Криминологическая характеристика экономических преступлений

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИДНЕСТРОВСКОЙ

МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ТИРАСПОЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ИМЕНИ М.И. КУТУЗОВА

Кафедра Уголовного права и криминологии

Курсовая работа

по криминологии и профилактике преступлений

Тема: «Криминологическая характеристика

экономических преступлений»

Выполнил:

Курсант 4 курса, 2 взвод

Кистол Дмитрий Андреевич

Научный руководитель:

Начальник кафедры Гос. ПД

подполковник внутренней службы

Березовский Г.Г.

Дата защиты «____» __________ 2015 г.

Оценка ____________

Тирасполь - 2015 г.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………….………………………… 3

1.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ …………………………………………………………….…… 6

2.ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТ...…… 12

3.ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ ………….……………….…. 18

4.ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ПМР И РОССИИ …….…… 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..................... 31

ЛИТЕРАТУРА ……………………….…………...………………………… 34

ВВЕДЕНИЕ

Анализируя результаты проведенной работы по линии борьбы с экономическими преступлениями необходимо отметить, что за 12 месяцев 2011 года в ПМР было зарегистрировано 1266 уголовных проявлений этой направленности (-1,5%), по которым к уголовной ответственности было привлечено 708 лиц (+37).

Из указанных зарегистрированных преступлений 467 направлены в суд, 355 прекращены по нереабилитирующим основаниям, по 331 материалу отказано в возбуждении уголовного дела по ст.5 - 1 УПК ПМР1.

За 12 месяцев 2012 года сотрудниками подразделений БЭП лично выявлено 977 экономических преступлений. Всеми службами по профильной линии выявлено 1027 преступлений2.

Актуальность темы работы заключается в том, что в настоящее время преступность в сфере экономики - это феномен, неотъемлемым элементом которого является коррупция должностных лиц.

Именно злоупотребление властью, превышение служебных полномочий и взяточничество государственных служащих, наделенных правом управления имуществом и экономической деятельностью, а также контроля за этими сферами, способствовали многократному росту размеров ущерба от экономических преступлений и заметному уменьшению эффективности борьбы со многими видами преступлений в сфере экономики.

Эффективная система обеспечения экономической безопасности – вопрос «жизни» любого государства. Одной из первоочередных государственных задач предстает достижение такого уровня экономической безопасности, который бы обеспечивал внутреннюю стабильность, активное участие страны в международном разделении труда и одновременно гарантировал национальную безопасность.

К основным факторам экономической безопасности страны относятся: ее географическое положение, запасы природных ресурсов, промышленный и сельскохозяйственный потенциал, степень социально - демографического развития и, наконец, качество государственного руководства.3

Анализ состояния и динамики экономической преступности, личности преступников, причинного комплекса выступает необходимым условием целенаправленного предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности.

Такое предупреждение по своей сути состоит в воздействии на негативные факторы, обуславливающие появление и воспроизводство преступлений, способствующие их совершению, нейтрализации влияния указанных факторов или их устранения.

Учитывая общественную опасность экономических преступлений, которые захлестнули практически все сферы хозяйствования, их предупреждение, нейтрализация криминогенной ситуации в сфере экономической деятельности должны стать стратегическим, приоритетным направлением государственной политики в области борьбы с преступностью.

Предупреждение экономических преступлений представляет собой сложный, многогранный процесс, включающий применение экономических, финансовых, организационно - управленческих, правовых, технических, культурно - воспитательных и других мер.

При этом предупреждение может быть успешным только при комплексном воздействии на причины экономической преступности и условия, ее порождающие.

Цель курсовой работы состоит в комплексном анализе современного состояния преступности в сфере экономики, совокупности обуславливающих его экономических, политических, правовых, психологических и организационных факторов, а также в разработке системы криминологических и уголовно - правовых мер борьбы с данным явлением.

Достижение названной цели связано с необходимостью решения следующих теоретических и прикладных задач:

- разработка понятия преступности в сфере экономики, отвечающего содержанию УК ПМР и потребностям наиболее эффективной борьбы с этим феноменом;

- описание качественных и количественных характеристик всех основных видов преступлений в сфере экономики;

- выявление и анализ наиболее значимых криминогенных факторов преступности в сфере экономики и отдельных ее видов;

- определение эффективных мер предупреждения и профилактики экономической преступности.

1.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

Экономическая преступность как самостоятельное понятие, обозначающее сложное, внутреннее противоречивое социальное явление, появилось в криминологии сравнительно недавно.

Экономическая преступность рассматриваются как совокупность корыстных преступлений, совершаемых в сфере экономики лицами, в процессе их профессиональной деятельности, посягающих на собственность и другие интересы потребителей, партнеров, конкурентов, государства, на порядок управления экономикой в различных отраслях хозяйства.

То есть экономические преступления - уголовно – наказуемые деяния, чье противоправное посягательство направлено на действующую экономическую систему или ее отдельных элементов4.

Особенность экономической преступности в том, что она связана с необходимыми для производства, переработки, распределения и обмена, материальных благ и услуг, договорами и обязательствами, которые возникают между субъектами.

Повышенная социальная опасность экономической преступности – в ее негативном влиянии на институты общества, нарушение порядка функционирования экономики, которая является основой государства.

Практически экономическая преступность – это сложная совокупность нескольких десятков составов преступлений, предусмотренных уголовным законом.5

Хищения, незаконные сделки с валютными ценностями, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, сокрытие доходов от налогообложения, обман потребителей, сокрытие средств в иностранной валюте, незаконное предпринимательство в торговле, контрабанда, выпуск, продажа товара, не отвечающего требованиям безопасности, и др.

Для экономической преступности характерно сочетание различных видов преступной деятельности. В современных условиях широко распространены хищения путем присвоения или растраты.

Подобного рода деяния нередко связаны с контрабандой.

Традиционно к сфере деятельности правоохранительных органов, ведущих борьбу с экономической преступностью, относились выявление и раскрытие фальшивомонетничества.

Фальшивомонетничество в виде изготовления поддельных денег отличается тенденцией к трансформации в соответствующий криминальный бизнес. Это объясняется появлением и сравнительно легким доступом населения к специальному оборудованию, позволяющему на высоком уровне изготавливать поддельные деньги и ценные бумаги.

Криминальным стал и потребительский рынок. В основном преступные посягательства в этой сфере связаны с выпуском и продажей товаров, не отвечающих требованиям продовольственной безопасности, обманом, обсчетом, обвесом потребителей за счет искажения, завышения цен, сговора о фиксированных ценах.

Повсеместной стала ложная реклама. Для этих преступлений характерна их сочетаемость с незаконным предпринимательством, связанным с изготовлением фальсифицированного спиртного, иной недоброкачественной продовольственной продукции, которая причиняет физический вред потребителям.

В современных условиях, характеризующихся обострением социальных противоречий в ходе экономических и политических преобразований, происходящих как в ПМР, так и в России, отмечается рост преступлений в сфере экономики.

Именно в данной сфере возникли и сохраняются практически неограниченные возможности для быстрого незаконного обогащения, накопления больших финансовых возможностей, используемых для разрешения широкомасштабных задач, вплоть до политических.

Экономические преступления влияют на общий уровень преступности, провоцируя убийства по найму, взрывы, поджоги, другие насильственные действия, связанные с перераспределением собственности, установлением и переделом сфер влияния.

Наиболее криминогенными сферами являются внешнеэкономическая деятельность, кредитно - финансовая система, потребительский рынок и др.

Возрастает риск криминализации властных структур, расширяются организованные формы преступной деятельности, коррупция и т.п.

В России в 2005 году более 100 тыс. преступлений экономической направленности выявили подразделения по борьбе с экономическими преступлениями ОВД и 11,0 тыс. – подразделения по налоговым преступлениям ОВД.

Удельный вес первых в общем массиве преступлений экономической направленности составил 48,6%, материальный ущерб (на момент возбуждения уголовного дела) – 93,1 млрд. руб.

Удельный вес вторых в общем массиве преступлений экономической направленности равен 5,3%, а материальный ущерб (на момент возбуждения уголовного дела) – 566,3 млрд. руб.

Сумма же возмещенного ущерба по оконченным уголовным делам – 8,6 млрд. руб.6

В 2009 году в ПМР было зарегистрировано 1466 уголовных проявлений экономической направленности, что на 8,8% больше, чем в 2008 году.

В 2010 году в Республике было зарегистрировано 1247 преступлений в сфере экономики.7

За 12 месяцев 2011 года в ПМР было зарегистрировано 1266 уголовных проявлений этой направленности (-1,5%), по которым к уголовной ответственности было привлечено 708 лиц (+37).

Из указанных зарегистрированных преступлений 467 были направлены в суд, 355 прекращены по нереабилитирующим основаниям, по 331 материалу было отказано в возбуждении уголовного дела по ст.5-1 УПК ПМР и 67 - уголовных дел находится в производстве8.

На Коллегии МВД ПМР, состоявшейся 29 января 2015 года, заместитель начальника Управления по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией Эдуард Катрук отметил, что за 12 месяцев 2012 года сотрудниками подразделений БЭП лично выявлено 977 экономических преступлений. Всеми службами по профильной линии было выявлено 1027 преступлений9.

В 2008 году подразделениями экономического блока МВД РФ было выявлено свыше 31 тыс. преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Это почти на 20% процентов больше, чем в 2007 году.

В результате активизации деятельности органов внутренних дел повысилась качественная составляющая выявляемых должностных преступлений, совершаемых в органах государственной власти и местного самоуправления.

В числе привлекаемых к ответственности коррупционеров все чаще встречаются представители руководящего звена органов государственной власти и местного самоуправления.

Об этом свидетельствуют факты пресечения преступной деятельности целого ряда высокопоставленных должностных лиц федерального и регионального уровня.

«В 2009 году в России было выявлено более 35 тысяч преступлений, совершенных против государственной власти, интересов госслужбы и службы в органах местного самоуправления», - сообщил начальник ДЭБ генерал - лейтенант милиции Юрий Шалаков.

По его словам, средний размер взятки и коммерческого подкупа по оконченным уголовным делам составил 23 тысячи рублей - а это почти в два раза больше, чем в 2008 году.

В 2009 году сотрудники подразделений экономического блока МВД России выявили свыше 238 тысяч преступлений, из них 58 тысяч - в крупном и особо крупном размерах, обеспечив возмещение ущерба на сумму около 76 миллиардов рублей.

Как отметил Шалаков, в 2009 году "результативность работы по пресечению преступлений, совершенных в крупном или особо крупном размере, возросла на 11 процентов, а относящихся к категории тяжких и особо тяжких - на шесть процентов»10.

В 2010 году в России подразделениями экономического блока органов внутренних дел было выявлено свыше 170 тысяч преступлений, более половины из них отнесены к категории тяжких и особо тяжких.

Почти на 31 процент возрос удельный вес выявленных преступлений в сфере оборота водных биоресурсов, более чем на 42 процента – совершенных против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, в том числе более чем на 13 процентов – связанных с получением взятки.

В 2010 году, в России, было выявлено  1284 преступления, связанных с так называемым «отмыванием» денег, причем 712 из них были совершены в крупном и особо крупном размере.

Кроме того, раскрыто 236 преступлений указанного вида, совершенных с использованием служебного положения.

По сравнению с январем - декабрем 2011 года, в России, в 2012 году, на 14,6% уменьшилось число преступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами.

Всего было выявлено 173 тыс. преступлений данной категории, удельный вес этих преступлений, в общем числе зарегистрированных составил 7,5%11.

Вывод: Итак, экономические преступления это уголовно – наказуемые деяния, чье противоправное посягательство направлено на действующую экономическую систему или ее отдельных элементов.

Повышенная социальная опасность экономической преступности заключается в ее негативном влиянии на институты общества, нарушение порядка функционирования экономики, которая является основой государства.

2.ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Криминологические исследования показывают, что вхождение в рыночную экономику породило серьезное противоречие между складывающимися способами производства и организационно-хозяйственными решениями, реализующими основные направления экономической политики.

Организованная экономическая преступность сращивается с общеуголовной преступностью внедряется в наиболее прибыльные сферы деятельности, в органы власти и управления, вооружается и легализует незаконные доходы, в целом приобретает характер самостоятельного, автономного вида преступности.12

Условно обстоятельства, способствующие относительной распространенности и живучести антисоциального экономического поведения, можно разделить на организационно - хозяйственные и социально - психологические.

Первая группа обстоятельств охватывает такие наиболее существенные, как издержки экономической политики, отсутствие надлежащей системы контроля; отставание правотворческой деятельности от потребностей хозяйственной практики и др.

В непосредственной связи с конкретным деянием чаще других находятся следующие обстоятельства: недостатки системы учета и отчетности, текущего контроля со стороны руководителя, пренебрежение требованиями по подбору лиц на материально - ответственные должности, несовершенство норм расхода сырья и материалов позволяющие создавать неучтенные резервы для последующего расхищения, и некоторые другие.

Вторая группа обстоятельств связана с недостатками правовоспитательной работы, с общей неподготовленностью населения и особенно среднего управленческого звена к решению сложных народнохозяйственных задач на основе новой экономической идеологии.

Обуславливается неразвитостью демократических традиций саморегуляции общественных процессов в экономике и др.

Степень влияния обеих групп обстоятельств на уровень и динамику экономической преступности неодинакова.

Отсутствие целостной концепции предотвращения негативных последствий при вытеснении административно - нажимных методов преимущественно экономическими опосредованно влияет на создание атмосферы пониженной требовательности к нежелательным для общества формам отклоняющегося поведения.

Несбалансированность свободы предпринимательства адекватными мерами ответственности за нарушение общеобязательных правил в экономике порождает уверенность во вседозволенности, порой провоцирует на антисоциальные способы решения экономических проблем.

Важное самостоятельное значение имеют недостатки механизма ценообразования, налоговой политики, которые в ущерб моральным представлениям о добросовестном высококвалифицированном труде как источнике благосостояния способствуют созданию режима наибольшего благоприятствования для авантюристов, деляг, манипулирующих разницей в цене и не брезгующих наживаться на трудностях переходного периода. Обе группы переплетаются, создавая общий неблагоприятный фон в экономике.

Меняются формы собственности, организация и структура управления производства, в связи с этим появляются новые факторы, влияющие на состояние и структуру экономической преступности.

Бесхозяйственность усиливает свое влияние на экономическую преступность из - за отмены внеэкономического принуждения, административных методов регулирования.

Существенный урон интересам граждан в настоящее время наносится перекачиванием товаров из предприятий государственной торговли в коммерческую торговлю, поэтому первостепенное значение приобретает процесс дальнейшей приватизации торговли и сферы обслуживания, передача их в индивидуальную или коллективную частную собственность.

Недостатки действующей системы государственного контроля способствуют распространению скрытых, невыявленных экономических преступлений.

Контролирующие органы существенного влияния на оздоровление дел в экономике пока не оказывают. Сказывается отсутствие целостного представления о способах государственного регулирования экономики, идеологии контроля в целом. Особенно значительны потери при использовании государственной собственности, оказавшейся вне сферы пристального внимания государства.

К недостаткам действующей системы можно отнести и процессы либерализации.

В большей степени либерализация коснулась сегодня торговли. Из подчиненного государству механизма планового, централизованного распределения части фонда потребления она превращается в свободно функционирующую на рыночных началах отрасль экономики.

Процесс этот сложен и противоречив. Противоречивость заключается в том, что естественное стремление каждого торгового предприятия получить максимальный эффект от реализации того или иного товара, использовать коммерческую выгоду от удачных торговых сделок не должно подменяться коммерческими махинациями, обманом потребителей.

Как свидетельствуют материалы правоохранительных органов, существенный вред общественным интересам причиняется:

- умышленным искажением данных в регистрационных документах об учреждении кооперативов, товариществ, акционерных обществ;

- злоупотреблением монопольным положением на потребительском рынке;

- умышленным запутыванием бухгалтерского учёта и др.

Нередки обманные действия в отношении контрагентов, введение их в заблуждение относительно имущественных возможностей и многие другие умышленные действия, игнорирующие общепринятые принципы деловой этики, носящие злостный, преднамеренный характер.

Относительной распространённости извлечения доходов в обход общественных интересов способствует правовая неопределённость понятия коммерческая тайна, отсутствие ответственности за неправомерное использование предметов залога, злоупотребление государственными и международными субсидиями и др. ситуация неустойчивой юридической основы предпринимательства отрицательно сказывается на упрочении режима законности.

Общая неподготовленность населения к восприятию экономических преобразований, недостаточная компетентность и отсутствие умения работать в кризисных и экстремальных ситуациях ощутимо влияют на распространенность отклоняющихся форм экономического поведения.

Не отвечает предъявляемым требованиям организация и содержание подготовки и переподготовки руководителей и специалистов. Только около 3% нынешних руководителей имеют экономическое образование, остальные – техники и технологи.13

Таким образом, можно отметить, что закончившийся этап первичных экономических преобразований показал способность преступных элементов и группировок использовать малейшие пробелы в законодательстве для незаконного личного обогащения.

Они действовали, применяя для этого целый комплекс методов воздействия:

- инфильтрацию (внедрение) своих ставленников в государственные, правоохранительные, контролирующие органы и коммерческие структуры;

- коррупцию, подкуп должностных лиц органов власти, управления и суда;

- сговор с руководителями крупных промышленных и коммерческих структур;

- давление со стороны коррумпированных должностных лиц органов власти и управления, распространение ложной информации;

- скупку паев и акций, захват имущественных прав и собственности под различного вида угрозами;

- террор и физическое устранение неугодных лиц.

В структуре экономики возникли контролируемые силовыми методами криминальные сегменты.

Основными недостатками организационно - правового и правоохранного сопровождения экономических преобразований в России, влекущими расширение теневого сектора - экономики, активизацию преступного поведения в этой сфере и консолидацию организованной преступности являются:

1)игнорирование недопустимости легализации преступных доходов. Фактический мораторий на проверку законности происхождения средств, вводимых в хозяйственный и финансовый оборот;

2)несоответствие правовой базы реформируемой экономике. Отсутствие действенной поддержки и защиты добросовестного предпринимательства. Неразработанность системы ответственности за нарушения антимонопольного и налогового законодательства;

3)преувеличение возможностей правоохранительной системы как социального регулятора. Отстраненность судов от проблем обеспечения безопасности граждан от угроз со стороны преступников. Неготовность соответствующих органов выявлять и фиксировать незаконные доходы.14

Существенной причиной сложившейся криминальной ситуации в экономике является недостаточная научная проработка проблемы экономической преступности, отсутствие ясных представлений о стратегии и идеологии борьбы с ней.

Современная организация борьбы с рассматриваемым видом преступлений по - прежнему осуществляется старыми методами, эффективно действовавшими в условиях централизованной экономики, но не достигающими цели в современных условиях15.

Вывод: Рассмотренный причинный комплекс экономической преступности, в значительной степени отражает существенное влияние экономических и социально - политических процессов в обществе на криминализацию экономических отношений.


3.ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ.

Важнейшее значение для предупреждения рассматриваемого вида преступлений имеют общесоциальные меры.

Они направлены на:

- раскрепощение предприимчивости, создание условий для реализации творческого потенциала личности в области экономических отношений путём свободного выбора любых форм хозяйствования с использованием государственной, коллективной и частной собственности;

- обеспечение равной правовой защиты предпринимательства в государственном и альтернативном секторах экономики;

- создание необходимой рыночной инфраструктуры.

Общее предупредительное значение имеет внедрение демократических принципов саморегуляции экономических процессов на основе самофинансирования, самоокупаемости и самоуправления.

Немалую предупредительную нагрузку несут меры по совершенствованию системы управления.

Необходимо ограничить возможность должностных лиц и служащих, комплексом организационных гарантий, в том числе права на судебное обжалование должностных лиц, прибегать к мздоимству, как одному из главных инструментов современной хозяйственной практики.

Актуальное значение в плане предупреждения экономических преступлений имеют мероприятия по широкому техническому перевооружению промышленности, переходу на преимущественно интенсивный путь развития с использованием самой совершенной техники и технологии; увеличение удельного веса комплексно - механизированных предприятий; замена морально устаревшего и физически изношенного оборудования.

Специально - криминологические меры, становясь обязательным компонентом управленческих решений, прямо или опосредованно сужают поле злоупотреблений, затрудняют, а иногда и вовсе делают невозможным, перерастание менее опасных хозяйственных правонарушений в уголовно наказуемые деяния.

Субъектами профилактики экономических преступлений выступают руководители и другие должностные лица предприятий, акционерных обществ, товариществ, их трудовые коллективы, органы хозяйственного управления, представители государственного аудиторского и внутрихозяйственного контроля.

Особое значение в новых условиях хозяйствования приобретает профилактическая деятельность представительных органов и органов местного самоуправления, решающих вопросы комплексного развития предприятий, рационального использования природных ресурсов.

При системной характеристике предупредительных мер особо следует выделить следующие.

1.Экономические меры включаются в общую концепцию перехода к рынку и в специальные государственные программы по отдельным направлениям экономической политики.

В их числе: земельная реформа, программа развития предпринимательства, в том числе малого, программа приватизации государственных и муниципальных предприятий, программа ограничения монополистической деятельности и создание условий для добросовестной конкуренции, реформа банковской системы, формирование оптовой торговли средствами производства (товарно - сырьевые биржи), рынка ценных бумаг (фондовые биржи), информационной, консультативной, посреднической сетей во взаимоотношениях обособленных товаропроизводителей и др.

Антикриминогенное действие оказывает изменение порядка взаимоотношений предприятий не на основе обязательного к исполнению плана, навязанного сверху и часто не неподкреплённого соответствующими материально - техническими ресурсами, побуждающего вследствие этого к злоупотреблениям, а на основе свободного выбора партнёров.

Личная заинтересованность в рачительном ведении хозяйства благоприятно сказывается на уменьшении криминогенности различности проявлений бесхозяйственности.

Серьёзные предпосылки для снижения криминогенной активности, корыстных устремлений в процессе приватизации государственного имущества создаёт чётко продуманная программа, включающая перечень объектов государственной собственности, намеченной к приватизации, методики оценки стоимости приватизируемых предприятий.

Специально предупредительной направленностью отличаются меры, запрещающие соглашение конкурирующих хозяйственных субъектов о поддержании цен на рынке, разделе рынка на сферы влияния предприятиями, занимающими доминирующее положение в промышленности, иные соглашения, в явной или скрытой форме насаждающие стандарты недобросовестной компетенции, ущемляющие права потребителей.

На снижение уровня экономической преступности несомненное влияние могут оказать меры по упорядочению внешнеэкономической деятельности, созданию механизма регулирования внешнеэкономических операций для выполнения договорных обязательств и государственных заказов, введение системы квотирования основных видов вывозимого сырья, лицензирования определённых сфер деятельности.

2.Организационные меры предупреждения экономических преступлений направлены на создание системы противовесов предпринимательству, ограждающих общество от злоупотреблений, в виде определённых процедур принятия наиважнейших хозяйственных решений, несоблюдение которых делает решения недействительными.

Наделение необходимыми полномочиями органов управления и контроля, призванных следить за соответствием деятельности субъектов хозяйственного оборота целям и задачам, обозначенным в законе и учредительных документах предприятий, акционерных обществ и пр.

К специально предупредительным мерам относятся:

- запрещение в законодательном порядке заниматься определёнными видами деятельности негосударственным предприятиям, организациям;

- испрашивание специального разрешения (лицензии) на определённые работы;

- введение ограничений для коммерческой деятельности руководящих лиц органов управления и специалистов контрольного аппарата.

В борьбе с экономической преступностью значительный профилактический эффект способны принести меры по совершенствованию деятельности контролирующих органов, наделению их по опыту передовых стран с развитой рыночной экономикой правами органа дознания.

Сочетание углублённой проверки хозяйственной деятельности с основанными на законе оперативными по обнаружению скрытых доходов, положительно зарекомендовало себя во многих странах.

Немаловажное профилактическое значение имеет скоординированность усилий контролирующих органов по обеспечению законности в хозяйственных правоотношениях; выработка мер по нейтрализации негативных последствий экономических решений, распространение передового опыта.

3.Технические меры предупреждения экономических преступлений направлены на разработку более совершенных средств транспортировки товаров, сырья, исключающих возможность постороннего вмешательства, создание надежных запорных устройств в местах складирования особо ценных сырьевых и товарных ресурсов.

Они направлены, также, на внедрение в практику контролирующих и правоохранительных органов методов обнаружения дефектных, подложных документов, позволяющих изымать товары и иные ценности из государственных общественных фондов, внедрение экспресс - методов обнаружения сфальсифицированных продуктов и пр.

4.Правовые меры играют существенную роль в предупреждении виновного поведения в экономике, особенно значительную в современный период, поскольку правообеспечивающий механизм отстает от хозяйственной практики.

Совершенствование законодательства с учетом выявленных пробелов регулирования экономических отношений должно касаться:

а) выработки общеобязательных правил поведения на рынке для всех хозяйственных субъектов;

б) разработки системы материальных санкций, как к юридическим, так и к физическим лицам за нарушения хозяйственного законодательства, причиняющие ущерб интересам потребителей;

в) введения административной и уголовной ответственности за различные виды недобросовестной коммерции в случае злостного неисполнения общеобязательных правил хозяйственной деятельности, посягающих на общественные интересы.

Целесообразно законодательно урегулировать вопрос о запрещении определенных видов деятельности для негосударственных предприятий, организаций, таких, как исполнение функций органов управления, контроля и надзора, посягающих на исключительную прерогативу государства и делающих бессмысленным контроль и государственное руководство экономикой, а также обращение с культурными, историческими ценностями, составляющими общенациональное достояние, и др.

5.Воспитательные меры призваны сыграть важную роль в преодолении стереотипов уравнительного мышления, доставшегося от эпохи застоя и породившего иждивенчество, потерю инициативности, боязнь нового.

Первейшее воспитательное значение имеет возвышение в общественном сознании идеи консолидации, построения общества с высокоэффективной экономикой, способной создать людям достойные условия жизни и вызвать чувство гордости за принадлежность к такому обществу.

Вывод: Предупреждение преступлений в сфере экономики представляет собой неотъемлемую часть социального управления и предполагает осуществление системы экономических, организационно - производственных, технических, правовых, воспитательных мер, направленных на коррекцию личности правонарушителя и нейтрализацию или снижение действия обстоятельств, обусловливающих совершение преступлений.

4.ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ПМР И РОССИИ

В ПМР в 2009 году было зарегистрировано 1466 уголовных проявлений экономической направленности, что на 8,8% больше, чем в 2008 году.

При этом подразделениями БЭП МВД ПМР было раскрыто 1129 преступлений (+20,2%). Из них 80,7% - раскрыты по оперативной информации.

Существенно возросли результаты по раскрытию таких видов преступлений как незаконные валютные операции 62 (+25), ущерб имуществу 50 (+33), незаконное предпринимательство 165 (+61), злоупотребление властью 36 (+7), взятки 71 (+9), служебный подлог 176 (+97) и сбыт поддельных денежных купюр 28 (+17).

Так, в 2009 году, в ходе проведения оперативно - розыскных мероприятий, сотрудниками БЭП Октябрьского РОУВД УВД г. Тирасполь и УВД г. Бендеры были задержаны две преступные группы в количестве трех человек каждая, которые в течение 2009 года изготавливали с целью сбыта при помощи компьютерной техники поддельные денежные знаки ПМР различного номинала.

Много внимания сотрудниками БЭП продолжает уделяться и другим не менее важным направлениям работы. Так, с целью выявления и пресечения деятельности по незаконному изготовлению, розливу и реализации фальсифицированных спиртных напитков, сотрудниками БЭП в рамках операции “Суррогат” были проведены оперативно - профилактические мероприятия, которые позволили выявить и пресечь деятельность 3 - х цехов по незаконному изготовлению, розливу и реализации фальсифицированной спиртной продукции. За незаконную реализацию спиртных напитков было возбуждено 34 уголовных дела (-20,9%).

В результате активной работы подразделений БЭП в 2009 году было изъято из незаконного оборота значительное количество литров готовой фальсифицированной спиртной продукции.

Так, например, в ходе проведения ОРМ сотрудниками ОБЭП Рыбницкого ОВД, прекращена деятельность подпольного цеха по незаконному изготовлению, розливу и реализации фальсифицированной спиртной продукции, под торговой маркой ЗАО «КВ и НТ».

В ходе проведенных мероприятий изъято 360 бутылок готовой продукции: коньяк «Нистру», «Дойна», «Тирас», емкости со спиртом, большое количество фурнитуры. Виновные лица были привлечены к уголовной ответственности.

В 2010 году в ПМР было зарегистрировано 1247 уголовных проявлений в сфере экономики (-14,9%).

Раскрываемость преступлений по лини БЭП составила 97,3% (+0,4%).

Подразделениями БЭП МВД ПМР раскрыто 1087 неочевидных преступлений (-2,9%), из них 85,9% - раскрыты по оперативной информации(+5,0 %).

Доля возмещения ущерба по возбужденным уголовным делам с учетом наложения ареста на имущество составила 82,4% (12 млн. 824 тыс. 767 руб. ПМР). К уголовной ответственности было привлечено 671 лицо (+155).

Всего за отчетный период сотрудниками УБЭП и УБОП и К МВД ПМР выявлено 29 хищений в особо крупных размерах (-25,6%), 53 факта взяточничества (+55,9%), 134 должностных преступления (-25,1%).

Возросло количество уклонений от платы налогов (с 22 до 24), незаконных валютных операций (с 68 до 85).

Значительный вклад в выявление экономических преступлений вносит ревизионный отдел УБЭП МВД ПМР. Им проведена 71 ревизия и 50 бухгалтерских экспертиз.

По мнению руководства МВД ПМР несомненно положительную роль в оптимизации служебной деятельности подразделений БЭП играет совместная с Прокуратурой ПМР работа по исключению случаев незаконного возбуждения уголовных дел экономической направленности.

Так по инициативе МВД и в соответствии с Указанием Министра № 190 от 4 декабря 2008 г. возбуждение уголовных дел экономической направленности в обязательном порядке согласовывается с надзирающим прокурором. В результате значительно сократилось число незаконно возбужденных уголовных дел.

За 12 месяцев 2011 года в ПМР сотрудниками подразделений БЭП было выявлено 31 хищение в особо крупных размерах (+6,9%), 38 фактов взяточничества (-28,3%), 135 должностных преступлений (+0,8%).

Возросло количество выявленных незаконных валютных операций (с 85 до 90), хищений путем присвоения либо растраты (со 114 до 130). При этом основной массив экономических преступлений выявлен сотрудниками органов внутренних дел.

Так, по материалам, поступившим из других организаций, было возбуждено всего 34 дела (из Прокуратуры - 30, из МГБ ПМР – 1, из государственных администраций -3).

Раскрываемость преступлений по лини БЭП составила 96,2% (-1,1%).

Подразделениями БЭП всего было раскрыто 1062 неочевидных преступления, из них 85,8% - по оперативной информации.

Доля возмещения ущерба по возбужденным уголовным делам с учетом наложения ареста на имущество составила 62,7% (2 млн. 900 тыс. 891 руб. ПМР). Из общей суммы возмещенного ущерба в государственный бюджет направлено денежных средств, в сумме свыше 1 млн. 511 тыс. руб. ПМР16.

По итогам 2012 года, как отметил заместитель начальника Управления по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией Эдуард Катрук, было задокументировано 33 факта взяточничества, что на 37,5% больше, чем за аналогичный период 2011 года.

Возбуждено 62 уголовных дела по фактам злоупотребления и превышения должностных полномочий, что на 287% больше, чем в 2011 году.

Раскрываемость составила 94,7 %. Возмещено ущерба собственнику, с учетом наложения ареста на имущество, на общую сумму 217 мл. 044 тыс. 452 рублей ПМР, что в 17 раз больше, чем в 2011 году (12 мл. 752 тыс. 336 рублей ПМР) 17.

В России количество выявленных преступлений в экономике, в крупном и особо крупном размере, в 2003 - 2008 годах выросло в 1,7 раза.

По 21,6 тысячи преступных деяний установлена причастность организованных преступных групп и преступных сообществ, из - под их влияния выведено 89 объектов экономики.

Особое значение имеет комплекс мер по контролю за выделением государственных средств по линии программ антикризисных мероприятий: только в конце 2008 — начале 2009 года было выявлено 98,9 тысячи преступлений, возмещено 20 миллиардов рублей материального ущерба.

С 25 апреля по 15 мая 2009 года во всех субъектах Федерации проводилась оперативно - профилактическая операция «Алкоголь - Табак».

В результате выявлено более 10 тыс. правонарушений, связанных с оборотом этилового спирта и алкогольной продукции, а также 1,6 тыс. преступлений. Пресечена деятельность 215 подпольных цехов, производивших алкогольную продукцию. Из незаконного оборота изъято почти 272 тыс. литров этилового спирта, около 164 тыс. литров денатурированного спирта, примерно 3 млн. литров готовой алкогольной продукции, из них свыше 55 тыс. литров оказались опасными для жизни и здоровья граждан. Размер причиненного ущерба составляет, без малого, 210 млн. рублей. 18

Характеризуя обеспечение экономической безопасности России в 2010 году, начальник Департамента экономической безопасности МВД России генерал - лейтенант милиции Шалаков Юрий Андреевич17 февраля 2011 года отмечал:

- В 2010 году оперативная обстановка в сфере борьбы с экономической преступностью в России характеризовалась снижением количества преступлений.

Подразделениями экономического блока органов внутренних дел выявлено свыше 170 тысяч преступлений, более половины из них отнесены к категории тяжких и особо тяжких.

Благодаря принятым Департаментом мерам в условиях изменения законодательства, а также реформы системы МВД России удалось не допустить осложнения криминальных и криминогенных процессов в сфере экономики.

При этом силы и средства подразделений экономического блока органов внутренних дел в меньшей степени были отвлечены на противодействие малозначительным преступлениям. В результате активизации работы по выявлению и пресечению преступлений, представляющих значительную общественную опасность, возрос до 64,5 процентов удельный вес выявленных преступлений экономической направленности, относящихся к категории тяжких и особо тяжких. 

Почти на 31 процент возрос удельный вес выявленных преступлений в сфере оборота водных биоресурсов, более чем на 42 процента – совершенных против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, в том числе более чем на 13 процентов – связанных с получением взятки.19

По данным МВД России, в 2012 году при общем снижении экономической преступности был отмечен рост доли тяжких преступлений, а также преступлений, совершенных в крупном/особо крупном размере либо повлекших значительный ущерб.

Так, тяжкие и особо тяжкие преступления в общем числе выявленных преступлений экономической направленности составили 57,4% (в 2011 году – 54%).

Доля преступлений, совершенных в крупном/особо крупном размере или причинивших значительный ущерб несколько также увеличилась по сравнению с позапрошлым годом и составила 20,9% (в 2011 году- 20%).

Наиболее часто в крупном и особо крупном размере в 2012 году совершались следующие виды преступлений:

- неправомерные действия при банкротстве (100%);

- нарушение авторских и смежных прав (98,7%);

- незаконное предпринимательство (96,5%);

- присвоение и растрата (95,7%);

- незаконный оборот драгметаллов, драгоценных камней, жемчуга (93%);

- производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированный товаров и продукции (92,9%).

Что касается последних двух видов преступлений, то по ним в 2012 году наблюдалось значительное увеличение доли преступлений, совершенных в крупном или особо крупном размере – на 13,8% и 8,3% соответственно.

Наиболее часто экономические правонарушения выявляются сотрудниками ОВД – 94% или 162,6 тыс. преступлений.

На долю СК РФ пришлось 1,2% выявленных экономических преступлений, таможни – 0,3%, прочих – 4,5%. При этом в 2012 году было зафиксировано значительное (26,4%) увеличение числа дел, предварительно расследованных сотрудниками Следственного комитета РФ.

Число дел, расследованных сотрудниками ОВД, снизилось на 17,5%, таможенными органами – на 80,1%.

Таким образом, расследование преступлений экономической направленности все больше переходит в ведение СК РФ.

В России необходимо создать финансовую полицию для более эффективного расследования экономических преступлений.

Об этом заявил председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин на расширенном заседании коллегии комитета, посвященном результатам работы в 2012 году.

По словам главы ведомства, в компетенцию нового органа "следовало бы отнести функции по выявлению и раскрытию финансовых преступлений"20.

Вывод: Говоря об основных приоритетах работы по предупреждению экономической преступности правоохранительными органами ПМР и России, особое внимание следует уделить раскрытию экономических преступлений и, прежде всего, нарушениям в налоговой сфере, должностным злоупотреблениям, невыполнению инвестиционных обязательств, борьбе с теневой экономикой.

Необходимо активизировать работу по «выбиванию» экономической основы функционирования организованной преступности.

Есть законные методы и меры противодействия. Прежде всего, это оперативно - розыскная деятельность, которую необходимо совершенствовать.

ОРД следует внедрять в сферы, где высоки риски злоупотреблений и различных соблазнов.

Прежде всего, это оборот подакцизных товаров, банковская деятельность, валютные операции, работа с оффшорами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершении работы, можно сделать следующие выводы:

- экономическая преступность тормозит развитие производства, отвлекает инвестиционный капитал, подстёгивает инфляцию, лишает госбюджет значительной части доходов, обостряет все существующие экономические проблемы и, таким образом становится фактором мощного противодействия, происходящим в ПМР и РФ преобразованиям;

- во многих случаях суммы неэффективного использования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов существенно превышают суммы нецелевого использования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, но за данный вид бюджетного правонарушения должностное лицо подлежит только дисциплинарной ответственности.

Поэтому необходимо улучшить эффективность расследования преступлений, совершаемых во всех сферах экономической деятельности, а также усовершенствовать законодательное регулирование внешнеэкономической деятельности в нашей республике, сделать более эффективной борьбу с криминальными проявлениями в кредитно - финансовой системе.

Как уже было отмечено - деятельность по предупреждению экономических преступлений может осуществляться в различных масштабах.

Она может проводиться как на федеральном и региональном уровне в России, республиканском уровне в ПМР, так и на отдельных предприятиях, в учреждениях и организациях данных государств.

Она может проводиться в отношении отдельных граждан, индивидуальных предпринимателей, руководителей или работников коммерческих организаций.

В этой связи различают общесоциальные и специально - криминологические меры предупреждения.

Общесоциальные меры предупреждения предполагают проведение государством экономической политики, свободной от криминальных издержек, сужающей возможности "теневой" экономики. Эти меры направлены на разрешение глобальных экономических проблем, порождающих "теневую" экономику и связанную с ней преступность.

При этом необходимо:

- обеспечить разумное дистанцирование государственного и частного секторов экономики, нейтрализовать условия, способствующие перекачке с корыстной целью государственных средств в частно - предпринимательские структуры;

- стимулировать предпринимательское поведение, соответствующее интересам потребителей;

- установить жесткие меры ответственности за использование недобросовестной конкуренции, дискредитацию экономических и финансовых партнеров, за клановые проявления монополизма, связанные с коррупцией;

- создать условия для постепенного вытеснения из сферы производства и распределения криминальных методов регулирования экономических отношений.

Усиление государственно - правовой защиты всех форм правомерно приобретенной собственности необходимо сочетать с методами по недопущению получения сверхприбылей противоправными способами, повышению ответственности за невыполнение экономических обязательств, несоблюдение финансово-кредитной, платежной и договорной дисциплины.

Таким образом, определяющая роль в предупреждении преступлений в сфере экономической деятельности принадлежит общегосударственным мероприятиям по устранению системного кризиса в обществе.

В первую очередь по стабилизации отношений в сферах экономики и социальной жизни, по разрешению присущих им противоречий, обеспечению роста промышленного и сельскохозяйственного производства, демонополизации экономики и формированию конкурентной среды, развитию инфраструктуры рынка, укреплению гарантий частной собственности, социальной защите наиболее уязвимых слоев населения, совершенствованию законодательства, программированию предупреждения экономических преступлений.

Специально - криминологические меры предупреждения экономических преступлений непосредственно направлены на устранение либо нейтрализацию конкретных причин и условий экономических преступлений.

Хотя функция предупреждения экономических преступлений возложена на различные элементы правоохранительной системы, органы внутренних дел среди них занимают наиболее важное место, поскольку именно они имеют специализированные подразделения по борьбе с экономическими преступлениями. В системе МВД сосредоточен основной банк информации о динамике, структуре преступности в сфере экономической деятельности.

Предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности требует от правоохранительных органов высокого уровня взаимодействия.

Одной из его форм является четко отлаженный, интенсивный обмен информацией. Оперативность информационного взаимодействия между правоохранительными органами - важный показатель успешной борьбы с преступностью в сфере экономической деятельности.

Координация деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, контролирующих и правоохранительных органов, общественных организаций по ключевым направлениям предупреждения экономических преступлений осуществляется на основе целевых государственных программ усиления борьбы с преступностью в Российской Федерации и ПМР.

Эти программы предусматривают осуществление комплекса соответствующих взаимосвязанных мер экономического, организационного, технического, правового и воспитательного характера.

ЛИТЕРАТУРА

Нормативно-правовые акты:

1.Конституция ПМР, принята на всенародном референдуме 24.12.1995 года и подписана Президентом Приднестровской Молдавской Республики 17 января 1996 года, с изменениями и дополнениями, внесенными конституционными законами ПМР от 30.06.2000г №310-КЗИД (газета «Приднестровье» от 12 июля 2000года,13 июля 2000года № 132-133); от 13 июля 2005года № 593-КЗИД-III (САЗ 05-29); от 10 февраля 2006 года № 1-КЗИД-IV (САЗ 06-7); от 4 июля 2011 года №94-К-ЗИД-V(САЗ 27-11).

2.Конституционный закон ПМР: «О прокуратуре ПМР». 31.07. 2006 г. 66 – КЗ – 1У (САЗ 06 – 32), с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 25 мая 2011 года №67-КЗ-V (САЗ 11-21); от 17 июля 2012 года № 138-КЗИД-V (САЗ 12-30); от 8 октября 2012 г. № 187-КЗИ-V (САЗ 12-42); от 26 октября 2012 г. № 204-КЗИД-V (САЗ 12-44).

3.Конституционный закон ПМР: «О Верховном Суде ПМР» от 12 мая 2003 года № 274-КЗИ-III (САЗ 03-20) с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 2 июня 2003 года № 284-КЗД-III (САЗ 03-23); от 8 ноября 2005 года № 659-КЗД-III (САЗ 05-46); от 27 июля 2007 года № 264-КЗИ-IV (САЗ 07-31).

4.Уголовный кодекс ПМР от 7 июня 2002 года № 138-З-III (CАЗ 02-23,1), с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 21 ноября 2002 года № 207-ЗИ-III (САЗ 02-47); от 30 января 2003 года № 229-ЗИ-III (САЗ 03-5); от 26 февраля 2003 года № 247-ЗИД-III (САЗ 03-9); от 31 марта 2003 года № 257-ЗИД-III (САЗ 03-14); от 1 июля 2003 года № 302-ЗИД-III (САЗ 03-27); от 30 июля 2004 года № 450-ЗИД-III (САЗ 04-31); от 17 августа 2004 года № 466-ЗИД-III (САЗ 04-34); от 5 октября 2004 года № 475-ЗИД-III (САЗ 04-41); от 5 ноября 2004 года № 490-ЗИД-III (САЗ 04-45); от 18 марта 2005 года № 548-ЗИД-III (САЗ 05-12); от 21 июля 2005 года № 598-ЗИД-III (САЗ 05-30); от 4 октября 2005 года № 636-ЗИД-III (САЗ 05-41); от 27 октября 2005 года № 652-ЗД-III (САЗ 05-44); от 16 ноября 2005 года № 664-ЗД-III (САЗ 05-47); от 17 ноября 2005 года № 666-ЗИ-III (САЗ 05-47); от 22 февраля 2006 года № 4-ЗД-IV (САЗ 06-9); от 19 апреля 2006 года № 23-ЗИД-IV (САЗ 06-17); от 19 июня 2006 года № 47-ЗИД-IV (САЗ 06-26); от 7 августа 2006 года № 71-ЗИД-IV (САЗ 06-33); от 1 ноября 2006 года № 116-ЗИД-IV (САЗ 06-45); от 26 марта 2007 года № 194-ЗД-IV (САЗ 07-14); от 27 июля 2007 года № 262-ЗИД-IV (САЗ 07-31); от 31 июля 2007 года № 271-ЗИ-IV (САЗ 07-32); от 18 февраля 2008 года № 398-ЗИ-IV (САЗ 08-7); от 28 марта 2008 года № 432-ЗИ-IV (САЗ 08-12); от 30 апреля 2008 года № 456-ЗД-IV (САЗ 08-17); от 14 мая 2008 года № 464-ЗИ-IV (САЗ 08-19); от 30 июля 2008 года № 513-ЗИД-IV (САЗ 08-30); от 17 февраля 2009 года № 660-ЗИ-IV (САЗ 09-8); от 24 февраля 2009 года № 669-ЗИД-IV (САЗ 09-9); от 2 марта 2009 года № 675-ЗД-IV (САЗ 09-10); от 23 марта 2009 года № 689-ЗИ-IV (САЗ 09-13); от 24 марта 2009 года № 690-ЗИ-IV (САЗ 09-13); от 2 апреля 2009 года № 697-ЗД-IV (САЗ 09-14); от 3 апреля 2009 года № 703-ЗИ-IV (САЗ 09-14); от 8 апреля 2009 года № 713-ЗИ-IV (САЗ 09-15); от 22 апреля 2009 года № 729-ЗИ-IV (САЗ 09-17); от 6 мая 2009 года № 749-ЗД-IV (САЗ 09-19); от 6 июля 2009 года № 800-ЗИ-IV (САЗ 09-28); от 25 сентября 2009 года № 870-ЗИ-IV (САЗ 09-39); от 19 октября 2009 года № 887-ЗИ-IV (САЗ 09-43); от 11 декабря 2009 года № 913-ЗД-IV (САЗ 09-50); от 11 января 2010 года № 1-ЗИД-IV (САЗ 10-2); от 29 января 2010 года № 12-ЗИ-IV (САЗ 10-4); от 14 апреля 2010 года № 48-ЗИ-IV (САЗ 10-15); от 16 апреля 2010 года № 51-ЗИД-IV (САЗ 10-15); от 26 мая 2010 года № 86-ЗИ-IV (САЗ 10-21); от 23 июня 2010 года № 107-ЗД-IV (САЗ 10-25); от 30 июня 2010 года № 115-ЗИ-IV (САЗ 10-26); от 15 ноября 2010 года № 208-ЗИД-IV (САЗ 10-46); от 11 мая 2011 года № 41-ЗИ-V (САЗ 11-19); от 11 мая 2011 года № 43-ЗИ-V (САЗ 11-19); от 11 мая 2011 года № 45-ЗИ-V (САЗ 11-19); от 13 мая 2011 года № 47-ЗИД-V (САЗ 11-19); от 24 мая 2011 года № 64-ЗД-V (САЗ 11-21); от 12 июля 2011 года № 109-ЗИ-V (САЗ 11-28); от 27 июля 2011 года № 133-ЗИД-V (САЗ 11-30); от 29 июля 2011 года № 142-ЗИД-V (САЗ 11-30); от 30 сентября 2011 года № 162-ЗИ-V (САЗ 11-39); от 19 октября 2011 года № 184-ЗИ-V (САЗ 11-42); от 24 ноября 2011 года № 211-ЗИ-V (САЗ 11-47); от 20 февраля 2012 года № 11-ЗИ-V (САЗ 12-9); от 5 марта 2012 года № 21-ЗИ-V (САЗ 12-11); от 2 апреля 2012 года № 41-ЗИ-V (САЗ 12-15); от 5 июля 2012 года № 127-ЗИД-V (САЗ 12-28); от 5 июля 2012 года № 130-ЗД-V (САЗ 12-28); от 8 октября 2012 г. № 185-ЗИД-V (САЗ 12-42).

5.Уголовно – процессуальный кодекс ПМР от 27 декабря 2002 года № 217-ЗИ-III (САЗ 02-52); от 26 февраля 2003 года № 247-ЗИД-III (САЗ 03-9); от 20 июня 2003 года № 291-ЗИД-III (САЗ 03-25); от 1 июля 2003 года № 300-ЗИД-III (САЗ 03-27); от 1 июля 2003 года № 301-ЗИД-III (САЗ 03-27); от 17 августа 2004 года № 466-ЗИД-III (САЗ 04-34); от 5 ноября 2004 года № 490-ЗИД-III (САЗ 04-45); от 21 июля 2005 года № 598-ЗИД-III (САЗ 05-30); от 1 августа 2005 года № 605-ЗИД-III (САЗ 05-32); от 4 октября 2005 года № 635-ЗИД-III (САЗ 05-41); от 17 ноября 2005 года № 666-ЗИ-III (САЗ 05-47); от 19 апреля 2006 года № 23-ЗИД-IV (САЗ 06-17); от 19 июня 2006 года № 47-ЗИД-IV (САЗ 06-26); от 7 августа 2006 года № 71-ЗИД-IV (САЗ 06-33); от 3 апреля 2007 года № 201-ЗИД-IV (САЗ 07-15); от 18 апреля 2007 года № 204-ЗИ-IV (САЗ 07-17); от 14 июня 2007 года № 226-ЗИ-IV (САЗ 07-25); от 2 августа 2007 года № 277-ЗИ-IV (САЗ 07-32); от 2 августа 2007 года № 280-ЗИД-IV (САЗ 07-32); от 6 ноября 2007 года № 330-ЗИД-IV (САЗ 07-46); от 6 мая 2008 года № 458-ЗД-IV (САЗ 08-18); от 25 июля 2008 года № 494-ЗИ-IV (САЗ 08-29); от 4 декабря 2008 года № 615-ЗД-IV (САЗ 08-48); от 16 января 2009 года № 649-ЗИД-IV (САЗ 09-3); от 24 февраля 2009 года № 670-ЗД-IV (САЗ 09-9); от 23 марта 2009 года № 685-ЗИ-IV (САЗ 09-13); от 3 апреля 2009 года № 700-ЗД-IV (САЗ 09-14); от 6 мая 2009 года № 745-ЗД-IV (САЗ 09-19); от 6 мая 2009 года № 746-ЗИД-IV (САЗ 09-19); от 12 июня 2009 года № 779-ЗД-IV (САЗ 09-24); от 6 августа 2009 года № 832-ЗИД-IV (САЗ 09-32); от 11 января 2010 года № 2-ЗИ-IV (САЗ 10-2); от 14 апреля 2010 года № 48-ЗИ-IV (САЗ 10-15); от 16 апреля 2010 года № 52-ЗИ-IV (САЗ 10-15); от 28 апреля 2010 года № 62-ЗИД-IV (САЗ 10-17); от 22 июня 2010 года № 105-ЗИ-IV (САЗ 10-25); от 22 июня 2010 года № 106-ЗИ-IV (САЗ 10-25); от 23 июня 2010 года № 108-ЗИ-IV (САЗ 10-25); от 15 ноября 2010 года № 209-ЗИ-IV (САЗ 10-46); от 8 декабря 2010 года № 248-ЗИ-IV (САЗ 10-49); от 29 марта 2011 года № 21-ЗД-V (САЗ 11-13); от 11 мая 2011 года № 46-ЗИД-V (САЗ 11-19); от 13 мая 2011 года № 50-ЗИ-V (САЗ 11-19); от 17 мая 2011 года № 53-ЗИ-V (САЗ 11-20); от 6 июня 2011 года № 84-ЗИ-V (САЗ 11-23); от 22 июля 2011 года № 120-ЗИД-V (САЗ 11-29); от 19 октября 2011 года № 185-ЗИ-V (САЗ 11-42); от 25 октября 2011 года № 192-ЗИ-V (САЗ 11-43); от 24 ноября 2011 года № 208-ЗД-V (САЗ 11-47); от 30 ноября 2011 года № 223-ЗД-V (САЗ 11-48); от 13 февраля 2012 года № 6-ЗИ-V (САЗ 12-8); от 20 февраля 2012 года № 15-ЗД-V (САЗ 12-9); от 14 марта 2012 года № 27-ЗИД-V (САЗ 12-12); от 30 марта 2012 года № 40-ЗИД-V (САЗ 12-14); от 4 апреля 2012 года № 42-ЗИ-V (САЗ 12-15); от 17 апреля 2012 года № 46-ЗИ-V (САЗ 12-17); от 19 июля 2012 года № 140-ЗД-V (САЗ 12-30); от 31 июля 2012 года № 152-ЗИД-V(САЗ 12-32); от 11 марта 2015 года № 57-ЗИД-V (САЗ 13-10).

6.Закон ПМР « о милиции » от 18 июля 1995г. (СЗМР 95-3) с изменениями и дополнениями внесенными Законами ПМР от 6.01.1996 г. (СЗМР 96-2);от 25 ноября 1996 г.№20-34 (СЗМР 96-4);от 10 апреля 2000 г.№277-34 (СЗМР 00-2);от 21 апреля 2004 г.№405-ЗИД-III(САЗ 04-17); от 16 июня 2004 г. №429-34-III (САЗ 04-25);от17 августа 2004 г.№466-ЗИД-III (САЗ 04-34);от 5 ноября 2004 г.№490-ЗИД-III(САЗ 04-45);от 21 июля 2005 г.№17 ЗИД-IV(САЗ 05-30);от 24 марта 2006 г.№17 ЗИД-IV(САЗ 06-13);от 3 апреля 2006 г.№18-ЗИД-IV(САЗ 06-15);от 22 декабря 2006 г. №136 ЗИД-IV (САЗ 06-52);от 6 ноября 2007 г. №329-ЗИД-IV(САЗ 07-46);от 5 мая 2009 г. №743-ЗИД-IV (САЗ 09-24);от 12 июня 2009 г. №773-34-IV (САЗ 09-24); от 25 мая 2010 года № 85-ЗИД-IV (САЗ 10-21).

7.Закон ПМР: «Об оперативно – розыскной деятельности в ПМР» от 1 апреля 2008 года № 436-3-IV «Об оперативно-розыскной деятельности в Приднестровской Молдавской Республике» (САЗ 08-13) с изменениями и дополнением, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 14 октября 2009 года № 884-ЗИД-IV (САЗ 09-42);  от 28 апреля 2010 года № 63-ЗИ-IV (САЗ 10-17); от 26 октября 2012 года № 207-ЗИД-V (САЗ 12-44).

8.Закон ПМР: «Об учреждениях и организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 20 ноября 2002 года № 205-КЗ-III «О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 02-47) с изменениями и дополнениями, внесенными конституционными законами Приднестровской Молдавской Республики от 12 мая 2003 года № 274-КЗИ-III (САЗ 03-20); от 2 июня 2003 года № 284-КЗД-III (САЗ 03-23); от 8 ноября 2005 года № 659-КЗД-III (САЗ 05-46); от 6 декабря 2007 года № 358-КЗИД-IV (САЗ 07-50); от 14 января 2009 года № 647-КЗИД-IV (САЗ 09-3); от 27 апреля 2010 года № 59-КЗИ-IV (САЗ 10-17); от 22 декабря 2006 г. №136-ЗИД-IV(САЗ 06-52); от 27 июля 2010 года N 157-ЗИД-IV (САЗ 10-30).

9.Закон ПМР «О наркотических средствах и психотропных веществах». 07. 06. 2002 г. № 136-З-III (СЗМР 02-2).

10.Закон ПМР: «О противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем» от 06.04. 2008 г. № 704 – З – 1У (САЗ 09 – 15); от 10 декабря 2010 г. N 256-ЗИД-IV (САЗ 10-49); от 9 августа 2012 г. N 168-ЗИД-V (САЗ 12-33).

11.Закон ПМР «О противодействии терроризму» от 5 ноября 2007 г. N 328-З-IV (САЗ 07-46)

12.Указ Президента ПМР №228 от 11 апреля 2011 года (САЗ 11-15) «Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Приднестровской Молдавской Республике; Сводной таблицы об отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам количеств наркотических средств и психотропных веществ, обнаруженных в незаконном хранении или обороте; Списка сильнодействующих и ядовитых веществ; Крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 232 УК ПМР».

13.Указ Президента ПМР от 13 августа 2012 года № 529 (САЗ 12-34) «Об утверждении Положения «О правилах оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории ПМР».

14.Указ Президента ПМР №196 от 31.03.2011 г. О внесении дополнения в Указ Президента Приднестровской Молдавской Республики от 23 августа 2006 года N 457 «Об утверждении Положения о Комиссии по защите прав несовершеннолетних».

15.Указ Президента ПМР №104 от 17.02.2011 г. О внесении изменений в Указ Президента Приднестровской Молдавской Республики от 7 апреля 2003 года N 153 «О создании Республиканского межведомственного совета по профилактике правонарушений среди детей и молодежи».  

16.Указ Президента ПМР № 872 от 11 ноября 2011 года (САЗ 11-45) «Об утверждении положения о взаимодействии налоговых органов и органов внутренних дел по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых и иных экономических правонарушений и преступлений».

16.Приказ МВД ПМР №330 от 6.11.1997 г. (Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб ОВД в раскрытии и расследовании преступлений).

17.Приказ МВД ПМР № 32 от 13 февраля 2002 г. ’’Об утверждении Инструкции «По организации и осуществлению ОВД борьбы в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, а также их прекурсоров».

18.Приказ МВД ПМР № 196 от 5 июля 1993 г. ’’Об утверждении Инструкции по организации работ дежурных частей министерства ОВД, городского - районного Совета народных депутатов линейного отдела (отделения)’’.

19.Приказ МВД ПМР № 223 от 18 июля 1997 г. ’’Об утверждении Инструкции ’’Об организации информационной работы по совершённым преступлениям в ОВД республики’’.

20.Приказ МВД ПМР № 330 от 6 ноября 1997 г. «Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в раскрытии и расследовании преступлений».

Учебно - методическая и научная литература:

1.Антонян Ю.М., Голубев В.П. Личность корыстного преступника. Криминология: Учебник. М., 1995. Томск, 1989 г.

2.Аванесов Г. А. Криминология.– М.: Юнити -Дана, 2006.

3.Алауханов Есберген. Криминология. Учебник. – Алма - Аты. 2008.

4.Барканов А. Н. Обратная сила уголовного закона. Автореферат. СЮИ МВД РФ. 2000.

5.Босхолов С.С. Проблемы законодательного обеспечения борьбы с организованной преступностью //Совершенствование борьбы с организованной преступностью и наркобизнесом. М. 1998 г.

6.Бурлаков В.Н. Криминология. Уч. пособие. – М. 2005 г.

7.Ветров Н.И. Уголовное право: Учебник для юридических вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2001 г.

8.Воробьева Л. Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство. //Законность. №2. 2001 г.

9. Горшенков Г.Н. Преступление как криминологическая категория. Закон и право. № 7. 2005.

10. Гуров А.И. профессиональная преступность: прошлое и современность. М. 1993 г.

11.Дементьев А.С. Борьба с коррупцией и организованной
преступностью в сфере экономики: оперативная обстановка, перспективы. Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью в сфере экономики. Вып. I. - М.: Московский институт МВД РФ. 2005. С. 26.

12.Долгова А.И. Экономическая преступность. Криминология. М. 2009 г. Гл. 19. С. 390 – 404.

13.Долгова А. И. Преступность и реформа в России. М, 1998 г.

14. Долгова А.И. Криминология. Учебник. М. 2005г.

15.Елисеев С.А. Вопросы теории и практики предупреждения корыстных преступлений. Томск, 1989 г.

16.Кадников Н. Т. Классификация преступлений в зависимости от тяжести. ЮИ МВД РФ.. 2001 г.

17.Кивич Ю.В., Лебедев С Л. Предупреждение преступности органами внутренних дел.- М., 2003.

18.Кваша Ю.Ф. Криминология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002 г.

19.Кондратюк Л.В., Овчинский B.C. Криминологическое измерение / Под ред. К.К. Горянинова. М., 2008. С. 8 - 13, 228 - 256.

20.Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. М., 2004.

21.Кузнецова Н.Ф. Криминология: Учебник.– М.: 2008.

22.Кудрявцев В.Н. Криминология: Учебник. М. 2007 г.

23.Махоткин В. П. Общественная опасность преступления. М.
Академия МВД РФ. 2002 г.

24.Наумов А. В. Уголовное право. Общая часть. Курс лекций. М.: Бек, Москва, 2001.

25.Основы борьбы с организованной преступностью. - М.: Инфра - М, 1996 С. 181.

26.Рарог А.И. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. - 2-е изд., перераб. и доп. Изд-во Проспект, М. 2004 г.

27.Хохряков Г.Ф. Криминология: Учебник. М.: Юристъ,2002 г.

28.Толмачев О. Незаконное предпринимательство как альтернативный формально - материальный состав преступлений // Российская юстиция. - №7. - июль 2001 г.

29.Доклад Министра Внутренних дел на Коллегии МВД ПМР. Милиция Приднестровья № 14(61) от 28 февраля 2008 г.

36.Доклады Министра Внутренних дел на Коллегии МВД ПМР за 2009 – 2011гг. Милиция Приднестровья.

37.Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Рашида Нургалиева. «Российская газета». 29 августа 2009 г.

38.Доклад Министра внутренних дел РФ на Коллегии МВД Российской Федерации 18 марта 2010 года. Российская газета. 19 марта 2010 года.

39.Ирина Круглова. Приднестровье. 31.01. 2015 г.

40.Доклад Министра внутренних дел Российской Федерации на расширенной Коллегии МВД РФ. 08.02.2015 г. Независимая газета. 09.02. 2015 г.

1Доклад Министра внутренних дел на Коллегии МВД ПМР. 27.02. 2012 г.

2Ирина Круглова. Приднестровье. 31.01. 2013 г.

3Государство и право. №7. 2008 г. С.120.

4Малков В.Д. Преступления в сфере экономической деятельности и их предупреждение. Гл. 14. Криминология. М. 2008 г. С. 269 – 294.

5Долгова А.И. Экономическая преступность. Криминология. М. 2009 г. Гл. 19. С. 390 – 404.

6Закон и право. №12, 2005 г. С. - 5.

7Доклады Министра Внутренних дел на Коллегии МВД ПМР за 2009 – 2010 гг.

8Доклад Министра внутренних дел на Коллегии МВД ПМР. 27.02. 2012 г.

9Ирина Круглова. Приднестровье. 31.01. 2013 г.

10Шалаков В.А. РИА Новости. 28.01.2010 г.

11Доклад Министра внутренних дел Российской Федерации на расширенной Коллегии МВД РФ. 08.02.2013 г. Независимая газета. 09.02. 2013 г.

12Закон и право. №12, 2006 г. – С. 66.

13Кондратюк Л.В., Овчинский B.C. Криминологическое измерение. М., 2008. С. 8 - 13, 228 - 256.

14Долгова А.И. Экономическая преступность. Криминология. М. 2009 г. Гл. 19. С. 390 – 404.

15Малков В.Д. Преступления в сфере экономической деятельности и их предупреждение. Гл. 14. Криминология. М. 2008 г. С. 269 – 294.

16Доклады Министра Внутренних дел на Коллегии МВД ПМР за 2009 – 2011 гг.

17Ирина Круглова. Приднестровье. 31.01. 2013 г.

18Доклад Ю.Я. Чайки на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации 4 марта 2010 года. Российская газета. 5 марта 2010 года.

19Шалаков Ю.А. Обеспечение экономической безопасности в период реформы МВД. Аликина Светлана. ИТАР – ТАСС. 17.02. 2011г.

20Российская газета. 21.02.2013 г.

Криминологическая характеристика экономических преступлений