ПРЕРАФАЭЛИТЫ ИМПРЕССИОНИСТЫ ПЕРЕДВИЖНИКИ
ПРЕРАФАЭЛИТЫ, ИМПРЕССИОНИСТЫ, ПЕРЕДВИЖНИКИ
В изобразительном искусстве 19 века возникли разные, но, в значительной степени, повлиявшие на развитие не только европейского, но и мирового искусства направления, такие как прерафаэлиты в Великобритании, импрессионисты во Франции и передвижники в России.
Общего между ними то, что все три явления сформировались и оформились как протест против академизма, выступали за творческую независимость и свободу художника.
Прерафаэлиты получили своё название, так как считали для себя идеалом творчество итальянских живописцев, творивших до Рафаэля и Микеланджело, например Перуджино, Фра Анжелико, Беллини. Началом оформления этого направления можно считать 1848 или 1853 годы. Просуществовало оно сравнительно не долго - до около 1861 года. "Молодые" прерафаэлиты в 60-70 годы стали участниками движения "Искусство и ремёсла". Своё название "импрессионисты", как мы знаем, группа молодых французских художников приобрела, благодаря критической статье Леруа по поводу картины Клода Моне "Впечатление. Восход солнца", представленной на их первой выставке в 1874 году, хотя своё отношение к искусству академизма та же "молодёжь" формулирует значительно ранее - ещё в начале 60 годов. Определение "передвижники" связано с образованием коллектива российских художников - "Товарищество передвижных художественных выставок", - начавшим своё существование с событий 1863 года и расцветом которого можно считать 70-80 годы 19 столетия, не смотря на то, что выставки под данным названием проводились до 1923 года, и было таковых в общей сложности 48.
Если "прерафаэлизм" - направление в поэзии и живописи Британии, "передвижничество" коснулось только живописи в России, то "импрессионизм" - имел место и в живописи, и в литературе, и в музыке.
Основателями группы прерафаэлитов стали поэт и художник Россетти, художники: Хант, Милле, Браун, Хьюз, Крейн, Бёрн-Джонс. В самом начале семеро основателей братства представляли себя секретным обществом, которое ставило себя в оппозицию к официальному искусству. На ряде работ начального периода они ставили аббревиатуру P. R.B, а просуществовавший только четыре месяца журнал "Росток", был опорным печатным органом нового движения. Обрушившаяся на оппозиционеров критика обвиняла их в "натурализме", заявляла: "пишут, как забивают гвозди", "работы, имитирующие художественную неумелость". Однако, после того как на новое явление обратил своё благосклонное внимание писатель, художник, теоретик искусства и критик Джон Рёскин, прерафаэлиты получили благожелательную критику. Какие же идеи волновали новое британское направление в искусстве? Они выступили за верность в воспроизведении природы, за историческую достоверность изображаемого, не одобряли социального неравенства, обратились к судьбе женщины и протестовали против её эксплуатации. Прерафаэлиты идеализировали средневековье. Их интересовали литературные сюжеты, и этим объясняется достаточное количество картин, например, на тематику "Офелия", "Леди Шалотт" "Прекрасная дама без сожаления" и многие другие. Чтобы добиться прозрачности и яркости цвета, так пленившего их на картинах Перуджино, Фра Анжелико, Беллини, они создали свою особую технику грунтовки холста. Это они, а не импрессионисты первыми вышли на пленер. Признание пришло в 1855 году на Всемирной выставке в Париже. Однако, по прошествии малого времени, их движение переросло в эстетизм, искусство ради искусства. Дальнейшее существование на заключительном этапе как "Искусство и ремёсла" стало реакцией на массовое фабричное производство, лишённое духовности и индивидуальности, и потому они пропагандировали эксклюзивность произведений, созданных вручную.
Импрессионисты, как новое явление в европейском искусстве, берут своё начало с новаторства Эдуарда Мане и его "Завтрака на траве" 1863 года, с первым опытом письма Клодом Моне на пленере в Онфлёре в 1864 году, и обретают своё имя на первой выставке 1874 года. Очень интересна (а для Фредерика Базиля трагична) судьба первых импрессионистов в годы франко-прусской войны 1870-71 годов. В отличие прерафаэлитов и уж тем более передвижников новое французское искусство не касалось ни философских, ни социальных проблем, не обращалось к темам некоммерческим, их протест против академизма выразился в отказе от таких жанров как исторический, библейный, мифологический, литературный. Но импрессионисты утверждали своё видение повседневной жизни, стремясь запечатлеть мимолётность сиюминутного своего субъективного впечатления. И это также потребовало изобретения новой техники: письмо на пленере, отказ от контура, стремление разложить солнечный луч на составные, энергичный мазок и прочее. Восемь выставок с 1874 по 1886 годы и появление в 1886 году "Манифеста символизма" Жана Мореаса завершает существование этого направления, которому на смену приходит постимпрессионизм, экспрессионизм, символизм и модерн.
Будущие передвижники, как и прерафаэлиты, и импрессионисты, выступили против академизма и поводом к "бунту 14" послужила чуждая времени и убеждениям выпускников императорской Академии Художеств тема дипломной работы. Во всём другом это движение в искусстве было более сложным и значительным. Молодые русские художники объединились в товарищество со своим уставом, сформированной творческой и социальной позицией, в какой-то мере это была кооперация с материальной поддержкой друг друга: организацией аукционов и выставок. Будучи в значительной массе своей представителями разночинной молодёжи, роль художника и творца в России они понимали иначе, нежели их французские и британские коллеги, многим из них были близки идеи народничества. Новое русское искусство, в их лице, выступало против слепого преклонения перед западом, за реализм, а значит необходимость обращения к темам отечественной истории и правдивого описания жизни народа в современном им обществе, они обратились к активной просветительской деятельности. Передвижникам были близки идеи революционных демократов, тезис Чернышевского - "прекрасное - есть жизнь", своё искусство они понимали как долг перед народом и Отечеством. И потому ведущими жанрами становятся исторический, бытовой, портрет, пейзаж. Сцены отечественной истории (порой так остро читаемые в контексте политического режима и жизни общества второй половины 19 века Российской империи), реалистическое описание быта и жизни народа, психологический портрет, с которого на зрителя глядят и совесть нации - представители интеллигенции и крестьяне, милые сердцу образы родной природы - основные темы передового российского искусства. Идейную поддержку передвижники получали в лице теоретика и критика В. В.Стасова, значительную материальную - в лице П. И.Третьякова.
Каждое из этих направлений живописи 19 века имело значительное влияние на культуру Европы в дальнейшем, некоторые имели значение только для развития искусства, иные стали определённым социальным фактором формирования общественного мнения и даже мировоззрения конца 19 - начала 20 века.
И очень интересно видятся эти три явления в сравнении (и теоретически, и, листая в хронологическом порядке десятки репродукций)
(У каждого свои прерафаэлиты, импрессионисты и передвижники...)