ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Курсовая работа

2007

СОДЕРЖАНИЕ

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Как приоритетный вид деятельности ребенка дошкольного возраста, игра имеет огромное значение для его всестороннего развития. Передавая игре впечатления окружающей жизни, ребенок заново переживает жизненные ситуации, свое отношение к происходящему. Впечатления углубляются, уточняются, действуют по – новому. В этом игра во многом схожа с изобразительной деятельностью. Отражая впечатления в образах игры, в изобразительной деятельности, ребенок испытывает эстетические и нравственные чувства.

И этот факт дает педагогу возможность связать воедино игру с изобразительной деятельностью. Речь идет об углублении у детей переживаний, расширении представлений о мире, обогащении творчества.

Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает личностно значимый для каждого ребенка мотив деятельности, что обеспечивает ее более высокую эффективность и результативность, так как ребенок не просто рисует, вырезает, лепит, а передает в изображениях образы знакомой игры и создает новые игры (дидактические, настольно-печатные).

Само название игр (дидактические) определяет их основную функцию – обучение в игровой форме, однако значение этих игр гораздо шире. Дидактические игры позволяют детям в живой, непосредственной форме

  • Накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение, пространственное положение), развивать умение выделять сходство и различие между предметами;
  • Развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику;
  • Совершенствовать восприятие, внимание, память как произвольные, так и непроизвольные (последние особенно важны, так как не вызывают у детей напряжения, возникают по их инициативе, определяются их интересом).

Все это позволяет говорить о том, что дидактические игры предоставляют большие возможности для умственного, сенсорного, эстетического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

АКТУАЛЬНОСТЬ. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. А так как в дошкольном возрасте ведущим типом деятельности является игра, то важнейшим средством сенсорного воспитания и развития детей будет дидактическая игра, выполняющая обучающую и развивающую роль. Поэтому в настоящее время, при подготовке ребенка к школьному обучению, этот вопрос особенно актуален. В связи с этим мы выбрали тему исследования – дидактическая игра, как средство сенсорного воспитания дошкольников.

ЦЕЛЬ. Изучить влияние дидактической игры на сенсорное воспитание детей дошкольного возраста.

ОБЪЕКТ. Процесс воспитания детей дошкольного возраста.

ПРЕДМЕТ. Дидактическая игра в сенсорном воспитании дошкольников.

ГИПОТЕЗА. Если целенаправленно использовать дидактическую игру на занятиях по изобразительной деятельности в детском саду, то эффективность сенсорного воспитания и развития детей дошкольного возраста увеличится.

ЗАДАЧИ:

  1. Изучить имеющуюся литературу по данной теме;
  2. Раскрыть понятие – дидактическая игра дошкольника;
  3. Показать влияние игры на сенсорное воспитание и развитие детей дошкольного возраста.
  4. Определить взаимосвязь дидактических игр и изобразительной деятельности;

 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ – систематизация всей имеющейся литературы и подходов к проблеме влияния дидактических игр на сенсорное воспитание дошкольников.

СТРУКТУРА: Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

  1. ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 ЗНАЧЕНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина и др. справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомиться с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к их внешним свойствам предметов, их учета и использования. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследования формы предмета (образца), его строения. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и дpyгих свойств предметов. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что развитие ребенка коренным образом отличается от развития детенышей животных. Ребенок развивается путем «социального наследования», которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправденного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь – то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои - во вкусовом, обонятельном восприятии.

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

Речь идет о воспитании сенсорной культуры детей в области восприятия формы, величины и цвета. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. И это естественно, так как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит, и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна - необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение.

Сенсорное воспитание в этот период – основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка.

На втором – третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти преставления были достаточно разнообразными. А значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств – шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.

В практике дошкольного воспитания еще встречается устаревшая тенденция знакомить детей раннего возраста с двумя-тремя цветами и формами и требовать запоминания и правильного употребления детьми их названий. Современные исследования говорят о том, что такое обучение мало способствует сенсорному развитию ребенка, резко ограничивая круг получаемых им представлений о свойствах предметов. Более того, заучивание отдельных разновидностей свойств ведет к тому, что дети перестают обращать внимание на другие их разновидности. В результате возникают своеобразные ошибки восприятия: если ребенок знает, например, желтый цвет, но не знает оранжевого, то он ошибочно воспринимает оранжевый как желтый.

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. И не беда, если треугольник он будет при этом называть, «угольником» или «крышей». Взрослый, занимаясь с детьми, употребляет названия форм и цветов, но не требует этого от воспитанников. Достаточно, чтобы дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Исключение здесь составляет, ознакомление с величиной предметов. Величина не имеет «абсолютного» значения. Она воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. И это отношение может быть зафиксировано только в словесной форме.

Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствами предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, целесообразно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или несовпадение. Такое сопоставление вначале дети не могут выполнить зрительно. Поэтому им предлагают накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнить по форме и величине, прикладывать их вплотную друг к другу, сравнивая цвета. От внешних приемов сопоставления дети постепенно переходят к сопоставлению на глаз. Это дает им возможность устанавливать тождество и различие по внешним свойствам и между такими предметами, которые нельзя паложить друг на друга или приложить вплотную (например, между объемными предметами).

Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Но при этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала, так как не понимают их значения и не фиксируют внимания на них. Поэтому, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребенка, и далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры.

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет.

На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором – третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Основным средством сенсорного воспитания детей, как показало изучение литературы, посвященной данной теме, выступают дидактические игры и упражнения. Они помогают не превращать занятие в сплошное обучение, и одновременно увлекая своей занимательностью, несут обучающий характер.

1.2 СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленённо воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др.), полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.

Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат деятельности, увлекающей ребенка.

Такие условия для зрительного восприятия создаются главным образом в продуктивных видах деятельности – рисовании, лепке, конструировании (а для слухового восприятия – в пении, выполнении движений под музыку, речевом общении). Поэтому педагоги – исследователи пришли к выводу, что сенсорное воспитание необходимо включить в обучение дошкольников разным видам деятельности. В этом направлении и развивалась дальнейшая разработка вопросов сенсорного воспитания в детском саду.

Работы А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой показали, что использование специально сконструированных дидактических пособий, проведение дидактических упражнений и игр должно органически сочетаться с сенсорным воспитанием, осуществляемым на занятиях рисованием, лепкой, конструированием и др. дидактические игры и упражнения могут применяться как в качестве одного из методов проведения самих занятий, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных на занятиях знаний и умений.

Особо важным является вопрос об увязке сенсорного воспитания с воспитанием, проводимым при обучении продуктивным видам деятельности (рисование, лепка и др.). Продуктивные виды деятельности только начинают складываться на третьем году жизни ребенка, обучение этим видам деятельности еще нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.

Начиная с трех лет обучение продуктивным видам деятельности приобретает систематический и планомерный характер. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои особые требования к детскому восприятию и по – своему способствует его развитию.

Таким образом, определив значение сенсорного воспитания для гармонического развития ребенка, и изучив влияние дидактических игр на сенсорное развитие, далее мы рассмотрим взаимосвязь игр и изодеятельности детей в детском саду, т.е. какое значение имеет использование дидактических игр на занятиях по изобразительной деятельности для сенсорного воспитания ребенка.

  1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

2.1 ПОНЯТИЕ О ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЕ

Дидактическая игра широко используется педагогами как средство воспитания и обучения. Она способствует расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также в непосредственном опыте детей.

Дидактическая игра делает процесс обучения более легким, занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Дидактическая игра создается в целях обучения и умственного развития. И чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость.

Содержание дидактической игры определено программой воспитания в детском саду в разделе «Ознакомление с окружающим и родной язык» и в других разделах: а) знания о предметах, их назначении и качествах;

б) знания о разных видах труда и его роли в жизни
людей; в) знания о природных предметах и явлениях,
временах года; г) пространственные ориентировки.

Дидактическая игра одновременно является формой обучения, наиболее характерной для маленьких детей. Истоки ее в народной педагогике, которая создала много обучающих игр на основе сочетания игры с песней, с движениями. В потешках, игровых песенках, в играх «Ладушки», «Сорока-белобока», в играх с пальчиками мать привлекает внимание ребенка к окружающим предметам, называет их.

В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей. В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической

игре она возникает и как игровая задача самого ребенка. Важное значение

дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей.

Например, в игре «Раскроем тайну волшебных колпачков» (старшая группа) воспитатель ставит задачу учить детей рассказывать о предмете, развивать их связную речь. Игровая задача — узнать, что под колпачком. В случае правильного решения ребенок получает поощрительный значок. Педагог в качестве участника игры поднимает первый колпачок и, рассказывая о находившейся под ним игрушке (например, матрешке), дает образец ее описания. Если играющий ребенок затрудняется дать такое описание или указывает мало признаков, воспитатель говорит: «А колпачок, который поднял Вова, сказал, что Вова еще мало рассказал о том, что колпачок прятал».

Игровая задача иногда заложена в самом названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке», «Кто в каком домике живет» и т. п. Интерес к ней, стремление выполнить ее активизируется игровыми действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровыми действиям осуществляется через пробный ход в игре, показ самого действия, раскрытие образа и др. Игровые действия не всегда носят видимый характер. Это и умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, иногда припоминания ранее усвоенного, обдумывания. По своей сложности они различны и обусловлены уровнем познавательного содержания и игровой задачи, возрастными особенностями детей.

В играх младших детей игровые действия одинаковы для всех участников. Например, в игре «Прокати шар в воротца» дидактическую задачу составляет обучение детей координации движений, развитие пространственной ориентировки (далеко, близко и т. п.). Игровая задача для детей — прокатить с определенной дистанции шарик в воротца так, чтобы зазвенел колокольчик, подвешенный в них. При распределении детей на группы или при наличии ролей игровые действия различны. Например, в игре в «магазин» игровые действия покупателей иные, чем у продавцов, в играх с загадыванием и отгадыванием загадок различны игровые действия у загадывающих и у отгадывающих и т.д.

Различен и объем игровых действий. В младших группах — это чаще всего одно-два повторяющихся действия, в старших — уже пять-шесть. В играх спортивного характера игровые действия старших дошкольников с самого начала расчленены во времени и осуществляются последовательно. Позднее, овладев ими, дети действуют целенаправленно, четко, быстро, согласованно и в уже отработанном темпе решают игровую задачу.

Одним из элементов дидактической игры являются правила. Они определяются задачей обучения и содержанием игры и, в свою очередь, определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между ними и с воспитателем. С помощью правил он формирует у детей способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевое усилие. В результате этого развивается способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих.

Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать: они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения; организующие определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре; дисциплинирующие предупреждают о том, чего и почему нельзя делать.

Воспитатель должен осторожно пользоваться правилами, не перегружать ими игру, применять лишь необходимые из них. Введение многих правил, выполнение их детьми по принуждению приводит к отрицательным результатам. Чрезмерное дисциплинирование снижает у них интерес к игре и даже разрушает ее, а иногда вызывает хитрые уловки, чтобы избежать выполнения правил.

Бывает, что нет необходимости напоминать о правиле или вводить дополнительное. Достаточно лишь немного изменить игровые действия и тем самым выправить нарушение. Приведем пример.

В игре в «магазин» (старшая группа) дети должны были покушать игрушки только из бумаги. На полочках магазина оказался белый резиновый зайчик. Мила взяла его и этим нарушила условие игры — покупать игрушки только из бумаги. Нужно было или указать на нарушение правила, или ввести дополнительное. Но при этом возникла опасность нарушить ход игры огорчить девочку. Воспитательница доброжелательно сказала: «Ты купила зайку, а теперь купишь для него корзиночку, если скажешь, из какого она материала».

Правила игры, устанавливаемые воспитателем, постепенно усваиваются детьми. Ориентируюсь на них, они оценивают правильность своих действий и действий товарищей, взаимоотношения в игре. Протестуя против нарушения правил, дети говорят: «Он играет не по правилам».

Результат дидактической игры — показатель уровня достижений детей в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путем. Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этик составных частей нарушает ее целостность, снижает воспитательное воздействие.

Педагогическая ценность дидактических игр. В дидактических играх, перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, пишет: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

2.2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ

Известно значение игры в жизни ребенка: «… В игре, как в фокусе, собираются, проявляются в ней и через нее формируются все стороны психической жизни личности» (С. Рубинштейн). Передавая в игре свои впечатления о жизненных ситуациях, дети заново переживают их и свое отношение к ним; при этом их впечатления углубляются, уточняются, осмысливаются по-новому. Это объединяет игру с процессом изобразительной деятельности, что и позволяет установить их взаимосвязь в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.

В распорядок дня детского сада включены разнообразные виды игр: сюжетно – ролевые, игры – драматизации, дидактические, подвижные. И если их связать с изобразительным творчеством, деятельность эта для ребенка станет более интересной, привлекательной, вызовет яркий эмоциональный отклик. Вот почему педагог должен заранее продумать, какие игровые приемы он может применить на занятиях во всех возрастных группах для создания творческой ситуации. Так, по его предложению одни дети могут изображать художников, рисующих за мольбертом, другие – народных мастеров, расписывающих посуду, игрушки, одежду и т.п. Необычная атмосфера создает радостное настроение, повышает интерес к занятию, способствует тому, что дети более эффективно овладевают изобразительными навыками и умениями. Другой прием – «участие» в занятии какой – либо куклы. Дети, несомненно, живо и заинтересованно воспримут предложение взрослого нарисовать, вырезать и наклеить веселого Петрушку, если к ним обращается кукла. Есть и третий прием: воспитанников младшей группы можно заинтересовать ситуацией со зверями (с лисенком, зайкой, бельчонком), которые собрались в гости к куклам, а вот ехать им не на чем. Педагог предлагает нарисовать вагончики синего, красного, желтого и зеленого цвета; затем выставляет их рядами на доске за соответствующим по цвету паровозом (нарисован заранее), быстро «рассаживает» в вагончики (приклеивает на окошки мордочки зверюшек) животных. Ситуаций подобного рода множество: так, педагог может дать задание построить новый дом. Как это выглядит на практике? Дети – архитекторы, строители – из заранее нарисованных блоков – квартир составляют общий дом, благоустраивают территорию, рисуют улицу, транспорт и т.д., или строят сказочный дом для новых кукол, или оформляют уголок природы на большом листе бумаги; совместно с педагогом обсуждают, какие «высадить» комнатные растения, каких птиц «обустроить» в клетках, где «разместить» аквариум. Вырезанные объекты «высаживаются», «заселяются» попугайчиками, «наполняются» рыбками и по мере готовности размещаются на большом листе.

Игровая форма захватывает детей, повышает эмоциональную отзывчивость, способствует эстетическому и нравственному воспитанию. И это понятно: ведь вся группа объединена общей целью, единым – положительным – отношением к деятельности, результаты которой компонуются в общую композицию. Кроме того, в совместной работе каждый ребенок выполняет посильное для себя изображение.

В старших группах тема «Изготовление игрушек» по – прежнему актуальна, однако содержание занятий должно стать более разнообразным. Так, одни дети на выбор могут рисовать какую – то одну игрушку – Петрушку, Неваляшку, Буратино; другие – свою любимую игрушку; третьи – вырезать и наклеивать игрушки для «магазина». Работы объединяются в общую композицию, т.е. расставляются на полках «магазина».

Если дидактическая игра включена в процесс изобразительного творчества, то она

  • Увеличивает его привлекательность для детей;
  • Способствует его развитию и совершенствованию (более глубокие представления о свойствах предметов позволяют детям передавать в процессе рисования, лепки, аппликации их характерные черты и детали);
  • Совершенствует детское творчество (знания об общих свойствах сходных предметов позволяют овладевать обобщенными способами изображения этих предметов, а значит, самостоятельно изображать больше предметов и явлений действительности, чем это предусмотрено программой).

Дидактическая игра может проводиться непосредственно перед занятием изобразительным творчеством, например, рисованию с натуры осенних листьев в подготовительной к школе группе может предшествовать игра «От какого дерева лист»: играя, дети рассматривают листья, уточняют их форму, особенности окраски (оттенки цветов, их переходы из одного в другой). Дидактическую игру «Составь красивый узор» (разрезные картинки) целесообразно организовать перед занятием, на котором дети занимаются созданием узоров по мотивам народного декоративного искусства.

Дидактическая игра может стать содержанием изображения. Дети способны сами изготовить дидактические игры (чаще всего в рисунках и аппликациях): домино, лото, парные картинки. Содержанием таких игр могут стать декоративные композиции (матрешки, гжельская посуда, Городецкие доски), природные объекты (вершки и корешки, радуга и др.). В процессе рисования, лепки, аппликации дети также создают и настольно – печатные игры по мотивам произведений детской литературы («Волшебник Изумрудного города», «Три поросенка» и т.д.)

Игры, создаваемые самими детьми, как и любые дидактические игры, но еще в большей степени, способствуют развитию когнитивных структур мозга благодаря активному формированию операций анализа, синтеза, уподобления, сравнения, обобщения в процессе создания игр и в процессе самой игры, когда дети в деятельной форме познают и отражают предметы и свойства. Игры могут быть включены практически в любое занятие. Целесообразно сопровождать их загадками, потешками, стихами – это помогает детям эмоционально воспринимать и осознавать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Известно значение игры в жизни ребенка: «В игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности» (С. Рубинштейн). Передавая в игре свои впечатления о жизненных ситуациях, дети заново переживают их и свое отношение к ним; при этом их впечатления углубляются, уточняются, осмысливаются по – новому. Это соединяет игру с процессом изобразительной деятельности, что и позволяет установить их взаимосвязь в эстетическом и сенсорном воспитании детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра, выполняя обучающую роль, является главной деятельностью при подготовке ребенка к школьному обучению, так как одним из важнейших аспектов готовности ребенка к школе выступает его интеллектуальное развитие. Таким образом, являясь одним из компонентов умственного развития, сенсорное воспитание играет немаловажную роль в дальнейшем обучении ребенка в школе. Как показали изучение и анализ литературы по данной теме, в процессе дидактической игры ребенок приобретает сенсорный опыт, уточняются представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение, пространственное положение), развиваются умения выделять сходство и различие между предметами. Ведь чем больше свойств и качеств научатся выделять дети, тем больше предметов и их свойств смогут дифференцировать дети и т.д. Также, игры в процессе продуктивной деятельности (рисовании, лепке, конструировании и т.д.) позволяют детям развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику. При этом совершенствуются психические процессы ребенка: эстетическое восприятие, память, как произвольная, так и непроизвольная, образное мышление и формируется эмоционально – положительное отношение к объектам окружающей действительности.

Исследование проблемы влияния дидактических игр на сенсорное воспитание дошкольников, в частности на занятиях по изобразительной деятельности, показало, что дидактическая игра делает процесс обучения более легким, занимательным. Та или иная умственная задача, а сенсорное – это, прежде всего умственное развитие, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Дидактическая игра создается в целях обучения и умственного развития детей. И чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость.

Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает личностно значимый для каждого ребенка мотив деятельности, что обеспечивает ее более высокую эффективность и результативность, так как ребенок не просто рисует, вырезает, лепит, а передает в изображениях образы знакомой игры и создает новые игры (дидактические, настольно – печатные). Она увеличивает привлекательность изодеятельности для детей и способствует совершенствованию детского творчества.

Подводя итог данной работы, хотелось бы отметить, что использование дидактической игры на занятиях по изобразительной деятельности предоставляет огромные возможности для сенсорного воспитания и развития дошкольников. Как показало исследование, игра в процессе продуктивной деятельности детей способствует более эффективному развитию детей, не только в плане сенсорного, но и вообще в плане всестороннего и гармонически развитого ребенка. Таким образом, из этого следует вывод о том, что игра, являясь ведущим типом деятельности, может быть включена во все виды деятельности дошкольников, в том числе и изобразительную. Более того, широкое использование дидактической игры в различных видах деятельности в дошкольном возрасте, способствует более эффективному формированию и полноценному развитию будущего школьника.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дошкольная педагогика. Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. М: Просвещение, 1986 г.
  2. Ребенок открывает мир. Е.В. Субботский. М: Просвещение, 1991г.
  3. Дошкольное воспитание. №3/97. М, 1997 г. С. Новоселова «О новой классификации детских игр»
  4. Дошкольное воспитание. №3/93. М, 1993 г. Н. Михайленко, Н. Короткова «Взаимодействие взрослого с детьми в игре»
  5. Дошкольное воспитание. №10/65. М, 1965 г. Усова А.П. «Роль игры в организации жизни и деятельности детей»
  6. Игрушки и пособия для детского сада. Под ред. В.М. Изгаршевой. М: Просвещение, 1978 г.
  7. Игрушки и пособия для детского сада. Под ред. В.М. Изгаршевой. М: Просвещение, 1982 г.
  8. Н.К. Крупская. Дети – наше будущее. Сборник статей и речей о дошкольном воспитании. М, Просвещение, 1984 г.
  9. Воспитание и обучение в детском саду. Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. М., Педагогика, 1976 г.
  10. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под ред. Л.А. Венгера. М., 1978 г.
  11. Программа воспитания и обучения в детском саду. М., Просвещение, 1985 г.
  12. Сенсорное воспитание в детском саду. Под ред. Н.Н. Поддьякова и В.Н. Аванесовой. М., Просвещение, 1981 г.
  13. А.И. Сорокина. Дидактические игры в детском саду. М., 1982 г.
  14. Н.К. Крупская. О дошкольном воспитании. Сборник статей и речей. Изд. 2-е, доп. М., Просвещение, 1973 г.
  15. Игра и ее педагогическое значение. Р.И. Жуковская. М, Педагогика, 1975 г.
  16. Психология и педагогика игры дошкольника. Под ред. А.В. Запорожца и А.П. Усовой. М., Просвещение, 1966 г.
  17. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и дидактические материалы. М., 1948 г.
  18. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в I классе. Изд. 2-е. М, 1964 г.
  19. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребенка. (от рождения до 6 лет) М., «Просвещение» 1988 г.
  20. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Под ред. Т.С. Комаровой. Изд.2-е доработ. М., «Просвещение» 1985 г.
  21. Дошкольное воспитание. №8/90 Г. Григорьева «Использование игровых приемов в руководстве изобразительной деятельностью» М., 1990 г.
  22. Дошкольное воспитание. №6/97 Т.С. Комарова «О взаимосвязи дидактических игр и изобразительной деятельности» М., 1997 г.
  23. Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» изд. 3-е допол. М., 1991 г.
  24. Р.Ж. Аубакирова, И.Б. Абремская «Изобразительная деятельность» методическое пособие. Алматы кітап 2003 г.
  25. Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. М., 1992 г.
  26. Дошкольное воспитание. №4/2005 Т.С. Комарова «Игра и изобразительное творчество» М., 2005 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Дидактическая игра для I младшей группы.

рис. 1. рисование красками

Рисование красками – «Огоньки ночью».

Дидактическая задача: способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету как к важнейшему свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору цвета (из четырех предложенных). Обучать технике нанесения мазка способом примакивания, акцентируя момент прикладывания и отрыва кисти.

Материал: лист черной бумаги размером 2130 см (альбомный). Каждому ребенку приготовляется в розетках краска гуашь: красная, желтая, зеленая, синяя. Кисточка беличья или колонковая № 8-12.

Руководство: воспитатель напоминает детям, что вечером в окнах домов зажигаются огни. Затем показывает лист черной бумаги и наносит по два мазка синей, зеленой, красной и желтой краской. «Такого цвета (синего, зеленого и красного) огоньки плохо видны ночью, а вот такого (желтого) хорошо видны». Затем каждый ребенок получает краску четырех цветов, и ему предлагают показать, какого цвета огоньки видны лучше всего.

После того как все дети найдут краску нужного цвета, воспитатель каждому дает кисть и рукой ребенка наносит несколько мазков на своем листе, акцентируя внимание на моменте прикладывания и отрыва кисти. Затем ребенок самостоятельно наносит 2 – 3 мазка на листе воспитателя. Далее ребенок выполняет все задание самостоятельно на своем листе бумаги.

(см. рис 1.) Воспитатель следит, чтобы ребенок рисовал огоньки по всему листу бумаги, не накладывая один мазок на другой. После того как ребенок нарисует достаточное количество огоньков, воспитатель сразу забирает работу и кисть.

Длительность и повторность: занятие длится 6-8 мин., проводится 1 раз.

Дидактическая игра для II младшей группы.

рис. 2. «Красивый букет»

Красивый букет.

Дидактическая задача: познакомить детей с цветами спектра и их названиями. Учить детей сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу.

Материал: перфорированная панель из набора мозаики, окрашенная в зеленый цвет, - «лесная полянка». На ней расположены цветы, вырезанные из бумаги (все цвета спектра) и нанизанные на проволоку. Семь лепестков, окрашенных в цвета спектра. Небольшая вазочка для «сорванных» цветов. (см. рис 2.).

Руководство: воспитатель предлагает детям подойти к столу и посмотреть, как много красивых цветов распустилось на «лесной полянке». Рядом лежат лепестки. Один ребенок собирает лепестки в корзиночку и дает ее воспитателю.

«Я буду давать вам лепесток какого–нибудь цветка, растущего на полянке, и называть его окраску, а вы должны будете по лепестку найти и сорвать точно такой же цветок, - говорит воспитатель. – Если окраска лепестка и цветка совпадут, значит, цветок выбран правильно и его можно «срывать»». Воспитатель показывает, как это делается. Затем он дает кому-либо из детей красный лепесток, просит назвать его цвет и найти по этому лепестку цветок на «лесной полянке».

В ходе занятия дети знакомятся с названием всех цветов спектра. Когда все цвета будут собраны в букет, их ставят в вазочку и дети еще раз называют тона каждого цветка.

Длительность и повторность: длительность игры – 10-15 минут. Если дети без труда отыскивают нужный цветок на «полянке», игра в следующий раз усложняется за счет увеличения количества этих цветков (по 28, по 4 на каждый цвет спектра). Как и в первом варианте игры, дети по лепестку – эталону выбирают на «полянке» по одному цветку. Игра проводится в каждом варианте 1 раз.

Дидактическая игра для средней группы.

рис 3. «Чайный сервиз»

«Чайный сервиз» (аппликация)

Дидактическая задача: познакомить детей с теплыми и холодными цветами спектра.

Материал: красные и синие листы бумаги (2034 см) с наклеенным изображением цветных силуэтов чайника и чашки. Конверт с набором разноцветных кружков или форм цветка из бумаги (теплые и холодные цвета спектра). Дидактическое пособие «Радуга». Клей, кисточки, салфетки (см. рис 3.).

Руководство: воспитатель рассматривает с детьми изображение радуги. Вспоминает названия всех цветов спектра. Объясняет детям, какие цвета в радуге называются теплыми, какие холодными. Предлагает детям повторить эти названия и показать их на радуге. Затем детям раздает листы (каждому по одному) красной или синей бумаги с наклеенными на них чайником и чашкой, а также конверты с набором цветных кружков их бумаги. «Все вы видели чашки и чайники, разрисованные яркими, веселыми красками. Сегодня вы сами украсите чашки и чайники разноцветными кружками, и они будут красивыми». Детям, у которых чайник и чашка приклеены на красном листе, воспитатель предлагает подобрать и наклеить кружки теплых цветов, а тем, у кого на синих листах, - приклеить кружки холодных цветов. При выполнении задания воспитатель вновь напоминает детям, какие цвета называются теплыми, а какие – холодными. «Будьте внимательны, - говорит воспитатель, - выбирайте кружки только нужного цвета, аккуратно их наклеивайте». Некоторым детям помогает советами, указаниями. В конце занятия дает оценку выполненной детьми работы.

Длительность и повторность. Продолжительность упражнения – 10-15 мин., проводится 1-2 раза.

Дидактическая игра для старшей группы

Цветочный магазин.

Дидактическая задача: учить детей последовательному зрительному обследованию и описанию предмета, его формы с указанием пропорций, цвета, оттенка по светлоте и по цветовому тону.

Материал. Листья и цветы.

Руководство: листья и цветы размещают на столе – прилавке. В начале игры роль продавца берет на себя воспитатель. Дети по очереди подходят и подробно описывают цветок или листочек, который хотят купить. Воспитатель задает наводящие вопросы, которые помогают отличить один объект от другого, похожего на него, например: «какой овал, длинный? А на кончике есть заострение?», «какой оттенок желтого?» и т.п.

Получив подробное описание цветка или листочка, продавец продает его покупателю.

В дальнейшем продавцами могут становиться все дети поочередно.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ