Структур себестоимости издательской продукции

PAGE 6

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4

1. Современные проблемы формирования себестоимости
продукции предприятий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5

2. Планирование авторских вознаграждений за литературные произведения, художественно-графические работы с отчислениями. . . . . . . . . . . . . . . .

12

3. Планирование расходов на полиграфическое исполнение. . . . . . . . . . . . . .

13

4. Планирование расходов на бумагу, картон и переплетные материалы. . . .

14

5. Планирование общей зарплатоемкости издания
и годовых фондов оплаты труда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

18

6. Планирование вспомогательных и общепроизводственных расходов. . . .

21

7. Планирование общеиздательских расходов, составление калькуляции, расчет цены. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

22

Испосок используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

24


ВВЕДЕНИЕ

Издательское дело — сфера общественной деятельности, связанная с подготовкой, выпуском и распространением книг, брошюр и других видов непериодических изданий, в том числе сериальных или продолжающихся изданий, которые выпускаются в форме книг и брошюр.

В условиях рыночной экономики издательская деятельность становиться издательским бизнесом. В издательском бизнесе осуществляется предпринимательская деятельность, которая представляет собой самостоятельную инициативную инновационную экономическую деятельность по производству и распространению книг с целью получения прибыли и удовлетворения общественного спроса и связанную с вложением денежных средств и риском их потерь.

Книга является товаром, так как цель ее производства — получение прибыли от ее продажи. Поэтому специалистам, занимающимся производством такого товара необходимо владеть знаниями о совокупности процессов, связанных с подготовкой, производством и распространением книжной продукции, а также необходимо уметь рассчитывать себестоимость издательской продукции, чтобы не издавать в убыток.

В данной курсовой работе в теоретической части рассматриваются вопросы, касающиеся структуры себестоимости издательской продукции. В практической части производится обоснование цены издательской продукции: планирование расходов на материалы, на полиграфическое исполнение, планирование общеиздательских расходов, составление калькуляции.


2. Планирование авторских вознаграждений за литературные произведения, ХУДОЖЕственно-графические работы с отчислениями

Авторский гонорар за произведения, являющиеся объектами авторского права в соответствии с действующим законодательством, планируют:

– исходя из объема оплачиваемых авторских листов и средневзвешенной ставки гонорара для каждого вида изданий или по каждому изданию в соответствии с заключенным договором в случае, когда оплата производится за объем по ставкам, установленным законодательством или разработанным и утвержденным издательством (редакцией), оплаты за сверхнормативные тиражи, переиздания, иллюстрации, рисунки, чертежи и т.д.

– на основании иных условий оплаты авторского гонорара, принятых данным издательством (редакцией) и не противоречащих действующему законодательству: от напечатанного или реализованного тиража, в целом за издание и др.

Авторский гонорар дан по условию курсового проекта. Он равен
5600 руб за страницу. Количество страниц издания 350. Следовательно авторский гонорар:

Га = 350  5700 =  1 995 000 руб.  = 1,9 млн руб.

Гонорар художника принимается в размере 50% от авторского гонорара. Он равер 0,9 млн руб.

Отчисления рассчитываются по формуле 2.1

(2.1)

где с – ставка отчислений, %

млн.руб


3 Планирование расходов на полиграфическое исполнение

Полиграфическое исполнение, как правило, является услугой производственного характера, выполняемой сторонними организациями. В себестоимость издательской продукции оно включается по отпускной цене предприятия — изготовителя тиража, рассчитанной и согласованной в установленном порядке.

Планирование расходов на полиграфическое исполнение предусмотренной к выпуску литературы осуществляют на основе анализа отчетных данных за предыдущий период с учетом перспективы изменения цен, условий заключенных договоров, особенностей в оформлении изданий, изменения тиражности.

Расходы на полиграфическое исполнение издательской продукции рассчитываются исходя из стоимости печати одного печатного листа, объема издания в печатных листах и тиража издания по формуле 3.1

Р п.и. = Цп.л.  Vп.л. Т (3.1)

где, Цп.л — стоимость услуги по печати одного печатного листа на собственной бумаге издательства, руб.(2000 руб.);

Vп.л. — объем одного экземпляра издания, печ.л (17,1 усл-печ. л);

Т. — тираж, тыс. экз (400 экз = 0,4 тыс. экз.)

Р п.и. = 2000   17,1  0,4 =  13 680 тыс. руб


4. Планирование расходов на бумагу, картон и переплетные материалы

Стоимость бумаги, картона и переплетных материалов включается в себестоимость издательской продукции по прямому назначению.

Исходными данными для расчетов стоимости бумаги, картона и переплетных материалов является их плановое количество в натуральном выражении, рассчитанное исходя из норм расхода материальных ресурсов с учетом отходов на технологические нужды производства. Его определяют исходя из плана выпуска литературы и художественно-технического оформления издания.

Количество бумаги планируют в квадратных метрах и весовых единицах (тоннах), картона — в весовых единицах (тоннах), переплетных материалов - в погонных метрах.

Планирование бумаги, картона и переплетных материалов в натуральном выражении производят по отдельным видам литературы, изданиям или сериям.

Количество бумаги для блока на печать находится по следующим формулам [7]:

Vб.л. =  Vфпл / 2 (4.1)

где Vб.л.  — объем издания в бумажных листах;

Vфпл — объем издания в физических печатных листах.

Vб.л. = 17,1 / 2 = 8,55 б.л.

Nтир = Vб.л.  Т (4.2)

Nтир — расход бумаги на тираж;

Т — тираж, экз

Nтир = 8,55  400 = 3420 л.

Nотх = (Nтир Нот К) / 100% (4.3)

Nотх — расход бумаги на отходы, л;

Нот — норма отхода на брак, % (2,4%);

К — красочность издания (2+2)

Nотх = (3420  2,4  4) / 100 = 328,32 л

Nприл = Нприл К (4.4)

Nприл— расход бумаги на приладку, л;

Нприл— норма отхода на приладку, л (25 л.)

Nприл = 25  4 = 100 л

N = Nтир+ Nотх+ Nприл (4.5)

N — расход бумаги в листах

N = 3420 + 328,32 + 100 = 3848,32 = 3849 л

Находим расход бумаги в килограммах:

1 кв.м = 80 г

74  84 см = х

где 74  84 — формат бумаги;

х =  4972,8 г.

Находим расход бумаги в килограммах на весь тираж:

4972,8   3849 = 191 кг

Расчет необходимого количества картона осуществляется в следующей последовательности:

1) устанавливаем ширину и высоту картонной сторонки, для чего от ширины стандартного формата (145200 мм) обрезанного книжного блока вычитают 2 мм, а к высоте стандартного формата обрезанного книжного блока прибавляют 6 мм. В результате получился формат (143206);

2) определяем, сколько картонок можно выкроить из листа картона, для чего меньшую его сторону делят на ширину сторонки, вычитая 20-40 мм обрезаемых кромок, а большую сторону листа — на высоту картонной сторонки за вычетом 30-40 мм обрезаемых кромок, и целые части полученных от деления чисел перемножают; подсчитывается, сколько переплетных крышек получится из одного листа картона, для чего полученное произведение делят на 2 (две сторонки на каждую крышку).

Площадь листа равна:

Рассчитываем количество переплетных крышек:

после чего делим на 2 и получаем 7,5;

3) узнаем, сколько листов картона понадобится на издание:

где

 — количество переплетных крышек.

Определяем сколько листов картона пойдет на технологические отходы, составляющие 5%. Составив пропорцию, получим:

Общее количество листов:

Определяем массу одного листа картона:

где

Определяем массу всех листов картона, требующихся на тираж:

Расчет количества пленки для припрессовки на издание осуществляется исходя из норм расхода. Для издания использовалась норма расхода пленки в граммах на 1000 см2 ламинированная полиэтиленом, толщиной 35 мкм — 4,2.

Определяем площадь всех листов картона:

Определяем массу пленки по пропорции:

Стоимость бумаги, картона и переплетных материалов рассчитывается исходя из анализа планируемых цен приобретения с учетом наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплаченных снабженческим, внешнеэкономическим организациям, стоимость услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин, расходов на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемых силами сторонних организаций.

При большой номенклатуре используемых материалов целесообразно планирование производить по учетным ценам, в качестве которых могут применяться плановая себестоимость приобретения, средние покупные, свободные рыночные (договорные), регулируемые оптовые и другие цены.

Результаты расчетов расходов на бумагу, картон и переплетные материалы в натуральных и стоимостных единицах измерения представлены в табл. 4.1.

Таблица 4.1

Расход общего расхода материалов

Материал

Расход на тираж, кг

Цена за единицу, руб.

Стоимость на тираж, тыс. руб.

Бумага для печати, кг

191

25 500

4870,500

Картон, кг

188,51

8 000

1508,08

Пленка для припрессовки, м2

4,52

2 000

9,04

Итого

6387,6


5. Планирование общей зарплатоемкости издания
и годовых фондов оплаты труда

Заработная плата — совокупность вознаграждений, исчисляемых в денежных единицах или (и) натуральной форме, которые наниматель обязан выплатить работнику за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время.

При экономическом обосновании затрат на оплату труда целесообразно выделять в фонде зарабатной платы без премий и выплат из прибыли два вида — основной и дополнительный фонды, а также тарифную и надтарифную часть.

Баланс рабочего времени одного среднесписочного работающего представлен в табл 5.1

Таблица 5.1

Баланс рабочего времени одного среднесписочного
работающего

Наименование показателей

Значение

1. Календарный фонд времени, дни

2. Выходные и праздничные дни

3. Номинальный фонд времени, дни

4. Невыходы на работу, всего, дни

В т. ч.:

очередные и дополнительные отпуска

отпуск по учебе

по болезни

365

110

255

44

30

10

10

выполнение гособязанностей

прочие неявки

5. Эффективный фонд времени, дни

6. Номинальная продолжительность рабочего дня, ч

7. Планируемые потери в течение рабочего дня, ч

8. Продолжительность рабочего дня с учетом потерь, ч

9. Эффективный фонд рабочего времени, ч

2

2

211

8

0,2

7,8

1567,8

Расчет основной заработной платы редакционно-производственного персонала выполняется по форме таблица 5.2

Для начала необходимо произвести расчет тарифного фонда оплаты труда, который определяется умножением часовой тарифной ставки, принятой в издательстве, на тарифный коэффициент и на трудоемкость издания

Таблица 5.2

Основная заработная плата редакционно-производственного персонала
(зарплатоемкость издания)

Категории работников

Тарифный

коэффициент

Часовая тарифная ставка,
тыс. руб.

Трудоемкость выполнения работ, чел-ч

Тариф. фонд

з/п, тыс. руб

Надтарифная часть основной з/п,

тыс. руб

всего

Доплаты, надбавки

премия

1 изд

дней на прогр. выпуска

Редакторы I категории

3,48

12

17,6

17,6 / 0,65 =

= 27,08

1131

211,5

339,3

1682

Редакторы II категории

3,04

11

905,5

169,3

271,6

1346,4

Верстальщики

I категории

3,04

10

17,6 / 0,9 =

= 19,5

592,8

110,9

177,8

881,5

Корректоры

3,48

9

17,6 / 0,85 =

=20,7

648,3

121,2

194,5

964

Корректоры

2,84

529

98,9

158,7

786,6

Всего

5660,5

Премии к тарифным ставкам выплачиваются работникам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде, а также за работу в сверхурочное время. Премия составляет 30% от тарифного фонда заработной платы.

Дополнительная заработная плата рассчитывается в процентах от основной заработной платы по следующей формуле:

, (5.1)

где Сз.д — фонд дополнительной заработной платы, тыс. руб.;

Сз.осн — фонд основной заработной платы, тыс. руб.;

Дд — процент доплат.

Процент доплат определяется из баланса рабочего времени:

, (5.2)

где Тнев — количество дней невыходов на работу;

Тб — количество дней невыходов на работу по болезни;

Тэф — эффективный фонд времени, дни;

Тпот — внутрисменные потери, ч;

Тэф.см — продолжительность рабочего дня с учетом потерь, ч.

Дополнительная заработная плата для всех работников рассчитывается:

тыс. руб


  1. Планирование вспомогательных
    и общепроизводственных расходов

Все общепроизводственные расходы могут рассчитываться исходя из предполагаемых измеение объемов производства продукции. В проектных вариантах для расчета сумм накладных расходов на единицу продукции будет использована следующая формула

(6.1)

где p2 — общепроизводственные, общехозяйственные расходы на единицу продукции по проекту, руб;

p1 — общепроизводственные расходы на единицу продукции, которые берутся из фактической калькуляции на аналогичную издательскую продукцию или сходную по конструктивно-технологическим параметрам, руб;

d — доля условно-постоянной части расходов в общей сумме общепроизводственных расходов, %;

Q1 и Q2 — объемы производства в натуральном или условно-натуральном выражении до и после мероприятий соответственно.

Общий выпуск издательства по конструктивно-технологическим параметрам издательской продукции составил 122 235 уч.-изд. л. в месяц. Общепроизводственные расходы составляют 150 млн. руб, по калькуляции в среднем на 1 уч.-изд. л. получится 1227 руб. Проектом предусмотрено увеличение выпуска до 1 292 775 уч-изд. л. в месяц. В общепроизводственных расходах постоянная часть составляет 68%. Следовательно,

руб


  1. Планирование общеиздательских расходов, составление калькуляции, расчет цены

Общеиздательские расходы могут быть приняты в процентах от суммы расходов по подготовке оригинал-макетов и редакционно-производственных расходов (от 20 до 100%).

На основании проведенных выше расчетов составляется калькуляция себестоимости издания, определяется цена. Данные с пояснениями занесены в табл. 7.1

Таблица 7.1

Калькуляция себестоимости издания, расчет цены

Калькуляционная статья расходов

Затраты на тиражи,

тыс. руб

Затраты на один
экземпляр, тыс. руб

Примечание

1. Авторский гонорар за литературные произведения

1200

3

По условиям курсового проекта

2. Авторский гонорар за художественно-графические работы

600

1,5

По условиям курсового проекта

3. Отчисления на социальные цели

612

1,53

Раздел 2

4. Расходы на полиграфическое исполнение

13 680

34,2

Раздел 3

5. Стоимость бумаги, картона и др. материалов

6387,6

16

Раздел 4

6. Расходы по подготовке оригнал-макетов

1003

2,5

881,5 1,344 +

+ 2505  400

7.Редакционно производственные расходы

9026

22,5

4779 1,344 + 22 549  400

8.Производственная себестоимость

32 508,6

81,3

Сумма п.1-7

9. Общехозяйственные (общеиздательские) расходы

2005,8

5

20% от п. 6 и 7

10. Прочие расходы

325

0,81

1% от п.8

Общеиздательсакя себестоимость

34 839,4

87,1

Сумма п. 8-10

11. Расходы на реализацию

696,7

1,74

2% от п. 10.1

Полная себестоимость

35 536,1

88,8

Сумма п.10.1+11

Плановая прибыль

5330,4

13,3

15% от полной себестоимости

Цена без НДС

40866,5

102,2

Полная себестоимость + плановая прибыль

НДС

8173,3

20,4

20% от цены без НДС

Отпускная цена с НДС

49039,8

122,6

Цена без НДС + НДС

Расчет объема производства продукции, обеспечивающего безубыточность (критическая точка продаж), осуществляется по формуле 7.1

(7.1)

где В — точка безубыточности, экз.;

Зпост — постоянные затраты на весь выпуск продукции, руб;

Цопт — оптовая цена единицы продукции, руб

Если смотреть на таблицу, то к постоянным затратам можно отнести авторский гонорар, отчисления на социальные цели и др., к переменным — расходы на полиграфическое исполнение и др. Некоторые пункты относятся и к постоянным и переменным, поэтому они были разделены на 70% и 30% соответственно (расходы по подготовке оригинал-макетов, редакционно-производственные расходы и др.)

экз


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Каштелян Т. В. Экономическое обоснование дипломных проектов [Текст] / Т. В. Каштелян. –Минск: БГТУ, 2013. –87 с.

2. Гончарова, З. В. Правила набора и верстки. Методические указания к курсовой работе по курсу «Полиграфика и НИС» для студентов специальностей Т.14.01.00, Т.14.02.00, Т.14.03.00 [Текст]: учеб.-метод. пособие / сост. З. В. Гончарова, И. Г. Пиотух.– Минск: БГТУ, 2002. – 26 с.

3. Финансовый анализ // Проблемы формирования себестоимости на предприятии. – Электрон. дан.– Режим доступа: http://www.1-fin.ru/?id=169, свободный. – Загл. с экрана.– Дата доступа: 10.11.2013.

4. Никольская Э.В. Технико-экономический анализ хозяйственной деятельности полиграфического предприятия [Текст] / Э. В. Никольская.– М.: МГАП, 1995.– 265 с.

5. Чванов Р. А. Производственные ресурсы полиграфических предприятий: эффективность использования [Текст] / Р. Чванов.– М.: Книга, 1999.–160 с.

6. Инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости издательской продукции.– Офиц.изд.

7. Громыко, И.Г.Технология допечатных и печатных процессов [Текст] / И. Г. Громыко, М. И. Кулак. – Минск:БГТУ, 2011. – 250 с. – ISBN 978-985-530-062-6.

Структур себестоимости издательской продукции