Сочинение на тему Булгаков — мистик в кавычках


Булгаков — мистик в кавычках Дьявола, пожалуй, для Булга­кова Действительно не существует Е. Сидоров По профессии Михаил Афанасьевич Булгаков был вра­чом. И первые его писательские работы были навеяны впе­чатлениями земского врача. Видимо, медицина располагает к глубинным размышлениям о жизни. Вспомним Чехова — он тоже был медиком. О Чехове в связи с Булгаковым-мис­тиком я вспомнил потому, что, по некоторым литературным источникам, например — эссе В. Розанова, Антон Павлович в жизни не лишен был мистических убеждений и настро­ений. Итак, можно предположить, что мистическое мироощу­щение свойственно в той или иной степени всем врачам. Это понятно, потому что им приходится быть частыми свидете­лями смерти людей. Булгаков не избежал мистических на­строений, но они у него вылились в сатиру.

К своему роману "Мастер и Маргарита» Булгаков шел длинным путем: в на­чале 20-х годов им был задуман роман "Инженер с копы­том», и лишь с 1937 года этот роман стал называться "Мас­тер и Маргарита». Как видим, мистическая символика с самого начала творческого пути интересовала автора. Но ин­тересовала как символика, не более того. Мистику Булгаков использовал во многих своих вещах как более удобную для него форму передачи своих размышлений о жизни. Дьяволиада — один из любимых булгаковских мотивов, ярко был выписан в "Мастере и Маргарите». Но мистика в романе играет вполне реалистическую роль и может служить примером гротеско-фантастического, сатирического обнаже­ния противоречий действительности.

Воланд карающей силой проносится над Москвой. Его жертвами становятся глумливые и непорядочные люди. Потусторонность, мистика с этим дьяволом как бы не вяжутся. Если такого Воланда не был© бы в государстве, погрязшем в пороках, то его надо было бы выдумать.

Своего рода мистическая пародия позволяет автору раз­вернуть перед нами целый ряд персонажей неприглядного толка и резко обнажить противоречия в обществе. Внезапная встреча с нечистой силой проявила характеры и сущность всех этих берлиозов, латунских, мейгелей, алоизиев могарычей и пр. Сеанс черной магии, который Воланд со своими по­мощниками дает в столичном варьете, в буквальном и пере­носном смысле "раздевает» публику. Но рукой своего дьяво­ла Булгаков раздевает не всех, а только разного рода мошен­ников. Например, критик Палиевский заметил: "Нигде не прикоснулся Воланд, булгаковский князь тьмы, к тому, кто сознает честь, живет ею и наступает. Но он немедленно про­сачивается туда, где ему оставлена щель, где отступили, распались и вообразили, что спрятались: к буфетчику с "рыбкой второй свежести» и золотыми десятками в тайниках; к про­фессору, чуть подзабывшему Гиппократову клятву; к умней­шему специалисту по "разоблачению ценностей...» Совсем не дьявол страшен автору и его любимым героям.

Нечистая сила для автора не существует в действительности, как не существовало и богочеловека. В романе Булгакова живет иная, глубокая вера — в исторического человека и в непреложные нравственные законы. Не то плохо, что Берли­оз отрицает существование Бога и страстно доказывает это незнакомцу на Патриарших, а то, что Берлиоз полагает, что раз Бога нет, стало быть, все дозволено. Мистическое возникает в романе только после упомина­ния на первых страницах имени философа Канта.

Это совсем не случайно. Для Булгакова идея Канта — программная. Он вслед за философом утверждает, что нравственные законы заключены в человеке и не должны зависеть от религиозного ужаса перед грядущим возмездием, тем самым страшным судом, язвительную параллель которому можно легко усмот­реть в бесславной гибели начитанного, но бессовестного ате­иста, возглавлявшего Московскую ассоциацию писателей. И Мастер, главный герой книги, написавший роман о Христе и Пилате, тоже далек от мистики. Им написана на историческом материале книга, глубокая и реалистическая, далекая от религиозных канонов. Этот "роман в романе» фо­кусирует в себе этические проблемы, которые должны ре­шить для себя - каждое поколение людей, а также каждая от­дельная мыслящая и страдающая личность.

Итак, мистика для Булгакова лишь материал. Но читая "Мастера и Маргариту», порой все же ощущаешь, будто тени Гофмана, Гоголя и Достоевского бродят неподалеку. Отзвуки легенды о великом инквизиторе звучат в евангельских сце­нах романа. Фантастические мистерии в духе Гофмана преоб­ражены русским характером и, утратив черты романтичес­кой мистики, становятся горькими и веселыми, почти быто­выми.

Мистические мотивы Гоголя возникают лишь как ли­рический знак трагизма, когда роман подходит к заверше­нию: "Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много стра­дал перед смертью, кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает. Это знает уставший. И он без сожаления покидает туманы земли, ее болотца и реки, онотдается с легким сердцем в руки смерти, зная, что только она одна успокоит его». "Рукописи не горят», — произносит один из героев рома­на, пытаясь сжечь свою рукопись, но это не приносит ему об­легчения. Мастер помнит текст наизусть. Человеческая па­мять добра и справедливости выше всякой мистики.

Булга­ков это знал.