О способах введения «чужой» речи в текст (знаки препинания при прямой речи и цитировании)
-1 Болычева Е. М., Николенкова Н. В. Основное правило: чужая речь может вводится в текст двумя способами – на правах прямой речи которая функционирует как самостоятельная конструкция и на правах компонента Вашего предложения его главных / второстепенных членов, придаточных частей и т. д.. От того, какой способ выбран, зависит употребление знаков препинания и строчных / заглавных букв. ЧУЖИЕ СЛОВА ВВЕДЕНЫ КАК ПРЯМАЯ РЕЧЬ Особенности оформления прямой речи достаточно подробно описываются в учебниках и пособиях по русскому языку. Чтобы не повторять известный всем текст, схематично покажем, какие правила при этом используются. Ситуации, требующие особого внимания, оговорим специально. Прямая речь стоит после слов автора СА: "ПР". Гоголь пишет о своем герое: "Ноздрев был в некотором отношении исторический человек". Цитируемые прозаические строки принадлежат Н. В. Гоголю, стихотворные – А. С. Грибоедову.
Если чужая речь – повествовательное предложение и в конце необходимо поставить точку, то она выносится за закрывающую кавычку. СА: "ПР?!…" Чужая речь может закончиться вопросительным / восклицательным знаком или многоточием, которое употребляется, когда цитата приводится не полностью. Эти знаки ставятся перед закрывающей кавычкой; точка после кавычек в этом случае не нужна. В конце поэмы "Мертвые души" Гоголь задает риторический вопрос: "Русь, куда ж несешься ты?" Во время немой сцены судья стоит с таким лицом, как будто хочет сказать: "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!
" Городничий недоволен состоянием присутственных мест в городе и выговаривает Ляпкину-Тяпкину: "У вас там… сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками…" СА: "…пр". Если цитирование осуществляется не с начала фразы, то после многоточия пишется строчная буква. Правило действует, когда соблюдается отраженный в схеме порядок следования слов автора и прямой речи. Гоголь пишет: "…город никак не уступал другим губернским городам: сильно била в глаза желтая краска на каменных домах и скромно темнела серая на деревянных". Прямая речь стоит до слов автора "ПР", – са. "Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор", – вымолвил Городничий.
Запятая должна стоять после, а не до кавычек. "ПР?!…" – са. "Как ревизор?" – с ужасом реагируют на страшное известие чиновники. Запятой после закрывающих кавычек быть не должно. "…ПР", – са. Если прямая речь начинает собой предложение, но фраза цитируется не с начала, то после многоточия идет заглавная буква. "…Город никак не уступал другим губернским городам: сильно била в глаза желтая краска на каменных домах и скромно темнела серая на деревянных", – пишет Гоголь. "ПР" – так / вот что + са. Следует учитывать, что запятая после прямой речи не ставится, если слова автора начинаются с оборотов так говорит, так указывает, вот что сказал, вот как ответил и т. д. или если далее следует присоединительная конструкция.
В этом случае слова автора представляют собой характеристику прямой речи. "Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор" – так начинается комедия Гоголя / эта начальная фраза комедии стала крылатой.. Прямая речь прерывается словами автора "ПР, – са, – пр". "Речь его отрывиста, – пишет Гоголь о Хлестакове, – и слова вылетают из его уст совершенно неожиданно". Обратите внимание! Слова автора разрывают одно цитируемое предложение, поэтому после слов автора стоит запятая, а далее цитата продолжается со строчной буквы. "ПР, – са. – ПР". "Я всякий день на балах, – продолжает Хлестаков свою речь.
– Там у нас и вист свой составился". В этом примере цитата состоит из двух фраз, что подчеркивается постановкой точки после слов автора и прописной буквой далее. "ПР?! – са. – ПР". "Русь! чего же ты хочешь от меня?
Какая непостижимая связь таится между нами? – спрашивает повествователь. – Какие звуки болезненно лобзают, и стремятся в душу, и вьются около моего сердца?" "ПР… – са, – пр". "Уж такое, право, доставили наслажденье…– сбивчиво благодарит Манилов своего гостя за визит, – майский день…именины сердца…" "ПР… - са. – ПР". "При одном имени его уже объемлются трепетом молодые пылкие сердца, ответные слезы ему блещут во всех очах…– описывает Гоголь судьбу счастливого писателя.
– Нет равного ему в силе – он бог!" Выбор между приведенными