Оценка эффективности использования ресурсного потенциала на основе корреляционно-регрессионного анализа

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

1. Правовое обеспечение организации…………………………………………..3

2. Анализ динамики и использования ресурсного потенциала………………11

3.Организация производства продукции и планирования………………...….22

4. Характеристика современного положения организации на рынке……..…26

5. Налоги………………………………………………………………………….38

6. Научно-исследовательская работа на тему: «Оценка эффективности

использования ресурсного потенциала на основе корреляционно-регрессионного анализа»………..........................................................................40

Выводы и предложения…………………………………………………………46

Список используемой литературы……………………………………………...47

Приложения……………………………………………………………………...49

Введение

Производственная практика проходила в период с 22 июня по 9 июля 2015 года в СПК РАО «Алеевское» Неверкинского района Пензенской области.

Основная цель производственной практики – в производственных условиях закрепить теоретические знания и практические навыки экономической и организаторской работы по своей специальности.

Из поставленной цели вытекают основные задачи производственной практики:

-ознакомиться с организацией и технологией сельскохозяйственного производства и приобрести практические навыки по рациональному ведению отраслей хозяйства;

-изучить экономику хозяйства, его отдельных отраслей и вспомогательных производств;

-принять участие в расчетах по экономическому обоснованию агрохимических, зоотехнических, инженерных и других организационно-хозяйственных мероприятий в хозяйстве;

-изучить формы и методы управления сельскохозяйственным производством;

-приобрести навыки самостоятельной работы по нормированию и оплате труда;

-способствовать внедрению в производство передового опыта и достижений науки;

-ознакомиться с организационно-правовой формой хозяйствования;

-ознакомиться с состоянием недвижимости в хозяйстве;

-собрать необходимые данные для выполнения курсовых работ по организации сельскохозяйственного производства;

-принять активное участие в общественной жизни коллектива.

1. Правовое обеспечение организации

Сельскохозяйственный производственный кооператив Районое агропромышленное объединение «Алеевское» находится в Кузнецко-Лопатинской зоне, а именно в Неверкинском районе, село Алеево.

Компания зарегистрирована 1 сентября 2006 года регистратором Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Пензенской области. Председатель организации - Абдряшитов Нариман Ряшитович. Компания СПК РАО "АЛЕЕВСКОЕ" находится по адресу 442493, Пензенская область, Неверкинский район, с Алеево, ул Центральная,27, основным видом д еятельности является «Растениеводство в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство)». Организация также осуществляет деятельность по следующим неосновным направлениям: «Растениеводство в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство)», «Выращивание масличных культур». Организации присвоен ИНН 5825000586, ОГРН 1065803020568.

Общая площадь землепользования хозяйства составляет 3185 га, из них 2984 га сельхозугодий, а также 2752 га пашни.

Центральная усадьба хозяйства расположена на территории села Алеево, которая расположена в 14 км от районного центра и в 190 км от областного центра г. Пензы. Связь с районным и областным центром осуществляется по асфальтированным дорогам.

Кузнецко-Лопатинская зона занимает юго-восточную часть области, климат умеренно тёплый. Характеризуется наименьшим увлажнением в области, гидротермический коэффициент – 1,0-0,9. Среднегодовое количество осадков 420-470 мм, в том числе за вегетационный период 210-220 мм. Продолжительность активной вегетации 138-144 дня.

Более 50 % пашни представлены выщелоченными чернозёмами, 34,4 % серые лесные почвы. Основное направление хозяйства – растениеводство с развитым производством животноводством. Основная задача растениеводства - заготовка кормов для общественного скота, и поэтому лучшие земли занимают кормовые культуры.

В целом климатические условия благоприятны для возделывания большинства сельскохозяйственных культур, но в отдельные годы ущерб сельскому хозяйству наносит засуха, ливневый характер осадков, быстрое снеготаяние.

Сельскохозяйственный производственный кооператив “Алеевское” именуемый в дальнейшем “Кооператив”, создан в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от “08” декабря 1995 года №193-Ф3 “О сельскохозяйственной кооперации”, другими действующими законодательными актами Российской Федерации.

Кооператив создаётся на основе добровольного членства для совместного производства сельскохозяйственной продукции и иной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов.

В состав Кооператива входят Члены и Ассоциированные члены.

Число членов Кооператива должно быть не менее пяти. Порядок членства Членов и Ассоциированных членов Кооператива определён в статье 4 “Членство в кооперативе” настоящего Устава.

Полное официальное название Кооператива – сельскохозяйственный производственный кооператив районное агропромышленное объединение “Алеевское”. Сокращённое название Кооператива – СПК РАО “Алеевское”.

Целью деятельности кооператива является – извлечение прибыли удовлетворение экономических и социальных интересов участников Кооператива на основе добровольного объединения их материальных и финансовых ресурсов для производства и сбыта сельскохозяйственной продукции.

Предметом деятельности Кооператива является:

  • Производство, хранение, переработка и реализация сельскохозяйственного товара и производства;
  • Все виды торгово-закупочной деятельности, которые разрешены законодательством РФ;
  • Иные виды деятельности, не запрещённые законодательством РФ.

Кооператив имеет гражданские права и несёт обязанности, необходимые для ведения любых видов деятельности не запрещённых законодательством РФ.

Кооператив является юридическим лицом и действует на основании настоящего устава и законодательства РФ. Права и обязанности юридического лица кооператив приобретает с момента его государственной регистрации. Правовое положение Кооператива определяется законодательством РФ и Уставом Кооператива. Кооператив является коммерческой организацией, основанной на извлечении прибыли от результатов своей производственно-финансовой деятельности. Кооператив имеет в собственности обособленное имущество, отражённое на его самостоятельном балансе, включая имущество, преданное ему Членами Кооператива в счёт оплаты паевых взносов. Кооператив вправе иметь любое имущество, за исключением отнесённого к федеральной, муниципальной или иной государственной собственности. Кооператив может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Кооператив отвечает по своим обязанностям всем принадлежащим ему имуществом. Государство не отвечает по обязательствам кооператива. Кооператив не отвечает по обязательствам государства. Кооператив в праве в установленном законодательством РФ порядке открывать банковские счета на территории РФ и за её пределами. Кооператив имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указанное на его нахождение. Кооператив вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие и другие средства визуальной идентификации. Кооператив организуется на не определённый срок.

Членом кооператива является физическое лицо старше 16 лет, являющееся учредителем кооператива, признающее положение настоящего устава Кооператива и внесшее в установленном порядке паевой взнос в определённом настоящим уставом размере и соответствующие сроки и принимающий в деятельности Кооператива непосредственное трудовое участие. Член кооператива имеет право одного полного голоса.

Каждый член Кооператива имеет следующие права:

  • На получение денежных вознаграждений по своим паям:
  • На избрание в руководящие органы кооператива:
  • На получение информации о состоянии дел в Кооперативе, знакомится с результатами ревизионной проверки финансово хозяйственной деятельности Кооператива, запрашивать копию годового баланса:
  • На получение льгот, предусмотренных для членов Кооператива:
  • На внесение предложений по улучшению деятельности Кооператива и увеличение массы получаемой прибыли:
  • На пользование услугами Кооператива. Все члены Кооператива имеют равные права на пользование услугами Кооператива. Кооператив предоставляет свои услуги по сложившейся себестоимости. В случаях, если спрос на услуги Кооператива превышает их предложение. Члены Кооператива имеют имущественные права на пользование ими. Правление Кооператива может определять предельные объёмы пользования услугами Кооператива в расчёте на одного члена исходя из размера паевого взноса, а также личного трудового участия в деятельности Кооператива.

Члены Кооператива имеют право одного полного голоса на Общем собрании членов Кооператива. Ассоциированные члены Кооператива имеют право одного полного голоса лишь в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством РФ и настоящим Уставом.

Органами управления Кооператива являются:

  • Общее собрание членов кооператива;
  • Наблюдательный совет Кооператива;
  • Правление Кооператива;
  • Председатель Кооператива;
  • Ликвидационная комиссия.

Наблюдательный совет кооператива, правление Кооператива, председатель Кооператива избираются Общим собранием членов Кооператива в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ и настоящим Уставом. Ликвидационная комиссия при добровольной ликвидации Кооператива избирается общим собранием членов Кооператива в порядке, предусмотренном настоящим Уставом. При принудительной ликвидации Ликвидационная комиссия назначается судом (арбитражем).

Имущество Кооператива формируется за счёт собственных средств, а при необходимости и заёмных. В связи с особыми условиями приватизации и ключевой роли в отрасли имущество и земля Кооператива не могут быть выделены в натуре, в качестве компенсации выходящим членам Кооператива. Собственные средства Кооператива формируются за счёт паевых взносов членов Кооператива, доходов от собственной деятельности, а также иных доходов, источники, формирования которых не противоречат действующими законодательству РФ. Для осуществления своей деятельности Кооператив формирует фонды, составляющие имущество Кооператива. Порядок формирования данных фондов регламентируется внутренними актами Кооператива. Кооператив в обязательном порядке формирует резервный фонд, размер которого составляет 10% от паевого фонда Кооператива. Резервный фонд является неделимым фондом.

Для обеспечения производственно-финансовой деятельности Кооператива, а также гарантии интересов инвесторов создаётся паевой фонд Кооператива. Паевой фонд Кооператива разделён на обязательные и дополнительные паи.

Обязательным паем является паевой взнос члена Кооператива, вносимый в обязательном порядке и дающий право голоса и право на участие в деятельности Кооператива, на пользование его услугами и льготами, предусмотренными настоящим уставом, и на получение полагающихся кооперативных выплат. Обязательный пай имеет строго оговорённый одинаковый размер.

Дополнительный паем является паевой взнос члена Кооператива, вносимый по своему желанию сверх обязательного пая. По дополнительному паю начисляются дивиденды. Дополнительный пай не даёт права дополнительного голоса. Все Ассоциированные члены Кооператива вносят дополнительный пай и не имеют обязательного пая.

Порядок распределения прибыли Кооператива осуществляется на основании настоящего устава, а также принятых в кооперативе внутренних нормативных актов. Размеры распределения прибыли определяются правлением Кооператива, согласовываются с Наблюдательным советом и утверждаются Общим собранием членов Кооператива не позднее трёх месяцев после окончании финансового года. Распределению подлежит чистая прибыль Кооператива, определяемая по бухгалтерскому балансу.

Наряду с распределением прибыли распределению подлежат и убытки Кооператива. Убытки Кооператива определяются по данным бухгалтерского баланса на конец финансового года. Убытки включают в себя непосредственно убытки от производственно-финансовой деятельности, определяемые по данным баланса, а также рост суммарной задолженности Кооператива, вызвавший сокращение чистых активов кооператива. Данные убытки распределяются пропорционально фактически внесённым паевым взносам членов Кооператива. В результате этого паевые взносы уменьшаются на сумму причитающихся на них убытков. Порядок распределения убытков в соответствии с настоящим пунктом определяется Правлением Кооператива, согласовывается с Наблюдательным советом и утверждается Общим собрание членов Кооператива. Убытки списываются с паевых взносов членов Кооператива в течении одного календарного месяца с момента вынесения соответствующего решения Общего собрания членов Кооператива. Кооператив может создавать филиалы и открывать представительства на территории РФ и за её пределами с соблюдением требований действующего законодательства РФ, а также законодательств стран СНГ и соответствующих законодательств иностранных государств по месту нахождения филиалов и представительств, если иное не предусмотрено международным договором. Филиалы и представительства осуществляют свою деятельность от имени Кооператива, который несёт ответственность за их деятельность.

2. Анализ динамики и использования ресурсного потенциала.

Наилучшие результаты деятельности достигаются в том случае, если предприятие имеет оптимальный размер. Изучение факторов, влияющих на эффективность использования материальных, финансовых, трудовых и материальных ресурсов, начнем с анализа динамики ресурсных и результативных показателей СПК РАО «Алеевское»(таблица 1).

Таблица 1- Динамика ресурсных и результативных показателей деятельности СПК РАО «Алеевское»

Показатели

2012г.

2013г.

2014г.

Базисный темп роста, %

1

2

3

4

6

Площадь сельскохозяйственных угодий, га

2984

2984

2984

100

в том числе пашня

2752

2752

2752

100

Среднегодовая стоимость активов, тыс.руб.

21010,5

22920

23442

111,5

Среднегодовая стоимость собственного капитала, тыс.руб.

16730,5

16674,5

17123

102,3

Стоимость основных средств на конец года, тыс. руб.

11325

11796

11645

102,8

Среднегодовая численность работников, чел.

64

65

52

81,3

Энергетические мощности, л.с.

1767

2367

2617

148,1

Поголовье скота на конец года, гол.:

407

480

404

99,2

Коровы

300

216

260

86,6

Стоимость валовой продукции в сопоставимых ценах, тыс.руб.

Выручка от продажи продукции, работ, услуг, тыс. руб.

15723

20791

19507

124,1

Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.

1236

1156

530

42,8

Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб.

885

1081

883

99,7

Рентабельности (убыточность) продаж, %

11,3

8,9

5,5

Х

Рентабельности (убыточность) затрат, %

12,8

8,5

5,9

Х

Анализируя данные таблицы 1 можно отметить, что СПК РАО «Алеевское» является динамично развивающимся предприятием. Об этом свидетельствует, в первую очередь объем выручки от продажи продукции в 2012 г. составил –15723тыс. руб., в 2013г. –20791тыс. руб., в 2014 г. 19507тыс. руб.

Стоимость основных производственных средств увеличивается с каждым годом. Среднесписочная численность работников в 2014 г. по сравнению с 2012 г. сократилась на 8 человека. Также отмечается снижение стоимости активов и собственного капитала. Это является негативным фактором.

Внутрихозяйственная специализация – это общественное разделение труда внутри хозяйственных подразделений, специализирующихся на производстве одного или нескольких видов продукции с учетом имеющихся производственных ресурсов. Специализация обуславливает производственное направление хозяйства, которое определяется главной или основными отраслями. Производственное направление предприятия устанавливают по структуре реализованной продукции за последние три года.

Состав и структура проданной продукции приведены в таблице 2.

Таблица 2- Выручка от продажи продукции и её структура

Отрасль и вид продукции

2012 г.

2013 г.

2014 г.

В среднем за 2012-2014 гг.

тыс. руб.

в % к итогу

тыс. руб.

в % к итогу

тыс. руб.

в % к итогу

тыс. руб.

в % к итогу

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Растениеводство – всего

5063

23,8

8620

27

11087

27

8256,7

26

Зерно

898

4,1

4620

14,4

5812

14

3776,7

11,9

Подсолнечник

2250

10,3

3154

10

4895

11,8

3433

10,8

Прочая продукция растениеводства

223

1,0

846

3

380

0,9

483

1,5

Животноводство – всего

6868

31,3

7103

22,2

9704

23,3

7891,7

24,8

Молоко

3708

16,9

4604

14,4

5233

12,6

4515

14,2

Крупный рогатый скот в живой массе

2927

13,3

2835

8,9

4115

9,9

3292,3

10,3

Продукция животноводства собственного производства, реализованная в переработанном виде

-

-

196

1

345

0,8

180,3

0,6

Прочая продукция животноводства

8

0,1

8

0,1

11

0,1

9

0,1

Всего по организации

21945

100

31986

100

41582

100

31838

100

На основании данных таблицы 2 можно отметить, что наибольший удельный вес в структуре проданной продукции занимает животноводство, которое составляет 24,8 % от общего количества всей реализуемой продукции. Низкий удельный вес имеет прочая продукция животноводства связана с тем, что оно имеет второстепенное значение.

После рассмотрения структуры проданной продукции нужно уделить внимание производству основных видов сельскохозяйственной продукции.

Производство продукции растениеводства и животноводства – это неотъемлемое условие каждого сельскохозяйственного производства. Рассмотрим динамику производства сельскохозяйственной продукции, используя данные таблицы 3.

Таблица 3 – Динамика производства основных видов продукции

Вид продукции

2012г.

2013г.

2014г.

Базисный темп роста, %

1

2

3

4

5

Зерно

8191

10635

15807

193

Подсолнечник на зерно

5892

2204

7225

122,6

Сено- всего

3440

2687

2050

44,5

в том числе: многолетних трав

3440

2438

1530

44,5

однолетних трав

-

249

520

-

Зеленая масса – всего

34900

54165

42630

116,6

в том числе: многолетних трав

-

8690

1950

-

однолетних трав

34900

45475

40680

116,6

Силос

-

-

5000

-

Сенаж

30000

30480

30170

100,6

Молоко

4043

4762

4600

113,8

Прирост живой массы крупного рогатого скота

327

335

394

120,5

Данные таблицы 3 показывают, что темпы производства основных видов продукции за 2012-2014 гг. существенно возросли. Ведущее место по количеству произведенной продукции занимает растениеводство, а именно зерно. Так, производство зерна за последние 3 года увеличилось 93 %.

В таблице 4 проанализируем экономические результаты деятельности СПК РАО «Алеевское».

Таблица 4 - Состав и динамика прибылей (убытков)

СПК РАО «Алеевское», тыс. руб.

Показатель

2012г.

2013г.

2014г.

Базисный абсолютный прирост

1

2

3

4

5

Доходы и расходы от обычных видов деятельности

Выручка

11931

15723

20791

8860

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

10579

14487

19635

9056

Валовая прибыль

0

1236

1156

1156

Коммерческие расходы

-

-

-

-

Управленческие расходы

-

-

-

-

Прибыль (убыток) от продаж

1352

1236

1156

-196

Прочие доходы и расходы

Проценты к получению

-

-

-

-

Проценты к уплате

95

154

553

458

Доходы от участия в других организациях

-

-

-

-

Прочие доходы

180

19

1746

1566

Прочие расходы

1092

216

1268

176

Прибыль (убыток) до налогообложения

345

885

1081

736

Отложенные налоговые активы

-

-

-

-

Отложенные налоговые обязательства

-

-

-

-

Текущий налог на прибыль

-

-

-

-

Иные платежи из прибыли

14

36

42

28

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

331

849

1039

708

Выручка от продаж увеличивалась в период с 2012 по 2014 годы, также как и себестоимость проданной продукции . Такая ситуация свидетельствует о росте доходности продаж. Следует отметить, что прибыль до налогообложения и чистая прибыль за представленный период также увеличивались. Увеличение объема реализации влияет на сумму прибыли, снижая себестоимость единицы продукции и увеличивая тем самым прибыль.

Прибыль характеризует эффективность реализации ряда направлений деятельности субъекта хозяйствования: коммерческого, производственного, технического, финансового, инвестиционного. Они составляют основу экономического развития организации. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство. Прибыль отражает положительный финансовый результат. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, снижение затрат. Прибыль сигнализирует, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования. Она отражает экономический эффект, полученный в результате деятельности.

Таблица 5 - Размер, состав и структура активов СПК РАО «Алеевское»

Показатель

2012г.

2013г.

2014г.

Базисный абсолютный прирост

тыс. руб.

% к итогу

тыс. руб.

% к итогу

тыс. руб.

% к итогу

тыс. руб.

% к итогу

Внеоборотные активы

Нематериальные активы

-

-

-

-

-

-

-

-

Основные средства

11238

56,1

11325

51,2

11796

49,5

558

-6,6

Незавершенное строительство

-

-

-

-

-

-

-

-

Долгосрочные финансовые вложения

-

-

-

-

-

-

-

-

Прочие внеоборотные активы

-

-

-

-

-

-

-

-

Итого внеоборотных активов

11238

56,1

11325

51,2

11796

49,5

558

-6,6

Оборотные активы

Запасы

7988

39,9

8870

40,3

12049

50,5

4061

10,6

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

-

-

-

-

-

-

-

-

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

800

4,0

800

3,6

0

0

-800

-4,0

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

-

-

-

-

-

-

-

-

Краткосрочные финансовые вложения

-

-

-

-

-

-

-

-

Денежные средства

-

-

1000

4,5

-

-

0

0

Прочие оборотные активы

-

--

-

-

-

-

-

-

Итого оборотных активов

8788

43,9

10670

48,4

12049

50,5

3261

6,6

Баланс

20026

100

21995

100

23845

100

3819

Х

Таблица 6– Размер, состав и структура пассивов (на конец года)

Показатель

2012г.

2013г.

2014г.

Базисный абсолютный прирост

тыс. руб.

% к итогу

тыс. руб

% к итогу

тыс. руб

% к итогу

тыс. руб

в % к итогу

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Капитал и резервы

Уставный капитал

10

0,1

10

0,1

10

0,1

0

0

Собственные акции, выкупленные у акционеров

-

-

-

-

-

-

-

-

Добавочный капитал

6946

34,7

4946

22,5

4946

20,7

-2000

-14

Резервный капитал

-

-

-

-

-

-

-

-

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

10350

51,7

11199

50,9

12238

51,3

1888

-0,4

Итого капитала и резервов

17306

86,4

16155

73,4

17194

72,1

-112

-14,3

Долгосрочные обязательства

Займы и кредиты

8

0,1

2660

12,1

2421

10,2

2413

10,1

Отложенные налоговые обязательства

-

-

-

-

-

-

-

-

Прочие долгосрочные обязательства

1000

5

980

4,5

890

3,7

-110

-1,3

Итого долгосрочных обязательств

1008

5,1

3640

16,5

3311

13,9

2303

8,8

Краткосрочные обязательства

Займы и кредиты

1300

6,5

1000

4,5

2090

8,8

790

2,3

Кредиторская задолженность

412

2,1

1200

5,5

1250

5,2

838

3,1

в том числе:

поставщики и подрядчики

-

-

-

-

-

-

-

-

задолженность перед персоналом организации

-

-

-

-

-

-

-

-

задолженность перед государственными внебюджетными фондами

-

-

-

-

-

-

-

-

задолженность по налогам и сборам

-

-

-

-

-

-

-

-

прочие кредиторы

-

-

-

-

-

-

-

-

Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов

-

-

-

-

-

-

-

-

Доходы будущих периодов

-

-

-

-

-

-

-

-

Резервы предстоящих расходов

-

-

-

-

-

-

-

-

Прочие краткосрочные обязательства

-

-

-

-

-

-

-

-

Итого краткосрочных обязательств

1712

8,5

2200

10

3340

14,1

1628

5,6

Баланс

20026

100

21995

100

23845

100

3819

Х

Горизонтальный анализ абсолютных показателей таблиц 5 и 6 свидетельствует об увелечении величины активов СПК РАО «Алеевское» в период 2012-2014 гг. на 3819тыс. руб.

В вертикальном разрезе актива в среднем за 2012-2014гг. наибольший удельный вес принадлежит оборотным средствам, в частности запасам (10,6%). Что касается пассива, то здесь в среднем за анализируемый период наибольшую долю составляют заемные средства предприятия – 10,1% долгосрочные обязательства и 5,6% краткосрочные. Многие аналитики приравнивают долгосрочные обязательства к собственным средствам, по отношению к исследуемому объекту такое суждение имеет право быть.

Задача анализа ликвидности баланса предприятия возникает в связи с необходимостью давать оценку кредитоспособности организации, т.е. ее способности своевременно и полностью рассчитываться по всем обязательствам. Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств организации ее активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность баланса достигается при установлении равенства между обязательствами и его активами. От ликвидности баланса следует отличать ликвидность активов, которая определяется как величина, обратная времени, необходимому для превращения их в денежные средства. Чем меньше время, которое потребуется, чтобы данный вид активов превратился в деньги, тем выше их ликвидность.

Таблица 7 - Исходные данные для анализа ликвидности баланса и платежеспособности на (конец года) СПК РАО «Алеевское»

Группа активов и пассивов баланса

2012г.

2013г.

2014г.

А1

0

1000

0

А2

800

0

0

А3

7988

9670

12849

А4

11238

11325

11796

П1

412

1200

1250

П2

1300

1000

2090

П3

1008

3640

3311

П4

17306

16155

17194

Таблица 8-Балансовые пропорции

2012г.

2013г.

2014г.

А1 <П1

А1 > П1

А1 <П1

А2 <П2

А2 <П2

А2 <П2

А3> П3

А3 >П3

А3 >П3

А4 <П4

А4 <П4

А4 <П4

Таблица 9 - Оценка ликвидности баланса в СПК РАО «Алеевское» (2013 г.), тыс. руб.

Группы активов

На начало года

На конец года

Группы пассивов

На начало года

На конец года

Платежный излишек (+), недостаток (–)

на начало года

на конец года

А1

1000

0

П1

1200

1250

-200

-1250

А2

0

0

П2

1000

2090

-1000

-2090

А3

9670

12849

П3

3640

3311

6030

9538

А4

11235

11796

П4

16155

17194

-4830

-5298

Баланс

21955

23845

Баланс

21955

23845

Х

Х

Проведенные расчеты в таблицах 7,8,9 дают основание сделать вывод, что сопоставление групп по активам и пассивам в 2014г. имеет иной вид:

А1 < П1, А2 < П2, А3 >П3, А4<П4, первое и второе соотношение не выполняется, что связанно с увеличением кредиторской задолженности, в результате ведения расширенного воспроизводства, такое положение неравенств баланса характеризует ликвидность предприятия как недостаточную. В целом за период 2012-2014гг. ликвидность объекта исследования не стабильна.

3.Организация производства продукции и планирования

В СПК РАО «Алеевское» производство продукции представлено растениеводством и животноводством.

Растениеводство – это одна из отраслей сельского хозяйства, которая включает возделывание культур в полеводстве, овощеводстве, плодоводстве и так далее. От этой отрасли получают необходимые продукты питания, легкая и пищевая промышленность – сырье, отрасль животноводства – корма. В свою очередь, животноводство использует такие побочные продукты как солома, мякина, а также отходы пищевой промышленности (жом, барду, жмых и другое).

Основные задачи организаций, занятых возделыванием полевых культур и полеводством в целом заключаются в получении прибыли, выполнении договорных обязательств по получению и реализации продукции, а также в максимальном обеспечении кормами животноводство.

Проведем анализ отрасли растениеводства в СПК РАО «Алеевское» за последние 3 года. Для этого рассмотрим данные о посевных площадях, себестоимости и т.д.

В первую очередь рассмотрим динамику и структуру посевных площадей, приведенную в таблице 10.

Таблица 10 – Размер и структура посевных площадей сельскохозяйственных культур

Культуры

2012г.

2013г.

2014г.

Га

% к итогу

га

% к итогу

га

% к итогу

Зерновые и зернобобовые культур

1050

45,3

1082

38

1110

34,9

Подсолнечник

750

31,8

320

13,8

250

7,8

По данным таблицы 10 можно сделать выводы, что посевная площадь

Зерновых и зернобобовых культур колеблется не в значительных пределах, в отчетном году она уменьшилась на 50 га по сравнению с 2012 годом. Уменьшилась площадь под подсолнечником с 750 га в 2012 году до 250 га в отчетном году.

Себестоимость продукции — это сумма всех затрат предприятия на производство продукции и ее реализацию (продажу).Себестоимость продукции представлена в таблице 11.

Таблица 11- Производственная себестоимость 1 ц продукции растениеводства.

Вид продукции

2012 г.

2013 г.

2014г.

Отклонение (+,-) 2014 года от

2012 г.

2013 г.

Зерно

509,96

446,57

489,64

-20,32

+43,07

Подсолнечник

851,67

568,9

719,67

-132

+150,77

По данным таблицы 11 можно сделать вывод что, производственная себестоимость всех видов продукции снизилась в 2014 г., по сравнению с 2013 г., высокая себестоимость в 2012 г. связана в первую очередь с неблагоприятными погодными условиями.

Таблица 12- Анализ состава и структуры основных средств

Основные средства

2012 г.

2013 г.

2014 г.

тыс.руб.

% к итогу

тыс.руб.

% к итогу

тыс.руб.

% к итогу

Здания и сооружения

4544

28,7

4859

29,5

4859

27,3

Машины и оборудование

3807

24,1

5282

32,1

5668

31,8

Транспортные средства

625

4

625

3,8

625

3,5

Производственный и хозяйственный инвентарь

80

0,5

80

0,5

80

0,5

Рабочий скот

50

0,3

50

0,3

50

0,3

Продуктивный скот

6729

42,5

5589

34

6520

36,6

Итого основных средств

15835

100

16485

100

17802

100

Анализируя показатели состава и структуры основных средств видно, что наибольший удельный вес занимает продуктивный скот, а такжездания и сооружения.

За рассматриваемый период их стоимость незначительно изменялась. Если в 2012 г. стоимость зданий составляла 4544 тыс.руб., то к 2014 г. она увеличилась до 4859 тыс. руб.

Рассмотрим в таблице 13 движение основных средств в отчетном году

Таблица 13-Движение основных средств в 2014 г., тыс.руб.

Основные средства

Наличие на начало года

поступило

выбыло

наличие на конец отчетного года

Здания, сооружения и передаточные устройства

4859

-

-

4859

Машины и оборудование

5282

386

-

5668

Транспортные средства

625

-

-

625

Производственный и хозяйственный инвентарь

80

-

-

80

Рабочий скот

50

-

-

50

Продуктивный скот

5589

1359

428

6520

Итого

16485

1745

428

17802

Рассматривая таблицу 13 можно сказать, что в хозяйстве объем поступивших основных средств значительно превышает объем выбывших. А по таким основным средствам как: здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий скот никаких выбытий не произошло.

Таблица 14 – Анализ обеспеченности основными средствами и их использования

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Базисный темп роста, %

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

12114

11281,5

11560,5

95,4

Энергетические мощности, л.с.

1767

2367

2617

148,1

Отпущено электроэнергии, тыс. кВт.ч

206

211

214

103,9

Площадь сельскохозяйственных угодий, га

2984

2984

2984

100

Среднегодовая численность работников, чел.

63

64

65

103,2

Выручка от продажи продукции, работ, услуг, тыс. руб.

11931

15723

20791

174,3

Фондообеспеченность, руб./га

3766,09

3780,83

3874,33

102,9

Энергообеспеченность, л.с./га

0,59

0,79

0,88

149,2

Электрообеспеченность, кВт.ч/га

0,07

0,07

0,07

100

Фондовооруженность, тыс. руб./чел.

192,76

176,27

177,85

92,3

Энерговооруженность, л.с./чел.

28,05

37,14

40,31

143,7

Электровооруженность, кВт.ч/чел.

3,31

3,31

3,31

100

Фондоотдача

0,98

1,41

1,81

184,7

Аналилизируя данные таблицы 14 можно сказать, что за исключением среднегодовой стоимости основных и фондовооруженности все остальные показатели оставались на том же уровне или имели тенденцию к увелечению.

4. Характеристика современного положения организации на рынке

Для того чтобы узнать какое же положение на рынке занимает СПК РАО «Алеевское» необходимо провести анализ внешней среды, анализ внутренней среды и анализ сильных и слабых сторон.

Внутренняя среда – это та часть общей среды, которая находится в рамках фирмы. Анализ внутренней среды фирмы – это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей фирмы, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявления стратегических проблем.

Цель внутреннего анализа – оценить стратегическую ситуацию в фирме с учетом имеющихся ограничений сильных и слабых сторон.

В зависимости от конкретной ситуации анализ внутренней среды фирмы может быть в той или иной степени уникальным, но при этом должно соблюдаться главное условие – полнота стратегического анализа, его качество и конечная эффективность. В основе анализа внутренней среды должны лежать следующие принципы:

- системность, означает рассмотрение фирмы как сложной системы, включающей ряд функциональных подсистем (видов деятельности) и компонентов (структурных подразделений);

- комплексность, предполагает анализ всех составляющих частей фирмы;

- сопоставимость, требует проведения анализа всех внутренних переменных в динамике и сравнении с аналогичными показателями конкурентных фирм;

- уникальность или специфические цели фирмы.

Вот срезы, из которых состоит внутренняя среда:

  1. Кадровый срез охватывает следующие процессы: взаимодействие менеджеров и рабочих; наем, обучение, продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п.
  2. Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.
  3. Производственный срез включает в себя: изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок.
  4. Маркетинговый срез охватывает все процессы, связанные с реализацией продукции и включает в себя: стратегию продукта, стратегию ценообразования, стратегию продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения.
  5. Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в фирме, в поддержании ликвидности и обеспечении прибыльности, созданию инвестиционных возможностей и т.п.

SNW – АНАЛИЗ

SNW–АНАЛИЗ – это усовершенствованный анализ слабых и сильных сторон. SNW – Strength (сильная сторона), Neutral (нейтральноя сторона), и Weakness (слабая сторона). В отличие от анализа слабых и сильных сторон SNW – АНАЛИЗ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S».

Для составления SNW - анализ необходимо заполнить следующую таблицу.

Таблица 15- SNW-анализ СПК РАО «Алеевское»

Стратегические позиции и характеристики

Качественная оценка

S

N

W

1. Общая (корпоративная) стратегия 

Х

2. Бизнес-стратегии по конкретным бизнесам

Х

3. Организационная структура

Х

4. Финансы как общее финансовое положение

X

5. Продукт и его конкурентоспособность

Х

6. Структура затрат

Х

7. Информационная технология

X

8. Способность к реализации на рынке новых продуктов

Х

9. Способность к лидерству

X

10. Уровень производства

Х

11. Уровень маркетинга

Х

12. Уровень менеджмента

Х

13. Качество персонала

Х

14. Репутация на рынке

X

15. Отношение с органами власти

X

16. Отношение с профсоюзом

X

17. Инновации и исследования

Х

По данным таблицы, можно сказать, что организация не обладает характеристиками, которые могли бы оказаться ее сильными сторонами. Отсюда следует, что для того, чтобы быть более конкурентоспособным, она должна развиваться во всех направлениях деятельности, совершенствоваться и наращивать производственные мощности.

Внешняя среда является источником, питающим СПК РАО «Алеевское» ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Основной стратегической задачей организации является обеспечение такого ее взаимодействия со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей в долгосрочной перспективе. Для достижения этого, руководство предприятия постоянно анализирует состояние внешней среды.

PEST-анализ

PEST-анализ – это анализ тенденций, имеющих существенное значение для стратегии фирмы. Он состоит в выявлении и оценке факторов макросреды на результаты текущей и будущей деятельности предприятия. Выделяют четыре группы факторов, наиболее существенных для стратегии предприятия: политико-правовые, экономические, социокультурные, технологические.

Цель PEST – анализа – отслеживание изменений макросреды по четырем направлениям и выявление тенденций, событий, не подконтрольных фирме, но оказывающих влияние на результаты принятых стратегических решений. Вот эти узловые направления:

1. Политика. Анализ политических компонентов макроокружения имеет очень большое значение и проводится для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. В процессе анализа в обязательном порядке выясняется то, какие программы пытаются провести в жизнь различные партийные структуры, какие отношения у правительства и региональной власти существуют по отношению к различным отраслям экономики и регионам страны, какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в результате принятия новых законов и новых норм, регулирующих экономические процессы, а также такие базовые характеристики политической системы: какая политическая идеология определяет политику правительства, насколько стабильно правительство, насколько оно в состоянии проводит политику, какова степень общественного недовольства и насколько сильны оппозиционные политические структуры, чтобы, используя, это недовольство, захватить власть. Все это касается и местной региональной власти.

А также, сюда входит изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений. Это дает фирме возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов. Большое внимание обращается на действенность правовой системы, сложившиеся традиции в этой области и процессуальную сторону практической реализации законодательства.

2. Экономика. Анализ экономических компонентов макроокружения позволяет понять, как формируются и распределяются ресурсы. В обязательном порядке анализируются и учитываются величина валового национального продукта, темп инфляции, уровень безработицы, процентная ставка рефинансирования ЦБ РФ, производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, нормы накопления и многие другие показатели. Также берутся во внимание общий уровень экономического развития, как региона, так и страны в целом, добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развития конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы.

3. Социум. Анализ социальных компонентов проводится для того, чтобы установить степень влияния на бизнес таких социальных явлений и процессов, как: отношение людей к работе качеству жизни; существующие в обществе обычаи и верования; разделяемые людьми ценности; демографические структуры общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей или готовность к перемене места жительства и т.п. Данный анализ имеет очень важное значение, так как социальные компоненты являются всепроникающими, влияющими на другие компоненты макроокружения и внутреннюю среду фирмы, а также то, что любые социальные изменения могут привести к очень существенным изменениям в окружении фирмы.

4. Технология. Анализ технологических компонентов проводится для своевременного выяснения возможностей, которые могут позволить фирме динамично развиваться и производить новую продукцию, усовершенствовать уже производимую, модернизировать технологию производства и сбыт продукции в результате развития науки и техники. В процессе анализа учитывается то, что прогресс науки и техники наряду с огромными возможностями может иметь и не менее огромные угрозы для фирмы. Важно своевременно увидеть открывающиеся новые перспективы, провести модернизацию производства и расширить рынки сбыта продукции.

Таблица 16 - PEST - анализ в СПК РАО «Алеевское»

Политика – Р

Экономика – Е

1

Изменение законодательства РФ

1

Инфляция

2

Участие в программе по импортозамещению

2

Негативная динамика курса российского рубля к доллару США

3

Государственные программы по развитию сельского хозяйства

Социум – 8

Технология – Т

1

Нежелание работать на селе

1

НТП

2

Демографические изменения

2

Информация и коммуникации, влияние Интернета

Анализ внешней среды предприятия показывает, что все меньше людей хотят работать на селе, но государство старается поддерживать сельскохозяйственных товаропроизводителей, привлекать квалифицированных специалистов в сельскохозяйственное производство и внедрять в производство новые инновационные технологии.

  1. Оценка стратегического положения организации

SWOT – это акроним слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы). Внутренняя обстановка фирмы отражается в основном в S и W, а внешняя – в О и Т. SWOT-анализ является этапом разработки маркетинговой стратегии

Методология SWOT-анализа предполагает, во-первых, выявление внутренних сильных и слабых сторон фирмы, а также внешних возможностей и угроз, и, во-вторых, установление связей между ними.

Основные правила проведения SWOT-анализа

Правило1. Конкретизация области исследования.

Если проводить общий анализ, охватывающий весь бизнес, то, скорее всего, он будет слишком обобщенным и бесполезным для менеджеров, которых интересуют возможности на конкретных сегментах.

Только конкретизация участка анализа обеспечивает реальное выявление наиболее важных для этого участка сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.

Может быть, целесообразным является проведение SWOT-анализа по разным направлениям деятельности организации. И только если организация занята производством единого продукта или работает в одном направлении, возможно и целесообразно проводить SWOT-анализ организации в целом.

Правило 2. Четкое уяснение понятий.

Необходимо четко различать элементы SWOT: силы, слабости, возможности, угрозы. Сильные и слабые стороны — это внутренние черты организации, ей подкон трольные. Возможности и угрозы связаны с рыночной средой и неподвластны влиянию организации.

Правило 3. Установление оценок с позиций рынка.

Нужно включать в анализ сильные и слабые стороны в том виде, как они воспринимаются конкурентами и потребителями (покупателями). Сильная сторона будут сильной только тогда, когда таковой ее видит рынок. В анализ надо включать только те преимущества и слабости, которые существенно могут влиять на рынок.

Правило 4. Стремление к объективности.

Нужно использовать разностороннюю входную информацию. Нельзя поручать проведение исследований одному человеку. Глубокий анализ возможен лишь в результате групповой оценки и обмена идеями. SWOT -анализ должен в большей степени основываться на объективных фактах.

Правило 5. Точность формулировок.

Необходимо избегать пространных и двусмысленных формулировок. Чем они точнее, тем полезнее будет результат анализа.

Формирование обобщенной базы семантически выверенных информационных логических единиц (характеристик) дескриптивного вида для SWOT-анализа является отдельной задачей.

Проводимый в стратегическом планировании анализ направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, ее сильных и слабых сторон.

Именно для решения этой задачи и разработаны определенные приемы анализа среды, которые применяются в стратегическом планировании.

Благодаря своей концептуальной простоте SWOT анализ стал легко применимым для менеджеров и столь же подверженным неправильному применению. Для его проведения не требуются ни обширные базы данных, ни формальная подготовка. Любой, кто хоть немного знаком с компанией и имеет представление о рынке, может составить простой SWOT. С другой стороны, присущая анализу простота может привести к поспешным и бессмысленным выводам, полным таких неопределенных и двусмысленных понятий, как « эксплуатационная характеристика продукта», «современное оборудование», «цены». Вдобавок, пользователи иногда забывают об объективности и полагаются на устаревшую или ненадежную стратегическую информацию.

Таблица 17– Матрица SWOT-анализа СПК РАО «Алеевское»

Возможности:

Угрозы:

  1. Привлечение инвесторов;
  2. Резервы повышения объемов и эффективности производства за счет внедрения новых технологий;
  3. Государственная поддержка за счет получения субсидий на определенные виды продукции.

  1. Отток рабочей силы из села;
  2. Нестабильность и сложность прогнозирования природно-климатических условий;
  3. Постарение кадров;
  4. Повышение уровня инфляции.

Сильные стороны:

  1. Производство традиционных высококачественных видов продукции;
  2. Хорошая репутация предприятия;
  3. Собственная сушка зерновой продукции.

СИВ:

  1. Повысить объемы производства продукции, сохранив при этом ее качество.

СИУ:

  1. Стимулирование персонала за счет введения системы вознаграждений определенными видами продукции. Собственная сушка позволит снизить себестоимость продукции.

Продолжение таблицы 8

Слабые стороны:

  1. Недостаточный уровень квалификации работников;
  2. Часть оборудования предприятия устарела.

СЛВ:

  1. Новые технологии не смогут себя окупить, что возможно приведет к большой потере денежных средств.

СЛУ:

  1. Неурожайный год и отток рабочей силы окажут отрицательное воздействие на эффективность производства, что может поспособствовать ликвидации собственного капитала организации.

Применение SWOT-анализа позволяет систематизировать всю имеющуюся информацию и, видя ясную картину «поля боя», принимать взвешенные решения, касающиеся развития бизнеса.

Основным методом оценок наиболее выгодного стратегического положения компании является матрица стратегического положения и оценки действий (SPACE).

Метод SPACE заключается в том, что для предприятия оцениваются четыре группы факторов. Каждый фактор оценивается экспертно в шкале от 0 до 6.

Таблица 18 – Факторы стратегического положения и оценки действий СПК РАО «Алеевское»

Факторы стабильности обстановки (СО) в отрасли

  1. Темп роста инфляции

3

  1. Давление конкурентов

4

  1. Диапазон изменения цен

3

  1. Колебание спроса

3

  1. Количество организаций-лидеров

5

  1. Технологические изменения

4

Среднее значение

3,6

Факторы промышленного потенциала(ПП) отрасли

  1. Темп изменения объемов производства

1

  1. Степень использования ресурсов

4

  1. Уровень использования технологии

3

  1. Капиталоинтенивность

3

  1. Финансовая стабильность

4

  1. Темп именения прибыли

3

Среднее значение

3

Факторы конкурентных преимуществ (КП)

  1. Доля рынка

1

  1. Качество продукции

4

  1. Фаза жизненного цикла основного продукта

3

  1. Постоянство покупателей

4

  1. Уровень использования производственных мощностей

4

  1. Возможность замещения основного продукта новым

1

Среднее значение

2,8

Факторы финансового потенциала (ФП)

  1. Прибыль чистая к акционерному капиталу

3

  1. Финансовая зависимость

4

  1. Коэффициент текущей ликвидности

5

  1. Потребность в заемном капитале

3

  1. Поток денежных средств

2

  1. Степень риска организации

4

Среднее значение

3,5

Определяются средние значения по каждой из четырех групп факторов, которые отмечаются на графике. Отмеченные точки на осях соединяются. Образуется четырехугольник (рисунок 1).

ФП Высокая

консервативное агрессивное

КП ПП

Низкая Высокая

оборонительное конкурентное

СО

Низкая

Рисунок 1 – Стратегическое положение СПК РАО «Алеевское»

Из рисунка 1 видно, что СПК РАО «Алеевское» находится на конкурентном состоянии. Это состояние характерно для привлекательной отрасли. Организация получает конкурентные преимущества в относительно нестабильной обстановке. Критическим фактором является финансовый потенциал. Необходимо парировать угрозы, связанные с потерей финансирования.

5. Налоги

Налоги – необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ).

Различают общий и специальный налоговые режимы.

Общий режим является основным. Общий налоговый режим (общая система налогообложения) – это система налогообложения, при которой хозяйствующий субъект платит все необходимые налоги, сборы, платежи, установленные Налоговым кодексом, иными федеральными законами, если он не освобожден от их уплаты. То есть по общепринятой системе налогообложения вновь созданный налогоплательщик платит общеустановленные налоги. Таким образом, если фирма не перешла на специальные налоговые режимы, «по умолчанию» необходимо применять общий налоговый режим. Ограничений по видам деятельности нет.

Специальные налоговые режимы представляют собой особый, установленный Налоговым кодексом порядок определения элементов налогов, а также освобождение от уплаты налогов и сборов при определенных условиях. Эти налоговые режимы направлены на создание более благоприятных экономических и финансовых условий деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей, относящихся к сфере малого предпринимательства, сельскохозяйственных товаропроизводителей и участников выполнения соглашений о разделе продукции. К специальным налоговым режимам в системе налогов РФ относятся 5 систем налогообложения:

-единый сельскохозяйственный налог

-упрощенная система налогообложения

-единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

-система налогообложения при выполнении соглашения о разделе имущества

-патентная система налогообложения

В СПК РАО «Алеевское» используется система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (ЕСХН) –  это  специальный налоговый режим, который разработан и введен специально для производителей сельскохозяйственной продукции.

В целях налогообложения к сельскохозяйственной продукции относится продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства, в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов.

При переходе на уплату ЕСХН организация СПК РАО «Алеевское» освободилась от уплаты:

-налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов по дивидендам и отдельным видам долговых обязательств);

-налога на имущество организаций;

-налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможне, а также при выполнении договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом).

Налоговая ставка составляет 6%.

Таким образом, сделаем вывод о том, что применение ЕСХН для СПК РАО «Алеевское» является оптимальным вариантом уплаты налогов.

6. Научно-исследовательская работа на тему:

«Оценка эффективности использования ресурсного потенциала на основе корреляционно-регрессионного анализа».

Производственный потенциал представляет собой обобщающий показатель ресурсообеспеченности сельского хозяйства, и его расчет состоит в определении суммарной оценки всех ресурсов. Основная трудность в построении такого показателя заключается в несоизмеримости различных видов ресурсов: земельных, трудовых и материальных. Теоретической основой их соизмерения является концепция взаимозаменяемости разных видов ресурсов

в процессе производства.

Элементы ресурсного потенциала, с одной стороны, качественно однородны по функциональному признаку, так как все они представляют собой ресурсы, предопределяющие результаты производственной деятельности. С другой стороны, ресурсный потенциал является синтетическим расчетным показателем, который нельзя непосредственно измерить. Поэтому разработка

соответствующего инструментария всегда имела большое теоретическое и практическое значение, а сейчас, в условиях развития рыночных отношений, когда возрастает роль экономических методов государственного регулирования, эта проблема становится еще более актуальной.

В российской аграрной экономике предлагаются различные методы количественной оценки использования ресурсного потенциала предприятия. Наиболее приемлем для расчета комплексного показателя оценки ресурсного потенциала подход, основанный на корреляционно-регрессионном анализе, который нашел свое отражение в работах экономистов Смагина Б.И, Акиндинова В.В., Т. Шаталовой и др.

С теоретической точки зрения, в качестве обобщающего результативного показателя комплексной оценки необходимо использовать выход товарной продукции сельского хозяйства на 1 га сельскохозяйственных угодий. На наш взгляд, в рыночных условиях целесообразнее в качестве результата рассматривать показатель товарной продукции сельского хозяйства на единицу площади. Аргументом в пользу выбора данного показателя является и тот факт, что в сельском хозяйстве значительная часть произведенной продукции не реализуется, а используется повторно в процессе производства. Поскольку цель любого производства – получение прибыли, то стоимость товарной продукции является важнейшей

Показатель

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

Выручка ,тыс. руб.

16930

16868

16668

11931

15723

20791

площадь сельскохозяйственных угодий, га

2984

2984

2984

2984

2984

2984

среднесписочная численность работников, чел.

60

61

62

63

64

65

среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

12640

12739

12865

11238

11282

11561

энергетические мощности, л. с.

2230

2108

2008

1767

2367

2617

затраты на производство продукции, тыс. руб.

18240

18211

18040

10579

14487

19635

составляющей ее формирования.

Таблица 19 – Исходные данные для корреляционно-регрессионного анализа производственного потенциала

Однако однозначно ответить на вопрос о количественной взаимосвязи рассматриваемых признаков позволяет корреляционно-

регрессионный метод анализа, который дает возможность исследовать зависимость выхода товарной продукции в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий (у) от следующих факторов:

х1- трудообеспеченность, чел.;

х2- фондообеспеченность, руб.;

х3– энергообеспеченность, л.с.

х4- производственные затраты на 100 га сельскохозяйственных угодий, руб.

Динамика необходимых показателей для корреляционно-регрессионного анализа производственного потенциала представлена в таблице 20.

Показатель

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

Выход товарной продукции в расчете на 1 га, руб. (y)

5673,59

5652,82

5585,79

3998,32

5269,10

6967,49

Трудообеспеченность, чел. (х1)

0,02

0,02

0,02

0,02

0,02

0,02

Фондообеспеченность, руб. (х2)

4235,92

4269,10

4311,33

3766,09

3780,83

3874,33

Энергообеспеченность, л. с. (х3)

0,75

0,71

0,67

0,59

0,79

0,88

Затраты на производство продукции на 100 га, руб. (х4)

611260,05

610288,20

604557,64

354524,13

485489,28

658009,38

Таблица 20 - Результативные и факторные показатели производственного потенциала

Показатель вариации

Vy= * 100 ; = * 100 ; = * 100 ; = * 100 ;

где

- стандартное отклонение;

у, х - среднее значение;

Vy = * 100 = 13,5;

= * 100 = 0;

= * 100 = 6,74;

= * 100 = 11,27;

= * 100 = 20,24;

Так как переменные х1, х2, х3, х4 слабо варьируют от средней величины, то можно сделать ввод о низком уровне варьирования. Показатель вариации по результативному показателю (у) составил 13,5.

Для изучения связи между показателями будем использовать метод наименьших квадратов и вероятностные методы оценки статистических гипотез.

Значение коэффициента в парной корреляции указывает на весьма тесную связь выхода товарной продукции в расчете на 1 га (у) с затратами на производство продукции на 100 га (х4).

= 0,965

но в то же время весьма тесная межфакторная связь между х2 и х4

= 0,914

Далее необходимо составить уравнение вида:

у = b0 + b1x1 + b2x2 +b3x3 + b4x4.

b – коэффициенты при переменных величинах.

Для определения коэффициентов воспользуемся таблицей «регрессия»:

у = 14768,41+ 0,13x1 -3,76x2 -3639,07x3 +0,02x4

Значение стандартных ошибок, параметров b0, b1, b2, b3, b4 с учетом округления:

mb0 = 3094,41;

mb1 = 0,13;

mb2 = 0,82;

mb3 = 1391,89;

mb4 = 0,01;

Они показывают, какое значение данной характеристики сформировалось под влиянием случайных факторов. Эти значения используются для расчета t-критерия Стьюдента (t - статистика).

tb0 = 4,77;

tb1 = 65535;

tb2 = -4,57;

tb3 = -2,61;

tb4 = 6,79;

Если значения t - критерия больше 2-3 (чаще всего 2,5) можно сделать вывод о существенности данного параметра, который формируется под воздействием неслучайных величин.

Здесь статистически значимыми являются все показатели. На это же указывает показатель вероятности случайных значений параметров регрессии.

Если ( Р – значение) больше чем 10% (0,1) , то фактор можно считать случайным и неинформативным и удалить его для дальнейшего улучшения уравнения.

В нашем случае равняется 13,14% , 13,71% и 23,25% что больше 10%, поэтому факторы х1 и х2 можно отбросить из нашего уравнения, для его улучшения.

Величина b1 = 0,13 оценивает агрегированное влияние прочих факторов на результативный показатель.

По данным таблицы дисперсионного анализа F фактическое = 957,72. Вероятность случайно получить такое значение F критерия составляет 0,00000003, что не превышает допустимый уровень значимости 5%, следовательно, полученное значение не случайно. Об этом свидетельствует величина Р-значения из этих же таблиц.

Полученное значение сформировалось под влиянием существенных факторов, то есть подтверждается статистическая значимость всего уравнения и показателя тесноты связи нескорректированный коэффициент множественной детерминации = 0,9997 оценивает долю вариаций результата за счёт представленных в уравнении факторов в общей вариации результата. Здесь эта доля составляет 99,97% и указывает на высокую степень обусловленности вариации результата, вариации факторов.

Скорректированный коэффициент множественной детерминации = -0,0014 определяет тесноту связи с учетом степени свободы общей и остаточной дисперсии. Он дает такую оценку тесноты связи, которая не зависит от числа факторов модели и потому может сравниваться по разным моделям с разным числом факторов.

Оба коэффициента указывают на высокую детерминированность результата у в модели с факторами х1, х2, х3, х4.

Выводы и предложения

1.В целом климатические условия СКП РАО «Алеевское» благоприятны для возделывания большинства сельскохозяйственных культур, но в отдельные годы ущерб сельскому хозяйству наносит засуха, ливневый характер осадков, быстрое снеготаяние.

Используя данные годового отчета, я выяснил, что в 2014 году хозяйство работало прибыльно и наблюдаются тенденции к развитию предприятия.

Для характеристики хозяйства немаловажным показателем является земельная площадь, а также необходимое количество работников; основные средства, энергетические мощи хозяйства, крупный рогатый скот, а уже от этих показателей прибыль и уровень рентабельности предприятия.

2. Земельная площадь, оставалась неизменной. Среднегодовое число работников в 2014 г. по сравнению с 2011г. уменьшилась на 9 человек.

Если говорить о стоимости основных средств, то она не значительно выросла, по сравнению с 2011 г. на 4,9% и в итоге составила 11796 тыс. руб. Поголовье крупного рогатого скота в 2011 г. составило 519 голов, а в 2014 г. поголовье уменьшилось до 480 голов. Что касается прибыли организации, то данный показатель в период 2011-2014гг. в организации только возрастал. Аналогично изменялся и уровень рентабельности, то есть на него оказали влияние все вышеперечисленные показатели.

3. в структуре проданной продукции наибольшую часть занимает продукция растениеводства. Она составила за 2014 г. –11087 тыс. руб. или 53,4 % к итогу, а продукция животноводства составила 9704 тыс. руб. или 47,6 % к итогу.

В структуре проданной продукции растениеводства превалирует производство зерновых – 27,8 % к итогу всей продукции растениеводства. Если рассматривать реализацию продукции за период с 2011 г. по 2014 г., то можно отметить следующее: в 2013 г. объем реализации продукции растениеводства увеличился на 4914 тыс. руб. по сравнению с 2011 г. .

Что касается продукции животноводства, то в 2014 г. выручка от реализации данной продукции составила 9704 тыс. руб. Объем производства сельскохозяйственной продукции является важным показателем, характеризующим деятельность сельскохозяйственных предприятий.

Оплата труда членов, занятых на сельскохозяйственных работах в растениеводстве в СПК РАО «Алеевское» производится по сдельно-премиальной системе оплаты труда. Средняя заработная плата по организации составляет 5855 рублей. Оплата труда за продукцию коллективу в растениеводстве и животноводстве производится не по каждой культуре и виду продукции, а в целом по всем закрепленным за ним культурам и видам продукции, которые он должен произвести.

Руководители практики:

от организации _____________________________ /Абузярова А.З./

(подпись)

от академии ______________________________ /Харитонова Т.В./

(подпись)

Список использованной литературы

1. Производственная практика: программа и методические указания/ В.Д.Коротнев, Г.Н. Кочетова, Е.Н. Никифорова и др. – Пенза: РИО ПГСХА,2013г.

2. Ресурсы Интернета

3. Годовые отчеты СПК РАО «Алеевское» за 2011-2014 гг.


ПРИЛОЖЕНИЯ


PAGE \* MERGEFORMAT1

Оценка эффективности использования ресурсного потенциала на основе корреляционно-регрессионного анализа