Урок литературы и кино: «Три Толстяка»
Печатаем очередную статью цикла «Урок литературы и кино».
Цель её – показать, как организуется читательская и зрительская деятельность учеников 5–6-х классов при изучении романа-сказки Ю. Олеши «Три Толстяка». Сопоставление на уроке сюжета и мотивов литературной сказки с её кинематографическим прочтением поможет юным читателям обнаружить скрытые смыслы текста и открыть специфику языков кинематографа и литературы.
Этап I. Просмотр и обсуждение кинофильма
Посмотреть фильм нужно за несколько недель до изучения романа, чтобы у ребят хватило времени прочитать (перечитать) текст, выполнить задания учителя. Важно, чтобы, готовясь к урокам, ученики имели возможность пересмотреть фрагменты кинофильма.
Перед просмотром кинофильма «Три толстяка» (1966), поставленного А. Баталовым и И. Шапиро по сценарию А. Баталова и М. Ольшевского, делим класс на две группы, каждая из которых получает своё задание. Группа учеников, прочитавших сказку (группа Ч — читателей), смотрит фильм и сравнивает его с литературным произведением; группа ещё не успевших ознакомиться с книгой (группа З — зрителей) при просмотре определяет своё отношение к героям и событиям фильма.
Беседа по первым впечатлениям для учеников группы З играет роль установки на чтение, так как в ходе их диалога с учениками группы Ч обнаруживаются различия в восприятии фильма. Учеников группы Ч беседа подталкивает к перечитыванию текста, вызывая у них желание что-то уточнить, вспомнить некоторые эпизоды, чтобы на первых порах найти как можно больше отличий фильма от романа. Этот азарт можно использовать в учебных целях: размышляя вместе с ребятами над тем, какие смыслы вносят в фильм изменения сценаристов, учитель привлечёт их внимание к художественной форме двух произведений.
Беседа начинается с вопросов, общих для двух групп.
— Какое впечатление произвёл на вас кинофильм? Над чем и над кем вы смеялись, за кого переживали, кому сочувствовали и почему? Какие эпизоды показались вам самыми напряжёнными, почему? Есть ли в фильме отрицательные персонажи, кто именно, почему вы так считаете? Что в фильме является злом, кто и как с ним борется и что помогает героям победить зло?
Далее следуют вопросы, адресованные группе З.
— Какие чувства вызвали у вас толстяки? Они смешны или страшны? Почему?
— Как вы относитесь к наследнику Тутти? Менялось ли ваше отношение к нему, как и почему?
— Какие чувства вызвали у вас продавец воздушных шаров и Раздватрис? Сочувствовали ли вы кому-нибудь из них? В какие моменты? Как они относятся к трём толстякам? Почему? Какую роль играют в фильме эти персонажи?
— Кто из героев фильма понравился вам больше всего? А кто не понравился? Почему?
— Когда вы догадались, что Суок подменили куклой? Что помогло вам это сделать?
— Как вы поняли, почему восстание в первый раз было подавлено, а во второй этого не произошло? Почему народу удалось свергнуть власть трёх толстяков?
Эти вопросы выявляют прежде всего зрительское отношение к персонажам фильма, которое не совпадает с отношением к тем же персонажам читателей. Поэтому, выслушав ответы группы З, обращаемся с теми же вопросами к группе Ч.
Вопрос о том, почему же у читателей и зрителей восприятие разное, рождается у самих ребят. Просим ребят, прочитавших книгу, высказать об этом свои соображения. Конечно, пяти-шестиклассники ещё не могут самостоятельно глубоко осмыслить причины этого явления — они называют самые существенные, бросающиеся в глаза отличия фильма от романа. Во-первых, в фильме Суок и Тутти не связаны родственными узами. Поэтому нет и истории учёного Туба, сотворившего чудесную куклу. Во-вторых, доктор Гаспар Арнери играет в фильме более значительную роль: он не просто пытается починить куклу и просит о помиловании мятежников, а становится жертвой произвола, так как за свою просьбу о помиловании мятежников попадает в темницу и должен быть казнён. И здесь доктор не думает о себе, а пытается спасти от казни Суок, подменив её куклой. В романе его просьба о помиловании принимается Толстяками и казнь отменяется, после чего доктор мельком появляется в самом конце четвёртой части. В-третьих, в романе писатель последовательно проводит мысль о том, что среди гвардейцев есть много честных людей, которые присоединяются к восставшим, и в этом единении Олеша и его герои видят залог победы. В фильме все гвардейцы верны власти и выступают против народа.
Но отличиями, которые замечают ученики, не исчерпывается весь “список”. Поэтому предлагаем детям, разбив их на несколько групп, дома внимательно перечитать (или прочитать впервые) роман и выполнить следующие задания.
Группа 1. Составьте план каждой части романа, выделив элементы фабулы (экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и эпилог) и соотнесите с фабулой кинофильма.
Это задание ещё достаточно сложное и объёмное для ребят, поэтому конкретизируется вопросами.
1. Перечитывая каждую часть, запишите, какие события в ней происходят.
2. Определите, какое событие является главным в каждой части. Почему вы так решили?
3. Сколько историй рассказывается в романе? Кто их герои? Как они связаны между собой?
4. Расположите все события в хронологической последовательности.
5. Выделите элементы фабулы. Какое событие является завязкой действия, какое кульминацией? Какие эпизоды вы бы отнесли к экспозиции, какие к развязке? Обоснуйте своё мнение.
6. В эпилоге романа мы узнаём о судьбе учёного по имени Туб. Зачем Ю. К. Олеша вводит в роман эту сюжетную линию?
7. Кто является повествователем в этой сказке? Есть ли в произведении другие точки зрения на события, кроме авторской? Если да, то приведите примеры.
8. Сравните композицию романа с композицией фильма. Какие отличия вы заметили? Как они влияют на смысл фильма?
Группа 2. Выделите в романе пейзажи и описания жилищ, помещений и определите их роль в тексте.
1. Перечитайте описание балаганчика дядюшки Бризака, данное в романе с точки зрения доктора Арнери (ч. II, гл. 7). Какие художественные средства помогают писателю создать образ балаганчика и его обитателей?
2. Какое впечатление домик дядюшки Бризака производит на доктора Гаспара? Какое — на вас? Почему?
3. Что можно рассказать о жизни обитателей этого дома по описанию их жилища?
4. Пересмотрите фрагменты кинофильма, в которых действие происходит в балаганчике, и сравните свои впечатления, вызванные образом этого жилища в романе и в фильме.
5. Перечитайте описание дворца и парка Трёх Толстяков (ч. I, гл. 1; ч. II, гл. 4, 5). Какое впечатление на вас произвели эти пейзажи? Почему они так лаконичны? Как это описание помогает писателю охарактеризовать хозяев дворца?
6. Почему в романе нет описаний внутренних помещений дворца, а помещение балаганчика описывается очень подробно?
7. Каким представлен дворец Трёх Толстяков в фильме? Если бы вы сегодня снимали фильм по роману, то каким бы показали дворец и почему?
8. Найдите в тексте описания города (ч. I, гл. 1–3; ч. II, гл. 4, 7) . Какую атмосферу они создают, какие мысли вызывают? Какую роль играет образ города в романе?
9. Каким предстал город в фильме А. Баталова?
Группа 3. Выделите в романе массовые сцены (ч. I, гл. 1–3; ч. II, гл. 4, 5; ч. III, гл. 9, 10; ч. IV, гл. 13) и определите, какие приёмы помогает писателю передать атмосферу города.
1. Какое настроение царит в городе? Как люди относятся друг к другу? Почему?
2. Над кем и над чем смеются в романе? Какие средства помогают писателю создавать смешное?
3. На какие группы можно разделить все массовые сцены?
4. Зачем Ю. К. Олеша рассказывает читателям о жизни народа?
5. Пересмотрите массовые сцены в кинофильме. Какую атмосферу создаёт режиссёр? Какова роль этих сцен в произведении?
Группа 4. Установите, какие темы затронуты в романе и какие в фильме.
1. Как темы связаны друг с другом в романе, как — в фильме?
2. Какие вопросы волнуют писателя, какие — режиссёра?
Этап II. Сопоставительный анализ композиции кинофильма и его литературного источника
Урок начинается с выявления тематики романа и фильма (группа 4). Здесь важно помочь ребятам подняться на уровень обобщения и увидеть за конкретными темами — глобальные, вечные. Но, даже выделив только конкретные темы, ребята замечают, что они связаны по принципу контраста, или антитезы. Записав все названные учениками темы, вместе с классом группируем их, подводя под более общие основания (это удобно делать с помощью мультимедийного экрана). Вечные темы — жизнь и смерть, истина и ложь, добро и зло — объединены в романе темой борьбы за свободу и воплощены в мотивах — Конкретных социальных явлениях: свобода — и зависимость; неправедно нажитое богатство богачей и обжор — и бедность трудового голодного народа; братство, дружество — и союзы, основанные на выгоде, корысти, страхе; а также В человеческих характерах: человеческое достоинство — и духовное рабство, подхалимство; честность, искренность, уважение к труду, настоящие человеческие чувства — и ложь, фальшь, лицемерие, презрение к тем, кто трудится и за чей счёт ты существуешь; отвага, мужество, гордость — и трусость, гордыня; доброта, милосердие — и жестокость.
Наблюдения группы 3 над массовыми сценами приводят ребят к открытию: в основе структуры «Трёх толстяков» тоже лежит антитеза, которая создаётся с помощью словесных деталей, образов и композиции эпизодов и всего романа. Так, уже в первой главе определён конфликт между богатыми, поддерживающими власть трёх Толстяков, и простым народом. Отзывы сочувствующих мятежникам о Просперо — “бедняжка!” — контрастируют с реакцией аристократов и лавочников — “Ну и слава Богу!” Противопоставление становится словесным оружием мальчишки: “Оружейник Просперо в клетке, а гимнаст Тибул на свободе!” — в нём звучит надежда и угроза. В следующей главе мы слышим две контрастные песенки, одна из которых выражает позицию богачей, вторая — бедноты.
— Какие мотивы, сюжетные линии, конфликты сохранились в кинофильме, какие исчезли и почему?
В составленной схеме «Темы и мотивы романа» подчёркиваем те, которые сохранены в фильме.
Очевидно, что режиссёр сохранил тему произведения, и центральными мотивами в кинофильме стали мотивы, перечисленные нами выше. Теперь необходимо разобраться в том, как раскрывается тема в романе и как — в кинофильме.
Вместе с группой 1 начинаем анализ фабулы и сюжета.
Роман (бессмертное произведение) начинается с экспозиции, знакомящей нас с доктором Гаспаром Арнери и тревожной атмосферой в городе. Уже в первой главе определяется, что конфликт между народом и властью назрел, прорвался, но народ потерпел поражение и его вожак Просперо взят в плен. Казалось бы, обозначенный писателем конфликт разрешился трагически и речь в романе пойдёт о чём-то другом. Может быть, его героем станет доктор Гаспар? Но это предложение тут же отвергается самим читателем: доктор явно не герой, он наблюдатель, фиксирующий события, анализирующий их, имеющий своё к ним отношение, но практически в них не участвующий.
— Кто же является главным героем романа?
Ответ бывает один — Суок.
— Почему Суок, а не Тибул, не Просперо?
Просперо, по мысли детей, не может быть главным героем, так как не принимает участия в событиях. Писатель и показывает его крупно только один раз. Он скорее герой, из-за которого разворачиваются события, так как Тибул хочет его спасти.
— Значит, поражение мятежников, пленение Просперо и известие о предстоящей казни — событие, определяющее дальнейший ход романа? Значит, это завязка?
Это действительно так. Усилия Суок и Тибула направлены не только на помощь доктору Гаспару, но прежде всего на освобождение Просперо.
— А есть ли в романе ещё события, без которых невозможно было бы дальнейшее развитие действия?
Конечно, это поломка куклы наследника Тутти. Из-за куклы всё и произошло, считают дети. И во многом они правы.
Итак, два важных события определяют развитие действия: пленение Просперо и “убийство” куклы.
— Кто же помогает доктору Гаспару, который не смог починить куклу и вдобавок потерял её? Кто помогает Просперо?
Суок! Она главная героиня романа.
Наши вопросы и помогают ребятам обнаружить, что в романе две сюжетные линии (первая — история восстания, вторая — история Суок и Тутти), переплетённые между собой,
и что в романе главным героем стала девочка, отважно бросившаяся на помощь друзьям.
Таким образом, в романе две экспозиции, причём вторая, связанная с историей детей, находится в эпилоге. Но и у первой есть свои особенности: она рассеяна автором по всей первой части. Так, во второй главе мы знакомимся с атмосферой в городе, с резким размежеванием богатых и бедных, которое максимально проявляется в гл. 3. Здесь же действие получает дополнительный толчок: гимнаст Тибул жив и на глазах многочисленной толпы “спасся с площади Звезды через люк”. Значит, у народа есть вождь и наверняка он приложит все силы, чтобы помочь Просперо.
Составляя план, ребята убедились в том, что четыре части романа фиксируют не только то, кто будет в центре внимания читателя, но и время действия. Каждая часть — это новый день. Таким образом, время действия романа укладывается в четыре дня, а эпилог переносит нас на год вперёд. Названия глав в каждой части выделяют тему, объединяющую все события в части.
Выявляя особенности композиции романа, работаем с планом каждой части. Все события первой части даны с точки зрения доктора Арнери и умещаются в один день: с раннего утра, когда доктор отправляется на прогулку, до глубокой ночи, когда, вернувшись домой, доктор обнаруживает в своём камине канатоходца Тибула.
Подробный план заставляет ребят запомнить, что все события даны глазами доктора Арнери.
— Почему же часть называется «Канатоходец Тибул»?
Дело в том, что доктор — наблюдатель, а не участник событий, в их центре оказывается восставший народ и его вожди — Просперо и Тибул. Но если Просперо попадает в плен и временно выведен из действия, то Тибул оказывается в центре внимания и автора, и горожан: за него мы волнуемся вместе с доктором, студентами и бедняками. Чудесное спасение Тибула — условие развития действия романа.
Оказывается, что глава имеет завершённую композицию: в ней есть завязка, развитие действия, кульминация (проход Тибула по канату) и развязка — спасение Тибула и возвращение доктора. Появление гимнаста в комнате доктора — толчок к новым событиям — завязка следующего эпизода.
Подводим итоги. Первая часть играет роль рассеянной экспозиции, и одновременно в ней определяется конфликт (народ—богачи) и завязывается действие (Просперо в плену, но Тибул на свободе).
Группа 2 вносит свой вклад в работу: ученики замечают, что контраст между состоянием природы, настроением доктора, с одной стороны, и необычным поведением людей — с другой, рождают тревогу не только у доктора, но и у читателя. Атмосфера нагнетается довольно быстро: от общей картины у городских ворот, вопросов доктора Арнери и реплик горожан — к выстрелам из пушек, картине сражения за городом, разрушений и пленению Просперо. Точка, с которой смотрит на происходящее доктор Гаспар, расположена далеко от места основного события — сражения, поэтому оно не даётся писателем в подробностях: стремясь передать динамику действия, автор использует только яркие детали.
Наше восприятие зависит от того, откуда мы смотрим на происходящее и как близко находимся от действующих лиц. Так, подавление восстания издалека напоминает “картину волшебного фонаря” и кажется “невсамделишным”, а смерть — игрушечной, нестрашной: “Бегущие люди приближались к городу. Целые кучи людей падали по дороге. Казалось, что на зелень сыплются разноцветные лоскутки”. Это взгляд доктора Гаспара, смотрящего на сражение с башни. Но бомбы разрываются на самом деле. И вот доктор видит смерть вблизи — мёртвые не воскресают: “Слесарь лежал, вытянувшись поперёк балки, и смотрел в небо. Доктор пошевелил его. Он не хотел вставать. Доктор поднял руку, чтобы снять шляпу. Слесарь умер”.
— Как же показаны эти события в фильме?
В фильме А. Баталов расставляет несколько другие акценты: зрителю сразу же предъявляются главные герои: цирковой повозкой, направляющейся в город, правит дядюшка Бризак, он же клоун Август, в ней репетируют Тибул и Суок. Неожиданно фургончик оказывается в центре военных действий. Из небольшого диалога клоуна с гимнастом мы узнаём о главном — причине восстания и позиции Тибула. На наших глазах Тибул присоединяется к восставшим. На заднем плане в кадрах рвутся снаряды, падают люди и лошади.
— Одинаково ли наше восприятие сражения в романе и в фильме?
После анализа текста дети понимают, что из фильма исчезла антитеза: здесь всё только реально и серьёзно: это не игра в солдатики, не цирковое представление, после которого артисты оживают, как можно было бы подумать, наблюдая за всем издалека и с высоты, как это делает доктор Гаспар. Зритель не испытывает такого потрясения, как доктор.
— Чем вызвано это композиционное изменение?
В фильме необходимо быстро и точно обозначить конфликт и подсказать зрителю, кто будет его героями, иначе он не уложится во временные рамки. Доктор Гаспар не главный герой, поэтому и появляется на экране позже.
Теперь сравниваем массовые сцены и образы города, созданные писателем и режиссёром.
В этом случае антитеза налицо: вот радостные лица богатых и хорошо одетых горожан, которые спешат веселиться по случаю победы, а вот бедняки, собравшиеся на представление клоуна Августа и Суок. Свет фонарей противопоставлен свету от костра, слащавые лица — искренне радующимся танцу и песенке девочки. Предатели, доносчики помогают гвардейцам ловить Тибула, а люди из народа всячески мешают погоне.
Но в романе есть несколько городских пейзажей, от которых веет тайной и ужасом, — таких кадров в фильме нет. Элементы тайны последовательно выводятся из сценария.
Особое внимание уделяем сопоставлению эпизодов «На площади Звезды».
В этом эпизоде Тибул появляется в романе первый раз. Симпатии читателя к герою вызываются автором с помощью самых разных художественных средств: сначала это реплики горожан, сочувствующих восставшим, затем виртуозное мастерство канатоходца демонстрируется в экстремальной ситуации; сообразительность и отвага, уверенность в своих силах помогают Тибулу избежать смерти или плена. Описание площади и огромного фонаря необходимо, чтобы читатель вместе с Тибулом и зрителями искали выход из ситуации, а потом замирали от волнения. Но в этом эпизоде есть не только страшные ноты.
— Представьте себе всё, что происходит под куполом площади. О чём вы вспомнили?
Конечно, о цирковом представлении. Круг площади — арена, её купол — купол цирка, а канаты, на которых подвешен фонарь, — снаряды, на которых работают под куполом гимнасты. Окна домов — ложи, из которых зрители с замиранием сердца наблюдают за выступлением мужественных и ловких акробатов. Заполнен и партер. Все задирают головы. Арена ярко освещена — и вот под куполом появляется артист. Вспомните, народ кричит то же, что и кричал Тибулу и на его обычных выступлениях: “Браво, Тибул! Он не упадёт! Он лучший гимнаст в стране…”
Цирковой номер осложняется тем, что появляются стрелки, которые должны сбить канатоходца: увернётся ли он от пули, хватит ли ему мастерства, чтобы не свалиться? Риск увеличивается — зрелище становится ещё более захватывающим.
— Какие художественные средства помогают писателю создать образ Тибула в этом эпизоде?
Прежде всего это развёрнутые сравнения: “Теперь высоко под стеклянным куполом, маленький, тоненький и полосатый, он был похож на осу, ползающую по белой стене дома. Когда плащ раздувался, казалось, что оса раскрывает зелёные блестящие крылья”.
— Что вы видите, читая сравнение Тибула с осой?
Ответы детей подводят их к мысли о том, что сравнение всегда расширяет картину, включает в неё ассоциации, которые, в свою очередь, уточняют образ. В этой картине оса — маленькое насекомое, уязвимое, хрупкое — точка на огромной стене. Её так легко прихлопнуть! Вспоминая, как двигается оса по стеклу окна, дети конкретизируют образ человека.
Киноискусство не обладает такими возможностями, и режиссёр вместе с оператором ищет другие способы создания образов и атмосферы происходящего: ведь ему надо показать Тибула на карнизе не так, чтобы мы вспомнили об осе, а так, чтобы мы почувствовали, как он уязвим, как одинок и беспомощен.
— Как решён этот эпизод в фильме? (Эпизод можно пересмотреть.)
Единодушие детей удивительно: им не нравится. Они говорят о том, что эпизод слишком растянут, что не надо было показывать Тибула и преследующих его по пятам гвардейцев в башне, что совершенно непонятно, почему они не убили Тибула, находясь от него в двух шагах, когда он из окна ступил на канат. Но самый главный недостаток ребята видят в том, что площадь в фильме — без купола, а потому совершенно непонятно, как Тибул собирался уйти. Замена выстрела в офицера разбитым о его голову цветочным горшком снижает накал события, вызывая смех, тогда как в романе этот эпизод лишён комической окраски. Много крупных планов, а писатель строит эпизод так, что мы не видим лица гимнаста, его нужно снимать общим планом, с нижней точки, иначе сходство Тибула с осой исчезает.
Выслушав мнение учеников, предлагаем им попробовать себя в роли режиссёра и написать дома киносценарий по этому эпизоду.