РАСЧЕТ И ВЫБОР ПОСАДОК ТИПОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ. РАСЧЕТ РАЗМЕРНЫХ ЦЕПЕЙ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по метрологии, стандартизации и сертификации
РАСЧЕТ И ВЫБОР ПОСАДОК ТИПОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ.
РАСЧЕТ РАЗМЕРНЫХ ЦЕПЕЙ
Содержание
Введение 4
1 Расчет и выбор посадок с зазором в подшипниках скольжения
2 Расчет и выбор посадок с натягом
3 Расчет и выбор посадок подшипников качения
4 Расчет и выбор калибров для контроля деталей гладких цилиндрических соединений
5 Выбор посадок шпоночных соединений
6 Выбор посадок прямобочных шлицевых соединений
7 Расчет размерных цепей
8 Расчет геометрических параметров резьбового соединения с метрической
резьбой
9 Нормирование точности цилиндрических зубчатых колес и передач
Заключение
Список использованных источников
Введение
Состояние современной отечественной экономики обусловлено уровнем развития отраслей промышленности, определяющих научно-технический прогресс страны. К таким отраслям прежде всего относится машиностроитель-ный комплекс, производящий современные автотранспортные средства, строи-тельные, подъемно-транспортные, дорожные машины и другое оборудование.
Высокое качество изготовления и ремонта этой техники в значительной мере зависит от применения в конструкторской и инженерной деятельности теории метрологии, стандартизации, сертификации и взаимозаменяемости.
Метрология, стандартизация и сертификация являются важными инстру-ментами обеспечения качества продукции, работ и услуг.
По стандартам изготавливают огромное количество изделий на специали-зированных предприятиях, что снижает их стоимость и увеличивает качество изготовления. Стандарты на процессы, услуги, документы содержат те правила и нормы, которые должны знать и выполнять и специалисты промышленности, и специалисты торговли.
Для обеспечения конкурентоспособности поставщик должен подкрепить выпуск товара сертификатом на систему качества.
Соблюдение правил метрологии на различных этапах изготовления продукции позволяет свести к минимуму потери от недостоверных результатов измерений.
Данная курсовая работа выполнена с целью применения теоретических знаний, полученных в процессе изучения дисциплины для решения практичес-ких задач, связанных с нормированием и контролем точности изделий и их составных частей в машиностроении.
1 Расчет и выбор посадок с зазором в подшипниках скольжения
Исходные данные для расчетов приведены в таблице 1.1.
d, мм |
, мм |
n, мм |
, кН |
Шерохова-тость, мкм |
материал |
Мас-ло |
t, °C |
||
цапфы |
вкла-дыша |
цапфы |
вкла-дыша |
||||||
60 |
50 |
2000 |
2 |
1,6 |
3,2 |
Сталь |
Латунь |
И-12 |
35…60 |
Таблица 1.1Исходные данные
Порядок расчета.
1.1 Определяется величина среднего удельного давления в подшипнике , Н/м2, по формуле
, (1)
где - радиальная нагрузка, Н;
- длина подшипника, м
d - диаметр вала, м.
1.2 Устанавливается допускаемая минимальная толщина масляного слоя, , м, по формуле
(2)
где k - коэффициент запаса надежности по толщине масляного слоя ;
мкм добавка на неразрывность масляного слоя;
- шероховатость поверхности соответственно цапфы и вкладыша, м;
- поправка учитывающая отклонения нагрузки, скорости, температуры, вязкости масла от расчетных значений, м (= 2…3 мкм).
1.3 Определяем оптимальный диаметральный зазор
(3)
где d - диаметр вала, м;
- динамическая вязкость масла, . Значение определяют по рисунку 3.3 или 3.4 для большей температуры работы соединения из указанного в исходных данных диапазона;
- угловая скорость, где n частота вращения цапфы, ;
P- среднее давление в подшипнике, Па;
- коэффициент, постоянный для данного отношения l / d, где l длина подшипника, d диаметр вала. Значение определяется по таблице 3.1.
м диаметр вала
при
при
м
при
при
1.4 Определяем предельные значения диаметральных зазоров наименьшего и наибольшего , м, по формулам
где , - коэффициенты, определяемые по таблице 3.1;
, - динамическая вязкость масла, соответствующая средним температурам смазочного слоя при = и =, Па, соответственно. Значения , определяют по рисунку 3.3 или 3.4, причем значение принимают для большей температуры из указанной в исходных данных (наибольшее тепловыделение происходит при минимальном зазоре), а значение - для меньшей;
угловая скорость, ;
d- диаметр вала, м;
- среднее давление, Па;
- толщина масляного слоя, при которой обеспечивается жидкостное трение, м, = .
1.5 Определяем, с учетом условия эксплуатации подшипника предельные значения функциональных диаметральных зазоров и , м, по формулам:
где - учитывающая изменение зазора в результате температурных деформа-ций цапфы и вкладыша, м. Она определяется по формуле
где - коэффициенты линейного расширения материалов вкладыша и цапфы, °C. Значения и определяют по таблице 3.2. [8, с. 17].
- разность между наибольшей рабочей температурой вкладыша и цап-фы подшипника соответственно и температурой при сборке, °C;
- поправка, учитывающая увеличение зазора при износе поверхностей вкла-дыша и цапфы, м. Ее определяют по формуле:
где - шероховатости поверхностей соответственно вкладыша и цапфы, м.
м
1.6 По Гост 25347-82 выбираем стандартную посадку, у которой средний зазор
Данному условию удовлетворяет посадка предпочтительного применения, например:
Верхнее отклонение отверстия
Нижнее отклонение отверстия
Верхнее отклонение вала
Нижнее отклонение отверстия
у которой , ,.
1.7 Вычислим коэффициент нагруженности подшипника :
При ,
Найти относительный эксцентриситет
При и = , то .
При , в подшипнике скольжения возможен неустойчивый режим работы и вибрация вала.
Для избежания этих явлений необходимо выбрать другую посадку, например из основного отбора
,
Верхнее отклонение отверстия
Нижнее отклонение отверстия
Верхнее отклонение вала
Нижнее отклонение отверстия
у которой , ,.
1.8 Проверить, обеспечивается ли при наименьшем зазоре этой посадки жидкостная смазка. Для этого необходимо ещё раз вычислить CR и найти
При ,
При и ; .
1.9 Определить наименьшую толщину масляного слоя при
1.10 Вычислить коэффициент запаса надёжности по толщине масляного слоя
.
Из расчёта видно, что при запас надёжности по толщине масляного слоя обеспечивается и подшипник будет работать в условиях жидкой смазки.
Посадка выбрана правильно и можно принять за .
Значение не уменьшилось и осталось равным
10. Найти предельные отклонения от номинального диаметра втулки и вала и построить схему полей допусков посадки , (рисунок 2)
. Сделать заключение по второй посадке :
1) посадка не является предпочтительной, но выбрана из основного отбора;
2) коэффициент запаса надёжности по толщине масляного слоя равен 3) запас деталей ПС на износ равен ;
]
2 Расчет и выбор посадок с натягом
Исходные данные для расчетов приведены в таблице 2.1.
, мм |
мм |
, мм |
,мм |
, кН |
Шероховатость, мкм |
Материал |
Вид сборки |
||||
вала |
втулки |
Втулка |
вал |
||||||||
170 |
100 |
190 |
100 |
12 |
1 |
5 |
8 |
сталь |
сталь |
Механическая |
20 |
Таблица 2.1Исходные данные
Рисунок 4 Расчетная схема соединения
2.1 При расчёте определяются предельные ( и ) величины натяга в соединении.
Наименьший функциональный натяг определяется из условия обеспечения прочности соединения по формулам:
при одновременном совместном нагружении крутящим моментом и осевой силой
где f=0,4 - коэффициент трения при запрессовке
Па и Па
модуль упругости материала, Па
(табл.3)
и - коэффициент жёсткости конструкции.
Где и - коэффициенты Пуассона (табл.3)
Наибольший функциональный натяг определяется из условия обеспечения прочности соединяемых деталей по формуле:
Определяем величину максимально допустимого давления на контактных поверхностях
Па , для стали
б) для вала
Па
а) для отверстия
Па
мкм
Опреляем значения функциональных натягов и
Находим
Принимаем
По Гост 25347-89 подбираем стандартную посадку удолетворяюшей условиям
Наибольший и наименьший функциональные (расчетные) натяги обеспечивают прочность деталей при их сборке и прочность соединения при эксплуатации. По значениям функциональных натягов определяются функциональный ТNF, конструкторский TNк и эксплуатационный TNэ допуски посадки:
ТNF = - = 110 - 11 = 99 мкм,
Так как TNк=TD+Td , то, в первом приближении, допуск отверстия
мкм
Этот допуск отверстия получен в предположении, что отверстие и вал данного соединения изготовляются по одному квалитету. При подборе посадки допуск отверстия может быть несколько изменен, так как в посадках, рекомендованных ГОСТ 25347-82, отверстие и вал могут изготавливаться по разным квалитетам. Однако в любом случае допуск посадки не должен значительно отличаться от рассчитанного допуска посадки.
По величине допуска отверстия и его номинальному диаметру выбирается 7 квалитет для отверстия и подбирается посадка (ГОСТ 25347-82) из числа рекомендованных, обеспечивающая:
запас прочности деталей при сборке Nзс: Nзс = NmaxF - Nmax ,
запас прочности соединения при эксплуатации Nзэ: Nзэ= Nmin - NminF
и удовлетворяющая условиям: 1) Nзэ> Nзс 2) Nзэ max.
Такой является посадка 100 H7/u7
(ES = +35 мкм ,EI = 0 мкм, es = +179, ei=+144мкм) :
Nmin=109мкм, Nmax =179мкм.
Схему расположения полей допусков чертим в системе отверстия
3 Расчет и выбор посадок подшипников качения
Исходные данные для расчета приведены в таблице 4.1.
Таблица 4.1Исходные данные
Подшипник |
R, H |
Остальные данные |
5-407 |
4300 |
Вращается вал. Нагрузка с ударами и вибрацией, перегрузка до 300 %. Корпус чугунный, разъемный. Осевой нагрузки нет. |
Задание .3 Подшипники качения
3.1 Исходные данные:
тип подшипника 407;
класс точности 5
R= 4,3кн - радиальная нагрузка
а) внутреннее циркуляционное нагружение (вал вращается) , наружное местное нагружение;
Из справочной литературы выбираем параметры заданного подшипника
- внутренний диаметр подшипника d = 35 мм;
- наружный диаметр подшипника D = 100 мм;
- ширина b=25 мм
- фаска кольца r=2,5мм
4.2 Расчёт величины интенсивности радиальной нагрузки.
Расчёт величины интенсивности радиальной нагрузки проводим по формуле:
, где
PR интенсивность радиальной нагрузки; R заданная радиальная нагрузка; В рабочая ширина подшипника; kd динамический коэффициент посадки, зависящий от характера нагрузки, kd =1,8, т.к. перегрузки до 300%; F коэффициент, учитывающий степень ослабления посадки при полом вале и тонкостенном корпусе, F=1, т.к. вал сплошной; Fa коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки между рядами роликов в двухрядных конических роликоподшипниках или между сдвоенными шарикоподшипниками при наличии осевой нагрузки А на опору, Fа=1, т.к. подшипник шариковый однорядный.
кН/м.
Заданным условиям соответствует поле допуска вала 35k6
Условное обозначение соединения "внутреннее кольцо вал" в нашем случае
Где -поле допуска внутреннего кольца подшипника 5-го класса точности
По Гост 3325-85
35.
35 - Верхнее отклонение ES=0
Нижнее отклонение EI=-8мкм
35 - Верхнее отклонение es=18 мкм
Нижнее отклонение ei=2мкм
Посадку под кольцо, имеющего местный вид нагружения выбираем для поля допуска корпуса D = 100 мм посадку
Условное обозначение соединения "корпус наружное кольцо подшипника " в нашем случае
100.
Где -поле допуска наружного кольца подшипника 5-го класса точности
100 - Верхнее отклонение ES=+34 мкм
Нижнее отклонение EI=+12мкм
100 - Верхнее отклонение es=0
Нижнее отклонение ei=-10мкм
4. Определяем зазоры и натяги в сопряжениях подшипникового узла
Сопряжение подшипник-вал:
Nmax = es EI =0.018-(-0.008)=0.026 мм,
Nmin = ei ES =0.002-0=0.002 мм.
Сопряжение подшипник-корпус:
Smax = ES ei = 0,034-(-0,010)=0,044 мм
Smin = EI- es=0.012-0= 0.012 мм
Результаты расчётов и выбора посадок подшипника сводим в табл.3.1.
Таблица 3.1 - Поля допусков колец подшипника качения, вала и отверстия в корпусе
Внутреннее кольцо |
Вал |
Наружное кольцо |
Отверстие в корпусе |
35L5() |
35k6() |
100 l5() |
100G6( |
Строим поля допусков
Рис.3.1 Поля допусков для подшипника
4.6 Шероховатость поверхностей.
Шероховатость посадочных поверхностей корпуса и вала выбираем
посадочной поверхности внутреннего кольца RA=0,63 мм;
посадочной поверхности внешнего кольца RA=1,25 мм.
4.7 Допуск цилиндричности присоединяемых поверхностей.
Допуск цилиндричности присоединяемых поверхностей не должен превышать для подшипников 5-го класса 1/5 допуска на размер. Рассчитанное значение определяют до ближайшего значения по ГОСТ 24643-81 что соответствует: для вала 5-ей степени точности 2 мкм; для корпуса 5-ей степени точности 2 мкм.