Взаимосвязь физической и умственной деятельности
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет» (НИУ)
Факультет «Экономика и управление»
Кафедра «Экономическая теория, мировая и региональная экономика»
«Взаимосвязь физической и умственной деятельности»
Реферат
по дисциплине «Физическая культура»
Руководитель работы,
Черепов Е.А.
«____»____________2015 г.
Автор работы
студент группы ЗЭУ-202
____________Бадо А.Э.
«____»____________2015 г.
Реферат защищен
с оценкой
_______________________
«____»____________2015г.
Челябинск2015
Аннотация
Бадо А.Э. Взаимосвязь физической и умственной деятельности Челябинск: ЮУрГУ, 15 с,
библиогр.список-7 наим.
Цель реферата изучить активность человека взаимосвязи физической и умственной деятельности.
Задачи реферата изучить, средства физической культуры,обеспечивающих устойчивость к умственной и физической работоспособности. Утомление при физической и умственной работе.
Рассмотрена активность человека и взаимосвязи физической и умственной деятельности.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………. ……………………………………………………....4
1. Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности………………………………………………………................................5
2. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности……………………………………………………….8
3. Утомление при физической и умственной работе. Восстановление………...….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...…..14
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..……15
ВВЕДЕНИЕ
Еще в глубокой древности врачи и философы считали, что здоровым быть невозможно без занятий физической культурой. Известно, что постоянное нервно-психическое перенапряжение и хроническое умственное переутомление без физической разрядки вызывают тяжелые функциональные расстройства в организме, снижение работоспособности и наступление преждевременной старости.
Установлено, что регулярные физические упражнения уменьшают в кровотоке количество холестерина, способствующего развитию атеросклероза. Одновременно происходит активизация антисвертывающей системы, препятствующей образованию тромбов в сосудах. За счет умеренного увеличения общего содержания в крови ионов калия и уменьшения ионов натрия нормализуется сократительная функция миокарда. Если все это принять во внимание, то не приходится удивляться, что, например, в швейцарском городе Блатендорфе, расположенном в горах, где жители могут только ходить и бегать не зарегистрировано ни одного случая сердечно-сосудистых заболеваний.
1. Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности
Функциональная активность человека характеризуется различными двигательными актами: сокращением мышцы сердца, передвижением тела в пространстве, движением глазных яблок, глотанием, дыханием, а также двигательным компонентом речи, мимики.
На развитие функций мышц оказывают влияние силы, которые мышца вынуждена постоянно преодолевать. Важную роль играют время, в течение которого развертывается мышечное сокращение.
Целым рядом научных работ доказывается, что труд создал человека. Понятие "труд" включает различные его виды. Существуют два основных вида трудовой деятельности человека - физический и умственный труд и их промежуточные сочетания.
Физический труд - это «вид деятельности человека, особенности которой определяются комплексом факторов, отличающих один вид деятельности от другого, связанного с наличием каких-либо климатических, производственных, физических, информационных факторов» [1]. Выполнение физической работы всегда связано с определенной тяжестью труда, которая определяется степенью вовлечения в работу скелетных мышц и отражающая физиологическую стоимость преимущественно физической нагрузки. По степени тяжести различают физически легкий труд, средней тяжести, тяжелый и очень тяжелый. Критериями оценки тяжести труда служат эргометрические показатели (величины внешней работы, перемещенных грузов и др.) и физиологические (уровни энергозатрат, частота сердечных сокращений, иные функциональные изменения).
Умственный труд - это «деятельность человека по преобразованию сформированной в его сознании путем создания новых понятий, суждений. Умственный труд выступает в различных формах, которые стоят перед человеком (эти условия определяют специфику умственного труда).
Оценка человеком себя как субъекта умственного труда, мотивов деятельности, значимости цели и самого процесса труда составляет эмоциональную составляющую умственного труда. Эффективность его определяется уровнем знаний и возможностью их осуществить, способностями человека и его волевыми характеристиками. При высокой напряженности умственного труда, особенно если она связана с дефицитом времени, могут возникать явления умственной блокады (временное торможение процесса умственного труда), которые предохраняют функциональные системы центральной нервной системы от разобщения.
Возможность регулировать формирование личности достигается тренировкой, упражнением и воспитанием. А систематические занятия физическими упражнениями, и учебно-тренировочные занятия в спорте оказывают положительное воздействие на психические функции, с детского возраста формируют умственную и эмоциональную устойчивость к напряженной деятельности. Многочисленные исследования по изучению параметров мышления, памяти, устойчивости внимания, динамики умственной работоспособности в процессе производственной деятельности у тренированных к систематическим физическим нагрузкам лиц и нетренированных свидетельствуют, что параметры умственной работоспособности прямо зависят от уровня общей и специальной физической подготовленности. Умственная деятельность будет в меньшей степени подвержена влиянию неблагоприятных факторов, если целенаправленно применять средства и методы физической культуры (например, физкультурные паузы, активный отдых и т.п.)[3].
Учебный день у большинства людей насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Вынужденная рабочая поза, когда мышцы, удерживающие туловище в определенном состоянии, долгое время напряжены, частые нарушения режима труда и отдыха, неадекватные физические нагрузки - все это может служить причиной утомления, которое накапливается и переходит в переутомление. Чтобы этого не случилось, необходимо один вид деятельности сменять другим. Эффективная форма отдыха при умственном труде - активный отдых в виде умеренного физического труда или занятий физическими упражнениями.
Занятия физическими упражнениями влияют на изменение умственной работоспособности и сенсомоторики у студентов первого курса, в меньшей степени у студентов второго и третьего курсов. Первокурсники больше утомляются в процессе учебных занятий в условиях адаптации к вузовскому обучению. Для них занятия по физическому воспитанию - одно из важнейших средств адаптироваться к условиям жизни и обучения в вузе. Занятия физической культурой больше повышают умственную работоспособность студентов тех факультетов, где преобладают теоретические занятия, и меньше - тех, в учебном плане которых практические и теоретические занятия чередуются[4].
Профилактическое значение имеют и самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями в режиме дня. Ежедневная утренняя зарядка, прогулка или пробежка на свежем воздухе положительно влияют на организм, повышают тонус мышц, улучшают кровообращение, а это положительно влияет на повышение умственной работоспособности студентов. Важен активный отдых в каникулы: студенты после отдыха в спортивно-оздоровительном лагере начинают учебный год, имея более высокую работоспособность.
2. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности
Основное средство физической культуры - физические упражнения. Существует физиологическая классификация упражнений, в которой вся многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы упражнений по физиологическим признакам.
Устойчивость организма к неблагоприятным факторам зависит от врожденных и приобретенных свойств. Она подвижна и поддается тренировке как мышечных нагрузок, так и внешними воздействиями (температурными колебаниями, недостатком или избытком кислорода).
Например, физическая тренировка путем совершенствования физиологических механизмов повышает устойчивость к перегреванию, переохлаждению, снижает заболеваемость и повышает работоспособность. Тренированные лыжники при охлаждении их тела до 35 С сохраняют высокую работоспособность. Если нетренированные люди не в состоянии выполнять работу при подъеме их температуры до 37-38 С, то тренированные справляются с нагрузкой тогда, когда температура их тела достигает 39 С и более[5].
У людей, которые систематически и активно занимаются физическими упражнениями, повышается психическая, умственная и эмоциональная устойчивость при выполнении напряженной умственной или физической деятельности.
К числу основных физических качеств, обеспечивающих высокий уровень физической работоспособности человека, относят силу, быстроту и выносливость, которые проявляются в определенных в зависимости от условий выполнения той или иной двигательной деятельности, ее характера, продолжительности, мощности и интенсивности. К названным физическим качествам можно добавить гибкость и ловкость, которые определяют успешность выполнения некоторых видов физических упражнений.
Группа физических упражнений выполняется в строго постоянных условиях как на тренировках, так и на соревнованиях; двигательные действия при этом производятся в определенной последовательности. В рамках определенной стандартности движений и условий их выполнения совершенствуется выполнение конкретных движений с проявлением силы, быстроты, выносливости, высокой координации при их выполнении.
Есть большая группа физических упражнений, особенность которых в нестандартности, непостоянстве условий их выполнения, в меняющейся ситуации, требующей мгновенной двигательной реакции (единоборства, спортивные игры). Две большие группы физических упражнений, связанные со стандартностью или нестандартностью движений, делятся на упражнения циклического характера (ходьба, бег, плавание, гребля, передвижения на коньках, лыжах, велосипеде и т.п.) и упражнения ациклического характера (упражнения без обязательной слитной повторяемости определенных циклов, имеющих четко выраженные начало и завершение движения: прыжки, метания, гимнастические и акробатические элементы, поднимание тяжестей).
Общее для движений циклического характера состоит в том, что все они представляют работу постоянной и переменной мощности с различной продолжительностью. Характер движений не всегда позволяет точно определить мощность выполненной работы (т.е. количество работы в единицу времени, связанное с силой мышечных сокращений), в таких случаях используется термин "интенсивность". Предельная продолжительность работы зависит от ее мощности, интенсивности и объема, а характер выполнения работы связан с процессом утомления в организме. Если мощность работы велика, то длительность ее мала вследствие быстро наступающего утомления, и наоборот.
При длительной работе умеренной мощности углеводные запасы организма уменьшаются, что приводит к снижению содержания глюкозы в крови, отрицательно сказываясь на деятельности нервных центров, мышц и других работающих органов.
Ациклические движения не обладают слитной повторяемостью циклов и представляют движения с четким завершением. Чтобы выполнить их, необходимо проявить силу, быстроту, высокую координацию движений (движения силового и скоростно-силового характера). Успешность выполнения этих упражнений связана с проявлением максимальной силы, скорости.
Чтобы повысить уровень физической и умственной работоспособности, необходимо бывать на свежем воздухе, отказаться от вредных привычек, проявлять двигательную активность, заниматься закаливанием. Систематические занятия физическими упражнениями в условиях напряженной учебной деятельности снимают нервно-психические напряжения, а систематическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма при напряженной учебной работе.
3. Утомление при физической и умственной работе. Восстановление
Любая мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями, спортом повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии, что сказывается на умственной и физической работоспособности человека. При увеличении физической или умственной нагрузки, объема информации, в организме развивается состояние, называемое утомлением.
Утомление - это «функциональное состояние, временно возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности». Утомление проявляется в том, что уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движений, возрастают затраты энергии при выполнении работы одинакового характера, замедляется скорость переработки информации, ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и переключения внимания, усвоения теоретического материала. Утомление связано с ощущением усталости, и в то же время оно служит естественным сигналом возможного истощения организма.
Утомление наступает при физической и умственной деятельности. Оно может быть острым, т.е. проявляться в короткий промежуток времени, и хроническим, т.е. носить длительный характер (до нескольких месяцев); общим, т.е. характеризующим изменение функций организма в целом, и затрагивающим какую-либо ограниченную группу мышц.
Различают две фазы утомления: компенсированную (когда нет явно выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма) и некомпенсированную (когда резервные мощности организма исчерпаны и работоспособность явно снижается).
Устранить утомление возможно, повысив уровень общей и специализированной тренированности организма, оптимизировав его физическую, умственную и эмоциональную активность.
Необходимо активно отдыхать, переключаться на другие виды деятельности, использовать арсенал средств восстановления.
Восстановление «процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному состоянию». Время, в течение которого происходит восстановление физиологического статуса после выполнения определенной работы, называют восстановительным периодом. Нужно помнить, что в организме как во время работы, так и в предрабочем и послерабочем покое, на всех уровнях его жизнедеятельности непрерывно происходят взаимосвязанные процессы расхода и восстановления функциональных, структурных и регуляторных резервов.
В течение жизни функциональное состояние организма периодически меняется. Такие периодические изменения могут происходить в короткие интервалы и в течение длительных периодов. Периодическое восстановление связано с биоритмами, временем года, возрастными изменениями, влиянием природных условий, окружающей среды. Изменение временного пояса, температурных условий, геомагнитные бури могут уменьшить активность восстановления и ограничить умственную и физическую работоспособность.
Различают раннюю и позднюю фазу восстановления. Ранняя фаза заканчивается через несколько минут после легкой работы, после тяжелой - через несколько часов; поздние фазы восстановления могут длиться до нескольких суток.
Функции различных систем организма восстанавливаются не одновременно. Пример, после длительного бега первой возвращается к исходным параметрам функция внешнего дыхания (частота и глубина); через несколько часов стабилизируется частота сердечных сокращений и артериальное давление; показатели сенсомоторных реакций возвращаются к исходному уровню спустя сутки и более; у марафонцев основной обмен восстанавливается спустя трое суток после пробега.
Рационально сочетать нагрузки и отдых необходимо для того, чтобы сохранить и развить активность восстановительных процессов. Дополнительными средствами восстановления могут быть факторы гигиены, питания, массаж, биологически активные вещества (витамины). Повторные нагрузки целесообразно выполнять в фазе повышенной работоспособности. Слишком длинные интервалы отдыха снижают эффективность тренировочного процесса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В наш век атома и кибернетики умственный труд все больше вытесняет физический или тесно сливается с ним. Но, как я старалась показать, напряженный умственный труд требует очень хорошей физической подготовки человека.
Физическая культура представлена как важнейший базовый компонент формирования общей культуры человека.
Изучив теоретическую литературу по интересующей меня проблеме, я пришла к следующим выводам:
1. Регулярные занятия физической культурой и спортом являются тем универсальным средством, которое может помочь каждому противостоять напряженному ритму жизни, нервно-психическим перегрузкам, в том числе при умственном труде.
2. Даже несложные приемы самоконтроля перед началом регулярных занятий физкультурой и спортом позволяют выявить степень адаптации организма к физическим нагрузкам.
3. Представления о природе здоровья - это континуум, где на одном полюсе располагается точка зрения о том, что здоровье отсутствие заболеваний, идеальное состояние благополучия, собственность людей, которой можно пользоваться, нисколько не заботясь о ней; на другом здоровье как сохраняющийся баланс, как "инструмент для использования в окружающей среде, в которой мы живем".
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бальсевич В.А., Запорожанов В.А. Физическая активность человека / В.А.Бальсевич, В.А.Запорожанов. Киев: Здоровья, 1987. 217 с;
2. Казлов В.И. Аатомия человека. Учебник для институтов физической культуры /В.И.Козлова. М:ФиС, 1978. 684 с;
3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры /Л.П.Матвеев. М: РГАФК,2002. 177 с;
4. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М.Амосов М.: ФиС, 2005. 91 с;
5. Физическая культура студента: учебник / под ред. В.И. Ильинича. Москва: Гардарики, 2000. 448 с;
6. Нифонтова Л.Н., Павлова Г.В. Физическая культура для людей, занятых малоподвижным трудом /Л.Н.Нифонтова, Г.В.Павлова М.: Советский спорт,2012. 48 с;
7. Физическая культура (курс лекций): Учебное пособие/ под общ. ред. Л. М. Волковой, П. В. Половникова: СПбГТУ, СПб, 2000. -153с;
8. Виленский М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда / М.Я.Виленский, В.И.Ильинич. М:3нание, 2012. 240 с;
Взаимосвязь физической и умственной деятельности