ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КОМПОЗИЦИОННОГО ПОСТРОЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО НАТЮРМОРТА УЧАЩИМИСЯ 5-7 КЛАССОВ
38
МИНИСТЕРСТВО ОБАРЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Факультет социально-культурных коммуникаций
Кафедра социально-художественного образования
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КОМПОЗИЦИОННОГО ПОСТРОЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО НАТЮРМОРТА УЧАЩИМИСЯ 5-7 КЛАССОВ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на соискание степени «бакалавр»
050100.62
Исполнитель: Матвеенко Анна Евгеньевна студентка группы Б-1031______________
Научный руководитель: Васьковский К.К.
ст. преподаватель _______________
Зав. кафедрой: Белошапка Г.И.
к.п.н., доцент _________________
Дата допуска к защите: «___»______2015 г.
Оценка ___________________________
Протокол № ___от «___»__________2015 г.
Сургут 2015 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..….…….…3
ГЛАВА 1. Теоретико-методические основы композиционного
построения тематического натюрморт
1.1 Анализ содержания тематического раздела «натюрморт» в школьных программах ИЗО ………………………….……………………………….…..6
1.2 Содержание этапов исполнения композиции тематического натюрморта……………………………………………………………………14
1.3 Формирование навыков композиционного построения в этапах исполнения тематического натюрморта………………..……………………19
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа с учащимися 5-7 классов по освоению навыка композиционного построения тематического натюрморта
2.1 Диагностика исходного уровня освоения навыков композиционного построения тематического натюрморта учащимися 5-7 классов………….42
2.2 Разработка серии уроков по теме «Тематический натюрморт», направленных на формирование навыка композиционного построения учащимися 5-7 классов…………………………………………………..…..55
2.3 Экспериментальная проверка эффективности результатов исследования………………………..…………………………………………57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..….……62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….…….65
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………..….………69
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы нашей исследовательской работы состоит в том, что одной из важнейших задач образования является всестороннее развитие личности ребенка, в том числе эстетическое воспитание подрастающего поколения. Эстетическое воспитание- это сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, овладевая различными видами художественной деятельности. Изобразительная деятельность - специфическое, образное познание действительности, которое может идти различными путями. Осуществляющий художественно-эстетическое обучение и развитие учеников, учитель изобразительного искусства должен формировать и развивать их художественное восприятие, через практическую, творческую деятельность, совершенствовать изобразительные умения и навыки. Одним из видов изобразительного искусства является натюрморт - «тихая жизнь», изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу.
В данной исследовательской работе будут показаны большие потенциальные возможности одного из самых выразительных жанров изобразительного искусства натюрморта для формирования навыка композиционного построения у учащихся среднего звена обучения. Таким образом, актуальность темы научной работы заключается в необходимости расширенного изучения в современном образовательном процессе данного жанра искусства, обоснования его значения для формирования навыка композиционного построения в процессе исполнения тематического натюрморта учащимися 5-7 классов.
Знакомство детей с натюрмортом можно начинать уже в 3-4 года. Основная задача педагога на этом этапе - вызвать интерес у детей, удовольствие и эмоциональный отклик на узнанные в изображении знакомы предметы, радость от встречи с прекрасным, желание любоваться картиной и рассматривать ее внимательно. Ребенок должен получить общие представления о том, что картины рисует художник, чтобы порадовать нас, доставить нам удовольствие, обратить внимание на красоту окружающих нас предметов, их свойства.
Проблема формирования навыка композиционного построения в процессе исполнения тематического натюрморта учащимися 5-7 классов актуальна и обусловлена необходимостью формирования у них ряда композиционных приемов, способных обеспечить процесс воплощения содержания его сюжетно-тематического образа.
Актуальность проблемы и ее практическая значимость определили выбор темы данного исследования: «Формирование навыков композиционного построения в процессе исполнения тематического натюрморта учащимися 5-7 классов»
Цель исследования. Теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность использования методики формирования навыков композиционного построения в процессе исполнения тематического натюрморта учащимися 5-7 классов
Объект исследования. Процесс исполнения тематического натюрморта
Предмет исследования. Формирование навыков композиционного построения тематического натюрморта
Гипотеза исследования определялась исходя из предположения о том, что освоение навыков композиционного построения натюрморта учащимися 5-7 классов создает условия достижения ими более высокого уровня художественных достоинств работ и приобретение опыта эстетически окрашенного восприятия окружающей их предметной среды.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
- Анализ содержания раздела «натюрморт» в учебных программах по изобразительному искусству следующих авторов: Б.М.Неменский, Т.Я. Шпикалова, В.С. Кузин;
- Рассмотреть особенности формирования навыков композиционного построения в процессе исполнения тематического натюрморта у учащихся 5-7 классов
- Разработка серии занятий по разделу «натюрморт» для эффективного формирования навыков композиционного построения тематического натюрморта учащимися 5-7 классов ;
4. Организовать деятельность с учащимися 5-7 классов по разделу "натюрморт", направленной на формирование навыков композиционного построения в процессе исполнения тематического натюрморта учащимися 5-7 классов
Теоретической основой выпускной квалификационной работы являются труды отечественных методистов, художников-педагогов реалистической направленности, учителей-практиков, отвечающие концепции исследования.
Методологическую основу исследования составили: положения методики изобразительного искусства, композиции и декоративно-прикладного искусства; положения теории творчества и художественной деятельности личности (Б.М.Неменский, Т.Я. Шпикалова, В.С. Кузин и др.)
Методы исследования для достижения цели, решения поставленных задач был использован комплекс теоретических исследований (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.)
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы в количестве источников, приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИОННОГО ПОСТРОЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО НАТЮРМОРТА
1.1 Анализ содержания тематического раздела «натюрморт» в школьных программах ИЗО
Целью данного параграфа является анализ и сравнение содержания тематического раздела «натюрморт», который реализован в программах по изобразительному искусству таких авторов, как: Б.М. Неменский, В.С. Кузин, Т.Я. Шпикалова.
На протяжении долгого времени, рисование является одним из важнейших средств эстетического воспитания детей. Оно позволяет выразить свое представление об окружающей среде, что в свою очередь служит для создания положительного эмоционально настроя. Возможность развития фантазии и воображения у детей так же позволяет формировать и закреплять знания о форме и цвете. Систематическое, целенаправленное и тактичное руководство со стороны учителя напрямую способствуют правильному и эффективному формированию знаний умений и навыков не только в области изобразительного искусства, а так же их дальнейшему развитию. Свобода в выборе и возможность рисовать всё, что вызывает искренний интерес, эмоциональный отклик у ребенка позволяет не только поделится впечатлениями и чувствами с окружающими, а так же показать их.
В основе концепции обучения изобразительному искусству лежат следующие принципы:
- обучение изобразительному искусству направлено на самовыражение и развитие личности, а затем на приобщение к образцам мировой художественной культуры.
- авторство ученика изначально первично: сначала он выступает в качестве создателя своего произведения, а лишь затем анализирует и соотносит результаты собственного творчества с работами других учеников, мастеров искусства.
- в ходе обучения искусству школьнику необходимо овладеть различными ролевыми позициями: «автор», «зритель», «критик», «искусствовед», «живописец», «график», «скульптор», «дизайнер» и т.д.
- любые виды учебной деятельности на уроке должны носить личностный смысл, согласовываться с интересами ребенка, сориентированы на реальное их использование в жизни ученика.
- развитие интереса к искусству и художественного вкуса строится на основе имеющегося личностного опыта творческой деятельности, сформированных собственных эстетических эталонов, освоения языка искусства.
- учитель и ученик должны совместно согласовывать цели образовательного процесса
- в ходе обучения изобразительному искусству необходимо как можно больше предоставлять детям свободу выбора: создания замысла творческой работы, вида деятельности, художественных материалов, индивидуальной или групповой работы, сложности выполнения творческой задачи, формы домашнего задания и т.д.
- обучение искусству необходимо согласовывать с творческой избирательностью ребенка (предпочтениям к видам деятельности, материалу, личностным смыслам и т.д.).
- на начальных этапах учитель показывает ученикам различные приемы изобразительной деятельности, а впоследствии дети, овладевая ими, формируют собственный опыт художественной и учебной деятельности.
- процесс обучения собственно изобразительной деятельности необходимо сразу строить на основе анализа познавательных и творческих стратегий, управляя, таким образом, развитием знаний, умений и навыков.
- в процессе изучения изобразительного искусства необходимо развивать различные виды рефлексии: результаты собственной деятельности и процесс творчества, способы управления своими действиями, а также восприятие художественного произведения (замысла, средств выразительности, эстетической ценности, принадлежности к определенной эпохе, направлению и стилю искусства и т.д.).
Задача специальных учебных заведений - обучать и готовить будущих как художников, так и математиков, химиков, физиков и других специалистов различных областей науки. Именно поэтому изобразительное искусство в школе в большей степени рассматривается как специальный, а не общеобразовательный предмет. Но в общеобразовательной школе каждый предмет как в отдельности, так и все вместе они представляют единую систему, которая способствует гармоничному и всестороннему развитию учащихся. Каждый из общеобразовательных предметов должен решать и реализовывать ряд задач направленных на формирование и развитие тех или иных ЗУНов. Таким образом в задачу занятий изобразительным искусством входит как художественное, так и эстетическое воспитание.
Помогать детям познавать окружающую действительность, учить видеть и эмоционально откликается на события окружающей реальности - вот одна из главных задач изобразительного искусства. Так же обучение изобразительному искусству предполагает развитие зрительного восприятия учащихся и формирование у них умения осознавать увиденное.
Занятие рисованием помогает в практической жизни человека, учит пользоваться рисунком в трудовой деятельности, в общественно полезной работе, а также дает учащимся знание элементарных основ реалистического рисунка. Оно знакомит учащихся с основными техническими приемами работы, воспитывает аккуратность и настойчивость в работе. а также развивает творческие способности учащихся, пространственное мышление, образное представление и воображение, дает верное направление их эстетическому восприятию мира.
Для реализации учебных и воспитательных задач, учителю нужно держаться единой методической системы и использовать разные педагогические приемы в обучении детей. В этой работе учителю помогают школьные учебные программы по изобразительному искусству.
Основные авторы, разработавшие учебные программы по Изобразительному искусству для школы, В.С.Кузин, Б.М. Неменский, Т.Я. Шпикалов. Программы являются тем документом, который на основании всего опыта школы последних достижений педагогической и психологической науки, указывает содержание обучению ИЗО в каждом классе, виды занятий, объем учебного материала по каждому виду занятий и по каждой теме. Весь учебный процесс учитель должен строить на основе программы, творчески подходить к годовому тематическому планированию. Каждая учебная программа имеет свою специфику преподавания изобразительного искусства.
Программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, целью которого является формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной, созданной многими поколениями. Данная программа включает в себя все основные виды искусства: графику, живопись, архитектуру, скульптуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются вместе с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основ видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: изобразительного, декоративного и конструктивного.
Эти виды художественной работы становится основой для деления визуальных и пространственных искусств на следующие виды: конструктивное искусство архитектура, дизайн; изобразительное искусство живопись, скульптура, графика; различные ДПИ. При создании любого произведения искусства присутствует каждый из видов деятельности одновременно. И поэтому они становятся основой для объединения в единую систему всего разнообразия видов изобразительного искусства, разделимую не принципом перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.
Главный смысловой стержень программы - это влияние искусства на всю жизнь человека, роль и значение искусства в повседневном существовании человеческой личности, ее общественной жизни. Программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» для основной школы строится как продолжение и развитие программы для начальной школы.
Пятый класс, посвящен освоению декоративных видов искусства, где сохраняется наглядный естественный и практический смысл для детей, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Ясная образность, игровая атмосфера, художественный язык, характерный для форм народного формам, наилучшим образом соответствуют психологическим особенностям личности ребенка. Данная программа этого года обучения осуществляется с использованием акцента на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
В шестом классе, в основу тематического деления учебного года положен жанровый принцип. Во второй четверти изучается тема «Мир наших вещей. Натюрморт». Этот тематический раздел включает в себя восемь уроков посвященных жанру «натюрморт». Происходит знакомство школьников с многоликостью форм изображения мира вещей в изобразительном искусстве. Исполнение натюрморта в жанрах живописи, график, скульптуре, способствует освоению понятий линейной, плоскостной и объемной формы, правил изображения и средства выразительности. Композиция и образный строй в натюрморте, ритмичность пятен, пропорций, статика и динамика, беспорядок и порядок все это органично осваивается в контексте исполнения пластического образа натюрморта.
Седьмой класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Изобразительное искусство усиливает умения ощущать, сопереживать, открывать другие миры, учит живому видению жизни. Оно дает возможность проникнуть в опыт другого человека и этим изменяет собственную жизнь человека. Чтобы понять искусство необходимо совершить большую внутреннюю работу, требующую и знаний, и умений и навыков. Поэтому роль изобразительного искусства в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к наукам прикладным.
Программа построена таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о взаимосвязи искусства с жизнью. Предусматривается опора на опыт жизни детей, примеров из окружающей их реальной действительности. Важным условием освоения детьми программного материала является работа на основе наблюдения и формирования эстетических чувств по отношению к окружающей действительности. Подобный подход способствует интенсивному развитию образного мышления детей.
Одной из целей рисования в школе становится формирование в личности ученика интереса к внутреннему миру человека вообще, способности углубления в себя и понимания своих внутренних переживаний. Это становится эталоном развития способности сопереживания учеников.
Основной целью программы «Изобразительное искусство» Т.Я. Шпикаловой является развитие личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественного и мирового искусства. Особенность этой учебной программы заключается в том, что искусство открывается как особая духовная сфера, как направляемый сам в себе бесчисленный эстетический, художественный и нравственный опыт народа, как нечто общее, состоящее из народного и профессионального искусства, находящихся в постоянном взаимовлиянии.
Поэтому в содержании программы по-новому отображены связи различных художественных пластов и видов искусств, в результате чего народное искусство одновременно с профессионально-художественным выступает главным системообразующим фактором культуры. Этим предопределено включение в программу элементов народного и профессионального искусства в их гармоничном единстве на протяжении всех девяти лет обучения в основной школе.
Программу отличает открытость к художественному многообразию, обращенность к искусству и художественной культуре национального уровня, а также к ее региональным проявлениям. Освоение отечественного и зарубежного искусства рассматривается как процесс диалога культур, процесс взаимовлияния и взаимообогащения при сохранении собственного своеобразия.
Содержание программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых для концепции программы особенно значимы:
- содержательно-деятельностный подход;
- системно-комплексный подход;
- личностно-ориентированный подход;
- региональный подход.
Особое внимание в программе уделено эстетическим знаниям и художественно-творческому опыту, направленным на формирование представления о народном искусстве как части культуры и раскрывающем народное искусство как элемент совокупной культурно-этнической целостности. В программу включены следующие основные виды художественно-творческой деятельности:
- коммуникативная и ценностно-ориентированная деятельность, беседы об искусстве;
- изобразительная деятельность, живопись, графика и т.д.;
-декоративно-прикладная деятельность, элементы дизайна и архитектуры народного творчества;
- художественно-конструктивная деятельность;
- художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.
В пятом классе осваивается тема года «Природа и человек в искусстве». Во втором блоке первой четверти жанру натюрморт посвящена этническая тема «Гимн плодородию земли в изобразительном искусстве» в объеме 5 часов. В шестом классе тема года: Художественные народные традиции в пространстве культуры. В первой четверти «Великолепие цветения природы и отображение его в искусстве натюрморт» - 3 часа. В седьмом классе в первой четверти «Предметная среда человека в натюрморте» - 3 часа.
Программа Т.Я. Шпикаловой раскрывает положение о том, что эстетическое восприятие природы и все виды художественной деятельности в равной степени помогают учащимся осваивать и понимать основы художественного изображения.
Целью учебной программы В.С. Кузина является развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств и понимания прекрасного. Концепция этой программы основывается на принципах выбора основного и дополнительного содержания и связана с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. Целью программы является приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарований и творческих способностей ребенка.
Изучение изобразительного искусства на ступени общего образования по программе В.С. Кузина направлено на достижение следующих задач:
- развитие способности к эмоциональному и ценностному восприятию произведения искусства;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
- воспитание нравственных и эстетических чувств; уважение традиций народа, любви к родной природе, Родине, героическому прошлому, многонациональной культуре;
- освоение учащимися первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их появления в повседневном окружении ребенка;
- овладение школьниками ЗУН, способами художественной деятельности.
В рабочей программе В.С. Кузина в пятом классе жанру натюрморт уделяется 5 часов, в шестом классе 3 часа, в седьмом классе 5 часов.
Исходя из содержания рассмотренных выше программ, можно сделать вывод, что программы Кузина С.В. , Шпикаловой Т.Я. и Неменского Б.М. во многом совпадают в своем содержании, имеют совместимые цели и задачи и обладают сходством методических подходов. В основном, они различаются временной последовательностью изучения и объемом часов, отведенных на тематический раздел «натюрморт».
1.2 Содержание этапов исполнения композиции тематического натюрморта
Цель данного параграфа состоит в раскрытии одного из существующих методов поэтапной работы над композиционным построением живописного натюрморта.
Так или иначе все художники проходят через изучение формы предметов, светотени, перспективы, законов цвета. Великим "тренажером" в приобретении профессиональной грамоты является натюрморт, дающий начинающему художнику возможность получить основательную профессиональную школу.
Натюрморт как бы творческая лаборатория путей и методов отражения окружающего нас мира. Одни выразительны колоритом, новизной, техническим приемом, другие материальностью, светотеневым решением.
На протяжении многовековой истории изобразительного творчества шло формирование натюрморта как самостоятельного жанра, главные черты которого складываются в XVII веке.
Натюрморт органично вписывается в тематические картины или портреты, где несет большую композиционную и сюжетную нагрузку, способствует раскрытию сути происходящего, воссоздает эпоху и окружение, в котором разворачивается действие.
По своему назначению натюрморты могут быть как учебными, так и творческими. Но это вовсе не означает, что одно исключает другое. Рисуя натюрморт, учащимся приходится осваивать ряд задач самостоятельно, начиная от компоновки до завершения рисунка, а это и есть те элементы творчества, которые, в свою очередь, развивают у рисующего способность размышлять, сопоставлять, анализировать.
Рассматривая произведения старых и современных мастеров натюрморта, можно определить важную закономерность. Все атрибуты, входящие в состав постановки, так или иначе объединены содержанием, темой. Подбор вещей не случаен, каждый предмет звучит и и пластически, вместе с остальными дополняя один другого, как голоса в хоровом пении. Если, например, к столовому ножу, буханке хлеба поставить веник, то сразу станет ясно, что веник здесь лишний, а вот к ведру, табурету и тряпке он будет логическим дополнением. Художник тщательно ведет отбор предметов, ведь они призваны помогать раскрытию смысловой направленности картины, согласовываться по размеру, тону, цвету, фактуре. А это не всегда просто. Следовательно, прежде чем изображать какой-либо натюрморт, реши, что ты хочешь с его помощью сказать, какую сторону многообразной жизни отразить, чем он тебе, начинающему художнику, будет полезен с точки зрения приобретения профессионального мастерства.
Если ставить перед собой задачи, связанные с изучением конструкции, закономерностей пластики и строения формы, то и предметы нужно подбирать соответствующие. Количество предметов должно быть минимальным, не более трех. Затем постепенно, по мере овладения основами изобразительной грамоты, можно довести до четырех-пяти, параллельно усложняя смысловую и художественную нагрузку постановки.
Решая натюрморт в тоне, вначале нужно ставить предметы разнообразной тональности, контрастно их освещая. Сближенные по тону предметы, мягкие переходы светотени трудны для передачи, требуют достаточной подготовленности рисующего. На начальной стадии освоения рисунка такие постановки окажутся сложными.
Для того чтобы грамотно составить натюрморт, сначала определи его тематику, в соответствии с которой необходимо взять ряд предметов. Затем необходимо в какой-то последовательности расставить их - это один из сложных и ответственных этапов. Чтобы немного упростить задачу, можно сделать несколько небольших, примерно в размер спичечного коробка, эскизов, попробовать изобразить в разных вариантах отобранные предметы без детализации, найти прежде всего наиболее удачное решение композиции. Разрабатывая эскиз, нужно учитывать также и точку зрения, ее отдаленность, высоту, то есть место, с которого рисуется натюрморт. Таких точек может быть много, но не все из них удачны. Предметы иногда закрывают друг друга, что лишает возможности выразить в полной мере задуманное, или, наоборот, в плоскости листа может появиться много неоправданно свободного поля. Выбор места при работе над натюрмортом иногда зависит от условий освещения (по свету, против света). Уже в эскизах надо определить формат будущего рисунка. Либо это квадрат, либо лист прямоугольной формы, расположенный по вертикали или горизонтали. Сделав несколько эскизов-вариантов, определи, какой из них наиболее полно отражает выбранную тему и достоин дальнейшей разработки.
Изображение натюрморта также имеет свою определенную закономерность и последовательность. Нельзя, например, лишь начав рисунок, заниматься штудированием незначительных мелочей, если не определена еще основная, большая форма, не решена тональная и цветовая идея постановки. Это может привести к дробности рисунка, к ошибкам в пропорциональных и тонально-цветовых отношениях между предметами. Поэтому в художественной практике существует метод последовательной работы над постановками, основанный на принципе: от общего к частному и от частного вновь к обогащенному деталями общему.
Рассмотрим, исходя из этого, подробнее четыре этапа работы над натюрмортами.
I этап - композиционное размещение изображения в листе бумаги. Вопросы композиции уже решались в процессе выполнения эскизов-вариантов. Найденную композицию необходимо сохранить и перенести ее в формат листа. Для этого определяется наибольшая ширина и наибольшая высота всей постановки. Ограничив таким образом поле, в котором будет находиться изображение основных частей натюрморта, ты можешь несколькими легкими линиями наметить место каждого из предметов и плоскость, на которой они установлены.
II этап - уточнение места каждого из предметов относительно друг друга, определение их пропорционального отношения, выявление конструктивной основы формы. Решение этих вопросов требует серьезного, внимательного анализа натуры.
В каком месте находится кувшин по отношению к ложке и буханке хлеба, на сколько ширина кувшина меньше его высоты, на каком расстоянии от переднего края драпировки стоит кувшин - постоянно помнить об этих моментах, более внимательно анализировать натуру, а следовательно, быстрее приходит понимание закономерности ее строения. Для облегчения процесса построения формы предметов рисовать их лучше как бы прозрачными. Это, во-первых, даст возможность почувствовать пространственность формы, во-вторых, правильно изобразить ее на листе бумаги. Все построение нужно выполнять легкими, без нажима линиями, тогда на последующих этапах их не потребуется стирать, они органично войдут в само изображение.
Объемность, рельефность формы мы воспринимаем только при наличии светотени. Поэтому, работая над рисунком, уже на втором этапе нужно определять большой свет и большую тень, в тенях сделать легкую прокладку тоном.
III этап - дальнейшее уточнение формы предметов, продолжается работа тоном. Изучив закономерности распределения светотени на геометрических телах различной формы, можно легко разобраться в светотональных градациях и на бытовых предметах. Сложность состоит в том, что бытовые предметы в сравнении с гипсовыми геометрическими телами имеют еще и свой индивидуальный цвет и тон. Поэтому, рисуя их, необходимо внимательно сравнивать, насколько один предмет темнее или светлее другого. Кроме этого, все предметы так или иначе различны по материалу, из которого они сделаны и работая в тоне, об этом не стоит забывать. Например, нельзя изображать поверхность кувшина и ткань, используя один и тот же технический прием. В первом случае штрих должен быть более четким и сплавленным, во втором - более свободным, фактурным. От правильного использования технических приемов зависит точность передачи материальности изображаемых предметов. Передний план желательно прорисовывать более подробно, чем второй и третий, намечать конкретные складки, очень внимательно и детально лепить форму. Дальний план более мягок, обобщен, нет конкретных четких переходов. Этот прием создает ощущение глубины, пространственности в рисунке.
IV этап - заключительный. Завершения рисунка. На этом этапе нужно еще раз провести мысленный анализ своей работы. Он состоит прежде всего в следующем:
1. Рисунок рассматривается с позиции: а) перспективного построения; б) объемности, рельефности форм; в) тонового решения; г) материальности.
2. Обобщение рисунка. В том случае, когда изображаемая деталь, а возможно, и предмет разрушают цельное восприятие рисунка, то этот предмет "смягчается", если он слишком темный, и, наоборот, "уплотняется", если слишком светлый.
3. Художественная выразительность, цельность рисунка
Рассмотренные четыре этапа работы над рисунком натюрморта вовсе не являются отдельными друг от друга, самостоятельными звеньями. Они составляют единый и неделимый процесс, каждый этап которого является логическим продолжением предыдущего. Без этапа компоновки например, трудно начинать построение формы - рисунок может получиться либо большим, либо очень маленьким. Без этапа конструктивного построение формы трудно переходить к ее проработке с помощью светотени поскольку форма в этом случае может получиться отличной от той, которая в натуре.
Вывод: для того, чтобы грамотно составить и выполнить живописный натюрморт, необходимо выполнить ряд действий для его реализации. Система последовательного построения формы предметов и плоскости позволяет избежать начинающим значительных ошибок в рисунках, облегчает упрощает процесс изображения живописного натюрморта.
1.3 Формирование навыков композиционного построения в этапах исполнения тематического натюрморта
Цель данного параграфа состоит в том, чтобы раскрыть особенности формирования навыков композиционного построения в этапах исполнения тематического натюрморта.
Ранее нами было выделено и рассмотрено четыре этапа работы над тематическим натюрмортом. Исполнение тематического натюрморта предусматривает более сложные учебные задачи, чем изображение отдельных предметов. Отсутствие методическои последовательности в работе приводит к пассивному, бездумному срисовыванию.
В процессе композиционного построения тематического натюрморта у детей совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Следует поощрять самостоятельность детей в выборе стилистики и ее раскрытия, эмоциональность, выразительность, оригинальность композиции и выполнения.
Работа над композицией тематического натюрморта воспитывает в первую очередь чувство ритма, пропорции соразмерности и соответствия элементов композиции. Юному художнику очень полезно работать над композицией, приобретать навыки мыслить композиционно. Таким образом в процессе поэтапного исполнения тематического натюрморта формирование навыков композиционного построения может происходить на каждом из этапов.
Анализируя I этап предполагает формирование навыка композиционного размещение изображения в листе бумаги. То есть, учащийся должен определить ширину и высоту композиции, ограничив лист для того, чтобы грамотно выстроить композицию тематического натюрморта.
так, чтобы рисунок был выполнен с учетом отношений между предметами, соблюдая пропорции в каком-либо соотношении.
Переходя ко II этапу, необходимо грамотно выполнить все рекомендации первого. II этап - уточнение места каждого из предметов относительно друг друга, определение их пропорционального отношения, выявление конструктивной основы формы. Решение этих вопросов требует серьезного, внимательного анализа натуры.
В каком месте находится кувшин по отношению к ложке и буханке хлеба, на сколько ширина кувшина меньше его высоты, на каком расстоянии от переднего края драпировки стоит кувшин - постоянно помнить об этих моментах, более внимательно анализировать натуру, а следовательно, быстрее приходит понимание закономерности ее строения. Для облегчения процесса построения формы предметов рисовать их лучше как бы прозрачными. Это, во-первых, даст возможность почувствовать пространственность формы, во-вторых, правильно изобразить ее на листе бумаги. Все построение нужно выполнять легкими, без нажима линиями, тогда на последующих этапах их не потребуется стирать, они органично войдут в само изображение.
Объемность, рельефность формы мы воспринимаем только при наличии светотени. Поэтому, работая над рисунком, уже на втором этапе нужно определять большой свет и большую тень, в тенях сделать легкую прокладку тоном.
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ 5-7 КЛАССОВ ПО ОСВОЕНИЮ навыка КОМПОЗИЦИОННОГО ПОСТРОЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНЕНИЯ ЖИВОПИСНОГО НАТЮРМОРТА
Цель данной главы разработать структуру и содержательную характеристику педагогических условий проведения опытно-экспериментальной работы, определить уровень освоения композиционной структуры натюрморта учащимися 7-х классов общеобразовательной школы и представить результаты эффективности предложенной серии уроков изобразительного искусства по теме «Натюрморт».
Структура опытно-экспериментальной работы с учащимися 7-х классов по освоению композиционной структуры в процессе его создания состоит из следующих этапов:
- констатирующий эксперимент - диагностика исходного уровня освоенности компонентов композиционной структуры натюрморта учащимися 7-х классов;
- формирующий эксперимент - разработка серии уроков по теме «натюрморт», направленных на освоение компонентов композиционной структуры натюрморта учащимися 7-х классов.
- контрольный анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
2.1 Диагностика исходного уровня освоенности компонентов композиционной структуры натюрморта учащимися 7-х классов
Цель констатирующего эксперимента: разработать параметры критерии оценки тех композиционных структурных компонентов, которые станут предметом нашего исследования. Выявить исходный уровень знаний учащихся о натюрморте, а также уровень освоения композиционной структуры натюрморта: пространства, формы предметов, цвето-тональных отношений в изображении предметов, декоративности, ритма, движения, покоя, контраста светлотности и цветового контраста, сюжетно-композиционного центра, композиционной целостности.
Для реализации данной цели мы поставили следующие задачи:
- разработать параметры, критерии, показатели уровня освоения композиционной структуры натюрморта в процессе его создании учащимися 7-х классов общеобразовательной школы;
- определить методы исследования;
- разработать задания для диагностики изучаемого уровня (тесты, вопросники, творческие и художественные задания).
- проанализировать результаты, полученные в ходе эксперимента и сделать выводы.
Для изучения учебных возможностей учащихся использовались разнообразные методы исследования: наблюдение, опрос, проведение тестовых и практических заданий, анализ продуктов детского творчества.
Для констатирующего эксперимента были отобраны учащиеся 7-х классов МОУ СОШ №15. Экспериментальную группу составили учащиеся 7 «А» класса в количестве 20 человек. Контрольная группа учащиеся 7 «Б» класса в количестве 20 человек.
На первом этапе нашего эксперимента мы решили определить уровень теоретических знаний учащихся о натюрморте, а так же уровень освоения компонентов композиционной структуры натюрморта учащимися 7-х классов.
Для определения уровня теоретических знаний о натюрморте нами был разработан тест (см. приложение 2), состоящий из 15 вопросов. Оценивание уровня теоретических знаний испытуемых о натюрморте проводится по следующей шкале:
- высокий уровень теоретических знаний учащихся от 10 до 15 правильных ответов;
- средний уровень теоретических знаний учащихся от 5 до 9 правильных ответов;
- низкий уровень теоретических знаний учащихся от 1 до 4 правильных ответов;
Для определения уровня освоения учащимися 7-х классов композиционной структуры натюрморта разработаны два практических задания (см. приложение 2). В качестве параметров, на основании которых производилась оценка результатов практической деятельности испытуемых, нами использованы основные компоненты композиционной структуры натюрморта (пространство, форма предметов, цвето-тональные отношения в изображении предметов, декоративность, ритм, движение, покой, контраст светлотности и цветовой контраст, сюжетно-композиционный центр, композиционная целостность). Разработана таблица, с помощью которой определяется уровень освоения учащимися компонентов композиционной структуры натюрморта по заданным параметрам (см. таблица 2).
Таблица 2
№ п/п |
Параметры (компоненты композиционной структуры) |
Критерии |
||
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
||
1 |
Пространство |
Передача трехмерного пространства без грубых ошибок. |
Небольшие недочеты в изображении трехмерного пространства (искажения в перспективе). |
Отсутствие трехмерного пространства - изображение двумерного пространства. |
2 |
Форма предметов |
Грамотное построение формы предметов, с соблюдением пропорций и правил линейной перспективы. |
Есть недочеты в построении формы предметов, предметы не пропорциональны друг другу. |
Предметы совершенно не построены, разваливаются на части и не пропорциональны друг другу. |
3 |
Цвето-тональные отношения в изображении предметов |
Передача объемной формы предмета, градаций светотени (блик, свет, полутень, собственная тень, рефлексы), тона. Грамотное сочетание и взаимоотношение цвета в работе. |
Имеются недочеты в передаче объемной формы предмета, градации светотени, тона. Не совсем грамотное цветовое решение работы. |
В предметах не чувствуется объема, предметы плоские. Нет живописности в работе. Предметы не читаются. |
4 |
Декоративность (в задании на изображение декоративного натюрморта) |
Умение стилизовать форму предметов, пространство. |
Стилизация предметов и пространства частична. |
Неумение изображать стилизованно пространство и форму предметов. |
5 |
Ритм, движение, покой |
Грамотное применение линейных, тоновых и цветовых ритмов. В работе чувствуется движение или покой. |
Имеются недочеты при передаче ритма. |
Отсутствие ритма в работе. |
6 |
Контраст светлотности и цветовой контраст |
Использование в работе контраста светлотности и цветового контраста. |
Частичное использование контраста светлотности и цветового контраста. |
Отсутствие контраста светлотности и цветового контраста. |
7 |
Сюжетно-композиционный центр |
Сюжетно-композиционный центр ярко выражен. |
Имеются недочеты при выборе сюжетно-композиционного центр. |
В работе невозможно определить сюжетно-композиционный центр. |
8 |
Композиционная целостность |
Композиция целостная. Ничего нельзя ни прибавить, ни убавить. |
Композиционное решение грамотное, но есть небольшие недочеты. |
Работа композиционно не уравновешена, не смотрится цельной. |