ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА КЕЙСОВ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

УДК 372.881.1

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА КЕЙСОВ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

В статье рассматриваются особенности метода кейсов при обучении иностранным языкам в вузах негуманитарного профиля. Уточняется определение метода, описываются фазы работы с данным методом, определены положительные моменты данного метода.

Ключевые слова: кейс, метод кейсов, кейс-стади, профессионально ориентированное обучение, иностранный язык, инновационные технологии

На данном этапе развития общества не вызывает сомнения тот факт, что современная система образования должна расширять инновационный и креативный потенциал студентов. Достижение этой цели становится возможным при разумном сочетании традиционных и инновационных технологий обучения.

В практике преподавания иностранного языка в неязыковом вузе одним из важнейших компонентов является обучение профессионально ориентированному общению, в процессе которого формируется профессиональная коммуникативная компетенция как основной компонент иноязычной профессиональной подготовки студентов.

Как достаточно эффективный инновационный метод обучения профессионально ориентированному общению на иностранном языке зарекомендовал себя метод кейсов (case study). Рассмотрим, что понимают исследователи под данным методом.

Метод кейсов – это метод изучения конкретных ситуаций (от англ. «case» – случай, ситуация), метод ситуационного анализа. Данная методика обучения использует описание конкретных экономических или социальных ситуаций (случаев, историй, кейсов) для совместного анализа, обсуждения или выработки решений студентами по определенному разделу учебного курса. Работа с кейсами предполагает разбор или разрешение конкретных ситуаций по определенному сценарию, студентам необходимо разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. В итоге обучающиеся должны подготовить и презентовать на занятии результаты своих исследований в устной форме или в виде презентации. Таким образом метод кейсов всегда предполагает и самостоятельную работу студента, и «мозговой штурм» в рамках малой группы, и публичное выступление с представлением и защитой предполагаемого решения.

В научной литературе можно найти как более краткие, так и более развернутые определения метода кейсов, причем встречаются разные названия этого метода. Так, например А.П.Панфилова рассматривает метод ситуационного обучения (метод кейс-стади) и как его разновидность выделяет метод анализа кейсов [4, с.43-53]. На наш взгляд, само понятие ситуационного обучения (при помощи кейсов) предполагает анализ предложенных ситуаций, поэтому разграничение метода кейс-стади и метода анализа кейсов кажется нам не совсем правомерным. Мы в своей работе используем название «метод кейсов» и будем придерживаться определения метода кейсов, данного Питером Скейлсом в его книге «Преподавание в области непрерывного образования»: «Метод изучения конкретных ситуаций – это учебная деятельность, ориентированная в основном на студентов и основанная на реальных жизненных ситуациях. Это события или проблемы с контекстуальной информацией, которые предоставляют обучающимся возможность применить свои знания, совершенствовать навыки упорядочивания информации, выявлять и решать проблемы» (цитируется по [3, с.1]).

Как отмечают Т.Н. Горбатова и С.В. Рыбушкина, «в условиях отсутствия языкового окружения, данный метод дает реальную возможность использования активной устной практики, которая так необходима будущим специалистам для формирования профессиональной коммуникативной компетенции на иностранном языке» [2, с.741]. М.В. Золотова подчеркивает, что «данный метод является интегрированным профессиональным подходом, который развивает навыки чтения, говорения и аудирования» [3, с.3].

При использовании метода кейсов проблемная ситуация может быть представлена в любом виде: текст, аудиозапись, видео и т.п. Обязательными компонентами кейса являются описание конкретной ситуации, формулировка задания и описание формы представления результата (эссе, презентация, дискуссия, дебаты). Необходимо подготовить кейс таким образом, чтобы в процессе обсуждения каждый участник группы имел возможность участия, поэтому группы формируют небольшие – 3-5 человек.

Достаточно единодушно ученые выделяют определенные этапы работы над кейсом, которые можно обобщить следующим образом:

1) ознакомление с ситуацией и выделение ключевых моментов;

2) анализ полученной информации и вычленение проблематики;

3) поиск необходимой информации, отсутствующей в кейсе;

4) выработка возможных путей решения проблемы;

5) отбор эффективных путей решения, путем выявления плюсов и минусов каждого;

6) оформление результатов и их презентация;

7) обсуждение и подведение итогов [1; 2; 3; 5].

Для успешной работы с кейсом студентам рекомендуется распределить функции участников; письменно фиксировать любые идеи, полученные «мозговым штурмом»; выработать единую позицию в группе.

Очевидно, что каждый этап предполагает непрерывное взаимодействие участников группы. Данное взаимодействие предполагает коммуникацию на иностранном языке в рамках заданной ситуации, контекст которой несет в себе профессиональную составляющую.

Авторы, рассматривающие метод кейсов при профессионально ориентированном обучении иностранным языкам, единодушно заявляют о том, что данный метод имеет много достоинств. Его использование создает необходимую языковую среду и мотивирует студентов использовать иностранный язык для реального общения, таким образом предоставляя студентам возможность проявить свои профессиональные знания на практике; способствует эффективному развитию навыков всех видов речевой деятельности (чтения, аудирования, говорения и письма (если конечный результат представлен в письменном виде)), в ходе анализа ситуации происходит овладение новой лексикой, идиомами, синтаксическими структурами; помогает формировать навык деловой коммуникации, а также ряд аналитических, творческих и социальных навыков [1; 2; 3; 4; 5].

Кроме того, работа с кейсами позволяет формировать у студентов следующие ключевые профессиональные качества, которые необходимы каждому специалисту: умение работать с информацией; умение принимать решения, в том числе и в сложных, стрессовых ситуациях; умение работать в команде; умение быстро и адекватно реагировать на полученную информацию, в том числе и в иноязычном пространстве [2, с.743].

Некоторые исследователи отмечают также то, что метод кейсов может быть использован в качестве промежуточного или итогового контроля наряду с такими привычными методами, как тест или экзамен [3, с.3].

При преподавании дисциплины «Иностранный язык (профессиональная лексика) (английский)» для студентов экономического факультета и факультета банковского дела мы чаще всего используем готовые кейсы, представленные в учебниках ‘Market Leader’ (уровни Pre-Intermediate, Intermediate, Upper-Intermediate). Например, при изучении темы ‘Money’ анализируется ситуация, в которой крупной инвестиционной компании предстоит сделать выбор в пользу одной или нескольких предложенных фирм для инвестирования 10 миллионов евро. Студентам, которые играют роль директоров инвестиционной компании, предлагается ознакомиться с документами фирм для возможного инвестирования, проанализировать их товарооборот, цену на акции, выявить сильные и слабые стороны. В результате обсуждения студенты должны решить, в какие из предложенных фирм и в каком объеме они будут инвестировать свои средства. При изучении темы ‘Company’ рассматривается следующий случай: крупная кондитерская компания, выпускающая шоколад и шоколадные конфеты, в последние два года сталкивается с постепенным снижением объема продаж и ростом издержек, в связи с чем наблюдается уменьшение прибыли. Студенты, выступающие в роли руководителей компании, анализируют причины такого состояния дел и обсуждают, как правильнее будет распределить имеющиеся полтора миллиона евро, чтобы найти выход из сложившейся ситуации: потратить ли их на расширение компании, на модернизацию оборудования, на проведение маркетингового исследования и т.д. Данные кейсы (а также все остальные, представленные в учебниках ‘Market Leader’) предлагают достаточно интересные экономические ситуации, подходящие для анализа на практических занятиях по деловому английскому языку. Они различаются по уровню обобщенности, по количеству представленной в них информации, по сложности проблемы. В результате работы с этими кейсами решаются две важнейшие задачи: во-первых, студенты активизируют употребление терминологии и различных языковых структур и клише по изучаемой теме, во-вторых, они приобретают ценные навыки всестороннего анализа ситуаций из сферы профессиональной деятельности.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что метод кейсов оказывается эффективным способом реализации профессиональной подготовки на иностранном языке. В заключение также хотелось бы подчеркнуть, что педагогическое мастерство необходимо постоянно совершенствовать и активно использовать в своей практической деятельности сочетание различных технологий для подготовки специалистов.

Список использованных источников

  1. Белкина, Е.П. Использование метода кейс-стади при обучении студентов неязыковых направлений вуза иностранному языку / Е.П. Белкина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2015. – № 5 (47). – Ч. 1. – С.33–36.
  2. Горбатова, Т.Н. Использование метода кейсов при обучении иностранному языку в рамках профессиональной языковой подготовки в неязыковом вузе / Т.Н. Горбатова, С. В. Рыбушкина // Молодой ученый. – 2015. – №7. – С. 741–743.
  3. Золотова, М.В. О некоторых моментах использования методов кейсов в обучении иностранному языку / М.В. Золотова, О.А. Демина // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 4. http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2015/4/pedagogics/zolotova-demina.pdf
  4. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.
  5. Пахтусова, Е.Э. Метод кейсов в обучении иностранному языку в вузе / Е.Э. Пахтусова // Молодой ученый. – 2014. – №7. – С. 532–534.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА КЕЙСОВ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ