ГОСУДАРСТВО В СМЕШАННОЙ И КОМАНДНОЙ ЭКОНОМИКЕ: СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВО В СМЕШАННОЙ И КОМАНДНОЙ ЭКОНОМИКЕ: СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Курсовая работа

Саратов 2014


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Государственное регулирование: необходимости и формы

1.1. Необходимость государственного регулирования экономики

1.2. Формы государственного регулирования экономики

Глава 2. Особенности деятельности государства в смешанной экономике

2.1. Методы воздействия государства на экономику при смешанной экономической системе

2.2. Сравнительный анализ воздействия государства на экономику в условиях рынка и в условиях командной экономической системы

Заключение

Список использованной литературы


ВВЕДЕНИЕ

Общество представляет собой крайне сложную социальную систему, а значит, объективно нуждается в управлении разнообразными процессами, протекающими в нем. Изучение проблематики государственного регулирования экономики является актуальным и чрезвычайно важным, потому что способствует формированию экономико-правового мышления и видения сложных взаимозависимостей в организации и управлении экономикой.

Как понятие государственное регулирование экономики представляет собой систему опосредованного воздействия властных структур страны на экономический интерес хозяйствующих субъектов. Такими воздействиями могут быть инструменты ограничения или стимулирования той или иной деятельности данных субъектов. Это могут быть изменения законодательства в системе налогообложения, таможенной политики, ценообразования и валютных курсов. Причины государственного вмешательства в национальную экономику вытекают из основных целей и задач правительства в данный момент времени.

При этом государственное регулирование должно быть основано на сильной правовой основе, которая должна иметь свои пределы, обусловленные как объективными, так и субъективными факторами.

Объективными факторами, определяющими пределы государственного вмешательства в экономику, могут быть интересы экономические, социальные или политические. К субъективным факторам следует отнести общественные, групповые, государственные, индивидуальные интересы.

Осуществляя повседневное воздействие на экономику, государство не может не считаться с этим многообразием интересов, в той или иной мере не учитывать их.

Способы государственного регулирования отличаются друг от друга своей направленностью, характером воздействия на экономическую сферу, а также способностью удовлетворять и защищать разнообразные интересы субъектов рынка. Способ регулирования позволяет расширять или сужать возможности участников экономических отношений и обусловливает степень удовлетворения потребностей этих субъектов, что позволяет эффективно организовывать самые разнообразные социальные связи в различных политических и экономических условиях.

Таким образом, проблема способов государственного регулирования в настоящее время достаточно актуальна, но, тем не менее, не в полной мере исследована.

Цель работы – изучить способы государственного регулирования в смешанной и командной экономике.

Задачи курсовой работы:

1. обосновать необходимость государственного регулирования экономики,

2. рассмотреть формы государственного регулирования экономики,

3. описать методы воздействия государства на экономику при смешанной экономической системе,

4. осуществить сравнительный анализ воздействия государства на экономику в условиях рынка и в условиях командной экономической системы.

Объект исследования – процесс государственного регулирования.

Предмет исследования – способы государственного регулирования в смешанной и командной экономике.

Метод исследования – анализ доступных литературных источников по теме исследования.


ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ: НЕОБХОДИМОСТИ И ФОРМЫ

1.1. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Саморегулирование рынка как способ управления экономикой было характерно для эпохи свободной конкуренции. Во второй половине XIX в. в связи с появлением монополий и усилением процесса обобществления капиталистического производства, и позднее – на рубеже XX в., когда ускорилось развитие монополий, сращивание промышленного и банковского капитала, появилась объективная необходимость во вмешательстве государства в экономику, которая была вызвана потребностями преодоления экономических кризисов, необходимостью ограничить рост безработицы, развития конкуренции, смягчения социальных последствий стихии рынка.

Классическая свободная рыночная экономика исчерпала себя в период экономического кризиса 30-х годов, когда стало очевидным, что необходимо искать пути смягчения результатов экономического кризиса 1929-1933 гг. Было признано, что дополнительные регуляторы рынка необходимы и функция регулирования должна быть закреплена за государством.

Наиболее глубокое и всестороннее обоснование необходимости государственного влияния на экономику было сделано английским экономистом Д.Кейнсом в работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 год).

Объективные причины необходимости государственного регулирования современного рыночного хозяйства:

1) отсутствие совершенной конкуренции; во многих отраслях существуют преимущества для крупного производства, что приводит к монополиям или олигополии;

2) для определенной категории ценовой механизм не работает; национальная оборона, например, это «товар», которому нельзя давать цену и продавать его на рынке; по этим причинам государство берет на себя ответственность за производство такого «коллективного» товара и заставляет граждан одновременно оплачивать продукцию;

3) в отношении некоторых производств цены и издержки производства не отражают общественного эффекта продукции: охрану окружающей среды, развитие образования, здравоохранение, государство в таких случаях вмешивается в механизм ценообразования или выделяет дотации на производство таких товаров и услуг;

4) наличие рынков, где адаптация осуществляется медленно и довольно болезненно по сравнению с классической моделью саморегулирования (например, рынок рабочей силы).

Объективная необходимость государственного регулирования экономики обусловлена также тем, что государственные и межгосударственные институты призваны хранить такие ценности, как стабильность и гармоничность общества, сохранения и воспроизведения среды обитания народов – природного, национально-исторического, культурного1.

Государственное регулирование социально-экономического развития страны рассматривается в экономической науке как существенный признак современной рыночной экономики смешанного типа, объективный и закономерный процесс содействия государства согласованности всех элементов рыночной системы. Эффективное функционирование рыночной экономики возможно лишь при условии высокоразвитой системы государственного регулирования. Становление и укрепление государства как общественного института сопровождается развитием экономических функций, а история их развития неотъемлемая составляющая эволюции общества в его организационных формах.

Необходимость государственного регулирования экономики вытекает из экономических функций, объективно формирующихся, выполнение которых возлагается на государство. Возникновение и развитие экономических функций государства – это результат развития производительных сил и объективных общественных потребностей.

Основные принципы государственного регулирования экономики: научная обоснованность, системность, согласование интересов, целеустремленность, приоритетность, комплексность, принцип достаточности, эффективность.

Государственное регулирование экономики предполагает воздействие государства на объекты и процессы с целью согласования хозяйственной деятельности субъектов национальной экономики.

Государственное финансовое регулирование отражает субъективную сторону функционирования финансов. Сами по себе деньги и финансовая система являются объективными явлениями и в целом отражают объективные закономерности развития. Механизм функционирования финансов, организация финансовых отношений и движение денежных потоков происходит в процессе их организации конкретными субъектами, руководствующимися многими факторами политического, экономического и гуманитарного характера, сочетая при этом как общественные, так и собственные интересы. Эффективность государственного финансового регулирования зависит от правильного выбора направлений, средств, методов и регулирующих инструментов2.

Итак, вопрос о необходимости государственного регулирования экономики сомнения не вызывает. Современная крупномасштабная сложная и многофакторная экономическая система просто не может эффективно функционировать без существенного дополнения рыночного механизма механизмом государственного регулирования.


1.2. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Среди экономистов нет единства относительно разграничения форм и методов государственного регулирования. Одни авторы различают его типы (краткосрочное и долгосрочное), другие выделяют административное и правовое, прямое и опосредованное экономическое регулирование, а в рамках второго отдельные формы, третьи – формы государственного регулирования экономики без дальнейшего разделения, четвертые к формам относят краткосрочное и долгосрочное планирование и др.

Представляется наиболее целесообразным среди форм государственного регулирования выделять планирование (долгосрочное, средне-срочное и краткосрочное), программирование и прогнозирование, а среди методов (т.е. способов или средств воздействия государства на субъекты хозяйствования) – экономическое, правовое и административное регулирование.

Важнейшим является экономическое регулирование, которое, в свою очередь, разделяют на прямое (с помощью государственных закупок товаров и услуг, государственного целевого финансирования и т.д.) и косвенное (с помощью антициклической, инвестиционной и других форм экономической политики). Правовое регулирование осуществляется через принятие и совершенствование правовой базы (соответствующего комплекса юридических законов и поправок к ним и т.п.). Административное регулирование предусматривает использование мер запрета (например, запрет строительства предприятий на определенных территориях), разрешения (например, разрешения государственным предприятиям базовых отраслей промышленности заниматься туристическим бизнесом) и принуждения (принудительное закрытие четвертого блока Чернобыльской АЭС). С помощью административных мер проводятся денежные реформы и другие действия3.

Основными формами государственного регулирования являются планирование и программирование экономики.

Планирование на макроуровне (макроэкономическое планирование) – форма управления народным хозяйством (а следовательно, форма государственного регулирования экономики), что предполагает определение целей, разработка (составление) планов и их реализацию (с учетом путей достижения) на основе научного предвидения, основанный на познании экономических законов.

На микроуровне планирование предполагает составление бизнес-планов, краткосрочных оперативных программ и задач и т.д.

Планомерность как категория выражает глубокую сущность, чем планирование, поскольку является непосредственной формой проявления закона планомерного развития, действие которого обусловлено прежде эволюцией технологического способа производства, а планирование - только метод реализации планомерности. Материальной основой планомерности было развитие технологического способа производства, основанного на машинном труде.

Важной функцией государства становится разработка долгосрочных (на 5 и более лет) программ экономического и социального развития, которые, обеспечивая экономическую систему всесторонней информацией, усиливают обратные связи и способствуют стабильности системы. Государство создает также центральный орган управления экономикой. Центр формирует (с разной степенью адекватности) объективную цель системы, общие задачи, планирует выделение ресурсов, устанавливает нормативы, сроки, выделяет ресурсы и т.д.4.

Экономика современных передовых стран стала планомерно управляемой благодаря превращению планомерности из тенденций на закономерность.

Французский экономист Ж. Сапир, анализируя пути выхода из кризиса стран СНГ, обоснованно отмечает, «что для успешного усиления коммерческих норм поведения сейчас предприятиям не хватает определенной формы планирования, поскольку в условиях коммерциализации и приватизации горизонт принятия решений экономических агентов ограничен. Именно государство должно найти способ расширение этого горизонта, иначе экономические расчеты теряют силу»5.

Поэтому взгляды некоторых представителей неоклассического направления, в частности Ф.-А. Хайека, который назвал планирование рабством, архаичны.

Отрицая их, известный американский экономист Б.Селигмен обоснованно утверждал, что главной проблемой является не то, нужны ли планирование и контроль, а кто будет утверждать планы – господствующая элита или общество в целом. Поскольку при капитализме планы разрабатывает и контролирует именно господствующая элита, развивается государственная капиталистическая планомерность, основным содержанием которой является планомерное изъятие прибыли6.

Тремя главными формами планирования является директивное, индикативное и стратегическое планирование7.

Директивное (императивное) планирование означало централизованное доведение обязательных строго регламентированных задач и показателей к предприятиям, сковывало их инициативу, приводило к росту товарно-материальных запасов, усиление затратного характера экономики, снижение эффективности производства (осуществлялось в СССР) и др.

Индикативное (рекомендательное) планирование предполагает установление государством основных макроэкономических показателей, системы экономических стимулов и прямых и косвенных рычагов, которые ориентируют экономическую деятельность субъектов хозяйствования на выполнение планов, обеспечивая их при этом необходимой информацией, и мероприятий по их осуществлению.

Такое планирование, основанное во Франции и Нидерландах, в 60-е годы распространилось в других развитых странах. В США оно осуществляется прежде всего в форме бюджетных и финансовых планов, в Японии - в форме долгосрочных планов, в странах ЕС - стратегических и т.д. Механизм реализации таких планов предусматривает согласование заложенных в них национальных приоритетов с союзами предпринимателей и профсоюзами. Во Франции постоянно разрабатывались пятилетние планы, которые имели систему показателей объемов производства, динамики национального дохода, модернизации промышленности и торговли, развития инфраструктуры, научных исследований, подготовки рабочей силы, жилищного строительства и др. Выполнение планов государство поддерживало конкретными финансовыми программами, планами структурной перестройки экономики (развитие отраслей, определяющих научно-технический прогресс, например машиностроения, и «свертывания» нерентабельных отраслей, в частности добычи угля).

По экономической сущности государственная капиталистическая планомерность, кроме изъятия доходов, означает централизованное регулирование пропорций экономики, темпов ее развития. Методами экономической планомерности является составление общенациональных планов, программ, прогнозов. Распространенные средне-срочные индикативные планы. их сущность раскрывается в выполняемых индикативным планированием основных функциях: обоснование целей и стабильных темпов экономического роста; формирования важнейших направлений экономической политики; обоснование приоритетов в развитии экономики и разработка целевых комплексных программ; выбор комплекса экономических рычагов и стимулов в сочетании с административными и правовыми средствами; координация показателей индикативного плана и государственного бюджета.

По масштабам различают отраслевое индикативное планирование, региональное и планирования на предприятии (бизнес-планирование)8.

Стратегическое планирование производит такую стратегию поведения национальной экономики на рынке, которая обеспечит ее выживания в сложных условиях путем целенаправленного управления изменениями.

Программирование национальной экономики предусматривает комплексный анализ ее состояния, выявление важнейших проблем, решение которых невозможно с помощью рыночных рычагов, разработку и реализацию отдельных стратегических программ. В современной литературе программирование экономики также определяют как систему ее регулирования (прежде долгосрочного) на основе общехозяйственных программ, а также определения, совпадает с трактовкой индикативного планирования.

Основой программирования является структурное регулирование экономики (или структурное программирование) как высшая форма экономического регулирования на национальном уровне, которое носит системный (в том числе комплексный) характер, который базируется на выполнении долго- (10-20 лет), средне- (4-5 лет ) и краткосрочных программ. По степени охвата выделяют комплексно-целевые народнохозяйственные программы, программы социально-экономического развития, научно-технические и др.

Совершенной формой планирования является разработка, принятие и воплощение национального демократического экономического планирования. Оно предусматривает составление императивных планов для государственного сектора (доля которого должна составлять 30-35%) и индикативных для негосударственного сектора (на трудовую коллективную собственность должно приходиться до 50-55% совокупной собственности, в частную - 10-15%), что сопровождается формированием целевых программ приоритетных направлений развития народного хозяйства, преобладанием экономических методов регулирования и территориального комплексного управления вместо отраслевого. Основными средствами реализации такого планирования является научно обоснованная промышленная, структурная, инновационная, налоговая, финансово-кредитная, региональная, амортизационная и другие формы политики, последовательно внедряются. В общем это планирование предусматривает рациональное сочетание государственного регулирования с монополистической планомерностью и рыночными рычагами саморегулирования при доминировании первого.

Планирование и программирование экономики взаимосвязаны с ее прогнозированием, то есть научным предвидением тенденций развития экономики на перспективу – темпов экономического роста, рынка, тенденций развития науки и техники, структурных изменений в рамках технологического способа производства и экономической собственности и т.п.


ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА В СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКЕ

2.1. МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА НА ЭКОНОМИКУ ПРИ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Смешанная экономика – модель социально-экономического развития, предполагает сочетание частной и государственной форм собственности, плана и рынка, проведение институционально-социальных реформ для построения прогрессивного строя. Возникла в первые десятилетия XX века9.

Основным регулятором смешанной экономики является рынок. Рыночный механизм объединяет производителей и потребителей в единую экономическую систему, направляя ресурсы на производство тех товаров, которые наиболее нужны обществу, способствует разработке и внедрению новых технологий. И наконец, рынок выполняет селективную функцию, благодаря чему по производству выбывают те хозяйственные субъекты, результаты деятельности которых не соответствуют условиям рыночной конкуренции.

Однако рынок не является идеальной формой организации производства. Как субъект макроэкономического регулирования он имеет определенные ограничения10:

1) рынок не обладает совершенным механизмом, способным противостоять такому явлению, как экономическая нестабильность проявляется через затяжной спад производства, безработица, высокий уровень инфляции и т.д.

2) рынок способен реагировать на индивидуальные потребности людей, но не имеет механизмов, способных обеспечивать людей общественными благами, к которым относятся услуги государственного управления, армии, здравоохранения, образования, науки и т.д.

3) современный рынок не является совершенно конкурентным, поскольку на рыночные отношения влияют монополии. Влияя на объемы производства и цены, они ограничивают эффективность рыночной конкуренции и действуют в собственных интересах.

4) взаимодействие людей через рыночный механизм порождает негативные последствия: неравенство в доходах, неравномерное развитие регионов, нарушение экологических условий жизни населения и т.д.

Вышеперечисленные ограничения рынка могут быть компенсированы только с помощью государственного вмешательства в экономику. Поэтому на современном этапе развития товарного производства государство вынуждено выполнять ряд функций регулирования экономики:

1. Разработка политики социально-экономического развития страны, определяет главные цели, приоритеты и средства развития экономики. Государственная экономическая политика реализуется через экономические прогнозы, планы и программы, которые в условиях рыночных отношений имеют рекомендательный характер.

2. Формирование правовых основ функционирования экономики. С этой целью государство определяет правовой статус форм собственности, регулирует отношения с отдельными субъектами рынка, устанавливая «правила игры».

3. Защита конкуренции как главного «мотора» рыночного механизма. С этой целью государство осуществляет антимонопольную политику.

4. Перераспределение доходов и ресурсов. Необходимость в перераспределении доходов обуславливается природой рынка, согласно которой порождаются колебания по личным доходам, а также отсутствие у нетрудоспособных членов общества. Для уменьшения неравенства в доходах государство осуществляет перераспределение в форме трансфертных платежей, регулирует индивидуальные доходы путем установления минимальной заработной платы, применение прогрессивной формы налогообложения доходов.

Необходимость в перераспределении ресурсов обусловливается двумя аспектами. Первый касается выделения ресурсов на производство общественных благ. Эту проблему решает правительство. Второй аспект вытекает из необходимости учета внешних эффектов рынка: загрязнение окружающей среды и т.д.

5. Стабилизация экономики. Рынок не всегда может самостоятельно противостоять экономической нестабильности. Поэтому возникает необходимость государственного воздействия на экономический цикл. Основными методами выполнения государством стабилизационной функции является фискальная и денежно-кредитная политика.

Государственное вмешательство в экономику может быть эффективным при условии, что оно является взвешенным. В значительной степени решение этой проблемы зависит от того, как понимается сущность государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование экономики – целенаправленная деятельность государства по созданию правовых, экономических и социальных предпосылок, необходимых для эффективного функционирования рыночного механизма и минимизации его негативных последствий.

Государственное регулирование экономики противостоит механизма рыночного регулирования, а предоставляет рыночным регуляторам способность более эффективно влиять на экономическое развитие. В итоге это должно способствовать достижению поставленных государством целей и приоритетов с меньшими экономическими и социальными потерями.

Эффективность государственного регулирования экономики обусловлена тем, насколько государство в процессе выполнения своих регулирующих функций учитывает объективные экономические законы рынка. Государство должно способствовать развитию рыночного механизма.

Государство может вмешиваться в рыночный механизм только в одном случае – когда этот механизм не способен выполнять свою положительную роль в экономике. Показательным примером является переходная экономика, когда административно-командные механизмы уже не действуют, а рыночные – еще находятся в стадии становления. Найти рациональное соотношение между государственным вмешательством в экономику и ее рыночным саморегулированием – актуальная проблема органов государственного управления.

В условиях развитого рынка государственное регулирование экономики – это вмешательство государства не в рыночный механизм, а в предпосылках и побочные последствия его функционирования. Да. государственные программы помощи малообеспеченным, нетрудоспособным и безработным членам общества могут обеспечить их социальную защиту без вмешательства в рыночный механизм11.

Важной предпосылкой, определяющей эффективность государственного регулирования экономики, является учет в действиях государства условий конкретной страны: доля государственного сектора в экономике, структура экономики, технический уровень производства, природные, демографические и политические условия. Учет этих условий требует от каждого государства творческого подхода к определению границы и методов своего вмешательства в экономику.


2.2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА НА ЭКОНОМИКУ В УСЛОВИЯХ РЫНКА И В УСЛОВИЯХ КОМАНДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Характер и формы взаимодействия государства и экономики, в процессе формирования экономической политики государства, обусловленные различными факторами, но одной из существенных модифицирующих условий является тип экономической системы. В рыночной экономике данное взаимодействие выражается одним способом, тогда как в административно-командной – существенно другим.

Регулятором рыночной экономики является рыночный механизм, административно-командной – планово-государственный (административно-командная система управления).

Рыночный механизм – способ (форма) организации и функционирования отношений между субъектами хозяйствования, базирующейся на принципах экономической свободы, свободного взаимодействия спроса и предложения, свободного ценообразования, конкуренции.

Планово-государственный механизм (административно-командная система управления) – это жестко централизованное, тотальное государственное управление социально-экономическим развитием страны на основе директивного плана.

Рыночная экономика оказалась более эффективной. Тем не менее в экономике возникают ситуации, когда рыночный механизм не обеспечивает оптимальное использование ресурсов (по Вильфредо Парето имеет место в том случае, если невозможно изменить распределение ресурсов так, что один из субъектов улучшит свое положение, а другой не ухудшит. С точки зрения производства экономическая эффективность означает производство с наименьшими издержками).

Такие условия и создают недостатки (провалы, несостоятельность) рынка. Сегодня как таковой «чистой» рыночной экономики нет ни в одном государстве12.

Сравним преимущества и недостатки рыночного механизма и административно-командной системы.

Преимущества и недостатки рыночного механизма:

- является автоматическим регулятором экономики (способствует распределению ресурсов в отраслях и сферах), но не в состоянии обеспечить конкурентную среду;

- обеспечивает сбалансированность платежеспособного спроса и предложения, при этом обусловливает безработицу;

- оперативно реагирует на изменение потребностей (конъюнктуру) и способствует их удовольствию, в то же время вызывает большую дифференциацию населения по доходам;

- стимулирует предпринимательскую активность, постоянный поиск, в то же время выявляет разрушительное действие на окружающую среду;

- способствует повышению эффективности ведения хозяйства (сокращению расходов и улучшению качества продукции) и не обеспечивает удовлетворения социально-экономических потребностей общества (научных, образовательных, культурных и т.п.).

Преимущества планово-государственного механизма:

- предоставляет возможность предусмотреть и устранить экстерналии;

- концентрирует ресурсы и усилия ради решения определенной проблемы и создания возможностей быстрого ее решения;

- обеспечивает быстрые структурные сдвиги;

- позволяет успешно выполнять простые задания;

- предоставляет возможность поддерживать и развивать некоммерческий сектор (социальную инфраструктуру);

- гарантирует определенную социальную защиту населения (занятость, определенный минимальный уровень доходов и т.п.).

Недостатки административно-командной системы:

- подавляет экономическую свободу, конкуренцию;

- исключает частную инициативу;

- обусловливает монополизм государства, диктат производителя;

- взрывает (уничтожает) стимулы к высокоэффективному труду;

- вызывает постоянный дефицит товаров, неудовлетворенный спрос, приписки, теневую экономику;

- не стимулирует НТП и инновации в экономике;

- закрепляет низкое качество и узкий ассортимент продукции;

- порождает бюрократизм, волюнтаризм, взяточничество, коррупцию, паразитизм;

- ведет к автаркии;

- неэффективное, нерациональное, ресурсоёмкое производство;

- низкий жизненный уровень населения.

Инструменты рыночного механизма составляют основу государственного регулирования экономики. При этом, государство, учитывая ограниченные возможности рыночного механизма, его способность порождать негативные побочные последствия, может нейтрализовать их с помощью нерыночного механизма. Рациональное государственное регулирование экономики не противостоит механизмам ее рыночного регулирования и не подменяет его, а сознательно использует его регулирующий потенциал, предоставляет рыночным регуляторам целенаправленный характер. В конечном итоге это способствует достижению поставленных государством целей и приоритетов с меньшими экономическими и социальными издержками.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственное регулирование экономики – это объективный и закономерный процесс, обусловленный такими факторами: функционированием экономики как системы, концентрацией производства и капитала, существованием несовершенства рынка, действием принципа «смешивания». Вследствие своей особой роли в обществе государство во все времена в той или иной степени регулировало экономические отношения.

Государственное регулирование хозяйственной деятельности влияет на изменения структуры производства, интенсифицирует движение финансовых потоков, формирования доходов юридических и физических лиц. Государство формирует институциональную структуру экономики и управления ею; активизирует механизмы корпоративно-монополистического и государственно-монополистического контроля; способствует повышению роли общественных организаций; определяет социальную направленность рыночной системы; обеспечивает государственную поддержку направлений технологического прогресса и использования результатов научно-технического прогресса.

Государственное финансовое регулирование – это система экономических отношений, складывающихся в деятельности, направленной на изменение количественных и качественных показателей финансовых процессов в экономике через механизм формирования денежных фондов, их перераспределения, использования при согласовании интересов субъектов хозяйствования в целях обеспечения устойчивости функционирования экономической системы.

Экономическая (хозяйственная) система – это особым образом упорядоченная, скоординированная система связи между субъектами национальной экономики. Выделяют следующие основные типы экономических систем: традиционная (натуральное хозяйство); рыночная; административно-командная (АКС); смешанная (рыночная экономика смешанного типа); переходная. Каждый из них имеет свой механизм регулирования экономических процессов.

Сравнив воздействие государства на экономику в условиях рынка и в условиях командной экономической системы, мы видим, что регулятором рыночной экономики является рыночный механизм, АКС – планово-государственный (административно-командная система управления), рыночной экономики смешанного типа – смешанная система регулирования.

Рыночный механизм – способ (форма) организации и функционирования отношений между субъектами хозяйствования, базирующейся на принципах экономической свободы, свободного взаимодействия спроса и предложения, свободного ценообразования, конкуренции.

Планово-государственный механизм (административно-командная система управления) – это жестко централизованное, тотальное государственное управление социально-экономическим развитием страны на основе директивного плана.

Мы пришли к пониманию того, что на деле справедливым является тезис о необходимости оптимального сочетания государственного управления с рыночным механизмом. Но дело в том, что не все институты, которые являются эффективными в одной среде, способны эффективно функционировать в другом.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Войтов А.Г. Экономическая теория. – М.: Дашков и К, 2012. – 391 с.
  2. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие / под ред. И.Н. Мысляевой, Н.П. Кононковой. – М.: Издательство МГУ, 2010. – 440 с.
  3. Гребнев Л.С. Экономика: учебник. – М.: Логос, 2011. – 408 с.
  4. Разнодежина Э.Н., Камалтдинова Р.М., Филиппова И.А. Современные тенденции развития экономики. – Ульяновск: УлГТУ, 2011. – 119 с.
  5. Рыночное и государственное регулирование переходной экономики / Отв. ред. Русановский В.А. – Саратов.: Изд. центр СГСЭУ, 1999. – 130 с.
  6. Современная экономическая наука: учебное пособие / под ред. Н.Н. Думной, И.П. Николаевой. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 534 с.
  7. Тупчиенко В.А. Государственная экономическая политика: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 663 с.
  8. Хасбулатов Р.И. Международные экономические отношения. – М.: Юрайт, 2013. – 912 с.
  9. Шкваря Л.В. Мировая экономика: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 303 с.

1 Государственное регулирование экономики: Учебное пособие / под ред. И.Н. Мысляевой, Н.П. Кононковой. – М.: Издательство МГУ, 2010.

2 Современная экономическая наука: учебное пособие / под ред. Н.Н. Думной, И.П. Николаевой. – М.: Юнити-Дана, 2012.

3 Тупчиенко В.А. Государственная экономическая политика: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2010.

4 Гребнев Л.С. Экономика: учебник. – М.: Логос, 2011.

5 Разнодежина Э.Н., Камалтдинова Р.М., Филиппова И.А. Современные тенденции развития экономики. – Ульяновск: УлГТУ, 2011.

6 Тупчиенко В.А. Государственная экономическая политика: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2010.

7 Государственное регулирование экономики: Учебное пособие / под ред. И.Н. Мысляевой, Н.П. Кононковой. – М.: Издательство МГУ, 2010.

8 Современная экономическая наука: учебное пособие / под ред. Н.Н. Думной, И.П. Николаевой. – М.: Юнити-Дана, 2012.

9 Войтов А.Г. Экономическая теория. – М.: Дашков и К, 2012.

10 Рыночное и государственное регулирование переходной экономики / Отв. ред. Русановский В.А. – Саратов.: Изд. центр СГСЭУ, 1999.

11 Государственное регулирование экономики: Учебное пособие / под ред. И.Н. Мысляевой, Н.П. Кононковой. – М.: Издательство МГУ, 2010.

12 Государственное регулирование экономики: Учебное пособие / под ред. И.Н. Мысляевой, Н.П. Кононковой. – М.: Издательство МГУ, 2010.

ГОСУДАРСТВО В СМЕШАННОЙ И КОМАНДНОЙ ЭКОНОМИКЕ: СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ