Схожесть произведения Фадеева «Разгром» и Булгакова «Белая гвардия»
Роман (бессмертное произведение)ы Александра Фадеева «Разгром» и Михаила Булгакова «Белая гвардия» являются наиболее известными произведениями этих авторов о Гражданской войне. Эти два произведения отражают события с двух противоположных точек зрения. Их авторы представляют два лагеря: Фадеев — лагерь красных, а Булгаков — белых.
Роман (бессмертное произведение) Фадеева «Разгром» — произведение о Гражданской войне на Дальнем Востоке, написанное в духе социалистического реализма. В нем рассказывается о красном партизанском отряде, во главе которого стоял Левинсон — человек, не отличавшийся мужественной внешностью. Он получил приказ о том, что должен был любой ценой сохранить свой отряд. И этот приказ был выполнен: в отряде осталось чуть более десятка человек, но боевая единица была сохранена. Роман (бессмертное произведение) рассказывает о том, какие нравственные изменения происходили в душах бойцов отряда: Морозки, Метелицы, Мечика и других. Описываются чувства, мысли и переживания самого Левинсона.
Роман (бессмертное произведение) Михаила Афанасьевича Булгакова «Белая гвардия» Показывает борьбу между белыми, немцами, петлюровскими войсками и красными на Украине. Все события описываются через изменения в жизни семьи Турбиных. Дом № 3 на Андреевском спуске в Киеве, где проживала эта семья, символизирует для Булгакова Россию. Печальна судьба этого дома. Смерть матери для автора символизирует отречение императора. Разрушится этот дом, исчезнут его традиции. Этим Булгаков предрекает гибель России.
Что же общего у этих, казалось бы, несравнимых произведений? Что в них противопоставляется? Как авторы оправдывают своих героев, свой лагерь?
Попробуем на примере основных тем, проблем и вопросов, поднятых в этих романах, сравнить эти произведения. Одна из главных тем этих романов — тема поведения человека во время войны, в экстремальной ситуации, тесно связанная с темой выбора человека и его личной ответственности за этот выбор. Ведь именно в таких ситуациях, когда человек должен принимать сложные решения, наиболее ярко проявляется его характер, видны его достоинства, слабости и недостатки, решается судьба его самого и других людей.
В этой теме затрагивается несколько проблем: проблема трусости, предательства, чести и долга, проблема нравственных изменений в человеке во время войны.
В романе «Разгром» много внимания уделяется внутреннему перевоспитанию, постоянному росту, нравственному восхождению каждого бойца отряда. Между этими людьми крепнет тесная братская связь: каждый из них может всего себя отдать ради отряда, ради идеи, светлого будущего. Так, Морозка, который вначале воровал в соседней деревне дыни, в конце романа мог отдать свою кровь «по жилке за каждого».
Вместо старого гуманизма приходит новый, согласно которому человеку должно быть ничего не жалко ради светлой идеи, ради нее он может и должен, если надо, пожертвовать своей жизнью, жизнью близкого и даже жизнью ребенка. Вспомним тот эпизод, когда Левинсон приказал зарезать свинью, которая была единственным средством выжить в голодное время для семьи корейца. В душе командира боролись человеческая жалость и сознание идеи. Семья корейца была обречена на гибель, но зато отряд был сохранен как боевая единица.
И этой идее, антиестественному новому гуманизму Булгаков противопоставил традиции дома Турбиных. Это и абажур на лампе, и мерный ход часов, и чистые накрахмаленные скатерти, и голландская изразцовая печь, и книги любимых писателей: Толстого, Пушкина, Лермонтова, Бунина. Без всего этого, без мерного уклада жизни, считает автор, невозможно согласие, атмосфера уюта, тепла и доброты в доме. Без соблюдения традиций невозможна спокойная, хорошая, нормальная жизнь в государстве.
Через призму новых идей и гуманизма смотрит Фадеев на понятия чести и долга. Вернемся к эпизоду с корейцем. Ведь сохранение отряда для Левинсона было долгом перед идеей, перед бойцами и, наконец, перед Родиной. И для исполнения этого долга он был обязан пожертвовать всем, чем мог.
Большое внимание вопросу о чести и долге уделил Булгаков. Почему Алексей и Николка Турбины, Най-Турс, Мышлаевский, Карась, Шервинский и другие белогвардейцы, юнкера, офицеры, зная, что все их действия ни к чему не приведут, шли защищать Киев от превосходивших в несколько раз по численности войск Петлюры? Зачем Николка искал мать Най-Турса и помогал хоронить убитого? Их заставляла это делать офицерская честь. А честь, по мнению Булгакова, есть то, без чего невозможно было бы жить на земле.
Вопрос о чести и долге тесно связан с проблемой предательства и трусости. В самые критические моменты положения белых в Киеве эти страшные пороки проявились у многих военных, находившихся во главе Белой армии. Их Булгаков называет штабной сволочью. Это и гетман Украины, и те многочисленные военные, которые при первой опасности «крысьей побежкой» удалились из города (в числе которых был и Тальберг), и те, из-за которых на снегу около Поста замерзали солдаты, и те, из-за которых не хватало обмундирования и вооружения.
Вопрос предательства затронут и в «Разгроме». Предателем стал интеллигент Мечик, который не смог сжиться с новой средой. Из-за него погибли десятки людей из отряда Левинсона. И наказанием Ме-чика за его выбор стала его неспокойная совесть.
Нужно сказать также о толстовских традициях в этих произведениях. В романе «Разгром» они проявляются в описании внешности, чувств и мыслей Левинсона. Его переживания имеют много общего с исканиями Болконского и Пьера в «Войне и мире», а описание внешности командира напоминает описание Кутузова.
В «Белой гвардии» эти традиции проявляются в описании народной войны, а также в том, что Булгаков обращает наше внимание на природу, на небо и на звезды.
Время оценит то, какая из этих точек зрения на события Гражданской войны наиболее объективна и правильна, какие ценности истинны, а какие ложны. «Разгром» Фадеева Вместе с «Цементом» и романом «Как закалялась сталь» считаются основными произведениями социалистического реализма. Сейчас роман Булгакова «Белая гвардия» намного популярнее. Читателей привлекает в нем то, что писатель заставляет думать о вечных вопросах, решать сложные задачи.