Экологический проект во 2 младшей группе
Экологический проект второй младшей группы «Украсим наш детский сад цветами».Сценарий открытого занятия на тему: «Посадка семян цветов», с участием родителей.
Автор: Мельникова Валентина Николаевна, воспитатель ГБОУ СОШ № 1238 с углубленным изучением английского языка, дошкольное отделение, город Москва.
Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства. Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть красоту, научиться ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их экологического воспитания.
План:1.Описание этапов проекта;2.Сценарий открытого занятия: «Посадка семян цветов»Этапы проекта:
I этап: Предварительная работа (15марта-16 апреля)
II этап: Практическая работа (17 апреля-15 мая)
III этап: Заключительная часть проекта (15 мая-15 июня)
Задачи:
• Формирование системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средство становления осознанно-правильного отношения к природе);
• Развитие познавательного интереса к миру природы;
• Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
• Формирование умений и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
• Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Формы и методы работы:
• Наблюдения;
• Опыты и исследования;
• Развивающие игры;
• Просмотр слайдов, фрагментов познавательных фильмов и программ;
• Чтение художественных произведений;
• Рассматривание иллюстраций;
• Слушание музыкальных произведений, звуков природы;
• Экскурсии на другие участки детского сада;
• Труд в природе.
I этап: Предварительная работа (15 марта-16 апреля)• Беседа на тему: «Планета Земля»;
• Беседа на тему: «Загрязнение окружающей среды»;
• Беседа на тему: «Как помочь Земле стать красивой?» (ответы детей: убрать мусор, посадить деревья и цветы, любить маму, чтобы все люди были добрые);
• Рассматривание иллюстраций с изображением клумб с цветами;
• Продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование;
• Игры: подвижные, дидактические, настольные
• Создание мини-музея «Семена»;
• Анкетирование: сотрудников детского сада, родителей, детей.
II этап: Практическая работа (17 апреля-15 мая)• Организация труда в уголке природы;
•
Открытое занятие на тему: «Посадка семян цветов», с участием родителей;
• Наблюдение за ростом рассады (уход, полив, рыхление, измерение растений условной меркой с занесением в дневник наблюдений, работа с календарем природы);
• Привлечение родителей в проектную деятельность
III этап: Заключительная часть проекта (15 мая-15 июня)• Организация труда на участке детского сада;
• Высаживание рассады;
• Наблюдение за ростом цветов на клумбах (уход, полив, рыхление, измерение растений условной меркой с занесением в журнал);
• Праздник «Фестиваль цветов» (с участием музыкального работника).
Предполагаемый результат:
• осознание детьми бережного отношения к природе, важность ее охраны и формирование практических знаний, умений, навыков в уходе за растениями;
• рост профессионализма воспитателя, реальные достижения в работе с детьми, знания и практические владения методами экологического образования и воспитания.
II этап: Сценарий открытого занятия на тему: «Посадка семян цветов» (с участием родителей).
Цель: Расширить представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растений (почва, влага, тепло и свет); расширить представления детей о календуле; формировать трудовые умения и навыки.
Обогащение словаря: лунка, рассада, семена.
Оборудование занятия: грунт, именные стаканчики с наклейками, лейки, семена календулы, мерные палочки, вода, влажные салфетки.
Предварительная работа:
• Беседа на тему: «Планета Земля»;
• Беседа на тему: «Загрязнение окружающей среды»;
• Беседа на тему: «Как помочь Земле стать красивой»;
• Рассматривание иллюстраций с изображением клумб с цветами;
• Продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование;
• Игры: подвижные, дидактические, настольныеХод занятия.
Ведущая встречает детей в музыкальном зале.
Дети заходят в зал под музыку «Вальс цветов» П. И. Чайковского.
Ведущая: Проходите, гости дорогие, я рада вас видеть! У нас с вами сегодня необычная встреча, мы с вами будем сажать цветы.
Но сначала поговорим, что же вы знаете о растениях. Ответьте на вопросы:
• Какие растения вы знаете?
• Что нужно растениям для жизни?
• Из чего состоят растения?
• Какую пользу нам приносят?
Ответы детей: деревья, цветы, трава, кусты; почва, влага, тепло, свет; корень, стебель, ветки, листья или иголки, цветки; дают кислород, красвые, пахнут.
Ведущая: Какие вы молодцы! Вы много знаете о растениях, и как за ними ухаживать.
Я предлагаю вам еще раз рассмотреть ваши работы по рисованию и аппликации! (Рассматривание работ на мольберте).
А теперь я приглашаю вас, проходите к столам, займите свои места, и рассмотрите, что же там находится?
(Ответы детей).
Ведущая: Правильно! У нас с вами рабочие места подготовлены: у каждого есть фартуки и салфетки, чтобы не испачкаться и не испачкать стол; мерные палочки; стаканчики для посадки, грунт, совочки, семена, вода в лейках.
Ведущая: Чтобы плодотворно поработать, а предлагаю вам немного размять наши ручки, пальчики (проводится пальчиковая гимнастика). Выходите на середину зала, становитесь в круг. Пальчиковая гимнастика «Цветок»Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки),
Распускают лепесточки (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом),
Ветерок немножко дышит, (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке),
Лепестки колышет (кисти рук наклоняются влево и вправо),
Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки),
Закрывают лепесточки, (показать пальчиками, как лепестки закрываются),
Они тихо засыпают, (дети закрывают глаза),
И головкою кивают (наклон головы вниз).
Ведущая: А теперь подойдите ко мне, послушайте, что я вам расскажу о растении, семена которого мы будем сегодня высажать в грунт. Сегодня я хочу поговорить, о календуле.
Название этого растения напрямую связано с его историей и своеобразным поведением цветка. Еще древние люди заметили, что ярко-желтые цветки, сами похожие на солнце, поворачиваются вслед за ним, распуская свои лепестки, словно стрелки на циферблате часов. А в тени цветок собирает лепестки в кучку. Вот почему календулу называли цветком солнца, солнечным циферблатом и невестой лета. Было замечено также, что растение извещает о начале дня и ночи как своеобразный календарь, отсюда и произошло название - календула, что означает «первый день месяца».
Каждый видел эти простые цветы? Они самые популярные на наших клумбах и цветниках. Календула украшает и многие дачные участки. Часто можно услышать и другое названия этого цветка – ноготки. Один только взгляд на эти солнечные цветы прогоняет плохое настроение и укрепляет зрение. Часто календулу применяют в составе травяных чаев, как средство от простуды. Вот такой простой цветок на вид, а сколько в нем полезного!!!
Ведущая: Я приглашаю вас, дети и взрослые, на цветочную поляну! На лужайке поутру (проводится физкультминутка).
На лужайке поутру
Мы затеяли игру.
Ты — ромашка, я — вьюнок.
Становитесь в наш венок. (Взялись за руки, построились в круг.)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире. (Ходьба по кругу.)
А теперь мы — ручейки,
Побежим вперегонки, (Бег по кругу.)
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим. (Ходьба по кругу.)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире.
Становитесь в круг играть.
Мы — веселые лучи.
Мы — резвы и горячи. (Прыжки на месте.)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире. (Построить круг).
Раз, два — вперед нагнуться! (Наклоны вперед.).
Три, четыре — быстрей чуть-чуть!
Приподняться, подтянуться, (Прогнулись, руки вверх.)
Глубоко потом вдохнуть.
Раз, два — назад прогнуться,
Не сгибать колен ничуть.
Раз, два, три, четыре,
Взмах руками, ноги шире! (Махи руками.)
Раз, два, три, четыре, пять! (Прыжки на месте.)
Стали бегать и скакать!
Ведущая: Молодцы, мы с вами восстановили силы. Приглашайте своих родителей, и начнем работать. Ребята, вначале я покажу вам, как надо сажать семена цветов, а затем вы с помощью родителей посадите свои семена цветов. Сегодня мы будем сажать цветочные семена, из них вырастет рассада, которую мы вместе высадим в клумбы на участке.
Ведущая: А что вырастет из семян, кто знает?
Ответы детей: рассада.
Ведущая: Я предлагаю вам одеть фартуки, чтобы не испачкать одежду.
Ведущая: Приступим. Прежде всего, нужно насыпать землю в стаканчик, в этом вам помогут ваши родители. Теперь нужно сделать лунки, для этого я приготовила мерные палочки. На них отмечена глубина лунки. Вот как нужно делать лунку. В каждую лунку кладите одно семя и засыпайте его. Когда все семена посеете, полейте землю водой.
(Объяснение сопровождается показом, опрос-закрепление нескольких детей: «Скажи мне, Арсений, чем ты сделаешь лунку для посева? На какую глубину? Что надо сделать в конце посева?»)
Ведущая: Молодцы, ребята. Вы правильно и быстро справились с заданием. Остается только ждать. Когда наши семена прорастут в рассаду, и мы их высадим на клумбу.
Ребята, к нам в гости пришла Фея Цветов, и приглашает нас потанцевать!!
Дети танцуют под музыку «Вальс цветов» П. И. Чайковского.
Воспитатель в группе подводит итог занятия.
• И чем же вы сегодня занимались? (ответы детей).
• Что интересного узнали? (ответы детей).
• Ну, что ж, будем ждать, когда прорастут семена (ответы детей).ЖЕЛАЮ ВСЕМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!!!