Технология и специфика формирования информационного сопровождения общественных организаций военно-патриотической направленности

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………..

Глава 1. Военно-патриотическое воспитание в СМИ: сущность, содержание, система……………………………………………………..

1.1 Методы работы СМИ Красноярского края в сфере освещения деятельности военно-патриотических структур…………. 1.2 Организации патриотической направленности Красноярского края: цели, задачи и способы популяризации………… Глава 2. Рекомендации для журналистов, работающих в информационной сфере………………………………………………… 2.1. Специфика подачи журналистского материала в контексте привлечения молодежи к военно-патриотической деятельности……. 2.2. База организаций Красноярского края военно-патриотической направленности: особенности освещения деятельности (расширение работы сайтов подразделений ДОСААФ)……..............

Заключение……………………………………………...........................

Список использованных источников…………………………………. Приложение А………………………………………………… Приложение Б………………………………………………… Приложение В…………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования

В настоящее время ряд областей жизни общества, особенно связанные с военной сферой, остаются за пределами информационного поля. Если раньше это можно было объяснить закрытостью, то в XXI веке препятствий нет. Возникает запрос по информационному освещению деятельности общественных военно-патриотических организаций, но отсутствуют теоретические наработки, которые исследуют специфику популяризации военной сферы.

В частности, в Красноярском крае существуют организации, у которых возникают сложности освещения своих проектов, мероприятий. Поэтому остро стоит вопрос выявления проблемы информационного освещения. Автор более подробно остановился на деятельности такой организации, как ДОСААФ, и по данным предварительного исследования было обнаружено, что наиболее освещенным в СМИ аспектом является историческое развитие этой организации до 80-х гг. прошлого века. Что касается более поздних годов, количество материалов, исследованных после этого периода, уменьшается и современные тенденции, запросы фактически не изучены. Но интерес у общества к этому направлению есть, тем более в связи с ситуацией на Украине и угрозой Третьей мировой войны, поэтому тема для курсовой работы является актуальной.

Степень научной разработанности проблемы

Нужно сказать, что на сегодняшний день данная тема изучена недостаточно. Однако ученых, критиков, журналистов волнует вопрос, связанный с тем, как вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот» и тех, кто готов защитить свою Родину. В связи с неспокойной экономической, политической ситуацией в мире, есть угроза войны. Поэтому развивать военно-патриотическое направление необходимо.

Эта тема была затронута в работах Авдеева А.А. «Военно-патриотическое воспитание», Абдуллатипова Р.Г. «Феномен патриотизма в условиях рынка», Мешковой С.И. «Методический подход к анализу проблемы разработки системы военно-патриотического воспитания», Курбатова Г. «Патриотическое воспитание молодежи в современных условиях», Криворученко В.К.  «Патриотизм в своей идее неизменен» и других материалах.

Но среди ученых, занимающихся проблемой военно-патриотического воспитания общества, нет единой концепции решения данного вопроса. Существует три основных точки зрения на эту проблему. Первый подход – самый распространенный – реализован в работах Аксеновой Н.П., Алиевой С.А., Зайчикова А.Н., в основе которого лежит идеологическая система развития общества, благодаря которой произойдет укрепление военно-патриотического духа. Второй подход в работах Акпарова В.В., Курбатова Г., Ерофеева В. заключается в том, что военно-патриотическое воспитание не является первоочередным в развитии патриотизма, в связи с тем, что воспитание проводится в формирующемся правовом государстве и гражданском обществе, с иной системой мировоззренческих приоритетов, нежели ранее, поэтому необходима интеграция гражданско-правовых моментов образования и патриотико-воспитательных на новой, современной основе. И, наконец, третий подход состоит в том, что развитие патриотического духа в стране осуществляется во многом благодаря СМИ. Эта точка зрения рассмотрена в работах Ешева М.А., Опалева А.В., Касимова Т.А., Исакова А.А. и др. Эта позиция будет рассмотрена в нашей работе.

Существует ряд правил в соблюдении журналистами освещения деятельности военных, силовых структур, но отсутствуют методические рекомендации для журналистов, которые работают в этой сфере. В своей работе автор предлагает сделать попытку устранить этот дефицит.

Объектом данного исследования являются общественные организации военно-патриотического направления.

Предмет исследования: технология и специфика формирования информационного сопровождения общественных организаций военно-патриотической направленности.

Цель работы: исследовать специфику информационного сопровождения военно-патриотических организаций.

Задачи:

1. Содержательный анализ исследований, посвященных изучению развития организаций военно-патриотической направленности;

2. Выявление методов и приемов работы СМИ в сфере освещения деятельности общественно-патриотических организаций Красноярского края;

3. Создание базы организаций Красноярского края военно-патриотической направленности;

4. Составить набор рекомендаций для журналистов, работающих в информационной сфере;

5. Обеспечение и расширение работы сайтов военно-патриотической тематики;

6. Специфика подачи журналистского материала в контексте привлечения молодежи к военно-патриотической деятельности.

Теоретико-методологической базой исследования послужили следующие работы:

– Система исследований сущности военно-патриотического воспитания (для выбора рабочей концепции, актуальной в рамках целей и задач нашего исследования);

– Рассмотрение материалов авторов, освещающих тему военного патриотизма в СМИ (авторы: Абдуллатипов Р.Г., Алиева С.А., Исаков А. и др.). Особое внимание было уделено методам работы СМИ Красноярского края в сфере освещения деятельности военно-патриотических организаций;

– Изучение деятельности ведущих военно-патриотических структур края, выявление общих задач и проблем в плане популяризации их в обществе;

– Опросы в СМИ о военном патриотизме (Приложение 4-6) были использованы для создания измерительного инструментария и последующего сравнительного анализа полученных результатов.

– работы, в которых актуализируется необходимость акцента на рассмотрении методики освещения в СМИ деятельности патриотических организаций, таких как ДОСААФ, ДОН, ОМОН и др.

Эмпирическая база исследования

В ходе работы над темой курсовой автором был использован количественный метод, представленный в опросах. А именно, проведены исследования – анкетирование в учебных заведениях, администрации, военно-патриотических организациях и на улице. Была представлена экспертная оценка в виде интервью лиц, изучающих эту тему. Также был проведен анализ публикаций военно-патриотической направленности с целью выявления динамики освещения этого направления за последние годы. И были созданы дополнительные ресурсы, сайты, касательные этой тематики.

Научная новизна данной работы заключается в том, что аспект использования СМИ для всестороннего освещения деятельности военно-патриотических организаций, таких как Региональное отделение ДОСААФ России (Добровольное содействие армии, авиации и флоту), ДОН (Добровольное движение особого назначения), ОМОН УТ МВД по СФО (Отряд мобильный особого назначения управления на транспорте министерства внутренних дел по Сибирскому федеральному округу), «Щит Отечества» (Красноярский краевой фонд ветеранов пограничных войск и войск специального назначения органов государственной безопасности), Региональная общественная организация «Союз десантников России», Красноярская краевая общественная организация «Военно-спортивный технический клуб «Патриот», Главное управление МЧС России по Красноярскому краю не достигла научной широты. Данная работа – попытка комплексного осмысления возможностей взаимодействия СМИ с военно-патриотическими организациями и составление рекомендаций для журналистов, работающих в информационной сфере. А также создание базы организаций Красноярского края военно-патриотической направленности.

Теоретико-практическая значимость работы заключается в расширении представления о возможностях взаимодействия СМИ с общественными организациями военно-патриотической направленности, создании методики для журналистов и новых информационных ресурсов этой тематики. Автор намечает дальнейшее изучение, написание научных исследований по данной теме.

Апробация результатов исследования

Основные положения и результаты исследования были выявлены путем анкетирования красноярцев разной целевой аудитории и возраста, интервью экспертов, изучающих эту тему. Созданы дополнительные ресурсы, сайты, касательные этой тематики, и проведены семинары.

Основные положения, выносимые на защиту:

1) На сегодняшний день база организаций в Красноярском крае военно-патриотической направленности составляет 31 штука. Методика освещения журналистами мероприятий должна включать рекомендации, ограничивающие и стимулирующие к освещению тех или иных событий.

2) Система рекомендаций.

3) Специфика освещения: обнаружено, что в РФ освещение этой области нелегко продвигается. Было много запретов, но в настоящее время наблюдается открытость деятельности организаций.

4) Одной из важных задач освещения является привлечение молодежи к общественным военно-патриотическим организациям. Существуют требования к контенту доставки информации.

Структура и объем работы

Работа состоит из Введения, двух глав, четырех параграфов, Заключения, Списка использованных источников, литературы и Приложения.

Первая глава посвящена изучению организаций патриотической направленности Красноярского края. И рассмотрены методы работы СМИ в сфере освещения деятельности общественно-патриотических организаций.

Во второй главе составлен набор рекомендаций для журналистов, работающих в информационной сфере; выявлена специфика подачи журналистского материала в контексте привлечения молодежи к военно-патриотической деятельности; создана база организаций Красноярского края военно-патриотической направленности; рассмотрено расширение работы сайтов военно-патриотической тематики.

В заключение автором рассмотрены выводы проводимого исследования.

В приложении прикреплены анкеты, интервью и т.д.

Глава 1. Военно-патриотическое воспитание в СМИ: сущность, содержание, система

1.1 Методы работы СМИ Красноярского края в сфере освещения деятельности военно-патриотических структур

Жизнь общества на сегодняшний день ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны люди, которые готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. «Важнейшая составляющая процесса воспитания, – по мнению исследователя Авдеева А.А., – это формирование и развитие патриотических чувств». Исследователь считает, что без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины. [Авдеев А.А. Военно-патриотическое воспитание: [Электронный ресурс]. URL: http://www.pandia.ru/text/77/251/86379.php].

По словам автора монографии «Феномен патриотизма в условиях рынка» Абдуллатипова Р.Г.: «Военно-патриотическое воспитание, как понятие и форма работы с подрастающим поколением – это чтобы каждый из нас знал свои корни, судьбу своего Отечества, гордился деяниями предков современников, осознавал историческую ответственность за происходящее в обществе и государстве, воспитание на традициях, тесно связано и переплетено с воспитанием патриотизма. Из поколения в поколение, укрепляясь и множась, передавались традиции мужества, верности воинскому долгу, выносливости, взаимной выручки, исполнительности, готовности к самопожертвованию, всего того, что составляет неотъемлемые качества молодого человека». [Абдуллатипов. Р.Г. Феномен патриотизма в условиях рынка. М: Знание, 2008. С. 28]. Ряд исследований на эту тему проведены Мешковой С.И. [Методический подход к анализу проблемы разработки системы военно-патриотического воспитания. М: ПТр СЭ, 2002. С. 42], она писала, что «необходимо придерживаться идеологической точки зрения, чтобы воспитать истинных патриотов». Важными являются научные труды Аксеновой Н.П., Алиевой С.А., Зайчикова А.Н., в которых авторы придерживаются такой же позиции. [Педагогические основы воспитания патриотизма у допризывной молодежи в период становления Российской государственности. М: Знание, 2008. С.11-23].

Но существуют и другие мнения о военно-патриотическом воспитании, например, в работе журналиста Курбатова Г. «Патриотическое воспитание молодежи в современных условиях»:

«Военно-патриотическое воспитание не является первоочередным в развитии патриотизма. Во многих регионах делается упор на традиционные подходы к патриотическому воспитанию, хорошо знакомые с советского периода. Слабо учитывается то обстоятельство, что патриотическое воспитание проводится в формирующемся правовом государстве и гражданском обществе, с иной системой мировоззренческих приоритетов, нежели ранее. Не учитывается и то, что за последние два десятилетия изменился характер угроз безопасности страны, изменилось геополитическое положение России, а также выросло совсем другое поколение молодых людей с иными ценностями, отличными от старшего поколения. Поэтому необходима интеграция гражданско-правовых моментов образования и патриотико-воспитательных на новой, современной основе». [Патриоты России, 2012: [Электронный ресурс]. URL: http://patriotusolie.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=58&Itemid=41]. В этом же аспекте рассматривают ненужность военно-патриотического воспитания авторы и других работ. Например, анализируя сущность патриотических движений, исследователь Акпаров В.В. в монографии писал: «Русские крестьяне в 1812 году воевали против Наполеона, и никто у них патриотизм не воспитывал. Нам нужно, хотя бы, пресекать антипатриотичные материалы на телевидении, уберечь русский язык от иностранных веяний, но насаждать любовь к Родине невозможно». [Подрастающее поколение в условиях глобализации. Новосибирск, 2012. С. 21].

Стоит отметить, что материалы написаны два года назад, когда не было никаких предпосылок военных конфликтов, как происходили и происходят на Украине. Не было угрозы безопасности страны, поэтому делался акцент на развитие гражданско-патриотическое воспитания.

Несмотря на важность популяризации положительного отношения к армии, военно-патриотическому воспитанию, в СМИ порою освещают только негатив о военной службе, который муссируется, доминируя по количеству материала над тем положительным, что имела и имеет история России. Например, сюжеты ТВК: «Случай дедовщины в Красноярском крае. Из Ачинской части сбежал солдат» [Телекомпания ТВК, 2012: [Электронный ресурс]. URL: http://www.tvk6.ru/video/4309];   «Солдаты, заболевшие пневмонией в Ужурской ракетной дивизии, идут на поправку. Тем временем, проверка по делу массовой болезни продолжается» [Телекомпания ТВК, 2013: [Электронный ресурс]. URL: http://www.tvk6.ru/video/1059].

Но со стороны правительства Правительство Российской Федерации от 5 октября 2010г. №795 утверждена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», (далее – Программа), которая призвана формировать у россиян чувство верности своему Отечеству, высокое патриотическое сознание, как основу консолидации общества и укрепления государства, готовность выполнения гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины». В Программе сказано, что «предусматривается система мер по поддержке СМИ, участвующих в пропаганде патриотизма, в т.ч. разработка программ, циклов, и конкретных рекомендаций по усилению патриотической направленности телерадиовещания» [Федеральное архивное агентство, 2011: [Электронный ресурс]. URL: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml].

Большое внимание со стороны прессы в этом году было уделено экс-губернатору Красноярского края Льву Кузнецову, который на Госсовете заявил о возможностях развития массового спорта в России, предложил продвигать комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), что было поддержано президентом РФ Владимиром Путиным. [Информационное агентство 1-Line, 2014: [Электронный ресурс]. URL: http://www.iapress-line.ru/lenta-dnya/item/33251-total].
Одним из методов привлечения СМИ освещению военно-патриотической тематики является проведение журналистских конкурсов. В этом году, например, в Москве прошел конкурс журналистских работ «Патриот России» на лучшее освещение в печатных и электронных СМИ темы патриотического  воспитания. Цели были поставлены следующие: «Активизировать работу по освещению военно-патриотической и гражданско-патриотической тематики, стимулировать деятельность средств массовой информации по всестороннему раскрытию жизни современной Российской армии, воспитанию подрастающего поколения на героических примерах ветеранов Великой Отечественной войны и Вооруженных Сил, покорителей космоса». Участие приняли более 1000 журналистов, так как победителей награждали денежными призами. [Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2014: [Электронный ресурс]. URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/newsandevents/newsagency/2014/06/item7.html].

По словам журналиста красноярской газеты «Городские новости» Андрея Нечаева: «Что-то давно в Красноярске не проводили для журналистов конкурсы на военно-патриотическую тематику, никак нас в этом направлении не стимулируют». [Нечаев А. Зарница. ГТО. газета «Городские новости», №20 (2920), 2014. С.10].

В этом году, в преддверии празднования 69-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, состоялся Патриотический смотр-конкурс «Георгиевская лента». [Пресс-Агенда, 2014: [сайт]. URL: http://pressagenda.com/krasnoyarsk/65768]. Ряд конкурсов были проведены Региональным отделением ДОСААФ России Красноярского края, например, за написание лучшего эссе на тему «Мой первый прыжок с парашютом» победители получили сертификаты на прыжки в Авиационно-спортивном клубе ДОСААФ. [Дьяченко А. ДОСААФ, 2014: [сайт]. URL: http://dosaaf24region.ru/novosti/708-2014-05-29-04-03-07].

Стоить отметить, что наибольшее количество материалов на военно-патриотическую тематику со стороны СМИ выходят во время таких событий, как День Защитника Отечества – в феврале прошел очередной военно-патриотический фестиваль «Сибирский щит» [Кузьмин О., газета «Наш Красноярский край», 2014: [Электронный ресурс]. URL: gnkk.ru/news/in-krasnoyarsk-defender-of-the-fatherland-day-noted-the-military-sports-festival.html]; День Победы – в этом году прошли традиционные Вахта памяти, Спартакиада допризывной молодежи, возложение цветов к Вечному Огню, Парад Победы [КГТРК, 2014: [Электронный ресурс]. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=1532232], День воздушно-десантных войск. Но слабо освещаются День пограничника, призыв на военную службу и многие другие мероприятия, связанные с военно-патриотическим воспитанием молодежи. Об этом рассказал руководитель молодежного центра «Патриот» Николай Жаров: «Наша организация, совместно с ДОСААФ, проводит множество спортивных мероприятий для призывников, но порою СМИ не откликаются. Я считаю, что на это стоит обратить внимание со стороны администрации края, ведь во времена руководства Александра Хлопонина лучше было выстроено взаимодействие с прессой, касательно данной тематики». [Центр «Патриот», 2014: [Электронный ресурс]. URL: http://xn--24-6kc6a4adipd.xn--p1ai/].

По результатам проанализированных материалов выявляем методы работы СМИ Красноярского края в сфере освещения деятельности военно-патриотических организаций:

– Основные посылы в материалах: история России, честь, мужество, отвага, День Защитника Отечества, Победа в Великой Отечественной войне, ГТО, ДОСААФ;

– Для журналистов приоритетным является все то, что делает Президент, Губернатор и т.д. Именно поэтому важным моментом является посыл от властвующих структур в сторону позитивного, привлекательного освещения патриотической темы;

– Благодаря конкурсам появляется больше положительных материалов о военной теме;

– Но существуют и негативные материалы о службе в армии, которых, впрочем, меньше, чем в 90-е гг. прошлого века.

1.2 Организации патриотической направленности Красноярского края: цели, задачи и способы популяризации

Существует множество военно-патриотических организаций, о некоторых из них знают единицы, так как их деятельность слабо освещается в прессе, но имеет важное значение в жизни общества. Рассмотрим Региональное отделение ДОСААФ (Добровольное содействие армии, авиации и флоту), ДОН (Добровольное движение особого назначения), ОМОН УТ МВД по СФО (Отряд мобильный особого назначения управления на транспорте министерства внутренних дел по Сибирскому федеральному округу), «Щит Отечества» (Красноярский краевой фонд ветеранов пограничных войск и войск специального назначения органов государственной безопасности), Региональная общественная организация «Союз десантников России», Красноярская краевая общественная организация «военно-спортивный технический клуб «Патриот» и Главное управление МЧС России по Красноярскому краю.

Региональное отделение ДОСААФ России Красноярского края

На протяжении 87 лет «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ДОСААФ) занималось и занимается военно-патриотическим воспитанием граждан. Именно так пишет в своей книге писатель, историк, исследователь Анохин А.И. в книге «Отчизны верные сыны». [М.: 2010. С. 10].

Государственные задачи, стоящие перед ДОСААФ:

– Патриотическое (военно-патриотическое) воспитание граждан;

– Подготовка граждан по военно-учетным специальностям;

– Развитие авиационных и технических видов спорта;

– Участие в развитии физической культуры и военно-прикладных видов спорта;

– Летная подготовка курсантов летных образовательных учреждений профессионального образования, поддержание надлежащего уровня натренированности летного и инженерно-технического состава, а также выполнение иных видов авиационных работ;

– Участие в подготовке к военной службе граждан, пребывающих в запасе;

– Подготовка специалистов массовых технических профессий и развитие технического творчества;

– Участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

– Содержание объектов инфраструктуры ДОСААФ России в целях выполнения задач в период мобилизации и в военное время. [ДОСААФ: [сайт]. URL: http://dosaaf24region.ru//].

В Красноярском крае 38 структурных подразделений Регионального отделения ДОСААФ осуществляют образовательную деятельность по подготовке кадров массовых технических, авиационных профессий и по подготовке специалистов по военно-учетным специальностям.

Несмотря на активную работу красноярского отделения, информации об его деятельности в архивах, интернете недостаточно. Более того, исторические данные о региональном отделении мы нашли только в книгах А.И. Анохина «Отчизны верные сыны» и «Российская оборонная», а в разделе на сайте ДОСААФ – «История организации» – взята информация из этих же книг. Дефицит информации связан с тем, что на протяжении 85 лет существования РО ДОСААФ, у организации не было специалиста, занимающегося пиаром, сбором и распространением информации среди населения края. А со стороны СМИ, особенно за последние 20 лет, не в приоритете деятельность организации, занимающейся допризывной подготовкой молодежи к службе в Вооруженных Силах РФ.

Сайт красноярского ДОСААФ начал свою работу два с половиной года назад с момента появления в структуре новой штатной единицы – пресс-секретаря. На сайте РО ДОСААФ размещаются новости 38 структурных подразделений Красноярского отделения. Основной проблемой является несвоевременность подачи информации с отдаленных районов края. Ряд районов (Таймыр, Эвенкия) не имеют интернета, чтобы оперативно отправлять данные о прошедших и грядущих мероприятиях, из-за этого не удается размещать информацию обо всех мероприятиях, проводимых ДОСААФ в крае.

Также существуют проблемы, связанные с привлечением СМИ на военно-патриотические мероприятия. В прессе появляется больше информации про технические, авиационные виды спорта, но то, что связано с допризывной подготовкой, не всегда находит отклик в газетах, журналах, радио и телевидении.

ДОН (Добровольное движение особого назначения), ОМОН (Отряд мобильный особого назначения)

Из программного заявления ДОН: «Мы, граждане Российской Федерации, объединенные стремлением укрепить обороноспособность нашей Родины, учреждаем Общероссийское общественное движение «Добровольческое движение особого назначения (ДОН) в поддержку армии, флота и оборонно-промышленного комплекса». [ДОН: [Электронный ресурс]. URL: http://dobrovol.info/].

В поддержку данной организации ученый Береберян А.С. в диссертации «Воспитание чувства патриотизма у старшеклассников как психолого-педагогическая проблема» писал: «Россия на протяжении всей своей истории не раз давала достойный отпор врагу. Просторы и богатства русской земли, наш талантливый трудолюбивый народ издавна вызывали зависть агрессоров. Но все попытки поработить Русь неизменно оканчивались разгромом неприятелей. Судьба России – побеждать!» [М.: 2011. С. 10]. Также он отметил, что россияне недавно отметили 200-летний юбилей победы в Отечественной войне 1812 года, когда в Россию вторглась многотысячная наполеоновская армия. Но захватчики встретили всенародное сопротивление, сломившее их натиск. И вскоре уже русские казаки объезжали улицы европейских столиц, пополняя словарный запас местных жителей исконно русскими выражениями.

Продолжая исследовать исторические события, Береберян А.С. пишет, что в 1941 году вооруженная по последнему слову техники бесчеловечная машина нацизма обрушилась на Россию, стремясь уничтожить Россию и даже саму память о ней. И вновь народ в героической кровопролитной борьбе отстоял свою свободу и право на будущее. Знамя Победы над поверженным рейхстагом навсегда останется в мировой истории символом подлинного величия России. Император Александр III утверждал, что у России есть только два друга – армия и флот. Военная мощь, высокий уровень обороноспособности страны были и остаются важнейшими условиями государственного суверенитета России, благополучия нашего народа. Сегодня, в ситуации усиления глобальной конкуренции и геополитического соперничества мировых центров, вопросы модернизации Вооруженных Сил РФ, создания надежной системы национальной безопасности являются приоритетными для власти и общества. Именно эти факты за основу взяли организаторы ДОН и прописали их в своем положении.

Добровольческое движение особого назначения (ДОН) в поддержку армии, флота и оборонно-промышленного комплекса – широкая патриотическая коалиция, объединившая в своих рядах профессионалов военного дела, представителей казачества, общественных и религиозных деятелей, молодежных лидеров.

Основные цели и задачи Движения:

– Разработка и реализация программ и проектов в сфере оборонной промышленности и военной науки; создание инновационных фондов и экспертных центров по вопросам модернизации и развития ОПК в регионах России.

– Создание общероссийской системы военно-патриотического воспитания молодого поколения; поддержка и реализация инициатив по введению начальной военной подготовки в школах; развитие сети военно-спортивных, историко-патриотических клубов для молодежи.

– Поддержка ветеранов войн, участников локальных вооруженных конфликтов; развитие ветеранского движения в стране.

«Мы призываем в наши ряды всех, кто неравнодушен к судьбе Родины и готов лично участвовать в укреплении оборонной мощи страны. У нас найдется дело для каждого патриота. Наше предназначение – служить России! Будь готов к труду и обороне!» – пишут на сайте ДОН [ДОН: [Электронный ресурс]. URL: http://dobrovol.info/documents/programmnoe-zayavlenie-don].

Красноярское отделение ДОН ведет свою деятельность с 2012 года. За это время руководителями организации была открыта палата патриотического органа на базе «Гражданской ассамблеи» Красноярского края, в этой палате еженедельно проводятся круглые столы, совещания, на которых обсуждаются вопросы, касательные военно-патриотического воспитания и на которых все желающие граждане выносят свои просьбы и предложения, относящиеся к данной тематике. Но, как и в других организациях, собрания такого плана не освещаются СМИ.

ОМОН УТ МВД по СФО (Отряд мобильный особого назначения управления на транспорте министерства внутренних дел по Сибирскому федеральному округу).

На сайте Управления на транспорте МВД России по СФО в разделе «Деятельность» написано:

«Служба в органах внутренних дел – это напряженная, но важная и очень нужная людям работа, требующая мужества и отваги, выносливости и хорошей физической подготовки, умения логически мыслить и сопереживать, потому что цена этой работы – человеческая жизнь. Служба в МВД требует от сотрудника проявления самых лучших его качеств: честности, порядочности, желания и готовности прийти на помощь людям. Полицейская профессия, появившись на свет в ответ на определенные общественные потребности, приняла на себя тяжелую и нередко опасную заботу о физическом и духовном благополучии человека, причем человека, зачастую преступившего закон. Основное и бесценное богатство любой службы МВД – это ее сотрудники, каждый из которых противостоит на своем посту многообразным и весьма опасным противоправным проявлениям. История МВД насчитывает бесчисленное количество примеров высокого профессионализма, героизма, мужества и благородства личного состава полицейских подразделений. Сегодня основная задача органов внутренних дел состоит в обеспечении прав и свобод человека и гражданина, защите законных интересов...» [ОМОН УТ МВД по СФО: [Электронный ресурс]. URL: http://sibfout.mvd.ru/news/item/2138518/]

У красноярского подразделения ОМОН нет своего сайта, но активная деятельность в военно-патриотическом направлении ведется. Бойцы спецподразделений, помимо своей основной работы, связанной с решением задач обеспечения правопорядка и безопасности, принимают активное участие в мероприятиях, связанных с военно-патриотическим воспитанием молодежи. Они организовывают выставки оружия, в этом году, например в МВДЦ «Сибирь» на «Антитерроре: системы безопасности», или же на фестивале «Щит Отечества». Также проводят показательные выступления: на военно-патриотических мероприятиях, в оборонно-спортивном лагере «Легион» и на других событиях. [ДОСААФ. Показательные выступления ОМОН: [Электронный ресурс]. URL: http://dosaaf24region.ru/novosti/450--lr]. Но мало кто, во время освещения мероприятий, упоминает данное подразделение. В связи с чем это происходит, мы разберемся во второй главе, исследовательской части, нашей работы.

«Щит Отечества» (Красноярский краевой фонд ветеранов пограничных войск и войск специального назначения органов государственной безопасности)

На сайте Фонда пишется, что он был создан 3 декабря 2009 года ветеранами пограничных войск и войск специального назначения органов государственной безопасности «Щит Отечества».  Это добровольная, некоммерческая организация. Сегодня Фонд стал связующим звеном между участниками боевых действий и государственными органами, является одной из немногих организаций, которая оказывает реальную помощь инвалидам и ветеранам, а также семьям погибших военнослужащих, детским садам, домам малютки, принимает активное участие в строительстве детского реабилитационного центра для лечения детей с диагнозом ДЦБ и ограниченными  возможностями. Ведется активная работа для создания монумента памяти пограничникам и сотрудникам спецподразделений органов государственной безопасности. Целью создания Фонда является достижение социальных, благотворительных, культурных, общественно полезных целей, то есть помощь ветеранам боевых действий и членам их семей. [Щит Отечества: [Электронный ресурс]. URL: http://www.fond-pvogb.ru/o_kompanii]. В фонде налажен строгий учет и ежегодно обновляется картотека ветеранов и инвалидов боевых действий. Число членов Фонда постоянно увеличивается. Работа Фонда ветеранов боевых действий ведется по следующим направлениям: – Оказание помощи повышение социальной и правовой защиты ветеранов пограничных войск, войск специального назначения органов государственной безопасности, лиц уволенных в запас из пограничных войск, инвалидам, ветеранам боевых действий, семьям погибших, вдов, сирот. – Оказание помощи в получении достойного образования сиротам и детям, ветеранов лиц уволенных в запас из пограничных войск, войск специального назначения органов государственной безопасности путем участия в программах образовательных учреждений. – Содействие заинтересованным лицам в привлечении отечественных и зарубежных инвестиций для реализации прогрессивных идей, проектов и программ в области защиты прав интересов ветеранов и лиц, уволенных в запас из пограничных войск, войск специального назначения органов государственной безопасности. Ежегодно Фонд принимает участие в событиях военно-патриотической направленности, например: мероприятия в честь вывода войск из Афганистана и в честь Дня Защитника Отечества; в автопробегах, посвященных пограничным войскам; в организации и проведении летнего детского спортивно-патриотического лагеря под девизом: «Россия – великая Держава» и других. [Фонд: [Электронный ресурс]. URL: http://www.fond-pvogb.ru/]. Но существует проблема в плане освещении этих мероприятий в СМИ. Зачастую никто из журналистов не откликается на приглашения посетить, например, концерт в честь Дня пограничника, на котором выступают ветераны и молодые люди, отслужившие в пограничных войсках. По словам руководителя Фонда Александра Польского, приходится делать платные материалы, несмотря на то, что темы имеются общественно-значимое значение.

Региональная общественная организация «Союз десантников России»

На центральном сайте Союза десантников России пишется, что 24 декабря 2002 года для координации деятельности общественных объединений, в целях повышения эффективности их работы по реализации и защите гражданских прав и свобод, повышения социального статуса ветеранов и военнослужащих десантных войск, войск морской пехоты, специального назначения и подразделений особого риска, инвалидов локальных конфликтов, техногенных катастроф и членов их семей, содействия государственным, общественным, некоммерческим организациям и другим, юридическим и физическим лицам в деле патриотического, духовно-нравственного воспитания, укреплению десантных и патриотических традиций в обществе был создан Всероссийский Союз общественных объединений ветеранов десантных войск «Союз десантников России».

Основными целями являются:

– Патриотическое и нравственное воспитание подрастающего поколения через создание и функционирование сети военно-патриотических и спортивных клубов десантной направленности;

– Организация и проведение военно-патриотической работы в соединениях и частях Воздушно-десантных войск и войск специального назначения;

– Оказание помощи ветеранам, членам семей погибших и раненных военнослужащих;

– Пропаганда героических традиций Воздушно-десантных войск;

– Увековечивание памяти погибших военнослужащих при исполнении воинского долга. [Союз десантников России: [Электронный ресурс]. URL: http://sdrvdv.ru/vse-o-soyuze-desantnikov]. Союзом проводятся различные мероприятия, например, соревнования среди семей военнослужащих, посвященных Международному дню семьи; оказывается помощь в организации отдыха детям из семей военнослужащих; вечера «Ее Величество Женщина», на которых участвуют военнослужащие – женщины ВДВ, ВВ, ВМФ, РВСН; проводятся поощрения ветеранов ВДВ, членов семей военнослужащих и участников боевых действий. Председатель Региональной общественной организаций «Союз десантников России» Красноярского края Сергей Хританков участвует в ежегодной «Вахте памяти», мероприятиях в честь Дня защитника Отечества, Великой Отечественной войны, Воздушно-десантных войск и в других. Но, как и в других организациях военно-патриотической направленности, существует проблема слабоосвещенности подобных событий и участия в них Союза десантников.

Порою в СМИ представлен негативный облик, связанный с десантурой. Например, в новостях «СТС-Прима» был показан сюжет: «Десантники устроили драку возле торгового центра, провоцировали прохожих и сопротивлялись полицейским. Драка со стрельбой и самозванцы в голубых беретах – вот так отметили десантники Красноярска и Хакасии день ВДВ». [СТС-Прима, 2012: [Электронный ресурс]. URL: http://www.prima-tv.ru/news/30460 desantniki_ustroili_draku_vozle_torgovogo_centra_provocirovali_prokhozhikh_i/] Это был скандал, о котором, как говорили сами десантники, было много преувеличений, особенно со стороны СМИ.

Красноярская краевая общественная организация «военно-спортивный технический клуб «Патриот»

Руководитель ВСТК «Патриот» Олег Калугин говорит о своей организации: «Мы – члены Красноярской краевой общественной организации «Патриот». Мы тренируемся и тренируем, отдыхаем и напрягаемся, зарабатываем и тратим. Совершенствуемся. Развиваемся. Помогаем другим. Но при этом всегда думаем о России. Членами нашей организации становятся те, кто способен отдавать свой труд, свое внимание, свою заботу, свое время и деньги лишь за возможность общения между собой. И выбирать формы этого общения самим. Все это мы делаем для России. Так случилось, что г. Красноярск оказался лидером в строительстве (старой) новой клубной системы военно-патриотического воспитания. Именно здесь, впервые в России, в середине 90-х годов прошлого века были разработаны базовые документы и программы, а 30 апреля 1996 года открыт первый в Российской Федерации «Военно-спортивный технический Центр «Патриот». А основой его создания послужила системная деятельность Красноярской краевой общественной организации «Военно-спортивный технический клуб «Патриот». Именно тогда была предложена обществу стройная непротиворечивая и убедительно эффективная система военно-патриотического и патриотического воспитания, которая востребована и по сегодняшний день. Сегодня (как и раньше) военно-патриотическая деятельность ограничена ведомственными рамками и межбюджетными «рогатками» настолько эффективно, что не может идти речи о сколько-нибудь заметном продвижении вперёд, дай Бог удержать позиции. Объективно, деятельности военно-патриотических клубов могут содействовать отделы молодёжной политики, органы образования всех уровней, органы культуры, структуры МВД, МО, МЧС, ДОСААФ, муниципалитеты, товарищества жильцов, ЖКХ, предприятия, профсоюзы (в том числе ветеранов ВС) и т.д. и т.п.. И все они содействуют, каждый с немалой эффективностью и в свою сторону. Добавим при этом проблему бюджетных отношений разных уровней. Мы, кажется, остались единственным в мире сообществом, где на государственном уровне не поддерживается сквозная общественная система по военно-патриотическому воспитанию, а вместо этого процветают ведомственность и местечковость. Если хочешь быть патриотом – не оставайся в стороне... [«Патриот»: [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriot24.ru/o-nas] Организация проводит различные слеты патриотов, военно-патриотические сборы, акции и спортивные игры. Но о деятельности структуры освещение происходит, в основном, только на сайте «Патриот».

Главное управление МЧС России по Красноярскому краю

На сайте Главного управления МЧС России по Красноярскому краю, пишется, что этот орган, специально уполномоченный решать задачи в области гражданской обороны и по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначается для осуществления функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории Красноярского края. 
Главное управление МЧС России осуществляет в установленном порядке руководство подразделениями Государственной противопожарной службы МЧС России, Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, пожарно-спасательными, поисково-спасательными, аварийно-спасательными формированиями и иными подразделениями и организациями МЧС России, дислоцированными на территории Красноярского края. 
Основными задачами Главного управления МЧС России являются: 
– Реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории Красноярского края в пределах установленных полномочий; 
– Осуществление управления в пределах своей компетенции в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; 
– Осуществление в установленном порядке надзорных и контрольных функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории Красноярского края; 
– Осуществление деятельности в пределах своей компетенции по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, в том числе по чрезвычайному гуманитарному реагированию, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах на территории Красноярского края. [МЧС России: [Электронный ресурс]. URL: http://www.mchs.gov.ru/].

Перед МЧС поставлено множество задач, среди которых есть и патриотическое воспитание населения. Об этом пишут в монографии «Гражданская ответственность и его роль в обеспечении защиты от чрезвычайных ситуаций» Гусар С.В., Колесников А.В. [М.: 2013. С. 17]. В связи с этим предстатели данного органа участвуют в различных мероприятиях, проводят акции, операции, показательные выступления. Все это широко освещается в прессе, так как на структуру заложена мощная материально-техническая база, финансирование осуществляется из бюджета, в организации множество специалистов, занимающихся пиаром, есть возможность размещения платных рекламных материалов, все это благодаря бывшему министру МЧС Сергею Шойгу, который на сегодняшний день является министром обороны РФ.

Мы рассмотрели следующие организации: Региональное отделение ДОСААФ России Красноярского края, ДОН, ОМОН УТ МВД по СФО, «Щит Отечества», «Союз десантников России», ВСТК «Патриот» и ГУ МЧС России по Красноярскому краю. Все эти организации в разной степени связаны с военно-патриотической деятельностью. Из рассмотренных целей и задач данных структур, можем вывести общие тенденции развития Красноярских военно-патриотических организаций:

– Патриотическое (военно-патриотическое) воспитание граждан;

– Участие в развитии физической культуры и военно-прикладных видов спорта;

– Подготовка специалистов массовых технических профессий и по военно-учетным специальностям;

– Оказание помощи ветеранам, членам семей погибших и раненных военнослужащих;

– Развитие авиационных и технических видов спорта;

– Участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

– Увековечивание памяти погибших военнослужащих при исполнении воинского долга;

– Пропаганда деятельности военно-патриотических организаций с целью воспитания граждан, способных защитить Родину.

И в то же время мы выявили общие проблемы, связанные с освещением военно-патриотической деятельности в СМИ:

– В прессе появляется больше информации о различных видах спорта, но то, что связано с допризывной подготовкой, не всегда находит отклик в газетах, журналах, радио и телевидении;

– Многие мероприятия находятся вне информационного поля;

– О существовании многих общественных организаций красноярцы даже не знает;

– Выражение «военно-патриотическое воспитание» не всегда рассматривается в положительном аспекте;

– В СМИ периодически выходят негативные материалы про армию, из-за этого в общество в большей степени отрицательно относится к военному патриотизму.

Глава 2. Рекомендации для журналистов, работающих в информационной сфере

2.1 Специфика подачи журналистского материала в контексте привлечения молодежи к военно-патриотической деятельности

Любое СМИ, стремясь добиться успеха на рынке массовой информации, определяет свою целевую аудиторию, изучает ее особенности и вкусы. В социологии журналистики аудитория определяется как «совокупность людей – адресатов журналистских произведений, возникающая на основе общности их информационных интересов и потребностей, а также форм, способов и каналов их удовлетворения». [Социология журналистики. Корконосенко С.Г. М.: Аспект Пресс, 2004. С. 14]. Безусловно, почти каждое красноярское СМИ рассматривает молодежь как часть своей аудитории, в то же время немаловажную ее часть. По сравнению с взрослым населением, молодежь в большей степени нуждается в информации, новостях: это происходит в силу ее психико-физических особенностей (активность, быстрота реакции, мобильность). Молодежь нуждается в информации психологического, юридического, справочного характера: ведь такие события в жизни, как вступление в брак, налаживание совместных отношений и быта с супругом, рождение и воспитание детей чаще всего происходят в пору молодости. Таким образом, средства массовой информации – какие-то в большей степени, какие-то в меньшей – призваны удовлетворять информационные потребности молодежи, которая составляет будущее страны и которая, в случае чего, будет воевать за свою Родину, за свой край. Рассмотрим, насколько СМИ Красноярского края удается удовлетворять потребности в освещение военно-патриотической тематики и благодаря чему можно привлечь внимание молодежи к этой теме.

Мы побеседовали с Олегом Емельяненко, который исследует данную тематику и который является председателем кадастровой комиссии партии «Родина», членом «Гражданской ассамблеи» и членом ДОН. Он рассказал, почему, по его мнению, существует проблема в плане освещения патриотической тематики в прессе. Все дело в том, что фактически все СМИ частные, а интересы владельцев газет, журналов, телевидения, радио не совпадают с интересами страны. Но на самом деле очень важно, чтобы в государстве была сформирована национальная идеология. «Именно для этого мы планируем создать информационное агентство, которое пробьет инфо-блокаду и будет способствовать изменению мировоззрения многих красноярцев», – отметил Олег Емельяненко.

Также в ходе беседы [Приложение А] со старшим помощником начальника отделения учета граждан, подлежащих призыву, Военного комиссариата Красноярского края Эммином Бабаевым было выявлено, что существует масса проблем, связанных с военно-патриотическим воспитанием молодежи и освещением этой темы в СМИ. Зачастую причина в устаревшей системе работы Краевого военкомата: «Например, у нас нет человека, который занимается пиаром, а освещать нашу деятельность необходимо!» – рассказал Эммин. Также он отметил, что популяризация службы в армии нужна, чтобы больше молодежи проходило службу, ведь в связи с неспокойной обстановкой в мире всегда надо быть на готове, военные конфликты могут произойти и в нашей стране в любой момент. А на телевидении показывают в негативном свете прохождение службы в армии.

Эммин Бабаев, как и Олег Емельяненко, указал, что одной из основных проблем является негативное освещения военно-патриотический деятельности со стороны телевидения: «Мало кто упоминает положительные моменты. С каждым годом армия модернизируется, появляются инновационные технические системы, телефоны, интернет, новая форма, питание на хорошем уровне». Также были указаны проблемы, связанные с нехваткой кадров, которые бы занимались популяризацией военного дела.

Такой же точки зрения придерживается и заместитель командира ОМОН УТ МВД России по СФО (дислокация г.Красноярск) Павел Лопатников. Он отметил, что многие журналисты боятся публиковать материалы про бойцов спецподразделений, но на самом деле на сегодняшний день силовые структуры более открыты, нежели ранее. Они участвуют в различных военно-патриотических мероприятиях и всю эту деятельность можно освещать. Единственное, что под запретом, это оглашение элементов тактических действий во время выполнения боевых операций. Это необходимо скрывать, чтобы враги, террористы не знали о слабых местах силовых структур и не использовали тактику ОМОН, ФСБ в своих целях. Также имена, телефоны сотрудников не предаются огласке, но в современном мире все можно узнать про того или иного человека с помощью интернета.

Развитие патриотизма благодаря СМИ рассмотрено в работах Ешева М.А. [Диссертация. Патриотизм как ценностный ориентир студенческой молодежи: [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/patriotizm-kak-tsennostnyi-orientir-studencheskoi-molodezhi], Опалева А.В. [Военно-патриотическое воспитание будущих инженеров: [Электронный ресурс]. URL: http://www.gramota.net/articles/issn_1993-5552_2008_4-2_72.pdf], Касимова Т.А., Исакова А.А. [Российский патриотизм сегодня: [Электронный ресурс]. URL: http://observer.materik.ru/observer/N7_2004/7_01.htm] и др. В свои работах авторы пишут о том, что последние годы вновь возникла острая потребность в поднятии патриотических настроений россиян, в частности, молодежи, и выстраивании соответствующей государственной политики. Налицо острая необходимость заполнения идеологического вакуума, образовавшегося после распада СССР, когда активно возрождаются национальные традиции, возрастает влияние религии в жизни общества, произошло изменение социального статуса и функций силовых структур. В наше время СМИ являются одним из главных источников информации для большинства людей, и как следствие, основным инструментом управления общественным мнением. СМИ способны повлиять практически на все сферы общества, причем не редко для манипуляции и дезинформации людей.

Но исследователь, писатель Ерофеев В. в своей работе «Энциклопедия русской души» [URL: http://lib.ru/EROFEEW_WI/encyclopedia.txt] писал, что в современном мире уже ничто не способно помочь привить ко всему русскому народу любовь к Родине, даже СМИ не способны изменить мировоззрение масс, так как уже несколько десятилетий происходит слишком много негативных процессов, касательных данной тематики. И не стоит пользоваться теми же рычагами, что и в советское время. Получается, роль СМИ в процессе патриотического воспитания нельзя оценивать однозначно. СМИ, безусловно, способны оказать поддержку различным слоям населения в проведении тех или иных акций, апеллируя к таким эмоционально-чувственным элементам общественного сознания, как любовь к Родине, национально-патриотические настроения. Но постоянные, с налетом сенсационности, сообщения СМИ об отклоняющихся от общепринятых норм событиях порождают у читателей, слушателей и зрителей беспокойство и страх, неуверенность в себе, пессимизм в отношении возможности искоренения негативных явлений. Молодые люди, которые часто и без разбора смотрят передачи, заполненные сценами насилия, приходят к ложному выводу, что мир может быть только жестоким, жизнь – беспорядочной, а человек – безнравственным. Но в последнее время, в связи с победой в Олимпиаде, присоединения к России Крыма и Севастополя, патриотический дух россиян укрепляется. И, помимо развлекательных материалов со стороны прессы, появляется потребность к освещению патриотизма как памяти, патриотизма как внимания к людям, патриотизма как ответственности, патриотизма как поклонения героям, патриотизма как гордости за свой народ и Отечество. Но как донести до людей в легкой форме эти глубокие темы, рассмотрим далее в нашей работе. В рамках исследования нами была проведена лекция на ТИМ «Бирюсе» – «Как написать пресс-релиз, который схавают и косточек не оставят». На смене «Экономика. Корпорации» пресс-секретарь ДОСААФ рассказала о том, что в мире, где большой поток информации, очень сложно привлечь внимание СМИ к своей теме. Именно поэтому приходится прибегать к оригинальной форме подачи нужных тем, чтобы привлечь внимание редакторов, которые, в свою очередь опубликуют материалы в электронных изданиях, газетах, журналах. [Лекция на ТИМ «Бирюса» о том, как писать пресс-релиз: [Электронный ресурс]. URL: http://dosaaf24region.ru/novosti/448--qq-]. Ведь не секрет, что темы, связанные с ДОСААФ, патриотикой, не просты для привлечения внимания. Но существуют способы, как добиться публикаций, причем, на бесплатной основе в передовых изданиях.

Во-первых, нужно как можно больше обзаводиться контактами, знакомиться с редакторами, представителями пресс-служб администрации и крупных организации, которые будут помогать распространять информацию.

Во-вторых, не стоит письма с анонсами рассылать всем подряд как спам, уж лучше меньше, но качественнее, с указанием ФИО адресата.

В-третьих, чтобы привлечь внимание к своему сообщению, нужно как можно оригинальнее представить его. Например, в борьбе за СМИ на День ВДВ больше внимание обратят на пресс-релиз с заголовком «Прыжки в озеро с высоты два километра и выше». Ведь традиционные празднования в центральном парке уже всем надоели, а прыжки парашютистов ДОСААФ на аэродроме «Манский» намного интереснее для публики. Поэтому, необычная подача материала очень важна. Есть множество способов взаимодействия пресс-служб и СМИ, но также важна интересная подача материалов и со стороны журналистов. Например, с целью продвижения выбранной нами военно-патриотической тематики в феврале 2014 года мы реализовали проект «Зарница. ГТО-2014», в рамках которого школьники выполняли нормативы программы физической подготовки «Готов к труду и обороне». 106 учащихся из 106 школ города проявили свои спортивные способности. Нормативы у них принимали инструкторы по общефизической подготовке спецподразделений ОМОН. Хотелось бы отметить, что итоговые материалы, которые вышли в прессе, в основном, официозные. В газете «Городские новости» [Зарница вернулась! №20, 11.02.2014. Приложение 2] журналист Андрей Нечаев сделал формальную заметку. Если сравнивать с советскими газетами «Правда», «Советский спорт», то можно отметить сухость подачи информации, не используются образы, изобразительные средства русского языка. Но в другом номере этой же газеты, где подводятся итоги проекта, автор Олег Зуев в материале «Экзамен на выносливость» рассказывает более красочно о событии [№24, 18.02.2014. Приложение Б]. Видно отношение журналиста к данной тематике. Но большим минусом текста является то, что организация ДОСААФ указана, а ОМОН – нет. Когда журналисту был задан вопрос, почему силовая структура не упомянута, он ответил, что побоялся написать про бойцов спецподразделений, так как не знает, что можно про них писать, а что нет. Та же проблема возникла и с сюжетами, касательными данной тематики. То есть существует проблема, связанная с незнанием журналистов, что можно доносить общественности, а что нельзя и как лучше это сделать. Поэтому мы, руководствуясь приведенными выше исследованиями, выявили рекомендации для журналистов, работающих в информационной сфере и освещающих военно-патриотическую тематику.

Запрещается:

– Публиковать данные секретных архивов Федеральной службы безопасности.

– Фотографировать крупным планом сотрудников ФСБ, ОМОН, которые находятся на операции.

– Предавать огласке элементы тактических действий во время выполнения боевых операций (порою не мероприятиях во время показательных выступлений ОМОН, запрещается целиком снимать видео и выкладывать в интернет, так как, узнав нюансы тактических операций, например, освобождения заложников, террористы могут использовать это в своих целях).

– Публиковать имена, телефоны сотрудников спецподразделений, но в современном мире всю информацию можно узнать с помощью интернета.

Что можно публиковать:

– Фотографии сотрудников спецподразделений, которые участвуют в военно-патриотических мероприятиях, акциях, парадах, конкурсах, митингах, выставках.

– Брать интервью у сотрудников спецподразделений во время военно-патриотических мероприятий (но когда они не при исполнении обеспечения правопорядка и безопасности).

– Писать материалы о подвигах сотрудников силовых структур с целью создания положительного облика русских героев, патриотов, милиции, защитников.

Советы журналистам для подачи информации военно-патриотической тематики:

– Писать, делать сюжеты о «героизации» и «патриотизации» различных эпох, добрых дел и событий современной России и их персонажей в легкой, молодежной форме. Если посмотреть блоги (Твиттер, ЖЖ), то можно увидеть, что самая читаемая информация не только о проблемах, дискуссиях, а та, которая в легкой, интересной форме донесена до читателей. Простые предложения. Яркие образы. Примеры. Сопоставления. Сравнения. Ведь проблема в том, что при написании о военно-патриотических мероприятиях, используются канцеляризмы и другие сложночитаемые обороты и пустые слова.

– Искать и продвигать героев современных будней. Если брать в пример США и Китай, где патриотическое самосознания граждан на высоком уровне, то можно отметить, что у них ежедневно идет продвижение своих героев – военных лидеров, удачливых предпринимателей, творческих личностей, то есть тех, кто достиг наивысших результатов в своей деятельности, тех, кем можно гордиться и кому хочется подражать.

– Расширению спектра человеческих личностей, воспринимаемых как выдающиеся и патриотические. В российских масс-медиа превалирует трактовка патриотизма, неразрывно связанная с темой войны, будь то Великая Отечественная война или современные локальные войны. Однако нельзя не признавать, что события тех лет не могут бесконечно питать патриотические чувства россиян. Нации нужны и другие ориентиры. Хорошей тенденцией является пропаганда здорового образа жизни. Это направление необходимо продвигать и такие проекты, например, как «Беги за мной, Красноярск!» нужно активнее популяризировать и привлекать к нему молодежь.

Следует более четко ориентироваться на целевую аудиторию. Многие молодые россияне гордятся своей историей и считают себя патриотами. Но не хватает другого – широкой пропаганды необходимости работать не только на себя, но и на государство, священной обязанности служить своей стране, активного участия в общественной жизни.

2.2 База организаций Красноярского края военно-патриотической направленности: особенности освещения деятельности (расширение работы сайтов подразделений ДОСААФ)

Анализируя материалы интернета, можно выявить дефицит информации о военно-патриотических организациях Красноярского края. Более того, списка организаций военно-патриотической направленности нет не только в Интернете, но и в базе Министерства спорта, туризма и молодежной политики. В их архивах есть только список молодежных центров [Молодежные центры края: [Электронный ресурс]. URL: http://www.molodkrsk.ru/struct/mun_mc/]. Нет этого списка и в Военном комиссариате Красноярского края. Именно поэтому в нашей работе мы попытаемся устранить этот дефицит и составить необходимый список.

Итак, список военно-патриотических организаций Красноярского края:

Название организации

Контакты

Региональное отделение ДОСААФ России Красноярского края

г. Красноярск

Красноярская краевая общественная организация «военно-спортивный технический клуб «Патриот»

г. Красноярск

«Щит Отечества» (Красноярский краевой фонд ветеранов пограничных войск и войск специального назначения органов государственной безопасности)

г. Красноярск

Красноярский городской молодежный военно-спортивный технический центр «Патриот»

г. Красноярск

Красноярский филиал  центрального спортивного клуба военно-воздушных сил

г. Красноярск

Краевое учреждение кадетская школа-интернат «Красноярский кадетский корпус» имени А.И. Лебедя»

г. Красноярск

Краевая детско-юношеская спортивная  школа «Кадеты Красноярья»

г. Красноярск

Главное управление МЧС России по Красноярскому краю

г. Красноярск

Отряд мобильный особого назначения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю

г. Красноярск

Отряд мобильный особого назначения управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по СФО

г. Красноярск

ДОН (Добровольное движение особого назначения)

г. Красноярск

Военно-исторический клуб «Камелот»

г. Красноярск

Военно-патриотический клуб «Полярная Звезда»

г. Красноярск

Федерация армейского рукопашного боя 

г. Красноярск

Региональная общественная организация «Союз десантников России»

г. Красноярск

Военно-спортивный клуб «Лидер»

г. Абан

Военно-спортивный клуб «Меридиан»

г. Ачинск

Военно-спортивный клуб «Барс»

г. Канск

Военно-спортивный клуб «Арсенал»

г. Боготол

ГУ «Туринский спортивно-оздоровительный комплекс» (ТСОК)

п. Тура, Эвенкийский АО

ГУ «Байкитский спортивно-оздоровительный комплекс» (БСОК)

п. Байкит, Эвенкийский АО

Ванаварский спортивно-оздоровительный комплекс (ВСОК)

п. Ванавара, Эвенкийский АО

Военно-спортивный клуб «Ратибор»

г. Енисейск

Военно-спортивный клуб «Маганск-Патриот»

Березовский район

Станичное казачье общество «Преображенское»

Березовский район

Военно-спортивный клуб «Вымпел»

г. Минусинск

Военно-спортивный клуб «Щит»

г. Шарыпово

Курагинский молодежный Центр «Патриот»

п. Курагино

Проведем детальный анализ, как освещается деятельность ДОСААФ России Красноярского края, т.к. у этой структуры есть 38 подразделений: автошколы, мотоклубы, спортивно-технические центры, тиры, авиационно-спортивные клубы и др.

Для того чтобы понять и оценить, что в обществе знают о ДОСААФ, на сайте Регионального отделения ДОСААФ был проведен опрос. Респондентам был задан вопрос «Что вы знаете о деятельности ДОСААФ?» Ответы выявились следующие:

49,4% – «Основные направления деятельности – допризывная подготовка, военно-патриотическое воспитание населения и мн.др.»; 23,6% – «Ничего не знаю»; 22,5% – «В ДОСААФ обучают на водителей»; 4,5% – «Эта организация занимается только развитием различных видов спорта» [Приложение В]. Из ответов на вопрос следует вывод, что организация, о которой в ХХ веке знали фактически все жители СССР, на сегодняшний день менее узнаваема. 5,6% из опрошенных не знают о полном перечне возможностей и услуг, предоставляемых ДОСААФ. Более того, 22,5% респондентов совершенно ничего не знают про эту организацию. Рассмотрим, как освещается деятельность Регионального отделения ДОСААФ России Красноярского края.

На сайте РО ДОСААФ [ДОСААФ: [сайт]. URL: http://dosaaf24region.ru//] размещаются новости 38 структурных подразделений Красноярского отделения. Основной проблемой является – несвоевременность подачи информации с отдаленных районов края. Ряд районов (Эвенкия, Дудинка) не имеют интернета, чтобы оперативно отправлять данные о прошедших и грядущих мероприятиях, из-за этого не удается размещать информацию обо всех мероприятиях, проводимых ДОСААФ в крае. Для того, чтобы улучшить ситуацию, в сентябре 2012 года на сайте был проведен опрос: «Благодаря чему усовершенствовать взаимодействие подразделений ДОСААФ?» [Приложение Г]. 37% ответили, что необходимо создание сайтов структурных подразделений; 30% считают, что ситуацию улучшит система штрафов за неисполнительность (когда с районов не отправляют материалы о прошедших событиях); 21% предложили ежемесячные пленумы с руководителями организаций для бесед о важности освящения мероприятий, проводимых ДОСААФ; и о том, что изменения не требуются, ответили 12%. В связи с результатами опроса 17.09.2012 был издан Приказ №234 о создании сайтов структурных подразделений края. В итоге появились сайты у ДОСААФ Абанского района (ДОСААФ Абанского района: [сайт]. URL: http://abandosaaf.ru/), Авиационно-спортивного клуба (АСК: [сайт]. URL: http://www.mansky.ru/), начали реанимировать сайт Объединено-технической школы (ОТШ: [сайт]. URL: http://dosaaf24.ru/index), который был создан в 2010 году, но не функционировал. Остальные организации обязались в течение года запустить свои сайты, основной причиной несвоевременного исполнения приказа – нехватка финансовых средств. Для того, чтобы найти способы менее затратные для информирования общества о деятельности ДОСААФ, во время занятий в двух красноярских автошколах было проведено анкетирование среди учащихся [Приложение 5]. И в ответе на четвертый вопрос «Как вы считаете, благодаря чему ДОСААФ может узнать еще большее количество людей?» ученики ответили, а ими в основном являются юноши 18-20 лет, что благодаря интернету.

Руководствуясь анкетными данными, региональным отделением были созданы группа в социальных сетях «ВКонтакте» [Группа ДОСААФ «ВКонтакте»: [Электронный ресурс]. URL: http://vk.com/dosaaf24], «В Фейсбуке», а также блоги на молодежном сайте «КМФ» и сайте «РоссияСпорт». Эти действия предпринимаются для еще большей популяризации ДОСААФ среди общества и для привлечения СМИ к организации. Информация с блогов про парашютный и автомобильный спорт начали публиковаться в красноярских газетах, журналах [Приложение 6]. В результате в феврале 2013 года Центральный совет ДОСААФ города Москвы 34. [Центральный сайт ДОСААФ: [Электронный ресурс]. URL: http://www.dosaaf.ru/home/istoriya] выявил, что первое место среди 80 сайтов региональных отделений по наполняемости, посещаемости занимает РО ДОСААФ России Красноярского края.

Для того чтобы выявить насколько СМИ проявляет интерес к ДОСААФ, и какие мероприятия привлекают наибольшее внимание, мы в течение двух недель (апрель-май) отправляли пресс-релизы, анонсирующие мероприятия, и узнали, какие факторы привлекают представителей телевидения радио, журналов, газет, интернет-изданий к деятельности организации. В итоге на первом месте новость – «Под Красноярском высадится парашютный десант» [Пресс-релиз: [Электронный ресурс]. URL: http://news.mail.ru/inregions/siberian/24/society/12898790/?frommail=1]. Более 40 интернет-источников ее осветили: «В программе праздника – «воздушный бой» и высадка парашютного десанта, показательные выступления сотрудников специальных подразделений силовых структур с использованием боевой техники. На аэродроме будут работать авиамодельная, парашютная и оружейная площадки, выставка картингов и мотоциклов, а также пневматический тир. Завершит мероприятие пейнтбольный турнир среди студентов и школьников края». На праздник пришло более 1000 человек, из СМИ было три телекомпании.

На втором месте анонс про открытие сезона по автокроссу – Кубок ДОСААФ. [Анонс «Пройдет открытие сезона по автокроссу»: [Электронный ресурс]. URL: http://krsk.kp.ru/online/news/1435798]. Информация была размещена в электронных изданиях края, так как «показать свое искусство вождения собрались красноярские гонщики, а также мастера из Кемерово, Новосибирска, Бородино, Абакана, Канска, Ачинска, Железногорска и многих других городов края». Но в связи с тем, что гонки проходили в 30 км от Красноярска, и в тот же день в самом Красноярске проходили спортивные соревнования, посмотреть которые приехал глава города, то зрителей на открытии сезона по автокроссу было триста человек, а из телекомпаний только одна.

Третье место по освещению в СМИ заняла информация о наборе участников и вожатых в краевой палаточный оборонно-спортивный лагерь «Легион». [«Легион» ДОСААФ: в лагерь требуются вожатые: [Электронный ресурс]. URL: http://www.dosaaf24region.ru/novosti/415--qq]. Это один из проектов ДОСААФ и Министерства спорта, туризма, молодежной политики, ориентированный на подростков 14-18 лет.

Но такие мероприятия как «Открытие спартакиады допризывной молодежи», «Гала-концерт конкурса «Все ушли на фронт», «Соревнования по стрельбе среди ветеранов», «Концерт в честь дня пограничника» остались незамеченными – СМИ проигнорировали, поэтому зрителей было единицы. Из этого следует вывод, что журналистов, зрителей привлекают зрелищные события, в которых есть экстремальные элементы или же, которые проводятся совместно с министерством. А многие ежегодные мероприятия, связанные с патриотизмом, нравственным воспитанием, уважением к ветеранам, памяти о военных годах, не всегда заинтересовывают СМИ.

Для того, чтобы объединить все подразделения ДОСААФ и для еще большей популяризации деятельности организации в марте-мае 2014 года появился еще 21 сайт ДОСААФ, теперь из 31. Сайты есть у следующих подразделений: Красноярский АСК, Красноярская ОТШ, Краевой стрелковый спортивно-технический центр, Минусинская автомобильная школа, Ачинская автомобильная школа, Канская техническая школа, МО г. Красноярска, МО Абанского района, МО Балахтинского район, Красноярский клуб служебного собаководства, МО г. Минусинска, МО Шушенского района, МО города Лесосибирска, Енисейская автошкола, Районный спортивно-технический центр п. Казачинское, МО г. Шарыпово, Шарыповская техническая, МО г. Назарово, МО Идринского района, МО г. Сосновоборска, МО Манского района, МО Ужурского района, МО Краснотуранского района, МО г. Сосновоборска, МО г. Канска, МО Партизанского района. [Список сайтов ДОСААФ: [Электронный ресурс]. URL: http://dosaaf24region.ru/novosti/704-2014-05-27-06-40-38]. Создание базы сайтов способствует улучшению взаимосвязи организации военно-патриотической направленности с обществом, также для СМИ больше информации в открытом доступе.

В результате анализа исследований, посвященных коммуникации ДОСААФ с обществом было выявлено, что основной моделью взаимодействия является модель информирования. Более того, данная модель предлагается авторами как основная в решении проблемы эффективного взаимодействия, популяризации патриотического воспитания. Между тем, в настоящее время модель информирования (односторонняя коммуникация), осуществляемая посредством сайтов и СМИ, является недостаточно полноценной для выявления восприятия информации, а также эффективного управления коммуникацией на основе двустороннего коммуникационного взаимодействия.

В нашей работе мы попытались выявить положительные и отрицательные аспекты взаимодействия СМИ и военно-патриотических организаций Красноярского края. Результаты исследования нацелены на улучшение взаимодействия СМИ и современных военных структур.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Согласно исследованию, для всестороннего освещения деятельности патриотических организаций необходим комплексный подход. Ряд авторов (Е.И. Демидов, В.К. Криворученко, Л.В. Кокуева, А.С. Макаренко и другие) считают, что для патриотического воспитания молодежи необходима идеологическая система развития общества. Но в ходе опросов мы выявили инновационные методы, приемы, благодаря которым возможна популяризации патриотического воспитания общества. Для улучшения ситуации в этой сфере необходимо взаимодействие с интернет-пространством и СМИ с целью создания материалов про «героизацию» и «патриотизацию» различных эпох, добрых дел и событий; героев современных будней; расширение спектра человеческих личностей, воспринимаемых как выдающиеся и патриотические.

2. В настоящее время существует разрыв между областями знаний, актуальных для темы данного исследования. С одной стороны – исследования ученых, журналистов об историческом развитии ДОСААФ под воздействием партийных органов, с другой – теоретические модели и современные подходы взаимодействия организации и общества. В нашей работе сделана попытка устранения данного дефицита путем рассмотрения результатов исследования в ракурсе актуальной концепции взаимодействия со СМИ.

В перспективе рассмотренная модель взаимосвязи организации с обществом могла бы быть реализована через долгосрочные совместные проектно-исследовательские работы ДОСААФ и заинтересованных в развитии направления патриотического воспитания. В данной работе созданы предпосылки для реализации этой модели (организация сетевого взаимодействия). Логическим продолжением данного исследования может быть создание новых проектов с целью популяризации ДОСААФ и взаимодействия организации со сферой журналистики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Абдуллатипов. Р.Г. Феномен патриотизма в условиях рынка. М: Знание, 2008. С. 28

Авдеев А.А. Военно-патриотическое воспитание: [сайт]. URL: http://www.pandia.ru/text/77/251/86379.php

Авиационно-спортивный клуб ДОСААФ: [сайт]. URL: http://www.mansky.ru/

Акпаров В.В. Подрастающее поколение в условиях глобализации. Новосибирск, 2012. С. 21.

Аксенова Н.П., Алиева С.А., Зайчиков А.Н. Педагогические основы воспитания патриотизма у допризывной молодежи в период становления Российской государственности. М: Знание, 2008. С.11-23.

Анонс «Пройдет открытие сезона по автокроссу»: [сайт]. URL: http://krsk.kp.ru/online/news/1435798

Анохин А.И., Отчизны верные сыны, М.: 2010. С. 10.

Береберян А.С. «Воспитание чувства патриотизма у старшеклассников как психолого-педагогическая проблема», М.: 2011. С. 10.

ВСТК «Патриот»: [сайт]. URL: http://www.patriot24.ru/o-nas

Группа ДОСААФ «ВКонтакте»: [сайт]. URL: http://vk.com/dosaaf24

Гусар С.В., Колесников А.В. «Гражданская ответственность и его роль в обеспечении защиты от чрезвычайных ситуаций» (М.: 2013. С. 17).

ДОН: [сайт]. URL: http://dobrovol.info/

ДОСААФ: [сайт]. URL: http://dosaaf24region.ru//

ДОСААФ. Показательные выступления ОМОН: [сайт]. URL: http://dosaaf24region.ru/novosti/450--lr

Дьяченко А.С., ДОСААФ, конкурс «Мой первый прыжок с парашютом», 2014: [сайт]. URL: http://dosaaf24region.ru/novosti/708-2014-05-29-04-03-07)

Дьяченко А.С. Лекция на ТИМ «Бирюса» о том, как писать пресс-релиз: [сайт]. URL: http://dosaaf24region.ru/novosti/448--qq-

Ерофеев В. Энциклопедия русской души (URL: http://lib.ru/EROFEEW_WI/encyclopedia.txt

Ешев М.А. Патриотизм как ценностный ориентир студенческой молодежи: [сайт]. URL: http://www.dissercat.com/content/patriotizm-kak-tsennostnyi-orientir-studencheskoi-molodezhi

Информационное агентство 1-Line, 2014: [сайт]. URL: http://www.iapress-line.ru/lenta-dnya/item/33251-total

Касимова Т.А., Исакова А.А. Российский патриотизм сегодня: [сайт]. URL: http://observer.materik.ru/observer/N7_2004/7_01.htm  

КГТРК, Парад Победы, 2014: [сайт]. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=1532232

Корконосенко С.Г. Социология журналистики. М.: Аспект Пресс, 2004. С. 14.

Кузьмин О., военно-патриотический фестиваль «Сибирский щит», газета «Наш Красноярский край», 2014: [сайт]. URL: gnkk.ru/news/in-krasnoyarsk-defender-of-the-fatherland-day-noted-the-military-sports-festival.html

Курбатова Г. «Патриотическое воспитание молодежи в современных условиях». Патриоты России, 2012: [сайт]. URL: http://patriot-usolie.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=58&Itemid=41

«Легион» ДОСААФ: в лагерь требуются вожатые: [сайт]. URL: http://www.dosaaf24region.ru/novosti/415--qq

Местное отделение ДОСААФ Абанского района: [сайт]. URL: http://abandosaaf.ru/

Мешкова С.И. Методический подход к анализу проблемы разработки системы военно-патриотического воспитания. М: ПТр СЭ, 2002. С. 42)

Молодежные центры края: [сайт]. URL: http://www.molodkrsk.ru/struct/mun_mc/

МЧС России: [сайт]. URL: http://www.mchs.gov.ru/

Нечаев А. Зарница. ГТО. газета «Городские новости», №20 (2920), 2014. С.10.

смотр-конкурс «Георгиевская лента». Пресс-Агенда, 2014: [сайт]. URL: http://pressagenda.com/krasnoyarsk/65768

Объединено-техническая школа ДОСААФ: [сайт]. URL: http://dosaaf24.ru/index

ОМОН УТ МВД по СФО: [сайт]. URL: http://sibfout.mvd.ru/news/item/2138518/

Опалев А.В. Военно-патриотическое воспитание будущих инженеров: [сайт]. URL: http://www.gramota.net/articles/issn_1993-5552_2008_4-2_72.pdf

Пресс-релиз «Под Красноярском высадится парашютный десант»: [сайт]. URL: http://news.mail.ru/inregions/siberian/24/society/12898790/?frommail=1

Союз десантников России: [сайт]. URL: http://sdrvdv.ru/vse-o-soyuze-desantnikov

Список сайтов ДОСААФ: [сайт]. URL: http://dosaaf24region.ru/novosti/704-2014-05-27-06-40-38

СТС-Прима, 2012: [сайт]. URL: http://www.prima-tv.ru/news/30460-desantniki_ustroili_draku_vozle_torgovogo_centra_provocirovali_prokhozhikh_i/

Телекомпания ТВК, «Случай дедовщины в Красноярском крае. Из Ачинской части сбежал солдат», 2012: [сайт]. URL: http://www.tvk6.ru/video/4309 

Телекомпания ТВК, «Солдаты, заболевшие пневмонией в Ужурской ракетной дивизии, идут на поправку», 2013: [сайт]. URL: http://www.tvk6.ru/video/1059.

Федеральное архивное агентство, 2011: [сайт]. URL: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.

Центр «Патриот», 2014: [сайт]. URL: http://xn--24-6kc6a4adipd.xn--p1ai/

Центральный сайт ДОСААФ: [сайт]. URL: http://www.dosaaf.ru/home/istoriya

Щит Отечества: [сайт]. URL: http://www.fond-pvogb.ru/o_kompanii

Приложение А

Эммин Бабаев: «Военному комиссариату необходим пиар»

Старший помощник начальника отделения учета граждан, подлежащих призыву, Военного комиссариата Красноярского края Эммин Бабаев на интервью рассказал о проблемах, связанных с военно-патриотическим воспитанием молодежи и освещением этой темы в СМИ.

– Расскажите, с какими трудностями сталкивается Краевой военковат?

– Зачастую причина в устаревшей системе работы Краевого военкомата. Например, у нас нет человека, который занимается пиаром. А освещать нашу деятельность необходимо! Взаимодействовать с прессой по поводу, например, призыва, важно. Популяризация службы в армии нужна, чтобы больше молодежи приходило в армию, ведь в связи с неспокойной обстановкой в мире всегда надо быть на готове, военные конфликты могут произойти и в нашей стране в любой момент. А что делают, например, на ТВ? Показывают в негативном свете прохождение службы в армии. Нагнетают. Устрашают.

– Какой из последних сюжетов Вам запомнился?

Случай был у нас год назад. В Норильске красноярские призывники решили сбежать на выходные со службы, но деньги у них закончились, а жилье там дорогое, питание тоже. Вот они и пожаловались родителям, что голодом их в армии морят, жить им негде… А зачем нужно было сбегать из, хоть и временного, но «дома»? Так вот эти родители созвали прессу, сделали множество негативных сюжетов. Но мало кто упоминает положительные моменты. С каждым годом армия модернизируется, появляются инновационные технические системы, телефоны, Интернет, новая форма, питание на хорошем уровне. И почему о призыве так мало публикаций в прессе? Показывают по ТВ 45 секунд: «Начался весенний призыв 2014»… И все. Покажите, какие условия у призывников, расскажите о престиже службы в армии, о том, как надо Родину защищать. Воинский долг – важен. Но нет же, по телевидению сюжет на 3 минуты покажут о том, как трубу прорвало…

– Как вы решаете вопрос о взаимодействии со СМИ?

Да, проблемы в плане открытости Краевого военкомата есть. Нет, мы не закрыты, как раньше, от общества, нашу работу пиарить можно и нужно, но некому этим заниматься, и сайта пока нет, да и Интернет слабый. Мы среди сотрудников распределяли обязанности по освещению нашей деятельности – кто-то комментарии прессе дает, кто-то помогает в организации военно-патриотических мероприятий. Мы с ТВ «Енисей» договаривались, чтобы они раз в неделю делали сюжеты про военную службу. И что? Пару раз поснимали. И всё. Видимо, скандала какого-нибудь ждут. Как и везде.

Текст: Александра Дьяченко

Технология и специфика формирования информационного сопровождения общественных организаций военно-патриотической направленности