Структур себестоимости издательской продукции
PAGE 6
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
4 |
1. Современные проблемы формирования себестоимости |
5 |
2. Планирование авторских вознаграждений за литературные произведения, художественно-графические работы с отчислениями. . . . . . . . . . . . . . . . |
12 |
3. Планирование расходов на полиграфическое исполнение. . . . . . . . . . . . . . |
13 |
4. Планирование расходов на бумагу, картон и переплетные материалы. . . . |
14 |
5. Планирование общей зарплатоемкости издания |
18 |
6. Планирование вспомогательных и общепроизводственных расходов. . . . |
21 |
7. Планирование общеиздательских расходов, составление калькуляции, расчет цены. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
22 |
Испосок используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
24 |
ВВЕДЕНИЕ
Издательское дело сфера общественной деятельности, связанная с подготовкой, выпуском и распространением книг, брошюр и других видов непериодических изданий, в том числе сериальных или продолжающихся изданий, которые выпускаются в форме книг и брошюр.
В условиях рыночной экономики издательская деятельность становиться издательским бизнесом. В издательском бизнесе осуществляется предпринимательская деятельность, которая представляет собой самостоятельную инициативную инновационную экономическую деятельность по производству и распространению книг с целью получения прибыли и удовлетворения общественного спроса и связанную с вложением денежных средств и риском их потерь.
Книга является товаром, так как цель ее производства получение прибыли от ее продажи. Поэтому специалистам, занимающимся производством такого товара необходимо владеть знаниями о совокупности процессов, связанных с подготовкой, производством и распространением книжной продукции, а также необходимо уметь рассчитывать себестоимость издательской продукции, чтобы не издавать в убыток.
В данной курсовой работе в теоретической части рассматриваются вопросы, касающиеся структуры себестоимости издательской продукции. В практической части производится обоснование цены издательской продукции: планирование расходов на материалы, на полиграфическое исполнение, планирование общеиздательских расходов, составление калькуляции.
2. Планирование авторских вознаграждений за литературные произведения, ХУДОЖЕственно-графические работы с отчислениями
Авторский гонорар за произведения, являющиеся объектами авторского права в соответствии с действующим законодательством, планируют:
исходя из объема оплачиваемых авторских листов и средневзвешенной ставки гонорара для каждого вида изданий или по каждому изданию в соответствии с заключенным договором в случае, когда оплата производится за объем по ставкам, установленным законодательством или разработанным и утвержденным издательством (редакцией), оплаты за сверхнормативные тиражи, переиздания, иллюстрации, рисунки, чертежи и т.д.
на основании иных условий оплаты авторского гонорара, принятых данным издательством (редакцией) и не противоречащих действующему законодательству: от напечатанного или реализованного тиража, в целом за издание и др.
Авторский гонорар дан по условию курсового проекта. Он равен
5600 руб за страницу. Количество страниц издания 350. Следовательно авторский гонорар:
Га = 350 5700 = 1 995 000 руб. = 1,9 млн руб.
Гонорар художника принимается в размере 50% от авторского гонорара. Он равер 0,9 млн руб.
Отчисления рассчитываются по формуле 2.1
(2.1)
где с ставка отчислений, %
млн.руб
3 Планирование расходов на полиграфическое исполнение
Полиграфическое исполнение, как правило, является услугой производственного характера, выполняемой сторонними организациями. В себестоимость издательской продукции оно включается по отпускной цене предприятия изготовителя тиража, рассчитанной и согласованной в установленном порядке.
Планирование расходов на полиграфическое исполнение предусмотренной к выпуску литературы осуществляют на основе анализа отчетных данных за предыдущий период с учетом перспективы изменения цен, условий заключенных договоров, особенностей в оформлении изданий, изменения тиражности.
Расходы на полиграфическое исполнение издательской продукции рассчитываются исходя из стоимости печати одного печатного листа, объема издания в печатных листах и тиража издания по формуле 3.1
Р п.и. = Цп.л. Vп.л. Т (3.1)
где, Цп.л стоимость услуги по печати одного печатного листа на собственной бумаге издательства, руб.(2000 руб.);
Vп.л. объем одного экземпляра издания, печ.л (17,1 усл-печ. л);
Т. тираж, тыс. экз (400 экз = 0,4 тыс. экз.)
Р п.и. = 2000 17,1 0,4 = 13 680 тыс. руб
4. Планирование расходов на бумагу, картон и переплетные материалы
Стоимость бумаги, картона и переплетных материалов включается в себестоимость издательской продукции по прямому назначению.
Исходными данными для расчетов стоимости бумаги, картона и переплетных материалов является их плановое количество в натуральном выражении, рассчитанное исходя из норм расхода материальных ресурсов с учетом отходов на технологические нужды производства. Его определяют исходя из плана выпуска литературы и художественно-технического оформления издания.
Количество бумаги планируют в квадратных метрах и весовых единицах (тоннах), картона в весовых единицах (тоннах), переплетных материалов - в погонных метрах.
Планирование бумаги, картона и переплетных материалов в натуральном выражении производят по отдельным видам литературы, изданиям или сериям.
Количество бумаги для блока на печать находится по следующим формулам [7]:
Vб.л. = Vфпл / 2 (4.1)
где Vб.л. объем издания в бумажных листах;
Vфпл объем издания в физических печатных листах.
Vб.л. = 17,1 / 2 = 8,55 б.л.
Nтир = Vб.л. Т (4.2)
Nтир расход бумаги на тираж;
Т тираж, экз
Nтир = 8,55 400 = 3420 л.
Nотх = (Nтир Нот К) / 100% (4.3)
Nотх расход бумаги на отходы, л;
Нот норма отхода на брак, % (2,4%);
К красочность издания (2+2)
Nотх = (3420 2,4 4) / 100 = 328,32 л
Nприл = Нприл К (4.4)
Nприл расход бумаги на приладку, л;
Нприл норма отхода на приладку, л (25 л.)
Nприл = 25 4 = 100 л
N = Nтир+ Nотх+ Nприл (4.5)
N расход бумаги в листах
N = 3420 + 328,32 + 100 = 3848,32 = 3849 л
Находим расход бумаги в килограммах:
1 кв.м = 80 г
74 84 см = х
где 74 84 формат бумаги;
х = 4972,8 г.
Находим расход бумаги в килограммах на весь тираж:
4972,8 3849 = 191 кг
Расчет необходимого количества картона осуществляется в следующей последовательности:
1) устанавливаем ширину и высоту картонной сторонки, для чего от ширины стандартного формата (145200 мм) обрезанного книжного блока вычитают 2 мм, а к высоте стандартного формата обрезанного книжного блока прибавляют 6 мм. В результате получился формат (143206);
2) определяем, сколько картонок можно выкроить из листа картона, для чего меньшую его сторону делят на ширину сторонки, вычитая 20-40 мм обрезаемых кромок, а большую сторону листа на высоту картонной сторонки за вычетом 30-40 мм обрезаемых кромок, и целые части полученных от деления чисел перемножают; подсчитывается, сколько переплетных крышек получится из одного листа картона, для чего полученное произведение делят на 2 (две сторонки на каждую крышку).
Площадь листа равна:
Рассчитываем количество переплетных крышек:
после чего делим на 2 и получаем 7,5;
3) узнаем, сколько листов картона понадобится на издание:
где
количество переплетных крышек.
Определяем сколько листов картона пойдет на технологические отходы, составляющие 5%. Составив пропорцию, получим:
Общее количество листов:
Определяем массу одного листа картона:
где
Определяем массу всех листов картона, требующихся на тираж:
Расчет количества пленки для припрессовки на издание осуществляется исходя из норм расхода. Для издания использовалась норма расхода пленки в граммах на 1000 см2 ламинированная полиэтиленом, толщиной 35 мкм 4,2.
Определяем площадь всех листов картона:
Определяем массу пленки по пропорции:
Стоимость бумаги, картона и переплетных материалов рассчитывается исходя из анализа планируемых цен приобретения с учетом наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплаченных снабженческим, внешнеэкономическим организациям, стоимость услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин, расходов на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемых силами сторонних организаций.
При большой номенклатуре используемых материалов целесообразно планирование производить по учетным ценам, в качестве которых могут применяться плановая себестоимость приобретения, средние покупные, свободные рыночные (договорные), регулируемые оптовые и другие цены.
Результаты расчетов расходов на бумагу, картон и переплетные материалы в натуральных и стоимостных единицах измерения представлены в табл. 4.1.
Таблица 4.1
Расход общего расхода материалов
Материал |
Расход на тираж, кг |
Цена за единицу, руб. |
Стоимость на тираж, тыс. руб. |
Бумага для печати, кг |
191 |
25 500 |
4870,500 |
Картон, кг |
188,51 |
8 000 |
1508,08 |
Пленка для припрессовки, м2 |
4,52 |
2 000 |
9,04 |
Итого |
6387,6 |
5. Планирование общей зарплатоемкости издания
и годовых фондов оплаты труда
Заработная плата совокупность вознаграждений, исчисляемых в денежных единицах или (и) натуральной форме, которые наниматель обязан выплатить работнику за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время.
При экономическом обосновании затрат на оплату труда целесообразно выделять в фонде зарабатной платы без премий и выплат из прибыли два вида основной и дополнительный фонды, а также тарифную и надтарифную часть.
Баланс рабочего времени одного среднесписочного работающего представлен в табл 5.1
Таблица 5.1
Баланс рабочего времени одного среднесписочного
работающего
Наименование показателей |
Значение |
1. Календарный фонд времени, дни 2. Выходные и праздничные дни 3. Номинальный фонд времени, дни 4. Невыходы на работу, всего, дни В т. ч.: очередные и дополнительные отпуска отпуск по учебе по болезни |
365 110 255 44 30 10 10 |
выполнение гособязанностей прочие неявки 5. Эффективный фонд времени, дни 6. Номинальная продолжительность рабочего дня, ч 7. Планируемые потери в течение рабочего дня, ч 8. Продолжительность рабочего дня с учетом потерь, ч 9. Эффективный фонд рабочего времени, ч |
2 2 211 8 0,2 7,8 1567,8 |
Расчет основной заработной платы редакционно-производственного персонала выполняется по форме таблица 5.2
Для начала необходимо произвести расчет тарифного фонда оплаты труда, который определяется умножением часовой тарифной ставки, принятой в издательстве, на тарифный коэффициент и на трудоемкость издания
Таблица 5.2
Основная заработная плата редакционно-производственного персонала
(зарплатоемкость издания)
Категории работников |
Тарифный коэффициент |
Часовая тарифная ставка, |
Трудоемкость выполнения работ, чел-ч |
Тариф. фонд з/п, тыс. руб |
Надтарифная часть основной з/п, тыс. руб |
всего |
||
Доплаты, надбавки |
премия |
|||||||
1 изд |
дней на прогр. выпуска |
|||||||
Редакторы I категории |
3,48 |
12 |
17,6 |
17,6 / 0,65 = = 27,08 |
1131 |
211,5 |
339,3 |
1682 |
Редакторы II категории |
3,04 |
11 |
905,5 |
169,3 |
271,6 |
1346,4 |
||
Верстальщики I категории |
3,04 |
10 |
17,6 / 0,9 = = 19,5 |
592,8 |
110,9 |
177,8 |
881,5 |
|
Корректоры |
3,48 |
9 |
17,6 / 0,85 = =20,7 |
648,3 |
121,2 |
194,5 |
964 |
|
Корректоры |
2,84 |
529 |
98,9 |
158,7 |
786,6 |
|||
Всего |
5660,5 |
Премии к тарифным ставкам выплачиваются работникам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде, а также за работу в сверхурочное время. Премия составляет 30% от тарифного фонда заработной платы.
Дополнительная заработная плата рассчитывается в процентах от основной заработной платы по следующей формуле:
, (5.1)
где Сз.д фонд дополнительной заработной платы, тыс. руб.;
Сз.осн фонд основной заработной платы, тыс. руб.;
Дд процент доплат.
Процент доплат определяется из баланса рабочего времени:
, (5.2)
где Тнев количество дней невыходов на работу;
Тб количество дней невыходов на работу по болезни;
Тэф эффективный фонд времени, дни;
Тпот внутрисменные потери, ч;
Тэф.см продолжительность рабочего дня с учетом потерь, ч.
Дополнительная заработная плата для всех работников рассчитывается:
тыс. руб
-
Планирование вспомогательных
и общепроизводственных расходов
Все общепроизводственные расходы могут рассчитываться исходя из предполагаемых измеение объемов производства продукции. В проектных вариантах для расчета сумм накладных расходов на единицу продукции будет использована следующая формула
(6.1)
где p2 общепроизводственные, общехозяйственные расходы на единицу продукции по проекту, руб;
p1 общепроизводственные расходы на единицу продукции, которые берутся из фактической калькуляции на аналогичную издательскую продукцию или сходную по конструктивно-технологическим параметрам, руб;
d доля условно-постоянной части расходов в общей сумме общепроизводственных расходов, %;
Q1 и Q2 объемы производства в натуральном или условно-натуральном выражении до и после мероприятий соответственно.
Общий выпуск издательства по конструктивно-технологическим параметрам издательской продукции составил 122 235 уч.-изд. л. в месяц. Общепроизводственные расходы составляют 150 млн. руб, по калькуляции в среднем на 1 уч.-изд. л. получится 1227 руб. Проектом предусмотрено увеличение выпуска до 1 292 775 уч-изд. л. в месяц. В общепроизводственных расходах постоянная часть составляет 68%. Следовательно,
руб
-
Планирование общеиздательских расходов, составление калькуляции, расчет цены
Общеиздательские расходы могут быть приняты в процентах от суммы расходов по подготовке оригинал-макетов и редакционно-производственных расходов (от 20 до 100%).
На основании проведенных выше расчетов составляется калькуляция себестоимости издания, определяется цена. Данные с пояснениями занесены в табл. 7.1
Таблица 7.1
Калькуляция себестоимости издания, расчет цены
Калькуляционная статья расходов |
Затраты на тиражи, тыс. руб |
Затраты на один |
Примечание |
1. Авторский гонорар за литературные произведения |
1200 |
3 |
По условиям курсового проекта |
2. Авторский гонорар за художественно-графические работы |
600 |
1,5 |
По условиям курсового проекта |
3. Отчисления на социальные цели |
612 |
1,53 |
Раздел 2 |
4. Расходы на полиграфическое исполнение |
13 680 |
34,2 |
Раздел 3 |
5. Стоимость бумаги, картона и др. материалов |
6387,6 |
16 |
Раздел 4 |
6. Расходы по подготовке оригнал-макетов |
1003 |
2,5 |
881,5 1,344 + + 2505 400 |
7.Редакционно производственные расходы |
9026 |
22,5 |
4779 1,344 + 22 549 400 |
8.Производственная себестоимость |
32 508,6 |
81,3 |
Сумма п.1-7 |
9. Общехозяйственные (общеиздательские) расходы |
2005,8 |
5 |
20% от п. 6 и 7 |
10. Прочие расходы |
325 |
0,81 |
1% от п.8 |
Общеиздательсакя себестоимость |
34 839,4 |
87,1 |
Сумма п. 8-10 |
11. Расходы на реализацию |
696,7 |
1,74 |
2% от п. 10.1 |
Полная себестоимость |
35 536,1 |
88,8 |
Сумма п.10.1+11 |
Плановая прибыль |
5330,4 |
13,3 |
15% от полной себестоимости |
Цена без НДС |
40866,5 |
102,2 |
Полная себестоимость + плановая прибыль |
НДС |
8173,3 |
20,4 |
20% от цены без НДС |
Отпускная цена с НДС |
49039,8 |
122,6 |
Цена без НДС + НДС |
Расчет объема производства продукции, обеспечивающего безубыточность (критическая точка продаж), осуществляется по формуле 7.1
(7.1)
где В точка безубыточности, экз.;
Зпост постоянные затраты на весь выпуск продукции, руб;
Цопт оптовая цена единицы продукции, руб
Если смотреть на таблицу, то к постоянным затратам можно отнести авторский гонорар, отчисления на социальные цели и др., к переменным расходы на полиграфическое исполнение и др. Некоторые пункты относятся и к постоянным и переменным, поэтому они были разделены на 70% и 30% соответственно (расходы по подготовке оригинал-макетов, редакционно-производственные расходы и др.)
экз
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Каштелян Т. В. Экономическое обоснование дипломных проектов [Текст] / Т. В. Каштелян. Минск: БГТУ, 2013. 87 с.
2. Гончарова, З. В. Правила набора и верстки. Методические указания к курсовой работе по курсу «Полиграфика и НИС» для студентов специальностей Т.14.01.00, Т.14.02.00, Т.14.03.00 [Текст]: учеб.-метод. пособие / сост. З. В. Гончарова, И. Г. Пиотух. Минск: БГТУ, 2002. 26 с.
3. Финансовый анализ // Проблемы формирования себестоимости на предприятии. Электрон. дан. Режим доступа: http://www.1-fin.ru/?id=169, свободный. Загл. с экрана. Дата доступа: 10.11.2013.
4. Никольская Э.В. Технико-экономический анализ хозяйственной деятельности полиграфического предприятия [Текст] / Э. В. Никольская. М.: МГАП, 1995. 265 с.
5. Чванов Р. А. Производственные ресурсы полиграфических предприятий: эффективность использования [Текст] / Р. Чванов. М.: Книга, 1999.160 с.
6. Инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости издательской продукции. Офиц.изд.
7. Громыко, И.Г.Технология допечатных и печатных процессов [Текст] / И. Г. Громыко, М. И. Кулак. Минск:БГТУ, 2011. 250 с. ISBN 978-985-530-062-6.
Структур себестоимости издательской продукции