Контроль самостоятельной работы студентов
Содержание
Актуальность проблемы контроля связана с достижением в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения, благодаря чему расширилась сфера приложения контроля, возросли его возможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс, возникли условия для рационализации самого контроля как составной части этого процесса. По мнению Ф.М. Рабиновича, преподавателю при подготовке к занятию необходимо помнить, что поиски необходимых форм контроля и его организация - это важнейшая задача педагога. Кого, когда, сколько обучающихся, по каким вопросам, при помощи каких средств нужно спросить и оценить - всё это должно быть продумано преподавателем при подготовке к занятию. Наряду с этим следует продумать, чем должны заниматься обучающиеся во время опроса их товарища. У каждого преподавателя должна быть своя система контроля, она должна включать разнообразные средства и приёмы работы, чтобы обучающиеся понимали, что педагог постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения знаниями [1]. В.И Гинецинский считает, что основные недостатки при осуществлении контроля знаний: неправильное понимание его функций, не оправдано переоценивается его роль в процессе обучения, контроль превращается в самоцель на занятии; использование однообразных методов контроля; субъективизм в выставлении оценок, отсутствие чётких, обоснованных критериев [2]. Для устранения этих недостатков необходимо организовывать контроль, соответствующий теме занятия и его целям. Из сказанного ясно, почему контроль в обучении приобретает особое значение и требует более полного теоретического обоснования. Актуальность проблемы, соответствие ее современным тенденциям развития образования, определили тему дипломной работы: «Организация контроля самостоятельной работы на теоретическом занятии в колледже по теме: «Общее устройство ДВС». Объектом исследования выступает контроль самостоятельной работы студентов в процессе обучения. Предмет исследования - методика организации контроля самостоятельной работы студентов на теоретическом занятии. Цель данной работы проанализировать способы контроля самостоятельной работы студентов и реализовать их при проектировании теоретического занятия по теме: «Общее устройство ДВС». Постановка цели исследования обусловила необходимость решения следующих взаимосвязанных задач:
Цель и задачи работы обусловили выбор ее структуры. Работа состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка использованной при написании работы литературы, приложений. Такое построение работы наиболее полно отражает логику излагаемого материала. При написании работы были использованы научные труды таких авторов как Бабанский Ю.К., Болотина Л.Р., Гинецинский В.И., Горчев Ю.А., Питюков В.Ю., Рабинович Ф.М. и др., что обусловило подробное раскрытие выбранной темы работы.
1.1 История возникновения проблемы выбора способов организации контроля самостоятельной работы студентов на занятиях Элементы контроля успеваемости известно было с древности. Как отмечает А.Е. Жураковский, вопросы контроля за воспитанием обсуждались в работах мыслителей античности. Так, в педагогической деятельности Сократа обучение носило характер поучающих бесед знающего с незнающим, где постигалась истина. Сведения о контроле обнаруживается и в первом педагогическом сочинении, дошедшем до нас, Квинтилиана М.Ф. «О воспитании оратора». В средневековье проводились контрольно-проверочные занятия, где опрос осуществлялся в устной форме. Но контроль знаний в средневековых университетах осуществлялся главным образом в процессе экзаменов. В XVII веке впервые идею всестороннего контроля знаний умений и навыков теоретически обосновал Я.А.Коменский в своей работе «Великая дидактика». Он сформулировал правило, устанавливающие порядок контроля знаний обучающихся, которые состоят в том, что педагог на каждом занятии проверяет задания, а в конце учебного года проводятся переводные экзамены[3]. Становление системы контроля Российского образования связано с периодом реформ Петра I. Начало экзаменам было положено при Петре I. Большой вклад в разработку системы контроля над учением внес К.Д.Ушинский. Проблемы организации контроля знаний разрабатывались не только в его теоретических произведениях, но и успешно осуществлялись в процессе практической педагогической деятельности. Он ввел выпускные и переводные экзамены, определив четкие сроки из проведения и количество баллов, достаточное для перевода в высший класс. Появившиеся в 30-х годах XX века теоретические работы и официальные документы рассматривали различные аспекты контроля и Среди методов контроля выделяют: устную проверку, проверку письменно-графических работ и проверку практических работ [22] (рисунок 1.3). Рисунок 1.3 Методы контроля (по В.Ю. Питюкову) Целесообразно обобщить виды самостоятельной работы и виды, формы, методы, средства контроля для выбора эффективного их сочетания (таблица 1.1). На нашем занятии студенты выполняют упражнения в группах. Контроль текущий, групповой, устный, безмашинный. Таблица 1.1 Контроль самостоятельной работы
Выводы по первому разделу В данном разделе представлен анализ понятия «контроль», его виды, формы, методы и средства его организации. Проанализирована сущность и виды организации самостоятельной работы студентов на занятии. Применительно к теме теоретического занятия «Общее устройство ДВС» выделен вид самостоятельной работы упражнения в группах. Характеристики контроля текущий, групповой, устный, безмашинный. Для качественного проведения теоретического занятия в колледже необходимо провести анализ работы учебного заведения и требования безопасности труда при работе в кабинете.
3.1 Содержание и структура теоретического занятия в колледже Согласно положению статьи 23 Закона «Об образовании» образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: 1) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми; 2) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования; 3) профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования; 4) образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность [38]. В нашем случае речь пойдет о конкретном учебном заведении ГБОУ СПО (ССУЗ) «Южно-Уральский многопрофильный колледж». Стратегической целью развития колледжа является - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Колледж предоставляет обучение по следующим направлениям и специальностям:
В данной работе рассматривается направление подготовки 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Характеристика направления раскрывается в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ среднего профессионального образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса. Основные требования государственного образовательного стандарта представлены в содержании учебного плана. Учебный план это документ, определяющий состав учебных дисциплин, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени. Учебный план содержит перечень изучаемых учебных дисциплин, их распределение по годам обучения и количество часов на каждую дисциплину. Учебный план по направлению подготовки 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» содержит профессиональный модуль ПМ.01.«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта». Для данного модуля разработано теоретическое занятие. Теоретические занятия направлены на усвоение обучающимися значительного объема теоретического учебного материала. Они бывают разных типов в зависимости от поставленных целей: сообщение новых знаний, систематизация и обобщение материала, контроль и коррекция, применение знаний, комбинированный. В колледже традиционно используются комбинированные теоретические занятия. Структура теоретического занятия: организационная часть, сообщение темы и цели, изложение нового материала, закрепление его путем опроса обучающихся, работа по усвоению теоретических знаний в виде решения технических задач и упражнений. В соответствии с представленной структурой разработано теоретическое занятие по теме «Общее устройство ДВС» 4.2 Методика проведения теоретического занятия по теме «Общее устройство ДВС» с применением способов организации контроля самостоятельной работы студентов Планирование работы преподавателем - необходимый элемент его деятельности. Тщательное планирование поможет ему целенаправленно и своевременно решать стоящие перед обучением задачи. Для того чтобы провести занятие мы разработали следующие документы: календарно-тематический план (приложение А), план занятия (приложение Б). Календарно-тематический план - план, который составляется по одной из учебных дисциплин (учебному предмету) и включает перечень тем, задачи их изучения, количество отводимых на темы часов, определение типа занятия, межпредметные связи, методическое обеспечение. Работа по календарному плану гарантирует выполнение программ, предохраняет обучающихся от перегрузок. Это распределение по занятиям учебного материала каждой темы. Календарно-тематический план позволяет своевременно организовать повторение материала, предусмотреть работу с программным обеспечением к каждому занятию, самостоятельную работу обучающихся, продумать для них индивидуальные задания. Такой план дает возможность учителю заранее готовиться к различным видам работы на занятии. После заполнения календарно-тематического плана, преподаватель приступает к составлению плана занятия. Цель планирования занятия - привести в систему всю подготовительную работу, так организовать учебный процесс, чтобы создать оптимальные условия для решения учебно-воспитательных задач. Представим методику проведения занятия по теме «Общее устройство ДВC». 1. Организационный момент. Занятие начинается своевременно. Преподаватель приветствует присутствующих, тем самым привлекает к себе внимание, проводит перекличку, отмечает присутствующих. За это время студенты настраиваются на занятие. Организационный момент проводится для того, чтобы активизировать умственную деятельность студентов. С ее помощью обеспечивается психологическая настройка обучающихся на восприятие и усвоение нового учебного материала. Беседа способствует пониманию значения предстоящей работы, формирует представления о ее содержании, специфике и особенностях. Именно поэтому организационный момент является важным элементом, он строго направлен к основной цели к подготовке студентов к изучению нового материала. Кроме того, преподаватель объясняет порядок работы на занятии. На организационный момент отводится примерно 3-5 минут. 2. Опрос по теме «Классификация ДВС» При опросе используется устный метод контроля. В качестве средств используется доска и мел. На опрос отводится примерно 10 -15 минут. При устном опросе преподаватель задает: «По каким параметрам классифицируются двигатели тракторов и автомобилей?». При необходимости задает дополнительные либо по-другому формулирует их, если студент затрудняется ответить или отвечает неполно, неточно, может задать тот же самый вопрос другому студенту. Преподаватель наталкивает на верный ответ, корректирует его. Это позволяет студенту осознать, насколько полно и верно он изложил ответ на вопрос.
4.3 Методические рекомендации по организации и проведению контроля самостоятельной работы на теоретическом занятии В качестве методических рекомендаций по организации и проведению контроля самостоятельной работы на теоретическом занятии можно выделить следующие:
Также следует отметить что, контроль над ходом самостоятельной работы, по мнению Н.Е Ковалева, должен осуществляться при соблюдении следующих правил:
Данные рекомендации реализуются при проведении проектируемого занятия для повышения его эффективности и качества подготовки будущих специалистов в целом. Выводы по четвертому разделу Представленная разработка методики проведения теоретического занятия по теме «Общее устройство ДВС» содержит выбранные способы контроля самостоятельной работы студентов на занятии: текущий устный контроль за выполнением студентами упражнения в группах. Методические рекомендации позволят организовывать контроль самостоятельной работы студентов на занятии эффективнее.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил констатировать, что проблема организации контроля самостоятельной работы актуальна и современна в настоящее время. В работе рассмотрены позиции ученых по вопросам сущности контроля, его видах, методах, средствах и формах осуществления на занятиях. Проанализирована сущность понятия «самостоятельная работа», ее виды и уточнено понятие «контроль самостоятельной работы». Определена позиция автора в данных вопросах. Проведен анализ и выделены методы контроля самостоятельной работы студентов. Они применены при проектировании теоретического занятия по теме «Общее устройство ДВС». Анализ экономических показателей работы колледжа позволил констатировать, что колледж обладает необходимым материальным и кадровым оснащением. Расчет коэффициента использования учебного времени показал, что внедрение контроля самостоятельной работы студентов на теоретическом занятии позволяет повысить эффективность использования времени. Представлена методика проведения теоретического занятия по теме «Общее устройство ДВС» с применением контроля самостоятельной работы: группового, текущего, безмашинного при выполнении упражнений студентами. Представленные методические рекомендации по реализации методов контроля самостоятельной работы студентов на занятии позволят эффективно реализовывать различные формы и способы контроля самостоятельной работы на занятии. В целом можно отметить, что поставленные задачи решены, цель дипломной работы достигнута.
Приложения |