Проблемы функционирования рынка труда в России
Содержание.
Введение..............................................................................................................3
1.Характеристика рынка труда.........................................................................5
1.1. Структура рынка труда.........................................................................................5
1.2.Особенности функционирования рынка труда....................................8
1.3.Спрос и предложение на рынке труда..................................................10
1.4.Регулирование рынка труда...................................................................12
2. Проблемы функционирования рынка труда в России...............................14
2.1. Динамика заработной платы ................................................................14
2.2. Занятость и безработица........................................................................17
2.3. Востребованные профессии...................................................................23
Заключение..........................................................................................................25
Список литературы.............................................................................................27
Введение.
В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны.
Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием, происходящих процессов на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.
Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований.
Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, которые лишились работы. Поэтому, такие проблемы, как занятость населения, безработица, и, в целом рынок труда, актуальны для экономики страны и актуальны для рассмотрения.
Цель данной курсовой работы - раскрыть понятие рынка труда и его основные характеристики, исследовать его проблемы, выявить особенности рынка труда в России, а также проанализировать его состояние в современных условиях.
В соответствии с поставленной целью необходимо решение следующих задач:
- Изучить структуру рынка труда;
- познакомиться с особенностями и проблемами функционирования рынка труда;
- изучить спрос и предложение на рынке труда;
- охарактеризовать систему государственного регулирования рынка труда.
При написании курсовой работы планируется применить следующие методы:
- Статистический;
- теоретический анализ;
- монографический.
1.Характеристика рынка труда.
1.1.Структура рынка труда
Структура рынка труда определяется разными признаками и компонентами, необходимыми для возникновения и начала функционирования рынка труда. На основе характеристики рынка труда можно установить основные его элементы: субъекты рынка труда; правовые аспекты, регламентирующие отношения субъектов на рынке труда; конъюнктура рынка; службы занятости населения; инфраструктура рынка труда; система социальной защиты и др.
Главными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники, государство и его органы. Работодатель - наниматель, который может быть представлен разными экономическими субъектами в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности. Это могут быть государственные предприятия, акционерные общества, частные предприятия, хозяйственные ассоциации, кооперативы, совместные предприятия, общественные организации, индивидуальные наниматели и т. п.
Важным условием реального функционирования рынка труда является адекватное поведение на нем всех участников трудовых отношений: государства, работодателей и наемных работников. Отношения на рынке труда складываются из трех основных компонентов:
• отношения между наемными работниками и работодателями;
• отношения между субъектами рынка труда и их представителями (профсоюзы, ассоциации работодателей, службы занятости);
• отношения между субъектами рынка труда и государством.
Рынок труда не может успешно функционировать без создания экономических условий, включающих законодательные акты, нормы, налоговую систему и различные льготы, проведения активной политики занятости населения, разработки и осуществления федеральной и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и т. д.
Конъюнктура рынка труда зависит от состояния экономики (подъема или спада), отраслевой структуры хозяйства, уровня развития его технической базы, благосостояния (уровня доходов населения), развития рынков товаров, услуг и жилья, состояния социальной и производственной инфраструктуры, степени развития многоукладное экономики, развития интеграционных связей (отраслевых и территориальных). Кроме того, на конъюнктуру оказывают влияние демографические, этнические, социальные, политические, экономические и другие факторы.
Для полноценного функционирования рынка труда требуется развитая инфраструктура. Ее составляют государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации и фонды и др., обеспечивающие наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда. Инфраструктура рынка призвана регулировать отношения между работодателем и работником по поводу цены рабочей силы, условий труда, подготовки и переподготовки работников, а также процессы защиты прав работодатели наемных работников на рынке труда. Основным элементом инфраструктуры рынка труда выступает государственная служба занятости, включающая органы трех уровней управления: общегосударственного, регионального и местного.
Под общегосударственным, или национальным, рынком труда понимается его народно-хозяйственный уровень, который зависит от ситуации в экономике страны.
На национальный рынок труда оказывают влияние многие факторы, обеспечивающие единство экономики страны, среди которых можно выделить: развитие межхозяйственных связей, углубление процессов разделения и кооперации общественного труда, интенсификацию перелива капитала не только по отраслям, но и по территории страны. Следует учитывать и специфические особенности, связанные с географическим положением, протяженностью территории, компактностью или удаленностью расположения отдельных регионов относительно друг друга. Преодоление оторванности и отчужденности отдельных регионов страны, их отдаленности от центра создает реальную материальную основу для формирования единого народного хозяйства страны. Именно единство экономики позволяет говорить о наличии единого национального рынка труда. Для того чтобы национальный рынок труда реально выполнял свои функции как часть механизма народно-хозяйственного рынка, должны быть точно определены его роль и задачи регулирования занятости населения. Следует четко разграничивать полномочия и ответственность между федеральными и региональными органами власти по регулированию рынка труда.(6).
1.2.Особенности функционирования рынка труда
Функционирование рынка труда имеет ряд особенностей, среди которых выделим прежде всего:
1) неотделимость права собственности на товар (труд) от его владельца. Труд представляет собой процесс расходования рабочей силы ее носителя; в процессе купли-продажи труда возникают особые отношения;
2) значительную продолжительность контакта продавца и покупателя. Сделка, совершаемая на рынке труда, предполагает начало длительных отношений между продавцом и покупателем;
3) действие неденежных факторов сделки (условия труда, микроклимат в коллективе, перспективы профессионального роста);
4) наличие большого числа институциональных структур особого рода, к которым относятся система трудового законодательства, различные учреждения и службы регулирования занятости, государственные программы в области труда и занятости и т. д.;
5) высокую степень индивидуализации сделок. Они отличаются большим разнообразием, поскольку каждый работник в своем роде уникален, а каждое рабочее место в той или иной мере отличается от другого и требует от претендента специфических навыков.
Свобода найма и увольнения работников является основой конкурентоспособности организации на рынке товаров и услуг.
Если законодательство ограничивает данную свободу, то организация утрачивает возможность эффективно влиять на кадровую политику. В данных условиях работники теряют мотивацию к производительному труду и повышению квалификационного уровня. Такая ситуация существенно влияет на конкуренцию наемных работников по поводу рабочих мест и вакансий. Свободная конкуренция между работниками за наиболее привлекательные рабочие места немыслима в условиях монополии на рынке.
Важнейшим условием рынка труда является наличие множества работодателей, предлагающих рабочие места. Роль работодателя на рынке труда. Экономический интерес работодателя по отношению к наемному работнику достаточно противоречив. Наемный работник выступает в качестве важнейшего фактора производства и является для работодателя источником получения прибыли. Только труд приводит в действие все остальные факторы производства - землю, капитал. Взаимодействие всех факторов производства, в конечном счете, обеспечивает создание новой стоимости, выраженной в товарах и услугах. Это и определяет повышенный интерес предпринимателя к наемному работнику как источнику получения прибыли. Однако необходимость несения определенных издержек на рабочую силу ограничивает стремление предпринимателя к наращиванию спроса на труд. Поскольку стремление к получению максимальной прибыли в каждый данный момент времени, возможно, при различных комбинациях основных факторов производства, то и степень заинтересованности предпринимателя в наемном работнике будет разной на различных этапах производства. При жесткой детерминации издержек на каждый фактор производства у предпринимателя возникают проблемы, связанные с внутрифакторной оптимизацией структуры издержек.
Применительно к наемному труду распределение совокупных издержек на персонал осуществляется по направлениям расходования средств, в структуре которых можно выделить два направления:
• расходы, связанные с оплатой конкретных результатов труда и необходимостью уплаты соответствующих налогов на фонд заработной платы;
• расходы, связанные с развитием персонала.(6).
1.3. Спрос и предложение на рынке труда
Функционирование рынка труда основано на том, что население, для того чтобы вести нормальную жизнедеятельность, вынуждено продавать свой труд за вознаграждение, которое представлено в форме оплаты труда. Здесь специфическими товаром является труд определенная совокупность интеллектуальных, духовных, физических способностей человека, которые, в общем, представляют собой индивидуальный трудовой потенциал. С другой стороны, другая часть населения согласна оплачивать труд наемных работников. На рынке труда они являются работодателями.
Спрос на рынке труда представляет собой совокупность спроса на ресурсы труда страны при любой цене на них.
Предложение на рынке труда это совокупное предложение ресурсов труда работников в стране при всех возможных ценах на труд.
Факторы, влияющие на спрос и предложение на рынке труда.
Основным показателем рынка труда является оплата труда, которая определяется в том числе исходя из совокупной стоимости благ, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Эта точка является отправной, ниже которой невозможно установление заработной платы. Конечный уровень оплаты труда определяется под воздействием множества факторов, к основным из которых относится спрос и предложение на рынке труда.
Основными факторами, под влиянием которых формируется размер оплаты труда, относятся:
- возрастная и половая структура рынка труда. Большое влияние на рынок труда оказывает количество на нем людей различных возрастных и половых групп;
- уровень жизни населения;
- характер интенсивности общественного труда;
- производительность общественного труда;
- уровень социально-экономического развития национальной экономики;
- уровень научно-технического развития национальной экономики;
- географическое, природное и климатическое размещение трудовых ресурсов.
Изменение уровня и размера оплаты труда находится в прямом взаимодействии с изменением спроса и предложения на рынке труда. Другим важным фактором, который оказывает определяющее воздействие на функционирование рынка труда, является спрос потребность работодателя в сотрудниках, отличающихся определенной квалификационной и профессиональной характеристикой.
Спрос на рынке труда формируется под влиянием следующих факторов:
- структуры общественного производства;
- уровня развития и масштабов структуры общественного производства;
- доминирующих форм общественного производства;
- объемов общественного производства;
- уровня научно-технического развития и оснащенности национальной экономики;
- темпов роста и развития национальной экономики.
Предложение на рынке труда формируется под влиянием следующих основных факторов:
- среднего уровня оплаты труда;
- количества населения и в целом демографической ситуации;
- профессиональной структуры рынка труда (заключается в переизбытке или недостатке определенных профессий);
- мобильности населения;
- этнических, религиозных, культурных, психологических особенностей населения;(9).
Субъектами спроса на рынке труда выступают бизнес и государство, а субъектами предложения домашние хозяйства.(1).
1.4. Регулирование рынка труда
Можно выделить следующие основные задачи, стоящие перед государством на рынке труда: во-первых, достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой сохраняются эффективные стимулы к труду. Во-вторых, формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалифицированно образовательной и географической мобильности трудовых ресурсов, что создает предпосылки для повышения эффективности всей рыночной экономики. В-третьих, необходимость интеграции России в международную систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию в сфере производства, науки и техники, организации управления.
Государство на рынке труда должно осуществлять систему мер целенаправленного воздействия на количественные и качественные аспекты развития и потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства.
Процесс регулирования рынка труда государством предполагает осознанные и планомерные действия, минимизирующие отрицательные моменты рыночного механизма. Это обусловлено тем, что в России в системе отношений между работодателями и работниками постоянно присутствует государство, которое, в свою очередь, также является крупным работодателем. В частности, в государственном секторе занята существенная часть трудоспособного населения, государство регулирует условия найма и увольнения работников в негосударственном секторе, кроме того, между государством и населением существуют отношения по поводу трудоустройства, обучения, перемещения, социального обеспечения.(4).
Можно выделить два основных направления деятельности государства на рынке труда, а именно: социальное и экономическое. К первому относятся меры, регулирующие количественные соотношения между спросом и предложением труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников. Ко второму комплекс мер воздействия на качество трудовых ресурсов, их пропорции, повышение квалификации.
Государственное регулирование рынка труда должно развиваться как экстенсивно, так и интенсивно. Под экстенсивными методами подразумеваются занятость в государственном секторе экономики и влияние на занятость на негосударственных предприятиях путем предоставления государственного заказа. Интенсивное развитие предполагает рост влияния государства непосредственно на рынок труда, а также воспроизводство трудовых ресурсов, условия найма и производственную мобильность. При этом непосредственная государственная политика на рынке труда должна быть составляющим элементом общеэкономической политики государства, направленной на ускорение роста экономии, ее структурной перестройки, стимулирование инвестиционного и потребительского спроса и т.д. В общей системе государственного регулирования рынка труда можно выделить два основных типа воздействия: прямое и косвенное. Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации общественных работ, стимулирование создания новых рабочих мест в негосударственном секторе, развитие системы производственного обучения и переподготовки, стимулирование или , наоборот, сдерживание развития производства в тех или иных регионах, регламентация продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международной миграции трудовых ресурсов, организации сезонных работ. Косвенно воздействуют на рынок труда, изменяя условия хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экономических процессов, налоговая, кредитно-денежная политики, госзакупки, политика в области амортизации основных фондов, стимулирование, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное на спрос.(10).
2. Проблемы функционирования рынка труда в России.
2.1. Динамика заработной платы
Под заработной платой в широком смысле слова понимается доход от фактора производства под названием «труд». В узком смысле слова заработная плата рассматривается как ставка заработной платы, т.е. цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течении определенного времени- часа, дня и .д.
Заработная плата как экономическая категория регулирующая трудовые отношения людей возникла тогда, когда работник стал юридически свободным, появился капитал и способности работника к труду стали самостоятельным объектом экономических отношений.
Различают номинальную и реальную заработную плату. Под номинальной заработной платой понимается сумма денег, которую получает работник наемного труда за свой дневной, недельный, месячный труд. По величине номинальной заработной платы можно судить об уровне заработка, дохода, но не об уровне потребления и благосостояния человека. Реальная заработная плата- это та масса жизненных благ и услуг, которые можно приобрести за полученные деньги.(1).
Средняя номинальная начисленная заработная плата на одного работника, рублей, по данным Министерства финансов Российской Федерации (2)на 01.09.2013 составляет :
- финансовая деятельность 62258;
- добыча полезных ископаемых 53708;
- транспорт и связь 35871;
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды 32620;
- рыболовство, рыбоводство 31557;
- строительство 30410;
- обрабатывающие производства 27169;
- оптовая и розничная торговля 23812;
- гостиницы и рестораны 18030;
- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 16635.
Рассмотрим динамику средней номинальной заработной платы работника сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства в период с 2009г.по 2013г.
Таблица 1- средняя номинальная зарплата работника сельского хозяйства за 2009г-2013г.
Период |
За период, рублей. 2009г. |
За период, рублей. 2010г. |
За период, рублей. 2011г. |
За период, рублей. 2012г. |
За период, рублей. 2013г. |
январь |
8151 |
9064 |
10391 |
12227 |
13733 |
февраль |
7832 |
8835 |
10032 |
11765 |
13040 |
март |
8622 |
9618 |
10951 |
12676 |
14034 |
апрель |
8732 |
9854 |
11233 |
13009 |
14684 |
май |
9352 |
10488 |
12268 |
14130 |
15674 |
июнь |
9475 |
10653 |
12209 |
13945 |
15828 |
июль |
10115 |
11532 |
13128 |
14912 |
16790 |
август |
10203 |
11091 |
13710 |
15179 |
16635 |
сентябрь |
10383 |
11346 |
13460 |
14955 |
|
октябрь |
10065 |
10989 |
12959 |
14722 |
|
ноябрь |
9593 |
10798 |
12943 |
14371 |
|
декабрь |
11016 |
12507 |
14750 |
16479 |
Рисунок 1- динамика номинальной заработной платы работника сельского хозяйства в период с 2009г. до 2013г.
С 1 января 2009г. по 1 сентября 2013г. заработная плата увеличилась с 8151 рубля до 16635рублей, т.е. на 8484 рубля, или на 104 %.
2.2. Занятость и безработица
Безработица -наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу.
Уровень безработицы-отношение численности безработных определенной возрастной группы к численности экономически активного населения соответствующей возрастной группы. Уровень безработицы - одна из самых главных характеристик, описывающая экономику страны или региона. Практически всегда считается, что чем выше уровень безработицы, тем хуже экономическая ситуация и ниже уровень жизни населения.(7).
Текущие данные по занятости населения в России.
Уровень безработицы в сентябре 2013г. составил 5,27%, изменившись на 0,08% по сравнению с августом 2013г. (5,19%). Численность экономически активного населения в сентябре 2013г. составила 75 752 000.
Из общего числа экономически активного населения 71 761 000 были трудоустроены.
В это же самое время, количество безработных в сентябре 2013г. составило 3 991 000.
Данные по занятости населения в России в период с 2009г. по 2012г.
Таблица 2-усредненные статистические данные о безработице в России .
Год |
Экономически активные |
Занятые |
Безработные |
Уровень Безработицы, % |
2012 |
75 676 000 |
71 545 000 |
4 131 000 |
5,46 |
2011 |
75 779 000 |
70 857 000 |
4 922 000 |
6,50 |
Продолжение таблицы 2
2010 |
75 478 000 |
69 934 000 |
5 544 000 |
7,35 |
2009 |
75 694 000 |
69 410 000 |
6 284 000 |
8,30 |
В 2013 г. уровень безработицы по сравнению с 2009 г упал на 3,03 %.
Число безработных в период с 2009г по 2013г. уменьшилось на 2293000 человек.
Безработица по полу и виду поселения.
Среди безработных, доля женщин в октябре 2013г. составила 48,1%, доля городских жителей - 63,3%.
Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В октябре 2013г. это превышение составило 1,8 раза.(7).
Таблица 3-Уровень безработицы по полу и виду населения за 2012-2013гг. (%).
Мужчины |
Женщины |
Городское население |
Сельское население |
|
2012г. |
||||
январь |
6,7 |
6,0 |
5,2 |
10,1 |
февраль |
6,8 |
5,7 |
5,1 |
9,9 |
март |
6,9 |
5,6 |
5,1 |
10,1 |
апрель |
5,9 |
5,3 |
4,7 |
8,4 |
май |
5,6 |
4,8 |
4,4 |
8,0 |
Продолжение таблицы 3.
июнь |
5,4 |
5,0 |
4,2 |
8,4 |
июль |
5,6 |
4,7 |
4,3 |
8,0 |
август |
5,1 |
4,8 |
4,2 |
7,4 |
сентябрь |
5,3 |
4,7 |
4,2 |
7,8 |
октябрь |
5,5 |
4,7 |
4,2 |
8,1 |
ноябрь |
5,5 |
5,0 |
4,3 |
8,0 |
декабрь |
5,3 |
4,8 |
4,1 |
8,1 |
2013г. |
||||
январь |
6,4 |
5,5 |
4,8 |
9,7 |
февраль |
6,1 |
5,4 |
4,7 |
9,0 |
март |
5,9 |
5,4 |
4,8 |
8,4 |
апрель |
5,8 |
5,2 |
4,4 |
9,3 |
май |
5,5 |
4,8 |
4,5 |
7,4 |
июнь |
5,8 |
5,1 |
4,6 |
8,0 |
июль |
5,8 |
4,8 |
4,6 |
7,5 |
август |
5,7 |
4,7 |
4,3 |
8,1 |
сентябрь |
5,6 |
4,9 |
4,5 |
7,7 |
октябрь |
5,5 |
5,4 |
4,6 |
8,3 |
Средний возраст безработных в феврале 2009г. составил 35,2 года в том числе безработных мужчин - 34,8 года, безработных женщин - 35,6 года.
Средний возраст безработных в октябре 2013г. составил 36 лет.(7).
Для сравнения с ситуацией по России приведу данные по Приволжскому федеральному округу за 2011г.
Таблица 4- экономически активное и неактивное население в Приволжском Федеральном округе.
Субъект |
Всего тыс.чел |
В том числе |
Уровень занятости,% |
Уровень безработицы, % |
|
Занятые |
безработные |
||||
Республика Башкортостан |
2083,0 |
1922,5 |
160,5 |
61,9 |
7,7 |
Республика Марий Эл |
374,4 |
337,1 |
37,3 |
61,6 |
10,0 |
Республика Мордовия |
460,9 |
436,8 |
24,1 |
66,9 |
5,2 |
Республика Татарстан |
2042,0 |
1946,5 |
95,5 |
66,4 |
4,7 |
Удмуртская республика |
844,7 |
785,9 |
58,8 |
66,4 |
7,0 |
Чувашская республика |
683,8 |
630,9 |
52,9 |
63,6 |
7,7 |
Пермский край |
1438,0 |
1328,6 |
109,3 |
63,5 |
7,6 |
Кировская область |
744,2 |
681,5 |
62,7 |
62,8 |
8,4 |
Нижегородская область |
1805,7 |
1676,0 |
129,7 |
64,6 |
7,2 |
Оренбургская область |
1106,9 |
1036,7 |
70,2 |
63,1 |
6,3 |
Пензенская область |
689,1 |
652,4 |
36,7 |
60,2 |
5,3 |
Продолжение таблицы 4.
Самарская область |
1736, 8 |
1648,9 |
87,9 |
65,5 |
5,1 |
Саратовская область |
1356,6 |
1275,1 |
81,5 |
62,8 |
6,0 |
Ульяновская область |
701,4 |
652,9 |
48,5 |
63,3 |
6,9 |
В субъектах Приволжского Федерального округа уровень безработицы варьирует с 4,7 % до 10%. В самом же округе уровень безработицы составляет 6,6 %. В Кировской области уровень безработицы превышает на 2,2 % по округу и 2,3% по России. (8).
Безработным выплачиваются пособия по безработице. Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяется Правительством Российской Федерации. Минимальный размер пособия с 2009г. по 2013г. составил 850 рублей, максимальный размер составил 4900 рублей. (7).
Правительство утвердило план реализации госпрограммы «Содействие занятости населения» на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
Планом предполагается совершенствование законодательной и нормативной правовой базы, в том числе в вопросе привлечения иностранной рабочей силы, разработка профессиональных стандартов, модернизация системы оплаты труда и улучшение условий труда на рабочих местах. Минтруд будет давать прогноз баланса трудовых ресурсов, информировать население, в том числе иностранных граждан, о возможностях трудоустройства. И, конечно, - осуществлять госконтроль и надзор за соблюдением трудового законодательства.
План предусматривает усиление ответственности работодателей за нарушение законодательства об охране труда и ответственности иностранных работников за осуществление незаконной трудовой деятельности.
Распоряжение позволит организовать системную работу заинтересованных федеральных органов власти, ответственных за реализацию мероприятий госпрограммы «Содействие занятости населения», а также обеспечить к 2015 году достижение целевых индикаторов и показателей госпрограммы и создать правовые, экономические и институциональные условия, способствующие эффективному развитию рынка.(5).
2.3.Востребованные профессии
Рынок труда постоянно диктует свои правила. Какие-то направления становятся более популярными и востребованными, а значит, обладают высокой заработной платой, но самые востребованные профессии могут быть не связаны с оплатой. Какие-то вакансии уходят на второй план из-за перенасыщения рынка соответствующими специалистами. Рейтинг профессий 2013 года выглядит следующим образом.
На последнем, десятом, месте среди самых востребованных профессий находится менеджер по персоналу. Эта актуальная вакансия есть на каждом предприятии. Получает такой специалист в среднем 35 000 рублей.
Почетную девятую позицию занимают повара. Тем более что количество кафе и ресторанов растет с каждым днем. Актуальна профессия суши-повара. Руководитель процесса приготовления блюд может получать до 35 000 рублей. Помощникам повара платят, конечно, меньше.
Оклад инженера в любой производственной компании достигает 60 000 рублей. И эта профессия расположена на 8 месте по престижности и востребованности.
Особую популярность приобрела профессия менеджера по закупкам. Здесь требуются специалисты в основном с опытом. А их зарплата варьируется от 30 000 до 55 000 рублей.
Врачи, особенно для частных поликлиник, также очень востребованы. Однако наибольшим спросом пользуются стоматологи. Такие специалисты при частной практике могут зарабатывать и 65 000 рублей.
На протяжении нескольких лет неизменной популярностью пользуется профессия аудитор. Она перспективна и хорошо оплачиваема. Скорее всего, через несколько лет она так и останется востребованной. А зарплата такого специалиста будет только расти. Сегодня это порядка 55 000 рублей за месяц.
В век компьютерных технологий все чаще на работу приглашают Веб-программистов. Они зарабатывают от 45 000 рублей. Благодаря тому, что интернет сфера развивается быстрыми темпами, возможно, скоро эта профессия поднимется на вершину рейтинга.
Тройку самых востребованных специалистов замыкает личный водитель. Такого профессионала нужно еще поискать. А опытный водитель может получать до 60 000 рублей.
Второй по популярности профессией является юрист. Большую роль при оплате труда такому специалисту имеет опыт. Именно поэтому зарплата юриста может варьироваться от 30 000 до 100 000 рублей.
Наконец, на первом месте в рейтинге профессий 2013 года находится IT-специалист. Они занимаются базами данных, систематизацией всей информации на предприятии. Все это необходимо для того, чтобы применять полезную информацию в бизнесе очень быстро, по первому требованию. Этот специалист следит и за возможной утечкой информации и разрабатывает все системы безопасности информационных систем. На IT-специалисте лежит огромная ответственность, а значит, и труд его ценится высоко (от 60 000 рублей за месяц)(3).
Заключение
На рынке труда продается и покупается не сам труд, а услуги труда, количество и качество которых зависят от многих факторов - уровня профессиональной подготовки работника, его квалификации, опыта, добросовестности и других.
Структура рынка труда определяется разными признаками и компонентами, необходимыми для возникновения и начала функционирования рынка труда. На основе характеристики рынка труда можно установить основные его элементы: субъекты рынка труда; правовые аспекты, регламентирующие отношения субъектов на рынке, труда; конъюнктура рынка; службы занятости населения; инфраструктура рынка труда; система социальной защиты и др. Главными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники, государство и его органы.
Функционирование рынка труда имеет ряд особенностей, среди которых выделим прежде всего:
1) неотделимость права собственности на товар (труд) от его владельца.
2) значительную продолжительность контакта продавца и покупателя.
3) действие неденежных факторов сделки (условия труда, микроклимат в коллективе, перспективы профессионального роста);
4) наличие большого числа институциональных структур особого рода, к которым относятся система трудового законодательства, различные учреждения и службы регулирования занятости, государственные программы в области труда и занятости и т. д.;
5) высокую степень индивидуализации сделок.
Спрос на рынке труда представляет собой совокупность спроса на ресурсы труда страны при любой цене на них. Предложение на рынке труда это совокупное предложение ресурсов труда работников в стране при всех возможных ценах на труд.
Под заработной платой в широком смысле слова понимается доход от фактора производства под названием «труд». В узком смысле слова заработная плата рассматривается как ставка заработной платы, т.е. цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течении определенного времени- часа, дня и .д. С 1 января 2009г. по 1 сентября 2013г. заработная плата работника сельского хозяйства увеличилась с 8151 рубля до 16635рублей, т.е. на 8484 рубля, или на 104 %.
Уровень безработицы по стране в сентябре 2013г. составил 5,27. В 2013 г. уровень безработицы по сравнению с 2009 г упал на 3,03 %. Количество безработных в период с 2009г по 2013г. уменьшилось на 2293000 человек.
Рынок труда постоянно диктует свои правила. Какие-то направления становятся более популярными и востребованными, а значит, обладают высокой заработной платой, но самые востребованные профессии могут быть не связаны с оплатой. Какие-то вакансии уходят на второй план из-за перенасыщения рынка соответствующими специалистами.
Список литературы.
1. Курс экономической теории: Учебник для студентов вузов/ Под ред.М.Н.Чепурина, Е.А. Киселевой.- 5- е изд. испр.,доп. и перераб.- Киров:АСА, 2003.-832с.
2.Министерство финансов Российской Федерации. Заработная плата.[Электронный ресурс]-2013.-Режим доступа: http://info.minfin.ru/salary.php
3.Обзор и рейтинг профессий в 2013 год, которые наиболее востребованы.Юридический вестник. [Электронный ресурс]-2013.-Режим доступа: http://www.legalreviews.ru/rejting-professij-2013.html
4.Регулирование рынка труда. Взгляд на рынок[Электронный ресурс]-2013.-Режим доступа: http://rinoko.ru/ryinok-truda/regulirovanie-ryinka-truda-5.html
5. Русская народная линия. Информационно-аналитическая служба[Электронный ресурс]-2013.-Режим доступа: http://ruskline.ru/news_rl/2013/06/27/nuzhen_sistemnyj_podhod_k_resheniyu_problem_na_rynke_truda/
6. Трудовые ресурсы и их адаптация на рынке труда: учебное пособие/Н.Ф.Ревенко, А.В. Тихонова.-киров: издательство ООО «Радуга-ПРЕСС»,2011.-103с.
7.Федеральная служба государственной статистики.Рынок труда, занятость и заработная плата[Электронный ресурс]-2013.-Режим доступа: http://www.gks.ru/
8.Численность занятых, безработных и экономически неактивного населения Кировской области( по результатам выборочных обследований):стат.бюл.-Киров: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кировской области,2012.- 40с.
9.Экономическая теория: Учебное пособие /Под ред. В.И. Видяпина. М.: ИНФРА М, 2011. 714 с.
10.Экономическая теория: Учебник/ под ред. В.Д. Камаева, Е.И. Лобачевой. М.: Юрайт-Издат, 2010. 557с.