ОБРАЩЕНИЕ К КРАЕВЕДЕНИЮ НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В СРЕДНИХ КЛАССАХ

ОБРАЩЕНИЕ К КРАЕВЕДЕНИЮ НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В СРЕДНИХ КЛАССАХ

План

  1. Введение. Краеведение в школе.
  2. Глава 1. Уроки внеклассного чтения на краеведческой основе.

А) Разновидности уроков внеклассного чтения и их роль в литературном развитии школьников.

Б) Уроки внеклассного чтения краеведческого характера.

  1. Глава 2. Уроки внеклассного чтения в средних классах на основе произведений авторов Северного района Оренбургской области.
  2. Заключение.
  3. Библиография.

Введение. Краеведение в школе.

Образовательное и воспитательное значение курса литературы в школе не проявится в полной мере без литературного краеведения, которое позволит школьникам глубже осмыслить и личность писателя, и его творчество.
Литературное краеведение дает изучающим материал, которого они не найдут в произведениях, изучаемых по программе. Разумеется, при условии, что в отборе" краеведческого" произведения учитель руководствуется одним критерием - оно должно быть художественным. Литературно-краеведческие материалы не только приобщают нас к культуре и
истории родного края, к миру чувств и мыслей его замечательных людей, но помогают по-новому осветить некоторые моменты творчества писателей и глубже осмыслить процесс развития всей русской литературы.
Литературное краеведение в школе имеет, прежде всего, образовательные и воспитательные цели и задачи - открыть учащимся прекрасное в окружающем их мире - в людях и природе родного края, пробудить у них чувство любви к " малой родине".
Выпускник средней школы не может не знать наиболее значительных художественных произведений, созданных писателями-земляками. Он шире, чем предусмотрено программой, узнает творчество великих художников, связанных с Оренбургским краем.

Проблемой литературного краеведения в школе в разное время занимались: Д. А. Белоусов («Литературно-краеведческие вечера в сельской школе», 1976), А. Б. Богоявленский («Факультативные занятия по литературному краеведению в сельской школе», 1976), И. С. Збарский («Система уроков внеклассного чтения в 5 классе – важный этап литературного развития учащихся», 1974), И. С. Збарский совместно с В. П. Полухиной («Внеклассное чтение по литературе (4-8 классы)», 1980), М. Д. Янко («Литературное краеведение в школе», 1965). Незаменимым помощником учителю в уроках по литературному краеведению являются работы А. Г. Прокофьевой «Литература о родном крае во внеклассном чтении школьников» (1985) и «Литературное краеведение в школах Оренбуржья» (1976).

Используется урок литературы при изучении, например, "Капитанской дочки" А. С. Пушкина, выясняется ее связь с нашим краем, отдельные уроки выделяются на изучение произведений Пушкина, Даля и Аксакова. Кружок "Родной край в литературе" позволяет не только изучать литературно-краеведческий материал, но и силами наиболее подготовленных учащихся проводить определенную поисковую работу.
Самое верное средство прикоснуться к поэту своим сердцем - посетить те места, о которых писал автор, воспринять ландшафт, краски, звуки, которые вызывали у него вдохновение, увидеть рядом с собой окружающие его предметы. Чтобы экскурсия обогатила учащихся неповторимыми впечатлениями, ее нужно подготовить: не только разработать программу и маршрут похода, но и настроить учащихся на активное чтение доступных им книг о поэте и его произведении. Заученные школьниками стихотворения зазвучат во время экскурсий и помогут воспринимать окружающее глазами, слухом и языком поэта.

Во внеклассной работе используются также читательские конференции на краеведческие темы, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей по произведениям Пушкина, Аксакова, конкурсы на лучшую творческую работу
краеведческого характера, проведение вечеров, посвященных творчеству этих писателей.
Литературно-краеведческая работа позволит оформить в школе литературную карту родного края или выставку "Литературное Оренбуржье".

Глава 1. Уроки внеклассного чтения на краеведческой основе.

Большое значение внеклассной работе по литературе придавала М. А. Рыбникова. Еще до революции, работая в Вяземской гимназии, Рыбникова вела литературные кружки, или собрания. Опыт этой работы был подробно освещено ею в статье "Учитель средней школы", опубликованный в сборнике "На распутье" (1917г.) и в брошюре "Кружки учащихся" (1918).Брошюра "Кружки учащихся" в переработанном и дополнительном виде была, затем включена в книгу "Работа словесника в школе" (1922г.).
Традиции М. А. Рыбниковой, которые сейчас продолжаются и развиваются, состоят, прежде всего, в развитии творческих способностей уч-ся. Это находит подтверждение в педагогической практике и методических трудах М. А. Рыбниковой, в крылатом ее выражении: "От маленького писателя - к большому читателю".
По словам М. А. Рыбниковой "Среди тех задач, которые ставит себе педагог-словесник, одна из основных - воспитание читателя. Мы должны выработать из подростка, из юноши читателя/разумно выбирающего книгу, понимающего специальную значимость литературы в связи с эстетическим ее воздействием".
Тематика вопросов, обсуждавшихся в кружке Рыбниковой, разнообразна. Разрабатывались темы, связанные с творчеством многих авторов.
В выборе тем кружок Рыбниковой может послужить образом нынешних факультативов. Рыбникова была убеждена, что темы для занятий кружков должны коренным образом отличаться от классных тем.
То, что интересно и уместно в классе, не годится для внеклассной беседы, и наоборот. Учитывая психологию подростков, она считала естественным и необходимым сочетать глубокий "научный" разговор с веселым времяпровождением.

А) Разновидности внеклассного чтения и их роль в литературном развитии школьников.

В методике преподавания литературы исследованы классификация, содержание, структура урока, его нравственное и эстетическое воздействие на учащихся, роль в нем проблемной ситуации, место урока в системе развивающего обучения, специфика урока литературы, его творческий, эмоциональный характер, возможности интеграции предметов, формы урока: урок-лекция, урок-беседа, урок-семинар, урок-диспут, урок-практикум и т. д.

Проблемы урока внеклассного чтения: его содержания, структуры, типологии, эффективности, взаимосвязи методов обучения на уроке, роли учителя, совершенствования учебной деятельности школьника — разработаны в трудах многих дидактов.

Уроки внеклассного чтения, как и обычные уроки, имеют различные виды.

  1. Урок-презентация. Активная роль при проведении урока-презентации принадлежит учителю. Основа урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами. Поиск материалов к уроку проводится заранее. На уроках литературы подробно мы изучаем одно-два произведение писателя, а хочется, чтобы круг чтения учащихся был шире. Вот тут-то на помощь и приходит презентация, во время которой группа  (или один ученик) не только представляет произведение, его проблематику, героев, и что самое главное, - старается пробудить у класса искренний интерес, желание прочитать его. Презентация на уроке литературы – серьезное подспорье для учителя-словесника. Она позволяет сделать урок более наглядным, информационно насыщенным, динамичным, творческим. Она дает возможность окунуться в эпоху, в которой творил писатель, познакомиться с биографией, основными моментами творчества автора. В процессе создания мультимедийного продукта и учитель, и ученик могут проявить себя и как авторы-сценаристы, и как режиссеры, и как художники, и как исполнители. При изучении творчества писателя можно определить особенности отбора материала по теме, распределить работу по группам, а на заключительном уроке обобщить собранное и получить целостную картину творческой мастерской автора через систему мультимедийных презентаций [Н. П. Панова, 9; 1].
  2. Урок-анализ. Анализ – неотъемлемая составляющая любого урока литературы. С помощью литературоведческих понятий ученик при ведущей роли учителя овладевает основными навыками анализа художественного произведения. Через анализ можно выйти к творческому методу писателя, месту данного произведения в его творчестве, вкладу автора в русскую и мировую литературу. С помощью урока-анализа учащиеся выстраивают логику анализа любого произведения не только урока внеклассного чтения, но и любого другого урока, знакомятся с основными литературоведческими понятиями.
  3. Урок-знакомство. Является вводным в системе уроков внеклассного чтения. Такой урок позволяет учителю дать краткую биографическую справку об изучаемом писателе. Урок характеризуется небольшим объемом материала. Учитель намечает лишь основные этапы изучения творчества писателя. Основой урока-знакомства является самостоятельная работа учащихся, которую, кстати, можно выделить как одну из разновидностей урока внеклассного чтения.
  4. Урок-самостоятельная работа. Характеризуется ведущей ролью учеников. Учитель лишь направляет учащихся, дает рекомендации, возможно совместное составление плана, основных этапов самостоятельной работы. Такие уроки чаще всего проводятся в сильном, хорошо подготовленном классе.
  5. Урок-концерт. Особенностями этого урока являются: нежесткая структура урока, творческая направленность, учитель и ученики являются и сценаристами, и режиссерами, и исполнителями на уроке, разнообразие тем (от особенностей биографии и творчества писателя до постановок отдельных произведений).

Интересная типология уроков внеклассного чтения предложена Н. К. Силкиным: уроки вводного типа, уроки подготовки учащихся к самостоятельному чтению и восприятию сложных произведений, уроки анализа, обобщающие. Ряд сборников, методических рекомендаций к работе по учебникам и учебным пособиям несут в системе уроков, в рекомендациях авторов идею развивающего обучения, дают образцы современного построения урока [8; 15].

Б) Уроки внеклассного чтения краеведческого характера.

Обращение к краеведению на уроках внеклассного чтения преследует те же задачи и цели, что и обычные уроки. Это:

  1. Приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы;
  2. Чтение и изучение художественных произведений;
  3. Знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова историко-культурными сведениями;
  4. Формирование свободы общения с искусством слова;
  5. Знакомство с понятиями о родах и жанрах литературы и представлений об основных эпохах развития словесного искусства.

Уроки внеклассного чтения краеведческого характера, помимо перечисленных, включают следующие задачи:

  1. Обращение к местным писателям;
  2. Знакомство с их жизнью и творчеством;
  3. Знакомство с произведениями, написанными о родном крае.

Для достижения целей и задач нужно выработать целый ряд методов преподавания уроков краеведческого характера. В. П. Острогорский в статье «К вопросу об обучении литературы» требует, чтобы педагог стремился «углублять то первоначальное впечатление, которое учащийся получил при чтении». Для этого можно воспользоваться целым рядом методических приемов:

1)Беседы преподавателя с уч-ся по поводу прочитанного,
2)Чтение вслух, выразительное, по мере возможности,
художественное.
3)Инсценировка отдельных мест, сцен, постановка спектаклей;
4)Зарисовывание отдельных моментов произведений, составление
литературных альбомов;
5)Иллюстрирование произведений при помощи картин,
6)Рефераты уч-ся на темы, касающиеся не только идейного
содержания произведения и его художественных образов, но и
формы произведения, исторического фона, на котором оно
создавалось, личности автора, литературных источников
произведения;
8)"Литературные суды";
9)Издание литературного журнала, в котором могут помещаться как
проявление художественного творчества самих уч-ся, так и их
доклады, рефераты и статьи на литературные темы.
10) Организация литературных выставок (книги, картины, альбомы,
журнал, фотографирование снимки и т. д.)
11) Экскурсии (литературно-эстетического характера) [Абакумов С.А.; 1].

Уроки внеклассного чтения краеведческого характера дают свободу учителю в выборе как методов преподавания, так и в работе, проводимой на уроке. Чем можно заниматься на таких уроках?

Во-первых, необходимо познакомить учащихся с биографией поэта или писателя, показать связь его творчества с местом, где он родился. Знакомство с биографией может проходить как при руководящей роли учителя (слово учителя о писателе), так и в виде индивидуальных сообщений.

Во-вторых, непосредственное знакомство с творчеством писателя или поэта (чтение стихотворений, рассказов, повестей).

В-третьих, в качестве итога урока рекомендуется совместно с учениками сделать вывод о месте данного писателя в литературе родного края, о его вкладе в литературу.

Необходимо учесть большую роль познавательной работы учащихся на таких уроках. Индивидуальные сообщения и исследования дают богатый материал о литературной жизни родного края, позволяют выделить главное и обобщить полученные сведения.

В качестве домашнего задания учитель может предложить письменную работу. Виды письменных работ на уроках внеклассного чтения краеведческого характера те же самые, что и на обычных уроках по литературе. Ю. В. Лебедев в книге «Литература. 10 класс. Методические советы» отмечает многообразие форм письменных работ и делит их на работы итогового характера, проверочные работы промежуточного характера, работы творческого характера и т.д. «Это не только всем известные сочинения, но и анализы текстов, доклады, рефераты, семинары и зачеты» [Лебедев; 7].

В последнее время очень популярным видом проверочной работы стало тестирование, которое в удобной для проверки форме дает возможность выявить и знание фактов из биографии и творчества писателей, и знание текстов, и умение анализировать. Кроме того, тест дает возможность проявить сообразительность и литературное чутье.

Рецензии и отзывы о прочитанных произведениях достаточно часто используются в школьной практике.  Учащиеся должны понять, что рецензия и отзыв — это не обычное школьное сочинение-рассуждение на заданную тему, а совсем иной вид работы.
Название рецензии или отзыва учащийся достаточно часто предлагает сам, а от этого и зависит дальнейший ход его работы [Лебедев]. «Рецензия — очень сложный вид творческой работы, требующий особой подготовки, литературного чутья, свободного владения письменной речью, воображения и вкуса» [Лебедев; 7].

Работой творческого характера являются домашние и классные анализы лирического произведения, рассказа или эпизода.  Сочинения-миниатюры, в отличие от больших итоговых сочинений, которые чаще всего написаны как рассуждение, полезно проводить в трех типах речи: описание, повествование и рассуждение. Эти небольшие по объему работы творческого характера требуют внимания к деталям, выдумки, фантазии, стилистического мастерства. Темы этих сочинений, касающиеся мелких деталей, штрихов, характеристик, портретов, помогут подготовиться к большому сочинению или же позволят учителю оценить знания учащихся при работе с маленькими или обзорными темами. Сочинения-миниатюры могут выполняться и в классе, и дома. «Сочинение-миниатюра не повторяет тематики больших сочинений. Миниатюра — это не конспект большого сочинения, а самостоятельная творческая работа малого жанра» [Лебедев; 7].

 Интересным видом творческой работы является статья о творчестве писателя или о произведении, предназначенная для энциклопедического словаря, вузовского или школьного учебника, научно-популярного издания для детей.
      Такие работы можно давать в качестве классного и домашнего задания. Если работа проводится в классе, то учащиеся заранее предупреждаются и запасаются дополнительной литературой. Они знают о теме, но не знают о жанре. На уроке учащиеся распределяются на группы, каждая из которых пишет статью различного характера. Например, по теме «Биография и творческий путь А. С. Пушкина» можно предложить такие виды работ: написание статьи для взрослой энциклопедии, для детской энциклопедии, статьи для литературной газеты (журнала), вызванной юбилейными торжествами, статьи-некролога и т. д. На следующих занятиях будет очень интересно сравнить эти статьи.
      Использование на уроках литературы различных видов письменных и устных работ помогает достичь самых разных целей: привлечь внимание учащихся к вдумчивому чтению текста, научить их самостоятельно рассуждать и доказывать свое мнение, пробудить их фантазию и творческое воображение, дать навыки работы с книгами разного типа, развить умения устной и письменной речи, углубить знания по изучаемой теме и эффективно проверить все эти знания, умения и навыки [Лебедев; 7].

Глава 2. Уроки внеклассного чтения в средних классах на основе произведений авторов Северного района Оренбургской области.

К сожалению, учащиеся практически не знакомы с творчеством поэтов и писателей родного края. Однако, ученики считают необходимым ввести в учебную программу литературу краеведческого характера. Об этом можно судить по анкетированию (Приложение 1), которое проводилось среди учащихся 7 классов (30 человек). Опрашиваемым были предложены следующие вопросы:

  1. Знаете ли вы поэтов и писателей родного края? Можете назвать их?
  2. Считаете ли вы необходимым введение в учебный процесс по литературе краеведческого материала. Почему?
  3. Что нового узнали вы в процессе знакомства с краеведческой литературой?
  4. Хотели бы вы узнать о других писателях и поэтах родного края?

Результаты опроса показали:

- опрошено – 30 человек (100%);

-на первый вопрос 2 (7%) человека ответили положительно, назвав имя Р. П. Герасимова; 28 (93%) человек ответили отрицательно;

-на второй вопрос 24 (80%) человека ответили положительно, аргументируя свой ответ занимательным материалом, интересом к литературе родного края, любви к поэзии; 6 (20%) человек ответили отрицательно, объясняя свой выбор равнодушным отношением к литературе вообще.

-на третий вопрос большинство учащихся ответили одинаково: в процессе знакомства с краеведческой литературой впервые узнали, что в районе есть такие поэты, которые воспевают родной край, природу;

-на четвертый вопрос 27 (90%) человек ответили положительно; 3 (10%) человека – отрицательно.

Очень важно знакомить учащихся с произведениями современных авторов, которые не входят в основную программу по литературе. Для этого учитель может использовать уроки внеклассного чтения с привлечением краеведческого материала.

Среди бесценных духовных сокровищ, которыми Россия так щедро одарило человечество, особое место принадлежит русской поэзии. Белинский назвал лирику «душой всякой поэзии». Он говорил о стихии лиризма, что проникает во все поэтические жанры и «живит их, как огонь Прометеев живит все созданья Зевеса». Лирика, как одна из разновидностей творчества, достаточно популярна в наше время. А творчество, как известно, - это создание новых по замыслу культурных материальных ценностей. Лирика полностью отвечает этому определению.

Лиризм - это чудесная способность поэта всякий раз, в неповторимости данного мгновения, увидеть мир как бы заново, почувствовать его свежесть, изначальную прелесть и ошеломляющую новизну. Лирическое стихотворение, как правило, форма монологическая. Но по своему внутреннему смыслу оно всегда, в любом случае, превращается в диалог с читателем. Лирика рождается из непреоборимой потребности душевного самораскрытия, из жадного стремления поэта познать самого себя в своих связях с обществом и целым миром. Но это лишь половина дела. Вторая состоит в том, чтобы заразить своим пониманием другого, взволновать и удивить его, потрясти его душу. Таково замечательное свойство лирической поэзии: она служит катализатором чувства и мысли, превращает читателя из собеседника поэта в его единомышленника. «Не сосредотачивайтесь на себе, но сосредоточьте весь мир в себе…- писал М. Горький начинающему стихотворцу.- Поэт- эхо мира, а не только – няня своей души».

Северянская земля - глубинный сельский район Оренбуржья. Она богата самородными талантами. В их стихах - доброта, отзывчивость, душевное тепло, любовь, достоинство, нравственный долг и совесть. С горечью и любовью говорят поэты о бедах, обрушившихся на нашу страну. С радостью пишут о ее успехах. В стихотворениях, по выражению Николая Волженцева, сквозит тревога за ее судьбу. Неуемно человеческое чувство любви и кровной привязанности к родной земле. Оно строками охватывает не только отчину, но и всю нашу раздольную, огромную Россию.

Как - то В. В. Розанов, написав о безродных духом, добавил, что Россия родит не кровью, а духом. При нынешней перелицовке человека с закупоренным сердцем, который должен быть отсечен от других, от «самочинного умствования народа», как заметил Ключевский, и сокращен до минимума, поэзия, как орган души, не только не нужна, но и опасна для технологов перекройки. И вот в столице, в «центре», поэзия переведена на «искусственное дыхание», и задохнулась от астматической информационности [15; 1]. Столица ныне «делает стихи» (Маяковский).

А между тем русская провинция выстояла и осталась интересной. Она – хранительница языка и души народа [15; 1]. Глубинка продолжала хранить традиции, как направление, поэзию - как слово и смысл. Отсюда начинались, и вечно будут начинаться лучшие русские таланты. Но самое главное, провинция сохранила искренность, пусть и поврежденную.

Нам бы хотелось рассказать о своеобразии творчества талантливейших людях нашего родного края - Рэме Петровиче Герасимове и Надежде Николаевне Зябловой, ярких представителях нашей северянской земли в литературном мире. Для начала определимся с самим понятием «своеобразие». Своеобразие – это отличие от других, непохожесть на обычное, оригинальность.

Знакомясь с местной поэзией, учащиеся приобщаются к культурному пласту родного края, расширяют знания о русской литературе в целом. Рассмотрим пути привлечения материала о местных поэтах на внеклассном чтении.

Весь материал о поэтах Северного района можно разделить на два урока. Первый урок, посвященный творчеству Р. П. Герасимова, можно сделать как урок-презентацию (Приложение 2). Учитель дает следующие сведения о поэте: дата, место рождения, основные этапы творчества, вклад в литературу родного края. После слова учителя учащиеся знакомятся с творчеством поэта, читая его стихотворения. После идет обсуждение и анализ произведений автора. Важно дать учащимся представление о личности поэта и его творчестве. Итогом урока может стать вывод, сделанный совместно с учащимися, о вкладе и месте автора в литературе родного края.

Второй урок, посвященный творчеству Н. Н. Зябловой, проводится в форме самостоятельного задания: подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтессы (Приложение 3). Учитель дает примерный план, по которому учащиеся готовят общения:

  1. Биография поэта.
  2. Основные темы (любовная лирика, стихотворения о Родине, религиозная тематика) и особенности творчества.
  3. Вывод (место и вклад в литературу родного края).

Несомненно, вся работа над сообщением должна проходить под руководством учителя. Предложенные уроки впоследствии могут стать материалом для внеклассного мероприятия, научно-исследовательской работы, создания сборников поэтов и писателей родного края.

Приложение 1. Анкета.

  1. Знаете ли вы поэтов и писателей родного края? Можете назвать их?
  2. Считаете ли вы необходимым введение в учебный процесс по литературе краеведческого материала. Почему?
  3. Что нового узнали вы в процессе знакомства с краеведческой литературой?
  4. Хотели бы вы узнать о других писателях и поэтах родного края?

Приложение 2.

Конспект урока по литературе.

Урок внеклассного чтения краеведческого характера.

Тема: Рэм Петрович Герасимов – тонкий наблюдатель мира природы и человеческих чувств.

«Куда ни гляну – все мое.

Вселю в глаза просторы,

Где что ни дерево – поет,

Что ни травинка – вторит»

Р. П. Герасимов

Цели:

  1. Воспитывающая: воспитывать художественный вкус, уважительное отношение к литературе родного края, прививать любовь к чтению.
  2. Обучающая: расширить знания учащихся о творчестве поэтов Оренбургской области, обратить внимание на выразительные детали лирики, особенности стиля поэтов; учить школьников обобщать материал, делать выводы.
  3. Развивающая: развивать читательские умения и навыки учащихся, развивать речь.

План урока:

  1. Оргмомент.
  2. Слово учителя о поэте.
  3. Анализ отдельных стихотворений поэта.
  4. Итог урока.
  5. Д/з.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Приветствие учащихся.
  2. Слово учителя о поэте.

- Прочитайте эпиграф нашего урока. Как вы понимаете слова Р. П. Герасимова? (ответы учащихся).

- Писал Рэм Петрович как прозу, так и стихи легко, непринужденно, словно играючи, по воспоминаниям О. Демидовой, члена Союза журналистов РФ. Мог за несколько минут набросать дружеские шаржи коллегам для новогодней стенгазеты или в пух и прах раскритиковать деятельность местной бани. Поэт мечтал дожить до пенсии, чтобы полностью посвятить себя стихам. Быт и работа «на износ» подорвали его здоровье.

Рэм Петрович Герасимов

родился 10 февраля 1929 года в селе Микушкино Куйбышевской области (ныне Самарской области). Стихи начал писать рано, печатался в газете «Волжская коммуна». После окончания Ульяновского педагогического института работал в Ульяновской области, в Сибири, на Дальнем Востоке. С 1956 по 1960 год жил в Первомайском районе Оренбургской области, работал в районо. В период с 1960 по 1968 год работал учителем в селе Алпаево Бугурусланского района. В оренбургском книжном издательстве выходят две его книжки для детей: «В гостях на целине»(1961), «Про Сергея - Храбреца»(1962) и в Южно-Уральском книжном издательстве (Челябинск) – сборник стихов для взрослых «Степные звезды»(1964). С 1968 года жил в районом центре Северное Оренбургской области, работал журналистом газеты «Северная звезда».

Печатался в областных газетах, в журнале «Волга», его стихи были включены в сборник «Товарищ время», вышедший в Приволжском книжном издательстве (Саратов) в 1986 году. Умер поэт 31 июля 1989 года.

К 250-летию Бугуруслана вышел сборник его стихов для детей «Хлеб-соль».

- Ребята! Что запомнилось вам из моего рассказа? Какие интересные моменты из жизни Р. П. Герасимова вы отметили?

3. Анализ отдельных стихотворений поэта.

- У многих поэтов столичного разлива духовная тема – это еще только тема, своеобразная татуировка времени новообращенных, у Рэма Герасимова – это тайный его духовный путь, а не тема как таковая. Естественно, главной темой его стихов является тема Родины, родного края. Ведь то место, где он родился – это своеобразная точка отсчета его жизненного пути, его творчества.

- Прочитаем стихотворение Р. П. Герасимова о Родине.

Седина моих волос коснулась.

Я – в деревне детства. Голова

Закружилась: снова все вернулось,

Все полузабытые слова.

Нищая, какой теперь ты стала:

Ни одной соломенной избы.

Может быть, меня не доставало

Средь вершителей твоей судьбы?

Дай поцеловать в мозолях руки,

Я невольно чувствую вину,

Хоть сложил я о тебе в разлуке

Самых лучших песен не одну.

- С горечью говорит поэт об «умирающей» деревне. Он чувствует вину за то, что в суете жизни забыл про то самое дорогое, что у него есть. Он пытается оправдать свой поступок: «Хоть сложил я о тебе в разлуке самых лучших песен не одну». И все же понимает, что этого слишком мало. Образ деревни у Герасимова – это прежде всего образ той старой, уходящей России, того уклада жизни, который так дорог поэту. Родину он ощущает через родственные узы отца и матери и понимает:

Стосковалась душа по бездонным и милым

Оренбургским степям с их бессонной страдой.

По плавучим созвездьям кувшинок и лилий,

По протяжной заре над Уралом – рекой.

- Еще одной темой творчества поэта является тема природы.

- С добрым утром!- земле говорю,

Каждый раз изумлен красотою.

Достаю из колодца зарю-

Обливаюсь водой золотою.

- Найдем изобразительно-выразительные средства, с помощью которых поэт создает образ родной природы (эпитеты: «вода золотая», «красное яблоко - солнце», «день, заштрихованный дождем», сравнение: «Сизый голубь свечою взлетает», метафора: «день, пропахший Иван-чаем»).

- Метафоричны и образно живые стихи поэта о природе, такие как «Вся солнцем зацелована весна», «Все жарче дни». Р. П. Герасимова по праву можно назвать певцом родного края.

-Поэт – тонкий наблюдатель мира природы и человеческих чувств. Восхищают нежные, похожие на есенинские просветленные напевы четверостишья про «Березку»:

На плечи платок не наброшен,

Распущены косы. Бела.

Как будто спросонок из рощи

В ромашковый луг забрела…

А солнце жар – птицей крылатой

Садиться тебе на плечо…

-Практически ни один поэт не обошел вниманием тему любви в своем творчестве. Не исключение и Рэм Петрович.

И молчит она, ломая пальцы.

Будто письма, не читая, рвет…

- О чем говорит поэт в этом двустишии? (Емкими, точными фразами изображал поэт тревогу, смятение человеческой души и боль за нее в строках).

- Его стихи - его воспоминания – о людях, даже заглавия говорят об этом: «Мать», «Прасковья». Сердцу его внятны горькие думы матери, смотрящей в окно на дорогу, по которой ушли сыновья,- так смотрят цветы.

В ясный день, перешагнув порог,

Я услышал зов ее: «Сынок».

4.Итог урока.

- Всю свою жизнь Р. П. Герасимов жил по совести, по правде, искал ее искони и уходил в странствия, как некрасовские мужики.

В память о поэте остались две небольшие подборки стихов, которые он успел опубликовать. И заново вчитываясь в них, осознаешь, какой талант мы потеряли:

Рой снежинок вьется, вьется

Будто кто под вой пурги

С золотой ромашки солнца

Осыпает лепестки…

5.Д/з. Подготовить сообщение на тему «Жизнь и творчество поэта Северного района Оренбургской области Н. Н. Зябловой».

Приложение 3.

Сообщение учащихся на тему «Смиренная печаль» в жизни и творчестве Н. Н. Зябловой» (примерный вариант).

Тема: «Смиренная печаль» в жизни и творчестве Н. Н. Зябловой».

  1. Биография Н. Н. Зябловой.

Родилась в 1958 году в селе Секретарка Северного района Оренбургской области. Училась в Секретарской средней школе. Специального литературного образования не имеет. Как и многие, стихи Надежда Николаевна начала писать еще в детстве. К литературе приобщал ее дедушка – селькор районной газеты. Первый раз ее стихотворение (первый детский опыт) было опубликовано еще тогда, в детстве, благодаря дедушке, который откорректировал и отнес в газету творчество своей внучки. На том публикации прекратились, но желание, а главное, способности писать не иссякли. Надежда Зяблова давно знакома читателям нашей районной газеты «Северная звезда». Ее поэзию полюбили за мелодичность, плавность строк, за доброту и свет, которые пронизывают все ее стихотворения.

Вот какие они, настоящие поэты, поэты от природы, не стремящиеся «вклинить» свои стихи в какие – либо общепринятые образцы, а пишущие по зову сердца.

  1. Основные темы творчества поэта и особенности творчества.

Одной из основных тем творчества Н. Н. Зябловой можно назвать тему природы. Северянский край – благоприятная среда для «прорастания» ростков поэтических талантов. Видя нашу прекрасную девственную природу, нельзя ей не восхищаться. А если ты можешь выражать свои мысли в виде стихов, так, чтобы каждый смертный мог понять твое восхищение, то ты – счастливейший человек! Таковым и считается Надежда Зяблова:

Солнце робко встает над землей,

Озаряя родные просторы,

И клубиться туман над водой,

В нем блестят паутинок узоры…

Рядом с этой грустью бесконечное любование и восхищение русской природой, способность увидеть в этой красоте мельчайшие детали, даже как «блестят паутинок узоры»:

Утро зябко моет росой

Дня грядущего бархат сезона,

Знает только закат золотой-

В сентябре бабья ночка бессонна.

Природа в стихотворениях Надежды Николаевны неразрывно связана с Родиной. Каждое ее стихотворение отражает душу, собственные чувства, переживания. В них - мир, в котором мы живем, Русь деревенская, православная. И это не случайно. Надежда Николаевна раньше жила в селе Павловка. Она знала это село раньше, знает сейчас и видит безрадостные перемены, которые происходят сейчас с деревенькой: разлетаются дети из родных гнезд, покидают насиженные места в поисках лучшей доли, пустеют дома. Отсюда и печаль в ее стихах:

Мы, как перелетные птицы,

Покинули эти края,

Навсегда уже не возвратиться,

Но тянет родная земля.

В ее стихах можно найти что - то свое, близкое, родное. И это не случайно, ведь то, о чем пишет Надежда Зяблова, принято называть общечеловеческими ценностями.

Нет места роднее на свете,

Где детство и юность прошли.

С годами все больше, заметьте,

Притяжение этой земли.

Это пишет Надежда Николаевна о своем селении, той самой точке отсчета для нее всего сущего. Это строчки изнутри, из души, из начала.

Чувственны, нежны, душевны стихотворения о любви. Поэтесса всегда наиболее искренна в стихах о любви. Это жажда верности, тоска по «рыцарю» в кепке, который чаще всего оказывается легковесным мальчишкой, потому что:

Унесла слова

По реке вода.

И прошло уже немало лет.

В линиях судьбы

Потерялись мы

И обратной к нам дороги нет.

Этот современный «Ромео» - не соблазнитель, не злодей, это просто соглядатай.

Большое место в творчестве Зябловой занимает философская и вытекающая из нее религиозная тематика. Если в «столицах», по словам В. Цыбина, безбожие ныне вошло в церкви со свечами в руках, то провинция, наоборот,- хранила свою веру, родовую, православную, сохраненную в бабушкиных молитвах. Это ее естественное мирочувствование.

Хранители мои, святые сестры,

Любовь, Надежда, Вера и мать их Софья.

Прошу Вас я, на помощь призываю.

На веру твердую наставить умоляю.

Стихи Надежды Николаевны предельно насыщены ее жизненным опытом:

Жизнь прожить - не поле перейти…

Хотя и поле перейти не просто,

На крайний случай, можно обойти,

Если в нем сорняк густо разросся.

В ее стихах все больше слышаться нотки растерянности перед новыми, нынешними «правилами жизни». Русская провинция недоумевает, почему же

Не успев порой решить - Как быть?

Волей и неволей делаем ошибки.

Недоумевает и не в силах смириться с продажностью и предательством сегодняшних «служителей культуры». Если некоторые поэты еще только смутно осознают, что из потерянности в мире можно восстать ввысь в молитве, то Надежда Зяблова уже молитвенно служит в слове Богу. Она уже

в стихах смиренно православна, когда душа горит, как свеча, затепленная Богу, хотя эта молитва беспокаянная еще, но важно, ох, как важно, что молитва эта уже не за себя, а за всю Русь.

Гражданки российской глубинки,

Вы словно цветы средь травы

Цветете на ясной полянке,

На увядшем массиве страны.

Я про вас говорю, прихожанки,

Православных сестер во Христе,

Мои дорогие сельчанки,

Что идете во храм на заре.

Слава Богу! Дает еще силы

И хранит вас на грешной земле,

Хоть на нет все оттянуты жилы

За нелегкую жизнь на селе.

  1. Вывод.

Таким образом, своеобразием творчества Надежды Николаевны является языковая простота стихотворений, создающая эффект естественной, неподготовленной речи, что заметно уже при первом прочтении. Но это именно простота, а не бедность языка! Ее стихотворения легко воспринимаются на слух. Их искренность и взволнованность не могут оставить равнодушным.

Заключение.

М. А. Рыбникова писала: "Мы должны помнить, что литература - это искусство, к которому нужно уметь подойти. У нас в музее учат смотреть - картины и статуи..., мы, словесники, учим "читать" художественное произведение, - для начинающего это дело столь же трудное, как понимание полотен Репина и Левитана или композиций Чайковского и Глинки".

Творчество поэтов и прозаиков родного края – практически неосвоенная «целина» для учеников. Учитель призван открыть неисчерпаемые таланты своей малой Родины. Внеклассная и внешкольная работа по литературе помогают воспитывать интерес к книге, знакомит с другими видами искусств.
Целенаправленная внеклассная и внешкольная работа:
Встречи с поэтами-земляками, экскурсии в природу, экскурсии по памятным литературным местам, уроки внеклассного чтения углубляют представление учащихся об исторических и культурных связях родных мест, с жизнью России, раскрывает богатство и разнообразие художественной литературы. Они помогают приблизить к нам писателей, сделать их доступнее, "человечнее". Сопоставление литературного произведения с изображенной в нем жизнью помогает познанию знаков художественного творчества, способствует проникновению в специфику литературы как образного отражения действительности, способствует воспитанию творческого читателя, прививает интерес к книге, к литературе.
«Подлинное творение искусства не заканчивается на последней странице, не исчерпывает повествования с окончанием истории героев, оно переселяется в душу и сознание читателя, продолжает жить и воздействовать как внутренняя сила, как муки и свет неумирающей совести, как поэзия правды, которая включает в себе отнюдь не безоблачное восприятие мира, а страдание, мужество преодоления трагедии»,- писал Ч. Айтматов. Задача учителя на уроках внеклассного чтения краеведческого характера, да и на любых других уроках – помочь «прорасти» подлинному творению искусства в детских душах.

Библиография

  1. Абакумов С. А. К вопросу об изучении литературы. М., 1962.
  2. Белоусов Д. А. Литературно-краеведческий кружок в сельской школе. М., 1976.
  3. Богданова О. Ю., Леонова С. А., Чертова В. Ф. Методика преподавания литературы. Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. Электронная библиотека Infolio.
  4. Богоявленский А. Б. Факультативные занятия по литературному краеведению в сельской школе. М., 1976.
  5. Голубков В. В. Методика преподавания литературы. М., 1988.
  6. Збарский И. С., Полухина В. П. Внеклассное чтение по литературе (4-8 кл.). М., 1980.
  7. Лебедев Ю. В. Литература 10 класс. Методические советы. Пособие для учителя. М., 2004.
  8. Методика преподавания литературы в школе. Сайт http: // www/superinf.ru/
  9. Панова Н. П. Урок-презентация по литературе как одна из форм активизации мыслительной и творческой деятельности учащихся. статья (электронная версия).
  10. Прокофьева А. Г. Литература о родном крае во внеклассном чтении школьников., 1985.
  11. Прокофьева А. Г. Литературное краеведение в школах Оренбуржья//Литературное краеведение в школе. Пособие для учителя., 1976.
  12. Роткович Я. А. поучительный опыт прошлого «Внеклассная и внешкольная работа по литературе». М., 1970.
  13. Рыбникова М. А. методика преподавания литературы. М., 1980.
  14. Тюдина Л. В. Внеклассное занятие. Слоны на крокодилов не похожи. Сайт МОУ «Гимназия №1» (http: // gimnazia 1. Ucoz.ru/)
  15. Цыбин В. Поэтические сны русской глубинки//газета «Вечерний Оренбург» №4 от 22 января 1998.
  16. Щукина Д. И. Актуализация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979.
  17. Щукина Д. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. М., 1984.
  18. Яковлева М. М. Внеклассная и краеведческая работа в средней школе. М., 1988.
  19. Янко М. Д. Литературное краеведение в школе. М., 1965.
ОБРАЩЕНИЕ К КРАЕВЕДЕНИЮ НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В СРЕДНИХ КЛАССАХ