Евразийский экономический союз

Реферат

ТЕМА: Евразийский экономический союз


Введение

Евразийский экономический союз - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе.

В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Государствами–членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация.

ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.

Евразийский экономический союз: состав и хронология

Евразийский экономический союз (сокр. ЕАЭС) — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Участники:

  • Белоруссия (с 1 января 2015 года), (9 481 000 чел. на 1 января 2015 года).
  • Казахстан (с 1 января 2015 года), (17 417 447 чел. на 1 января 2015 года).
  • Россия (с 1 января 2015 года), (146 270 033 чел. на 1 января 2015 года).
  • Армения (со 2 января 2015 года), (3 010 600 чел. на 31 декабря 2014 года).

Кандидаты:

  • Киргизия (договор о присоединении подписан 23 декабря 2014 года; в день подписания предполагалось, что договор вступит в силу не позднее 8 мая 2015 года), (5 874 100 чел. на 1 ноября 2014 года).

Возможные кандидаты:

  • Таджикистан Президент Таджикистана Э. Рахмон в 2014 году заявил о необходимости изучения экономической базы и правовых документов Евразийского экономического союза «с целью возможного дальнейшего вхождения в это новое интеграционное объединение

В ходе первого официального визита в Россию, 29 марта 1994 года , в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев впервые выступил с идеей формирования Евразийского Союза Государств.

В июне 1994 года детально разработанный интеграционный проект был направлен главам государств, а затем опубликован в прессе. Впервые в официальном документе новое интеграционное объединение было названо Евразийским Союзом.

В 1995 году Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация подписали Соглашение о Таможенном союзе, нацеленное на устранение препятствий для свободного экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами сторон, обеспечение свободного товарообмена и добросовестной конкуренции и в конечном итоге гарантирование устойчивого развития экономик Сторон.

Подписанное в 1995 году Соглашение «тройки» определило то интеграционное ядро, которое и в настоящее время является двигателем интеграционных процессов на пространстве Евразии.

29 марта 1996 года в Москве Президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.

Республика Таджикистан присоединилась к Договору в 1998 году.

Задуманный как высшая форма равноправного и взаимовыгодного сотрудничества, Евразийский союз, по сути, является моделью цивилизованных взаимосвязей независимых государств на постсоветском пространстве, при безусловном сохранении ими суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ. Эти принципы постепенно начинают воплощаться в жизнь.

26 февраля 1999 года в Москве Президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве.

23 мая 2000 года в Минске на заседании Межгосударственного Совета было принято решение подготовить до сентября 2000 года проект договора о формировании межгосударственного интеграционного объединения Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан.

10 октября 2000 года в Астане Президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан в целях эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства учредили Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

19 сентября 2003 года в Ялте Президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины подписали Соглашение о формировании Единого экономического пространства. Правительства сторон начали работу по подготовке правовой базы ЕЭП с целью создания единого экономического пространства, обеспечивающего свободное передвижение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

В августе 2006 года в ходе неформального саммита в Сочи главами государств-членов ЕврАзЭС принято решение об активизации Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией работы по формированию Таможенного союза в формате «тройки» с последующим присоединением Кыргызской Республики и Республики Таджикистан по мере готовности их экономик.

6 октября 2007 года в Душанбе подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Поставлена цель — обеспечение свободного перемещения товаров во взаимной торговле и благоприятных условий торговли Таможенного союза с третьими странами, а также развитие экономической интеграции.

В январе 2010 года начал функционировать Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: введен в действие Единый таможенный тариф, отменены таможенное оформление и таможенный контроль на внутренних границах, обеспечено беспрепятственное движение товаров на территории трех государств.

В декабре 2010 года приняты 17 базовых международных договоров, создающих основу для начала функционирования Единого экономического пространства, а также подписана Декларация о формировании Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации

В ноябре 2011 года лидеры стран Таможенного союза подписали Декларацию о евразийской экономической интеграции, в которой заявили о переходе к следующему этапу интеграционного строительства — Единому экономическому пространству. Президенты также подписали Договор о Евразийской экономической комиссии.

В октябре 2011 года принято решение о начале переговоров о присоединении Кыргызской Республики к ТС.

В декабре 2011 года Президенты приняли решение «О вступлении в силу международных договоров, формирующих Единое экономическое пространство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», определяющее введение в действие с 1 января 2012 года соглашений, формирующих ЕЭП.

В январе 2012 года вступили в силу международные договоры, формирующие правовую основу Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, создающие основу для свободного движения уже не только товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы. Для полноценной реализации формата «четырех свобод» ведется разработка свыше 50 документов.

В феврале начала работу Евразийская экономическая комиссия со штаб-квартирой в Москве.

29 мая 2014 года Президенты государств-членов ТС и ЕЭП на заседании Высшего евразийского экономического совета подписали Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Договор обозначил переход евразийского экономического проекта на новый, более глубокий уровень интеграции.

10 октября 2014 года в Минске в ходе Высшего Евразийского экономического совета был подписан Договор о присоединении Республики Армения к ЕАЭС.

23 декабря 2014 года в Москве Президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, с одной стороны, и Президент Кыргызской Республики, с другой стороны, подписали Договор о присоединении Кыргызской Республики к ЕАЭС.

Достояние стран

Армения

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Валовой внутренний продукт в 2014 году составил 10,9 млрд долларов США.

Объем промышленного производства в 2014 году — 3,1 млрд долларов США.

Объем продукции сельского хозяйства в 2014 году — 2,4 млрд долларов США.

ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Добыча и обработка строительных материалов, цветная металлургия, производство винно-коньячных изделий. Работают предприятия по выпуску металлорежущих станков, прессово-формовочного оборудования, точных приборов, синтетической резины, шин, пластмасс, химического волокна, минеральных удобрений, электродвигателей, инструментов, микроэлектроники, ювелирных изделий, шелковых тканей, трикотажа, чулочно-носочных изделий.

ТАМОЖЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА НА ВНЕШНЕЙ ГРАНИЦЕ ЕАЭС

Протяженность таможенной границы составляет 1 254,0 км (1,9%).

Расположено 4 автомобильных, 1 железнодорожный, 2 воздушных пунктов пропуска.

ПРИОРИТЕТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ:

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Важная отрасль армянской экономики, на долю которой приходится 18% ВВП страны за 2006—2010 гг. Пищевая отрасль в Армении быстро растет и обладает большим экспортным потенциалом благодаря местным экологически чистым сельскохозяйственным продуктам.

ГОРНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Недра Армении богаты некоторыми минеральными ресурсами. На территории страны открыто более 480 месторождений полезных ископаемых. Горнодобывающая отрасль вносит важный вклад в экономику Армении и является одним из самых быстрорастущих секторов экспорта за последние годы — руды и металлы составляют более половины экспорта страны.

ЭНЕРГЕТИКА

Энергетика — одна из самых полноценно функционирующих и рентабельных отраслей армянской экономики. Армения удовлетворяет свои внутренние энергетические потребности. Армения создала независимое регулирующее агентство по энергетике, природному газу и отоплению. Значительный прогресс наблюдается в совершенствовании лицензирования, перекрестных субсидий и рентабельного ценообразования и тарифной структуры. Не имея промышленных топливных ресурсов, Армения придает большое значение развитию своих источников возобновляемой энергии, например, гидроэнергетики, ветровой и солнечной энергетики.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И TEЛЕКОММУНИКАЦИИ

ИТ/тeлекоммуникации — одна из самых производительных отраслей армянской экономики. Правительство объявило ИТ приоритетной отраслью и поддерживает ее посредством различных организаций, например, Совета развития и поддержки ИТ под председательством премьер-министра РА, Инкубационного предпринимательского фонда. Отрасль ИТ и телекоммуникаций Армении уже привлекла такие глобальные бренды, как Synopsys (который значительную часть своей деятельности осуществляет в Армении), Microsoft, National Instruments, Mentor Graphics, Ericson и Orange.

ХИМИЧЕСКАЯ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛИ

Богатые традиции производства высококачественных химических веществ позволили фармацевтической отрасли за последнее десятилетие стать одной из самых динамично развивающихся в экономике Армении. 57% произведенной продукции экспортируется, а среднегодовой прирост составляет 24% (с 2003 года). Такой рост объясняется несколькими важными факторами: квалифицированной и высокообразованной рабочей силой, энтузиазмом предпринимателей и значительными местными и прямыми иностранными инвестициями.

TУРИЗМ

Туризм — одна из ведущих и динамично развивающихся отраслей экономики Армении. Обладая богатыми историко-культурными ресурсами, Армения способна предложить конкурентоспособные туристические продукты и высококвалифицированные услуги. Ежегодный прирост числа туристов, посещающих Армению, составляет в среднем 25% в последние годы. В 2011 году страну посетило около 800 000 туристов.

Республика Беларусь

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Валовой внутренний продукт в 2013 году составил 71,0 млрд долларов США, среднегодовой темп роста за 2011 — 2013 годы — 102,7%.

Объем промышленного производства в 2013 году — 67,5 млрд долларов США, среднегодовой темп роста за 2011 — 2013 годы — 103,2%.

Объем продукции сельского хозяйства в 2013 году — 11,8 млрд долларов США, среднегодовой темп роста за 2011 — 2013 годы — 102,9%.

Объем внешней торговли со всеми странами (в текущих ценах) увеличился с 3,6 млрд долларов США в 1994 году до 80,2 млрд долларов США в 2013 году, в том числе экспорт — с 1,5 до 37,2 млрд долларов США, импорт — с 2,1 до 43 млрд долларов США.

ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ:

Металлургическая промышленность, машиностроение, металлообработка, химическая и нефтехимическая, легкая, пищевая.

ТАМОЖЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА НА ВНЕШНЕЙ ГРАНИЦЕ ЕАЭС

Протяженность таможенной границы составляет 2 334,3 км (3,5%).

Расположено 25 автомобильных, 13 железнодорожных, 7 воздушных, 3 речных, 34 упрощенных пунктов пропуска.

ПРИОРИТЕТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ:

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЭНЕРГЕТИКА

Республика Беларусь обладает значительным природно-климатическим и ресурсным потенциалом для развития всех направлений альтернативной энергетики. По некоторым оценкам, технический потенциал развития возобновляемых источников энергии (далее — ВИЭ) в Беларуси составляет порядка 80 млн тонн условного топлива в год, что превышает общий объем потребления энергоресурсов в стране.

ЭЛЕКТРОНИКА И БЫТОВАЯ ТЕХНИКА

Организация производства бытовой техники и электроники на территории Республики Беларусь открывает возможность беспрепятственного выхода на быстрорастущий рынок стран-участниц ЕЭП (Беларусь, Казахстан, Россия), емкость которого в 2012 г. составила около 33 млрд долларов США.(41,7 млрд долларов США., с учетом компьютеров, офисной техники и мобильных телефонов) Среднегодовой темп роста рынка бытовой техники и электроники ЕЭП в период с 2009 по 2012 гг. составил 11 — 12 %.

БИОТЕХНОЛОГИИ И ФАРМАЦЕВТИКА

Организация производства фармацевтической продукции на территории Республики Беларусь обеспечивает беспошлинный выход на емкий и динамично развивающийся рынок стран-членов ЕАЭС. В 2013 году совокупная емкость фармацевтического рынка ЕЭП в оптовых ценах составила около 35,2 млрд долларов США (более 80% от суммарного фармацевтического рынка стран СНГ).

Республика Армения

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКЗАТЕЛИ:

Валовой внутренний продукт в 2013 году составил 231,9 млрд долларов США, среднегодовой темп роста за 2011 — 2013 годы — 106,2%.

Объем промышленного производства в 2013 году — 117,2 млрд долларов США, среднегодовой темп роста за 2011 — 2013 годы — 102,3%.

Добыча нефти, включая газовый конденсат в 2013 году — 81,8 млн тонн, на душу населения — 4 801 кг.

Добыча газа естественного в 2013 году — 42,4 млрд м3, на душу населения — 2 489 м3

Объем продукции сельского хозяйства в 2013 году — 15,7 млрд долларов США, среднегодовой темп роста за 2011 — 2013 годы — 105,2%.

Объем внешней торговли со всеми странами (в текущих ценах) увеличился с 6,8 млрд долларов США в 1994 году до 133,5 млрд долларов США в 2013 году, в том числе экспорт — с 3,2 до 84,7 млрд долларов США, импорт — с 3,6 до 48,8 млрд долларов США.

ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Цветная и черная металлургия, химическая, машиностроение, легкая, пищевая, а также нефтепереработка и производство стройматериалов.

ТАМОЖЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА НА ВНЕШНЕЙ ГРАНИЦЕ ЕАЭС

Протяженность таможенной границы составляет 7 350,7 км (11,2%).

Расположено 19 автомобильных, 7 железнодорожных, 16 воздушных, 2 морских пунктов пропуска.

ПРИОРИТЕТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ:

НЕФТЕПЕРЕРАБОТКА И ИНФРАСТРУКТУРА НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА

11-е место в мире по запасам нефти и 17-е по запасам газа занимает Республика Казахстан. В 2012 году добыча нефти и газового конденсата в республике составила порядка 79 млн тонн, добыча газа составила 40 млрд куб. м. Объем среднесуточной добычи нефти и газового конденсата составляет более 200 тыс тонн.

ГОРНОМЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ

30% мировых запасов хромовой руды, 25% — марганцевых руд, 10% — железных руд сосредоточено в Казахстане. Запасы меди, свинца и цинка составляют соответственно 10 и 13% от мировых. Казахстан занимает 3 место в мире по производству титана, 7 — по производству цинка, 8 — по производству свинца, 13 — железной руды, 15 — меди, 35 — стали.

ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Объем производства химической отрасли в Казахстане с 2008 по 2013 гг. вырос на 74,3% и составил 184,9 млрд тенге. В общем объеме промышленного производства удельный вес химической промышленности в 2013 г. составил 1%. Объем производства химической продукции в 2013 г. составил 1 232 млн долларов США.

АТОМНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Около 19 % от всех разведанных мировых запасов сосредоточено в недрах Республики Казахстан(По данным МАГАТЭ). Общие запасы страны оцениваются в 802 тыс тонн урана.

МАШИНОСТРОЕНИЕ

Приоритетная задача машиностроительной отрасли Казахстана — максимальное удовлетворение потребностей внутреннего рынка и расширение экспорта за счет увеличения производства продукции с высокой добавленной стоимостью.

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Приоритетная задача — создание условий для импортозамещения фармацевтической и медицинской продукции на базе современных технологий в соответствии с международными стандартами GMP. В 1 полугодии 2013 года Казахстан экспортировал фармацевтическую продукцию на сумму 12,8 млн долларов США, в то время как импорт за аналогичный период составил 725,5 млн долларов США.

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Приоритет для страны — формирование продовольственных поясов вокруг городов Астана и Алматы. Основные производства агропромышленного комплекса, направленные на глубокую переработку зерна и мяса, преимущественно будут размещаться в северных регионах.

ТУРИСТСКАЯ ОТРАСЛЬ

На территории Казахстана действуют 118 особо охраняемых природных территорий, в том числе 11 государственных национальных парков, в которых допускается экотуризм. Транспортный коридор «Западная Европа — Западный Китай», проходящий по территории пяти регионов Казахстана предоставляет уникальную возможность для формирования туристского кластера вдоль него.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В рамках программы «Информационный — Казахстан 2020» Правительством Казахстана поставлены четыре основные задачи для формирования интеллектуальной нации: обеспечение эффективности системы государственного управления, обеспечение доступности информационно-коммуникационной инфраструктуры, создание информационной среды для социально-экономического и культурного развития общества и развитие отечественного информационного пространства.

БИОТЕХНОЛОГИИ

Собственное производство медицинских препаратов в РК составляет 11 % (из них вакцин — 1,1 %), ветеринарных препаратов 78 %, остальные же препараты ввозятся в страну.

КОСМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Основная задача космической отрасли Казахстана — создание полноценной космической отрасли как наукоемкого и высокотехнологичного сектора экономики, способствующего ускорению индустриально-инновационного развития республики, укреплению национальной безопасности и обороны, развитию науки и высоких технологий.

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЭНЕРГЕТИКА

К 2015 году предполагается строительство ветроустановок установленной мощностью 125 МВт с выработкой электрической энергии 400 млн кВт.ч. До 2015 года в Республике планируется введение в эксплуатацию новых малых ГЭС с общей установленной мощностью свыше 100 МВт, с намечаемой выработкой электрической энергии — 300 млн кВт.ч. С учетом производимой электроэнергии от объектов по использованию возобновляемых источников энергии в настоящее время, выработка электроэнергии возобновляемыми источниками энергии ожидается на уровне 1 млрд кВт.ч в год.

Российская Федерация

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ:

Валовой внутренний продукт в 2013 году составил 2 097,9 млрд долларов США, среднегодовой темп роста за 2011 — 2013 годы — 103,0%.

Объем промышленного производства (объем отгруженных товаров собственного производства) в 2013 году — 1 297,6 млрд долларов США, среднегодовой темп роста за 2011 — 2013 годы — 102,9%.

Добыча нефти, включая газовый конденсат в 2013 году — 522 млн тонн, на душу населения — 3 635 кг.

Добыча газа естественного в 2013 году — 668 млрд м3, на душу населения — 4 652 м3.

Объем продукции сельского хозяйства в 2013 году — 119,1 млрд долларов США, среднегодовой темп роста за 2011 — 2013 годы — 107,5%.

Объем внешней торговли со всеми странами (в текущих ценах) увеличился со 102 млрд долларов США в 1994 г. до 848,1 млрд долларов США в 2013 г. в том числе экспорт — с 63,3 до 530,3 млрд долларов США, импорт — с 38,7 до 317,8 млрд долларов США.

ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ:

Нефтяная и газовая добыча, переработка драгоценных камней и металлов, самолетостроение, ракетно-космическое производство, атомная промышленность, производство вооружения и военной техники, электротехника, целлюлозно-бумажная промышленность, автомобильная промышленность, транспортное, дорожное и сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность.

ТАМОЖЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА НА ВНЕШНЕЙ ГРАНИЦЕ ЕАЭС

Протяженность таможенной границы составляет 54 843,2 км (83,4%).

Расположено 120 автомобильных, 51 железнодорожных, 82 воздушных, 70 морских, 4 речных, 1 озерный, 10 смешанных пунктов пропуска.

ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ

Основной целевой показатель — снижение доли энергетических ресурсов в российском ВВП на 40% за счет энергосбережения, повышения энергоэффективности и устранения пробелов в нормативно правовой базе к 2020 году

КОСМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ

Главная цель — повышение эффективности и качества информационных услуг представляемых на территории страны, а также разработка современной информационной инфраструктуры во всех секторах национальной экономики

МЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ФАРМАЦЕВТИКА

Ключевая цель — производство большей части лекарств и медицинского оборудования на территории России, а также разработка и производство инновационных лекарственных препаратов, выход российских производителей на новые рынки.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Повышение эффективности и качества информационных услуг является приоритетом для национальной экономики России, в том числе развитие современной социальной и промышленной информационной инфраструктуры.

АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА

Главная задача — сохранить лидерство Российской Федерации на мировом атомном рынке, создать условия для гарантированной долгосрочной поставки дешевой энергии, существенно сократить потребление урана, а также снизить риск негативного воздействия на окружающую среду.

Органы управления

Высший Евразийский экономический совет – высший орган Союза, в состав которого входят Президенты государств-членов Союза.

Евразийский межправительственный экономический совет – орган, в состав которого входят главы правительств государств-членов.

Евразийская экономическая комиссия – постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза, который формируют Совет Комиссии и Коллегия Комиссии. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Союза.

Суд Союза – судебный орган Союза, обеспечивающий применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза.

Валюта Евразийского экономического союза — гипотетическая денежная единица Евразийского экономического союза (ЕАЭС) Белоруссии, Казахстана, России, Армении и Киргизии. Намерение образовать валютный союз в рамках ЕАЭС присутствовало в проекте декларации о евразийской экономической интеграции с пометкой «предложение российской стороны, казахстанская сторона против». В окончательном тексте декларации, подписанном президентами трёх стран 18 ноября 2011 года, в качестве одной из целей их интеграции указывается лишь «углубление сотрудничества в валютной сфере». Во время пресс-конференции после подписания декларации президент Казахстана Нурсултан Назарбаев пояснил, что речь пока идёт о расширении использования национальных валют во взаимной торговле трёх стран с возможным в перспективе «выходом на какую-то единицу в смысле валюты, а потом и на валюту». В мае 2012 года председатель Национального банкаКазахстана Григорий Марченко высказал мнение, что введение единой валюты возможно через 10—12 лет, то есть в 2022—2024 годах, «если уже сейчас начать делать для этого правильные шаги».

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что ни одна валюта стран-участниц ЕАЭС не годится на роль единой валюты союза. Позже Лукашенко согласился с Назарбаевым, заявив, что будет добиваться введения в ЕАЭС некоего «нового евро».

Эксперты полагают, что детальное обсуждение единой валюты начнется ближе к 2015 году.

В апреле 2014 года обсуждение планов введения единой валюты возобновилось. В частности, было обозначено введение единой валюты «не позднее 2025 года» с рабочим названием «алтын» или «евраз».

В марте 2015 года Президент России Владимир Путин поручил ЦБ РФ и правительству до 1 сентября определить целесообразность создания валютного союза ЕАЭС. По мнению некоторых аналитиков внешнеполитическая ситуация, вероятно, повлияла на экономические решения, и президент России решил ускорить данный процесс.

В апреле 2015 года вице-министр национальной экономики Казахстана Тимур Жаксылыков заявил, что Республика Казахстан исключает введение единой наднациональной валюты в рамках ЕАЭС. При этом в рамках ЕАЭС до 2025 года страны-участницы Евразийского экономического союза намерены произвести только гармонизацию законодательства в области регулирования финансовых рынков

Экономика

Общий макроэкономический эффект от интеграции постсоветских стран разделяют на несколько пунктов:

  • Снижение цены на товары благодаря уменьшению издержек перевозки необходимого сырья/экспорта своего готового товара
  • Стимулируется «здоровая» конкуренция на общем рынке ЕАЭС за счет равного уровня экономического развития
  • Увеличение конкуренции на общем рынке стран-членов Таможенного Союза благодаря вхождению на рынок новых игроков из общего пространства
  • Увеличение средней з/п благодаря уменьшению издержек и повышению производительности
  • Наращивание производства благодаря увеличению спроса на товары
  • Увеличение благосостояния народов стран ЕАЭС благодаря снижению цен на продукты и увеличению занятости населения в экспансирующихся производствах импортоориентированных/экспортоориентированных фирм
  • Повышается окупаемость новых технологий и товаров благодаря увеличенному объёму рынка
  • Увеличение объёма ВВП стран ЕАЭС минимум на 25 %

В то же время, подписанная версия договора о создании союза носила компромиссный характер, и потому ряд задуманных мер не был осуществлён в полном объёме. В частности, Евразийская экономическая комиссия и Евразийский экономический суд не получили широких полномочий для контроля за соблюдением принятых договорённостей. Если постановления ЕЭК не выполняются, спорный вопрос рассматривает Евразийский экономический суд, решения которого имеют лишь рекомендательный характер, а окончательно вопрос решается на уровне совета глав государств. Кроме того, актуальные вопросы по созданию единого финансового регулятора, по политике в области торговли энергоносителями, а также по проблеме существования изъятий и ограничений в торговле между участниками союза были не решены, а отложены до 2025 года или на неопределённый срок.

Мнения об ЕврАзЭС

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ СЕРЖ САРГСЯН

Я подтвердил желание Армении вступить в Таможенный союз и включиться в процесс формирования Евразийского экономического союза.

20 лет назад Армения выстроила систему своей военной безопасности в формате Договора о коллективной безопасности в партнерстве с Россией и рядом других государств СНГ. За эти десятилетия система доказала свою жизнеспособность и эффективность.

Сейчас наши партнеры по ОДКБ формируют новую платформу экономического взаимодействия. Находясь в одной системе военной безопасности, невозможно и неэффективно изолироваться от соответствующего геоэкономического пространства. Это — рациональное решение, это решение исходит из национальных интересов Армении.

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ АЛЕКСАНДР ЛУКАШЕНКО

Для Беларуси глубокая, продуктивная интеграция с наиболее близкими соседями была, есть и будет естественным путем развития. Два референдума абсолютным большинством дали власти четкий мандат на интеграцию.

Интеграционные наработки в рамках Союзного государства позволили разумно и с уверенностью применять их в более широком, многостороннем формате. Важно, чтобы Союзное государство, Таможенный союз, Единое экономическое пространство обогащали и взаимно дополняли друг друга.

Сейчас мы выходим на воплощение решений, которые принято называть судьбоносными. Наше твердое намерение решительно углублять интеграцию — не случайно. Это своего рода манифест, идущий от жизни.

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НУРСУЛТАН НАЗАРБАЕВ

Таможенный союз Казахстана, России и Беларуси впервые в истории сближает народы наших стран на основе взаимоуважения, сохранения национальной самобытности и осознания неразрывности общего будущего.

Последовательная трансформация Таможенного союза в Единое экономическое пространство, а со временем — в Евразийский экономический союз станет мощным стимулом для процветания наших народов, выведет наши страны на ведущие позиции в глобальном мире.

Мы все являемся свидетелями рождения нового уникального евразийского сообщества наций, у которого не только богатый опыт совместного прошлого, но и неделимая общая история будущего.

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛАДИМИР ПУТИН

Мы ставим перед собой амбициозную задачу—выйти к Евразийскому союзу. Мы предлагаем модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира.

Сложение природных ресурсов, капиталов, сильного человеческого потенциала позволит Евразийскому союзу быть конкурентоспособным в индустриальной и технологической гонке, в соревновании за инвесторов, за создание новых рабочих мест и передовых производств. И наряду с другими ключевыми игроками и региональными структурами обеспечивать устойчивость глобального развития.

Только вместе наши страны способны войти в число лидеров глобального роста и цивилизационного прогресса, добиться успеха и процветания

Заключение

Согласно договору о создании ЕАЭС, на территории союза обеспечиваются свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. Гармонизация национальных законодательств к правилам нового союза должна быть завершена в течение 10-летнего периода.

Согласно договоренностям стран-участниц, В 2016 году должен быть создан общий фармацевтический рынок, к 2019 году — общий рынок электроэнергии, к 2025 году – рынок нефти, газа и нефтепродуктов. Также в 2025 году в Алма-Ате должен начать работу наднациональный орган по регулированию финансового рынка союза.

Члены Евразийского экономического союза не смогут применять друг к другу защитные меры в торговле — меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. Исключение составят случаи, когда защитные меры необходимы для обеспечения обороны и безопасности, охраны жизни и здоровья человека и защиты природы. По правилам договора, такие меры не должны являться средством неоправданной дискриминации или скрытым ограничением торговли.

Ранее условия Таможенного союза позволяли его участникам использовать взаимные защитные меры, хотя на практике они фактически не применялись. Право вводить санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры за членами Евразийского экономического союза сохраняется. С начала 2015 года гражданам не придется получать разрешения на работу для трудоустройства в любой из стран ЕАЭС. Внутренней трудовой миграции в союзе будет способствовать и взаимное признание дипломов об образовании, за исключением дипломов юристов, педагогов, медиков и фармацевтов.Граждане стран-членов ЕАЭС, работающие в одной из них по контракту более полугода, будут уплачивать подоходный налог так же, как его уплачивают местные жители, а не иностранные граждане.

Ключевой целью вступления в Евразийский экономический союз является развитие благосостояния народа.

Список использованных источников

  1. Официальный сайт ЕврАзЭС http://www.eaeunion.org/#about
  2. Решение от 23 декабря 2014 года N 113 «О Договоре о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года» http://docs.cntd.ru/document/420243484
  3. http://ria.ru/spravka/20140529/1009667833.html

Евразийский экономический союз