Сочинение на тему Авторская позиция в рассказе Чехова «Человек в футляре»


Авторская позиция в рассказе А. П. Чехова "Человек в футляре» В 80-х годах, когда Чехов писал свои рассказы, казенщи­на в человеческих отношениях проникла во все слои обще­ства и главным правилом стало механическое, бездушное ис­полнение предписанных правил и норм. Повседневная по­шлость, серость и грязь калечат человеческие души, лишают человека божественной искры, непосредственности и готовности воспринимать жизнь в самых разнообразных формах. Против этого омертвления и борется Чехов, выводя квинтэссенцию казенной бездумности в гениальном по пре­дельной сжатости и глубине образе человека "в футляре». Рассказ об учителе греческого языка Беликове читатель слышит не из уст автора, а одного из персонажей, и это не случайно, так как подобный композиционный прием по­зволяет читателю глубже прочувствовать и понять основ­ную идею рассказа. "Футлярный» облик Беликова (очки в футляре, зонт в футляре и т. д.) превращается в "футляр­ный» образ мысли, чувства и в конечном итоге существо­вания. Далее читатель узнает, что он является не просто казенно-бездушным существом, а давящей силой, угнетаю­щей и уничтожающей любой источник живой жизни. Буркин замечает: "Вот подите же, наши учителя народ весь мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургене­ве и Щедрине, однако же этот человечек, ходивший в ка­лошах и с зонтиком, держал в своих руках всю гимназию целые пятнадцать лет...» И это не случайно. Давление дей­ственно там, где есть готовность ему подчиняться.

Весь самодержавно-бюрократический строй русской жиз­ни таков, что в нем могут процветать только беликовы, только "беликовщина» — единственно возможное состоя­ние русского общества, и потому русская интеллигенция задыхается в сетях "человечка в футляре», который, по­добно пауку, опутал все сферы общественной жизни. Скучный, мелочный, пошлый быт провинциального го­рода превращается в рассказе в бытие, отличающееся бес­приютностью человеческих чувств и ненужностью живой жизни. "Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа бла­гочиния, и кислятиной воняет, как в полицейской будке», — говорит обывателям губернского города герой этого рас­сказа — преподаватель Коваленко. С появлением свежего источника жизни в гимназии ло­мается бездушный механизм, кончается век Беликова, под­ходит к логическому завершению. Теперь, "когда он ле­жал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала!» Но с уходом Беликова "беликовщина» не исчезает, она живуча, так что и сама жизнь остается "не запрещенной циркулярно, но и не разрешенной вполне». Лейтмотивом рассказа является мысль: "Нет, так боль­ше жить невозможно».

"Футлярность» жизни всепроникающа, и чеховское мастерство дает читателю возможность почувствовать ее на разных уровнях произведения. После гневной и эмоциональной тирады Ивана Ивано­вича о невозможности такого бездуховного существования мы снова слышим глухие шаги крестьянки Мавры, этого народного