Деятельность постовой медицинской сестры отделения реанимации и интенсивной терапии ГБУЗ РК «Коми республиканская больница»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

Глава 1.

Теоретический обзор по вопросу организации работы постовых медицинских сестер в отделении реанимации и интенсивной терапии.

5

1.1.

Организация деятельности отделения реанимации и интенсивной терапии

5

1.2.

Организация деятельности постовых медицинских сестер в отделении реанимации и интенсивной терапии

7

1.3.

Сестринский уход за пациентами в отделении реанимации и интенсивной терапии

17

Вывод по теоритической части

20

Глава 2.

Организация деятельности постовой медицинской сестры в отделении реанимации и интенсивной терапии ГБУЗ РК КРБ

21

2.1.

Характеристика ГБУЗ РК «Коми республиканская больница, структура и оснащение отделения реанимации и интенсивной терапии

21

2.2.

Анализ деятельности постовых медицинских сестер в отделении реанимации и интенсивной терапии ГБУЗ РК «Коми республиканская больница»

27

2.3.

Рекомендации по профессиональной деятельности медицинской сестры в отделении реанимации и интенсивной терапии

37

Вывод по практической части

38

Заключение

39

Список литературы

40

Приложение

43

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в реанимационном отделении осуществляют общие мероприятия по восстановлению расстройств жизненно важных функций, выведению больных из терминальных состояний независимо от этиологического фактора. Организация данного отделения многопрофильной больницы позволяет достичь впечатляющих результатов по эффективности лечения и снижению летальности.

Медицинская сестра на своевременном этапе рассматривается как квалифицированный работник, способный самостоятельно выполнять круг определенных обязанностей на высоком профессиональном уровне. На сестринский персонал возлагаются функции наблюдения за состоянием больных и осуществлять за ними уход, а также выполнять назначения лечащего врача.

Цель: Изучить организацию деятельности постовой медицинской сестры отделения реанимации и интенсивной терапии ГБУЗ РК «Коми республиканская больница».

Для достижения цели, поставленной в выпускной квалификационной работе, были определены следующие задачи:

  1. Провести теоретический обзор по вопросу организации работы постовых медицинских сестер в отделении реанимации и интенсивной терапии.
  2. Ознакомиться с характеристикой ГБУЗ РК «Коми республиканская больница, структурой и оснащением отделения реанимации и интенсивной терапии.
  3. Проанализировать хронометраж рабочего времени постовых медицинских сестер в отделении реанимации и интенсивной терапии ГБУЗ РК «Коми республиканская больница».

Объектом исследования являются организация деятельности постовых медицинских сестер отделения реанимации и интенсивной терапии.

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПО ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПОСТОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР В ОТДЕЛЕНИИ РЕАНИМАЦИИ И ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ.

1.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЕНИЯ РЕАНИМАЦИИ И ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ.

1. Настоящее положение определяет организацию деятельности, в отделение реанимации и интенсивной терапии, оказывающего медицинскую помощь лицам с острыми расстройствами гемодинамики различной этиологии (острая сердечно-сосудистая недостаточность, травматический шок, гиповолемический шок, кардиогенный шок и др.), с острыми расстройствами дыхания, другими острыми расстройствами функций жизненно важных органов и систем (центральной нервной системы, паренхиматозных органов и др.), острыми нарушениями обменных процессов и др., больные в восстановительном периоде после агонии и клинической смерти, после оперативных вмешательств, повлекших за собой нарушения функции жизненно важных органов или при реальной угрозе их развития, тяжелые отравления (при невозможности госпитализации в соответствующие центры)[3].

2. Отделение возглавляет заведующий, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем учреждения, в составе которого оно создано.

3. Структура отделения и штатная численность медицинского и другого его персонала устанавливаются руководителем лечебно-профилактического учреждения, организации, в составе которых создано отделение, исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и численности обслуживаемого населения, с учетом рекомендуемых штатных нормативов

4. В отделении работает большой коллектив врачей и медицинских сестер, более 60 человек. Большинство сотрудников имеют высшие и первые квалификационные категории, многолетний стаж работы в ОРИТ, постоянно проводится работа по совершенствованию методов реанимации при неотложных и критических состояниях у больных.

5. Основные задачи отделения реанимации и интенсивной терапии:

  • проведение реанимационных мероприятий больным, находящимся в состоянии клинической смерти и доставленным из приёмного отделения или других отделений стационара;
  • проведение интенсивной терапии больным, находящимся в критическом состоянии и доставленным из приёмного отделения или других отделений стационара;
  • оказание консультативной помощи лечащим врачам в соматических отделениях КРБ по вопросам диагностики и коррекции интенсивной терапии тяжёлой категории больных;
  • оказание комплекса сердечно - легочной реанимации в отделениях КРБ;
  • совместно с лечащими врачами решение вопроса о переводе тяжёлых больных в ОРИТ из отделений КРБ;
  • проведение дополнительных лабораторных и инструментальных методов исследования и консилиумов с целью постановки и уточнения диагноза и лечения;
  • проведение лечебных процедур, анестезиологических пособий при малых оперативных манипуляциях;
  • изучение и использование в практической деятельности отделения новых медицинских технологий и лекарственных средств в лечении критических состояний;
  • оказание консультативной помощи в диагностике, лечении и тактике ведения тяжёлой категории пациентов лечебно – профилактических учреждений городов и районов республики;
  • своевременное решение вопроса о транспортировке пациентов из ЛПУ городов и районов в ОРИТ КРБ для оказания квалифицированной и специализированной помощи;
  • проведение лекций и методических занятий с медицинским персоналом КРБ по основам оказания сердечно-легочной реанимации и интенсивной терапии в критических состояниях;
  • подготовка врачей - интернов и среднего медицинского персонала для ЛПУ городов и районов республики.

1.2 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСТОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ СИСТЕР В ОТДЕЛЕНИИ РЕАНИМАЦИИ И ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ

Проведение реформы, в области здравоохранения, требует соответствующих изменений в организации производства медицинских услуг. Преобразования, должны быть, направлены на улучшение конечных результатов деятельности медицинских работников и повышение механизмов управления в системе здравоохранения. Это предполагает изменение как внутренней, так и внешней организации работы лечебных учреждений[8].

Медицинская сестра является одним из главных участников лечебно-диагностического процесса, поэтому реформирование здравоохранения не может быть осуществлено без реформирования сестринского дела[16]. Сущность реформы заключается в осуществлении необходимых изменений в кадровой политике на основе научно-обоснованных подходов к планированию, подготовке и использованию сестринских кадров, обеспечения рационального соотношения и партнерства между врачами и сестринским персоналом, возрождению категории младшего медицинского персонала[25]. Сестринское дело в том виде, в каком оно существует сейчас в нашей стране, не отвечает требованиям современного здравоохранения. Данное положение хорошо понимают в странах Европы, где реформы в сестринском деле были начаты довольно давно и успешно продолжаются до сих пор. Внедрение, в отечественное здравоохранение, новых форм медико-социальной помощи населению, в которых медицинская сестра из исполнителя назначений врача превращается в творчески работающего специалиста, требует выполнения научно-исследовательских работ по определенным разделам сестринского дела[21]. Научные исследования в сестринском деле, как и подготовка медицинских сестер – исследователей, актуальны не только для развития теории и практики сестринского дела, его утверждения как самостоятельной профессии, но, что самое главное, и для качественной и безопасной медицинской помощи[22].

В существующей, на данном этапе системе обязательного медицинского страхования, предъявляются определенные требования к деятельности медицинских подразделений, в том числе и средних медицинских работников. В этих условиях качество и объем медицинской помощи населению теснейшим образом связаны с организацией и эффективностью деятельности лечебно-профилактических учреждений[19]. Для эффективной деятельности отделений должны активно использоваться следующие цели организации: внедрение стандартов и расширение деятельности сестринского персонала[14]. Все это имеет прямое отношение к деятельности сестринского персонала по обслуживанию пациентов, поскольку от уровня профессиональной подготовки сестринского персонала, правильности выполнения сестринских манипуляций в надлежащих условиях и уровня общения с пациентами зависит оценка качества медицинской помощи, оказываемой медицинскими сестрами[15].

Качество медицинской помощи – совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента, его ожиданиям, современному уровню медицинской науки, техники и технологии.

Уровень качества сестринской помощи прямо определяется знаниям и умениями каждой медсестры, ее отношением к делу, личными качествами, взаимоотношениями в команде[23].

Говоря о качестве медицинской помощи вообще, и сестринской в частности, оценивают такой критерий, как степень удовлетворенности потребностей пациента. Однако существует еще один аспект, который, как правило, ускользает, от внимания тех, кто управляет качеством и который также оказывает самое непосредственное влияние на результат труда. Это удовлетворенность самой медицинской сестры своей деятельностью и ее результатом[18].

Управление качеством сестринской помощи, без сомнения, является одной из актуальных проблем современного здравоохранения[5]. При внедрении технологий сестринской деятельности в деятельность лечебно-профилактического учреждения необходимо так организовать работу любого отделения, чтобы обеспечить минимально необходимый, но достаточный цикл правильно выполненных сестринских мероприятий, которые позволят обеспечить максимально возможный, высокий уровень качества лечения при минимальном риске для пациента. Внедрение в практику лечебно-профилактических учреждений методологии ИСО 9001:2008 – прямой и, пожалуй, единственный путь для скорейшего решения проблем качества в здравоохранении[13]. Применение в управлении лечебно-профилактического учреждения метода постоянного совершенствования сквозь призму цикла Шухарта-Деминга ведет к достижению запланированных результатов и работает в здравоохранении так же эффективно, как и в других отраслях[10]. Вся деятельность лечебно-профилактического учреждения должна осуществляться с учетом потребностей и ожиданий пациента[12].

Управлять качеством сестринской помощи можно лишь тогда, когда деятельность медицинских сестер изучена, структурирована, нормирована, а значит, может быть оценена в соответствии со стандартом. Применение, общепринятых стандартов является ключевым компонентом деятельности постовой медицинской сестры, необходимым условием ответственности за свои действия. Применение стандартов в сестринской практике облегчает работу, сокращает неоправданные расходы средств, времени, обеспечивает преемственность, улучшает качество обслуживания пациентов, не меняя организационную структуру сестринской помощи[11].

Стандарты позволяют организовать сестринскую помощь, поддерживать ее высокий уровень и эффективно управлять ее качеством[28]. Стандарты, будучи изложение алгоритма (технологии) медицинского вмешательства, могут заменить экспертные заключения, поскольку содержат типовые (обычные) требования не только к последовательности действий медицинского персонала, но и к эффективности и безопасности вмешательства.

Традиционно в сферу деятельности медицинской сестры входит значительное количество различных по сложности манипуляций. В условиях стационарного лечения чаще всего применяются инвазивные сестринские вмешательства, которые требуют серьезного подхода со стороны среднего медицинского персонала[1]. В свете современного состояния медицинской науки, инвазивные сестринские вмешательства следует рассматривать как миниоперации, со всеми вытекающими отсюда последствиями[27].

Данные сестринские вмешательства являются наиболее сложными в деятельности медицинских сестер лечебных отделений, и их выполнение требует обязательной профессиональной сестринской квалификации.

Качественное оказание медицинской помощи в урологическом отделении, в том числе выполнение сестринских манипуляций регламентировано инструкциями, положениями, приказами, которые можно рассматривать как элементы профессионального стандарта и стандарта сестринской деятельности, адаптированные к условиям работы в данном отделении.

Управление сестринским персоналом – это целенаправленная деятельность руководителей сестринских служб лечебно-профилактических учреждений и их подразделений, использующих различные механизмы управления и каналы связи для обеспечения слаженной, квалифицированной работы сестринского персонала по оказанию пациентам сестринской помощи соответствующего количества и качества[9]. Организацией и координацией работы, а также обучением и контролем над деятельностью медицинских сестер и младшего медицинского персонала занимается старшая медицинская сестра отделения. Она обеспечивает ознакомление работника с правилами внутреннего трудового распорядка отделения, должностными инструкциями работников, инструкциями по охране труда, техник безопасности, противопожарным мероприятиям, методическими рекомендациями по осуществлению различных видов деятельности сестринского персонала и стандартов сестринской деятельности.

Для правильной организации работы большое значение имеют графики работы медицинского персонала. Их составление требует учета множества факторов, необходимых для координации деятельности: особенности организации работы на различных участках в отделении ( суточная, вечерняя, дневная), уровень профессиональной подготовки медицинских сестер и их психологическая совместимость, нагрузка работника, правовые ограничения в работе (беременные женщины, женщины, имеющие малолетних детей и детей-инвалидов, сестры, совмещающие работу с учебой в профессиональных образовательных учреждениях), пожелания работников[26].

Особое внимание старшая медицинская сестра отделения обращает внимание на уровень знаний и навыков сестринского персонала, правильность выполнения сестринских манипуляций, качество осуществления сестринского ухода.

Обязанности по взаимодействию с различными с различными подразделениями, службами и должностными лицами лечебно-профилактических организаций также возложены на старшую медицинскую сестру отделения. Ежедневные утренние совещания у руководителя помогают решать вопросы повседневной деятельности. Взаимодействие с лекарственным отделом лечебно-профилактического учреждения по поводу планового и внепланового получения лекарственных средств и других, расходных материалов, с бухгалтерией по поводу оплаты труда работников и учета материальных ценностей, со службой кадров по поводу изменения штатного расписания, приема на работу новых сотрудников, изменения нагрузки работников, предоставления отпусков, с хозяйственными службами – это далеко не весь перечень обязанностей возложенных на старшую сестру.

Успех работы сестринских руководителей по взаимодействию с различными службами лечебно-профилактического учреждения во многом определяется умением установить личные деловые отношения, чему способствуют навыки общения, учет индивидуальных особенностей различных сотрудников.

Учитывая сложность работы в урологическом отделении, высокую интенсивность труда, старшая медицинская сестра отделения должна правильно организовать деятельность сестринского персонала и грамотно проводить экспертную оценку этой деятельности[24]. К эффективной организации сестринской деятельности относится, организация рабочих мест и мест отдыха сотрудников, оптимизация деятельности за счет внедрения стандартов и алгоритмов деятельности медицинских сестер, которые являются эталоном выполнения сестринских технологий.

ОСНОВНЫЕ ПРИКАЗЫ И САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА

  1. Приказ № 72О от 1978г. МЗ СССР (№ 215 от 14.04.79г.) «Инструкция по организации и проведению санитарно-гигиенических мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций в ЛПУ».
  2. ОСТ 42-21-2-85 от 10.06.1985 г. «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы, средства, режимы».
  3. Приказ № 4О8 от 12.07.1989 г. «О мерах по снижению заболеваемости вирусным гепатитом в стране».
  4. Приказ № 170 МЗ РФ от 16.08.1994 г. (№ 75 от22.04.1996 г. МЗ РК) «О мерах профилактики и лечения ВИЧ-инфекции».
  5. Приказ № 330 от 12.11.1997 г. «О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических лекарственных средств».
  6. Приказ №2О5 от 16.05.2003 г. «О внесении изменений дополнений в приказ Минздрава России от 12.11.97г. № 330».
  7. Приказ № 127 от 28.03.2003г. «Об утверждении инструкции по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, входящих в списки I и II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров подлежащих контролю в РФ, дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным».
  8. Приказ № 288 от 23.03.76 г. «О санитарно-эпидемиологическом режиме больниц и о порядке осуществления органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы государственного санитарного надзора за санитарным состоянием ЛПУ».
  9. Приказ № 363 от 25.11.2002 г. «Об утверждении инструкции по применению компонентов крови».
  10. Приказ № 7/553 МЗ РК от 01.07.02. «О предметно количественном учете медикаментов в ЛПУ».
  11. Приказ №475 от 16.08.89. «О мерах по дальнейшему совершенствованию профилактики заболеваемости острыми кишечными инфекциями в стране».
  12. СП 3.12.1319-03 «Профилактика инфекционных заболеваний. Профилактика гриппа».
  13. СП 3.1.2.1108-02 «Профилактика инфекционных заболеваний. Инфекции дыхательных путей. Профилактика дифтерии».
  14. СП 3.1.1.1117-02 «Профилактика инфекционных заболеваний. Кишечные инфекции. Профилактика острых кишечных инфекций».
  15. СП 3.1.295-03 «Профилактика инфекционных заболеваний. Профилактика туберкулеза».
  16. СП 3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»
  17. СП 3.1.1086-02 «Профилактика холеры. Общие требования по эпидемиологическому надзору за холерой».
  18. СП 3.1.1.1118-02 «Профилактика полиомиелита».
  19. СП 1.1.1058-01 « Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических(профилактических) мероприятий».
  20. Руководство Р 3.5.1904-04 «Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха в помещениях».
  21. МУ 287-113 «Методические указания по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения».
  22. МУ 3.5.736-99 «Технология обработки белья в медицинских учреждениях».
  23. МУ 3.1.2313-08 «Требование к обеззараживанию, уничтожению и утилизации шприцев инъекционных однократного применения».
  24. СП 3.3.2.1120-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям транспортировки, хранения и отпуска гражданам медицинских иммунобиологических препаратов, используемых для иммунопрофилактики, аптечными учреждениями и учреждениями здравоохранения».
  25. СП 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин».
  26. СП 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений».
  27. Приказ № 377 от 13.11.1996 «Об утверждении инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения».
  28. СП 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» (с дополнениями и изменениями).
  29. СП 3.1.24.85-09 от 13.02.09 «Профилактика ВБИ в стационарах (отделениях хирургического профиля лечебных организаций)».
  30. СП 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». Постановление № 58 от 18 мая 2010 года.
  31. Федеральный закон РФ № 323-ФЗ от 21 ноября 2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
  32. СП 3.1.2825-10 «Профилактика вирусного гепатита А». Постановление № 190 от 30 декабря 2010 г.
  33. СП 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции» Постановление №1 от 11 января 2011 года.
  34. СП 2.1.7.2790-10 №163 от 9 декабря 2010 года «Правила сбора, хранения и удаления отходов в ЛПУ».
  35. Приказ №257 от 25 мая 2004 года «О порядке приобретения, перевозки, хранения, учета, отпуска, использования наркотических средств, психотропных веществ, внесенных в список 2, и психотропных веществ, внесенных в список 3, в соответствии с федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» В ЛПУ.
  36. Приказ №1148 от 31 декабря 2009 года «О порядке хранения наркотических средств и психотропных веществ».

37. Приказ №892 от 6 августа 1998 года (ред. от 30.10.2010) «Об утверждении правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (с изменениями и дополнениями).

38. Приказ №681 от 30.06.1998 (ред. от 10.07.2013) «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ».

39. Приказ №78 от 4 февраля 2013 года «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

  1. Приказ №110 от 12 февраля 2007 года «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания».

1.3 СЕСТРИНСКИЙ УХОД ЗА ПАЦИЕНТАМИ В ОТДЕЛЕНИИ РЕАНИМАЦИИ И ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ.

Уход - это комплекс мероприятий, целью которых является облегчение состояния пациента и достижение благоприятного исхода заболевания.

Отделение реанимации оснащено современными средствами ухода за тяжелыми больными, весь медицинский персонал специально подготовлен для осуществления ухода и реанимационных мероприятий в любом необходимом объеме. Большое значение имеют гигиенические мероприятия. Послеоперационным больным нужно ежедневно осуществлять гигиеническую обработку кожных покровов, смену постельного белья, проводить гигиену полости рта, глаз, носовых ходов во избежание присоединения вторичной инфекции. Следует большое внимание уделить профилактике осложнений, в частности профилактике пролежней.

Данный комплекс мероприятий особо значим для категории тяжелых больных. Проводится профилактика трофических поражений кожи и подкожной клетчатки; инфекционных осложнений со стороны мочеполовой системы (уретриты, циститы); желудочно-кишечного тракта (запоры); дыхательной системы (гнойные трахеобронхиты, пневмонии)[7].

При осуществлении ухода за пациентами применяются элементы сестринского процесса. У больного, находящегося в полном сознании выясняются его проблемы и жалобы, удовлетворить его социальные и витальные потребности, потребность в общении.

Лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами реанимационного отделения включает в себя следующий комплекс мероприятий:

  • Уход за кожей - обработка кожных покровов пациента профессиональными спецсредствами (эликсин, меналинд), уделяя особое внимание зонам мацерации, опрелостей.
  • Туалет больного: умывание, обработка глаз, носа, ушей, ротовой полости, бритье, мытье головы.
  • Туалет наружных половых органов.
  • Приготовление постели.
  • Уход за постоянным мочевым катетером (смена катетера, промывание мочевого пузыря раствором антисептика (по клиническим показаниям); туалет наружных половых органов.
  • Уход за трахеостомой (смена трахеостомической трубки, санация ТБД, смена стерильных повязок не реже 2 раз в сутки, с обработкой раневой поверхности).
  • Профилактика и уход пролежней.

У больных, страдающих различными тяжелыми заболеваниями, вынуждающими их к длительному нахождению в одном положении, нередко появляются пролежни. Местом частого образования пролежней является: крестец, область лопаток, пятки, т.е. те места, где кожа подвергается длительному сдавливанию между костью и постелью. Каждая функциональная кровать в нашем отделении оборудована противопролежневым матрасом. С целью профилактики пролежней, изменяем положение тела больного несколько раз в день, если позволяет его состояние. Следим за отсутствием на постельном белье складок. Ежедневно протираем кожу дезинфицирующими растворами и протекторами; ежедневно, либо несколько раз в день, по мере загрязнения, меняем постельное белье. При смене постельного белья проводим щадящий массаж мест с явлениями застоя кровообращения способом растирания и вибрации.

  • Суточный рацион должен быть достаточно калорийным. В нем должен обязательно присутствовать белок, витамин «С», достаточное количество жидкости, если нет противопоказаний[17].

Вывод по теоретической части

Стратегическим моментом в деятельности медицинской сестры является организация качественного ухода за пациентами, проведение квалифицированных последовательных мероприятий в лечении пациентов и профилактическая направленность в общении с пациентами и их родственниками.

ГЛАВА II

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСТОВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ОТДЕЛЕНИИ РЕАНИМАЦИИ И ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ ГБУЗ РК КРБ.

2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ГБУЗ РК КРБ, СТРУКТУРА И ОСНАЩЕНИЕ ОТДЕЛЕНИЯ РЕАНИМАЦИИ И ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ.

ГБУЗ РК «Коми Республиканская больница» – это лечебно-профилактическое, диагностическое учреждение Республики Коми. Здесь оказывают высококвалифицированную и специализированную помощь больным со всей республики. КРБ работает как планово-консультативный центр, так и оказывает экстренную лечебную помощь населению.

Республиканская больница – это современный комплекс, который состоит из трех лечебных корпусов. Здесь работает Центр медицины катастроф РК. Больница тесно сотрудничает с перинатальным центром.

Коми республиканская больница – медицинский центр, состоящий из трех больничных корпусов и ряда вспомогательных зданий. В структуру больницы входит более трех десятков отделений, отделов и служб.

Терапевтическая служба представлена общетерапевтическим, эндокринологическим, гастроэнтерологическим, неврологическим, пульмонологическим, нефрологическим отделениями и терапией  Минздрава. Лечебно-диагностические исследования проводят: приемный покой, отделения ЛФК, физиотерапии, функциональной и лучевой диагностики, гипербарической оксигенации, а также клинико - биохимическая и экспресс-лаборатории. Все отделения оснащены современным медицинским оборудованием.

Хирургическую службу больницы представляют следующие отделения: травматологическое, ортопедическое, челюстно-лицевое, урологическое, нейрохирургическое, отоларингологическое, гинекологическое, офтальмологическое, хирургическое, торакальное, эндоскопическое, анестезиологическое и реанимационное.

Коми республиканская больница – это крупный современный комплекс, сложность и инженерная оснащенность которого не уступает многим промышленным предприятиям. 

В больнице регулярно проходят клинические, научно-практические, паталого-анатомические конференции и семинары городского и республиканского значения по различным вопросам здравоохранения. На базе больницы идет обучение и проводится практика для студентов медицинского колледжа и медицинской академии. Конференции позволяют получить доступ к новой медицинской информации, поделиться опытом с коллегами из других регионов. Здесь работает медицинский совет, лечебно-контрольная комиссия, экспертный совет, комиссия по изучению летальных исходов, совет по лечебному питанию. 

Деятельность больницы регламентируется Законодательством о здравоохранении, приказами и указаниями вышестоящих органов здравоохранения, Уставом больницы и Положением о республиканской (краевой, областной, окружной) больнице - приказ МЗ РФ № 6 от 13.01.1995г.

Руководство больницы понимает, что без освоения новых технологий невозможно будущее больницы. В 2006 году здесь был открыт кабинет рентгенохирургических методов диагностики и лечения, что позволяет проводить ангиографию, внутрисосудистые оперативные вмешательства на базе больницы. Оснащаются современной техникой эндоскопическое отделение, отделение лучевой диагностики, клинико-диагностическая лаборатория, отделение физиотерапии, операционный блок больницы. В Коми республиканской больнице создано одно из лучших по оснащению отделений реанимации.

Основные задачи ГБУЗ РК «Коми республиканская больница»:

  • Оказание высококвалифицированной специализированной консультативно-диагностической и лечебной помощи населению РК;
  • организация и оказание квалифицированной экстренней и плановой консультативной помощи с использованием средств санитарной авиации и наземного транспорта;
  • осуществление экспертизы качества лечебно-диагностического процесса;
  • участие в разработке мер по реализации целевых программ развития медицинской помощи РК;
  • внедрение в практику ЛПУ РК современных медицинских технологий
  • участие в подготовке, переподготовке и повышение квалификации медицинских работников.

СТРУКТУРА И ОСНАЩЕНИЕ ОТДЕЛЕНИЯ РЕАНИМАЦИИ И ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ

Отделение реанимации и интенсивной терапии Коми республиканской больницы действует с 1 августа 1977 года. Располагается отделение на шестом этаже хирургического корпуса, общая площадь 1 369,5 м. В состав отделения входят:

  • 3 блока реанимации и интенсивной терапии;
  • ординаторская;
  • кабинеты заведующего отделением и старшей сестры;
  • кабинет Республиканского реанимационно-консультативного центра;
  • блок гипербарической оксигенации;
  • экспресс – лаборатория;
  • 2 санпропусника;
  • 2 санитарные комнаты;
  • буфет;
  • подсобные помещения.

Отделение оснащено современной дыхательной аппаратурой; аппаратурой с центральной станцией слежения, что позволяет осуществлять постоянный мониторинг основных систем организма пациента; имеется современная лечебно – диагностическая аппаратура, необходимая больным в критических состояниях.

Лечебная аппаратура:

  • Аппараты ИВЛ;
  • наркозные аппараты;
  • дефибриляторы;
  • электроотсосы;
  • ингаляторы;
  • кардиостимуляторы;
  • бронхоскопы;
  • ларингоскопы;
  • воздуховоды;
  • интубационные трубки;
  • сосудистые катетеры с проводниками;
  • одноразовые шприцы;
  • судна;
  • мочеприемники;
  • почкообразные тазики;
  • поильники;
  • стерильные наборы для венепункции и венесекции, трахеотомии, торакотомии, перидуральной и спинномозговой пункции.

В настоящее время в ОРИТ функционируют 18 круглосуточных коек. Каждая палата рассчитана на пребывание шести пациентов, наблюдение за которыми ведет бригада, включающая в себя: врача реаниматолога-анестезиолога, двух медицинских сестер и единицу младшего медперсонала.

Реанимационные блоки оборудованы всем необходимым: функциональными кроватями, консолями для размещения аппаратуры, электророзетками «Евростандарт», локальным освещением и электронными часами, проведены магистрали для централизованной подачи кислорода, сжатого воздуха и вакуума. Отделение обеспечено: стерильным инструментарием однократного применения, растворами, медикаментами, наборами для интубации трахеи, катетеризации вен, передвижной рентгенологической аппаратурой.

На одном из блоков находится специальный реанимационный «чемодан» с набором медикаментов и инструментария для оказания экстренной помощи больным в других отделениях.

Лекарственные средства на посту хранятся в закрытых шкафах. Наркотические, психотропные, ядовитые и сильнодействующие препараты - в сейфе, в сейфе-холодильнике, установленном в специально отведенном месте, защищенным решеткой и сигнализацией, согласно постановлению № 1148 от 31.12.2009 года «О порядке хранения наркотических средств и психотропных веществ» и №З-ФЗ «ФЗ о наркотических средствах и психотропных веществах», других постановлений РФ.

Медицинская документация отделения реанимации и интенсивной терапии:

  • «Лист требования лекарственных препаратов». Выписываю суточную норму медикаментов от старшей сестры на каждого больного, согласно приказа МЗ РФ 7/553 от 2002 года.
  • журнал «Приёма и сдачи сейфа». Сверяю фактическое наличие наркотических и психотропных препаратов с учетной записью в журнале и ставлю свою подпись.
  • журнал «Регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ» и « Учет оборота сильнодействующих препаратов группыБ». Согласно ведущих приказов четко и своевременно фиксирую в журнале факт выполненной инъекции в присутствии дежурного врача. Ключ от сейфа находится у ответственной медицинской сестры, допущенной к работе с наркотическими препаратами.
  • журнал «Учета движения больных». Регистрирую дату поступления и перевода пациента, количество проведенных койко-дней и осложнения за время пребывания в отделении, в случае возникновения таковых.
  • журнал для регистрации аварийных ситуаций
  • бланки направлений на микробиологические, биохимические, общеклинические исследования, а также направления в судмедэкспертизу и морг;
  • журнал «Регистрации гемотрансфузий» и «Регистрация кровезаменителей». Веду количественный учет случаев переливания крови, плазмы и кровозаменителей, с отметкой об осложнениях, в случае их возникновения.
  • журнал учета случаев эксплуатации плазмотерма;
  • журнал учета кратности обработок аппаратов ИВЛ;
  • журнал учета работы бактерицидных установок открытого и закрытого типа;
  • график проведения генеральных уборок;
  • тетрадь «Проведения азопирамовых проб». Заносятся результаты проведения с указанием результата пробы, даты и количества исследуемых медицинских инструментов.
  • журнал «Температурный режим влажность воздуха рабочего места». Заношу показания термометра и гигрометра ежесуточно.
  • журнал «Температурный режим холодильника для хранения лекарственных средств», где хранятся лекарственные средства с режимом хранения до +15 градусов.
  • Журнал «Температурный режим холодильника для хранения серологических стандартов», где хранятся реагенты для определения группы крови.

2.2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСТОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР В ОТДЕЛЕНИИ РЕАНИМАЦИИ И ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ ГБУЗ РК КРБ.

Важным разделом в работе постовых медицинских сестер отделения реанимации и интенсивной терапии является четкое выполнение в срок врачебных назначений, аккуратное ведение медицинской документации (листов врачебных назначений, журнал учета движения больных; журнал учета случаев переливаний крови и ее препаратов, а также кровезаменителей, журнал приёма и сдачи сейфа и др.).

Самую многочисленную группу персонала отделения реанимации и интенсивной терапии представляют постовые медицинские сестры. Медицинские сестры отделения имеют достаточный практический опыт и профессиональные навыки, необходимые для проведения лечебно-диагностического процесса.

Деятельность постовых медицинских сестер отделения реанимации и интенсивной терапии регламентируется должностными инструкциями, нормативными документами, приказами, санитарными правилами (Приложение 1). Для качественного выполнения сестринских вмешательств в отделении существуют стандарты и алгоритмы сестринской деятельности, адаптированные к работе в отделении.

Таблица 1

Возрастной состав постовых медицинских
сестер отделения реанимации и интенсивной терапии.

Всего

21-30 лет

31-40 лет

41-50 лет

Абс. число

%

Абс. число

%

Абс. число

%

33

12

36,3

17

51,6

4

12

В данной таблице представлено распределение постовых медицинских сестер отделения реанимации и интенсивной терапии по возрастному составу, большая часть работающих составляет в возрасте 31-40 лет – 51,6%.

Рис.1 Распределение постовых медицинских
сестер отделения реанимации и интенсивной терапии по возрастному составу.

Вывод: При анализе данной диаграммы можно сделать вывод, что по возрастному составу постовые медицинские сестры отделения реанимации и интенсивной терапии распределились следующим образом: 21-30 лет – 36,3%, 31-40 лет – 51,6%, 41-50 лет – 12%.

Таблица 2

Квалификация кадров постовых медицинских
сестер отделения реанимации и интенсивной терапии.

Всего

 

Без категории

Первая категория

Вторая категория

Высшая категория

Абс. число

%%

Абс. Число

%%

Абс. число

%

Абс. число

%

33

18

54,6

8

24,2

1

3

6

18

В данной таблице представлено распределение постовых медицинских сестер отделения реанимации и интенсивной терапии по категориям, большая часть имеют первую категорию – 24%, но в дальнейшем их уровень квалификации будет повышаться.

Рис. 2 Распределение постовых медицинских
сестер отделения реанимации и интенсивной терапии по квалификационным категориям.

Вывод: При анализе данной диаграммы можно сделать вывод, что распределение постовых медицинских сестер отделения реанимации и интенсивной терапии по квалификационным категориям распределились следующим образом: без категории – 54,6%, первая категория – 24,2%, вторая категория – 3%, высшая категория – 18%.

Таблица 3

Стаж работы постовых медицинских
сестер отделения реанимации и интенсивной терапии.

Всего

Стаж работы

0-3 года

3-6 лет

6-9 лет

9-15 лет

Свыше 15 лет

Абс. число

%

Абс. число

%%

Абс. число

%

Абс. число

%

Абс. число

%

33

5

15

7

21,2

2

6

10

30,3

9

27,2

В данной таблице представлено распределение постовых медицинских сестер отделения реанимации и интенсивной терапии по стажу работы, большая часть имеет 9-15 летний стаж – 30,3%, что говорит о том, что увеличение стажа работы приводит к усовершенствованию профессиональных навыков и умений.

Рис.3 Распределение постовых медицинских
сестер отделения реанимации и интенсивной терапии по стажу работы.

Вывод: При анализе данной диаграммы можно сделать вывод, что распределение постовых медицинских сестер отделения реанимации и интенсивной терапии по стажу работы распределились следующим образом: 0-3 года – 15%, 3-6 лет – 21,2%, 6-9 лет – 6%, 9-15 – 30,3%, свыше 15 лет – 27,2%.

Таблица 4

Цифровые показатели медицинских манипуляций, выполняемых постовой медицинской сестрой в отделении реанимации и интенсивной терапии за 2014 год.

Манипуляции

Всего манипуляций выполняемые медицинской сестрой за 2014 год.

Абс. число

%

В/м инъекции

2100

4,7

В/в инъекции

23040

51

П/к инъекции

4800

10,7

Подача

увлажненного О2

1440

3

Ассистирование при постановке желудочного зонда

480

1

Кормление через зонд

1740

3,9

Постановка клизмы

1250

2,8

Измерение АД, Ps, ЧДД, t тела.

7200

16

Противопролежневые

мероприятия

2880

6,3

В данной таблице представлено цифровые показатели медицинских манипуляций, выполняемые постовой медицинской сестрой в отделении реанимации и интенсивной терапии за 2014 год показал, что наибольшим количеством выполняемых манипуляций являются в/в инъекции.

Рис.4 Медицинские манипуляции, выполняемые постовой медицинской сестрой в отделении реанимации и интенсивной терапии за 2014 год.

Вывод: При анализе данной диаграммы можно сделать вывод, что самый высокий показатель медицинской манипуляции является в/в инъекции, что составляет 51%, а наименьшим показателем является ассистирование при постановке желудочного зонда 1%.

Таблица 5

Структура затрат рабочего времени медицинских сестер в отделении реанимации и интенсивной терапии.

Виды деятельности

Среднее время

%

Основная деятельность:

811

51,4

1) Условно зависимая деятельность:

338

21,4

постановка инъекций: в/м, в/в, п/к

176

постановка клизм

20

сбор анализов

28

раздача медикаментов

114

2) Условно-независимая деятельность:

473

30

измерение АД, ЧСС

106

Измерение ЦВД

78

подмывание

23

транспортировка пациента

40

сан. обработка пациента/умыв.

140

подготовка пациента к исследованиям

15

кормление пациентов

31

приготовление перевязочного материала

40

Вспомогательная деятельность:

258

16,3

получение, раскладка медикаментов, проверка срока годности

84

мытье рук и инструментария

46

подготовка материала для стерилизации

30

смена дез. растворов

23

сдача пустых наркотических ампул

15

утилизация изделий медицинского назначения

60

Работа с документацией:

279

17,7

работа с историями болезни

140

работа с прочими документами

88

работа с рук. документацией

51

Служебные разговоры:

83

5,2

передача и прием смены

29

участие в планерке

54

Хозяйственная и прочая деятельность:

93

5,9

контроль за мед.оборудованием

37

уборка рабочего места

56

Личное время:

55

3,5

для приема пищи

39

для личной гигиены

16

Итого

1578

100

В данной таблице представлено распределение рабочего времени постовых медицинских сестер отделения реанимации и интенсивной терапии, занимает основная деятельность – 51,4% ,что показывает правильное планирование и осуществление действий медицинских сестер, что позволяет повысить уровень оказания специализированной медицинской помощи.

Рис.5 Распределение рабочего времени постовых медицинских
сестер отделения реанимации и интенсивной терапии.

Вывод: При проведении анализа временных затрат постовых медицинских сестер, было выявлено, что основная деятельность составляет 51,4% от общего объема рабочего времени, в том числе (21,4% - условно зависимая и 30% - условно независимая). Вспомогательная деятельность постовой медицинской сестры отделения занимает 16,3% затрат рабочего времени.

По экспертным данным работа с документацией составляет 17,7%, служебные разговоры составляют 5,2%. Дополнительные затраты рабочего времени на хозяйственную деятельность составляет 5,9% и личное время составляет 3,5%.

2.3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ОТДЕЛЕНИИ РЕАНИМАЦИИ И ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ

Подводя итог, исследования проведенной работы по изучению организации деятельности постовой медицинской сестры в отделении реанимации и интенсивной терапии ГБУЗ РК «Коми республиканская больница» разработан ряд предложений и рекомендаций:

  1. Применение современной инфузионной терапии в сочетании с ранней активизацией пациента приводит к сокращению срока пребывания пациента в отделении реанимации и интенсивной терапии, в больнице в целом, а также уменьшает затраты на лечение.
  2. Аппараты искусственной вентиляции легких, прикроватные мониторы, шприцевые дозаторы, инфузоматы  избавляют медицинскую сестру от многократных измерений пульса и артериального давления ручным способом, а также медленных дозированных внутривенных введений лекарственных средств.
  3. Обеспечить подготовку медицинских сестер для работы в отделении реанимации и интенсивной терапии на курсах специализации и усовершенствования.
  4. Разработать и внедрить компьютерную программу для регистрации и ведения документации с целью экономии рабочего времени медицинской сестры и общей доступности информации для всего персонала больницы.

Вывод по практической части

При исследовании выше изложенного практического материала можно сделать вывод:

  1. По возрастному составу, большая часть работающих составляет в возрасте 31-40 лет – 51,6%.
  2. При анализе деятельности отделения реанимации и интенсивной терапии по квалификационным категориям постовые медицинские сестры большую часть имеют первую категорию – 24%.
  3. Средний стаж медицинских сестер составляет 9 – 15 лет – 30,3%.
  4. Цифровые показатели медицинских манипуляций, выполняемые постовой медицинской сестрой в отделении реанимации и интенсивной терапии за 2014 является наибольшим количеством выполняемых манипуляций в/в инъекции – 51%.
  5. Распределение рабочего времени постовых медицинских сестер отделения реанимации и интенсивной терапии, занимает основная деятельность – 51,4%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рациональное использование сестринских кадров ведет к значительному улучшению качества, доступности и экономичности медицинской помощи, эффективному использованию ресурсов в здравоохранении, больше внимания уделяется профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения.

С социально-экономической точки зрения отделение реанимации и интенсивной терапии относится к наиболее значимым областям медицины, поскольку занимается решением проблем с которым связана одна из высокой смертности и инвалидности населения, утрата трудоспособности.

Реформы в здравоохранении в целом и конкретно сестринском деле, пересмотр взглядов на объем и качество оказываемой медицинской помощи, остро поставили вопрос о рациональной и эффективной организации труда постовых медицинских сестер, четком разграничении обязанностей и введении новых нормативных нагрузок. Стратегическим моментом в деятельности постовой медицинской сестры является организация качественного ухода за пациентами, проведение квалифицированных последовательных мероприятий в лечении пациентов и профилактическая направленность в общении с пациентами и их родственниками.

Оптимизация организации сестринской деятельности является одной из актуальных проблем своевременного здравоохранения. При внедрении организационных технологий сестринской деятельности в деятельность лечебно-профилактического учреждения, необходимо так организовать работу постовых медицинских сестер отделения реанимации и интенсивной терапии, чтобы обеспечить минимально необходимый, но достаточный цикл правильно выполненных сестринских мероприятий, которые позволят обеспечить максимально возможный, высокий уровень качества лечения при минимальном риске для пациента.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества».
  2. Анохина, Ю.В. Профессиональные взаимоотношения медсестры и пациента / Ю. В. Анохина // Главная медицинская сестра. – 2005. - № 3. – С. 37-46.
  3. Бойко, А.Т. Научные и методологические основы менеджмента в здравоохранении в условии рыночных отношений: Учебное пособие/ А. Т. Бойко, И.С. Бахтина – СПб., 2006.-93 с.
  4. Васнецова О. А. Маркетинговые исследования в здравоохранении: Учебно-методическое пособие для студентов факультета ВСО дневного, вечернего и заочного отделения./ М.: Авторская академия, 2008. 209 с.
  5. Васнецова, О. А. Маркетинговые исследования в здравоохранении.- Киров: Кировская ГМА, 2007.-72 с.
  6. Васнецова, О.А. Медицинское и фармацевтическое товароведение: Учебник для вузов / О.А. Васнецова.- М.: ГЭОТАР- Медиа, 2005.-608 с.
  7. Вялков, А.И. Управление качеством в здравоохранении /А.И. Вялков // Проблемы управления здравоохранением.-2008.-№1.- С. 5-12.
  8. Габоян, Я.С. Экспертная оценка деятельности медсестры стационара / Я. С. Габоян //Медицинская помощь.-2008.-№3.-С. 43-45.
  9. Гаджиев, Р.С. Пути повышения качества и эффективности труда медицинских сестёр в лечебно-профилактических учреждениях/ Р.С. Гаджиев // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины.- 2005.- №4.- С.32-35.
  10. Греков, И. Г. Об оценке эффективности управления и организации сестринских служб специализированных лечебных отделений многопрофильной больницы / И. Г. Греков // Экономика здравоохранения.-2009.-№5-6.-С.49-51.
  11. Голухов, Г.Н. Проблемы социальной гигиены и истории медицины/ Г.Н. Голухов, Д.В. Рейхрат, Ю.В. Шиленко, -2-е изд., перераб. и доп.- М:. ГОУ ВУНМЦ, 2008.- 254с.
  12. Грошева, Р.Л. Современные задачи сестринского дела / Р.Л. Грошева // Сестринское дело.- 2006.- №1. – С. 19-20
  13. Двойников, С.И. Качество трудовой жизни сестринского персонала- источник повышения эффективности труда / С.И. Двойников, Л.А. Карасева /Медицинская сестра.- 2006.-№1.-С. 38-43.
  14. Двойников, С.И. Управление качеством сестринской помощи / С. И. Двойников // Сестринское дело.- 2006.-№3. –С.11-13
  15. Дорохина, Н.В. Роль медицинской сестры в обучении пациентов / Н.В. Дорохина, Е.Н. Мареева /Медицинская сестра.- 2007.-№3.-С.22-27.
  16. Зорина, Т.А. Реформа сестринского дела в практическом здравоохранении/ Т.А. Зорина//Сестринское дело.-2009.-№6.-С. 8-11.
  17. Колигина, Л.Г. Основы сестринского дела: руководство по медицинским манипуляциям – ФГОУ «ВУНМЦ Росздрав№,2006.-432 с., ил.
  18. Комаров, Ю.М. Качество медпомощи как одно из приоритетных направлений развития здравоохранения/Ю.М. Комаров// Здравоохранение. -2009.- №10.-С. 59-65.
  19. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник/ Ю.П. Лисицын, Н.В. Полунина- М.: Медицина.- 2007.-416 с. с. ил.
  20. Лычев, В.Г. Контроль качества деятельности медсестры / В.Г. Лычев, В.К. Карманов // Медицинская сестра.- 2006.-№5.- С. 31-34.
  21. Матвейчик, Т.В. Организация сестринского дела: Учебное пособие/ Т.В. Матвейчик, В.И. Иванова.- Мн.: Высш.шк., 2006.-360с.
  22. Медик, В.А. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению: Учебное пособие / В.А. Медик, В.К. Юрьев-М., 2005.-360с.
  23. Мухина, С. А. Теоретические основы сестринского дела: Учебное пособие в 2 частях. Ч. II/ С.А. Мухина, И.И.Тарновская.-2-е изд., перераб.и доп. –М.: Родник,2005.-208 с.
  24. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности /Под ред. В.С. Прохорова., М.А. Демина.- СПб.: Речь, 2006.-448 с.
  25. Тахтарова, Ю.Н. Совершенствование организации деятельности среднего медицинского персонала здравоохранение: Автореф. дис. …. канд.мед.наук / Ю.Н. Тахтарова.-М., 2007г. -24с.
  26. Теория сестринского дела: Учебник для студентов медицинских вузов/ Г.М.Перфилева., Н.Н.Камышена., И.В.Островская., А.В.Пьяных. – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2009.-256с.
  27. Труханова, И.Н. Анализ затрат рабочего времени медицинской сестры по данным хронометража / И.Н.Труханова // Главная медсестра. – 2008. - №1. – С.56-71.
  28. Хейтрец, А.С. Роль старшей медицинской сестры в организации работы сестринского и младшего медицинского персонала отделений ЛПУ/А.С.Хейтрец // Главная медсестра.- 2008.-№2. – С.59-7

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

УТВЕРЖДАЮ: _______________

Главный врач ГБУЗ РК «Коми республиканская больница »

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Медицинской сестры отделения реанимации и интенсивной терапии ГБУЗ РК «Коми республиканская больница»

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

1. К профессиональной деятельности в качестве специалиста допускаются лица, получившие высшее медицинское образование по специальности «Сестринское дело», или среднее медицинское образование, диплом по специальностям «Сестринское дело», «Акушерское дело», «Лечебное дело», сертификат по специальности «Сестринское дело».

2. Назначение и увольнение медицинской сестры осуществляется главным врачом больницы по представлению заведующим отделением, старшей медицинской сестрой отделения и по согласованию с главной медицинской сестрой.

3. В прямом подчинении медицинской сестры находится санитарка и младшая медицинская сестра отделения.

4. Медицинская сестра в своей деятельности руководствуется положением, квалификационной характеристикой со средним медицинским образованием по специальности « Сестринское дело», настоящей инструкцией, почасовым графиком работы, « Этическим кодексом медицинской сестры», законодательными нормативными документами, а так же распоряжениями вышестоящих органов и должностных лиц.

2.ОБЯЗАННОСТИ:

Основными обязанностями медицинской сестры отделения реанимации и интенсивной терапии является правильная организация работы и выполнение назначенных манипуляций.

В соответствии с основными задачами медицинская сестра обязана:

  1. Обеспечить инфекционную безопасность и безопасную среду пациентов в стационаре в соответствии с требованиями действующих СанПин и нормативных документов РФ и РК (соблюдение правил санитарно-гигиенического и санитарно-эпидемиологического режимов, дезинфекции, стерилизации изделий медицинского назначения).
    1. Организовать свой труд в соответствии с настоящей инструкцией, почасовым графиком работы.
    2. Осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с этическим кодексом медицинской сестры России.
    3. Организовать рабочее место.
    4. Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, требования трудовой дисциплины, лечебно-охранительного режима, нормы этики и деонтологии.
    5. Соблюдать требования охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, гигиены труда, противопожарной безопасности при эксплуатации помещений, оборудования и оснащения.
    6. Готовить дыхательную и контрольно – диагностическую аппаратуру к работе, осуществлять контроль исправности, правильности эксплуатации, техники безопасности.
    7. Соблюдать требования, предъявляемые к маркировке предметов медицинского назначения.
    8. Четко и своевременно ввести медицинскую документацию, согласно номенклатуре дел и требований стандарта. Проводить анализ своей деятельности.
    9. Четко и своевременно оформлять бланки и направления на лечебно – диагностические исследования.
    10. Своевременно и качественно подклеивать результаты исследований в историю болезней.
    11. Осуществлять контроль за работой младшей медсестры по уходу за больными, санитарке отделения и выполнением ими должностных обязанностей, качество выполненной работы.
    12. Экономно, рационально использовать и сохранять материальные ценности и ресурсы.
    13. Выход из отделения при обязательном уведомлении старшей медицинской сестры или дежурного врача анестезиолога – реаниматолога.
    14. Осуществлять прием и сдачу смены у постели пациента, рабочего места, проверка наличие предмета ухода, мединструментария, стерильных укладок и наборов для оказания неотложной помощи, медикаментов по установленному списку.
    15. Своевременно готовить палаты, функциональную кровать к поступлению пациента, готовить аппараты для обеспечения витальных (жизненно – важных) функций пациента.
    16. Владеть в совершенстве методиками проведения профилактических, лечебных, диагностических, санитарно – гигиенических процедур и манипуляций, назначенных врачом, качественное и своевременное их выполнение с отметкой в листе наблюдения за пациентом.
    17. Планировать и осуществлять основные этапы сестринского процесса при проведении манипуляций и ухода за пациентами.
    18. Проводить оценку функционального состояния пациентов, владеть методиками определения:
  • Пульса, артериального давления;
  • Частоты и типа дыхания;
  • Методом восстановления проходимости дыхательных путей;
  • Вентиляция легких с помощью маски;
  • Проведение наружного массажа сердца, сочетания наружного массажа с вентиляцией легких.
    1. Осуществлять контроль за состоянием пациента во время проведения интенсивной терапии и реанимации, проводить оценку эффективности реанимации.
    2. Качественно и своевременно готовить пациента на различные виды исследований и процедуры.
    3. Строго соблюдать алгоритмы выполнения всех видов манипуляций и процедур. Ассистировать врачу при проведении сложных лечебно – диагностических манипуляций.
    4. Соблюдать правила приема лекарств пациентами.
    5. Осуществлять контроля за организацией лечебного питания, своевременной подачи санитарками – буфетчицами отделения блюд, согласно назначенных диетических столов.
    6. Участвовать в кормлении пациентов. Проводить регулярно мытье рук пациентов перед кормлением.
    7. Осуществлять контроль за передачами с пищевыми продуктами.
    8. Помогать при перемещении и транспортировке пациентов из реанимационного отделения и интенсивной терапии.
    9. Своевременно сообщать лечащему врачу и заведующему отделением, а в их отсутствие, дежурному врачу:
  • Об отказе пациента от проведения манипуляций и процедур;
  • Об осложнениях, связанных с проведением медицинских манипуляций, процедура, приемом медикаментов;
  • О случаях ЧП и нарушениях внутреннего распорядка больницы.
    1. Обеспечивать наличие и укомплектованности аптечки (чемодана) для оказания неотложной помощи, согласно стандарту.
    2. Обеспечивать инфекционную безопасность и безопасную среду для пациентов в отделении (соблюдение правил санитарно – гигиенического и санитарно – эпидемического режимов, дезинфекции, стерилизации изделий медицинского назначения).
    3. Проводить комплекс мероприятий по профилактике постинъекционных осложнений, вирусного гепатита и ВИЧ - инфекции. Соблюдать меры предосторожности при работе с биологическими жидкостями.
    4. Проводить комплекс мероприятий по профилактике внутрибольничных и особо опасных инфекций.
    5. Проводить осмотр пациента на педикулез.
    6. Осуществлять контроль стерильности полученного материала и медицинского инструментария, соблюдать сроки хранения стерильного материала.
    7. Четко и своевременно выписывать и получать от старшей медицинской сестры необходимы медикаменты, спирт, перевязочные материалы, предметы ухода, бланки.
    8. Обеспечивать правильный учет, хранение, использование наркотических, ядовитых, психотропных и сильнодействующих лекарственных средств.
    9. Постоянно повышать профессиональный уровень знаний, умений и навыков путем самообразования, участия в общебольничных конференциях, аттестациях на рабочем месте, в сестринских исследованиях.
    10. Своевременно проходить усовершенствование на базе ОПК один раз в пять лет.
    11. Осуществлять сбор, временное хранение, и удаление отходов различных классов опасности, по мере накопления.
    12. Вести учет работы бактерицидных облучателей.
    13. Не разглашать сведения о персональных данных пациентов, ставших ему известными при выполнении им своих профессиональных обязанностей или иным способом.
    14. При обнаружении попытки несанкционированного доступа к персональным данным своевременно информировать вышестоящего руководителя.

3.ПРАВА

  1. Получать необходимую информацию для четкого выполнения своих профессиональных обязанностей.
    1. Вносить предложения руководству по совершенствованию работы медицинской сестры и организации сестринского дела в отделении.
    2. Требовать от старшей медицинской сестры своевременного обеспечения необходимыми для работы предметами ухода, расходным материалом, медикаментами, дезинфицирующими средствами и канцелярскими товарами
    3. Требовать от сестры – хозяйки своевременного обеспечения необходимым мягким инвентарем, специальной одеждой, моющими средствами.
    4. Повышать свою квалификацию в установленном порядке, проходить аттестацию, переаттестацию с целью присвоения или подтверждения квалификационной категории.
    5. Участвовать в общественной жизни отделения и больницы.
    6. Участвовать в работе профессиональных медицинских ассоциаций.

4.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

  1. Медицинская сестра за невыполнение своих профессиональных обязанностей, учета, хранения и использования ядовитых, наркотических, психотропных и сильнодействующих лекарственных средств несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
  2. За неразглашение сведений, составляющих врачебную тайну.

PAGE \* MERGEFORMAT42

Деятельность постовой медицинской сестры отделения реанимации и интенсивной терапии ГБУЗ РК «Коми республиканская больница»