Народы индии (индусы) и их культурные традиции

Содержание

Введение

3

1

Религии древней Индии

5

2

Философия, литература, лингвистика древней Индии

8

3

Архитектура, скульптура, живопись древней Индии

10

Заключение

12

Список литературы

13


Введение

В современном мире восток играет все более заметную роль. Хотя эта роль ощущается, прежде всего, в сфере экономике (контроль над стратегическими ресурсами, прежде всего нефтью) и политике (усиливающееся влияние развивающихся стран, неприсоединившихся государств), современные исследователи уделяют много внимания изучению и внутренней структуры стран востока, их национально - культурной традиции, специфики их социального развития. Внимание это тем более закономерно, что почти все страны традиционного востока в наши дни переживают мучительный процесс внутренней трансформации. В ходе этого процесса на передний план выдвигается национально - культурная традиция, защитно-охранительные функции которой опираются на религию как символ национального сопротивления.

В данной работе охарактеризованы народы индии (индусы) и их культурные традиции.

Характеристика индусов обыкновенно делается слишком односторонне. Устранение от реального мира, которое является господствующей чертой в большей части их литературы, фантастическое и абстрактное направление их мышления и, наконец, пренебрежение, с которым в их научной и религиозной среде смотрят на практическую жизнь, - все это дало повод считать индусов за народ бездеятельный, бессильный, преданный мечтам и фантазиям. Но такое мнение верно только к отдельным слоям этого народа и к некоторым периодам его истории; если же рассматривать всю совокупность индусского населения и весь ход его истории, то получится иное впечатление. Отважные переселенцы, которые в древнейшее время проникли из заречного отечества в пенджаб и распространились по всему декану, овладели этой богатой страной, отняв ее у дикого, первобытного народа и положив начало прочной культуре. Эти индусы не имели недостатка храбрости и энергии, в воинственном рвении и в способности к практической деятельности; достаточно было у них также и жизнерадостности и светлых надежд. Умереть в храбром бою почиталось счастьем героев, но они хотели бы прожить еще «сотню осеней», а по ту сторону смерти небо было приготовлено для вечной жизни храбрых мужей.

Не следует считать результат народного характера индусов то обстоятельство, что жрецы, замкнутые с самого древнего времени в отдельную касту, предавались жизни, посвященной бессодержательным жертвоприношениям и бездеятельным размышлениям, а ученые не из этой касты развивали пессимизм, который явился следствием этой бесцветной жизни. Ядро народа осталось незатронутым этими болезненными явлениями; могущественная военная каста жила весело и деятельно, также и гражданские касты. В торговых отношениях еще в древнее время они соперничали с западными народами, во многих отраслях промышленности они никем не были превзойдены, а богатства индии были не только произведениями земли. Кроме того, индусы сделались всемирными сказочниками, и в этих народных повествованиях обнаруживается мирское направление их самосознания.

Таким образом, не все в индии есть религия; тем не менее не подлежит сомнению, что религиозное благочестие, как со стороны практического его выполнения, так и посредством могучей мысли и созданной им богатой литературы, играло большую роль в народе. Религия всегда остается великой руководительницей индусов, и индийская религия представляет самое выдающееся явление в язычестве.

Насколько живой интерес индийцы выказывали в области религии, настолько же мало проявили они способности к политической жизни. Как бы они ни были храбры на войне, деятельны в гражданской жизни и способны к устройству судебных учреждений, они никогда не могли сплотиться в одну нацию и никогда не было и речи о создании одного индийского государства, на что влияла, конечно, обширность страны. Отсюда понятно, почему народ этот никогда не играл значительной роли в мировой истории: хотя индусы и индийская культура распространились по всей южной азии и даже на большие зондские острова, и половина монгольского мира признала индийскую религию, однако они оказались бессильны перенести свое господство за пределы индии. Для греков и для персов, для англичан и мусульман они были чересчур легкой добычей, и в будущем недостаток национального чувства и политического смысла серьезно угрожает индийского культуре.

В области наук индусы могут похвалиться другого рода, гораздо более важными трудами. Они обнаружили большой талант в изучении математике и астрономии; в искусстве врачевания они также не были невеждами, их логика и психология заслуживает удивления, а в грамматических знаниях даже арабы не могли превзойти их, и только новейшее европейское языковедение перегнало их в этом отношении. Эмпиризм всегда оставался чужд; от этого произошла ранняя окаменелость их умственной жизни и особенно науки.


1Религии древней Индии

Индуизм. В индуизме на первый план выдвигается бог - творец, устанавливается строгая иерархия богов. Появляется Тримурти ( триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма - это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле социальных законов ( тхарм),  деление на варны; он - каратель неверных и грешников. Вишну - это бог охранитель; Шиву - бог - разрушитель. Возрастание особой роли двух последних богов привело  к появление двух направление в индуизме- вишнуизма и шиваизма. Подобное оформление было закреплено в текстах пуран- главных памятников индуистской мысли сложившейся в первом веке нашей эры.

В ранних индуистских текстах говорится о десяти оватарах ( низхождениях) Вишну. В восьмом из них он предстает в облике Кришны- героя племени Ядавов. Это оватара стала излюбленным сюжетом, а ее герой персонажем многочисленных сочинений. Культ Кришны  такую популярность , что из Вишнаизма выделилось одноименное направление. Девятая аватару, где Вишну предстает в виде Будды - результат включения  в индуизм, буддистских представлений.

Большую популярность очень рано приобрел культ шивы, который в триаде главных богов олицетворял собой разрушение. В мифологии Шива ассоциируется с разными качествами - он и божество плодородия аскет , и покровитель скота, и танцор- шаман. Это говорит о том, что  в ортодоксальный культ Шивы примешались местные верования.

Индийцы считали, что индуистом нельзя стать им можно только родится; что варна- социальная роль предопределена навсегда и менять ее это грех. Особую силу индуизм набрал в средние века став основной религией населения. “Книгой книг” индуизма была и остается “Бхагавадгита” часть этической поэмы “ Махамхарата”, в центре которой - любовь к богу и через это - путь религиозному освобождению.

Буддизм. Значительно позднее чем ведизм Индии сложился Буддизм. Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни, родился в 563 году в Лумбине в кшатрийской семье. К 40 годам он достиг просветления и стал  называться Буддой. Более точно рассказать о времени появления его учения невозможно, но то  что Будда реальное историческое лицо - это факт.

Как и всякая религия, буддизм содержал в себе идею о спасении - в буддизме она именуется “нирваной”. Достигнуть ее возможно лишь следуя определенным заповедям. Жизнь - страдания, которое возникает в связи с желанием, стремлением к земному существованию и его радостям. Поэтому следует отказаться от желаний и следовать “восьмеричному пути” - праведным взглядам, праведному поведения, праведным усилиям, праведной речи, праведному образу мысли, праведной памяти, праведному образу жизни и самоуглублению. В буддизме огромную роль играла этическая сторона. Следуя “восьмеричному пути” человек должен полагаться на самого себя, а неискать помощи извне. Буддизм не признавал существование бога творца от которого зависит все в мире, в том числе и человеческая жизнь. Причина всех земных страданий человека заключается в его лично ослеплении; неспособность отказаться от мирских желаний. Лишь погашением всяких реакций на мир, уничтожением собственного “я” можно достичь нирваны.

К периоду маурьев в буддизме оформились два направления: стхавиравадины и махасангики. Последнее учение легло в основу махаяны. Древнейшие махаянские тексты появляются еще в первом веке до нашей эры. одним из важнейших в доктрине махаямы является учение о ботхисатве-существе способное стать буддой, приближающееся к достижении нирваны, но из сострадания к людям в нее не вступающие. Будда считался не реальным человеком, а высшим абсолютным существом. И будда и ботхисатва являются объектами почитания. Согласно махаяне, достижение нирваны происходит посредством ботхисатв и из-за этого в первом веке нашей эры монастыри получали щедрые подношения от сильных мира сего.

Отношение к миру в индо-буддийской культуре противоречиво. В учении о сансаре он рисуется ужасным, полным страданий и боли. Куда вы не посмотрите везде стремления и страсти, пустота и зной разрушительных желаний. ”Мир полон связи и изменений. Все это и есть сансара”. Человек, живущий в мире сансары должен ориентироваться на сочетание четырех этических норм. Тхарма-важнейшая часть основного морального закона, который направляет жизнь вселенной, определяет долг и обязанности  людей различных каст; Артха - норм практического поведения; Кама- ценности удовлетворения чувственных побуждений; Мокша - учение о том, как избавиться от сансары. Не отвечая злом на зло, твори добро, будь терпеливым- таковы нравственные ориентиры древней индии.

Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников, центральное место среди которых занимает паллийский канон «типитака» или «трипитака» («три корзины»). Согласно этому канону, достижение конечной цели данной религии (спасения) начинается с соблюдения моральных заповедей. Затем следует сосредоточие, в котором достигается спасительное знание, неразрывно связанное с освобождением. Для этого необходимо обуздание органов чувств, бодрствование духа и постоянный самоконтроль.

Пять начальных требований: не убивай никакого живого существа, не бери тебе не принадлежащего, не говори неправды, не прелюбодействуй, не употребляй опьяняющих напитков - были обязательны как для монахов, так и для принявших буддизм мирян. Для послушника и монаха эти заповеди дополнялись еще пятью: не посещай зрелищ; не используй мазей, благовоний, украшений; не спи на широкой и высокой постели; не имей золота и серебра; не ешь после полудня.

Позднее в число моральных требований были включены доброжелательность, скромность, помощь, уважение, преодоления зависти и т.д. В круг добродетелей , улучшающих карму, вошли слушание и проповедь учения будды, практика медитации, а к числу пороков дополнительно отнесены невежество, жадность, легкомыслие, оскорбление и пр.

Буддизм дал универсальную «теорию спасения» для всех людей, вне зависимости от их социальной или сословной принадлежности, имущественного положения, расы, языка, ступени развития.


2 Философия, литература, лингвистика древней Индии

В Древней Индии очень высокого развития достигла философия. Наиболее известная школа древнеиндийских материалистов была локаята. Локаятики выступали против основных положений религиозно-философских школ, против религиозного “освобождения” и всесилия богов. Основным источником познания они считали чувственное восприятие. Большим достижением древнеиндийской философии было атомистическое учение школы вайнишика. Школа санкхья отразила многие достижения в науке одним из крупнейших древне- индийских философов был Начартжуна, выступивший с концепцией всеобщий относительности или “всеобщей относительности” или” всеобщей пустоты”, а также заложивший основы школы логики в Индии. К концу древности наибольшим влиянием пользовалась идеалистическая школа веданта, но не малую роль играли рационалистические концепции.

Древнеиндийское искусство теснейшим образом было связано с религией и философией. Кроме того, оно было всегда обращено к низшей касте-крестьянам, с целью донести до них законы кармы, требования дхармы и т.д. В поэзии, прозе, драме, музыке индийский художник отождествлял себя с природой во всех ее настроениях, откликался на связь человека и вселенной. И, наконец, значительное влияние на развитие индийского искусства оказал религиозный предрассудок, направленный против изваяний богов. Веды были против изображения божества и образ Будды появился в скульптуре и живописи лишь в поздний период развития буддизма.

Историю древнеиндийской литературы принято подразделять на несколько этапов: ведийский, эпический, период классической санскритской литературы. Для первых двух этапов характерно преобладание устной традиции передачи текста. Подлинными энциклопедиями индийской жизни являются две великие эпические поэмы Древней Индии-”Махабхарата” и “Рамаяна”. В них запечатлены все стороны жизни древних индийцев. Эпос вобрал в себя материал, который, складываясь устно- поэтической традиции, приобретал дидактический характер, включал в себя религиозно-философские произведения и идеи. В последующие эпохи многие видные художники Индии, в числе которых был и знаменитый Калидас, черпали свое вдохновение из этих сокровищ мудрости своего народа.

Эпоха Гуптов была ременем развития древнеиндийского театра. Появились даже специальные трактаты по драматургии. Определялись задачи театра, техника игры актеров. Индийская театральная традиция предшествовала греческой.

В эпоху классической санскритской литературы особую популярность приобрел сборник рассказов и притч “Панчатантра”, основанная на фольклоре. Он был переведен на многие языки, достаточно рано с ним познакомились и  в России.

Из литературы относимой к буддийской традиции ярко выделяется творчество поэта и драматурга Пшвагхоша (1-2 век н.э.). Написанная им поэма “Буддхачарита” была первым искусственным эпосом появившимся в индийской литературе.

         Высокого уровня достигла в Древней Индии теория литературного творчества, в том числе и поэзия. Подробно разрабатывались правила стихосложения, трактаты по теории метрике и поэтике. Появляется несколько школ “поэтической науки”, ведутся споры о жанрах, о цели литературы и о художественном языке.

Концепция божественного характера речи повлияла на развитие науки о языке. Считалось, что речь лежит в основе науке и искусств. В грамматике Панини “Восьмикнижие” анализ языкового материала проведен столь глубоко и основательно, что современные ученные находят сходство между теорией древних индийцев и современной лингвистикой.


3 Архитектура, скульптура, живопись древней Индии

Первые по времени памятники архитектуры и изобразительного искусства Древней Индии относятся к эпохе Хараппской цивилизации, но наиболее яркие образцы были созданы в Кушано-гуптскую эпоху. Высокими художественными достоинствами отличались памятники как религиозного, так и светского характера.

В эпоху древности большинство сооружений возводилось из дерева, а потому не сохранилось. Дворец царя Чендрагупты был построен из дерева и до наших дней сохранились лишь остатки каменных колонн. В первые века нашей эры в строительстве начинает широко применятся камень. Религиозная архитектура этого периода представлены пещерными комплексами, храмами и ступами (каменными сооружениями, в которых хранились реликвии Будды). Из пещерных комплексов наиболее интересны комплексы в городе Карле и в Эллоре. Пещерный храм в Карле имеет почти 14 м в высоту, 14 м в ширину и около 38 м в длину. Здесь находится большое число скульптур и ступ. В Гуптскую эпоху началось строительство пещерного комплекса в Эллоре, которое продолжалось в течении нескольких веков. К шедеврам индийской архитектуры относятся также индуистский храм в Санчи и буддийская ступа, находящаяся там же.

В Древней Индии существовало несколько школ скульптуры, из которых наиболее крупными были гандхарская, матхурская и школа Амаравати. Большинство сохранившихся скульптур так же носило религиозный характер. Скульптурное искусство достигло такой высоты, что существовал ряд специальный руководств по правила их создания. Были разработаны приемы иконографии, разные у разных религиозных традиций. Существовали буддийская, джанийская и индуистская иконография.

В гандхарской школе сочетались три традиции: буддийска, греко-римская и среднеазиатская. Именно здесь были созданы первые изображения Будды, причем как бога; эти скульптуры изображали и статуи бодхисатв. В матхурской школе, рассвет которой совпадет с Кушанской эпохой, особое значение получает светская Среда на ряду с чисто религиозными архитектурными композициями. Здесь так же рано появились изображения Будды. Матхурская школа испытала на себе воздействие более раннего по времени маурийского искусства, а некоторые скульптуры говорят о хараппском влиянии (фигуры богинь матери, местных божеств и т.д.). По сравнению с другими скульптурными школами, школа Амаравати впитала в себя традиции юга страны и буддийские каноны. Они сохранились и в более поздних скульптурах, повлияв на искусство Юго-Восточной Азии и Шри-Ланки.

Наиболее известным памятником древнеиндийской живописи являются стенные росписи в пещерах Аджанты. В этом буддийском комплексе состоящим из 29 пещер живопись покрывает стены и потолки внутренних помещений. Здесь разнообразные сюжеты из жизни Будды, мифологические темы, сцены из повседневной жизни, дворцовая тематика. Все рисунки отлично сохранились, т.к. индийцы хорошо знали секреты стойких красок, искусство укрепления грунта. Выбор цвета зависел от сюжета и персонажей. Боги и цари, например, всегда изображались белыми. Традиции Аджанты повлияли на искусство Шри-Ланки и различных районов Индии.


Заключение

Древнеиндийская культура оказала большое воздействие на культуру других стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались с традициями Востока. В период Хараппской цивилизации установились культурные и торговые отношения с Месопотамией, Ираном, Средней Азией. Чуть позже появились культурные и экономические контакты с Египтом, Юго-Восточной Азией, Дальним Востоком. Особенно тесными были связи с Ираном: влияние индийской культуры сказалось на архитектуре этой страны, Иран много позаимствовал из древнеиндийской науки. Древнеиндийская культура оказала большое влияние на культуру Шри-Ланки и Юго-Восточной Азии; письменности этих регионов сложились на основе индийской, в местные языки вошло много индийских слов.

В более поздние эпохи индийская культура оказала большое влияние на многих выдающихся европейских писателей и поэтов. В их числе Р.Киплинг, И. Гете, Г. Гейне, Г.Гессе, С. Цвейг, Л.Толстой, Р. Ролан, У.Уитмен, Г. Лонгефелло, Г. Торро. В России в 1778 году с древнеиндийского был сделан перевод “Бхагавдгиты”; 1792 году Карамзин перевел сцены из поэмы “Шакунтала” и сравнил Калидасу с Гомером. Переводами древнеиндийской литературы и ее анализом занимались Жуковский, Тютчев, Белинский, Фет, Бунин, Брюсов, Бальмонт, Блок. Особое место в укреплении этой связи отводится семье Рерихов.

В современной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Они стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире, “страной мудрецов”.


Список литературы

1. Васильев л. С. История религий востока / л. С. Васильев. - м., 1998.-165с.

2. Лысенко в. Г. Опыт введения в буддизм: ранняя буддийская философия : учебное пособие / в. Г. Лысенко. - м., 2005.-98с.

3. Тришин а. Ф. Мировые религии и религиозные памятники / а. Ф. Тришин. - м., 1997. - 185с.

4. История и культура древней индии: тексты / сост. А. А. Вигасин. - м.: изд - во мгу, 1990. - 96с.

5. Религия в истории и культуре: учебник для вузов / м. Г. Писманик, а. В. Вертинский, с. П. Демьяненко и др.; под ред. Проф. М. Г. Писманика. - м.: культура и спорт, юнити, 1998.- 62с.

6. Экономическая, социальная и политическая география мира: учебник / под ред. С. Б. Лаврова, н. В. Камдина. - м., 2003. - 236с.

7. Страны и регионы мира: эконом-политический справочник / под ред. А. С. Булатова. - м., 2005.- 202с.

8. Вся азия: географический справочник. - м., 2003.- 86с

Народы индии (индусы) и их культурные традиции