Сочинение Своеобразие поэмы «Мцыри» М. Лермонтова
Своеобразие поэмы «Мцыри» М. Лермонтова Романтизм - литературное направление, особенностями которого является уход от действительности, которая осмысливалась писателями как страшная неприглядная картина, в фантастический мир. Характерной чертой романтических произведений является изображение авторами экзотической природы. В романтических произведениях герой противопоставлен обществу или не понят им. Для писателя-романтика главное - утвердить свою мечту и идеал, который бы противостоял действительности. Это направление в литературе характеризуется особой эстетической концепцией - двоемирием, разладом, несоответствием идеального мира и реального, мечты и жизни. В романтизме различаются два направления - пассивный и активный, каждый из которых зависит от характера идеала, созданного писателем. К представителям пассивного романтизма относятся авторы, в чьих произведениях изображаются не подвластные человеку явления, бессилие и смирение людей перед судьбой, роком (В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков); в текстах активных романтиков звучат свободолюбивые мотивы, чувствуется мятежный дух (А. С. Пушкин, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов). Поэма М. Ю. Лермонтова "Мцыри - романтическая.
Ее герой, Мцыри, не похож на окружающих, он отрицает их жизненные ценности, стремится к другой жизни. Действие поэмы происходит на Кавказе, среди вольной и мощной природы. В одном из грузинских монастырей томится юный послушник, Мцыри. Привезенный маленьким мальчиком в монастырь в качестве пленника, он вырос среди монахов и сам обречен стать монахом. Не смирившись со своей судьбой, Мцыри отваживается бежать из монастыря во время грозы.
"Мцырипродолжает традицию пушкинских кавказских поэм. Но М. Ю. Лермонтов несколько изменил традиционную романтическую ситуацию. У Пушкина герои рвут связи с привычным миром и бегут в чужой, экзотический мир. Мцыри же, наоборот, в детстве был вырван из родной среды, и, совершив побег, пытается вернуться из чужого, насильственно навязанного, ненавистного мира в родной. М. Ю. Лермонтов воплотил в образе Мцыри мечту о сильном, гордом и свободном герое, для которого понятия "родинаи "свободаравнозначны. Важную роль в поэме играют картины природы, упоминания о ветре, буре, птицах. Природа родственна герою, зовет его на свободу. Этот зов становится непреодолимым: когда монахи, напуганные непогодой, "ниц лежали на земле, Мцыри "как брат Обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи...
Следил, Рукою молнию ловил.... Пейзаж дан в восприятии героя и становится средством характеристики последнего. В романтических произведениях исключительный герой действует в исключительных обстоятельствах. В 6-й главе поэт нарисовал романтический пейзаж, каждая деталь его необыкновенна: ...Пышные поля, Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом, Шумящих свежею толпой, Как братья в пляске круговой. Я видел груды темных скал, Когда поток их разделял, И думы их я угадал... Я видел горные хребты, Причудливые, как мечты, Когда в час утренней зари Курилися, как алтари, Их выси в небе голубом, И облачко за облачком, Покинув тайный свой ночлег, К востоку направляло бег &ndas; Как будто белый караван Залетных птиц из дальних стран! Вдали я видел сквозь туман, В снегах, горящих как алмаз, Седой, незыблемый Кавказ; И было сердцу моему Легко, не знаю почему.
В данном случае и характер героя, и обстановку действия нельзя назвать исключительными; они художественно правдивы и мотивированны. И эта правдивость и конкретность не умаляют романтичности поэмы. В своей поэме М. Ю. Лермонтов создал образ героя, который не стремится уйти от действительности, а жаждет активного вмешательства в жизнь с целью ее изменения, стремится к борьбе. Мцыри - исключительный герой.
На свободе он открывает в себе такие стороны, о которых, возможно, и сам не подозревал (битва с барсом). Поэма написана в форме исповеди: Мцыри рассказывает старику-монаху о трех днях, которые "провел на свободе. Автор старается показать читателю не столько события жизни героя, сколько раскрыть его внутренний мир. И такая форма повествования позволяет автору сделать это. Старик безмолвно слушает беглеца, и это дает возможность читателю увидеть все происходящее с героем исключительно глазами самого героя. В. Г. Белинский писал об образе Мцыри: "...что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Необходимо отметить, что беглый монах в обществе того времени воспринимался отрицательно, так как символизировал человека, отказавшегося от служения Богу. Но образ Мцыри не вызывает негативных эмоций, ведь для него монастырь - это не символ веры, а символ неволи; он не отказывается от Бога, а бросает вызов против оков, наложенных на него обществом!
Основная идея поэмы - утверждение необходимости свободы для человека и отрицание смирения и рабства. Мцыри - не разочарованный индивидуалист и вовсе не испытывает ненависти к людям, напротив, он стремится к тем, кого считает родным себе по духу. Лермонтовский романтизм не был уходом от современности, а означал жажду ее изменения и являлся выражением передовых идеалов времени; сложившийся под воздействием лучших традиций романтического творчества А. С. Пушкина, Дж. Г. Байрона, К. Ф. Рылеева, он открыл новую страницу в истории мировой романтической литературы, оказав влияние на следующие поколения русских писателей и поэтов (в частности, на творчество М. Горького). Сочинение