Конспект урока по ОРКСЭ Праздники и календари
Калиниченко С. В.
Учитель истории
МОАУ СОШ № 4, г. Орск, Оренбургская область.
Урок ОРКСЭ, модуль: Основы мировых религиозных культур
Тема: Праздники и календари
Тип урока: комбинированный
Личностные целевые ориентиры:
- способствовать воспитанию доброжелательности, уважения к традициям представителей различных религий
Личностные результаты:
– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
– как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Метапредметные целевые ориентиры:
-способствовать становлению коммуникативных навыков и культуры выражения мысли;
- способствовать формированию умений смыслового чтения текста
- совершенствовать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
Метапредметные результаты:
- умение на основе текста выделять особенности культурных явлений (праздников)
- развитие коммуникативных умений работы в группах
- развитие умения строить монологический рассказ и культуры выражения мысли
- способность принимать и сохранять учебные цели и задачи
Предметные целевые ориентиры:
- познакомить с традициями праздников в религиях мира
Предметные результаты:
- формирование представлений о религиозных праздниках, поздравлениях, подарках.
– приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;
Основные термины и понятия: Пейсах. Шавуот. Суккот. Ханука. Рождество. Пасха. Вознесение. Троица. Крещение. Курбан-байрам. Урза-байрам. Дунчод-хурал. Салгаалган.
Межпредтметные связи: история, МХК, обществознание, география
Оборудование: Раздаточный материал, ватман, клей, презентация, маркеры, конверт с иллюстрациями.
Тип урока : Комбинированный
Ход урока
Организационный момент и эмоциональный настрой на урок
Здравствуйте, ребята, садитесь.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книга, ручка и тетрадка.
Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. пожелайте соседу удачи.
Выделение темы урока и постановка цели
Посмотрите ролик (фейерверк). Скажите, в каких случаях мы могли бы увидеть подобное зрелище. (Предполагаемые ответы детей: фейерверки запускают на праздники, поэтому мы будем говорить о праздниках)
Верно, но в рамках нашего предмета догадайтесь о каких праздниках пойдет речь? (О религиозных праздниках) (Тема урока записывается в тетрадь)
Игра "Данетка" Заполним таблицу, поставьте + и - в колонке "В начале урока" напротив утверждений
(Ученики индивидуально заполняют таблицы)
В начале урока |
В конце урока |
В каждой религии свои праздники? |
Самый главный религиозный праздник у христиан – Пасха? |
Сагааган – буддийский Новый год? |
Иудеи в праздник ставят на стол горькие травы? |
Курбан-байрам – праздник жертвоприношения? |
В праздник Шавуот можно кушать только молочные продукты? |
Символ пасхи – крашеные яйца? |
-В каких вопросах вы точно не сомневаетесь и считаете, что правильно ответили?
- Почему вы уверены в правильности ответов?
-А в каких вопросах сомневаетесь?
-Тогда сформулируйте, пожалуйста, цель урока.
Цель урока: повторить известные нам праздники, узнать о новых торжественных религиозных датах. (Цель прописываем на доске).
Актуализация знаний:
Сначала нам предстоит повторить, тему прошлого урока. О чем мы говорили на последнем уроке?
(Мы говорили о паломничестве)
1. Найдите лишнее и объясните свой выбор
Храм "Купол Скалы", Кааба, Стена плача.
(лишнее - Стена Плача - объект паломничества иудеев, остальное - мусульман)
Накхор, мощи, хадж.
(лишнее - мощи - христианские святыни, остальное - паломничество)
Медина, Мекка, Москва
(лишнее - Москва - столица нашей страны, остальное - города которые посещают паломники-мусульмане)
2. Соедините термин и его определение
А) путешествие с целью поклонения какому-то предмету или месту, являющемуся особенно священным для верующих данной религии. |
|
2. хадж |
Б) святыни, останки тел умерших людей |
3. реликвия |
В) особо хранимая и почитаемая верующими святыня |
4. паломничество |
Г) паломничество в город Мекку |
3. Определите по иллюстрациям какие объекты паломничества изображены и верующие каких религий им поклоняются:
На слайдах:
Храм Гроба Господня
Стена плача
Мечеть "Купол скалы"
Мощи святого
Бодхгайя (место просветления Будды)
Освоение новой темы:
Предлагаю вам сегодня побыть исследователями и, поработав в группах, представлять праздники одной из известных нам религий.
План работы для всех групп:
1. Внимательно прочитайте текст учебника, по той религии, которую выбрала ваша группа.
Иудейские праздники стр. 62-63
Православные праздники стр. 63 - 65
Исламские праздники стр. 65-66
Буддиские праздники стр. 66-67
2. Выделите карандашом названия основных праздников
3. Из карточек, которые находятся в конверте, полученном группой, выберите иллюстрации, которые относятся к праздникам вашей темы (религии). (Приложение 1)
4. Составьте плакат по теме, наклеив карточки и подписав их.
5. Подготовьте краткий, но интересный рассказ о праздниках, с которыми вы познакомились.
Класс делится на 4 группы, капитаны вытягивают по жребию название религии, которую будут изучать его соратники. В результате групповой работы учащиеся. используя плакаты, рассказывают о праздниках. Учитель сопровождает выступления групп презентацией.
По ходу выступления групп ребята заполняют таблицу в тетради:
Закрепление:
Назовите праздник по трем словосочетаниям.
Крашеные яйца, омовение ног, Тайная вечеря (Пасха)
Иоанн Креститель, река Иордан, святая вода (Крещение)
Священная Тора, гора Синай, молочные продукты (Шавуот)
Запрет на пролитие человеческой крови, совершить хадж, жертвенный барашек (Курбан-Байрам)
Рефлексия:
Вернемся к нашей таблице и заполним столбик "В конце урока", поставьте теперь + и - напротив утверждений. Есть ли изменения? Какие? Удалось ли нам достигнуть поставленной цели на уроке? (Дети заполняют таблицу)
Прием "Дерево чувств"
Предлагаю вам заполнить наше "Дерево чувств". Возьмите изображение яблока у вас на парте. Раскрасьте его в цвет, который соответствует вашим чувствам:
Красный - радость, восторг.
Зеленое - спокойствие, равнодушие.
Фиолетовый - грусть, тревога.
Прикрепите свое яблоко на "Дерево чувств". (учащиеся раскрашивают яблоки и прикрепляют к дереву на доске с помощью магнитов)
Домашнее задание:
Выберите одно задание из предложенных:
- подготовить рассказ-рассуждение на тему: «Какой смысл несут праздники традиционных религий России?» (вопрос на с. 67)
- нарисовать рисунок, изображающий празднование какого-нибудь религиозного праздника
- составить кроссворд из 5 слов по теме.
Используемая литература:
Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С., Ярлыкапов А. А. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» - М.: Просвещение, 2015.
«Поурочные разработки к учебнику «Основы мировых религиозных культур» (авторы А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева, А. А. Ярлыкапов), - М.: Просвещение, 2015.
Основы религиозных культур и светской этики: Книга для родителей./Под ред. Тишкова В. А., Шапошниковой Т. Д.; Данилюк А. Я., Мурманск, 2015.
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4–5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений / под редакцией В. А. Тишкова, Т. Д. Шапошниковой. - М.: "Просвещение", 2015.
Электронное пособие: «Основы религиозных культур и светской этики»
Дополнительный материал:
Иллюстративный материал.