Изучение мифологии и фольклора в сельской школе


“Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости”, — писал Пушкин в «Набросках статьи о русской литературе». Я полностью согласна с мнением великого поэта и считаю, что изучение фольклора в школе — необычайно важная задача.

Необходимо увлечь детей, помочь им увидеть фольклор вокруг себя и выступить в качестве его собирателей, а село — это мир народных традиций в их наиболее чистом, родниково-свежем виде; это мир чудных легенд и поверий, преданий и красочных историй, веками слагавшихся в культурную первооснову нации. “Начало искусства слова — в фольклоре”, — писал М. Горький.

Основной целью я считаю вовлечение учащихся в серьёзную работу по исследованию краеведческого материала, развитие умения видеть жанровую специфику фольклорных произведений. Ребята учатся анализировать и комментировать прочитанное, слышать и понимать слово, поэтому значительное внимание уделяется работе со словарями. Участие в фольклорных экспедициях, театрализованных представлениях формирует речевую культуру учащихся, их творческие способности. Повышению общей культуры способствует использование на уроках живописи и музыки.

Изучение устного народного творчества содержит также и воспитательный аспект. Обращение к фольклору поможет духовному развитию детей, воспитанию художественного вкуса, расширению кругозора.

Словарь — это вся вселенная в алфавитном порядке

Только люди обладают даром речи. С помощью слова они общаются друг с другом. С помощью слова человек описывает природу, мир, самого себя. Владимир Даль, составитель знаменитого словаря, писал: “Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни”. А Л. Н. Толстой когда-то сказал: “Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно и разъединить, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти”.

На уроках, посвящённых изучению древних славян и устного народного творчества, я считаю целесообразным постоянно обращаться к словарям и справочникам. Привлечь внимание детей к слову, сделать слово предметом анализа и обсуждения — одна из важнейших задач на уроках литературы.

На уроках по изучению мифологии древних славян учащиеся получают задание: составить словарь-справочник «Пантеон славянских богов». После составления словаря можно дать следующие задания.

— Подберите однокоренные слова к слову Род — прародитель у древних славян, сотворивший Сварога.

(Род, родители, родной, родина.)

— Посмотрите значение слова Табу. Приведите примеры табу в языке древних славян.

— Кто такой Ярило? Подберите однокоренные слова к этому слову.

Работая со словарём, дети разгадывают Кроссворд.

Бог воздушных течений и стихий

1. Бог — покровитель домашнего скота, которого изображали с хвостом и рогами.

2. Дух, обитающий в доме. Древний предшественник домового.

3. Бог грома и грозы. Его представляли немолодым мужчиной с рыжей бородой.

4. Помощник Чернобога, насылатель ночных кошмаров и привидений, смертоносный взгляд которого приводил человека к гибели.

5. Хранитель и податель добра, удачи, справедливости, счастья, всех благ.

6. Богиня — подательница урожая.

7. Божество, оберегающее людей от несчастий.

Ответы

1. Велес. 2. Воструха. 3. Перун. 4. Вий. 5. Белобог. 6. Мокошь. 7. Берегиня.

Ключевое слово: Стрибог.

При изучении разных фольклорных жанров я предлагаю учащимся обратиться к словарям, чтобы выяснить значения слов Сказка, песня, загадка и т. д. Выявление этимологии слова может стать началом интересного исследования.

Полезно начать изучение сказочной лексики с увлекательной игры, попросив ребят составить «Словарь сказочной атрибутики».

К заключительному уроку по сказкам прошу ребят составить «Словарь сказочных персонажей».

Средства наглядности на уроках по изучению фольклорных произведений

Слово вызывает в памяти читателя наглядные представления об отдельных предметах и явлениях. Но вместе с тем литература — “это искусство преодоления слова”, искусство такого сочетания слов, благодаря которому текст из простой знаковой системы превращается в систему художественную. Слово в сочетаниях приобретает такие оттенки, что вызывает у читателя ассоциации, образные представления, эмоциональный отклик. Средства наглядности должны помочь школьникам получить представление о незнакомой им далёкой эпохе.

Непосредственная наглядность (знакомство с “реалиями” той эпохи, о которой пойдёт речь) очень важна на уроках по изучению фольклора. Поэтому я считаю необходимым перед изучением этой темы посетить с ребятами краеведческий музей. Ребята увидели своими глазами вещи, встречающиеся в сказках, песнях, обрядовой лирике: ткацкие станы, берестяные короба, тканые половики, национальные костюмы, убранство русской избы. На уроке, посвящённом обрядовой лирике, во время чтения (а лучше пения) подблюдных песен можно воспроизвести обстановку гадания: свечи, зеркала, воск, колечки, ленты и т. д.

Полезным будет посещение концертов, на которых выступают фольклорные коллективы. В школе по нашему приглашению выступали артисты из детского обрядового театра «Майданочка». Они познакомили нас со святочными обрядами.

Можно привлечь широкий круг картин, созданных русскими художниками. Во время чтения сказок целесообразно обратиться к картинам В. М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке», «Кощей Бессмертный», «Три царевны подземного царства» и др., а также к работам палехских мастеров. После прочтения былин рассматриваем картины В. М. Васнецова «Витязь на распутье», «Богатыри», «Богатырский скок». На уроках по изучению народных песен и обрядовой лирики знакомим ребят с картинами И. Е. Репина «Бурлаки на Волге», И. И. Шишкина «Среди долины ровныя…», И. И. Левитана «Вечерний звон», В. С. Феклистова «Приготовление невесты к венцу», Б. М. Кустодиева «Масленица». Учащиеся собирают фольклорный материал о праздновании Масленицы в нашем селе, который используется на уроке.

Девочки поют обрядовую песню села Бахтызино.

Едет, едет Масленица!

Широкая Масленица!

Ты, бабонька, встречу

Выходи, выходи,

По горенке Масленицу

Поводи, поводи,

А теперь, бабонька, откупися:

На блины, на маслены — не скупися.

Рассматриваем репродукцию картины Б. М. Кустодиева «Масленица».

— Как художник показывает народное празднество?

(На переднем плане картины изображена нарядно убранная тройка лошадей, в повозке едут празднично одетые люди. Лица у них весёлые.)

— Как художник передал особенности именно этого времени года?

(Ещё везде лежит снег, а солнце уже светит ярко. Небо чистое, голубое.)

— Давайте послушаем «Веснянку».

(Звучит аудиозапись «Веснянки» в исполнении детского фольклорного коллектива «Майданочка».)

Учащиеся после прочтения и обсуждения на уроках фольклорных произведений создают свои иллюстрации к ним. Можно предложить не просто нарисовать иллюстрацию, а, например, создать эскиз обложки к сказкам. Интересным будет такое задание.

    Перед вами несколько народных примет. Объясните их смысл.

Солнце красно заходит — к ветру.

Соль мокнет — к дождю.

Если в поле далеко раздаётся голос, то будет дождь.

Важным я считаю использование на уроках по изучению фольклора музыкальных произведений. В. Я. Пропп в книге «Фольклор и действительность» писал: “Изучать стихотворный фольклор вне связи с музыкой — значит понимать только половину дела”. В период изучения народной песенной лирики нужно не только включать аудиозаписи песен в исполнении Н. Кадышевой, Н. Бабкиной, Ж. Бичевской, но и привлекать к исполнению песен учащихся. Помогут создать нужный эмоциональный настрой музыкальные фрагменты из произведений русских композиторов: из опер Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», из балета И. Ф. Стравинского «Весна священная» и т. д.

Народный обрядовый календарь

Знакомство с народным календарём и календарными обрядами — одна из центральных тем при изучении фольклора. Дети, живущие в селе, хорошо знают народные традиции, праздники и обряды, поэтому работа по этой теме будет в основном самостоятельная. Я предложила ребятам самим создать народный обрядовый календарь: выделить главные праздники, рассказать о праздновании их в нашем селе, красочно оформить работы.

У меня в классе двенадцать учащихся, и каждый получил индивидуальное задание: собрать сведения об указанном учителем месяце. Заранее ребята получают листок с заданиями.

1. Ответить на вопросы.

— Как назывался этот месяц у славян?

— Какой знак соответствовал этому месяцу?

— Какие народные праздники, обычаи и обряды связаны с этим месяцем?

2. Записать пословицы и поговорки об этом месяце.

3. Записать народные приметы.

4. Нарисовать иллюстрации.

5. Нарисовать календарь, выделив народные праздники.

6. Составить рассказ об обычаях и обрядах нашей местности, связанных с этим месяцем. Записать обрядовые песни.

7. Записать рецепты приготовления ритуальных блюд.

Итогом работы станет урок-презентация созданного учениками календаря. Каждый учащийся готовит выступление на 3–4 минуты. Выступление должно быть интересным, содержательным, с привлечением средств наглядности: репродукций картин, аудиозаписей. Возможно приглашение на урок бабушек, которые расскажут о старинных обрядах и обычаях. Закончить урок можно чаепитием и дегустацией ритуальных блюд русской кухни (с организацией чаепития помогут мамы и бабушки ребят).

Фольклорная экспедиция «Вот моя деревня»

Изучение фольклорных традиций села Бахтызино, где находится школа, и окрестных деревень, их истории на примере местных легенд и преданий, песен и быличек, частушек и детского фольклора — важный элемент филологического образования и общего развития сельского школьника.

Наш край богат фольклорными традициями: люди помнят и берегут народные обряды, песни, легенды и сказки. В соседних деревнях и сёлах до сих пор существуют древнейшие обряды. В селе Борки на Духов день совершается обряд «Дуняша», берущий начало в давние времена и связанный с языческими верованиями славян. В селе Сар-Майдан есть детский обрядовый театр «Майданочка». В нашем селе тоже есть фольклорный коллектив, получивший звание народного.

Работа нашей фольклорной экспедиции проходила в несколько этапов.

1. Планирование работы. Вместе с ребятами мы наметили, кого нужно посетить, какие вопросы будем задавать при сборе фольклорных произведений, какие жанры фольклора представляют особенный интерес.

2. Сбор фольклорных произведений. Это самый важный этап фольклорной экспедиции. Дети в первую очередь обращались за помощью к своим близким: к мамам, бабушкам, дедушкам. Потом мы посетили художественного руководителя фольклорного коллектива нашего села Е. В. Рыбину, директора краеведческого музея В. Н. Гусеву, сельского библиотекаря Н. М. Ермакову (в сохранившихся в библиотеке подшивках газеты «Наша жизнь» в рубрике «Краеведческие заметки» мы нашли много нужного и интересного для нас). Помогла нам в работе книга популярного вознесенского краеведа В. И. Логинова «Отчий край».

3. Редактирование текстов. Собранные тексты мы отредактировали, сохраняя особенности местного диалекта.

4. Компонование. Фольклорные произведения распределили по разделам:

1) легенды и предания;

2) календарные обряды и праздники;

3) песни и частушки;

4) детский фольклор;

5) свадебный обряд;

6) похоронный обряд;

7) заговоры;

8) пословицы, поговорки и загадки;

9) словарь диалектных слов нашей местности.

Результатом работы фольклорной экспедиции стал сборник «Весняночка» (фольклорные произведения нашего края). Ученики принимали участие не только в сборе фольклорных произведений, но и в оформлении книги.

Театрализованное представление

После фольклорной экспедиции, когда собраны и записаны произведения нашего края, мы приступаем к работе над театрализованным представлением. Работа проходит в несколько этапов.

1. Создание сценария театрализованного представления. Сценарий составляем вместе с ребятами. Он основан на местном фольклорном материале (после составления сборника фольклорных произведений и народного календаря дети уже неплохо знают обычаи и обряды села Бахтызино и окрестных деревень).

2. Распределение ролей. Учитывая то, что фольклорные театрализованные представления включают в себя песни и танцевальные движения, я подбираю актёров на главные роли, исходя из их вокальных данных и пластичности.

3. Чтение текста сценария по ролям. Разучивание песен. Важно добиться от участников театрализованного представления хорошей дикции, умения владеть своим голосом. Для разучивания песен обращаюсь за помощью к художественному руководителю фольклорного ансамбля, а также к учителю музыки.

4. Репетиции. На репетиции оттачивается мастерство исполнителей, актёры записывают рисунок своего передвижения по сцене и запоминают его. Больших усилий требует обучение пластическим навыкам — умению двигаться, жестикулировать, следить за своей осанкой.

5. Музыкальное оформление представлений. Музыку к представлению подбираю сама и записываю на магнитофонную кассету. Кассету получает ученик, отвечающий за музыкальное оформление театрализованного представления. Он должен чётко знать свои обязанности: когда, после каких слов включать тот или иной музыкальный фрагмент.

6. Создание декораций. Декорации изготавливаем вместе с детьми из картона (макет русской избы, деревья и т. д.). Используем также предметы из школьного краеведческого уголка, некоторые предметы учащиеся приносят из дома (тканые половики, полотенца со старинной вышивкой, самовар, прялку).

7. Подбор костюмов. Для выступлений мы подбираем одежду из “бабушкиных сундуков”. У многих жителей нашего села сохранились традиционные женские костюмы нашей местности — “поньки”, “понёвы” и головные уборы — “сороки”. Хороший выбор народных костюмов есть в нашем Доме культуры. При необходимости мы обращаемся туда за помощью.

8. Выступление. С готовым театрализованным представлением выступаем перед учащимися начальных классов.