Правила жизни: читаем юношеский дневник Л. Н. Толстого


Дневник — жанр “для себя”, способ автокоммуникации, позволяющий пишущему остаться наедине с собой. Парадоксально, но проходят годы, века — и гению суждено остаться “наедине со всеми”. Читая его дневник, мы вступаем с ним в диалог. Особенно благодатную почву для такого диалога представляют собой дневники Л. Толстого.

Дневники Толстого — явление уникальное. Они были на­чаты восемнадцатилетним юношей-студентом и велись до самой смерти писателя. Неоднократно, в разные годы, в целях самосовершенствования Толстой пытался сформулировать для себя правила жизни. Впервые он сделал это на страницах дневника в 1847 году. Юноша одержим идеей сознательного жизнестроительства и так формулирует для себя “правило общее”: “Все деяния должны быть определениями воли, а не бессознательным исполнением телесных потребностей”.

Первый перечень вбирает более сорока правил (у Толстого есть повторы в нумерации — см. Приложение). Эти правила — форма самопознания, попытка подчинить воле стихийную жизнь, свидетельство пути исканий. Они фиксируют начальный момент этого пути. Так, автор признаётся себе: “Я написал вдруг много правил и хотел им всем следовать; но силы мои были слишком слабы для этого. Теперь же я хочу дать себе одно только правило и прибавить к нему другое тогда только, когда я уже привыкну следовать одному”. На них, несомненно, есть отпечаток юношеского максимализма, их не следует воспринимать как вечные заповеди гения — но вчитаться в них интересно.

Возрастная дистанция, разделяющая студента Льва Толстого и наших десятиклассников, относительно невелика. Юность — это пора формирования мировоззрения. Это время для соотнесения определённых жизненных принципов, выработки установок, для рефлексии, попытки ценностно-смыслового самоопределения. Поэтому мы предложили ученикам 10-го класса лицея № 11 Челябинска познакомиться с правилами жизни Льва Толстого и ответить на три вопроса.

Какие правила жизни (мысли) Л. Толстого тебе близки и почему? С какими правилами (суждениями) ты не можешь согласиться и почему? Нужны ли человеку правила жизни? Есть ли они у тебя?

Нас интересовала частотность выбора тех или иных правил. Какие из них окажутся наиболее притягательными для современных старшеклассников?

Особенно близкими им (указаны половиной отвечавших) оказались правила: “Ежели ты начал какое бы то ни было дело, то не бросай его, не окончив” и “Исполняй всё то, что ты определил быть исполнену”. Для школьников значима личностная самореализация, последовательность и настойчивость в достижении цели.

— Обстоятельность в выполнении задуманного, доведение дела до конца — условие успешной и продуктивной работы, к которой так стремился Л. Н. Толстой. Привычка доводить задуманное до конца помогла ему стать величайшим писателем-философом. И это повод задуматься (Светлана М.).

Этим же можно объяснить выделение правила “Придумывай себе как можно больше занятий”.

— Как часто мы удивляемся, что человек, который занимается спортом, увлекается танцами и вокалом, успевает везде и всюду. Очень просто! Такие люди умеют рассчитывать своё время и никогда не сидят без дела. Это вошло у них в привычку. Как правило, такие люди успешны в будущем. Их жизнь не будет скучной (Ольга Б.).

Примерно таким же количеством выборов отмечено правило “Будь верен своему слову”.

— Это правило невозможно оспаривать: честность — залог любых отношений. Даже с самим собой (Светлана М.).

На важность сферы межличностных отношений, с одной стороны, и на стремление сохранить личностную независимость, достоинство и “самостоянье” —

с другой, указывает внимание учеников к правилу “Не заботься об одобрении людей, которых ты или не знаешь, или презираешь”.

— Каждый, на мой взгляд, должен жить так, как считает нужным, так, как подсказывает ему сердце. Не следует опираться на чужое мнение. Зачем ждать одобрения или критики? Лишь руководствуясь собственными принципами, человек может стать личностью в полном смысле этого слова (Алеся Е.).

— Мы часто пытаемся построить свою жизнь в соответствии с мнением и желаниями других людей, забывая о том, что, перекраивая себя, надевая маску, мы иногда разрушаем гармонию своей души (Анастасия К.).

Правило “Не делай chateaux en Espagne — воздушных замков (франц.)” вызвало неоднозначную реакцию. Обнаружились как сугубо рациональные, прагматичные установки, так и эмоциональные.

— В наши дни человек должен принимать разумные решения, иначе в обществе он будет считаться безумцем или просто наивным мечтателем. Очень важно ставить перед собой реальные цели (Юлия В.).

— Не делать воздушных замков, не мечтать, значит, не жить в полном смысле. Мечты помогают нам скрасить серую обыденность. Когда они сбываются, мы счастливы. Если нет — продолжаем мечтать” (Ирина Д.).

Столь же противоречивы доводы “за” и “против” в откликах на правило “Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную”.

— Благожелательное, доброе отношение к людям поможет установить хорошие отношения, обрести новых друзей, сделает жизнь радостной (Светлана М.).

— Если в людях видеть сначала хорошую сторону, то, когда обнаруживаешь плохую, пропадает вера в человека. А это не лучшее открытие (Анастасия П.)

Решительное несогласие вызвало толстовское правило для подчинения воле чувства любви: “Отдаляйся от женщин”. Вступая в спор с автором, ученики крайне категоричны и не пытаются встать на его позицию, чтобы понять, что стоит за этим суждением. Работа с дневником писателя обнаруживает у читателей недостаточную культуру диалога. Некоторые их высказывания при этом звучат как своего рода назидание о “неизбежности и естественности связи противоположных полов”.

— Связь между мужчиной и женщиной естественна. Отдаляясь от женщин, подавляя свои желания, мужчина, по сути, отвергает не только любовь, но свою сущность (Дарья А.).

Они осуждают юного Толстого, не задумываясь о том, что он пребывает почти в их возрасте проб и ошибок и что его жизненный опыт невелик, хотя велико желание жить осознанно и “правильно”.

— Больше всего меня поразило не само это правило, а вообще “правила для подчинения воле чувства любви”. Чувства не могут подчиняться воле. Тем более любовь. Любовь — это не разум. Любовь — это сердце! (Ксения П.).

Активные комментарии к правилу: “Спи как можно меньше! (сон, по моему мнению, есть такое положение человека, в котором совершенно отсутствует воля)” — всерьёз свелись к тому, что “сон есть восстановление утраченных сил”.

Воспитание в себе определённых привычек, регламентирующих поведение людей в обществе, а также по отношению к себе, в частности, овладение наукой “властвовать собою”, трудно понять и принять старшеклассникам. Впрочем, они ощущают крайности в проявлениях толстовского максимализма. Например, правило “Никогда не выражай своих чувств наружно”.

— Я считаю, что человек должен быть открытым во всём, в том числе и в своих чувствах (Ольга Б.).

— Человек, скрывающий свои чувства, вряд ли найдёт друзей, единомышленников. Люди просто не поймут, каковы его характер, образ мыслей. Выражай свои чувства, но делай это лишь тогда, когда это уместно (Дарья А.).

У правила “Каждое утро назначай себе всё, что ты должен делать в продолжение целого дня, и исполняй всё назначенное даже в том случае, ежели исполнение назначенного влекло за собою какой-нибудь вред” Приверженцев мало. Не нашли понимания у школьников и правила: “Живи всегда хуже, чем ты бы мог жить” и “Не переменяй образа жизни, ежели бы даже ты сделался в десять раз богаче”. “Опрощение” явно не соотносится в их представлении с жизненным успехом.

— Зачем? Если человек может удовлетворять свои потребности, то почему бы это не делать? Мне кажется, что в наше время самопожертвование и самобичевание уже никто не оценит (Юлия В.).

— Жить надо настолько хорошо, насколько ты можешь себе позволить, потому что жизнь всего лишь одна (Георгий Д.).

Примечательно, что при выраженном в наше время ослаблении социальной активности и доминировании ценностей частной жизни, личного успеха остались вне поля зрения старшеклассников правила, связанные с идеями социального партнёрства, благотворительности, с кардинальной для Льва Толстого мыслью о “любви всеобщей” (“Жертвуй всеми прочими чувствами любви всеобщей, тогда воля будет требовать одного исполнения потребностей любви всеобщей и будет преобладать над нею”… “Жертвуй десятую долю всего того, чем ты можешь располагать, для блага других. Люби себя равно с другими и помогай более тем, которые несчастнее и тебе удобнее помогать”). Это отражение состояния нашего гражданского общества. Так, правило “Всякое приращение к твоему имению употребляй не для себя, а для общества” выделено лишь однажды: “В основе этого правила лежит закон «Жить ради людей». Суметь разделить своё богатство с другими человек может лишь в результате огромной работы, проделанной над самим собой” (Ольга К.). Лишь одна ученица выделила как значимое для себя правило, относящееся к любви к отечеству: “Будь полезен, сколько ты можешь, отечеству”.

Наконец, post scriptum. Нужны ли человеку правила жизни? Мнения разделились. За каждым из них — определённая система воззрений, жизненный выбор.

Подобные диалоги учеников с великими собеседниками, на наш взгляд, — один из способов заинтересованного, неформального выявления и решения “задач на смысл”, что необходимо любому юноше, “обдумывающему житьё”, совершающему свой выбор жизненной системы координат.

Приложение

Правила Л. Толстого

Фрагменты из дневника

Теперь я спрашиваю, какая будет цель моей жизни в деревне в продолжение двух лет? 1) Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете. 2) Изучить практическую медицину и часть теоретической. 3) Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский. 4) Изучить сельское хозяйство, как теоретическое, так и практическое. 5) Изучить историю, географию и статистику. 6) Изучить математику, гимназический курс. 7) Написать диссертацию. 8) Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи. 9) Написать правила. 10) Получить некоторые познания в естественных науках. 11) Составить сочинения из всех предметов, которые буду изучать.

Я написал вдруг много правил и хотел им всем следовать; но силы мои были слишком слабы для этого. Теперь же я хочу дать себе одно только правило и прибавить к нему другое тогда только, когда я уже привыкну следовать одному. Первое правило, которое я назначаю, есть следующее № 1: Исполняй всё то, что ты определил быть исполнену.

Правила для развития воли телесной

Правило общее. Все деяния должны быть определениями воли, а не бессознательным исполнением телес­ных потребностей. Так как мы уже сказали, что на волю телесную имеют влияние чувства и разум, то эти две способности должны определить правила, по которым бы могла действовать воля телесная для своего развития. Чувства дают ей направление и указывают цель её, разум же даёт способы, которыми телесная воля может достигнуть этой цели.

Правило 1) Каждое утро назначай себе всё, что ты должен делать в продолжение целого дня, и исполняй всё назначенное даже в том случае, ежели исполнение назначенного влекло за собою какой-нибудь вред. Кроме развития воли, это правило разовьёт и ум, который будет обдуманнее определять деяния воли. Правило 2) Спи как можно меньше! (сон, по моему мнению, есть такое положение человека, в котором совершенно отсутствует воля). Правило 3) Все телесные неприятности переноси, не выражая их наружно. 4) Будь верен своему слову. 5) Ежели ты начал какое бы то ни было дело, то не бросай его, не окончив. 6) Имей всегда таблицу, в которой бы были определены все самые мелочные обстоятельства твоей жизни, даже сколько трубок курить в день. 7) Ежели ты что-нибудь делаешь, то напрягай все свои телесные способности на тот предмет, который ты делаешь. Ежели же переменяется твой образ жизни, то переменяй и эти правила.

Правила для развития воли чувственной

(Чувства сами назначают себе цель.)

Источник всех чувств есть любовь вообще, которая разделяется на два рода любви: любовь к самому себе, или самолюбие, и любовь к всему нас окружающему… Эти два основные чувства действуют взаимно одно на другое. Общее правило: все чувственные деяния не должны быть бессознательным исполнением потребностей чувства, но определением воли. Все чувства, имеющие источником любовь ко всему миру, хороши, все чувства, имеющие источником самолюбие, дурны. Рассмотрим каждый разряд чувств порознь. Какие чувства происходят от самолюбия? 1) Славолюбие, 2) корыстолюбие 3) и любовь (между мужчиной и женщиной).

Теперь посмотрим, какие должны быть правила для преобладания воли над каждым из этих чувств.

Правила для подчинения воле чувства самолюбия

Правило 8) Не заботься об одобрении людей, которых ты или не знаешь, или презираешь. Правило 9) Занимайся более сам с собою, чем мнением других. 10) Будь хорош и старайся, чтобы никто не знал, что ты хорош. (Славолюбие бывает полезно другим, но не самому себе.) 11) Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную. Всегда говори правду. Ежели, действуя для себя, деяния твои кажутся странными, то не оправдывай свои деяния ни перед кем. К правилам для подчинения чувств воле нужно прибавить ещё одно следующее. 12) Никогда не выражай своих чувств наружно.

Правила для подчинения воле чувства корыстолюбия

Правило 13) Живи всегда хуже, чем ты бы мог жить. 14) Не переменяй образа жизни, ежели бы даже ты сделался в десять раз богаче. 15) Всякое приращение к твоему имению употребляй не для себя, а для общества.

Правила для подчинения воле чувства любви

Правило 1-е. Отдаляйся от женщин. 2-е. Убивай трудами свои похоти.

Чувства, происшедшие от любви, суть: 1) любовь ко всему существующему, 2) любовь к отечеству, 3) любовь к известным лицам.

Правила для подчинения воле чувства всеобщей любви

Правило 16) Жертвуй всеми прочими чувствами любви всеобщей, тогда воля будет требовать одного исполнения потребностей любви всеобщей и будет преобладать над нею. Правило 17) Жертвуй десятую долю всего того, чем ты можешь располагать, для блага других. Люби себя равно с другими и помогай более тем, которые несчастнее и тебе удобнее помогать.

Правила для подчинения воле чувства любви отечества, любви известных лиц

18) Эти все чувства подчиняются одно другому в том самом порядке, в котором они здесь стоят.

Правила для развития воли разумной

Правило 19) Определяй с начала дня все твои умственные занятия. 20) Когда ты занимаешься, старайся, чтобы все умственные способности были устремлены на этот предмет. 21) Чтобы ничто внешнее, телесное или чувственное не имело влияния на направление твоей мысли, но чтобы мысль определяла сама себя. 22) Чтобы никакая боль, как телесная, так и чувственная, не имела влияния на ум.

Какое бы ты ни начал умственное занятие, не бросай его до тех пор, покуда ты его не кончишь. Так как это правило может повести к большим злоупотреблениям, то здесь нужно его ограничить следующим правилом: имей цель для всей жизни, цель для известной эпохи твоей жизни, цель для популярного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часу и для минуты, жертвуя низшие цели высшим.

Правила для развития памяти

Правило 23) Составляй конспект из всего, чем занимаешься, и учи его наизусть. 24) Каждый день учи стихи на таком языке, который ты слабо знаешь. 25) Повторяй вечером всё то, что узнал в продолжение дня. Каждую неделю, каждый месяц и каждый год экзаменуй себя во всём том, чем занимался, ежели же найдёшь, что забыл, то начинай сначала.

Правила для развития деятельности

Деятельность бывает трёх родов. Деятельность телесная, чувственная и умственная. Сообразно с этим и правила для развития деятельности разделяются на правила для развития деятельности телесной, чувственной и умственной.

Правила для развития деятельности телесной

Правило 26) Придумывай себе как можно больше занятий. 27) Не имей прислуги. 28) Не требуй помощников в том деле, которое ты можешь кончить один.

Правила для развития деятельности чувственной

Как уже сказано, что все чувства, происходящие от самолюбия, дурны, то, следовательно, здесь нам следует только дать правила, по которым могла бы развиться деятельность чувств, происходящих от любви вообще. Правило 29), относящееся к любви вообще. Чтоб каждый день любовь твоя ко всему роду человеческому выражалась бы чем-нибудь. Правило 30), относящееся к любви к отечеству. Будь полезен, сколько ты можешь, отечеству. 31), относящееся к любви к известным лицам. Старайся как можно больше находить людей, которых бы ты мог любить больше, чем всех ближних. 32), относящееся к любви к родственникам.

Правила для развития деятельности умственной

Правило 32) Не делай chateaux en Espagne — воздушных замков (франц.).

33) Старайся дать уму как можно больше пищи.

Правила для развития умственных способностей

Мы имеем пять главных умственных способностей. Способность представления, способность памяти, способность сравнения, способность делать выводы из этих сравнений и, наконец, способность приводить выводы эти в порядок.

Правила для развития способности представления

34) Очень полезны для развития этой способности все игры, требующие соображения. О правилах для развития способности памяти я уже говорил.

Правила для развития способности сравнения

35) Изучай хорошо те предметы, которые ты сравниваешь.

36) Всякую новую тебе встретившуюся мысль сравнивай с теми мыслями, которые тебе известны. Все отвлечённые мысли оправдывай примерами.

Правила для развития способности делать выводы

36) Занимайся математикой.

37) Занимайся философией. 38) Всякое философическое сочинение читай с критическими замечаниями.

Правила для развития способности приводить выводы в порядок

39) Изучи систему своего существа. 40) Все твои сведения по одной какой-нибудь отрасли знания приведи к одному общему выводу. 41) Все выводы сравни между собою, и чтобы ни один вывод не противоречил другому. 42) Пиши сочинения не мелкие, но учёные.

Правила для развития чувств высоких и уничтожения чувств низких, или иначе: правила для развития чувства любви и уничтожения чувства самолюбия

Правило общее: чем более исполняешь ты какую-нибудь из твоих потребностей, тем более она усиливается, и чем менее исполняешь ты её, тем менее она действует. 42) Любя всех равно, не исключай и самого себя из этой любви. 43) Каждого ближнего люби так же, как и самого себя, но двух ближних люби более, нежели самого себя.

Правила для развития обдуманности

Всякий предмет осматривай со всех сторон. Всякое деяние осматривай со стороны его вреда и его пользы. При всяком деянии рассматривай, сколькими способами оно может быть сделано и который из этих способов лучший. Рассматривай причины всякого явления и могущие быть от него следствия.

Нина Терентьева,

Доцент кафедры литературы Челябинского госпедуниверситета