Образ помещика Троекурова в романе «Дубровский»


Для Пушкина этот роман был ответом на разви­тие западной прозы. В 1830 году опубликован роман «Красное и черное» Стендаля, в 1830—1831 го­дах — «Шагреневая кожа» Бальзака, в 1832 го­ду — «Индиана» Жорж Санд.

«Дубровский» — социально-психологический роман. Замысел романа возник в конце сентября 1832 года. В сентябре 1832 года Пушкин встретился с П. В. Нащокиным и услышал от него рассказ о про­тотипе Дубровского — белорусском дворянине Ост­ровском, ставшем жертвой судейского беззакония в начале 1830-х годов.

В романе дана картина жизни русского провинциального дворянства. Старый русский барин Кирила Петрович Троекуров происходит из знатного рода, очень богат, с большими связями. И Дубровский, и Троекуров — представители родового дворянства, которое не было единым. Троекуров — отставной генерал-аншеф. Прямых сведений о величине его состояния нет. "Упоминается, что село Покровское — од­но из нескольких имений. Барский дом — огромный каменный. На псарном дворе были пятьсот гончих и борзых, лазарет для больных собак и отделение, где суки ощенялись. Выезжает Троекуров «в коляске шестернею». Пятиглавая каменная церковь построена на средства Кирилы Петровича и ежегодно украшает­ся его «приношениями». Следует упомянуть о положительных сторонах Образ помещика Троекурова. Он — большой хлебосол. На од­ном из приемов в его доме накрывали стол на восемь­десят приборов.

Расчетливых планов выдать дочь Машу за обяза­тельно богатого человека у него не было. Андрею Гав­риловичу он однажды сказал, что отдаст за его сына Машу, хотя тот «гол как сокол». Он лишен подобострастия и ведет себя надменно с людьми самого высшего звания.

Случайная ссора Троекурова с Андреем Гаврило­вичем Дубровским имела своим следствием лишение А. Г. Дубровского прав на его деревеньку с «семидесятые душами». «Кирила Петрович смутился. От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала... Он решил помириться с своим соседом, уничтожить и следы ссоры, возвратив его достояние».

Но угрызения совести редко посещают Троекурова. Он привык к тому, что все подчиняются ему, спе­шат исполнить его прихоти. В уездном суде встреча­ют его с глубоким почтением. От его приглашений никто не смеет отказаться. «Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную во­лю... всем затеям довольно ограниченного ума». На одном из праздников Троекуров приказал запереть ворота и никого не выпускать со двора до следующего утра. Лучшею шуткою у Троекурова была травля какого-нибудь гостя медведем. Разозленный Троекуров мог «разорить дотла» деревню и осадить самого поме­щика в его усадьбе. Учитель-француз сообщает Владимиру Дубров­скому, что Образ помещика Троекурова - образ гордый и своенравный, жесто­кий в обращении со своими домашними, что он засек двух учителей до смерти. Отметим, кстати, что Трое­куров предложил учителю жалованье три тысячи рублей в год и все готовое. Сопоставить это роскош­ное жалованье можно с годовым доходом шесть ты­сяч рублей помещика Обломова («» Гончаро­ва), владельца трехсот пятидесяти душ в двух дерев­нях.

Пушкин упоминает и о крепостном произволе Помещика Троекурова по отношению к женщинам. В одном из флигелей его дома жили шестнадцать горничных. «Окна во флигеле были загорожены деревянною решеткою; двери запирались замками, от коих ключи хранились у Кирилы Петровича». Исправник говорит женщинам в Кистеневке, что Троекуров до них «большой охотник». В доме Троекурова была большая библиотека, но он никогда не читал ничего, кроме «Совершенной по­варихи».

Самодурство Образ помещика Троекурова в полной мере прояви­лось и к дочери Маше. Он выдал ее замуж за князя Верейского, которого она не любила. После прочтения романа у читателя формируется отрицательное мнение о дворянстве и крепостном праве в России. Это происходит из-за сильного эмоционального воздействия Образ помещика Троекурова.