Оценка финансового менеджмента в Банке ВТБ 24 (ЗАО)
Содержание:
Введение……………………………………………………………………….3
1.Структура и задачи банковского менеджмента…………………………...5
1.1 Место и роль финансового менеджмента в коммерческом банке…….10
1.2 Продукт деятельности коммерческого банка…………………………...11
2 Оценка финансового менеджмента в Банке ВТБ 24 (ЗАО)………………13
2.1 Характеристика деятельности Банка ВТБ 24 (ЗАО)……………………13
2.2 Анализ активных и пассивных операций Банка ВТБ 24 (ЗАО)………. 15
3.Анализ результата развития Банка ВТБ 24……………………………… .23
Заключение. …………………………………………………………………..25
Список использованной литературы………………………………………...27
Введение
Финансовый менеджмент - вид профессиональной деятельности, направленной на управление финансово-хозяйственным функционированием фирмы на основе использования современных методов. Финансовый менеджмент является одним из ключевых элементов всей системы современного управления, имеющим особое, приоритетное значение для сегодняшних условий экономики России. Финансовый менеджмент включает в себя:
-разработку и реализацию финансовой политики;
-принятие решений по финансовым вопросам, их конкретизацию и разработку методов реализации;
-информационное обеспечение посредством составления и анализа финансовой отчетности;
- оценку инвестиционных проектов и формирование портфеля инвестиций; оценку затрат на капитал; финансовое планирование и контроль;
-организацию аппарата управления финансово-хозяйственной деятельностью.
Методы финансового менеджмента позволяют оценить:
-риск и выгодность того или иного способа вложения денег;
-эффективность работы фирмы;
-скорость оборачиваемости капитала и его производительность.
Финансовый менеджмент в коммерческом банке - это управление процессами формирования и использования денежных ресурсов. Он тесно связан с организационно-технологическим менеджментом - управлением банковскими подразделениями, их взаимоотношениями в различных процессах банковской деятельности, в том числе управлением персоналом банка. Наряду с проблемами финансового, организационно-технологического характера в коммерческом банке большое значение имеют проблемы информационного и логико-аналитического обеспечения финансового менеджмента коммерческого банка, оптимизации деятельности коммерческого банка как хозяйствующего субъекта и оптимизации технологических процессов и организационных структур. Последние относятся к проблемам системного анализа (исследования операций, информатики).
Цели и задачи финансового менеджмента в коммерческом банке -определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов деятельности функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, планирование финансовой деятельности банка и управление процессами привлечения и размещения денежных средств.
В цели и задачи финансового менеджмента в коммерческом банке не включены следующие блоки банковской деятельности: бухгалтерский учет и отчетность, валютное регулирование, банковское право, директивная отчетность и управление экономическими нормативами, включая обязательное резервирование и создание резервов под обесценение операций с ценными бумагами и выдаваемых кредитов. Это объясняется тем, что всё выше перечисленное является директивными нормами, которые введены на уровне государства (ЦБ РФ, Минфин РФ и т.п.), и не подлежат управлению с использованием внутренних и внешних резервов банка, которые ему предоставляют внешние условия банковской деятельности.
1.Структура и задачи банковского менеджмента.
Банковский менеджмент в общем виде представляет собой управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой деятельностью, персоналом, осуществляющим банковские операции. Другими словами, это - управление отношениями, касающимися формирования и использования денежных ресурсов, т.е. взаимоувязанная совокупность финансового менеджмента и управления персоналом, занятым в банковской сфере. Разделение банковского менеджмента на финансовый менеджмент и управление персоналом в коммерческом банке обусловлено структурой объекта, на который направлены управляющие воздействия банковского менеджмента. В связи с этим его можно рассматривать как деятельность по внутри банковскому регулированию, которая направлена, в первую очередь, на соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора. (рис. 1).
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ |
1. Управление активами и пассивами |
2. Управление ликвидностью |
3. Управление собственным капиталом |
4. Управление заемным капиталом |
5. Управление банковскими рисками |
6. Управление кредитным портфелем |
7. Организация внутри банковского контроля |
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ |
1. Администрирование системы организации и оплаты труда |
2. Организация подбора и расстановки персонала |
3. Организация системы подготовки персонала |
Рис 1.Основные направления финансового менеджмента.
Банк -это организация, осуществляющая управление капиталом -собственным и заёмным. Этот капитал рассматривается с позиции самовозрастающей стоимости или с позиции его приращения. Есть и другие понятия капитала, например "человеческий капитал", которое рассматривается с позиции отношений между людьми, определяющими успех их общей деятельности в социально-экономических процессах. Управление человеческим капиталом - это отношение к человеку в процессе управления кредитной организацией, основанное на понимании роли человека при достижении конечного результата или цели самой организации. Для банка это могут быть прибыль, ликвидность, устойчивость, имидж и другие параметры, которые он выделяет, исходя из своей миссии или философии своего существования в обществе. Сфера банковского менеджмента охватывает построение процессов по рациональному управлению денежными потоками и использованию знаний и опыта банковского персонала как необходимого условия эффективного менеджмента в коммерческом банке. В связи с этим управление человеческим капиталом неразрывно связано с управлением собственным и заёмным капиталом, обеспечивая его эффективное использование в интересах банка и его клиентов. Схематично основные задачи банковского менеджмента представлены в форме (рис. 2).
Задачи |
Содержание решаемых задач |
Банковская политика |
1. Постановка главных задач, выделение основной цели существования банка 2. Разработка комплексных программ и проектов, обеспечивающих достижение основных целей существования банка 3. Разработка методологии управления деятельностью банка 4. Разработка организационной структуры банков в соответствии с выбранной политикой развития банка 5. Стратегия управления персоналом банка: в области организации работы персонала; в области определения эффективности работы персонала; в области мотивации персонала; в области стимулирования инновационного потенциала персонала; в области продвижения персонала |
Банковский маркетинг |
1. Установление существующих и потенциальных рынков банковских услуг 2. Выбор конкретных рынков и выявление потребностей банковской клиентуры 3. Установление долго- и краткосрочных целей для развития существующих и создания новых видов банковских услуг 4. Внедрение новых видов услуг в практику и контроль банка за реализацией программ внедрения |
Создание банковских продуктов |
1. Разработка методов изменения состояния, свойств, формы денежных средств в процессе деятельности банка для удовлетворения потребностей существующих и потенциальных клиентов банка 2. Внедрение новых банковских технологий обслуживания клиентов |
Формирование клиентской базы банка, обслуживание клиентов продажа услуг |
1. Укрепление позиций на освоенных сегментах рынка банковских услуг (кредитных, операционных, инвестиционных, трастовых) для привлеченных групп клиентов (хозяйствующие субъекты, государственные учреждения, физические лица) 2. Завоёвывание новых рынков банковских услуг 3. Повышение конкурентоспособности, расширение ресурсной базы банка, создание дополнительных доходоприносящих денежных потоков 4. Получение прибыли |
Экономика и финансы |
1. Приращение капитала ; 2. Управление прибылью и ликвидностью 3. Максимизация управленческого вознаграждения 4. Обеспечение стабильности развития банка 5. Обоснование финансовых решений. 6. Управление издержками банка |
Информационноаналитическое обеспечение |
1. Создание информационно-аналитической системы планирования и реализации финансовых операций |
Администрирование |
1. Приведение организационной структуры банка, классификации и квалификации персонала в соответствие с выбранной стратегией развития банка |
Рис 2.Основные задачи банковского менеджмента.
Банковский менеджмент - это практическая деятельность, связанная с непосредственным управлением процессами осуществления коммерческим банком своих функций. В этом аспекте банковский менеджмент выступает как система разработки управляющих воздействий на объект управления: активные и пассивные операции, расчётно-кассовые операции, исполнение нормативных финансово-экономических показателей, внутрибанковский аудит и контроль и т.д.
Основное назначение банка - это посредничество в процессе о перемещения денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Невозможность полного совпадения экономических интересов банка и клиента связана с тем, что банк по своей экономической природе - финансовый посредник, который обеспечивает обслуживание денежных потоков в экономике, не являясь собственником привлеченных денежных средств, тогда как клиент, как правило, - владелец произведенных товаров и услуг, имеющих в основном материальное наполнение. Реальному сектору экономики необходимы инвестиции и финансирование оборотных средств, а банкам увеличение объемов производительных активов. Для реализации коммерческим банком своих функций в рыночной экономике необходимо, чтобы эти две цели были увязаны. Как уже отмечалось, экономические интересы коммерческого банка и клиента не совпадают полностью - имеются лишь отдельные точки их пересечения. В связи с этим для решения вопросов, касающихся обеспечения обратной связи между продуктами и услугами банка, предлагаемыми непосредственно участникам свободного рынка - потребителям, на банковский менеджмент возлагается функция обратной связи с внешней средой коммерческого банка.
Банки должны постоянно отвечать изменяющимся требованиям рынка, своей клиентуры, небанковских финансовых организаций и обострению неценовой конкуренции. Постоянное формирование новых направлений банковской деятельности по разработке и реализации банковских продуктов и услуг неизбежно наталкивается на трудности, вызываемые отсутствием должного взаимодействия функциональных подразделений банка, обмена информацией между ними и координации их усилий. Именно из-за отсутствия взаимодействия подразделений банка ухудшаются его основные качественные параметры и показатели, усложняются процессы принятия стратегических решений, затрудняется оценка преимуществ и недостатков выбранных решений. В связи с этим главная задача банковского менеджмента -это построение системы отношений, связанных с оптимальной организацией взаимодействия многочисленных элементов сложной динамичной системы, которую представляет собой современный коммерческий банк, а также определение оптимальных режимов его функционирования. В этой связи банковский менеджмент, как система отношений ,представляет собой взаимосвязь финансово-экономических, структурно-функциональных и функционально-технологических параметров. Другими словами, банковский менеджмент представляет собой взаимосвязанные и взаимозависимые системные параметры:
- финансово-экономических показателей (ФЭ);
- организационного построения, отвечающего решению стоящих перед банком задач (ОП);
- функционально-технологического управления продуктовым рядом банка (ФТ).
Если отранжировать системные параметры, то соподчиненность и взаимосвязи между ними можно представить так: ФЭ - ОП - ФТ.
Процессы разработки и реализации комплексных технологий по построению оптимальных отношений, касающихся формирования и использования денежных потоков, реинжиниринга бизнес-процессов обслуживания клиентов, комплексного решения задач анализа состояния и деятельности коммерческого банка решает система управления, которая получила название "финансовый менеджмент".
1.1 Место и роль финансового менеджмента в коммерческом банке.
Широко используемое сегодня понятие "финансовый менеджмент" имеет многочисленные толкования. Финансовый менеджмент - это управление отношениями по формированию и использованию денежных ресурсов. В процессе своей деятельности коммерческий банк исходит в основном из микроэкономических факторов и устойчивости клиентов. Такой подход наиболее актуален в современных условиях, так как первичным звеном в экономической цепочке создания продукции (товаров, услуг) являются создатели материальных ценностей
Одна из особенностей финансового менеджмента в коммерческом банке в современных российских условиях - это отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами в кредитной организации в рамках существующей кредитно-банковской системы. Главная же особенность финансового менеджмента в коммерческом банке в нынешних российских условиях обусловлена тем, что коммерческий банк - это единственный экономический субъект, который системно управляет всеми функциями денег (мера стоимости, функции обращения, платежа и накопления) и в этой связи является первичным звеном рыночной экономики. Внешняя среда финансового менеджмента в коммерческом банке - это совокупность финансовых отношений.
1.2 Продукт деятельности коммерческого банка
Объект деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке -процессы исследования финансовых операций банка и управления потоками денежных средств банковской клиентуры.
Предмет деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке -разработка и использование систем и методик рационального планирования и реализации финансовых операций (процессы привлечения и размещения денежных средств).
Цель финансового менеджмента в коммерческом банке - определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов работы функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, направленных на приращение собственного капитала (акционерного капитала) и/или прибыли при условии сохранения стабильности и устойчивости коммерческого банка
Для реализации целей финансового менеджмента необходимо определить основные функции подсистемы подразделений коммерческого банка. К этим функциям подсистемы относятся:
1. Стратегическое планирование - определение перспективных финансовых задач и разработка программы эффективных действий, нацеленных на выполнение этих задач. Задача - данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий согласно определенной процедуре.
2. Моделирование - использование совокупности методов, технологий и инструментальных средств для подготовки информации, способной убедить высшее руководство в эффективности предлагаемых проектов и целесообразности предлагаемых действий, а также для оценки текущего и прогнозного состояния объекта управления. Модель - материальный объект или знаковая система, имитирующие структуру или функционирование исследуемого объекта.
3. Оперативное планирование - определение рациональных способов решения текущих финансовых задач с учетом необходимости достижения перспективных финансовых целей банка.
4. Мониторинг - сбор информации о состоянии объекта управления и окружающей среды.
5. Диагностика - оценка соответствия текущих значений параметров, характеризующих состояние объекта, плановым показателям на данный момент времени.
6. Цель управления - обеспечение надежности объекта управления.
Рассмотрим все вышеперечисленные аспекты на примере банка ВТБ 24.
2 . Оценка финансового менеджмента в Банке ВТБ 24 (ЗАО)
2.1 Характеристика деятельности Банка ВТБ 24 (ЗАО)
Банк ВТБ 24 (закрытое акционерное общество)- один из крупнейших участников российского рынка банковских услуг. Банк входит в состав международной финансовой группы ВТБ и специализируется на обслуживании физических лиц, индивидуальных предпринимателей и предприятий малого и среднего бизнеса.
ВТБ 24 предлагает широкий спектр продуктов и услуг для частных лтц и предприятий малого бизнеса: выпуск банковских карт ,потребительское и ипотечное кредитование, услуги дистанционного управления счетами ,срочные вклады, денежные переводы , программы кредитования и расчетно-кассового обслуживания субъектов малого бизнеса.
На сегодняшний день ВТБ-24 второй по величине розничный банк в России ,Сеть Банка на конец 2013 года достигла 1 034 отделений в 241 городе в 72 регионах, что обеспечивает покрытие 78 процентов городского населения РФ.
Основным акционером ВТБ 24 является ОАО Банк ВТБ .По состоянию на 1 января 2014 года уставный капитал ВТБ 24 составлял 74,4 млрд. рублей, собственные средства -219,6 млрд. рублей.
Председателем правления ВТБ 24 является Задорнов Михаил Михайлович.
Финансовым департаментом ВТБ 24 руководит Меленкин Александр Викторович .
ВТБ 24 осуществляет свою деятельность на основании следующих нормативных документов:
-Генеральная лицензия Банка России № 1623 от 15.10.2012 г. на осуществление банковских операций в рублях и в иностранной валюте с юридическими и физическими лицами , на привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц.
-Лицензия Банка России № 1623 от 17.11.2006 г. на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов , осуществление других операции с драгоценными металлами.
-Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг Федеральной службы по финансовым рынкам на осуществление брокерской деятельности №077-03219 100 000 от 29.11.2000 г
-Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг Федеральной службы по финансовым рынкам на осуществление дилерской деятельности № 077-03311-010000 от 29.11 2000 г.
-Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг Федеральной службы по финансовым рынкам на осуществление депозитарной деятельности № 077-03752-000100 от 07. 12 2000 г.
-Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг Федеральной службы по финансовым рынкам на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами № 077-03391-001000 от 29.11.2000 г.
-Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг Федеральной службы по финансовым рынкам на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов №22-001-1-00041 от 30.10.2001 г.
-Лицензия Федеральной службы по финансовым рынкам на осуществление деятельности биржевого посредника ,совершающего товарные фьючерские и опционные сделки в биржевой торговле № 1409 от 21.07.2009 г.
-Лицензия на право осуществления технического обслуживания шифровальных средств № 8139 Х от 17.12.2009 г.
-Лицензия на предоставление услуг в области шифрования № 8141 У от 17.12.2009 г.
-Лицензия на осуществление разработки ,производства, распространения шифровальных средств ,информационных систем телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных средств ,выполнения работ, оказание услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных средств, информационных и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных средств (за исключением случая , если техническое обслуживание шифровальных средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использование шифровальных средств , осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) № 13205 Н ОТ 10.10.2013г.
Проанализируем работу Банка ВТБ24 основании сравнительного анализа баланса и отчете об основных результатах финансово хозяйственной деятельности .( Приложение №1, №2)
2. 2 Анализ активных и пассивных операций Банка ВТБ 24 (ЗАО)
Несмотря на снижение темпов роста экономики в 2013 году по сравнению 2012 годом и возросшую конкуренцию как со стороны крупнейших универсальных банков , так и со стороны активно развивающихся банков монолайнеров ,ВТБ 24 заметно увеличил объем розничного портфеля, и портфеля привлеченных средств физических лиц и свою долю на соответствующих рынках.
Кредитный портфель физических лиц ВТБ 24(с учетом SPV) по итогам 2013 годы вырос на 45,7 процентов. Доля Банка на рынке кредитования физических лиц (с учетом SPV) выросла с 11,09 процентов на конец 2012 года до 12,54 процента 2013 года.
В 2013 году в офисах ВТБ 24 (ЗАО) было выдано более 1 млн.штук потребительских кредитов на общую сумму 329,7 млрд. рублей , что 28 процентов больше объема выдач в 2012 году.
Продукты линейки кредитования наличными населения отличают прозрачные финансовые условия, короткие сроки рассмотрения заявок, большие лимиты и длительные сроки кредитования, широкая сеть продаж и каналов обслуживания , а так же высокое качество сервиса.
Основными задачами Банка в сегменте потребительского кредитования в 2013 году стало обеспечение роста объемов продаж (в т.ч. роста клиентской базы и доли рынка), рентабельности, а также снижение уровня просроченной задолженности. В целях обеспечения объемов продаж был существенно упрощен процесс оформления потребительских кредитов, а также оптимизирована продуктовая линейка для сотрудников компаний, аккредитованных в Банке; запущены продажи кредитов наличными через интернет-сайт Банка; отменены условия по обязательному наличию: регистрации в регионе расположения кредитующего подразделения и поручительства физического лица (при сумме кредита свыше 750 000 рублей),расширена целевая аудитория ,внедрено предложение для клиентов с рынка ,имеющих хорошую кредитную историю Для снижения рисков и уровня просроченной задолженности в 2013 году Банк предлагал клиентам возможность реструктурировать задолженность на коммерческих условиях .Также в 2013 году ВТБ 24 концентрировал внимание на работе с корпоративными и зарплатными клиентами, что положительно сказалось на доходности банка.
Исходя из этого можно наблюдать позитивные тенденции в сфере кредитования наличными , которые необходимо продолжать в 2014 году. Наращивание объемов продаж и увеличение доли рынка, прежде всего за счет оптимизации внутренних бизнес - процедур, сопутствующих кредитному процессу, и предложения новых привлекательных финансовых продуктов, ориентированных на индивидуальные потребности клиентов это основное направление в сфере кредитование которое можно рекомендовать Банку . Также продолжать проводить либерализацию условий предоставления и обслуживания кредитов.
Из отчета за 2013 год видно ,что Банк стал лидером на рынке автокредитования по объему портфеля и доле на рынке. По итогам 2013 года портфель автокредитов составил 124,8 млрд. рублей,.
Объем выдачи автокредитов в 2013 году на 28 процентов выше аналогичного показателя 2012 года , приротс продаж в штуках к 2012 году составил 32 процента.
В 2013 году в рамках автокредитования Банком были запущены:
-новые программы на приобретение дополнительного оборудования , мототехники;
-новые сервисные продукты:GAP страхование ,Автокарта;
-новые проекты с автопроизводителями Сhevrolet, Ssang Yong, UAZ .
Таким образом на 2014 год можно запланировать продолжать наращивание доли ВТБ 24 в существующих проектах с автопроизводителями, а также привлечь новых партнеров. Особое внимание в 2014 году следует уделить повышению конкурентоспособности программ автокредитования на рынке, а также развитию дополнительных сервисов в рамках новых каналов продаж.
В 2013 году продолжил устойчивый рост рынок жилищного кредитования По результатам 2013 года объем рынка жилищного кредитования достиг 2 765 млрд.рублей, показав годовой прирост на уровне 30 процентов .Объем выдачи ипотечных кредитов по итогам 2013 года составил 1 405 млрд.рублей , что в 1,3 раза превысило показатель 2012 года. Также уменьшилась ипотечная задолженность с 2,24 процента до 1,57 процента , о том числе это было обусловлено ростом рынка Основной тренд 2013 года снижение ставок на рынке жилищного кредитования. По итогам года ставки снизились на 0,7 процента , достигнув значение 12,2 процента. Так же по итогам года мы видим ,что ипотечный портфель Банка достиг 483,5 млрд. рублей продемонстрировав годовой прирост на уровне 46 процентов . По состоянию на 31 .12.2013.г ипотечный портфель банка насчитывал 365 тысяч действующих ипотечных кредитов.
2013 году Банк продолжил реализацию всех ранее действовавших программ ипотечного кредитования пересмотрев и существенно улучшив условия по некоторым из них для повышения их доступности населению РФ, но и предложил рынку ряд новых, зачастую инновационных, программ.:
-«Победа над формальностями»;
-«Военная ипотека»;
-«Свобода выбора»;
-«Ипотечный бонус».
Для владельцев зарплатных карт предложил промо - акцию на покупку готового жилья по ставке от 11,5 процента годовых.
В 2013 году ВТБ 24 упрочил лидерские позиции в области кредитования малого бизнеса .Темп роста сегмента малого бизнеса ВТБ 24 в 2013 году превысил почти в 3 раза как в области кредитования , так и по продуктам привлечения. Кредитный портфель малого бизнеса вырос на 1 35 раза , обеспечив 10 процентов прироста всего кредитного портфеля Банка. Объем кредитного портфеля малого бизнеса на 01.01.2014 года составил 168,6 млрд. рублей. Объем выдачи кредитов малому бизнесу в 2013 году составил 143,9 млрд. рублей , что в 1,2 раза превысило факт 2012 года.
Из этого следует , что положительная динамика ВТБ 24 в области субъектов малого бизнеса явилась результатом клиентоориентированных принципов развития бизнеса, направленных на рост качества сервиса в сочетании с повышением доходности , и сегментного подхода в обслуживании клиентов ,основными принципами которого являются стандартизация процедур:
-клиентам стандартного сегмента малого бизнеса предлагаются типовые кредитные ,пакетные продукты РКО;
- работа с клиентами приоритетного сегмента малого бизнеса отличается индивидуальным подбором банковских продуктов, сервисом персональных менеджеров.
Банк развивает механизмы взаимодействия с региональными объектами инфраструктуры.
В настоящее время продуктовое предложение банка для предприятий малого и среднего бизнеса является одним из самых широких на рынке , охватывает большинство его сегментов и способно удовлетворить практически любую потребность клиентов.
В 2013 году был проведен ряд мероприятий, среди них:
- расширение продуктового ряда, в т.ч. за счет активного внедрения продуктов «возобновляемая кредитная линия» и «овердрафт», а также развития гарантийных операций. Субъекты малого бизнеса могут воспользоваться широким продуктовым рядом кредитов; максимальный срок кредитования 10 лет;
- снижение ставки по кредитованию малого бизнеса в среднем на 2% годовых; средняя ставка кредитования составила 12,7% годовых, минимальная процентная ставка 10% годовых;
- изменения в кредитных процедурах, направленные на сокращение сроков принятия кредитных решений и повышение доступности кредитных ресурсов для клиентов малого бизнеса;
- повышение порога классификации малого бизнеса с 90 до 300 млн. рублей годовой выручки;
- утверждение бизнес -концепции продукта для стандартного сегмента малого бизнеса «Бизнес-экспресс» (сумма кредита до 4 млн. руб.), основанного на скоринговой системе принятия решений;
- разделение обслуживания клиентов физических и юридических лих (создание модулей РКО и выделение ТРМ по обслуживанию ЮЛ в сети Банка);
- запуск системного алгоритма принятия решений по индивидуальному обслуживанию клиентов малого бизнеса в части тарификации услуг по расчетно-кассовому обслуживанию;
- завершение проекта по разработке новой системы дистанционного банковского обслуживания «Банк-Клиент Онлайн». В 4 квартале 2011 года запущена пилотная эксплуатация данной системы.
По итогам отчетного периода общее количество банковских карт, выпущенных Банком, увеличилось на 12 процентов .Положительная динамика эмиссии платежных карт связана с привлечением новых клиентов , чему способствовала оптимизация и совершенствование предлагаемых услуг. В течении год Банк занимался усовершенствованием предоставляемых услуг для действующих держателей карт за счет проводимых совместно с платежными системами различных маркетинговых мероприятий.
По состоянию на 01.01.2014 года общее количество платежных карт Банка в обращении , в том числе расчетных с разрешенным овердрафтом более 12,5 млн.штук.
По итогам 2013 года Банком привлечено на обслуживание 6 095 предприятий в рамках зарплатных проектов. По состоянию на 01.01.2014 года общее число действующих предприятий , находящихся на обслуживании в Банке ,составило более 29 тысяч против 27 тысяч годом ранее.
Остатки средств на счетах физических лиц в 2013 году превысили 1 трлн.рублей и на 01.01.2014 года достигли 1 343,7 млрд. рублей , в том числе срочные вклады 1 106,5 млрд. рублей.
В 2013 году линейка вкладов физических лиц была существенно модернизирована исключены наименее востребованные вклады и введены новые ВТБ24-Максимум и ВТБ24 Оптимальный выбор. Кроме того, для зарплатных клиентов был введен вклад ВТБ24- Ваш бонус. Процентные ставки по вкладам физических лиц в 2013 году неоднократно пересматривались в соответствии с рыночной конъюнктурой.
В 2013 году количество пользователей услугой «SMS-оповещения»выросло на 46 процентов и достигло 1 млн. человек, что позволило увеличить комиссионный доход от услуги со 149 млн.рублей в 2012 году до 220 млн. рублей в 2013 году . В отчетном году был запущен новый SMS-пакет «Зарплатный» ,который на бесплатной основе информирует клиентов о зачислении заработной платы.
В 2013 году количество активных клиентов Телебанка увеличилось а 21 процент и на конец года достигло 478 тысячи против 394 тысяч на конец 2012 года; общее количество пользователей увеличилось на 32 процента .Доля вкладов, открытых дистанционно, в 2013 году выросла на 5,2 процента и на конец года составила 19,3 процента доли депозитов Банка.
В отчетном году объем операций физических лиц по оплате услуг различных организаций достиг 138 млрд.рублей, что на 21 процент больше соответствующего показателя 2012 года. Средняя сумма платежей возросла на 25 процентов. Такой значительный рост показателей был вызван высокой востребованностью услуги со стороны действующих и новых клиентов Банка, постоянным расширением сети офисов Банка и ростом количества организаций, продукция и услуги которых доступны для оплаты в различных каналах обслуживания Банка.
В 2013 году Банк завершил масштабный проект по изменению меню банкоматов, направленный на унификацию интерфейсов объединенной сети ВТБ 24 и ОАО»Транс Кредит Банк».Это изменение позволило структурировать получателей платежей в зависимости от сферы их деятельности и региона банкоматов.
По итогам 2013 года в сети устройств самообслуживания было совершенно более 250 млн.операций , выдано наличными свыше 1,7 трлн.рублей, принято и зачислено на карточные счета клиентов свыше 310 млрд. рублей .Банк постоянно совершенствует сеть устройств самообслуживания, а так же наращивает размеры сети.
Количество счетов юридических лиц и предпринимателей, находящихся на расчетно-кассовом обслуживании в Банке , в течении года возросло на 59,7 процентов и составило свыше 460 тысяч.
Клиентоориентированный сервис, а также рост качества предлагаемых ВТБ 24 инвестиционных розничных услуг стали важнейшими факторами увеличения инвестиционной активности розничных клиентов в отчетном периоде. В инвестиционном бизнесе в 2013 году ВТБ 24 сфокусирует усилия на повышении качества обслуживания клиентов, расширении предлагаемых им сервисов и розничных инвестиционных продуктов.
По данным отчета видно , что Банк уверенно наращивает объемы бизнеса , что отражается на улучшении ключевых показателей :
-балансовая прибыль до налогооблажения по РБСУ за 2013 год составила 28,8 млрд.рублей , чиста прибыль 20,7 млрд.рублей;
-объем собственных средств (капитал) Банка вырос в 1,4 раза до 219,6 млрд.рублей(на аналогичную дату предыдущего года показатель составлял 154,2 млрд .рублей);
-активы увеличились в 1,4 раза до 2 029,5 млрд.рублей(на 01.01.2013 года этот показатель составлял 1 472 ,0 млрд.рублей) ;
-чистая ссудная задолженность выросла в 1,3 раза и составила на 1 января 2014 года 1 683 ,3 млрд .рублей( 1 265 ,2 млрд .рублей на аналогичную дату предыдущего года);
-совокупный объем обязательств увеличился в 1,4 раза и по состоянию на 01 января 2014 года составил 1 891,0 млрд.рублей(на 1 января 2013 года 1341,2 млрд. рублей);
-объем средств клиентов . не являющихся кредитными организациями , увеличился в 1,4 раза на 01 января 2014 года и составил 1 677 ,4 млрд . рублей(1 189,8 млрд.рублей по состоянию на 01,01,2013 года).
Так же из отчета следует , что в 2013 году ВТБ 24 продемонстрировал наибольший прирост масштабов сети при традиционно высоком качестве работы и эффективности, Сеть отделений продаж ВТБ 24 выросла в полтора раза до 1 034 офисов в 341 городах в 72 регионах страны Средний кредитный портфель на один офис составил 1,3 млрд.рублей, что почти на 60 процентов выше показателя ближайшего конкурента. Средний объем депозитов на один офис равен 1,5 млрд. рублей это на треть больше , чем у банка , идущего вторым.
3.Анализ результата развития Банка ВТБ 24
Исходя из всего выше изложенного , можно сделать вывод ,что розничный бизнес ВТБ 24 динамично развивался в 2013 году, как за счет органического роста , значительно опережающего рынок и основных конкурентов , так и за счет успешных приобретений. Успешно продолжалась реализация стратегии развития Банка, в основе которой лежит клиентоориентированный подход к развитию бизнеса , направленный на рост качества обслуживания клиентов в сочетании со стремлением к более высокой доходности .
Основными конкурентным преимуществом Банка являются не только количеств розничных продуктов и условия по ним, но и качество клиентского обслуживания , технические возможности банкинга и сегментированный подход к разным категориям клиентов.
Важным этапом развития сети Банка в 2013 году стало внедрение новой модели обслуживания состоятельных клиентов. Это позволило выйти на принципиально новый уровень сервиса в этом сегменте и существенно нарастить проникновение в клиентскую базу.
Банк уверенно удерживает лидирующие позиции в отрасли по качеству обслуживания клиентов. По результатам двух независимых исследований международной исследовательской компании EPSI и журнала Retail Finance, ВТБ 24 в 2013 году стал абсолютным лидером по качеству клиентского обслуживания среди российских банков.
В 2013 году реализован ряд системных мер, направленных повышение качества обслуживания:
Половина офисов Банка переведена на работу в режиме универсальной фронт-линии. За год количество таких офисов увеличено с 133 до 309. Это решение позволило значительно увеличить пропускную способность отделений ВТБ 24 на фоне устойчивого роста входящего потока.
В рамках построения сегментоориентированной модели работы с клиентами организовано 238 комфортных зон для выделенного обслуживания состоятельных клиентов.
За счет оптимизации внутренних процессов выдача кредитов стала проще и быстрее: время оформления кредита наличными сокращено на 40%.
С июля 2013 года клиенты Банка получили возможность проведения операций без комиссии в банкоматах Транскредитбанка и Банка Москвы. Объединенная сеть устройств самообслуживания насчитывает 10 тысяч устройств, что в 2 раза больше, чем на начало 2013 года.
Все эти сведения показывают высокий уровень финансового менеджмента в Банке ВТБ 24. Финансовый менеджмент является одним из ключевых элементов всей системы современного управления Банка, имеющим особое, приоритетное значение для сегодняшних условий экономики России, выполняя свои основные направления:
-разработку и реализацию финансовой политики;
-принятие решений по финансовым вопросам, их конкретизацию и разработку методов реализации;
-информационное обеспечение посредством составления и анализа финансовой отчетности;
- оценку инвестиционных проектов и формирование портфеля инвестиций;
- оценку затрат на капитал; финансовое планирование и контроль;
-организацию аппарата управления финансово-хозяйственной деятельностью.
Заключение
Широко используемое сегодня понятие "финансовый менеджмент" имеет многочисленные толкования. Финансовый менеджмент - это управление отношениями по формированию и использованию денежных ресурсов. В процессе своей деятельности коммерческий банк исходит в основном из микроэкономических факторов и устойчивости клиентов. Одна из особенностей финансового менеджмента в коммерческом банке в современных российских условиях - это отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами в кредитной организации в рамках существующей кредитно-банковской системы Это хорошо прослеживается в Банке ВТБ.24 разнообразием видов банковских продуктов и услуг Главная же особенность финансового менеджмента в банке в нынешних российских условиях обусловлена тем, что коммерческий банк - это единственный экономический субъект, который системно управляет всеми функциями денег (мера стоимости, функции обращения, платежа и накопления) и в этой связи является первичным звеном рыночной экономики. Внешняя среда финансового менеджмента в коммерческом банке - это совокупность финансовых отношений . Согласно этого заключения делаем вывод , что в ВТБ 24 совокупность финансовых отношений успешно достигнута, и исполняется , об этом свидетельствуют показатель роста прибыль , расширение банковской сети, увеличение числа рабочих мест ,приращение собственного капитала, изучение клиентского рынка.
Цель финансового менеджмента в коммерческом банке -- определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов работы функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, направленных на приращение собственного капитала (акционерного капитала) и/или прибыли при условии сохранения стабильности и устойчивости коммерческого банка.
Согласно сценария развития и специализации Банка ВТБ 24 предлагается дальнейшие направления действия:
-улучшения качества обслуживания клиентов;
-повышение лояльности и удержания действующих клиентов Банка;
-внедрение инновационных и улучшение условий существующих продуктов и услуг;
-продолжение региональной экспансии, открытие новых объектов сети;
-увеличение доли рынка по кредитованию населения и привлечению средств;
-развитие сети устройств самообслуживания;
-управление затратами;
-управление рисками и проблемной задолженностью;
-дальнейшее становление процессов управления глобальной бизнес -линией «Розница» в рамках системы управления Группы ВТБ.
Список использованной литературы:
1. Федеральный Закон № 395-1 «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года
2.Федеральный Закон «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» от 23.12.2003 № 177-ФЗ.
3.Основы теории финансового менеджмента В.В.Ковалев Учебно- практическое пособие . Из-во « Проспект» . 2008 г.
4.Финансовый менеджмент для бакалавров Ю.М.Бахрамов ,.В.В.Глухов,
Из-во «Питер» 2011 г.
5.Зверяева С. Н. Финансовый менеджмент. Финансы организаций (предприятий). Финансовые методы управления расходами организации (предприятия): лекция / С. Н. Зверяева. - М.: МУПК, 2004Издательство: М.: МУПК, 2004
6.Ковалев В. В. Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью: учебно-практическое пособие / В. В. Ковалев. - М.: Проспект, 2007.
7.Ковалев В. В. Практикум по анализу и финансовому менеджменту: конспект лекций с задачами и тестами / В. В. Ковалев. - изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2007Издательство: М.: Финансы и статистика, 2007
8. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие. -- М., 1998.
9. Ковалев В.В. - В в е д е н и е - в финансовый менеджмент. -- М., 1999.
10. Масленченков Ю.С. Финансовый менеджмент в коммерческом банке. Книга вторая. Технологический уклад кредитования. -- М.: Персктива, 1996.
11. Масленченков Ю.С. Финансовый менеджмент в коммерческом банке. Книга третья. Финансовый менеджмент клиента. -- М.: Персктива, 1996.
12. Масленченков Ю.С. Банк партнер предприятия: расчётно-платежные и хеджирующие орации. Учебное пособие рекомендованное Минобразом РФ для студентов экономических сциальностей. - М.: ЮНИТИ, 2000
13. Уткин Э.А. Финансовый менеджмент: Учебник. -- М., 1998.
14. Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник. / Под ред. Е.С. Стояновой. - М., 2000. Рекомендован Минобразом для студентов экономических ВУЗов по сциальности «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет и аудит», «Менеджмент».
15. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. / Под ред. В.С. Золотарева. -- Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
16. Караванова Б. П. Разработка стратегии управления финансами организации: учебное пособие Издательство: М.: Финансы и статистика, 2006
17. Морошкин В. А. Практикум по финансовому менеджменту: технология финансовых расчетов с процентами: учебное пособие / В. А. Морошкин, А. Л. Ломакин. - М.: Издательство: М.: Финансы и статистика, 2007
18. Карасева И. М. Финансовый менеджмент: учебное пособие / И. М. Карасева, М. А. Ревякина, Анискин Ю. П., ред.; под ред. Ю. П. Анискина. - 2-е изд., стер. - Издательство: М.: Омега-Л, 2007
19. Никитина Н. В. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Н. В. Никитина. - М.: Издательство: М.: КноРус, 2007
20. Управление финансовым состоянием организации (предприятия): учебное пособие / под общ. ред.: Э. И. Крылова, В. М. Власовой, И. В. Ивановой. - М.: Эксмо, 2007.
21.Интернет- рессурсыhttp://www.banki.ru/banks/bank/vtb24/?
Приложение №1.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БАЛАНСА ВТБ 24 (ЗАО)