Конспект урока окружающего мира «Прогулка в зимний лес»


Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение "Детский сад № 25 "Дюймовочка" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников

г. Новотроицка Оренбургской области"

Конспект урока окружающего мира

«Прогулка в зимний лес»

подготовила

воспитатель

Байназарова Минзифа Камиловна

г. Новотроицк

Цель. Расширять знания детей о времени. Закреплять умение подбирать сходные по смыслу названия признаков, действий, предметов. Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением. Знакомить с понятием «родственные слова». Активизировать словарь в соответствии с лексической темой «Зима». Совершенствовать фонематическое восприятие. Нормализовать общую и мелкую моторику рук. Развивать мышление, внимание, память. Материал. Игрушка: ёж. Конверт с письмом. Пособие «Лесенка противоположностей». Корзина. Три пенька. Снежинка и солнышко.

Ход НОД

ВоспИтатель. Здравствуйте, дети. Я сегодня пришла в детский сад и обнаружила возле двери вот это письмо. Посмотрите, вот оно, очень странное письмо. Ёжик пишет нам его. Надоело Ежу спать, Хочет с нами поиграть. Пишет: «В гости приходите, помогите мне друзья, ведь зимы не видел я. Найдете меня в зимнем лесу за самым высоким пеньком.

Воспитатель. Ребята, поможем Ёжику увидеть зиму? (да) для начала давайте вспомним про зиму. Я вам буду загадывать загадки, а вы

слушайте внимательно каждую до конца и только потом говорите отгадки.

Запорошила дорожки, Разукрасила окошки,

Радость людям подарила

И на санках прокатила

Ни ведерка, ни кисти, ни рук, Но побелила всю землю вокруг. Скатерть бела всю землю одела.

(Снег)

(зима)

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко, села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка)

Как будто белой скатертью

Он крышу застелил.

В серебряные шубы

Нахмурилось небо

Деревья нарядил. (Снег)

Наверно, не в духе!

Летают, летают

Белые мухи. (Снежинки)

Молодцы, хорошо умеете загадки отгадывать! А вы знаете, какое сейчас время года? (Зима)

Почему вы так считаете? (На улице выпал снег)

А какая погода бывает зимой? (Холодная)

Как вы думаете, какого цвета зима? (Белого)

Почему же она белая? (Потому что все вокруг покрыто белым снегом)

В какие игры играете зимой? (в снежки, катаемся на санках и лыжах)

как хорошо, что вы так много знаете о зиме!

Давайте отправимся на прогулку в зимний лес. Встаньте поближе друг к другу, возьмитесь крепко за руки, закройте глаза.

Глазки закрывайте,

Немного помечтайте.

Ветерок нас подхватил,

В зимний лес переместил.

Воспитатель. Теперь откройте глаза. Мы оказались в зимнем лесу. Как красиво на поляне - всё здесь укрыто снегом.

Скажите, какой бывает снег? (белый, пушистый, чистый, воздушный, холодный, искристый)

Интересно, где же мы будем искать Ёжика? Вспомните, ребята, где он сказал, будет находиться? (За самым высоким пеньком)

ЁЖ. Здравствуйте! Раз уж вы меня разбудили, давайте поиграем!

Проводится упражнение на Формирование правильной осанки, укрепление мышц туловища, верхних и нижних конечностей. Дети повторяют слова за педагогом и выполняют соответствующие движения.

ЁЖ с ежатами.

Под огромною сосной

На полянке, на лесной,

Бег на носках. Произносить звуки ФРР-ФРР-ФРР

Куча листьев где лежит,

Ёж с ежатами бежит.

Бег в полуприсиде на носочках, руки в упоре на бедрах, спина круглая.

Мы вокруг все оглядим,

на пенечках посидим,

Присесть, вытягивая шею вверх.

А потом все дружно сядем

И иголки всем покажем.

Присесть с упором на кисти рук, голову опустить, спина круглая – «Показываем иголки»

Показали, показали

И домой все побежали.

Бег на носках. (Автор Е. Н. Вареник)

ЁЖ. Ой, а какое сейчас время года? Почему всё вокруг белое? Зима?! Что это такое?

Воспитатель. Ёжик, мы тебе расскажем о зиме. Ты будешь составлять предложения о весне, а дети - о зиме.

ЁЖ. Весной земля покрыта зелёной травой. А зимой? (снегом)

Весной на деревьях зеленые листья. А зимой? (нет листьев)

    Весной вода в озёрах и в реках тёплая. А зимой? (холодная)

    зимой медведь спит, а весной (Ходит, бродит)


Воспитатель. Зимой холодно, всё вокруг покрыто белым пушистым снегом. Ребята, давайте с Ёжиком поиграем в игру «Доскажи словечко». Я буду начинать строчку стихотворения, а вы заканчивать в рифму.

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю (снег)

А с небес летят пушинки-

Серебристые (снежинки)

На посёлок, на лужок

Сыплет беленький (снежок)

Словно в белый пуховик

Нарядился (снеговик)

Рядом снежная фигурка -

Это девочка (снегурка)

На снегу - то посмотри,

С красной грудкой (снегири)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю укутал (снег) (Автор Лопухина И.)

Воспитатель. Вы запомнили, какие слова добавляли в стихотворение? Назовите их. На какое слово они все похожи? (снег)

Воспитатель. Верно. Во всех этих словах есть общая часть - снег. Эти слова называются родственными. Как от снежных слов стало холодно! Наши пальцы замёрзли, давайте мы их согреем. Дети делают глубокий вдох, затем - выдох: «Х-х-х-х».

Воспитатель. Садитесь на стулья, посмотрите, сколько снежинок вокруг. И каждая снежинка волшебная, подниму любую, послушаю, что она мне на ухо шепнет. Эта снежинка предлагает поиграть в игру «Зима-весна», (раздает детям солнышко и снежинки).

Воспитатель. Я буду говорить предложения, если они о весне, вы улыбнётесь и поднимите вверх весёлое солнышко, а если о зиме удивитесь, и поднимите снежинку.

    Начал таять снег.

    Малыши дружно лепят снеговика.

    На поляне начали расцветать одуванчики.

    Маша и Миша взяли санки и побежали кататься с горки.

    Прошёл дождь, и над рекой появилась радуга.

    На улице морозно, дует холодный ветер.

Воспитатель. Молодцы, солнышки и снежинки поднимали правильно, ни разу не ошиблись.

Воспитатель. Теперь садитесь на ковёр, давайте быстро поднимемся по этой лесенке вверх. А снежинка и солнышко нам в этом помогут. Внимание! Я начну предложение, а вы закончите, если все предложения доскажете правильно, солнышко и снежинка быстро окажутся на верху лесенки. Но отвечать всем вместе не нужно.

    зима холодная, а весна (тёПлая)

    зимой люди надевают шубы, а весной (платье, футболки)

Зимой идёт снег, а весной (дождь)

    зимой медведь спит, а весной (Ходит, бродит)

Зимой заяц белый, а весной (серый)

Зимой деревья стоят голые, а весной (На деревьях зелёНые листья)

Воспитатель. Какие же вы молодцы! Снежинка и солнышко быстро оказались на самом верху лестницы.

Дети, а вы рады, что оказались в зимнем лесу. Почему зимой хорошо? (зимой очень красивая природа. Можно кататься с горки, на лыжах и на санках).

Но зимой может быть и плохо почему? (холодно, можно замёРзнуть и заболеть, когда сильный мороз нельзя гулять)

А весной чем хорошо? (ТЕпло, ярко светит солнце)

А чем плохо? (когда бывает очень жарко можно получить солнечный удар)

Воспитатель. Какие вы умные! Занятие сегодня было очень интересное. А вам оно понравилось. Выслушать мнение каждого ребенка.

Теперь возьмите эти листы бумаги, и мы с вами в группе нарисуем зимние пейзажи и отправим их Ёжику, думаю, ему очень понравится. И ещё, ребята, Ёжик просил передать вам угощение - вкусные и полезные яблоки! Давайте, поблагодарим его, скажем дружно: спасибо!

Список использованной литературы

Аджи А. В. Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте: Практическое пособие для воспитателей ДОУ.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.

Карпухина Н. А. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Развитие речи и знакомство с художественной литературой. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.

Ильина М. В. Чувствуем-познаем-размышляем. Комплексные занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей 3-4 лет.- М.: «АРКТИ», 2004.

Вареник Е. Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006.