Урок по теме «Лист – часть побега, его внешнее и внутреннее строение»
Урок по теме «Лист – часть побега, его внешнее и внутреннее строение».
Цель:
Сформировать понятия, связанные с морфологией листа, познакомить учащихся с элементами внутреннего строения листа, дать представления о взаимосвязи внутреннего строения листа с выполняемыми функциями.
Задачи:
Познакомить с особенностями внешнего и внутреннего строения листа
Формирование понятий «простые листья» и «сложные листья»
Дать представление о взаимосвязи клеточного строения листа с выполняемыми листом функциями.
Продолжать развивать навык выполнения лабораторной работы
Формировать бережное отношение к природе.
Оборудование: Учебник, приложения 1-5 в электронном виде, индивидуальные раздаточные инструкции для лабораторной работы
Ход урока:
Контроль знаний
Фронтальная беседа.
Что такое побег? Из каких частей он состоит?
Назовите функции частей побега.
Какие различают виды почек?
Чем отличаются вегетативная почка от генеративной?
Изучение нового материала
Вопрос классу: Что такое лист?
Объяснение учителя:
Лист как любой орган растения имеет определенное строение. Рассмотрим внешнее строение листа, черешок, листовая пластина, основание, прилистники, жилки. (приложение 1)
Листья разных растений отличаются друг от друга:
1.наличием черешка - черешковые, сидячие, влагалищные (приложение 2)
2.жилкованием - сетчатое, дуговое, параллельное, пальчатое (приложение 3)
3.формой листовой пластины и количеством листовых пластин на черешке. Простые и сложные листья. (приложение 4)
Лабораторная работа «Внешнее строение листа». (выполняется детьми на уроке 10 минут)
Цель: Изучение внешнего строения простых и сложных листьев.
Оборудование: 1. Комнатные растения: пеларгония, традесканция.
2. Гербарий листьев акации, берёзы.
Ход работы:
1. Рассмотрите лист комнатного растения пеларгонии. Найдите части листа.
Зарисуйте в тетради и надпишите их.
2. Рассмотрите жилки на листовой пластинке пеларгонии и традесканции.
Определите типы жилкования.
3. Рассмотрите в гербарии листья акации и берёзы. У какого растения простые листья, а у какого сложные. В чём их отличие друг от друга.
4. Запишите результаты в таблицу.
Жилкование листа |
Простой или сложный лист |
Пеларгония |
Традесканция |
Акация |
Берёза |
5.Сделайте вывод о сходстве и различии строения простых и сложных листьев.
Объяснение учителя с элементами беседы:
Лист имеет сложное внутреннее строение. ( приложение 5)
1.Строение кожицы листа и ее функции. Строение и роль устьиц.
Транспирация.
Вопрос: Как вы думаете, когда и для чего происходит транспирация?
2.Строение мякоти листа. Взаимосвязь строения зелёных клеток с функцией фотосинтеза.
Вопрос: Какую форму имеют зелёные клетки? Как расположены? Каково значение межклетников?
3.Строение и функции проводящих пучков. Отличие сосудов от ситовидных трубок.
Работа с учебником
Задание классу: Учитывая функции кожицы, зелёных клеток листа, и проводящих пучков подумайте и скажите, какими тканями они образованы.
Заполните таблицу:
Ткани |
Кожица |
Столбчатая и губчатая паренхима |
Сосуды и ситовидные трубки |
Лубяные волокна |
Вопросы на закрепление (фронтальная беседа)
1.Что такое лист и какова его функция?
2. Каково внешнее строение листа?
3.Какие клетки образуют листовую пластинку?
4. Какую функцию выполняет кожица листа?
5. Что такое устьица, где они расположены и какова их функция?
6. В каких клетках листа находятся хлоропласты?
7. Из чего состоят проводящие пучки и какую функцию они
выполняют?
Подведение итогов и задание на дом.
Определить виды жилкования и листорасположение листьев комнатных растений: традесканции, сенполии, аспидистры, гортензии, хлорофитума и др. Записать данные в виде таблицы.
Название растения |
Жилкование |
Листорасположение |
(Приложения составлены по материалам интернет ресурсов.)