РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Искусство» 8 класс (Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской) 2014-2015 уч. год - Скачать
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
УТВЕРЖДАЮ
Директор__________________
Приказ_____ от________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса
Базовый уровень
8 класс
Учитель __________________________
2014- уч. год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по интегрированному курсу
для 8 класса разработана на основе авторской программы Г. П.Сергеевой, И. Э.Кашековой, Е. Д.Критской
/Программы общеобразовательных учреждений.– М.:
, 2015
— и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (ФКГОС) основного общего образования по курсу
.
В соответствии с учебным планом школы на 2012-2015 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Тип программы: программа изучения искусства на Базовом уровне.
Форма организации учебных занятий: Классно-урочная система.
Цели и задачи учебного предмета
:
Цель — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи Реализации данного курса:
актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
воспитание художественного вкуса;
приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
формирование умений и навыков художественного самообразования.
Сведения о планируемом уровне подготовки обучающихся:
В результате изучения курса
в 8 классе обучающиеся должны Знать/понимать:
иметь представление о значении искусства в жизни человека;
понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;
иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино.
Уметь:
рассматривать искусство как духовный опыт человечества;
размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей);
использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.
Требования к результатам обучения и воспитания
Личностные результаты проявляются в индивидуальных особенностях, которые развиваются в процессе художественно-творческой и учебной деятельности обучающихся и отражают:
Сформированность чувства гордости за свою Родину, российскую культуру и искусство, знание их истоков, основных направлений и этапов развития; понимание ценности культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, сформированность основ гражданской идентичности;
Присвоение художественного опыта человечества в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, обогащение на этой основе собственного духовного мира;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, в процессе творческой деятельности;
Ответственное отношение к учению, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
Уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
Наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к миру и искусству;
Освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в общественной жизни школы с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей;
Коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в различных видах деятельности;
Навыки проектирования индивидуальной художественно - творческой деятельности и понимание своей роли в разработке и воплощении коллективных проектов на основе уважения к художественным интересам сверстников.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной практической деятельности учащихся, и отражают умения:
Самостоятельно ставить новые учебные, познавательные и художественно-творческие задачи и осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения;
Адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
Осуществлять контроль по результатам и способам действия и вносить необходимые коррективы;
Устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать и делать умозаключения и выводы; владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления ассоциаций, аналогий и классификации;
Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение;
Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ-компетентности);
Понимать многофункциональность искусства и его значимость для разных областей культуры; роль искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии человечества, функционировании современного социума;
Эстетически относиться к окружающему миру (преобразовывать действительность; привносить красоту в окружающую среду, человеческие взаимоотношения); самостоятельно организовывать свой культурный досуг.
Предметные результаты изучения искусства в основной школе включают:
Расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуальное и эмоциональное развитие; развитие устойчивой потребности в общении с искусством в качестве зрителя, слушателя, читателя, в собственной художественно-творческой деятельности в каком-либо виде искусства;
Присвоение духовного опыта человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства; понимание и оценку художественных явлений действительности во всем их многообразии;
Общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов; знание основных художественных стилей, направлений и выдающихся деятелей отечественного и зарубежного искусства;
Развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и др.; овладение умениями и навыками для реализации художественно-творческих идей и создания выразительного художественного образа в каком-либо виде искусства;
Осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения на факты и явления искусства;
Умение эмоционально воспринимать разнообразные явления культуры и искусства, проявлять интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
Осознанное отношение к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка);
Воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, владение практическими умениями и навыками, способами художественной деятельности;
Иметь личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;
Использование знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других предметов, межличностном общении, создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.
Реализация учебной программы обеспечивается учебно-методическим комплектом для 8—9 классов образовательных учреждений разного типа и включает в себя:
Учебник (Г. П.Сергеева, И. Э.Кашекова, Е. Д.Критская "Искусство: 8-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений" – М.:
, 2012, включенный в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2015 учебный год),
CD-ROM (MP3). Искусство. 8 класс. Фонохрестоматия музыкального и литературного материала Сергеева Г. П., Критская Е. Д.
Сергеева Г. П., Кашекова И. Э., Критская Е. Д. Уроки искусства: 8-9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2015.
II. Учебно-тематическое планирование
Содержание |
Кол-во часов |
В том числе на: |
Работы |
||
Уроки |
Резерв |
||||
Искусство в жизни современного человека |
3 |
3 |
|||
Искусство открывает новые грани мира |
7 |
6 |
1 |
1 |
|
Искусство как универсальный способ общения |
7 |
6 |
1 |
1 |
|
Красота в искусстве и жизни |
10 |
9 |
1 |
1 |
|
Прекрасное пробуждает доброе |
7 |
6 |
1 |
1 (проект) |
|
Итого |
34 |
30 |
4 |
4 |
III. Календарно-тематическое планирование
Тема урока |
Проверочные и домашние творческие задания |
Плановые сроки прохождения |
Скорректированные сроки прохождения |
|||||
Искусство в жизни современного человека (3 ч) |
||||||||
1 |
Искусство вокруг нас. |
Соотнесение характера звучащей музыки с образным строем произведений изобразительного искусства. Составить | акростих со словом | искусство | ||||
2 |
Художественный образ — стиль — язык. |
Письменное задание: | Как вы понимаете выражение | стиль – это эпоха и | стиль – это человек ? |
|||
3 |
Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. |
Сообщение (презентация) о мифических музах Древней Греции. |
||||||
Искусство открывает новые грани мира (7 ч) |
||||||||
4 |
Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. |
Презентация на тему Пейзаж в литературе, музыке, живописи
|
Подобрать знакомые музыкальные сочинения, которыми можно озвучить данные литературные произведения. | |||||
5 |
Пейзаж — поэтичная и музыкальная живопись. Зримая музыка. |
Написать этюды (литературные или живописные), в которых изображена природа в разных эмоциональных состояниях (в разное время суток или в разное время года). Подобрать репродукции картин-пейзажей. Написать небольшой творческий рассказ по одной из картин, найти к нему музыкальные и литературные примеры. |
||||||
6 |
Человек в зеркале искусства: жанр портрета. |
Подготовить альбом, газету, альманах, компьютерную презентацию (по выбору) на тему | Жанр портрета в культуре разных времен | |||||
7 |
Портрет в искусстве России. |
Письменное задание на тему | Мои впечатления от женских портретов, написанных русскими художниками . |
|||||
8 |
Резерв. Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея. |
Нарисовать эскизы костюмов, декораций, подобрать музыкальный фон для исполнения отрывка | Ночной разговор Сони и Наташи из романа Л. Н.Толстого | Война и мир | ||||
9 |
Музыкальный портрет. |
Сделать эскизные зарисовки портретов персонажей полюбившихся музыкальных сочинений, дать им словесную характеристику. |
||||||
10 |
Александр Невский. Портрет композитора в литературе и кино. |
Письменное задание: | Какими художественными средствами пользуются авторы литературного, живописных, музыкального и кинематографического портретов Александра Невского? | |||||
Искусство как универсальный способ общения (7 ч) |
||||||||
11 |
Мир в зеркале искусства. Роль искусства в сближении народов. |
Подготовить реферат (презентацию) об одном из наиболее значимых культурных объектов нашего края. |
||||||
12 |
Искусство художественного перевода — искусство общения. |
Сравнить содержание и эмоциональный строй двух переводов сонета В. Шекспира, найти в них общее и различное. Дать собственную оценку переводов. |
||||||
13 |
Искусство — проводник духовной энергии. |
Письменное задание: | В чём специфика искусства, и каковы его особенности как способа общения? | |||||
14 |
Как происходит передача сообщения в искусстве. Знаки и символы искусства. |
Подобрать музыкальные, поэтические или живописные произведения, которые языком знаков и символов рассказали бы о каком-либо событии собственной жизни, о том, что оставило след в памяти. |
||||||
15 |
Художественные послания предков |
Разработать сценарий одного из праздников: осенины, Рождество Христово. Масленица и др. |
||||||
16 |
Разговор с современником. Символы в жизни и искусстве. |
Создать презентацию на тему | Образ дороги в творчестве русских и зарубежных художников . |
|||||
17 |
Резерв. Звучащий цвет и зримый звук. Музыкально-поэтическая символика огня. |
Передать цветом различные настроения: радость, грусть, веселье, скуку. Написать реферат на тему Образы солнца, огня в литературе, живописи и музыке
|
| |||||
Красота в искусстве и жизни (10 ч) |
||||||||
18 |
Что есть красота. |
Объяснить смысл фразы: | Искусство пробуждает в людях художников . |
|||||
19 |
Откровенье вечной красоты. |
Сравнить Песнь Пресвятой Богородице во | Всенощной П. И.Чайковского и С. Рахманинова. |
|||||
20 |
Застывшая музыка. |
Письменный ответ на вопрос: | Почему архитектуру часто называют застывшей музыкой? | |||||
21-22 |
Есть ли у красоты свои законы. |
Создать гармоничную композицию с выразительным художественным образом на одну из тем: | Спортивный праздник , | Дискотека , | Музыка , | Шопинг , | Одиночество , | Времена года и др. |
23-24 |
Всегда ли люди одинаково понимали красоту. |
Изобразить себя в образе идеального человека полюбившейся эпохи. |
||||||
25 |
Великий дар творчества: радость и красота созидания |
Выполнить ассоциативную композицию на тему | Город . |
|||||
26 |
Как соотносятся красота и польза. |
Пояснить конкретными примерами смысл выражения поэта Д. Самойлова: | Музыка лечит… Музыка губит. | |||||
27 |
Резерв. Как человек реагирует на явления в жизни и в искусстве. |
Расшифровать символику картины П. Пикассо | Герника | |||||
Прекрасное пробуждает доброе (7 ч) |
||||||||
28 |
Преобразующая сила искусства. |
Сделать эскиз плаката или рекламной листовки на какую-нибудь социально значимую тему, например, Моя семья | . Экология души | , Здоровый образ жизни | , Мир моих влечений | и т. п. Составить программу концерта авторской песни на тему Надежды маленький оркестрик под управлением любви
|
| |
29-34 |
Полна чудес могучая природа . Весенняя сказка | Снегурочка . Исследовательский проект. Резерв. |
Разработка содержательных линий (задания по группам): Истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян; Варианты народных и авторских сказок (новогодних и весенних) – братьев Гримм. В. Даля, А. Афанасьева и др.; Пьеса для театра А. Н.Островского Снегурочка | ; Музыка П..И. Чайковского к одноименному спектаклю; Опера-сказка Н. А.Римского-Корсакова; Образы сказки Снегурочка | в изобразительном искусстве; Кинофильмы и мультфильмы Снегурочка |
. |
ИТОГО: 34 часа
СОГЛАСОВАНО: _____________________
Руководитель ШМО _____________________________________
30 августа 2014 г.
СОГЛАСОВАНО: _________________________
Зам. директора по УВР
30 августа 2014 г.
5