-то одном определённом сервере (компьютере), предназначенная для коллективного интернет - общения в реальном времени в виде обмена, видимых всем присутствующим в данном чате пользователям, текстовых строк.

1 Калмыков А.А. Интернет – журналистика А.А. Калмыков, Л.А. Коханова – М. Юнити – Дана, 2005.

2 Подкаст (подкастинг) - Подкастинг (англ. podcasting, от iPod и англ. broadcasting[1] — повсеместное, широкоформатное вещание) — процесс создания и распространения звуковых или видеопередач (то есть подкастов) во Всемирной сети (обычно в формате MP3, AAC или Ogg/Vorbis для звуковых и Flash Video и других для видео передач). Как правило, подкасты имеют определенную тематику и периодичность издания, однако бывают и исключения. ( Источник http://ru.wikipedia.org/wiki/Подкастинг)

3 Приложение 1

4 Журнал «Forbes». Апрель 2010

5 По материалам http://ru.wikipedia.org/wiki

6 По материалам портала Lenta.ru

PAGE 10

Интернет-журналистика