Куликовская битва: Пересвет и Ослябя

Московский государственный университет

имени М. В. Ломоносова

Исторический факультет

Куликовская битва:

Пересвет и Ослябя.

Доклад по истории России

студента 1 курса д/о

Суслова К. И.

Руководитель семинара

д.и.н., профессор Арапов Д. Ю.

Москва, 2015

Оглавление:

Введение – стр. 2

Обзор источников – стр. 4

Историография – стр. 9

Основная часть – стр. 11

  • Вступление. Происхождение. Постриг – стр. 11
  • Благословение преподобного Сергия – стр. 13
  • Поединок Пересвета – стр. 15
  • После битвы. Судьба Осляби – стр. 17
  • Память – стр. 20

Заключение – стр. 22

Список используемой литературы – стр. 23

Введение.

И когда, наутро, черной тучей

Двинулась орда,

Был в щите Твой Лик нерукотворный

Светел навсегда.

А. Блок. На поле Куликовом.

О светло светлая и украсно украшена земля Русская! И многими красотами удивлена еси: озеры многими удивлена еси, реками и кладезями месточестными, горами крутыми, холмами высокими, дубравами чистыми, полями дивными… И одно из таких полей, зовомое Куликовым, стало на исходе XIV столетия Полем Славы на все времена.

Куликовскую битву по ее размаху и последствиям можно отнести к величайшим международным сражениям средневековья. Для русского народа то была крупнейшая освободительная битва. Ее не сравнишь с обычными схватками феодальной поры с их зачастую сиюминутными целями и эфемерными результатами. На Куликовом поле в открытом противоборстве решалась судьба народа, столкнулись угнетенные и их поработители, силы складывающегося государства и ордынской знати.

Долгие десятилетия столь крупное сражение было невозможно: слишком неравны были силы, слишком подавляющим было монголо-татарское войско, не знавшее поражений в наступлении и полевом бою. Со времен Батыева похода каждое поколение русских людей надеялось и ожидало своего освобождения. Но прошло почти 150 лет татарской неволи, прежде чем положение стало меняться. На месте феодально-разобщенных и посему часто слабосильных земель и княжений возникла средневековая федерация, способная оказать отпор даже самому сильному противнику. При всем этом, выступление в 1380 г. объединенного русского войска против векового врага вызвало изумление даже в среде русских князей.

Победоносный исход Куликовской битвы заранее не был предопределен и зависел от многих переменчивых обстоятельств. Смелое выступление русских войск для решающего генерального сражения с опаснейшим врагом было, однако, закономерно и подготовлено всем ходом русской истории.

Ни одно сочинение по истории средневековой Руси не обходится без упоминаний о Куликовской битве. Ей посвящены статьи, разделы, книги историков, литературоведов, лингвистов, краеведов, археологов, писателей начиная с 1680 г.

Одними из героев этой битвы были Пересвет и Ослябя. Легендарный монахи-воины, иноки Троице-Сергиевского монастыря. Первоначальник победы – так сказал Дмитрий Донской о Пересвете. Об их жизни и подвиге я бы хотел рассказать в своей работе.

Обзор источников.

Важнейшему событию русской истории — битве великого князя Московского Дмитрия Ивановича с Мамаем в 1380 на Куликовом поле – посвящено несколько древнерусских литературных памятников: «Задонщина», Краткая и Пространная летописные повести, «Сказание о Мамаевом побоище» – которые принято обобщенно называть Куликовским циклом. Помимо них, рассказ о битве есть в «Слове о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича», а «Житие преподобного Сергия Радонежского» повествует о встрече Сергия с князем Дмитрием Ивановичем накануне сражения.

Первый рассматриваемый мной источник – «Задонщина». Это про изведение в различных рукописях имеет следующие заглавия: «Задонщина великого князя господина Дмитрия Ивановича и брата его князя Владимира Андреевича», «Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его, князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая». В других списках произведение именуется «слово», «похвала», «сказание».

Это памятник древнерусской литературы XIV — начала XV вв. «Задонщина» повествует о Куликовской битве: о победе русских войск, возглавляемых великим князем Московским Дмитрием Ивановичем Донским и его двоюродным братом Владимиром Андреевичем, над монголо-татарскими войсками правителя Золотой Орды Мамая. В отличие от летописной повести и обширного «Сказания о Мамаевом побоище», последовательно передающих все события, связанные с Куликовской битвой, «Задонщина» является лирическим откликом, эмоционально освещающим отдельные моменты сбора русского войска, боевых действий, радость русских по случаю победы.

Точная дата создания «Задонщины» неизвестна: она могла быть написана между датой самой битвы и концом XV века, к которому относится самый ранний сохранившийся список – Кирилло-Белозерский. Сведений о времени создания нет ни в самой повести, ни в каких-либо других источниках. На основании косвенных данных большинство исследователей датирует этот памятник 80-ми – 90-ми гг. XIV в. Основным доводом сторонников этой датировки является эмоциональность восприятия автором произведения событий Куликовской битвы, его непосредственная реакция как современника на эти события. В рукописи упоминается брянский боярин, впоследствии священник в Рязани, Софоний, который, вероятно, и является автором повести.

Самый ранний список "Задонщины" – Кирилло-Белозерский – относится к 70-м гг. XV в. Всего известно шесть списков.

«Задонщина» в списке XVII в. была впервые опубликована в 1852 году В. М. Ундольским и сразу же была воспринята как литературное подражание «Слову о полку Игореве». Отдельные её выражения, образы, порой и целые фразы повторяли и переделывали соответствующие образы, пассажи и выражения «Слова», применяя их уже к рассказу о победе над татарами за Доном, на Куликовом поле, русской рати. Использование «Слова» также объясняется общей идейной направленностью обоих произведений – борьбой за единение русских княжеств против внешнего врага. Тем не менее, это заимствование не было лишь формальным подражанием: повествуя о битве, автор тщательно отбирал и творчески переосмысливал поэтические образы «Слова».

Все семь ныне известных списков «Задонщины» дают крайне искажённый текст, и точное воспроизведение первообраза произведения —задача едва ли сейчас возможная. Не вполне ясно и текстологическое соотношение сохранившихся списков Задонщины: ученые спорят о том, представляет ли собой «краткая редакция», отражённая в Кирилло-Белозерском списке, изначальную версию, или уже впоследствии сокращённую.

Следующий источник – «Сказание о Мамаевом побоище». «Сказание» — литературное произведение XV в., центральный памятник Куликовского цикла, содержащий самый подробный и сюжетно-увлекательный рассказ о событиях. Произведение, посвященное реальному историческому событию, тем не менее обретает фольклорно-легендарные черты, по форме и по духу оно тесно связано с традиционными произведениями русского народнопоэтического творчества. Оно получило большое распространение на Руси. В нем сообщается целый ряд подробностей как о подготовке к Куликовской битве, так и о самом сражении, не зафиксированных другими источниками. В произведении есть рассказы о небесных видениях, предвещавших победу русского народа, приводится множество интересных подробностей, в числе которых посольство Захария Тютчева к Мамаю. Наряду с исторически достоверными фактами – маршрут движения русского войска из Москвы через Коломну на Куликово поле, перечисление князей и воевод, участвовавших в сражении, рассказ о действиях Засадного полка – содержит и некоторые легендарные эпизоды, как, например, поединок Пересвета с Челубеем.

«Сказание» дошло до нас в большом количестве списков. Некоторые из них имеют очень позднюю дату - конец XVIII—начало XIX века, что говорит об огромной популярности произведения в России.

Вопрос о времени написания «Сказания» дискуссионен. Бесспорным, однако, следует признать, что оно было создано не позже кон. XV в.: кон. XV — нач. XVI в. датируется составление Вологодско-Пермской летописи, в которую была включена Летописная ред. «Сказания».

«Сказание» имеет очень много вставок из «Задонщины». Связь «Сказания» с «Задонщиной» бесспорна: «Задонщину» знал и обращался к ней автор первоначального текста «Сказания». В нем встречаются отдельные отрывки, обороты, образы, которые совпадают с текстом «Задонщины». Последующие переписчики «Сказания» вновь обращались к «Задонщине» и присоединяли к тем цитатам из нее, которые уже были включены в оригинал памятника, новые цитаты, эпитеты и пассажи из «Задонщины».

«Сказка о Мамае безбожном». Это историческое повествование, с чертами былинного стиля и сказочными мотивами, записанное в XIX веке A. Харитоновым в нижнем течении реки Ваги или в среднем течении Северной Двины, в Шенкурском уезде (ныне — в Архангельской области), где, кстати, до сих пор существует деревня Куликовская. Есть несколько мнений на тему: чем же является рассказ "Про Мамая безбожного". Некоторые считают это произведение преданием, а другие — историческим преданием, третьи считают, что сказка "Про Мамая безбожного" — народная обработка редакции "Сказания о Мамаевом побоище. Б.Н. Путилов сопоставил сказку с былиной "Алеша Попович", записанной А. Харитоновым в том же Шенкурском уезде. Ученые видит в сказке про Мамая древнее устное предание о Куликовской битве, повлиявшее на различные редакции "Сказания о Мамаевом побоище". Однако, учитывая наблюдения историков, правильнее считать сказку "Про Мамая безбожного" позднейшей, XVIII—XIX веков, устной обработкой распространенной редакции письменного произведения конца XV века — "Сказания о Мамаевом побоище".

До последнего времени эта сказка считалась единственным устным преданием, отразившим распространенную редакцию "Сказания о Мамаевом побоище", однако недавно в коллекции рукописных и старопечатных книг Сыктывкарского университета обнаружился аналогичный текст — "Сказание о Мамаевом воинстве".

«Житие и чудеса преподобного Сергия игумена Радонежского», составленное Епифанием Премудрым. Преподобный Сергий умер в 1392 году, так что начало работы над его житием приходится на 1393 или 1394 год. Над ним Епифаний трудился более четверти века. Видимо, смерть помешала агиографу полностью закончить задуманное "Житие". Федотов характеризует "Житие преподобного Сергия" следующим образом: "бессильный в изображении духовной жизни святого, биограф дал точный бытовой портрет, сквозь который проступает внутренний незримый свет".

"Житие Сергия" сохранилось в нескольких литературных версиях. Списки его кратких редакций датируются XV веком. А вот самый ранний список пространной редакции относится лишь к середине 20-х годов XVI века.

В рукописной традиции данная редакция представляет собой разделенное на 30 глав повествование о преподобном Сергии от его рождения до самой смерти. Обычно это повествование сопровождается Предисловием, рассказами о посмертных чудесах святого, Похвальным словом ему и Молитвой к преподобному. Собственно, с именем Епифания Премудрого исследователи связывают Предисловие, 30 глав Жизнеописания и Похвальное слово. Более того, некоторые из них даже полагают, что именно такой состав отражает первоначальную структуру "Жития". Указывают также и на стилистическое соответствие текста пространной редакции писательской манере Епифания.

Епифаний Премудрый в «Житии Сергия Радонежского» явил себя вдохновеннейшим и тончайшим богословом; создавая данную агиобиографию, он попутно размышлял в литературно-художественных образах о Святой Троице - самом трудном догмате христианства.

«Никоновская летопись». Это крупнейший памятник русского летописания XVI в., получивший свое название по одному из списков, принадлежавшему патриарху Никону. В научный оборот введена В. Н. Татищевым, ошибочно предположившим, что летопись создана при участии патриарха Никона. Первоначальная редакция летописи доводила изложение до 1520 г. и была составлена при московской митрополичьей кафедре в кон. 20-х гг. XVI в. Ее оригинал сохранился в рукописи М. А. Оболенского.

Никоновская летопись представляет собой громадное собрание, созданное на основе использования многих, в том числе и не сохранившихся до нашего времени источников, а также отдельные повести и сказания о крупных исторических событиях и произведения устного творчества.

Краткая и Пространная летописные повести о Куликовской битве. Летописная повесть о Куликовской битве дошла до нас в двух видах: кратком и пространном. Краткую и Пространную повести, как близкие по времени создания, следует рассматривать суммарно. Краткая летописная повесть входит в состав летописей, ведущих свое происхождение от летописного свода Киприана. Пространная летописная повесть в своем наиболее раннем виде представлена в Новгородской летописи.

В краткой летописной повести сообщается о жестокости и кровопролитности сражения, продолжавшегося целый день, перечисляются имена убитых князей и воевод, рассказывается о судьбе Мамая. Автор пространной летописной повести, взяв за основу краткую, значительно расширил ее, возможно, воспользовавшись для этого «Сказанием о Мамаевом побоище», вставил в свой текст резкие обличения Олега Рязанского. Краткая и пространная летописные повести, текстуально связанные между собою, одна сжато, другая более подробно освещают обстоятельства Куликовской битвы. Пространная летописная повесть, кроме того, отличается риторичностью и публицистичностью, в ней много внимания уделено обличению рязанского князя Олега, заключившего союз с врагом великого князя московского, Мамаем.

Историография.

При работе над докладом мною были прочитаны и разобраны следующие книги и работы: «Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины», «Дмитрий Донской», «Сергий Радонежский».

«Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины». Это сборник статей и докладов, посвященных 600-летнему юбилею сражения. Предоставленные в сборнике статьи охватывают широкий круг актуальных вопросов, связанных с Куликовской битвой, определяют ее роль и значение в отечественной истории и культуре. Представленные в сборнике статьи охватывают широкий круг актуальных вопросов, связанных с Куликовской битвой 1380 г., определяют ее роль и значение в отечественной истории и культуре. Впервые в исторической науке дается полная историография Куликовской битвы и «стояния на Угре» - события, связанного с окончательным падением ордынского ига. Многопланово и широко показана сама битва, дана характеристика эпохи, различных этапов борьбы народов вашей страны за национальное освобождение. Большое внимание уделено небывалому подъему русской культуры в XIV-XV вв., отражению героической темы в произведениях искусства.

«Дмитрий Донской» – книга из серии ЖЗЛ, написанная писателем и публицистом Юрием Михайловичем Лошицем. Биографическое повествование, посвященное выдающемуся государственному деятелю и полководцу Древней Руси Дмитрию Донскому и выходящее в год шестисотлетнего юбилея Куликовской битвы, строится автором на основе документального материала, с привлечением литературных и других источников эпохи. В книге воссозданы портреты соратников Дмитрия по борьбе против Орды — Владимира Храброго, Дмитрия Волынского, митрополита Алексея, Сергия Радонежского и других современников Великого Князя московского.

Художественная биография «Дмитрий Донской» воссоздавала картину русской жизни XIV в. Лощиц тщательно следует источникам, в то же время художественные элементы сближают исследование с классическим историческим романом.

Показывая средневековый мир изнутри, автор помогает читателю войти в него. В монологах персонажей, отрывках летописей, авторских раздумьях приоткрылось закрытое для современников православное миросозерцание. В условиях жесткой идеологической цензуры и атеизма, Лощицу удавалось, используя несобственно-прямую речь, излагать даже основы аскетизма. Главной в книге является тема исторического испытания. Автор призывал современников перенять и сохранить созидательную энергию, мужество в преодолении препятствий, высшие духовные достижения, присущие соотечественникам средневековой эпохи.

«Сергий Радонежский» – книга из серии ЖЗЛ, написанная профессором Николаем Сергеевичем Борисовым. Это жизнеописание одного из величайших русских святых — преподобного Сергия, Радонежского чудотворца. «Игуменом земли Русской» называли его еще при жизни. Но жизнь Сергия отнюдь не замыкалась в стенах созданного им Троицкого монастыря; его по праву считают крупным политическим деятелем эпохи Куликовской битвы. Так что же это был за человек? Какую роль сыграл он в истории России? Каковы были его нравственные идеалы и политические взгляды? Как складывались его отношения с «сильными мира сего»? Автор книги на основании исследования всех сохранившихся источников восстанавливает подлинную, а не легендарную биографию нашего великого соотечественника.

Вступление. Происхождение. Постриг.

Я слушаю рокоты сечи

И трубные крики татар,

Я вижу над Русью далече

Широкий и тихий пожар.

А. Блок. На поле Куликовом.

Более всего величается Отечество наше за великий сонм людей Божиих, сынов света духовного. Здесь святители и князи благоверные, блаженные, юродивые и праведные миряне, преподобные и мученики, и даже монахи-воины, соединившие в своем житии последние два подвига воедино. Имена их ярко светятся на скрижалях родной истории: это Александр Пересвет и Андрей Ослябя. На поле Куликовом, свершился их последний подвиг, к которому они шли всю свою жизнь. После сражения иноки были погребены вблизи храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. Храма, основанного преподобным Сергием и освященного им ровно за 10 лет до славной победы русского народа на Куликовом поле.

Пересвет происходил из знатного рода бояр Брянского княжества. Об этом говорится в самом древнем литературном памятнике «Задонщине».1 О происхождении Осляби мы узнаем только из «Сказания о Мамаевом побоище» —он был Любутским боярином. Следует отметить, что г. Любутск территориально входил в Брянское княжество. Существует предположение, что он также был родом из Брянска2.

С детских лет, трудясь и молясь, они проходили суровую школу мужества. Будучи знатного происхождения, они обучались грамоте и ратному делу, воспитывались в благочестии как воины Царя Небесного и воины царя земного, призвание которых защищать Родину и веру православную.

Мы не имеем никаких источников, повествующих об их жизни. В давние времена люди жили гораздо проще и чище и не думали, как сделать себе имя, оставив подробности своей жизни. Мы даже не знаем точного имени Осляби в миру: Родион или Роман. Доподлинно же о святых монахах-воинах можно сказать с некоторыми подробностями и вкраплением редких фактов очень кратко: рождение — воспитание — служба — монашество — битва — смерть. Скорее всего, они участвовали в ряде походов и боёв до принятия пострига и были друзьями. Есть предположение, что Ослябя командовал московской тысячей в битве на реке Пьяне в 1377 г. Помимо этого, основываясь на тексте «Задонщины», можно утверждать, что у Осляби был сын Яков, который сложил голову на Куликовом поле.3

Николай Борисов указывает на то, что Дмитрий Иванович знал в лицо и был наслышан о подвигах Пересвета и Осляби.4 Когда и почему братья перешли на московскую службу? Вполне возможно, их переход был вызван нежеланием подчиняться новым литовским порядкам, вводимым в Брянском княжестве.

Пройдя положенное житейское поприще, обремененное ранами душевными и телесными, подобно русскому богатырю Илье Муромцу, два воина решили спасать свои души, избрав путь иноческий. В монашестве Пересвет получил имя Александр, а Ослябя – Андрей. Существует предание, согласно которому Пересвет принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре, который расположен на реке Устье среди величавой красоты сосновых боров. Обитель была основана по благословению Сергия Радонежского в 1363 году. Однако, подтверждения этому преданию нет.

Впоследствии эти два воина оказались во обители Живоначальной Троицы. Когда и почему они оказались на Маковце, в Троицком монастыре? На этот вопрос ответить еще трудней.

За пять лет до Куликовской битвы преподобный Сергий перенес очень тяжелую болезнь. Между тем известность его с годами все возрастала, на Маковец приходило все больше людей — кто, за советом, за добрым словом, за духовным окормлением, а кто и из праздного любопытства. В Москве могли ощущать вполне понятное беспокойство за Сергия, желали оградить его от случайных пришельцев, от непредвиденных враждебных обстоятельств. Не несли ли митрополичьи бояре Пересвет и Ослябя особое тайное послушание монахов-телохранителей при первом игумене всея Руси?5

Ясно достоверно только одно: когда князь Дмитрий Иванович (будущий Донской) в 1380 г. приехал за благословением на битву к преподобному Сергию, они были уже его послушниками6.

Благословение преподобного Сергия.

И, к земле склонившись головою,

Говорит мне друг: «Остри свой меч,

Чтоб недаром биться с татарвою,

За святое дело мертвым лечь!»

А. Блок. На поле Куликовом.

Великое испытание выпало на долю русского народа в XIII-XIV вв. Грозной тучей надвинулись полки ордынские. Было же татей и разбойников несметное количество. Множайшие и страшнейшие потери понесла земля родная под игом иноплеменным. На Руси же тогда царствовала междоусобица...

За грехи наши и по наваждению диавольскому поднялся с восточной стороны богомерзкий Мамай со своими приверженцами, нечестивец и иконоборец, злой гонитель христиан. Устроил он договор с Литвою и Олегом рязанским, «новым Святополком Окаянным и Иудой»7; собрал все множество безбожное супротив земли Русской.

В те времена в воздухе витал миф о непобедимости ордынских воинов. Ходили слухи о том, что одолеть их в честном бою было невозможно, ибо будто бы они владели некоей мистической силою. И чтобы превозмочь их коварство, одних физических данных было недостаточно. Нужна была великая сила духа, нужна была помощь свыше. Кроме этого, князь Дмитрий Иванович понимал, что вряд ли он сможет собрать под знамена Москвы войско, способное противостоять Мамаю.

В связи с этим, 17 августа 1380 г. Дмитрий Донской приехал за благословением и молитвенной помощью к «игумену Земли Русской», преподобному Сергию. На следующий день, князь отстоял божественную литургию, которую с особенным вдохновением и торжественностью служил сам преподобный. Князь нервничал и торопился, ибо знал о продвижении Мамая вверх по Дону. Однако Сергий Радонежский уговорил князя остаться и отобедать с братией. Игумен сам прислуживал за столом Дмитрию Ивановичу.

После трапезы преподобный старец окропил священною водою князя со всеми его спутниками, благословил великого князя крестом святым и сказал ему: «Иди, господин, помянув Бога; Господь Бог да будет тебе помощником и заступником». А тайно предсказал ему: «Погубишь супостатов своих, как должно твоему царству. Только мужайся и крепись, и призывай Бога на помощь».

И сказал ему князь великий: «Дай мне из своего полка двух воинов, Александра Пересвета и брата его Андрея Ослебяту, и ты с нами вместе поборешься»8. Преподобный Сергий тут же повелел старцам Александру и Андрею готовиться. Они были весьма умудрены в воинском искусстве. Известна была эта двоица как великие и знаменитые наездники в ратные времена.

Монахи сделали по слову игумена своего. И дал им Сергий «вместо тленного оружие нетленное: Крест Христов нашит на схимах. И повелел им вместо шеломов возложить на себя»8, и отдал их в помощь великому князю, промолвив: «Вот тебе мои воины, а за тебя, государь, поборники». Напоследок сказал им угодник Божий: «Мир вам, братья мои, пострадайте как добрые воины Христовы!»8 И всему православному войску дает он Христово знамение, мир и благословение.

Князь же великий Дмитрий Иванович возвеселился сердцем, но не сказал никому об этом. Святой старец напутствовал его: «Иди ко граду Москве!» И пошел он, взяв, как некое сокровище некрадомое, благословение от старца. Так Пересвет и Ослябя оказались в русском войске, не просто по своей, а по Промыслу Небесному и по благословению своего духовного наставника.

О приезде князя в обитель и отправке двух монахов в княжеское войско рассказывают Пространная летописная повесть о Куликовской битве9 и «Сказание о Мамаевом побоище»10. О приезде князя повествует и Епифаний Премудрый в житии преподобного Сергия11. Однако он не упоминает о том, что Сергий Радонежский отправил с князем на битву двух иноков, ведь эти действия противоречили Церковному Уставу.

По преданию, перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика Димитрия Солунского, где впоследствии будет основан мужской Димитриевский Ряжский монастырь, что в 7 км от г. Скопина. Помолясь, Пересвет ушёл, оставив свой яблоневый посох. Этот посох после революции хранился в краеведческом музее г. Рязани.

Поединок Пересвета.

Наследник меченосной рати!

Ты верен знамени креста,

Христов огонь в твоем булате,

И речь грозящая свята.

Владимир Соловьев.

Но устремим свой взгляд непосредственно к легендарному событию, которое произошло на вельми обширном Поле Куликовом между речками Непрядвой и Доном.

Отливали начищенные кольчуги. Окрест доносился храп и ржание понукаемых животных, слышались клики всадников, рвущихся в бой... Вот уже первые полки идут. Передовой светлый полк ведут князья Смоленские Димитрий Всеволодович да брат его Владимир Всеволодович, у которого в строю и был Пересвет. Справа ведет полк Микула Васильевич с коломенцами, а слева ведет полк Тимофей Волуевич с костромичами...

Александр Пересвет и Андрей Ослябя повидали на своем воинском веку всякого. Но зрелище, которое довелось им увидеть тем туманным сентябрьским утром, смутило и их. Темные полчища врага ползут как тень с обеих сторон; от множества войска нет им места, где расступиться. Нашей рати было гораздо меньше.

Уже близко сходятся сильные полки... Выехал богатырь из войска татарского, показывая свое мужество на виду у всех. Он грозно потрясал оружием пред русскими рядами, и был он всем страшен зело, и никто не осмелился выйти с ним на бой. Тогда Пересвет сказал: «Ничтоже о сем смущайтеся: велий Богъ нашъ и велия крепость его. Азъ хощу Божиею помощию, и Пречистыя его Матере, и всехъ святыхъ Его, и преподобнаго игумена Сергия молитвами с ним видетися»12.

Чернеца Пересвета привели на место суда (поединка), и сказал он великому князю Димитрию: «Лучше нам убитыми быть, чем полоненными быть погаными»13. И предсказал тогда Ослябя смерть Пересвета и сына своего Якова13.

И вот облегчающий выдох прошелестел по русским рядам. Качнулись ряды, и вперед медленно, как бы в раздумье, выехал всадник в черной одежде схимника. Многие узнали его: это был Пересвет, которого благословил на битву преподобный Сергий.

Пересвет оглянулся, как бы кого разыскивая глазами и не находя, и поклонился, мысленно прося у всех прощения. Стоявшие в передних рядах воины напоследок рассмотрели его бледное взволнованное лицо в тени схимнического куколя. Он был велик ростом, плечист, красив и статен, но все же ордынец выглядел крупней его. Затем Пересвет отвернулся, выровнял на весу копье, прижал его локтем к боку и пустил коня вскачь. Ордынец сорвался ему навстречу. Они сшиблись глухо, кони под ними сразу стали заваливаться, рухнули замертво вместе со всадниками. Единоборцы лежали недвижно, окованные дремучим сном смерти. Это случилось в один миг, и все, кто видел, опешили от неожиданности происшедшего.

Существует также другая версия поединка, в соответствии с которой Пересвет и Челубей пронзили друг друга копьями. В соответствии с этой версией, копьё мастера конных поединков Челубея было на метр длиннее обычного. Вступая с ним в бой на копьях, противник не мог даже нанести удар, как уже оказывался побеждённым и выпадал из седла. Александр Пересвет пошёл вопреки логике поединка — сняв с себя доспехи, он остался лишь в одной Великой схиме. Сделал он это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла и тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою.

Впервые повествование о поединке встречается в «Сказании о Мамаевом побоище».14 Ни «Задонщина», ни Краткая и Пространная летописные повести не содержат какой-либо информации об этом поединке. Это заставляет в серьез задуматься: а был ли этот поединок в самом деле? Истории о подобных поединках не раз встречаются в русской истории. Достаточно вспомнить единоборства Мстислава и Редеди, молодого русского воина, известного в сказках как Никита Кожемяка, и печенежского богатыря в 992 г. И почему бы поединку Пересвета с татарином не продолжить этот ряд?

В сборнике русских народных сказок А. Афанасьева имеется записанная в середине XIX века «Сказка о Мамае безбожном». В чем-то перекликаясь с другими литературными произведениями – «Задонщиной» и «Сказанием о Мамаевом побоище» – по своему характеру она — героическая сказка. Неприятельский богатырь вызывает князя на поединок, его заменяет «неизвестный воин». Так происходит дважды. Почему же не трижды, как положено в сказках? И почему имена в этих двух воинов остаются неизвестным, в то время как имя татарского воина мы знаем: Кроволин-татарин15.

После битвы. Судьба Осляби.

За тишиною непробудной,

За разливающейся мглой

Не слышно грома битвы чудной,

Не видно молньи боевой.

А. Блок. На поле Куликовом.

И сшиблись после поединка смертного сыновья Руси с сильною ратью басурманскою. Ударились копьями о доспехи железные, загремели мечи булатные, словно молнии сверкая; великий стук и свист от летящего града стрел поглотили тишину. Ковыль-трава обагрилась чермною живительною влагою, окрасившись цветом мученичества честных воинов русской земли, цветом победны сил добра над силами зла. Древний бытописатель горестно замечает: «Бысть брань крепкая и сеча зла зело, и лияшеся кровь, аки вода, и падоша мертвых множество безчисленно от обоих сил... И не можаху кони ступати по мертвым. Не токмо же оружием убивахуся, но сами себя биюще, и под конскими ногами умираху, от великия тесноты задыхахуся, яко немощно бе вместитися на поле Куликове, между Дону и Мечи, множества ради многих сил сошедшеся»16.

После битвы Димитрий, прозванный Донским, стал обходить поле битвы, засеянное телами его соратников и политое русскою. Увидев монаха Пересвета и тут же поблизости лежащего знаменитого богатыря Григория Капустина, великий князь обратился к ним и промолвил: «Видите, братья, своего зачинателя, ибо этот Александр Пересвет, пособник наш, благословлен был игуменом Сергием и победил великого, сильного, злого татарина, от которого многие люди испили бы смертную чашу»17.

Русь одолела могущественных супостатов и поверила в свои силы. Летописец восклицает: «Возвысил Бог род христианский, а поганых уничижил и посрамил их суровство»18. Имена Александра Пересвета и Андрея Осляби с того времени прославляются как имена местночтимых святых Радонежских.

Восемь дней «стояли на костях»; хоронили героев, за Веру и Отечество живот свой положивших. Срубили церковку Рождества Богородицы над братской могилой у р. Непрядвы. А Пересвета схоронили не здесь, а в Старом Симоновом монастыре близ Москвы. Тут же, по преданию, упокоились до Второго Пришествия и 40 ближайших бояр князя Димитрия.

Димитрий Донской пробыл в Москве четыре дня и затем направил стопы свои к Живоначальной Троице, к игумену Сергию. Преподобный встретил его с крестами и хоругвями близ монастыря и изрек: «Радуйся, господин князь великий, и веселись твое христолюбивое войско!»19 И вопросил его о своих любимцах. Великий же князь отвечал ему: «Твоими, отче, любимцами, а моими служебниками победил исмаильтян. Твой, отче, вооружитель, названный Пересвет, победил подобного себе. А если бы, отче, не твой вооружитель, то пришлось бы многим христианам от того пить горькую чашу!»19 Отслужили Великую Панихиду о всех убиенных, с тех пор названная «Димитриевской» родительская суббота стала служиться в Церкви из года в год, «покуда стоит Россия».

При захоронении воинов Великий князь со всем воинством громким голосом провозгласили «им вечную память с плачем и со слезами многими». Склонив голову перед свежими могилами лучших сынов Отечества, Димитрий Иванович сказал: «Да будет вечная память всем вам, братья и друзья, православные христиане, пострадавшие за православную веру и за все христианство между Доном и Мечей. Это место суждено вам Богом! Простите меня и благословите в этом веке и в будущем и помолитесь за нас, ибо вы увенчаны нетленными венцами от Христа Бога»20.

Казалось бы, повествование на этом можно заканчивать, ведь о гибели Александра Пересвета повествуют Краткая21 и Пространная22 летописные повести, «Задонщина»23, «Сказание о мамаевом побоище»24. Это неудивительно: богатырь, монах, посланный преподобным Сергием был заметной фигурой. В церковных святцах мы видим дату смерти обоих иноков: 1380 г. В связи с этим возникает закономерный вопрос: почему в списках погибших не упоминается Ослябя?

Единственным ответом на этот вопрос является предположение, что Ослябя остался жив. Неожиданно, этому предположению находится подтверждение. Маленькая строчка, затерянная в летописи, несет в себе это подтверждение.

Никоновская летопись повествует о том, что в 1398 г. после набега турков на Царьград отправил князь московский Василий Дмитриевич много милостыни серебром с «чернецом Родионом Ослебятем, иже прежде бе боярин Любутский»25. На этом ниточка обрывается. В летописи ничего не говорится, вернулся ли Ослябя в Москву или умер в дороге. Ясно лишь одно: когда бы он не умер (погиб), он был захоронен рядом с Пересветом. Вполне возможно, что вместе с ними тут был положен и сын Осляби, Яков. После того как Симонов монастырь перевели на новое место, за овраг, ближе к Москве, надгробия героев оставались в Старом Симонове. «В приходской церкви Рождества Богоматери, разбирая колокольню сей церкви, называемой Старым Симоновым, — пишет в примечаниях к V тому Карамзин, — в царствование Екатерины II нашли древнюю гробницу под камнем, на коем были вырезаны имена Осляби и Пересвета: ныне она стоит в трапезе, а камень закладен в стене»26.

В настоящее время мощи святых воинов почивают в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. Время местной канонизации преподобных Александра и Андрея неизвестно. В XVII веке их имена были внесены в святцы. Русская Православная Церковь чтит память святых Александра Пересвета и Родиона Осляби 7/21 сентября.

Память.

Но узнаю тебя, начало

Высоких и мятежных дней!

Над вражьим станом, как бывало,

И плеск и трубы лебедей.

А. Блок. На поле Куликовом.

На смену легенде пришла быль. В ней жило море, пронзительный шквал и могучие калибры огромных орудий. И люди, похожие на героев Станюковича, Грина, Гумилева. Традиционно в составе Императорского Русского Флота находились в разное время парные корабли с именами «Пересвет» и «Ослябя». Так, в разгар гражданской войны северян с южанами в Северо-Американских Соединенных Штатах Нью-Йорк, один из главных городов северян, оказался под угрозой удара с моря объединенным флотом южан и англичан. И тогда правительство одного освободителя, президента САСШ Авраама Линкольна, попросило помощи у другого Освободителя, Императора Александра Николаевича. В середине сентября 1863 г. в нью-йоркской гавани пришвартовался русский паровой 45-ти пушечный фрегат «Ослябя», а в конце месяца к «Ослябе» присоединился в составе эскадры контр-адмирала С.С.Лесовского парный ему фрегат «Пересвет». Нью-Йорк был спасен.

Эскадренные миноносцы «Пересвет» и «Ослябя». Они были спущены на воду в 1898 году на верфях Нового адмиралтейства в Петербурге. Могучие корабли, способные развивать скорость до 18 узлов в час.

Когда «Пересвет» вступил в строй, к настоятелю Троице-Сергиевой лавры обратились представители духовенства — имя судна исторически было связано с монастырем, поэтому неплохо было бы прислать в благословение икону, которая и составила бы для команды главный предмет благоговейного почитания. Вскоре на броненосец прибыла святыня с изображением преподобного Сергия.

Во время русско-японской войны «Пересвет» находился в составе Первой тихоокеанской эскадры и базировался в Порт-Артуре. После капитуляции крепости все находившиеся в гавани корабли были затоплены. Японцы очень оперативно их подняли, а в годы Первой мировой войны продали некоторые из них, в том числе и «Пересвет», обратно в Россию. Летом 1917 года во время прохождения Суэцкого канала на броненосце прогремел взрыв, приведший его к гибели. Причина трагедии так и не была установлена.

«Ослябей» командовал капитан I ранга Бэр, одно время бывший военно-морским атташе России во Франции. Во время похода на Дальний Восток в составе Второй тихоокеанской эскадры на его борту находился командующий Вторым броненосным отрядом адмирал фон Фелькерзам. 11 мая 1905 года, за три дня до сражения у острова Цусима, он умер. Однако его личный вымпел по военным соображениям не был убран. Из-за ошибки командующего эскадрой при осуществлении перегруппировки «Ослябя» во избежание столкновения с идущими рядом судами был вынужден застопорить паровые машины. При этом он сделался превосходной мишенью для японских орудий. Когда у него вновь создалась возможность двигаться, в борту уже зияло несколько пробоин. Через некоторое время вражеский снаряд в 20 пудов попал в середину судна. Болты, державшие броневые листы, не выдержали, вода хлынула в бомбовые погреба.

Капитан Бэр так и не покинул своего мостика. Коротко сказав офицерам «Да, тонем, прощайте!», он стал лично руководить спасением подчиненных. А. С. Новиков-Прибой, не питавший никаких симпатий к «белой кости», тем не менее отдал должное мужеству командира корабля. «Держась руками за тентовую стойку, почти повиснув на ней, он командовал, стараясь перекричать вопли других: “Дальше от бортов! Черт возьми, вас затянет водоворот!” В этот момент, перед лицом смерти, он был великолепен».

Заключение.

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем.

Теперь твой час настал. — Молись!

А. Блок. На поле Куликовом.

Победа в Куликовской битве стала одним из самых значимых этапов в истории России. Исследователи по праву называют день Куликовской битвы днем образования нашего государства. Именно здесь, на бранном поле у реки Дон, произошло объединение русских людей вокруг одной всепоглощающей идеи: защиты Веры Православной и земли Русской. Москвичи, владимирцы, белозерцы, ростовчане, суздальцы, костромичи, дмитровцы вернулись с поля брани единым русским народом. Великий князь Димитрий, прозванный после победы Донским, в год тысячелетия Крещения Руси был причислен к лику русских святых.

Среди многочисленных героев, отдавших «души своя за други своя», есть те, имена которых наполняют сердца радостью, а ум - особым размышлением: Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Эти святые имена знает и помнит каждый русский человек. На протяжении сотен лет русские люди чтят известных монахов-воинов и славное место их честного погребения.

Имена Пересвета и Осляби прошли с честью сквозь ХХ век. Броневики и бронепоезда Первой мировой. Символы героизма и самопожертвования Великой Отечественной. Военно-исторические и патриотические клубы нашего времени. Молодой город на древней Радонежской земле. И сейчас воины Христовы продолжают свое служение — молитвенно предстоят в небесных обителях за Землю Русскую и народ православный, телами почивая в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Подобно неизвестному воину из “Сказки о Мамае безбожном”, они всегда где-то рядом, чтобы в нужный момент сказать: “Сражусь за тебя, княже!”

Список используемой литературы.

Источники:

  • Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. Воинские повести Древней Руси. // Литературные памятники – М-Л.: АН СССР, 1949.
  • Епифаний Премудрый. Житие и чудеса преподобного Сергия игумена Радонежского. Взято с сайта: http://lib.pushkinskijdom.ru
  • Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). // Никоновская летопись. т. 25 – М-Л.: АН СССР 1949.
  • Под ред. Д.С. Лихачева. Сказания и повести о Куликовской битве. // Литературные памятники – Л.: Наука, 1982
  • Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. – М.: Наука, 1985, т. II, № 317.

Историография:

  • Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. – М.: Московский университет, 1983.
  • Лошиц Ю. М. Дмитрий Донской. // ЖЗЛ – М.: «Молодая гвардия», 1983.
  • Борисов Н. С. Сергий Радонежский. // ЖЗЛ – М.: «Молодая гвардия», 2014.

Справочная литература:

  • Под ред. Л. В. Милова. История России с древнейших времен до конца XVII века. – М.: Эксмо, 2006. Глава «Северо-Восточная Русь в эпоху Дмитрия Донского». Стр. 247-264.
  • Интернет-ресурс Большая Советская Энциклопедия онлайн. Параграфы: Куликовская битва; Задонщина; Сказание о Мамаевом побоище.
  • Интернет ресурс. Советская историческая энциклопедия онлайн. Параграфы: Куликовская битва; Пересвет; Ослябя; Задонщина; Сказание о Мамаевом побоище; Никоновская летопись.

1 Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. Воинские повести Древней Руси. // Литературные памятники – М-Л.: АН СССР, 1949. Стр. 38

2 Под ред. Д.С. Лихачева. Сказания и повести о Куликовской битве. // Литературные памятники – Л.: Наука, 1982. Стр. 250

3 Воинские повести Древней Руси. Стр.38

4 Борисов Н. С. Сергий Радонежский. // ЖЗЛ – М.: «Молодая гвардия», 2014. Стр. 181

5 Лошиц Ю. М. Дмитрий Донской. // ЖЗЛ – М.: «Молодая гвардия», 1983. Стр. 202

6 Сказания и повести о Куликовской битве. Стр. 98

7 Сказания и повести о Куликовской битве. Стр. 21

8 Сказания и повести о Куликовской битве. Стр. 44

9 Сказания и повести о Куликовской битве. Стр. 23

10Сказания и повести о Куликовской битве. Стр. 42

11 Епифаний Премудрый. Житие и чудеса преподобного Сергия игумена Радонежского. Взято с сайта: http://lib.pushkinskijdom.ru

12 Сказания и повести о Куликовской битве. Стр. 99

13 Воинские повести Древней Руси. Стр. 38

14 Сказания и повести о Куликовской битве. Стр. 100

15 Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. – М.: Наука, 1985, т. II, № 317.

16 ПСРЛ. // Никоновская летопись, т. 25 – М-Л.: АН СССР 1949. Стр.204

17 Сказания и повести о Куликовской битве. Стр. 137.

18 ПСРЛ. Т. 25. Стр. 205.

19 Сказания и повести о Куликовской битве. Стр. 142

20 Сказания и повести о Куликовской битве. Стр. 14

21 Сказания и повести о Куликовской битве. Стр.15

22 Сказания и повести о Куликовской битве. 27

23 Воинские повести Древней Руси. Стр. 38

24 Сказания и повести о Куликовской битве. Стр.70

25 ПСРЛ. Т. 25. стр. 228

26 Лошиц Ю. М. Дмитрий Донской. Стр. 407

PAGE \* MERGEFORMAT8

Куликовская битва: Пересвет и Ослябя